32985

ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И ФИЛОСОФСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Доклад

Логика и философия

В качестве парадигмальной теории постнеклассической науки выступает синергетика теория самоорганизации изучающая поведение открытых неравновесных систем. Наиболее ценным достижением постнеклассической науки выступает предпринятая в ней попытка соединения объективного мира и мира человека. Гуманитарные и естественные науки больше не представляются разделенными непреодолимой пропастью.

Русский

2013-09-05

18.97 KB

36 чел.

13. ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И ФИЛОСОФСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Ценности научной рациональности не подвергались сомнению до последней трети XXв., пока цивилизация не столкнулась с глобальными проблемами, порожденными научно-техническим развитием. В XXв. стало очевидно, что последняя не только изучает развитие мира, но и сама является фактором и result его эволюции. Изменились не только отношения общ-ва к науке, но и поведение самого научного сообщ-ва. В конце XXв. начинается новый этап институционализации науки. If на 1st этапе ценность научного знания виделась в том, что оно является средством спасения, а на 2-м — содержалась в экономической эффективности, то сейчас наука выступает main средством сохранения цивилизации. Это определяет как приоритеты научных исследований, так и методы их решения. Определенный путь выхода из мировоззренческого кризиса современной научной рациональности заключается в глобальной мировоззренческой революции, происходящей в последние десятилетия. В result формируется новый исторический тип научной рациональности — постнеклассическая наука — который отличается от прежних как в предметно-методологических, так и в соц.-мировоззренческих аспектах. На 1st план выдвигаются междисциплинарные и проблемно ориентированные формы исследовательской деят-ти. Объекты их анализа - сложные системы, хар-ризующиеся открытостью и историческим саморазвитием. Исторически развивающаяся система формирует с течением времени новые уровни своей организации, которые, воздействуя на все ранее возникшие, меняют связи и композиции их элементов. В result междисциплинарных исследований усиливаются процессы взаимодействия принципов и картин реальности, формирующихся в dif. науках. Они становятся взаимозависимыми фрагментами общенаучной картины мира. Укоренение парадигмы целостности в постнеклассической науке способствовало выдвижению глобального взгляда на мир. Это приводит к сближению естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, когнитивных и ценностных параметров знания. В качестве парадигмальной теории постнеклассической науки выступает синергетика — теория самоорганизации, изучающая поведение открытых неравновесных систем. Ее основные мировоззренческие положения:

  1.  сложноорганизованным системам, в т.ч. природе, нельзя навязывать собственные сценарии развития, можно лишь способствовать их внутренним тенденциям;
  2.  относительно любого процесса существуют несколько альтернативных вариантов развития, поэтому возможен выбор наиболее оптимальных из них; будущее состояние системы детерминирует ее наличное состояние;
  3.   хаос является не исключительно негативной хар-ристикой, на определенных этапах он выступает в качестве конструктивного аспекта эволюции;
  4.  в моменты неустойчивости системы увеличиваются флуктуационные процессы, а значит, в критические моменты развития возрастает роль деят-ти каждого отдельного человека. Вместе с синергетическим видением мира в науку входят такие понятия как неопределенность, стохастичность, хаос, бифуркация, диссипативные структуры и т.д., выражающие неравновесные хар-ристики действительности.

Новым содержанием наполняются категории случайности и причинности. Наиболее ценным достижением постнеклассической науки выступает предпринятая в ней попытка соединения объективного мира и мира человека. Гуманитарные и естественные науки больше не представляются разделенными непреодолимой пропастью. Устанавливается связь м/у эволюцией Вселенной и жизнью человека на Земле. Эта связь выражает включение человеческой деят-ти в науку и преодоление разрыва м/у ее субъектом и объектом. Теперь они выступают не внеположными др. др., а относительно автономными компонентами исторически развивающейся системы научного знания. Все это способствует актуализации применения «понимающих» методик в науке, обеспечивающих ее ориентации на ценностные и смысловые параметры познания. В связи с этим в последнюю треть XXв. происходят новые радикальные изменения в основаниях научного знания, в ходе которых формируется постнеклассическая наука. Ориентация современной науки на изучение сложных исторически развивающихся систем существенно перестраивает нормы исследовательской деят-ти. Применяются методы построения возможных сценариев, исторической реконструкции и т.д. Среди исторически развивающихся объектов современной науки особое место занимают природные системы, в которые в качестве компонента включен сам человек. При их изучении поиск истины связан с определением возможных направлений практического преобразования такого объекта. Его описание не только допускает, но и предполагает включение аксиологических факторов в состав объясняющих положений. Модернизируются и философские основания науки. Научное познание рассматривается в контексте его соц. бытия как детерминируемое культурой, ценностными ориентациями и мировоззренческими установками эпохи. Возникает новое понимание категорий пространства и времени, возможности и действительности. Детерминация трактуется как избирательное реагирование.

