32988

ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ

Доклад

Логика и философия

Макс Планк – старое поколение ученых не приживается к новым идеям однако они отходят от науки и умирают. компонентов науки. Есть микрореволюции – в рамках той или иной науки физика биология экология; глобальные революции появление науки религии. философии проблема роста развития знания является центральной в философии науки.

Русский

2013-09-05

23.48 KB

96 чел.

14. ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ

В развитии научных знаний приходится отказываться от старых объяснений и переходить к новым=> научная революция. В result научных революций происходит пересмотр и базовых идей.

3 процесса сопровождающих научную революцию:

  1.  понятия, считавшиеся фундаментальными, иллюминируются.
  2.  вводятся новые понятия, которые отражают новые явления, св-ва.
  3.  переосмысляется содержание ряда базовых понятий.

↓↓↓

Формируются новые картины мира.

1st революция XVIIв. – европейская и мировая наука отказались от теоцентрической картины мира. То, что реально не наблюдаемо – не существует (Венский кружок)

2-ая революцияДарвин – выход за пределы биологии, затрагивает мировоззрение людей.

Виды научных революций:

1. меняется карта мира, но не меняются философские представления и идеалы.

2. частично меняют идеалы.

3. предлагают новые идеалы

Но научные революции, меняя базовые понятия, влияют не только на науку, но и на др. сферы общ-ва, жизнь общ-ва.

Томас Кун: «структура научной революции»: вводит понятие парадигмы. Ученые, сталкиваясь с все новыми и не объясненными фактами, наталкиваются на необъясненность, поэтому выдвигают гипотезу и выходят к новой парадигме.

У К.Поппера др. взгляды.

Макс Планк – старое поколение ученых не приживается к новым идеям, однако они отходят от науки и умирают. А новое поколение вырастает уже на новых концепциях и их пропагандирует.

Научная революция связана с фундаментальным научным открытием. Именно фундаментальные открытия меняют и цели познания.

Этапы научной революции:

1.фундаментальные идеи подготавливаются в рамках старых идей.

2. создание новых фундаментальных научных теорий меняет основание знаний.

3. создание новой картины мира на основе новых научных достижений.

4. переосмысляется структура научного знания (до ХХв. важен эксперимент, а затем математика или идеализированная абстракция, а после ХХв. все меняется и абстракция становится более важной).

5. Приходят в движение сами понятия; наука предстает как динамическая система.

6. Научная революция показывает узость кумуляцивистских теорий (новые знания прибавляются к старым знаниям, и мы их аккумулируем).

У каждого этапа научной революции свои методологии.

Меняется место dif. компонентов науки.

Есть микрореволюции – в рамках той или иной науки (физика, биология, экология); глобальные революции (появление науки, религии). Микрореволюции подготавливают макрореволюции. И в последствие становятся базой для появления новых идей.

Сегодня наука становится все более прикладной. Но когда общ-во столкнется с такой необходимостью, будет научная революция. Именно поэтому в последнее время научных революций стало меньше.

Научная традиция – механизм накопления, сохранения методов получения научных знаний. Научные традиции нашли выражение в dif. понятиях традиционного мышления. Анализ, синтез, индуктивные, дедуктивные методы – тоже научные традиции. Научные традиции - необходимое требование к продолжению развития и подготовки научных революций. If человек ничего не знает, он ничего нового и не придумает. Создается упорядоченная система знаний, которой достаточно для дальнейшего размышления. Нельзя все каждый день менять, но нельзя и ничего не менять.

КОНЦЕПЦИЯ НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ Т. КУНА

Важнейшей хар-ристикой знания является его динамика (его рост, изменение, развитие). В современной Зап. философии проблема роста, развития знания является центральной в философии науки. Особенно активно проблему разрабатывали, начиная с 60-х гг. ХХв. сторонники постпозитивизма - К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос - стали строить dif. модели этого развития, рассматривая их как частные случаи общих эволюционных изменений, совершающихся в мире.

