32986

ПРЕДМЕТНЫЕ СФЕРЫ И ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ (Ф.ФРАНК. КАКАЯ ПОЛЬЗА В ФИЛОСОФИИ НАУКИ)

Доклад

Логика и философия

ПРЕДМЕТНЫЕ СФЕРЫ И ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ Ф. КАКАЯ ПОЛЬЗА В ФИЛОСОФИИ НАУКИ 1. философия всегда стремилась связать абстрактные положения науки со здравым смыслом вырабатывая тем самым единый и доступный рациональному пониманию взгляд на мир из которого вытекают определенные принципы человеческого поведения и деятти задача философии науки гуманизация науки и преодоление разрыва м у ее гуманитарными и естественнонаучными областями 2. Философия науки связующее звено способное обеспечить единое научное понимание мира и...

Русский

2013-09-05

18.2 KB

42 чел.

22. ПРЕДМЕТНЫЕ СФЕРЫ И ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ (Ф.ФРАНК. КАКАЯ ПОЛЬЗА В ФИЛОСОФИИ НАУКИ)

1. философия всегда стремилась связать абстрактные положения науки со здравым смыслом, вырабатывая тем самым единый и доступный рациональному пониманию взгляд на мир, из которого вытекают определенные принципы человеческого поведения и деят-ти

задача философии науки – гуманизация науки и преодоление разрыва м/у ее гуманитарными и естественно-научными областями

2. необходимо преодолеть разрыв между философией и наукой.

Философия науки – связующее звено, способное обеспечить единое научное понимание мира и процесса его познания.

Наука – система принципов, основанных на непосредственных эмпирических наблюдениях.

Философия выражает общие принципы, познаваемые разумом.

  1.  Разрыв м/у наукой и философией.

Самые великие умы науки усиленно подчеркивали неизбежность тесной связи м/у философией и наукой.

Преподаватели: студенты, посвятившие себя серьезному исследованию в области науки, не интересуются не относящимися к их занятиям философскими проблемами.

ХХв. – Альберт Эйнштейн:

Самый способные студенты, которых я встречал как преподаватель, глубоко интересовались теорией познания. «Самые способные» выделяются не только способностями, но и независимостью суждений. Они любят спорить об аксиомах и методах науки и своим упорством в защите своих мнений док-вают, что эти вопросы важны для них.

Коренные изменения в науке всегда сопровождались более интенсивным углублением в ее философские основания.

Всякий, кто хочет добиться удовлетворительного понимания науки ХХв., должен хорошо освоиться с философской мыслью.

  1.  Утраченная связь м/у естественными и гуманитарными науками. 

Угрозы для нашей цивилизации:

  1.  угрозы глубокого разрыва м/у нашими быстрыми успехами в науке и нашим непониманием проблем человечества
  2.  разрыв м/у естественными и гуманитарными науками.

Роберт Хатчинс:

1) упадок либерального образования

2) место философии в наших университетах: до XIXв. main предметы в ВУЗах философия и теология: все специальные области познания координировались идеями, даваемыми в курсах философии.→XIX-ХХвв. – философия – отдельная дисциплина среди др. дисциплин

3) цель высшего образования – мудрость, т.е. знание принципов и причин=>метафизика есть наивысшая мудрость.

Никакое университетское образование не может быть основано на метафизике.

  1.  Наука как равновесие ума.

Хатчинс: необходимость в университетском образовании, основанном на принципах метафизики.

Уайтхед: Дух обобщения должен господствовать в университете. Лекции должны читаться тем, кому уже знакомы детали и метод, т.е. они так согласуются с предшествующим образованием, что легко усваиваются.

задача университета – помочь учащемуся ценою отказа от деталей приобрести знание принципов.

Но принципы не являются положениями непреходящей метафизики.

От знания переход к знанию общих принципов с помощью метода, узнанного из науки.

