32986

ПРЕДМЕТНЫЕ СФЕРЫ И ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ (Ф.ФРАНК. КАКАЯ ПОЛЬЗА В ФИЛОСОФИИ НАУКИ)

Доклад

Логика и философия

ПРЕДМЕТНЫЕ СФЕРЫ И ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ Ф. КАКАЯ ПОЛЬЗА В ФИЛОСОФИИ НАУКИ 1. философия всегда стремилась связать абстрактные положения науки со здравым смыслом вырабатывая тем самым единый и доступный рациональному пониманию взгляд на мир из которого вытекают определенные принципы человеческого поведения и деятти задача философии науки гуманизация науки и преодоление разрыва м у ее гуманитарными и естественнонаучными областями 2. Философия науки связующее звено способное обеспечить единое научное понимание мира и...

Русский

2013-09-05

18.2 KB

40 чел.

22. ПРЕДМЕТНЫЕ СФЕРЫ И ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ (Ф.ФРАНК. КАКАЯ ПОЛЬЗА В ФИЛОСОФИИ НАУКИ)

1. философия всегда стремилась связать абстрактные положения науки со здравым смыслом, вырабатывая тем самым единый и доступный рациональному пониманию взгляд на мир, из которого вытекают определенные принципы человеческого поведения и деят-ти

задача философии науки – гуманизация науки и преодоление разрыва м/у ее гуманитарными и естественно-научными областями

2. необходимо преодолеть разрыв между философией и наукой.

Философия науки – связующее звено, способное обеспечить единое научное понимание мира и процесса его познания.

Наука – система принципов, основанных на непосредственных эмпирических наблюдениях.

Философия выражает общие принципы, познаваемые разумом.

  1.  Разрыв м/у наукой и философией.

Самые великие умы науки усиленно подчеркивали неизбежность тесной связи м/у философией и наукой.

Преподаватели: студенты, посвятившие себя серьезному исследованию в области науки, не интересуются не относящимися к их занятиям философскими проблемами.

ХХв. – Альберт Эйнштейн:

Самый способные студенты, которых я встречал как преподаватель, глубоко интересовались теорией познания. «Самые способные» выделяются не только способностями, но и независимостью суждений. Они любят спорить об аксиомах и методах науки и своим упорством в защите своих мнений док-вают, что эти вопросы важны для них.

Коренные изменения в науке всегда сопровождались более интенсивным углублением в ее философские основания.

Всякий, кто хочет добиться удовлетворительного понимания науки ХХв., должен хорошо освоиться с философской мыслью.

  1.  Утраченная связь м/у естественными и гуманитарными науками. 

Угрозы для нашей цивилизации:

  1.  угрозы глубокого разрыва м/у нашими быстрыми успехами в науке и нашим непониманием проблем человечества
  2.  разрыв м/у естественными и гуманитарными науками.

Роберт Хатчинс:

1) упадок либерального образования

2) место философии в наших университетах: до XIXв. main предметы в ВУЗах философия и теология: все специальные области познания координировались идеями, даваемыми в курсах философии.→XIX-ХХвв. – философия – отдельная дисциплина среди др. дисциплин

3) цель высшего образования – мудрость, т.е. знание принципов и причин=>метафизика есть наивысшая мудрость.

Никакое университетское образование не может быть основано на метафизике.

  1.  Наука как равновесие ума.

Хатчинс: необходимость в университетском образовании, основанном на принципах метафизики.

Уайтхед: Дух обобщения должен господствовать в университете. Лекции должны читаться тем, кому уже знакомы детали и метод, т.е. они так согласуются с предшествующим образованием, что легко усваиваются.

задача университета – помочь учащемуся ценою отказа от деталей приобрести знание принципов.

Но принципы не являются положениями непреходящей метафизики.

От знания переход к знанию общих принципов с помощью метода, узнанного из науки.

Наука должна иметь дело, с одной стороны, с упрямыми фактами, а с др. – с общими идеями. Наука учит нас взаимодействию м/у теми и др. Университетские преподаватели должны дать учащимся, привить им интерес к координированию упрямых фактов с помощью абстрактных принципов. Мы нуждаемся в дополнении науки о физической природе наукой о человеке.

Чтобы понять не только науку, но и место науки в нашей цивилизации, ее отношение к этике, П., религии, нужна стройная система понятий и законов, в которой и философия и естествознание и гуманитарные науки занимали бы определенное место. Такая система – «философия науки», -  не достающее звено м/у естественными и гуманитарными науками.

Хороший преподаватель может показать связь м/у своим курсом и др. 

  1.  Является ли ученый «ученым невеждой»? 

Большая опасность для Зап. культуры может проистекать из системы образования, которая готовит очень узких специалистов, пользующихся в глазах общ-венного мнения большим уважением.

Ортега-и-Гассет: Ученый, который получил обычное образование, оказывается сегодня «невежественным в отношении всего, что не входит в область его специальности и его познания».

Организация научного исследования позволяет людям, в интеллектуальном отношении самым заурядным, достигать значительных научных результатов.

Чтобы получать большие научные results, не обязательно даже иметь строгие понятия об их значении и обосновании.

Чтобы ученые не превращались в ученых невежд, их образование не должно строиться только на узкопрофессиональном подходе к явлениям, а должно уделять подобающее внимание философским вопросам и месту науки во всей области человеческой мысли.

  1.  Технический и философский интерес в науке. 

Философский интерес – интерес к науке, который создается не ее техническим применением, а ее влиянием на картину мира, созданную нашим обыденным здравым смыслом.

  1.  устаревшая философия в сочинениях ученых.

Факторы, определяющие «случайную философию»:

  1.  дошкольное образование
  2.  школа
  3.  словарный запас и синтаксис языка, на котором получается образование.

«Случайная философия» часто сохраняется у ученых со времени их детства вопреки изменениям в научном мышлении, и нередко случается, что написанные ими научные труды содержат в себе остатки устаревших философских учений.

Эрнст Мах: без критической философии сама наука превратится в орудие устаревших философских учений.