32991

Философия истории

Доклад

Логика и философия

заключается ли он в самой ткани исторического события или он следствие нашей позднейшей его интерпретации Имеет ли история направление Кто является творцом истории Как возможно историческое событие Важнейшее отличие философии истории от истории состоит в том что если историю интересует причины определенных конкретных событий то философия истории анализирует общие закономерности исторического процесса в целом. в таких работах как “Экономическофилософские рукописи 1844 года†“Святое семействНемецкая идеология†а в...

Русский

2013-09-05

29.45 KB

8 чел.

32 вопрос.

Философия истории представляет собой особую сферу философского знания, в которой речь по преимуществу идет об основоположениях удивительного феномена - человеческой истории. Вопросы, которые в этой связи обсуждаются, достаточно неожиданны: как возможна история вообще? Есть ли в ней какой-либо умопостигаемый смысл? Если есть, то откуда он берется, т.е. заключается ли он в самой ткани исторического события или он - следствие нашей позднейшей его интерпретации? Имеет ли история направление? Кто является творцом истории? Как возможно историческое событие? Важнейшее отличие философии истории от истории состоит в том, что, если историю интересует причины определенных конкретных событий, то философия истории анализирует общие закономерности исторического процесса в целом. Термин "философия истории" довольно позднего происхождения. Его ввел в оборот Вольтер. Одна из его работ так и называлась - "Философия истории".

            Среди множества концепций исторического развития можно выделить две. Сторонники унитарно-стадиальной точки зрения полагают, что реально существуют не только отдельные социоисторические организмы (народы, культуры) и различного рода их системы, но и человеческое общество как единое целое, и, соответственно, процессы развития отдельных социоисторических организмов и их систем вместе взятые образуют один единый процесс всемирной истории. История – это единый для всех народов Земли процесс с примерно одинаковыми этапами, через которые проходит каждый народ и этнос. Вместе они прогрессируют. Сторонники другой,плюралистической точки зрения, полагают, что суть истории заключается в том, что человечество подразделяется на несколько совершенно автономных социальных образований (культур или цивилизаций), каждое из которых имеет свою собственную, абсолютно самостоятельную историю. Каждое из этих исторических образований возникает, развивается и рано или поздно с неизбежностью гибнет. На смену погибшим социальным единицам приходят новые, которые совершают точно такой же цикл развития. В силу того, что каждое такое историческое образование все начинает с самого начала, ничего принципиально нового внести в историю оно не может. Отсюда следует, что все такого рода образования совершенно равноценны, эквивалентны. Ни одно из них по уровню развития не стоит ни ниже, ни выше всех остальных.

            Наиболее яркими представителями данных точек зрения являютсямарксистская концепция общественного развития (материалистическое понимание истории) и цивилизационный подход.

      Марксисткое учение об обществе, развитое последователями К. Маркса и Ф. Энгельса носит название «исторический материализм». Подобно Гегелю, марксисты рассматривают мировую историю как единый закономерный процесс, а исторический материализм призван изучать наиболее общие законы развития человеческого общества.

Основные идеи исторического материализма были изложены Марксом и Энгельсом в 40-е годы XIX в. в таких работах, как “Экономическо-философские рукописи 1844 года”, “Святое семейство”, “Немецкая идеология”, а в более разработанном виде в “Нищете философии” и “Манифесте Коммунистической партии”.

