32988

ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ

Доклад

Логика и философия

Макс Планк – старое поколение ученых не приживается к новым идеям однако они отходят от науки и умирают. компонентов науки. Есть микрореволюции – в рамках той или иной науки физика биология экология; глобальные революции появление науки религии. философии проблема роста развития знания является центральной в философии науки.

Русский

2013-09-05

23.48 KB

98 чел.

14. ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ

В развитии научных знаний приходится отказываться от старых объяснений и переходить к новым=> научная революция. В result научных революций происходит пересмотр и базовых идей.

3 процесса сопровождающих научную революцию:

  1.  понятия, считавшиеся фундаментальными, иллюминируются.
  2.  вводятся новые понятия, которые отражают новые явления, св-ва.
  3.  переосмысляется содержание ряда базовых понятий.

↓↓↓

Формируются новые картины мира.

1st революция XVIIв. – европейская и мировая наука отказались от теоцентрической картины мира. То, что реально не наблюдаемо – не существует (Венский кружок)

2-ая революцияДарвин – выход за пределы биологии, затрагивает мировоззрение людей.

Виды научных революций:

1. меняется карта мира, но не меняются философские представления и идеалы.

2. частично меняют идеалы.

3. предлагают новые идеалы

Но научные революции, меняя базовые понятия, влияют не только на науку, но и на др. сферы общ-ва, жизнь общ-ва.

Томас Кун: «структура научной революции»: вводит понятие парадигмы. Ученые, сталкиваясь с все новыми и не объясненными фактами, наталкиваются на необъясненность, поэтому выдвигают гипотезу и выходят к новой парадигме.

У К.Поппера др. взгляды.

Макс Планк – старое поколение ученых не приживается к новым идеям, однако они отходят от науки и умирают. А новое поколение вырастает уже на новых концепциях и их пропагандирует.

Научная революция связана с фундаментальным научным открытием. Именно фундаментальные открытия меняют и цели познания.

Этапы научной революции:

1.фундаментальные идеи подготавливаются в рамках старых идей.

2. создание новых фундаментальных научных теорий меняет основание знаний.

3. создание новой картины мира на основе новых научных достижений.

4. переосмысляется структура научного знания (до ХХв. важен эксперимент, а затем математика или идеализированная абстракция, а после ХХв. все меняется и абстракция становится более важной).

5. Приходят в движение сами понятия; наука предстает как динамическая система.

6. Научная революция показывает узость кумуляцивистских теорий (новые знания прибавляются к старым знаниям, и мы их аккумулируем).

У каждого этапа научной революции свои методологии.

Меняется место dif. компонентов науки.

Есть микрореволюции – в рамках той или иной науки (физика, биология, экология); глобальные революции (появление науки, религии). Микрореволюции подготавливают макрореволюции. И в последствие становятся базой для появления новых идей.

Сегодня наука становится все более прикладной. Но когда общ-во столкнется с такой необходимостью, будет научная революция. Именно поэтому в последнее время научных революций стало меньше.

Научная традиция – механизм накопления, сохранения методов получения научных знаний. Научные традиции нашли выражение в dif. понятиях традиционного мышления. Анализ, синтез, индуктивные, дедуктивные методы – тоже научные традиции. Научные традиции - необходимое требование к продолжению развития и подготовки научных революций. If человек ничего не знает, он ничего нового и не придумает. Создается упорядоченная система знаний, которой достаточно для дальнейшего размышления. Нельзя все каждый день менять, но нельзя и ничего не менять.

КОНЦЕПЦИЯ НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ Т. КУНА

Важнейшей хар-ристикой знания является его динамика (его рост, изменение, развитие). В современной Зап. философии проблема роста, развития знания является центральной в философии науки. Особенно активно проблему разрабатывали, начиная с 60-х гг. ХХв. сторонники постпозитивизма - К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос - стали строить dif. модели этого развития, рассматривая их как частные случаи общих эволюционных изменений, совершающихся в мире.

Общая схема (модель) историко-научного процесса Куна включает 2 основных этапа:

1. "нормальная наука", где безраздельно господствует парадигма

2. "научная революция" - распад парадигмы, конкуренция м/у альтернативными парадигмами и, наконец, победа одной из них, т.е. переход к новому периоду "нормальной науки".  Причем последние гораздо более редки в истории развития науки по сравнению с 1st.

Парадигма - совокупность наиболее общих идей и методологических  установок  в  науке, признаваемых  данным научным сообщ-вом.

Св-ва: 

1) она принята научным сообщ-вом  как  основа для дальнейшей работы;  

2) она содержит  переменные вопросы,  т.е. открывает простор  для исследователей. Переход от одной парадигмы к др. ч/з революцию является обычной моделью развития, хар-рной для зрелой науки. Научное развитие подобно развитию биологического мира, представляет собой однонаправленный и необратимый процесс.  

1. Допарадигмальный период:

соперничество dif. школ, отсутствие общепринятых концепций и методов исследования, хар-рны частые и серьезные споры о правомерности методов, проблем и стандартных решений. Эти расхождения исчезают в result победы одной из школ.  

