32988

ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ

Доклад

Логика и философия

Макс Планк старое поколение ученых не приживается к новым идеям однако они отходят от науки и умирают. компонентов науки. Есть микрореволюции в рамках той или иной науки физика биология экология; глобальные революции появление науки религии. философии проблема роста развития знания является центральной в философии науки.

Русский

2013-09-05

23.48 KB

107 чел.

14. ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ

В развитии научных знаний приходится отказываться от старых объяснений и переходить к новым=> научная революция. В result научных революций происходит пересмотр и базовых идей.

3 процесса сопровождающих научную революцию:

  1.  понятия, считавшиеся фундаментальными, иллюминируются.
  2.  вводятся новые понятия, которые отражают новые явления, св-ва.
  3.  переосмысляется содержание ряда базовых понятий.

↓↓↓

Формируются новые картины мира.

1st революция XVIIв. – европейская и мировая наука отказались от теоцентрической картины мира. То, что реально не наблюдаемо – не существует (Венский кружок)

2-ая революцияДарвин – выход за пределы биологии, затрагивает мировоззрение людей.

Виды научных революций:

1. меняется карта мира, но не меняются философские представления и идеалы.

2. частично меняют идеалы.

3. предлагают новые идеалы

Но научные революции, меняя базовые понятия, влияют не только на науку, но и на др. сферы общ-ва, жизнь общ-ва.

Томас Кун: «структура научной революции»: вводит понятие парадигмы. Ученые, сталкиваясь с все новыми и не объясненными фактами, наталкиваются на необъясненность, поэтому выдвигают гипотезу и выходят к новой парадигме.

У К.Поппера др. взгляды.

Макс Планк – старое поколение ученых не приживается к новым идеям, однако они отходят от науки и умирают. А новое поколение вырастает уже на новых концепциях и их пропагандирует.

Научная революция связана с фундаментальным научным открытием. Именно фундаментальные открытия меняют и цели познания.

Этапы научной революции:

1.фундаментальные идеи подготавливаются в рамках старых идей.

2. создание новых фундаментальных научных теорий меняет основание знаний.

3. создание новой картины мира на основе новых научных достижений.

4. переосмысляется структура научного знания (до ХХв. важен эксперимент, а затем математика или идеализированная абстракция, а после ХХв. все меняется и абстракция становится более важной).

5. Приходят в движение сами понятия; наука предстает как динамическая система.

6. Научная революция показывает узость кумуляцивистских теорий (новые знания прибавляются к старым знаниям, и мы их аккумулируем).

У каждого этапа научной революции свои методологии.

Меняется место dif. компонентов науки.

Есть микрореволюции – в рамках той или иной науки (физика, биология, экология); глобальные революции (появление науки, религии). Микрореволюции подготавливают макрореволюции. И в последствие становятся базой для появления новых идей.

Сегодня наука становится все более прикладной. Но когда общ-во столкнется с такой необходимостью, будет научная революция. Именно поэтому в последнее время научных революций стало меньше.

Научная традиция – механизм накопления, сохранения методов получения научных знаний. Научные традиции нашли выражение в dif. понятиях традиционного мышления. Анализ, синтез, индуктивные, дедуктивные методы – тоже научные традиции. Научные традиции - необходимое требование к продолжению развития и подготовки научных революций. If человек ничего не знает, он ничего нового и не придумает. Создается упорядоченная система знаний, которой достаточно для дальнейшего размышления. Нельзя все каждый день менять, но нельзя и ничего не менять.

КОНЦЕПЦИЯ НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ Т. КУНА

Важнейшей хар-ристикой знания является его динамика (его рост, изменение, развитие). В современной Зап. философии проблема роста, развития знания является центральной в философии науки. Особенно активно проблему разрабатывали, начиная с 60-х гг. ХХв. сторонники постпозитивизма - К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос - стали строить dif. модели этого развития, рассматривая их как частные случаи общих эволюционных изменений, совершающихся в мире.

Общая схема (модель) историко-научного процесса Куна включает 2 основных этапа:

1. "нормальная наука", где безраздельно господствует парадигма

2. "научная революция" - распад парадигмы, конкуренция м/у альтернативными парадигмами и, наконец, победа одной из них, т.е. переход к новому периоду "нормальной науки".  Причем последние гораздо более редки в истории развития науки по сравнению с 1st.

Парадигма - совокупность наиболее общих идей и методологических  установок  в  науке, признаваемых  данным научным сообщ-вом.

Св-ва: 

1) она принята научным сообщ-вом  как  основа для дальнейшей работы;  

2) она содержит  переменные вопросы,  т.е. открывает простор  для исследователей. Переход от одной парадигмы к др. ч/з революцию является обычной моделью развития, хар-рной для зрелой науки. Научное развитие подобно развитию биологического мира, представляет собой однонаправленный и необратимый процесс.  

1. Допарадигмальный период:

соперничество dif. школ, отсутствие общепринятых концепций и методов исследования, хар-рны частые и серьезные споры о правомерности методов, проблем и стандартных решений. Эти расхождения исчезают в result победы одной из школ.  