Исторический материализм означает такой подход в познании общественных явлений, когда они изучаются в первую очередь с позиции философского материализма, когда точкой отсчета при анализе общественных изменений выступают материализованные, главным образом, экономические преобразования, а затем и все остальные. Предметом исторического материализма выступают не отдельные общественные явления, а всеобщие законы и движущие силы общества, рассматриваемые через призму их целостности, противоречивости и взаимозависимости. В отличие от других общественных наук, например, политологии, социологии, которые изучают лишь отдельные стороны общественной жизни, исторический материализм изучает в первую очередь наиболее общие законы развития общества, законы возникновения, существования, движущие силы развитияобщественно-экономических формаций. Под общественно-экономической формацией подразумевается целостный социальный организм, определенная система общественных явлений и отношений, внутренне связанных друг с другом и зависимых друг от друга. Несмотря на многообразие общественных процессов, специфичность географических, экономических, этнических и специальных условий, в которых происходит развитие различных человеческих сообществ, исторический материализм выделяет из всей совокупности общественных отношений производственные отношения как главные и определяющие. Такой подход позволяет выделить общее у стран и отнести их к одному уровню развития. Так, в таких странах, как Германия, США, Япония общим является высокий уровень научно-технического развития, автоматизация и компьютеризация технологических процессов, наличие небольшого числа крупных собственников и многомиллионной армии лиц наемного труда. Все это позволяет отнести эти страны к одному уровню развития, к одной общественно-экономической формации. Введение понятия общественно-экономическая формация позволяет вычленить общее у стран, находящихся на одном и том же уровне исторического развития и отделить один исторический период от другого. Вся история человечества представляет собой совокупность различных общественно-экономических формаций, при этом каждая из них экономически и культурно связана с предыдущей и создает необходимые предпосылки для последующей. Исторический материализм рассматривает общественно-экономическую формацию как определенный тип общества, цельную социальную систему, функционирующую и развивающуюся по своим специфическим законам на основе данного способа производства. Под способом производства Маркс имел ввиду совокупность производительных сил (техника, люди, земля) и производственных отношений (отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления продуктов). марксизм использует также понятия базис и надстройкаЭти понятия соотносительные и тесно взаимосвязаны друг с другом. Под базисом подразумевается экономическая структура общества, совокупность производственных отношений данного общества. Можно сказать, что базис – это форма материальных производительных сил и производственных отношений, предназначенная для выражения социального характера производственных отношений как экономической основы общественных явлений.

Философия истории, её основные проблемы, предмет и методы исследования.

В философии истории последняя предстает в виде целостного процесса, связывающего воедино прошлое, настоящее и будущее. Но таким исторический процесс можно увидеть только в том случае, когда ему придана концептуальная оформленность, когда он устремлен, хотя бы в теории, к такому будущему состоянию, которое философ признает за конечную цель, неважно, в абсолютном смысле или в относительном. Философия истории, таким образом, вопреки ее названию, обращена равным образом от настоящего как в прошлое, так и в будущее.

Философия истории как теоретическое знание начинается с идеи истории. Откуда она берется? Отдельные намеки на нее, различные аспекты постоянно обсуждаются в различных сферах культуры общества. Философия призвана уловить эти умонастроения, составляющие самосознание определенной эпохи, и выразить в теоретической форме, в виде философского текста.

Философия выражает духовные, идеальные устремления конкретного общества или цивилизации, которым она пытается придать теоретическую форму, т. е. логически последовательно и упорядочение изложить смысл истории, который принимает для себя страна или цивилизация.

Философия истории выходит за рамки научно достоверного знания в сферу духовных исканий и свободы. Выходит с тем, чтобы, опираясь на исторический опыт и традиции, научное знание и искусство, все богатство культуры, выдвинуть и обосновать идеал совершенного устройства общества, будущего, к которому, по мысли философа, устремлена история и реализации которого люди должны всемерно содействовать.

Вообще говоря, социальные катастрофы, особенно в XX в., как правило, случаются с теми обществами, у которых, в силу ряда причин, не было развитого исторического самосознания. Историческое сознание общества по структуре сходно с сознанием отдельной личности. Оно обращено не только в прошлое, но в будущее, включает целеполагание и формулировку задач, постоянную рефлексию над ними.

Философию истории характеризуют две важнейшие черты: идея будущего и идея развития.

Все, что наделено природой качеством живого, имеет цель, направленную в будущее. Только живое обладает опережающим отражением действительности, способностью к целеполаганию и предвидению действий или событий. Будущее — это конкретная цель для любого существа, человека, общества. Но будущее — это и идеальная модель совершенного общества или совершенного человека, моральных норм, складывающихся в отношениях между людьми. Будущее как идеал определяет иерархию человеческих или общественных целей. Потеря будущего как идеала, а тем более конкретных целей означает потерю смысла жизни. Отсюда один шаг до самоубийства, которое могут совершать как люди, так и отдельные общества. Если общество желает нормально и успешно развиваться, оно должно непрерывно заниматься будущим, постоянно его обсуждать во всех сферах культуры и духовного творчества. Так в последние столетия живет западное общество. Но об этом позже.

Другая характерная черта философско-исторического знания — идея развития. Как объяснительный принцип она приходит в социально-философскуюмысль не сразу. Античная мысль, например, не знает линейного времени, направленности исторического процесса. В ней господствует идея круговорота, возвращения общества к когда-то утраченному идеалу, к золотому веку.