Наука должна иметь дело, с одной стороны, с упрямыми фактами, а с др. – с общими идеями. Наука учит нас взаимодействию м/у теми и др. Университетские преподаватели должны дать учащимся, привить им интерес к координированию упрямых фактов с помощью абстрактных принципов. Мы нуждаемся в дополнении науки о физической природе наукой о человеке.

Чтобы понять не только науку, но и место науки в нашей цивилизации, ее отношение к этике, П., религии, нужна стройная система понятий и законов, в которой и философия и естествознание и гуманитарные науки занимали бы определенное место. Такая система – «философия науки», -  не достающее звено м/у естественными и гуманитарными науками.

Хороший преподаватель может показать связь м/у своим курсом и др. 

  1.  Является ли ученый «ученым невеждой»? 

Большая опасность для Зап. культуры может проистекать из системы образования, которая готовит очень узких специалистов, пользующихся в глазах общ-венного мнения большим уважением.

Ортега-и-Гассет: Ученый, который получил обычное образование, оказывается сегодня «невежественным в отношении всего, что не входит в область его специальности и его познания».

Организация научного исследования позволяет людям, в интеллектуальном отношении самым заурядным, достигать значительных научных результатов.

Чтобы получать большие научные results, не обязательно даже иметь строгие понятия об их значении и обосновании.

Чтобы ученые не превращались в ученых невежд, их образование не должно строиться только на узкопрофессиональном подходе к явлениям, а должно уделять подобающее внимание философским вопросам и месту науки во всей области человеческой мысли.

  1.  Технический и философский интерес в науке. 

Философский интерес – интерес к науке, который создается не ее техническим применением, а ее влиянием на картину мира, созданную нашим обыденным здравым смыслом.

  1.  устаревшая философия в сочинениях ученых.

Факторы, определяющие «случайную философию»:

  1.  дошкольное образование
  2.  школа
  3.  словарный запас и синтаксис языка, на котором получается образование.

«Случайная философия» часто сохраняется у ученых со времени их детства вопреки изменениям в научном мышлении, и нередко случается, что написанные ими научные труды содержат в себе остатки устаревших философских учений.

Эрнст Мах: без критической философии сама наука превратится в орудие устаревших философских учений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17593. Статистические методы измерения взаимосвязей 259 KB
  14 ТЕМА 5 Статистические методы измерения взаимосвязей. ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. Виды взаимосвязей между явлениями. 2. Метод аналитического группирования. Дисперсионный анализ. 3. Корреляционно регрессионный анализ. 4. Многофакторная корреляция. 5. Непарам...
17594. Ряды динамики. Определение тенденции развития. Интерполяция и экстраполяция 350 KB
  11 Лекция 6. Ряды динамики ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. Понятие и виды рядов динамики. 2. Характеристики рядов динамики. 2.1. Показатели интенсивности изменения уровней ряда динамики 2.2. Средние показатели ряда динамики 3. Определение тенденции развития. Интерпол
17595. Индексы. Использование индексного метода при анализе среднего курса акций 258.5 KB
  ТЕМА 7 Индексы ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. Понятие индексов. Индивидуальные и сводныеобщие индексы. 2. Агрегатные индексы. 3. Среднеарифметический и среднегармонический индексы. 4. Система взаимосвязанных индексов факторный анализ. 5. Индексы средних величин. 6. Использовани...
17600. Облік та аналіз зовнішньоекономічної діяльності 554.5 KB
  Облік та аналіз зовнішньоекономічної діяльності Лекція 1. ПРЕДМЕТ ЗАВДАННЯ ЗАГАЛЬНОТЕОРЕТИЧНІ І СПЕЦИФІЧНІ ОСНОВИ ДИСЦИПЛІНИ План Предмет курсу. Основні завдання та задачі. Нормативноправове забезпечення бухгалтерського обліку зовнішньоекономічної
17601. Экономика и организация малого бизнеса 3.95 MB
  Экономика и организация малого бизнеса: курс лекций Лекция 1. Предпринимательство: сущность функции принципы деловые качества 1.1.Сущность и функции предпринимательства его отличие от других видов деятельности. 1.2. Исторические предпосылки и основы предпринимате...