2. Период "нормальной науки":

начинается с признания парадигмы, формулируются и широко применяются самые многообразные и разноуровневые методы, приемы и нормы научной деят-ти.  Кризис парадигмы – также кризис ее "методологических предписаний".  Банкротство существующих правил-предписаний означает прелюдию к поиску новых, стимулирует этот поиск.

3. «Научная революция» - result этого процесса, полное или частичное вытеснение старой парадигмы новой, несовместимой со старой.  Происходит процесс смены "понятийной сетки", ч/з которую ученые рассматривали мир. Изменение (притом кардинальное) данной "сетки" вызывает необходимость изменения методологических правил-предписаний.  В этих целях ученые, как правило, обращаются за помощью к философии и обсуждению фундаментальных положений, что не было хар-рным для периода "нормальной науки". Main задача ученых-профессионалов в этот период: упразднение всех наборов правил, кроме того, который "вытекает" из новой парадигмы и детерминирован ею. Это не должно быть  их "голое отрицание", а "снятие", с сохранением положительного. Для хар-ристики этого процесса Кун use термин "реконструкция предписаний".

Недостатки теории Куна: он излишне автоматизирует  труд ученых, хар-р ученых в период формирования науки.

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО НТП

Машинное производство положило начало превращению науки в непосредственную производительную силу и тем самым открыло огромные возможности для технологического применения достижений науки. М/у человеком и природой оказывается не единичное орудие труда, как было прежде, а промышленный процесс в виде системы машин, который совершенствуется на основе знания законов физики, химии и проч. С этого времени человечество встало на путь НТП, при котором изменения в отдельных элементах средств производства стали зависеть, прежде всего, не от опыта работника или эмпирических знаний изобретателя, а от уровня теоретического мышления, воплощенного в dif науках. НТП направлен, прежде всего, на развитие производительных сил общ-ва. К середине ХХв. наметился принципиально новый этап НТП - НТР, являющаяся закономерным шагом человеческой истории и носящая глобальный хар-р. Это означает, что революционные изменения охватили все разделы науки, техники и производства, НТР повлияла на все стороны общ-венной жизни, затронула все регионы планеты и все соц. системы. Познанию сущности НТР, что является основной задачей нового теоретического мышления, предшествовало описание этого еще мало изученного феномена путем сравнения, сопоставления и отбора фактов, их упорядочивания и систематизации. Этот план познания позволил выявить существенные признаки НТР, хар-ризующие ее природу:

а) слияние научной революции с технической при опережающем развитии науки;

б) превращение науки в непосредственную производительную силу;

в) органическое объединение элементов производственного процесса в единой автоматизированной системе;

г) формирование нового типа работника;

д) переход от экстенсивного к интенсивному развитию производства.

Лит-ра 50-х - начала 60-х гг. отражала НТР с позиций в к.-т. степени обыденного сознания, фиксировала внешние ее проявления: новые ткани, продукты бытовой химии, телевидение, новые лекарственные препараты, техника транспорта, связи, торговли, быта и т.п. Лишь постепенно исследователи подошли к мысли о том, что за внешними, поверхностными событиями лежит коренной переворот во всей структуре производственных сил. И, наконец, было показано, что в основе этого переворота находится новая глубинная, внутренняя связь  науки, техники и производства как особой системы, сложившейся именно в нашу эпоху. Это позволило подойти к раскрытию сущности НТР.

2 уровня сущности НТР:

1st уровень связан с определением НТР как коренного переворота в производительных силах общ-ва, совершаемого при определяющей роли науки. Качественные изменения в них имели множество dif. проявлений и, прежде всего, в создании принципиально новых средств производства. Сущность 2-го уровня, который включил 1st в виде необходимого, но составного элемента - единство науки, техники и производства. Непостоянные, случайные в прошлом связи становятся органическими, организованными, структурно закрепленными,   т.е. системными. Возникновение такой системы есть наиболее общий качественный result НТР.

Как система НТР должна отвечать ряду условий, присущих любой системе:

  1.  любая система существует во времени и пространстве и находится в движении.
  2.  число элементов любой системы конечно.
  3.  для каждой системы хар-рно наличие единого основания классификации ее элементов. В НТР таким основанием является деят-ть общ-ва, которая проявляется в dif. видах - научном, научно-техническом, материально-производственном.
  4.  система обладает единством. НТР - это целостный комплекс организационно и функционально связанных элементов.
  5.  система находится в единстве со средой. НТР, ее темпы развития, цели, хар-р последствий и многое др. зависят от соц. среды, в которой она развивается и функционирует.

