32985

ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И ФИЛОСОФСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Доклад

Логика и философия

В качестве парадигмальной теории постнеклассической науки выступает синергетика теория самоорганизации изучающая поведение открытых неравновесных систем. Наиболее ценным достижением постнеклассической науки выступает предпринятая в ней попытка соединения объективного мира и мира человека. Гуманитарные и естественные науки больше не представляются разделенными непреодолимой пропастью.

Русский

2013-09-05

18.97 KB

32 чел.

13. ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И ФИЛОСОФСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Ценности научной рациональности не подвергались сомнению до последней трети XXв., пока цивилизация не столкнулась с глобальными проблемами, порожденными научно-техническим развитием. В XXв. стало очевидно, что последняя не только изучает развитие мира, но и сама является фактором и result его эволюции. Изменились не только отношения общ-ва к науке, но и поведение самого научного сообщ-ва. В конце XXв. начинается новый этап институционализации науки. If на 1st этапе ценность научного знания виделась в том, что оно является средством спасения, а на 2-м — содержалась в экономической эффективности, то сейчас наука выступает main средством сохранения цивилизации. Это определяет как приоритеты научных исследований, так и методы их решения. Определенный путь выхода из мировоззренческого кризиса современной научной рациональности заключается в глобальной мировоззренческой революции, происходящей в последние десятилетия. В result формируется новый исторический тип научной рациональности — постнеклассическая наука — который отличается от прежних как в предметно-методологических, так и в соц.-мировоззренческих аспектах. На 1st план выдвигаются междисциплинарные и проблемно ориентированные формы исследовательской деят-ти. Объекты их анализа - сложные системы, хар-ризующиеся открытостью и историческим саморазвитием. Исторически развивающаяся система формирует с течением времени новые уровни своей организации, которые, воздействуя на все ранее возникшие, меняют связи и композиции их элементов. В result междисциплинарных исследований усиливаются процессы взаимодействия принципов и картин реальности, формирующихся в dif. науках. Они становятся взаимозависимыми фрагментами общенаучной картины мира. Укоренение парадигмы целостности в постнеклассической науке способствовало выдвижению глобального взгляда на мир. Это приводит к сближению естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, когнитивных и ценностных параметров знания. В качестве парадигмальной теории постнеклассической науки выступает синергетика — теория самоорганизации, изучающая поведение открытых неравновесных систем. Ее основные мировоззренческие положения:

  1.  сложноорганизованным системам, в т.ч. природе, нельзя навязывать собственные сценарии развития, можно лишь способствовать их внутренним тенденциям;
  2.  относительно любого процесса существуют несколько альтернативных вариантов развития, поэтому возможен выбор наиболее оптимальных из них; будущее состояние системы детерминирует ее наличное состояние;
  3.   хаос является не исключительно негативной хар-ристикой, на определенных этапах он выступает в качестве конструктивного аспекта эволюции;
  4.  в моменты неустойчивости системы увеличиваются флуктуационные процессы, а значит, в критические моменты развития возрастает роль деят-ти каждого отдельного человека. Вместе с синергетическим видением мира в науку входят такие понятия как неопределенность, стохастичность, хаос, бифуркация, диссипативные структуры и т.д., выражающие неравновесные хар-ристики действительности.

Новым содержанием наполняются категории случайности и причинности. Наиболее ценным достижением постнеклассической науки выступает предпринятая в ней попытка соединения объективного мира и мира человека. Гуманитарные и естественные науки больше не представляются разделенными непреодолимой пропастью. Устанавливается связь м/у эволюцией Вселенной и жизнью человека на Земле. Эта связь выражает включение человеческой деят-ти в науку и преодоление разрыва м/у ее субъектом и объектом. Теперь они выступают не внеположными др. др., а относительно автономными компонентами исторически развивающейся системы научного знания. Все это способствует актуализации применения «понимающих» методик в науке, обеспечивающих ее ориентации на ценностные и смысловые параметры познания. В связи с этим в последнюю треть XXв. происходят новые радикальные изменения в основаниях научного знания, в ходе которых формируется постнеклассическая наука. Ориентация современной науки на изучение сложных исторически развивающихся систем существенно перестраивает нормы исследовательской деят-ти. Применяются методы построения возможных сценариев, исторической реконструкции и т.д. Среди исторически развивающихся объектов современной науки особое место занимают природные системы, в которые в качестве компонента включен сам человек. При их изучении поиск истины связан с определением возможных направлений практического преобразования такого объекта. Его описание не только допускает, но и предполагает включение аксиологических факторов в состав объясняющих положений. Модернизируются и философские основания науки. Научное познание рассматривается в контексте его соц. бытия как детерминируемое культурой, ценностными ориентациями и мировоззренческими установками эпохи. Возникает новое понимание категорий пространства и времени, возможности и действительности. Детерминация трактуется как избирательное реагирование.

