32986

ПРЕДМЕТНЫЕ СФЕРЫ И ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ (Ф.ФРАНК. КАКАЯ ПОЛЬЗА В ФИЛОСОФИИ НАУКИ)

Доклад

Логика и философия

ПРЕДМЕТНЫЕ СФЕРЫ И ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ Ф. КАКАЯ ПОЛЬЗА В ФИЛОСОФИИ НАУКИ 1. философия всегда стремилась связать абстрактные положения науки со здравым смыслом вырабатывая тем самым единый и доступный рациональному пониманию взгляд на мир из которого вытекают определенные принципы человеческого поведения и деятти задача философии науки гуманизация науки и преодоление разрыва м у ее гуманитарными и естественнонаучными областями 2. Философия науки связующее звено способное обеспечить единое научное понимание мира и...

Русский

2013-09-05

18.2 KB

40 чел.

22. ПРЕДМЕТНЫЕ СФЕРЫ И ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ (Ф.ФРАНК. КАКАЯ ПОЛЬЗА В ФИЛОСОФИИ НАУКИ)

1. философия всегда стремилась связать абстрактные положения науки со здравым смыслом, вырабатывая тем самым единый и доступный рациональному пониманию взгляд на мир, из которого вытекают определенные принципы человеческого поведения и деят-ти

задача философии науки – гуманизация науки и преодоление разрыва м/у ее гуманитарными и естественно-научными областями

2. необходимо преодолеть разрыв между философией и наукой.

Философия науки – связующее звено, способное обеспечить единое научное понимание мира и процесса его познания.

Наука – система принципов, основанных на непосредственных эмпирических наблюдениях.

Философия выражает общие принципы, познаваемые разумом.

  1.  Разрыв м/у наукой и философией.

Самые великие умы науки усиленно подчеркивали неизбежность тесной связи м/у философией и наукой.

Преподаватели: студенты, посвятившие себя серьезному исследованию в области науки, не интересуются не относящимися к их занятиям философскими проблемами.

ХХв. – Альберт Эйнштейн:

Самый способные студенты, которых я встречал как преподаватель, глубоко интересовались теорией познания. «Самые способные» выделяются не только способностями, но и независимостью суждений. Они любят спорить об аксиомах и методах науки и своим упорством в защите своих мнений док-вают, что эти вопросы важны для них.

Коренные изменения в науке всегда сопровождались более интенсивным углублением в ее философские основания.

Всякий, кто хочет добиться удовлетворительного понимания науки ХХв., должен хорошо освоиться с философской мыслью.

  1.  Утраченная связь м/у естественными и гуманитарными науками. 

Угрозы для нашей цивилизации:

  1.  угрозы глубокого разрыва м/у нашими быстрыми успехами в науке и нашим непониманием проблем человечества
  2.  разрыв м/у естественными и гуманитарными науками.

Роберт Хатчинс:

1) упадок либерального образования

2) место философии в наших университетах: до XIXв. main предметы в ВУЗах философия и теология: все специальные области познания координировались идеями, даваемыми в курсах философии.→XIX-ХХвв. – философия – отдельная дисциплина среди др. дисциплин

3) цель высшего образования – мудрость, т.е. знание принципов и причин=>метафизика есть наивысшая мудрость.

Никакое университетское образование не может быть основано на метафизике.

  1.  Наука как равновесие ума.

Хатчинс: необходимость в университетском образовании, основанном на принципах метафизики.

Уайтхед: Дух обобщения должен господствовать в университете. Лекции должны читаться тем, кому уже знакомы детали и метод, т.е. они так согласуются с предшествующим образованием, что легко усваиваются.

задача университета – помочь учащемуся ценою отказа от деталей приобрести знание принципов.

Но принципы не являются положениями непреходящей метафизики.

От знания переход к знанию общих принципов с помощью метода, узнанного из науки.

Наука должна иметь дело, с одной стороны, с упрямыми фактами, а с др. – с общими идеями. Наука учит нас взаимодействию м/у теми и др. Университетские преподаватели должны дать учащимся, привить им интерес к координированию упрямых фактов с помощью абстрактных принципов. Мы нуждаемся в дополнении науки о физической природе наукой о человеке.

Чтобы понять не только науку, но и место науки в нашей цивилизации, ее отношение к этике, П., религии, нужна стройная система понятий и законов, в которой и философия и естествознание и гуманитарные науки занимали бы определенное место. Такая система – «философия науки», -  не достающее звено м/у естественными и гуманитарными науками.

Хороший преподаватель может показать связь м/у своим курсом и др. 

  1.  Является ли ученый «ученым невеждой»? 

Большая опасность для Зап. культуры может проистекать из системы образования, которая готовит очень узких специалистов, пользующихся в глазах общ-венного мнения большим уважением.