Общая схема (модель) историко-научного процесса Куна включает 2 основных этапа:

1. "нормальная наука", где безраздельно господствует парадигма

2. "научная революция" - распад парадигмы, конкуренция м/у альтернативными парадигмами и, наконец, победа одной из них, т.е. переход к новому периоду "нормальной науки".  Причем последние гораздо более редки в истории развития науки по сравнению с 1st.

Парадигма - совокупность наиболее общих идей и методологических  установок  в  науке, признаваемых  данным научным сообщ-вом.

Св-ва: 

1) она принята научным сообщ-вом  как  основа для дальнейшей работы;  

2) она содержит  переменные вопросы,  т.е. открывает простор  для исследователей. Переход от одной парадигмы к др. ч/з революцию является обычной моделью развития, хар-рной для зрелой науки. Научное развитие подобно развитию биологического мира, представляет собой однонаправленный и необратимый процесс.  

1. Допарадигмальный период:

соперничество dif. школ, отсутствие общепринятых концепций и методов исследования, хар-рны частые и серьезные споры о правомерности методов, проблем и стандартных решений. Эти расхождения исчезают в result победы одной из школ.  

2. Период "нормальной науки":

начинается с признания парадигмы, формулируются и широко применяются самые многообразные и разноуровневые методы, приемы и нормы научной деят-ти.  Кризис парадигмы – также кризис ее "методологических предписаний".  Банкротство существующих правил-предписаний означает прелюдию к поиску новых, стимулирует этот поиск.

3. «Научная революция» - result этого процесса, полное или частичное вытеснение старой парадигмы новой, несовместимой со старой.  Происходит процесс смены "понятийной сетки", ч/з которую ученые рассматривали мир. Изменение (притом кардинальное) данной "сетки" вызывает необходимость изменения методологических правил-предписаний.  В этих целях ученые, как правило, обращаются за помощью к философии и обсуждению фундаментальных положений, что не было хар-рным для периода "нормальной науки". Main задача ученых-профессионалов в этот период: упразднение всех наборов правил, кроме того, который "вытекает" из новой парадигмы и детерминирован ею. Это не должно быть  их "голое отрицание", а "снятие", с сохранением положительного. Для хар-ристики этого процесса Кун use термин "реконструкция предписаний".

Недостатки теории Куна: он излишне автоматизирует  труд ученых, хар-р ученых в период формирования науки.

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО НТП

Машинное производство положило начало превращению науки в непосредственную производительную силу и тем самым открыло огромные возможности для технологического применения достижений науки. М/у человеком и природой оказывается не единичное орудие труда, как было прежде, а промышленный процесс в виде системы машин, который совершенствуется на основе знания законов физики, химии и проч. С этого времени человечество встало на путь НТП, при котором изменения в отдельных элементах средств производства стали зависеть, прежде всего, не от опыта работника или эмпирических знаний изобретателя, а от уровня теоретического мышления, воплощенного в dif науках. НТП направлен, прежде всего, на развитие производительных сил общ-ва. К середине ХХв. наметился принципиально новый этап НТП - НТР, являющаяся закономерным шагом человеческой истории и носящая глобальный хар-р. Это означает, что революционные изменения охватили все разделы науки, техники и производства, НТР повлияла на все стороны общ-венной жизни, затронула все регионы планеты и все соц. системы. Познанию сущности НТР, что является основной задачей нового теоретического мышления, предшествовало описание этого еще мало изученного феномена путем сравнения, сопоставления и отбора фактов, их упорядочивания и систематизации. Этот план познания позволил выявить существенные признаки НТР, хар-ризующие ее природу:

а) слияние научной революции с технической при опережающем развитии науки;

б) превращение науки в непосредственную производительную силу;

в) органическое объединение элементов производственного процесса в единой автоматизированной системе;

г) формирование нового типа работника;

д) переход от экстенсивного к интенсивному развитию производства.

