32985

ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И ФИЛОСОФСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Доклад

Логика и философия

В качестве парадигмальной теории постнеклассической науки выступает синергетика теория самоорганизации изучающая поведение открытых неравновесных систем. Наиболее ценным достижением постнеклассической науки выступает предпринятая в ней попытка соединения объективного мира и мира человека. Гуманитарные и естественные науки больше не представляются разделенными непреодолимой пропастью.

Русский

2013-09-05

18.97 KB

33 чел.

13. ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И ФИЛОСОФСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Ценности научной рациональности не подвергались сомнению до последней трети XXв., пока цивилизация не столкнулась с глобальными проблемами, порожденными научно-техническим развитием. В XXв. стало очевидно, что последняя не только изучает развитие мира, но и сама является фактором и result его эволюции. Изменились не только отношения общ-ва к науке, но и поведение самого научного сообщ-ва. В конце XXв. начинается новый этап институционализации науки. If на 1st этапе ценность научного знания виделась в том, что оно является средством спасения, а на 2-м — содержалась в экономической эффективности, то сейчас наука выступает main средством сохранения цивилизации. Это определяет как приоритеты научных исследований, так и методы их решения. Определенный путь выхода из мировоззренческого кризиса современной научной рациональности заключается в глобальной мировоззренческой революции, происходящей в последние десятилетия. В result формируется новый исторический тип научной рациональности — постнеклассическая наука — который отличается от прежних как в предметно-методологических, так и в соц.-мировоззренческих аспектах. На 1st план выдвигаются междисциплинарные и проблемно ориентированные формы исследовательской деят-ти. Объекты их анализа - сложные системы, хар-ризующиеся открытостью и историческим саморазвитием. Исторически развивающаяся система формирует с течением времени новые уровни своей организации, которые, воздействуя на все ранее возникшие, меняют связи и композиции их элементов. В result междисциплинарных исследований усиливаются процессы взаимодействия принципов и картин реальности, формирующихся в dif. науках. Они становятся взаимозависимыми фрагментами общенаучной картины мира. Укоренение парадигмы целостности в постнеклассической науке способствовало выдвижению глобального взгляда на мир. Это приводит к сближению естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, когнитивных и ценностных параметров знания. В качестве парадигмальной теории постнеклассической науки выступает синергетика — теория самоорганизации, изучающая поведение открытых неравновесных систем. Ее основные мировоззренческие положения:

  1.  сложноорганизованным системам, в т.ч. природе, нельзя навязывать собственные сценарии развития, можно лишь способствовать их внутренним тенденциям;
  2.  относительно любого процесса существуют несколько альтернативных вариантов развития, поэтому возможен выбор наиболее оптимальных из них; будущее состояние системы детерминирует ее наличное состояние;
  3.   хаос является не исключительно негативной хар-ристикой, на определенных этапах он выступает в качестве конструктивного аспекта эволюции;
  4.  в моменты неустойчивости системы увеличиваются флуктуационные процессы, а значит, в критические моменты развития возрастает роль деят-ти каждого отдельного человека. Вместе с синергетическим видением мира в науку входят такие понятия как неопределенность, стохастичность, хаос, бифуркация, диссипативные структуры и т.д., выражающие неравновесные хар-ристики действительности.

Новым содержанием наполняются категории случайности и причинности. Наиболее ценным достижением постнеклассической науки выступает предпринятая в ней попытка соединения объективного мира и мира человека. Гуманитарные и естественные науки больше не представляются разделенными непреодолимой пропастью. Устанавливается связь м/у эволюцией Вселенной и жизнью человека на Земле. Эта связь выражает включение человеческой деят-ти в науку и преодоление разрыва м/у ее субъектом и объектом. Теперь они выступают не внеположными др. др., а относительно автономными компонентами исторически развивающейся системы научного знания. Все это способствует актуализации применения «понимающих» методик в науке, обеспечивающих ее ориентации на ценностные и смысловые параметры познания. В связи с этим в последнюю треть XXв. происходят новые радикальные изменения в основаниях научного знания, в ходе которых формируется постнеклассическая наука. Ориентация современной науки на изучение сложных исторически развивающихся систем существенно перестраивает нормы исследовательской деят-ти. Применяются методы построения возможных сценариев, исторической реконструкции и т.д. Среди исторически развивающихся объектов современной науки особое место занимают природные системы, в которые в качестве компонента включен сам человек. При их изучении поиск истины связан с определением возможных направлений практического преобразования такого объекта. Его описание не только допускает, но и предполагает включение аксиологических факторов в состав объясняющих положений. Модернизируются и философские основания науки. Научное познание рассматривается в контексте его соц. бытия как детерминируемое культурой, ценностными ориентациями и мировоззренческими установками эпохи. Возникает новое понимание категорий пространства и времени, возможности и действительности. Детерминация трактуется как избирательное реагирование.