2-я половина XXв. - формируется новый образ науки – постнеклассическая наука. Во многом картина процесса формирования этой науки еще мозаична, но определенные тенденции все же наметились. Наряду с дисциплинарными исследованиями на 1st план выдвигаются междисциплинарные формы исследовательской деят-ти, ориентированные на решение крупнейших проблем. В этом Вернадский видел отличительную особенность науки XXв. If задача классической и неклассической науки состояла в постижении определенного фрагмента действительности и выявлении специфики предмета исследования, то содержание постнеклассической науки определяется комплексными исследовательскими программами. Возникают новые формы синтеза науки, новые классы науки. У истоков тенденции, ведущей к образованию новых классов науки, стояли Докучаев и его ученик Вернадский, заложивший основы биосферного класса науки, биосферного естествознания в целом. Эта тенденция привела к формированию биогеоценологии. Биосферную и биогеоценотическую эстафету развития науки подхватил Тимофеев-Ресовский, сформулировавший проблему «биосфера и человечество».

В формировании научного мировоззрения был сделан существенный прорыв, на который не решались классическая и неклассическая науки – человек был введен в научную картину мира. Вселенная в ее эволюционном развитии получила антропологическую направленность. Антропный принцип выражает идею о том, что структура Вселенной и ее фундаментальные хар-ристики имеют антропологическое выражение.

Особенность постнеклассческой науки - формирование этики ответственности научного сообщ-ва за применение научных достижений. Наука не только ищет истину, но и определяет условия ее применения. If классическая и неклассическая науки ставили своей целью только поиск истины, а проблемы use и применения научных открытий возлагали на общ-во, то постнеклассическая наука, включающая в свой предмет и антропогенную деят-ть, не может оставаться в стороне от решения этических проблем, связанных с влиянием научных открытий на dif. сферы человеческой жизнедеят-ти.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72745. Отражение национального характера немцев в немецкой фразеологии 100 KB
  Особенности национального характера немцев. Фразеологизмы отражающие национальные особенности немцев. В связи с этим я выбрала фразеологизмы отражающие особенности национального характера немцев.
72746. Правдивая история о соли 96.5 KB
  Если предположить, что значение соли в жизни человека очень велико и значимо, её исчезновение несёт неминуемую гибель человечеству, то становится понятным, почему соль ценили с древних времен и дорожат ею в наше время, остаются актуальными используемые в речи народные пословицы, поговорки и приметы.
72747. Вторая «новая» жизнь старой шубы 31 KB
  Слово «шуба» пришло к нам из арабского языка (джубба). Шуба – верхняя одежда для защиты от зимних холодов. Впервые, слово «шуба» упоминается в письменных источниках 14 века. Из-за суровых зим на Руси шуба является традиционной одеждой.
72749. Влияние имени Катя на успеваемость 126.5 KB
  Может все это зависит от моего имени? Актуальность данной работы определяется недостаточной информацией про имена. Опрашивая своих одноклассников, подруг я узнала, что ребята не видят связи имени с успеваемостью.
72750. Исторический аспект в курсе физики 159 KB
  Роль историзма в обучении физики. Реализация принципа историзма в обучении физики. При решении этой задачи в условиях современной школы необходимо усиление элементов истории науки в преподавание физики.
72752. Лингвистические особенности русского палиндрома 82 KB
  История палиндрома уходит в далекую древность. Палиндромические стихи были известны еще в древнем Китае. Многими исследователями отмечаются и заговорно-молитвенные свойства палиндромов, которые позволяли использовать их в качестве заклятий. Так, считалось, что при произнесении «оборачиваемой» фразы...
72753. Лингвистические особенности творчества Гуфа 80.5 KB
  Объект: специфическая форма поэтического творчества Гуфа. Материал для исследования: тексты песен собранные в сети интернет Предмет исследования: языковые особенности текстов Гуфа. Цель: описание лингвистических особенностей текстов Гуфа как представителя рэп-культуры.