Лит-ра 50-х - начала 60-х гг. отражала НТР с позиций в к.-т. степени обыденного сознания, фиксировала внешние ее проявления: новые ткани, продукты бытовой химии, телевидение, новые лекарственные препараты, техника транспорта, связи, торговли, быта и т.п. Лишь постепенно исследователи подошли к мысли о том, что за внешними, поверхностными событиями лежит коренной переворот во всей структуре производственных сил. И, наконец, было показано, что в основе этого переворота находится новая глубинная, внутренняя связь  науки, техники и производства как особой системы, сложившейся именно в нашу эпоху. Это позволило подойти к раскрытию сущности НТР.

2 уровня сущности НТР:

1st уровень связан с определением НТР как коренного переворота в производительных силах общ-ва, совершаемого при определяющей роли науки. Качественные изменения в них имели множество dif. проявлений и, прежде всего, в создании принципиально новых средств производства. Сущность 2-го уровня, который включил 1st в виде необходимого, но составного элемента - единство науки, техники и производства. Непостоянные, случайные в прошлом связи становятся органическими, организованными, структурно закрепленными,   т.е. системными. Возникновение такой системы есть наиболее общий качественный result НТР.

Как система НТР должна отвечать ряду условий, присущих любой системе:

  1.  любая система существует во времени и пространстве и находится в движении.
  2.  число элементов любой системы конечно.
  3.  для каждой системы хар-рно наличие единого основания классификации ее элементов. В НТР таким основанием является деят-ть общ-ва, которая проявляется в dif. видах - научном, научно-техническом, материально-производственном.
  4.  система обладает единством. НТР - это целостный комплекс организационно и функционально связанных элементов.
  5.  система находится в единстве со средой. НТР, ее темпы развития, цели, хар-р последствий и многое др. зависят от соц. среды, в которой она развивается и функционирует.

В то же время анализ системы наука-техника-производство неполон без учета ее соц. последствий. Только в этом случае будут соблюдаться важнейшие методологические принципы всесторонности и конкретности. Всесторонность подхода подразумевает учет dif. условий, при которых возможны формирование и функционирование НТР и с которыми связаны ее соц. последствия, т.е. изменения всех сторон жизни современного общ-ва - образования, культуры, образа жизни, психологии людей, взаимоотношения м/у природой и общ-вом. В свою очередь, и общ-во воздействует на НТР - нарастание процессов НТР в значительной мере зависит от условий и хар-ра соц.-экономического строя, в котором протекают революционные преобразования в науке, технике и производстве. Система наука-техника-производство как сущность 2-го уровня, является до некоторой степени условно-абстрактной и требует поэтому дополнения ее элементами, в которых отражены соц. последствия НТР. Ими являются общ-во и человек. Т.о., в широком плане НТР - система наука-техника-производство-общ-во-человек.

Основные направления НТП:

  1.  освоение космического пространства, создание ракетной техники;
  2.  автоматизация производства;
  3.  развитие химической промышленности и создание материалов с заранее заданными св-вами;
  4.  создание альтернативных источников энергии и т.п.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85099. Военнослужащий - патриот, с честью и достоинством несущий 45.71 KB
  Военнослужащий патриот с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества Цели урока. Темой нашего сегодняшнего урока станут узловые понятия военной этики патриотизм воинская честь и воинский долг. Что такое патриотизм В чем особенности чувства патриотизма военнослужащего Что вы знаете о военнопатриотических клубах и обществах В чем состоят особенности деятельности этих организаций Какие боевые традиции связанные с чувством патриотизма вы запомнили из курса ОБЖ для 10го класса В чем состоит верность Боевому знамени...
85100. Правила личной гигиены и здоровье 44.16 KB
  Нормальная жизнь человека в любом населенном пункте а особенно в крупном городе станет короткой и невыносимой если не соблюдать нормы гигиены. Гигиена основа санитарии а следовательно безопасности человека. Понятие гигиены очень широкое но начинается она с малого с гигиены отдельного человека т. Что такое личная гигиена и какова ее структура Меняются ли правила личной гигиены с изменением возраста человека Какое правило личной гигиены вы считаете главным В чем состоит великое гигиеническое изобретение русского народа Какие...
85101. Нравственность и здоровье. Заболевания, передаваемые половым путем 43.35 KB
  Заболевания передаваемые половым путем. Изучить роль нравственности в обеспечении безопасных взаимоотношений полов и профилактики заболеваний передаваемых половым путем. За последние годы в России отмечен интенсивный рост заболеваний передаваемых половым путем. А также инфекции передаваемые половым путем так называемого второго поколения урогенитальный хламидиоз уреамикоплазмоз кандидоз гарднерелез генитальный герпес ВИЧинфекция гепатит В бактериальные уретриты вагиниты и другие.
85102. Психологическое состояние человека и причины самоубийств 46.77 KB
  Самоубийства детей и подростков всегда вызывали тревогу общества и считались и считаются огромным горем не только для семьи погибшего ребенка но и для всего общества. Более того уровень самоубийств детей и подростков социологи относят к числу важнейших показателей здоровья нации. Что такое суицид Каковы его причины у детей и подростков Какие группы детей и подростков подвержены суициду Ответ обоснуйте. Можно ли предотвратить самоубийства среди детей и подростков В чем по вашему мнению состоит главное содержание предупреждения...
85103. Первая помощь при острой сердечной недостаточности, инсульте 39.82 KB
  Первая помощь при острой сердечной недостаточности инсульте Цели урока. Изучить симптомы и первую помощь при острой сердечной недостаточности. Вот почему важно уметь оказать первую помощь человеку жизни которого угрожает опасность. Оказание первой помощи при острой сердечной недостаточности: уложить больного на спину приподнять голову обеспечить доступ свежего воздуха и срочно вызвать врача скорую помощь.
85104. Первая помощь при ранениях и травмах 43.45 KB
  Наиболее часто встречающиеся травмы это раны ушибы растяжения связок вывихи и переломы. Одна традиция заливать раны в том числе скальпированные йодом чего стоит. Что такое рана и чем она отличается от ушиба Какие раны наиболее опасны Что такое кровопотеря Чем она опасна Как вы обычно обрабатываете раны Расскажите алгоритм действий. Раны это поверхностные повреждения которые связаны с нарушением целости кожных покровов или слизистой оболочки.
85105. Первая медицинская помощь при остановке сердца 41.26 KB
  Первая медицинская помощь при остановке сердца Цели урока. Изучить признаки остановки сердца и порядок действий при сердечнолегочной реанимации. Получить первичные навыки по оказанию первой помощи при остановке сердца и прекращении дыхания. На втором месте после травм среди причин смерти от несчастного случая стоит остановка сердца.
85106. Профессионально-психологический отбор в Вооружённых Силах РФ 40.89 KB
  Да и не только сила но и ловкость выносливость другие физические качества без которых невозможно представить настоящего военного. Профессиональный психологический отбор в Вооруженных силах является одним из видов профессионального отбора и представляет собой комплекс мероприятий направленных на достижение качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных социальнопсихологических психологических и психофизиологических качеств граждан призываемых или добровольно поступающих на...
85107. Обязательная подготовка граждан к военной службе 44.67 KB
  Обязательная подготовка граждан к военной службе Цель: Изучить цели задачи и составляющие обязательной подготовки граждан к военной службе. Кроме того много времени отнимает психологическая адаптация молодых людей к условиям военной службы иногда до полугода. Для разрешения этого противоречия и предназначена обязательная подготовка к военной службе. В ходе мероприятий которые она и себя включает происходит первичная адаптация молодого человека к военной службе формируется мотивация на военное обучение вырабатываются необходимые...