32993

Как выглядит цивилизационная модель философии истории Освальда Шпенглера

Доклад

Логика и философия

Ожидается как он полагал появление русскосибирской культуры. В основе каждой культуры лежит душа а культура это символическое тело жизненное воплощение этой души. Так непредсказуемое неспланированное рождение конкретной культуры он связывает с хаотическим проявлением таинственности душевной жизни. Зато поэтапное становление культуры проходящей как и человек свои возрастные ступени Шпенглер склонен связывать со спиралью.

Русский

2013-09-05

16.52 KB

6 чел.

Как выглядит цивилизационная модель философии истории Освальда Шпенглера?


Для О. Шпенглера в его философской картине мира нет единого исторического процесса, как это мы видели, например, у Гегеля или Маркса. Вместо всеобщей истории читатель обнаруживает историю отдельных культур, каждая из которых имеет собственную судьбу: «У "человечества" нет... никакой идеи, никакого плана... Вместо безрадостной картины линеарной всемирной истории... я вижу настоящий спектакль множества мощных культур, с первозданной силой расцветающих из лона материнского ландшафта, к которому каждая из них строго привязана всем ходом своего существования, чеканящих на своем материале - человечестве - собственную форму и имеющих каждая собственную идею, собственные страсти, собственную жизнь, воления, чувствования, собственную смерть» . Всего Шпенглер выделяет восемь культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, «апотлоновскую» (греко-римскую), «магическую» (визаптийско-арабскую), «фаустовскую» (западноевропейскую) и культуру майи. Ожидается, как он полагал, появление русско-сибирской культуры. Каждая отдельная культура отличает одну эпоху от другой, что выражается в единстве стиля мышления, в формах экономики, а также в неповторимой манере политической, духовной, религиозной, художественной жизни. В основе каждой культуры лежит душа, а культура - это символическое тело, жизненное воплощение этой души. А поскольку все телесное смертно, то культура рождается, чтобы реализовать свои душевные силы, которые потом угасают со старостью и умирают. Такова судьба всех культур.

 

Пытаясь ответить па вопрос о типе движения истории, Шпенглер соединяет между собой хаотическое развитие со спиралевидным. Так непредсказуемое неспланированное рождение конкретной культуры он связывает с хаотическим проявлением таинственности душевной жизни. Ведь из всего потенциального многообразия душ проявляют себя в культуре только некоторые. Зато поэтапное становление культуры, проходящей, как и человек, свои возрастные ступени, Шпенглер склонен связывать со спиралью. Ведь у каждой культуры есть свое детство, юность, возмужалость и старость.

 

Что является движущей силой культуры? Для Шпенглера ответ очевиден - такой силой является иррациональная, а потому не сводимая ни к какой логике душа культуры. Будучи абсолютно уникальной по отношению к другим душам, она реализует себя во множестве индивидуальных жизней людей. Таким образом, движимой силой души культуры становятся те люди, у которых установлена прочная интуитивно-духовная связь, благодаря чему они выражают через свое творчество весь ее потенциал в виде языка, религии, науки, искусств, морали и т. п. Культура развивается и живет до тех пор, пока подобная связь имеет глубокий и сокровенный характер. Однако как только эта связь ослабевает и нарушается, моментально это сказывается на качестве культуры, которая, утрачивая свое содержание - творчество людей, перерождается или даже деградирует, обретая форму цивилизации. Цивилизация становится предсмертной «агонией» культуры. Принципиальное отличие культуры от цивилизации в том, что первая иррациональна по содержанию, вторая - рациональна; носителем первой выступают творчески свободные люди, представителями второй - порабощенные цивилизационными благами обыватели, нацеленные не на творчество, а на потребление и сервис. В общем, там, где душа уходит «в отставку», на ее место приходит рассудок с его предсказуемостью и планомерностью. Увядает то, что рационально, ибо оно не имеет связи со все порождающей иррациональной душой культуры.

 

Поэтому проблема познаваемости истории культур Шпенглером решается двояким образом. История, конечно, не познаваема с точки зрения ее необязательного происхождения, случайности ее возникновения. История непознаваема, так как душа культуры - иррациональна, а следовательно, логическим прогнозам не поддается. Но вместе с тем познаваема и распознаваема последняя стадия существования культуры - период ее цивилизационного затухания. Именно в этот период проявляются первые признаки разлагающейся культуры: бездуховность, стремление к комфорту и мещанская любовь к вещам. Сама книга «Закат Европы», написанная Шпенглером, обретает статус пророческой. И если учесть, что она была написана в период I мировой войны, то легко представить, что автор предвидел, что эта война в двадцатом веке будет далеко не последней. Европу потрясут не только социальные, по и экологические и демографические катастрофы.