Динамическая природа западной цивилизации, обусловленная новым взглядом на человека как на практическое существо, удовлетворяющее свои потребности в ходе активного воздействия на природу, приводит в XIX в. к появлению идеи исторического прогресса, линейно-поступательногоразвития человечества по мере развития материального производства, индустриальной цивилизации. Согласно этой идее, социальная действительность меняется в результате активной деятельности людей, а история творится человеком. Это было важным завоеванием западной общественной мысли.

Во второй половине XX в. в связи с угрозой глобальной катастрофы эта идея была поставлена под сомнение. В мировой общественной мысли стал доминировать цивилизационный подход к анализу исторического процесса, согласно которому на место принципа линейно-поступательногопрогресса всего человечества должно прийти признание разнонаправленности векторов исторического развития в отдельных, локальных цивилизациях.
 

История философии может быть представлена пятью моделями:

I. Формационная модель. Эта модель за основание типологии берет своеобразие общественного строя, в рамках которого функционирует та или иная философская система. В этой модели выделяют следующие типы философии:

1. Философия рабовладельческого общества.

2. Философия феодального общества.

3. Философия капиталистического общества.

4. Философия коммунистического общества.

Эта модель основана на формационном подходе к пониманию истории.

Согласно формационному подходу история человечества есть последовательная революционная смена одного общественного строя другим, более прогрессивным общественным строем.

Основой формационной модели является тезис о том, что в определенном типе общества формируются соответствующие философские идеи. Внутренним источником саморазвития признается борьба материализма и идеализма в мировоззрении и борьба диалектики и метафизики в методологии.

История философии в этой модели предстает как периодическая смена материализма и идеализма, диалектики и метафизики, отражающих борьбу классов (эксплуататоров и эксплуатируемых). При этом материализм и диалектика связываются с деятельностью прогрессивных классов, а идеализм и метафизика с деятельностью консервативных классов.

Эта модель довольно успешно объясняет связь философии с общественными отношениями, раскрывает причины изменения мировоззренческих установок, однако, имеет существенный недостаток. Это – игнорирование многообразия философских учений, нивелирующее их индивидуальные различия и попытка ограничить философию борьбой материализма и идеализма, диалектики и метафизики.

В целом в формационной модели за основание типологии берется общественный строй, являющийся по отношению к философии фактором внешним.

II. Цивилизационная модель. Эта модель за основание типологии философии берет своеобразие цивилизации, в рамках которой функционирует и развивается та или иная философская система.

Термин «цивилизация» используется в трех значениях:

– как антоним варварства;

– как синоним культуры;

– как индустрия, отражающая уровень развития техники и технологии.

По месту и роли индустрии в жизнедеятельности людей выделяют следующие типы философии:

– философия доиндустриальных обществ;

– философия индустриальных обществ;

– философия постиндустриальных обществ.

Недостатком этой модели являются:

– Слишком большой отрезок времени, охватываемой каждым типом философии. Поэтому не удается раскрыть качественные отличия одного учения от другого.

– Размытость различий внутри типологии, не позволяющая индивидуализировать то или иное философское учение.

Цивилизационная модель фиксирует, исключительно, сходства философских учений, игнорируя моменты различия. Кроме того, индустрия является тоже внешним фактором. Тем не менее, эта модель используется и представлена во многих исследованиях и обобщающих работах.

III. Эпохальная модель. Эта модель за основание типологии берет своеобразие эпохи, в рамках которой функционирует и развивается та или иная философская система.

Эпоха – своеобразный духовный фон развертывания исторических событий.

Эпоха не есть отрезок исторического времени, а специфическая характеристика исторического времени, не само время, а его как бы аура.

В этой модели выделяют следующие типы:

1. Философия эпохи Античности.

2. Философия эпохи Средневековья.

3. Философия эпохи Возрождения.

4. Философия эпохи Реформации.

5. Философия эпохи Нового времени.

6. Философия эпохи Просвещения.

7. Философия эпохи Классицизма.

8. Философия эпохи Новейшего времени.

9. Философия эпохи Современности.

Не трудно заметить, что данная модель в основном совпадает с принятой в исторической науке периодизацией европейской истории. Кроме того, она более адекватно отражает своеобразие философских учений, ибо за основание типологии берется духовное явление. 

Философия есть дух эпохи; «эпоха, выраженная в мыслях» (Гегель).

Однако, и эта модель основание типологии философии усматривает вне самой философии.