2. Период "нормальной науки":

начинается с признания парадигмы, формулируются и широко применяются самые многообразные и разноуровневые методы, приемы и нормы научной деят-ти.  Кризис парадигмы – также кризис ее "методологических предписаний".  Банкротство существующих правил-предписаний означает прелюдию к поиску новых, стимулирует этот поиск.

3. «Научная революция» - result этого процесса, полное или частичное вытеснение старой парадигмы новой, несовместимой со старой.  Происходит процесс смены "понятийной сетки", ч/з которую ученые рассматривали мир. Изменение (притом кардинальное) данной "сетки" вызывает необходимость изменения методологических правил-предписаний.  В этих целях ученые, как правило, обращаются за помощью к философии и обсуждению фундаментальных положений, что не было хар-рным для периода "нормальной науки". Main задача ученых-профессионалов в этот период: упразднение всех наборов правил, кроме того, который "вытекает" из новой парадигмы и детерминирован ею. Это не должно быть  их "голое отрицание", а "снятие", с сохранением положительного. Для хар-ристики этого процесса Кун use термин "реконструкция предписаний".

Недостатки теории Куна: он излишне автоматизирует  труд ученых, хар-р ученых в период формирования науки.

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО НТП

Машинное производство положило начало превращению науки в непосредственную производительную силу и тем самым открыло огромные возможности для технологического применения достижений науки. М/у человеком и природой оказывается не единичное орудие труда, как было прежде, а промышленный процесс в виде системы машин, который совершенствуется на основе знания законов физики, химии и проч. С этого времени человечество встало на путь НТП, при котором изменения в отдельных элементах средств производства стали зависеть, прежде всего, не от опыта работника или эмпирических знаний изобретателя, а от уровня теоретического мышления, воплощенного в dif науках. НТП направлен, прежде всего, на развитие производительных сил общ-ва. К середине ХХв. наметился принципиально новый этап НТП - НТР, являющаяся закономерным шагом человеческой истории и носящая глобальный хар-р. Это означает, что революционные изменения охватили все разделы науки, техники и производства, НТР повлияла на все стороны общ-венной жизни, затронула все регионы планеты и все соц. системы. Познанию сущности НТР, что является основной задачей нового теоретического мышления, предшествовало описание этого еще мало изученного феномена путем сравнения, сопоставления и отбора фактов, их упорядочивания и систематизации. Этот план познания позволил выявить существенные признаки НТР, хар-ризующие ее природу:

а) слияние научной революции с технической при опережающем развитии науки;

б) превращение науки в непосредственную производительную силу;

в) органическое объединение элементов производственного процесса в единой автоматизированной системе;

г) формирование нового типа работника;

д) переход от экстенсивного к интенсивному развитию производства.

Лит-ра 50-х - начала 60-х гг. отражала НТР с позиций в к.-т. степени обыденного сознания, фиксировала внешние ее проявления: новые ткани, продукты бытовой химии, телевидение, новые лекарственные препараты, техника транспорта, связи, торговли, быта и т.п. Лишь постепенно исследователи подошли к мысли о том, что за внешними, поверхностными событиями лежит коренной переворот во всей структуре производственных сил. И, наконец, было показано, что в основе этого переворота находится новая глубинная, внутренняя связь  науки, техники и производства как особой системы, сложившейся именно в нашу эпоху. Это позволило подойти к раскрытию сущности НТР.

2 уровня сущности НТР:

1st уровень связан с определением НТР как коренного переворота в производительных силах общ-ва, совершаемого при определяющей роли науки. Качественные изменения в них имели множество dif. проявлений и, прежде всего, в создании принципиально новых средств производства. Сущность 2-го уровня, который включил 1st в виде необходимого, но составного элемента - единство науки, техники и производства. Непостоянные, случайные в прошлом связи становятся органическими, организованными, структурно закрепленными,   т.е. системными. Возникновение такой системы есть наиболее общий качественный result НТР.

Как система НТР должна отвечать ряду условий, присущих любой системе:

  1.  любая система существует во времени и пространстве и находится в движении.
  2.  число элементов любой системы конечно.
  3.  для каждой системы хар-рно наличие единого основания классификации ее элементов. В НТР таким основанием является деят-ть общ-ва, которая проявляется в dif. видах - научном, научно-техническом, материально-производственном.
  4.  система обладает единством. НТР - это целостный комплекс организационно и функционально связанных элементов.
  5.  система находится в единстве со средой. НТР, ее темпы развития, цели, хар-р последствий и многое др. зависят от соц. среды, в которой она развивается и функционирует.

В то же время анализ системы наука-техника-производство неполон без учета ее соц. последствий. Только в этом случае будут соблюдаться важнейшие методологические принципы всесторонности и конкретности. Всесторонность подхода подразумевает учет dif. условий, при которых возможны формирование и функционирование НТР и с которыми связаны ее соц. последствия, т.е. изменения всех сторон жизни современного общ-ва - образования, культуры, образа жизни, психологии людей, взаимоотношения м/у природой и общ-вом. В свою очередь, и общ-во воздействует на НТР - нарастание процессов НТР в значительной мере зависит от условий и хар-ра соц.-экономического строя, в котором протекают революционные преобразования в науке, технике и производстве. Система наука-техника-производство как сущность 2-го уровня, является до некоторой степени условно-абстрактной и требует поэтому дополнения ее элементами, в которых отражены соц. последствия НТР. Ими являются общ-во и человек. Т.о., в широком плане НТР - система наука-техника-производство-общ-во-человек.