2-я половина XXв. - формируется новый образ науки – постнеклассическая наука. Во многом картина процесса формирования этой науки еще мозаична, но определенные тенденции все же наметились. Наряду с дисциплинарными исследованиями на 1st план выдвигаются междисциплинарные формы исследовательской деят-ти, ориентированные на решение крупнейших проблем. В этом Вернадский видел отличительную особенность науки XXв. If задача классической и неклассической науки состояла в постижении определенного фрагмента действительности и выявлении специфики предмета исследования, то содержание постнеклассической науки определяется комплексными исследовательскими программами. Возникают новые формы синтеза науки, новые классы науки. У истоков тенденции, ведущей к образованию новых классов науки, стояли Докучаев и его ученик Вернадский, заложивший основы биосферного класса науки, биосферного естествознания в целом. Эта тенденция привела к формированию биогеоценологии. Биосферную и биогеоценотическую эстафету развития науки подхватил Тимофеев-Ресовский, сформулировавший проблему «биосфера и человечество».

В формировании научного мировоззрения был сделан существенный прорыв, на который не решались классическая и неклассическая науки – человек был введен в научную картину мира. Вселенная в ее эволюционном развитии получила антропологическую направленность. Антропный принцип выражает идею о том, что структура Вселенной и ее фундаментальные хар-ристики имеют антропологическое выражение.

Особенность постнеклассческой науки - формирование этики ответственности научного сообщ-ва за применение научных достижений. Наука не только ищет истину, но и определяет условия ее применения. If классическая и неклассическая науки ставили своей целью только поиск истины, а проблемы use и применения научных открытий возлагали на общ-во, то постнеклассическая наука, включающая в свой предмет и антропогенную деят-ть, не может оставаться в стороне от решения этических проблем, связанных с влиянием научных открытий на dif. сферы человеческой жизнедеят-ти.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3146. Педагогическая психология и ее особенности 1.15 MB
  В электронном учебнике представлены основные проблемы педагогической психологии: психологические особенности процесса обучения и образовательной деятельности человека, психологические особенности педагогов и обучающихся, психологические особенности ...
3147. Принципы уголовного законодательства: понятие, система, проблемы законодательной регламентации 800 KB
  Принципы уголовного законодательства: понятие, система, проблемы законодательной регламентации Предисловие До Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ) 1996 года ни один уголовно-правовой акт не содержал норм, закрепляющих принципы уголовного законодате...
3148. Реструктуризация и санация предприятия 1.38 MB
  В учебном пособии рассмотрены основные аспекты комплексной программы реструктуризации и санации, сущность и задачи санационной возможности, причины возникновения финансовой несостоятельности и банкротства предприятий. Последовательно раскрываются...
3149. Юридическая психология 1.28 MB
  Мы начинаем изучать курс «Юридическая психология». Эта отрасль психологической науки призвана внести значительный вклад в решение многопрофильных задач укрепления правовой основы российского государства и общества....
3150. Автомобили. Теория 3.6 MB
  Эксплуатационные свойства АТС Развитие науки об эксплуатационных свойствах АТС. Роль русских ученых в развитии науки о законах движения АТС. Основные эксплуатационные свойства и их определения. Условия эксплуатации АТС. Чуть-чуть...
3151. Поведение потребителя микроэкономический анализ 460 KB
  Учебное пособие соответствует программе курса по экономической теории и раскрывает вопросы теории поведения потребителя. В каждом разделе учебного пособия рассматриваются вопросы, ориентирующие студентов и слушателей на изучение вопросов с помощью п...
3152. Сварочные работы 243.5 KB
  Лекция 1. Механизация и автоматизация сборочных работ. Совершенствование сборочного производства. Технико-экономические показатели сборочного процесса. Совершенствование сборочного производства. Машиностроение призвано полностью ос...
3153. Мировая экономика. Мировое хозяйство и его структура 1.25 MB
  Современная международная экономика представляет собой динамично развивающуюся сложно-структурированную систему, главной отличительной особенностью и объективной тенденцией которой является глобализация мирохозяйственных отношений...
3154. Мировая экономика и этапы ее развития 453 KB
  Тема 1. Мировая экономика: сущность, структура, тенденции развития Вопросы: Мировая экономика и этапы ее развития. Международное разделение труда (МРТ) – основа мировой экономики. Современные тенденции в развитии мировой эконо...