32986

ПРЕДМЕТНЫЕ СФЕРЫ И ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ (Ф.ФРАНК. КАКАЯ ПОЛЬЗА В ФИЛОСОФИИ НАУКИ)

Доклад

Логика и философия

ПРЕДМЕТНЫЕ СФЕРЫ И ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ Ф. КАКАЯ ПОЛЬЗА В ФИЛОСОФИИ НАУКИ 1. философия всегда стремилась связать абстрактные положения науки со здравым смыслом вырабатывая тем самым единый и доступный рациональному пониманию взгляд на мир из которого вытекают определенные принципы человеческого поведения и деятти задача философии науки – гуманизация науки и преодоление разрыва м у ее гуманитарными и естественнонаучными областями 2. Философия науки – связующее звено способное обеспечить единое научное понимание мира и...

Русский

2013-09-05

18.2 KB

34 чел.

22. ПРЕДМЕТНЫЕ СФЕРЫ И ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ (Ф.ФРАНК. КАКАЯ ПОЛЬЗА В ФИЛОСОФИИ НАУКИ)

1. философия всегда стремилась связать абстрактные положения науки со здравым смыслом, вырабатывая тем самым единый и доступный рациональному пониманию взгляд на мир, из которого вытекают определенные принципы человеческого поведения и деят-ти

задача философии науки – гуманизация науки и преодоление разрыва м/у ее гуманитарными и естественно-научными областями

2. необходимо преодолеть разрыв между философией и наукой.

Философия науки – связующее звено, способное обеспечить единое научное понимание мира и процесса его познания.

Наука – система принципов, основанных на непосредственных эмпирических наблюдениях.

Философия выражает общие принципы, познаваемые разумом.

  1.  Разрыв м/у наукой и философией.

Самые великие умы науки усиленно подчеркивали неизбежность тесной связи м/у философией и наукой.

Преподаватели: студенты, посвятившие себя серьезному исследованию в области науки, не интересуются не относящимися к их занятиям философскими проблемами.

ХХв. – Альберт Эйнштейн:

Самый способные студенты, которых я встречал как преподаватель, глубоко интересовались теорией познания. «Самые способные» выделяются не только способностями, но и независимостью суждений. Они любят спорить об аксиомах и методах науки и своим упорством в защите своих мнений док-вают, что эти вопросы важны для них.

Коренные изменения в науке всегда сопровождались более интенсивным углублением в ее философские основания.

Всякий, кто хочет добиться удовлетворительного понимания науки ХХв., должен хорошо освоиться с философской мыслью.

  1.  Утраченная связь м/у естественными и гуманитарными науками. 

Угрозы для нашей цивилизации:

  1.  угрозы глубокого разрыва м/у нашими быстрыми успехами в науке и нашим непониманием проблем человечества
  2.  разрыв м/у естественными и гуманитарными науками.

Роберт Хатчинс:

1) упадок либерального образования

2) место философии в наших университетах: до XIXв. main предметы в ВУЗах философия и теология: все специальные области познания координировались идеями, даваемыми в курсах философии.→XIX-ХХвв. – философия – отдельная дисциплина среди др. дисциплин

3) цель высшего образования – мудрость, т.е. знание принципов и причин=>метафизика есть наивысшая мудрость.

Никакое университетское образование не может быть основано на метафизике.

  1.  Наука как равновесие ума.

Хатчинс: необходимость в университетском образовании, основанном на принципах метафизики.

Уайтхед: Дух обобщения должен господствовать в университете. Лекции должны читаться тем, кому уже знакомы детали и метод, т.е. они так согласуются с предшествующим образованием, что легко усваиваются.

задача университета – помочь учащемуся ценою отказа от деталей приобрести знание принципов.

Но принципы не являются положениями непреходящей метафизики.

От знания переход к знанию общих принципов с помощью метода, узнанного из науки.

Наука должна иметь дело, с одной стороны, с упрямыми фактами, а с др. – с общими идеями. Наука учит нас взаимодействию м/у теми и др. Университетские преподаватели должны дать учащимся, привить им интерес к координированию упрямых фактов с помощью абстрактных принципов. Мы нуждаемся в дополнении науки о физической природе наукой о человеке.

Чтобы понять не только науку, но и место науки в нашей цивилизации, ее отношение к этике, П., религии, нужна стройная система понятий и законов, в которой и философия и естествознание и гуманитарные науки занимали бы определенное место. Такая система – «философия науки», -  не достающее звено м/у естественными и гуманитарными науками.

Хороший преподаватель может показать связь м/у своим курсом и др. 

  1.  Является ли ученый «ученым невеждой»? 