Основные направления НТП:

  1.  освоение космического пространства, создание ракетной техники;
  2.  автоматизация производства;
  3.  развитие химической промышленности и создание материалов с заранее заданными св-вами;
  4.  создание альтернативных источников энергии и т.п.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33140. Разбор танца по записи 25 KB
  Работа над постановкой танца по записи значительно обогащает руководителя. Он знакомится с опытом ведущих мастеров расширяет знания и возиожности применения выразительных средств хореографии в создании танца. Каждая запись танца состоит из 4х частей: Даются основные сведения о танце: название образное описание содержания особенности танца композиция манера исполнения число и состав исполнителей даются рекомендации о возможных изменениях в составе указывается автор музыки как ее нужно исполнять приведен музыкальный размер.
33141. Создание танца 23.5 KB
  Приступая к созданию того или иного танца руководитель должен прежде всего выбрать интересный сюжет. Выбрав сюжет и определенный характер танца подбирают к нему музыкальное сопровождение. Бывают случаи когда неудачно подобранная музыка снижает качество хорошо задуманного танца.
33142. Начальные этапы работы балетмейстера над созданием хореографической постановки 23.5 KB
  Создание сценического народного танца начинается с замысла. Из этих образов рождается порой содержание танца. Балетмейстер возьмет за основу проявление в жизни этих возвышенных качеств человека содержание и характер взаимоотношений между людьми и отразит с помощью поэтического языка сценического танца. Иной раз это своеобразие манеры исполнения танца выражающий характер взаимоотношений между танцующими или композиционный прием который образно раскрывает содержание постановки.
33143. Основные выразительные средства хореографического искусства 34 KB
  Особенности исполнительства танца в том что содержание любого эмоционального состояния муз. Создание танца передается с помощью богатейшей палитры выразительных средств. К выразительным средствам танцевального искусства относятся: лексика танца композиционный рисунок Хореографическая лексика язык танца его основные движения положения тела различные жесты. Лексика бывает: основная танцевальная действенная подражательная ассоциативная Основная хореографическая лексика используется в постановке танцевального номера в...
33144. Подбор репертуара в детском танцевальном коллективе 26 KB
  Основой репертуара ДТК являются народные танцы. Хорошо усеваемые школьниками простотой рисунка жизнерадостностью веселой музыкой чешские танцы соответствуют требованиям репертуар ДТК. Польские танцы краковяк мазурка сложные по своим движениям их можно использовать с детьми старшего возраста. Танцы должны напоминать увлекательную игру.
33145. Крепостной балет 17.45 KB
  Что же представляют собой крепостные театры До сих пор сохраняют музей бывшего Подмосковья – Останкино Кускова – сценические площадки о оборудование крепостных театров графов Шереметьевых. Труппы крепостных балетных театров складывались поразному: в одни в качестве педагогов и балетмейстеров приглашали иностранных хореографов в других основную педагогическую работу вели постоянные балетмейстеры и учителя из крепостных. Иногда богатые владельцы театров посылали своих артистов на выручку в Петербург Москву или даже за границу а бывало...
33146. Становление белорусского балетного искусства 20.99 KB
  Значительным событием для театра стала постановка первого национального балета Соловей музыка М. Заметным событием в истории национального балета является и постановка балета Князьозеро . После ремонта и реконструкции здания театра поврежденного бомбежкой деятельность театравозобновилась Очень скоро Белорусский театр оперы и балета вошёл в число признанных лидеров на культурном пространстве СССР.
33147. У истоков профессиональною искусства Беларуси 16.79 KB
  Без скоморохов известных на территории Белоруссии с XII столетия и называвшихся тогда гудцами плясцами а позже блазнами музыками медведниками не обходился ни один народный праздник они исполняли важные роли на свадьбе были заводилами хороводов являлись центральными фигурами различных обрядов. Хореография играла немалую роль в спектаклях школьного театра существовавшего в Белоруссии с конца XVI века где в антрактах между действиями драмы исполнялись сатирические интермедии на бытовую тематику с народными песнями и танцами. Песенный и...
33148. Творчество М. М. Фокина. Дягилевские русские сезоны 18.67 KB
  Фокин считал что танец должен выражать душевные переживания действующих лиц что танцевальная часть спектакля должна составлять единое художественное целое с музыкой живописью и пластикой говоря о невозможности ставить балеты на случайную музыку представляющую собой набор вальсов полек и галопов и требовал чтобы музыка выражала те чувства которые передаются движениями танцующих. В 1906 году Фокин поставил для школьного спектакля балет Сон в летнюю ночь на музыку Ф. Для благотворительных вечеров Фокин поставил Виноградную лозу на...