 

Проблему смысло-содержания в истории Шпенглер решает следующим образом. Он полагает, что культуры всех времен - это меняющееся выражение единой жизни, и ни одно из них не занимает ведущего положения: они имеют одинаковое значение в общей картине истории. Не зря автор сравнивает культуру с цветами в поле, культура в „тюбом случае выигрывает от большею многоцветия.

 

На вопрос о целесообразности развития человечества Шпенглер отвечает, что «у человечества нет никакой цели, как у вида бабочек или орхидей. "Человечество" -пустое слово. Стоит только исключить его и па его месте обнаружится неожиданное богатство форм». Отрицая единую цель для всего человечества, автор вместе с тем отрицает и какой-либо прогресс в развитии, ибо там, где нет предела, там не может быть и движения вперед.

 

Завершая раздел, мы убедились, что всемирно-исторический процесс, интерпретированный в различных концепциях, может напоминать геометрическую фигуру - конус, границы которого описываются различными типами движений мировой истории.

 

Так, линейное развитие истории принадлежит христианской концепции.

Линейно-циклическое движение    К. Яеперсу.

Циклическое движение - философам античности, Древнего Китая и Индии.

Циклично-спиралевидное - Гегелю.

Спиралевидное - Марксу, Энгельсу, Ленину.

Спиралевидно-хаотичное - О. Шпенглеру.

Хаотичное - философии постмодерна.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11378. ГИПЕРТОНИЯ, АНТИГИПЕРТЕНЗИВНЫЕ СРЕДСТВА 103.5 KB
  В зависимости от этиологии гипертонию подразделяют на два типа:первичную и вторичную симптоматическую. симптоматическая гипертония симптом заболевания какоголибооргана: почек эндокринных желез сосудов сердца ЦНС... Лечат основ...
11379. МОЧЕГОННЫЕ СРЕДСТВА (ДИУРЕТИКИ) 97.5 KB
  МОЧЕГОННЫЕ СРЕДСТВА ДИУРЕТИКИ Изменение объема и электролитного состава жидкостей организма наблюдаются довольно часто и являются серьезными клиническими проблемами. Задержка солей и воды в организме с увеличением гидратации тканей образованием отеков и скоплен...
11380. Стимуляторы дыхания (Дыхательные аналептики) 76 KB
  При лечении острых и хронических заболеваний органов дыхания которые широко распространены в медицинской практике могут быть использованы лекарственные средства из различных групп в том числе противомикробные противоаллергические и другие противовирусные. В данн
11381. Средства, влияющие на ЖКТ. Средства, влияющие на аппетит 194 KB
  Лекции по курсу Фармакология тема: Средства влияющие на ЖКТ I. Средства влияющие на аппетит Физиологическая система регуляции аппетита включает центральное и периферическое звенья. Центральные механизмы: в ядрах гипоталамуса находятся центр голода и цен...
11382. Средства, влияющие на гемопоэз 98 KB
  Средства влияющие на гемопоэз Введение. Кровь состоит из форменных элементов и плазмы. Форменные элементы имеют небольшую продолжительность жизни от несколько дней до нескольких месяцев эритроциты = 120 дней тромбоциты = 10 дней. В организме постоянно идет процесс р
11383. ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА, ВЛИЯЮЩИЕ НА СВЕРТЫВАНИЕ КРОВИ 211.5 KB
  ЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ВЛИЯЮЩИЕ НА СВЕРТЫВАНИЕ КРОВИ I Введение В организме две эти системы находятся в динамическом равновесии и в зависимости от конкретных условий преобладает одна или другая. Если равновесие нарушается то либо повышается к...
11384. Моторика и тонус миометрия регулируется нейрогуморальными механизмами 48.5 KB
  Введение. I. Моторика и тонус миометрия регулируется нейрогуморальными механизмами. А В миометрии находятся МХР α1 и β2 АР Возбудители МХР и α –АР стимулирующее действие. Возбудители β2 – АР угнетающее действие Б Стимулирующее влияние на сократительную актив
11385. Гормональные препараты, Механизм действия гормонов 119 KB
  СПХФА Кафедра фармакологии Лекции по курсу Фармакология тема: Гормональные препараты доц. Н.А. Анисимова 2008 г. Схема организации эндокринной системы В гипоталамус поступает и
11386. Стероидные гормоны. Препараты гормонов коры надпочечников 75 KB
  Стероидные гормоны Препараты гормонов коры надпочечников Кора надпочечников вырабатывает несколько десятков стероидных соединений ЦППГФК среди них 3 группы гормонов. Биосинтез секреция и метаболизм всех стероидных гормонов взаимосвязан. Кортикостероиды: минера...