2-я половина XXв. - формируется новый образ науки – постнеклассическая наука. Во многом картина процесса формирования этой науки еще мозаична, но определенные тенденции все же наметились. Наряду с дисциплинарными исследованиями на 1st план выдвигаются междисциплинарные формы исследовательской деят-ти, ориентированные на решение крупнейших проблем. В этом Вернадский видел отличительную особенность науки XXв. If задача классической и неклассической науки состояла в постижении определенного фрагмента действительности и выявлении специфики предмета исследования, то содержание постнеклассической науки определяется комплексными исследовательскими программами. Возникают новые формы синтеза науки, новые классы науки. У истоков тенденции, ведущей к образованию новых классов науки, стояли Докучаев и его ученик Вернадский, заложивший основы биосферного класса науки, биосферного естествознания в целом. Эта тенденция привела к формированию биогеоценологии. Биосферную и биогеоценотическую эстафету развития науки подхватил Тимофеев-Ресовский, сформулировавший проблему «биосфера и человечество».

В формировании научного мировоззрения был сделан существенный прорыв, на который не решались классическая и неклассическая науки – человек был введен в научную картину мира. Вселенная в ее эволюционном развитии получила антропологическую направленность. Антропный принцип выражает идею о том, что структура Вселенной и ее фундаментальные хар-ристики имеют антропологическое выражение.

Особенность постнеклассческой науки - формирование этики ответственности научного сообщ-ва за применение научных достижений. Наука не только ищет истину, но и определяет условия ее применения. If классическая и неклассическая науки ставили своей целью только поиск истины, а проблемы use и применения научных открытий возлагали на общ-во, то постнеклассическая наука, включающая в свой предмет и антропогенную деят-ть, не может оставаться в стороне от решения этических проблем, связанных с влиянием научных открытий на dif. сферы человеческой жизнедеят-ти.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35348. Тема: Сортування і групування даних Мета: навчитися розділяти одержані дані на групи так щоб їх легко бул 53 KB
  EMP_ID LST NM FIRST NM DDRESS CITY STTE ZIP PHONE 311549902 442346889 213764555 313782439 220984332 443679012 STEPHENS PLEW GLSS GLSS WLLCE SPURGEON TIN LIND BRNDON JCOB MRIH TIFFNY D RR 3 BOX 17 С 3301 BECON S 1710 MIN ST 3789 RIVER BLVD 7789 KEYSTONE 5 GEORGE COURT GREENWOOD INDINPOLIS WHITELND INDINPOLIS INDINPOLIS INDINPOLIS IN IN IN IN IN IN 47890 46224 47885 45734 46741 46234 3178784465 3172978990 3178984321 3175457676 3173325986 3175679007 Запишіть оператора SQL що повертає табельний номер службовця EMP_ID ім'я службовця...
35350. Организация видеосвязи. Видеоконференцсвязь 1.56 MB
  Видеоконференцсвязь применяется для личного и делового общения, проведения совещаний, конференций и других важных мероприятий, в которых важно присутствие тех субъектов общения, которые по тем или иным причинам не могут находиться в месте проведения мероприятия лично.
35351. Организация аудио связи по локальной сети между рабочими станциями в дуплексном режиме 584.5 KB
  Аудиоконференцсвязь — область информационной технологии, обеспечивающая одновременно двустороннюю передачу, обработку, преобразование и представление аудиоинформации на расстояние в режиме реального времени с помощью аппаратно-программных средств вычислительной техники.
35352. Манипуляционные роботы 778 KB
  История механики богата примерами, которые свидетельствуют о постоянном стремлении человека создать механизмы и устройства, подобные живым существам. Это стремление обусловлено многими причинами...
35353. Создание серверной и клиентской частей системы проведения аудиоконференций с возможностью работы в локальной или глобальной сети 890.5 KB
  Серверная часть должна обеспечивать эффективную работу с клиентами в условиях одновременного подключения нескольких пользователей, а так же обладать дружественным интерфейсом и отвечать следующим основным требованиям...
35354. Управління теками, файлами і ярликами 310 KB
  9 створити в теці Петренко ярлик антивірусної програми для перевірки дискети і запустити її на виконання 10 додати в меню Пуск пункт для запуску антивірусної програми; 1 перетянуть ярлык в главное меню; 2 Правой кнопкой мыши вызвать контекстное меню выбрать там закрепить в меню Пуск. Як створити теку на робочому столі Як створити теку в теці Як скопіювати зміст теки розміщеної на диску D: на робочий стіл' Як виділити групу суміжних об'єктів Як виділити групу несуміжних об'єктів Як виділити всі об'єкти...
35355. Управління папками, файлами і ярликами 109.5 KB
  Індивідуальне завдання Для того щоб освоїти прийоми роботи з теками і файлами необхідно виконати наступне: 1 відкрити вікно папки диска D: і створити в ній скажімо папку Petrenko букви латинські; открываем иконку с названием мой компьютер в окне находим иконку диска С: и отрываем ее в окне диска С: создаем новую папку даем ей имя латинскими буквами Petrenko 2 перейменувати папку Petrenko в папку Петренко букви кирилиці; Левой клавишей мыши выделяем папку под названием Petrenko и выбираем из предоставленного списка...