Ортега-и-Гассет: Ученый, который получил обычное образование, оказывается сегодня «невежественным в отношении всего, что не входит в область его специальности и его познания».

Организация научного исследования позволяет людям, в интеллектуальном отношении самым заурядным, достигать значительных научных результатов.

Чтобы получать большие научные results, не обязательно даже иметь строгие понятия об их значении и обосновании.

Чтобы ученые не превращались в ученых невежд, их образование не должно строиться только на узкопрофессиональном подходе к явлениям, а должно уделять подобающее внимание философским вопросам и месту науки во всей области человеческой мысли.

  1.  Технический и философский интерес в науке. 

Философский интерес – интерес к науке, который создается не ее техническим применением, а ее влиянием на картину мира, созданную нашим обыденным здравым смыслом.

  1.  устаревшая философия в сочинениях ученых.

Факторы, определяющие «случайную философию»:

  1.  дошкольное образование
  2.  школа
  3.  словарный запас и синтаксис языка, на котором получается образование.

«Случайная философия» часто сохраняется у ученых со времени их детства вопреки изменениям в научном мышлении, и нередко случается, что написанные ими научные труды содержат в себе остатки устаревших философских учений.

Эрнст Мах: без критической философии сама наука превратится в орудие устаревших философских учений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76462. Соглашения в семейном праве (понятие, виды, особенности) 16.85 KB
  Соглашений в СК РФ немного это: соглашение об уплате алиментов; соглашение об имени ребенка; соглашение о месте жительства ребенка; соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем проживающим отдельно от ребенка; соглашение о разделе имущества. этой же статьи звучит другая формулировка: Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. Соглашение в семейном праве средство добровольного разрешения наиболее важных как для членов семьи так и для общества...
76463. Сроки в семейном праве и их правовое значение 19.31 KB
  следующие виды сроков: сроки существования имущественных семейных прав пресекательные сроки: так право на алименты на содержание несовершеннолетних детей сохраняется до достижения ими восемнадцатилетнего возраста; сроки ожидания испытательные сроки до истечения которых не могут быть совершены отдельные семейно-правовые акты: согласно п. 11 СК РФ заключение брака производится по истечении месячного срока со дня подачи заявления в органы загса; сроки до наступления которых не допускается возникновение определенных прав и...
76464. Осуществление и защита семейных прав 16.22 KB
  7 СК граждане вправе по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими им правами если иное не установлено СК. Пределы осуществления семейных прав имеют свои ограничения. Так семейные права могут быть ограничены требованиями закона.
76465. Семейно-правовая ответственность (понятие и особенности) 17.48 KB
  Специфика семейно-правовой ответственности заключается в том что во-первых ее субъекты связаны уже возникшим семейным правоотношением во-вторых к ней не могут быть привлечены третьи лица не участвующие в данном правоотношении. Основания наступления семейно-правовой ответственности зависят от того какая сфера пострадавшего лица личная или имущественная подверглись воздействию в результате правонарушения. Семейное законодательство не содержит указания на формы вины но на практике они играют важную роль особенно при определении объема...
76466. Меры защиты в семейном праве и их отличие от семейно-правовой ответственности 16.31 KB
  Защита нарушенных или оспариваемых семейных прав происходит в судах в порядке искового производства взыскание алиментов раздел совместно нажитого супружеского имущества; защита охраняемых интересов происходит в порядке особого производства установление факта признания отцовства фактов регистрации рождения усыновления брака развода. В административном порядке защита семейных прав осуществляется путем обращения в государственные органы или к конкретному должностному лицу органы исполнительной власти органы опеки и...
76467. Понятие брака, условия и порядок его заключения 19.11 KB
  Основаниями для брака признаются правовые нормы а не моральные: брачный союз лишь определяет систему прав и обязанностей. Современный институт брака находится в состоянии трансформации. Заключение брака Брак заключается в государственных органах записи актов гражданского состояния по истечении месячного срока после подачи женихом и невестой совместного заявления.
76468. Прекращение брака. Основание, причины и мотивы развода 16.87 KB
  В случае смерти супруга или объявления судом одного из супругов умершим не требуется какого-либо специального оформления прекращения брака. В таких случаях брак считается прекращенным с момента смерти супруга или с момента вступления в законную силу решения суда об объявлении супруга умершим
76469. Расторжение брака в органах загса 17.21 KB
  Расторжение брака в органах загса по заявлению обоих супругов. 19 СК расторжение брака в органах загса по заявлению обоих супругов производится при наличии двух оснований: супруги выразили взаимное согласие на расторжение брака; супруги не имеют общих несовершеннолетних детей. Взаимное согласие супругов на расторжение брака выражается в их совместном письменном заявлении установленной формы в орган загса.