IV. Модель Ф. Энгельса. Фридрих Энгельс за основание типологии философии предлагает основной вопрос философии (ОВФ). 

Ф. Энгельс – основоположник философии диалектического материализма, сподвижник К. Маркса. В работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии», во втором разделе, Энгельс развивает учение об основном вопросе философии. По Энгельсу, философия есть учение о предельных основаниях бытия. Бытие есть все то, что окружает человека и происходит вокруг него и в нем самом. Поэтому бытие предстает двояким образом по отношению к человеку:

а) объективное бытие (природа, общество), существующее вне и независимо от человека;

б) субъективное бытие (мысли, чувства), характерное для сознания человека.

Поэтому предельные основания бытия следует искать либо в объективном бытии (материи), либо в субъективном бытии (сознании). По Энгельсу, третьего не дано. Энгельс формулирует основной вопрос философии следующим образом: «Основной вопрос философии – это вопрос об отношении духа к природе, материи к сознанию».

Основной вопрос философии имеет две стороны:

1) что первично: дух или природа, материя или сознание?

2) познаваем ли мир и может ли сознание быть отражением материи?

Энгельс по этим двум основаниям предлагает следующую типологию философских учений:

1. Материализм есть учение, считающее первичной материю, а сознание ее порождением (отражением). Материализм бывает трех видов в зависимости от трактовки материи:

1) наивный материализм, считающий материю первоначалом, первоосновой мира, его субстанцией;

2) метафизический материализм, понимающий под материей первовещество мира, его субстрат (Т. Гоббс, П. Гольбах, Ж. Ламетри, Д. Дидро);

3) диалектический материализм, определяющий материю как объективную реальность, данную человеку в его ощущениях (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин).

Диалектический материализм синтезирует субстанционально субстратный подход, где субстанциональный подход характеризует философский смысл понятия «материя», а субстратный подход – естественно-научный аспект.

2. Идеализм – философское учение, считающее первичным сознание, а материю его порождением, инобытием. В свою очередь, различают два вида идеализма:

1) объективный идеализм полагает, что сознание, порождающее мир, существует объективно, то есть вне, и независимо от отдельного человека (Платон, Фома Аквинский, Гегель);

2) субъективный идеализм же считает первичным сознание отдельного человека (субъекта): «Мир порождается мыслями и чувствами каждого» (Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант).

3. Дуализм – тип философии, признающий в одинаковой степени два начала: материю и сознание, считая их равнозначными: материальное порождается материей, духовное – сознанием (Р. Декарт).

По второй стороне основного вопроса философии выделяют два типа философии: 

1. Гностицизм – философия, признающая познаваемость мира на основе принципа тождественности мышления и бытия.

Познаваемость мира признают все материалисты и все объективные идеалисты, а также большинство субъективных идеалистов. Действительно, принцип тождества мышления и бытия ими признается, но по-своему. Для материалистов мир познаваем, так как сознание есть отражение материи. Для объективных идеалистов мир создан мировым разумом по своему подобию и потому познаваем. Для субъективных идеалистов мир таков, каким его воспринимает каждый и потому он и познаваем.

Вместе с тем часть субъективных идеалистов отрицает познаваемость мира. Их называют агностиками.

2. Агностицизм – философское учение, отрицающее познаваемость мира. В истории философии имеются две аргументации агностицизма:

1) аргументы крупнейшего английского философа, историка, экономиста и публициста Дэвида Юма:

а) человек познает мир с помощью своих ощущений, которые предоставлены через органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание);

б) ощущения человека недостоверны, так как органы чувств ограничены и несовершенны;

в) поскольку других источников знания у человека нет, постольку он никогда не узнает каков мир на самом деле.

Мир непознаваем. 

Ошибка Юма связана с тем, что он разрывает связь чувственного и логического в познании и противопоставляет их друг другу. В результате чувства человека создают непреодолимый барьер между ним и внешним миром.

2) аргументы родоначальника немецкой классической философии Иммануила Канта:

а) мир поделен на две части: видимую и невидимую (на явления и сущности);

б) человек познает мир явлений, а при попытке постичь мир сущностей он наталкивается на антиномии;

в) так как знание не должно быть противоречивым, мир сущностей непознаваем.

По Канту сущность есть «вещь-в-себе», то есть скрыта от непосредственного взора и потому и непознаваема.

Ошибка Канта состоит в том, что он антиномии – положения, которые в одно и то же время и утверждаются, и опровергаются, исключает из познавательного процесса и относит их к сфере чистого разума. Этим самым он разрывает явление от сущности. На самом деле, по выражению его младшего современника Гегеля, «явление существенно, а сущность является».