Большая опасность для Зап. культуры может проистекать из системы образования, которая готовит очень узких специалистов, пользующихся в глазах общ-венного мнения большим уважением.

Ортега-и-Гассет: Ученый, который получил обычное образование, оказывается сегодня «невежественным в отношении всего, что не входит в область его специальности и его познания».

Организация научного исследования позволяет людям, в интеллектуальном отношении самым заурядным, достигать значительных научных результатов.

Чтобы получать большие научные results, не обязательно даже иметь строгие понятия об их значении и обосновании.

Чтобы ученые не превращались в ученых невежд, их образование не должно строиться только на узкопрофессиональном подходе к явлениям, а должно уделять подобающее внимание философским вопросам и месту науки во всей области человеческой мысли.

  1.  Технический и философский интерес в науке. 

Философский интерес – интерес к науке, который создается не ее техническим применением, а ее влиянием на картину мира, созданную нашим обыденным здравым смыслом.

  1.  устаревшая философия в сочинениях ученых.

Факторы, определяющие «случайную философию»:

  1.  дошкольное образование
  2.  школа
  3.  словарный запас и синтаксис языка, на котором получается образование.

«Случайная философия» часто сохраняется у ученых со времени их детства вопреки изменениям в научном мышлении, и нередко случается, что написанные ими научные труды содержат в себе остатки устаревших философских учений.

Эрнст Мах: без критической философии сама наука превратится в орудие устаревших философских учений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2426. Підйомно-транспортні машини 1.05 MB
  До підйомно-транспортних машин відносяться машини і механізми призначенням яких є підйом і переміщення вантажів на порівняно невеликі відстані, на відміну від так званого дальнього транспорту - залізничного, автомобільного, водного і повітряного,який служить для переміщення вантажів на великі відстані.
2427. Динамічні пружні навантаження при підйомі вантажу 223.91 KB
  У разі підйому вантажу з ваги всі зазори в механізмі і канатах вибрані, а пружна система відповідно деформувалася тобто всі пружні елементи механізму вже піддані дії ваги вантажу і всі маси пружної системи починають рух одночасно.
2428. Економіка і організація виробництва 165.38 KB
  Методологія вивчення дисципліни Економіка і організація виробництва. Основні фонди підприємств авіаційної промисловості і їх використання. Оборотні кошти і матеріально-технічне забезпечення підприємств в умовах ринкової економіки. Собівартість продукції підприємств. Основи ціноутворення. Комерційний розрахунок і фінанси підприємств. Виробничі процеси і принципи їх раціональної організації. Сутність і функції процесу управління виробництвом.
2429. Лексичні одиниці в програмуванні 121 KB
  Лексичний устрій тексту програм. Напередвизначені позначення. Класифікація напередвизначених типів. Алфавіт будь-якої мови програмування є підмножиною символів (літер), представлених у спеціальній таблиці ASCII.
2430. Аналіз табличних даних 157 KB
  Корпоративна система призначається як правило для оперативного управління. Тому для менеджерів-аналітиків, яким необхідно шукати оптимальні рішення, дуже актуальним є застосування підручних програмних засобів. Одним з таких засобів є табличний процесор Excel, що входить у загальнодоступний пакет Microsoft Office.
2431. Способи вираження кількісного складу розчинів 40.22 KB
  Розчинами є плазма крові, слина, шлунковий сік, сеча та інші рідини людського організму. З утворенням розчинів пов’язані процеси засвоєння їжі та виведення із організму продуктів життєдіяльності. У формі розчинів у організм вводиться багато лікарських препаратів. Тому лікареві необхідні знання про величини, що характеризують кількісний склад розчинів.
2432. Сучасні класифікаці психічних розладів. Невротичні розлади 34.5 KB
  МКХ-10 vs DSM-IV. Невротичні розлади: зміст поняття та історія вчення. Теорії етіології та патогенезу. Невротична симпоматика. Класифікація невротичних розладів.
2433. История средних веков. Возникновение мира: мифы и реальность 30.5 KB
  Вспомним статью о возникновении мира и миф о его творении. При всем их различии, у них есть нечто общее. Что? Они оба основаны на предпосылке: Мир имеет начало. Сама идея поиска начала вселенной во времени – далеко не очевидна. Идея творения мира из ничего – христианская идея, и зарождается она где-то в I в. н.э.
2434. Приготування розчинів із заданим кількісним складом 28.2 KB
  Розчини з молекулярним та іонним характером дисперсності розчиненої речовини – справжні розчини – найважливіша складова частина біологічних рідин. Водні розчини електролітів та низькомолекулярних речовин забезпечують постійний осмотичний тиск, активну реакцію середовища.