В то же время анализ системы наука-техника-производство неполон без учета ее соц. последствий. Только в этом случае будут соблюдаться важнейшие методологические принципы всесторонности и конкретности. Всесторонность подхода подразумевает учет dif. условий, при которых возможны формирование и функционирование НТР и с которыми связаны ее соц. последствия, т.е. изменения всех сторон жизни современного общ-ва - образования, культуры, образа жизни, психологии людей, взаимоотношения м/у природой и общ-вом. В свою очередь, и общ-во воздействует на НТР - нарастание процессов НТР в значительной мере зависит от условий и хар-ра соц.-экономического строя, в котором протекают революционные преобразования в науке, технике и производстве. Система наука-техника-производство как сущность 2-го уровня, является до некоторой степени условно-абстрактной и требует поэтому дополнения ее элементами, в которых отражены соц. последствия НТР. Ими являются общ-во и человек. Т.о., в широком плане НТР - система наука-техника-производство-общ-во-человек.

Основные направления НТП:

  1.  освоение космического пространства, создание ракетной техники;
  2.  автоматизация производства;
  3.  развитие химической промышленности и создание материалов с заранее заданными св-вами;
  4.  создание альтернативных источников энергии и т.п.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32372. Социальное развитие личности. Социализация. Направления социализации и ее задачи на разных этапах развития личности 14.9 KB
  Стилизованный субкультура Межличностный Психолгический подражание идентификация рефлексия Периодизация развития личности: В младенчестве главную роль в жизни ребенка играет мать она кормит ухаживает дает ласку заботу в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления хорошем сне ребенка нормальной работе кишечника умение ребенка спокойно ждать мать не кричит не зовет ребенок как бы уверен что мать придет и сделает то что нужно. Сильно выраженный дефицит...
32373. Метод анкетирования 13.88 KB
  Недостатка: Не позволяет исследовать глубинные механизмы психики Проводится заочно способом поэтому ограничен контроль правдивости ответов нет гарантии что все вопросы поняты правильно нет возможности уточнить Несерьезное отношение иногда негативное Небольшой процент возврата 515 Правила составления: Вопросы должны быть изложены простым и понятным языком Наследует использовать сложной научной терминологии. отпечатана на чистой белой бумаге Вначале А располагаются вопросы общего характера возраст профессия Наиболее важные...
32374. Аномальное и отклоняющееся развитие. Дизонтогенез. Факторы, типы и психологические параметры дизонтогенеза 14.07 KB
  К аномальным неправильным относятся дети у которых физические и психические отклонения приводят к нарушению общего развития. Категории: Дети с нарушениями слуха глухие слабослышащие позднооглохшие Дети с нарушениями зрения слепые слабовидящие0 Дети с тяжелыми нарушениями речи логопаты Дети с нарушениями интеллектуального развития умственно отсталые психически недоразвитые Дети с комплексными нарушениями слепоглухонемые слепоумственно отсталые Дети с нарушением опорнодвигательного аппарата Дизонтогенез это нарушение развития...
32375. Психологическая структура личности 13.13 KB
  стрра личности это целостная модель системы качеств и свойств которая полно характеризует психологические особенности личности человека индивида. Элементами психологической структуры личности являются ее психические свойства и особенности обычно называемые чертами личности. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур.
32376. Специфика детско-родительских отношений. Особенности диагностической и коррекционной работы с семьей 14.57 KB
  Особенности диагностической и коррекционной работы с семьей. В диагностике направления работы с ребенком условно можно выделить наиболее часто встречающиеся задачи: Контроль развития ребенка с целью своевременного обнаружения трудностей отставаний профилактики возможных неблагоприятных вариантов развития. Полученные данные могут использоваться специалистами психологами и социальными педагогами для построения профилактической коррекционной работы с детьми и для просветительской работы с родителями. Этические нормы работы психолога не...
32377. Метод анализа результата деятельности. Анализ почерка. Анализ детского рисунка. Анализ внешнего поведения 11.75 KB
  Учение о почерке – графология. Первые научные представления появились в Древнем мире. Аббат Мишон основал первое графологическое общество. Зуев-Инсаров (в России начало 20в.) один из известных графологов. После революции графология была признана лженаукой.
32378. Понятие деятельности. Психологическая характеристика деятельности. Психологическая структура деятельности. Классификация видов деятельности 14.17 KB
  Психологическая характеристика деятельности. Психологическая структура деятельности. Классификация видов деятельности.
32379. Основные принципы, задачи и направления работы психологической службы в образовании 13.98 KB
  Цель психологической службы в образовании максимальное содействие психическому и личностному развитию всех участников образовательного процесса. Задачи психологической службы в образовании: Выявление причин различного рода трудностей в учебновоспитательной работе с учащимися различного возраста психоаналитический подход Преодоление в рамках профессионализма отклонений в интеллектуальном и личностном развитии школьников коррекционный подход Преодоление и помощь в решении конфликтных ситуаций и сложных вопросов. Структура психологической...
32380. Понятие выбора профессии. Ошибки и трудности выбора профессии. Классификация профессий 17.89 KB
  Понятие выбора профессии. Ошибки и трудности выбора профессии. Выбор профессии проф. Самоопределение которое подразумевает самостоятельный выбор профессии на основе: Объективных и достаточно полных знаний о себе своих интересах склонностях особенностях мышления памяти внимания нервной системы.