Модель Фридриха Энгельса все же учитывает особенности функционирования философии, ибо за основание типологии берется основной вопрос философии, связанный с ее предметом. Вместе с тем и эта модель не дает адекватную картину истории философии, так как в ней не берется во внимание конечная цель философии, ее смысл.

V. Культурологическая модель – модель истории философии, основанная на своеобразии картин мира. Она за основание типологии философии берет своеобразие картины мира, вырабатываемой в ту или иную историческую эпоху.

Картина мира есть то, что составляет конечный результат философии. В конце концов, любая философская система так или иначе вырабатывает картину мира. Люди картиной мира называют представление о том, на чем «держится мир», вокруг чего «мир вращается». Вокруг этих представлений вырабатывается определенная культура мышления, его парадигма.

В этой модели выделяют следующие типы философии: 

  1.  Космоцентризм.
  2.  Теоцентризм.
  3.  Антропоцентризм.
  4.  Знаниецентризм.
  5.  Этатоцентризм.
  6.  Логикоцентизм.
  7.  Социоцентризм.
  8.  Космизм.
  9.  Гуманизм.

Культурологическая модель увязывается с «эпохальной» моделью. Она основана на своеобразии человеческого способа бытия, где приоритет отдается разумному началу, духовным факторам.

Культурологическая модель позволяет понять мыслительную культуру эпохи, которая выражается в парадигмах. (Таблица 5).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81990. Бринить струною гілочка весни. (Весна у природі) 61.5 KB
  Закріплення елементарних уявлень про найхарактерніші ознаки весни в живій і неживій природі, які можна виявити в процесі спостережень, а саме: з пробудженням рослин, з поведінкою перелітних птахів; показати, як зміни в неживій природі впливають на живу природу; поповнювати знання учнів...
81991. Зігріємо землю своєю любов’ю, для наших нащадків її збережемо 231 KB
  Мета. Поглиблювати знання учнів про природу, її красу та багатства, сприяти розумінню необхідності захищати і берегти навколишнє середовище, виховувати любов і повагу до рідної землі, трепетне ставлення до всього живого на ній.
81992. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА БАЗЕ 1С:ПРЕДПРИЯТИЕ 8.0: ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ С БУХГАЛТЕРСКОЙ КОНФИГУРАЦИЕЙ, РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ 888 KB
  Созданы обработки для обмена данными между разрабатываемой конфигураций и стандартной конфигурацией 1С:Бухгалтерия, разработаны бизнес-процессы, необходимые для формирования бюджета.
81993. Стежинами рідного міста 155 KB
  Познайомити учнів з головними історичними подіями в процесі розвитку рідного міста. Розвивати зв’язне мовлення, пізнавальний інтерес, уміння робити висновки. Виховувати патріотичні почуття, бажання набувати нові знання.
81994. Дзеркало людської душі 46.51 KB
  На початку виховної години для розвитку креативного мислення проводиться мозковий штурм Вихователь пропонує дітям відгадати що в неї в подарунковому пакеті пропонуючи підказки з історії виникнення дзеркала його форми і де воно зустрічається в літературі.
81995. ЛЮБОВ – ЦЕ ДАР. І БОГ САМ ВИБИРА, ХТО ЗАСЛУЖИВ ОЦЕ ПІЗНАТИ ДИВО 42.5 KB
  Мета: поспілкуватися з учнями про кохання, про те, що вважається природним і що є небажаним у взаєминах молоді; зорієнтувати учнів на толерантне ставлення до вираження почуттів протилежними статями; допомогти учням розібратися у собі, підготувати до майбутнього сімейного життя.
81996. Виховна година «Злочин і покарання» 35.5 KB
  Мета: запобігати шкідливим звичкам, які негативно впливають на здоров’я підлітків; формувати вміння і навички учнів щодо власної безпеки, розуміння відповідальності за власні вчинки та їх наслідки; виховувати в учнів бажання зберегти власне здоров’я.
81997. Прийди до серця, Україно, благослови добром мене… 45.5 KB
  Мета: виховувати почуття патріотизму, національної гордості, любові до рідного краю, розуміння своєї причетності до всіх подій, які відбувалися в Україні; формувати переконаність у нетлінності духовних скарбів народу.
81998. Пронеси добро і милосердя через усе своє життя 32.5 KB
  Пронеси добро і милосердя через усе своє життя Що таке добро милосердя Як ви думаєте діти Відповіді дітей. Я б хотіла діти щоб ви усвідомлювали свої вчинки несли за них відповідальність бо без відповідальності за них не буде добра і милосердя. Діти Що є головним для кожного з вас що є найважливіше для вас...