33000

Философия и ее предмет. Исторические условия возникновения философии

Доклад

Логика и философия

Философия - любовь к мудрости (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) - возникает в VII-VI веках до н.э. в Древней Греции и на Востоке - в Индии и Китае. С тех пор не утихают споры о предмете философских размышлений, назначении философии, ее соотношении с другими формами человеческой духовной деятельности.

Русский

2015-01-19

42.2 KB

1 чел.

1вопрос.

1. Философия и ее предмет.

Пожалуй, ни об одном явлении культуры мыслящее человечество не высказывало столь разнообразные и разноречивые суждения, как о философии.

Философия - "любовь к мудрости" (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) - возникает в VII-VI веках до н.э. в Древней Греции и на Востоке - в Индии и Китае. С тех пор не утихают споры о предмете философских размышлений, назначении философии, ее соотношении с другими формами человеческой духовной деятельности.

Для греческого философа Платона философия - это мышление о вечном и непреходящем. Пифагор усматривал в философии не обнаружение окончательной истины, а лишь любовь к мудрости и к нравственной жизни. Аристотель видел корень философии в удивлении, а предмет ее - в исследовании "первых начал и причин". Одновременно философия помогает познать и цель деятельности. К философии стремятся не ради пользы, "эта наука единственно свободная, ибо она одна существует ради самой себя" [1].

1 Аристотель. Соч. В 4-х тт. T.I. M., 1975. С.69.

Рядом с уверенностью в высоком предназначении философии, с убежденностью в ее привилегированном положении в духовной жизни общества всегда существовало сомнение в ее возможностях; центр философских размышлений переносился то в сферу науки, то в область нравственности; порой философия оказывалась неотличима от поэзии. Немецкий философ И.Г.Фихте (1762-1814) считал, что философия не только всеобщая наука, но и предпосылка всякого знания, свою систему он назвал "наукоучением". Другой немецкий ученый и философ, В.Вундт (1832-1920), считал, что "философия есть всеобщая наука, имеющая своей целью соединить в единую беспротиворечивую систему познания, добытые специальными науками, и свести всеобщие употребляемые наукою методы и предпосылки познания к их принципам" [1]. Современный швейцарский философ Д. Мерсье придерживается противоположного мнения. Он считает, что философия не является наукой. Наука не является ни какой-то определенной философией, ни философией вообще.

В XX веке философию все чаще выводят за границы науки, за границы познания мира вообще. "Не в мире, а в человеке философия должна искать внутреннюю связь своих познаний", - писал немецкий философ, представитель "философии жизни" В.Дильтей [2]. Французский философ-экзистенциалист А.Камю рассматривает философию как форму решения человеком своих глубоко личных проблем: "Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на Фундаментальный вопрос философии. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно" [3]. Многие философы сближают философию с искусством. Испанский философ М.Унамуно (1864-1936) писал: "...философия значительно ближе к поэзии, чем к науке. Все философские системы, задуманные как предельное обобщение конечных результатов частных наук за тот или иной период времени, были гораздо менее содержательны и жизнеспособны, чем системы, в которых выразилась во всей своей полноте духовная страсть их автора" [4].

1 Вундт В. Введение в философию. М., 1998. С.29.

2 Дилътей В. Типы мировоззрений и обнаружение их в метафизических системах. // Новые идеи в философии. Спб, 1912. Сб.1. С.122-123.

3 Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. С.24.

4 Унамуно М.де. О трагическом чувстве жизни. М., 1996. С.26.

Такой широкий диапазон оценок статуса философии - от способности проникновения в первоначала мира до индивидуального самовыражения - свидетельствует о необходимости выяснения соотношения ее с основными формами человеческой духовной деятельности - с наукой, искусством, нравственностью, религией. Вместе с тем можно заметить, что даже в приведенных выше разноречивых суждениях присутствует нечто общее. Философия затрагивает человеческие интересы, хотя и далека от примитивной полезности. Решая проблему смысла человеческой жизни, философия решает ее как проблему смысла жизни вообще, то есть философия стремится к универсальным, всеобщим ответам. Наконец, противоречивость оценок философии также не случайна, она связана с внутренней противоречивостью самого предмета философии.

Понять специфику философского знания можно, только освоив значительный массив философских учений, имея свой, личный опыт философствования. Но вступить на дорогу философии невозможно, не имея предварительного, "рабочего" определения философии. В самом общем смысле философия - это особый вид теоретической деятельности, предметом которой являются всеобщие формы взаимодействия человека и мира.

Долгое время в отечественной философской литературе бытовало представление о существовании среди множества философских концепций одной-единственной "истинной" философии, которую можно назвать научной. В данном случае российские теоретики оказались выразителями той крайне влиятельной традиции в подходе к философии, которая начала угасать уже в XIX веке. Она выражалась в попытках представить философию либо как науку, раскрывающую общие принципы мироздания, причины появления человека и его сущность, перспективы эволюции всего существующего, либо как универсальную теорию познания, определяющую источник и критерий истинности познания, регламентирующую возможности познания, постулирующую методы познания.

В марксистской отечественной традиции оба этих образа философии были слиты воедино и представлены как единство мировоззренческой и методологической функций философии: философия является системой общих воззрений на мир и одновременно дает в руки ученому эффективный инструмент познания мира.

Классическим примером отождествления философии с универсальной наукой о мироздании является "Философия природы" Гегеля. Гегель, исходя из своего образа мира как проекции развивающейся абсолютной идеи, считал, что его философия может диктовать свои выводы специальным наукам, оценивать их достижения, а в ряде случаев и полностью их заменять. Так, он отрицал идеи эволюции в биологии, не согласующиеся с его пониманием развития, отвергал атомизм, критиковал оптику, заново ввел древнее учение о четырех земных элементах (вода, воздух, огонь, земля).

Другие философы не пытались подменять философией весь уже сложившийся массив естественных, точных и гуманитарных наук. Философия, с их точки зрения, может стать координатором, посредником между различными областями научного знания, формой обобщения результатов научного исследования. Эта точка зрения была характерна для философов-позитивистов - О.Конта, Г.Спенсера, В.Вундта и др.

Марксизм стремился избежать как философской самонадеянности Гегеля в его взаимоотношениях со специальными науками, так и узости позитивистского подхода, отводящего философии лишь вспомогательную роль в познании мира. С точки зрения В.И.Ленина, вопрос об атомах и электронах есть вопрос, касающийся только физического знания. Философию же интересует вопрос об источнике и методах физического знания. Однако выяснить источник познания невозможно без общего представления о первооснове мира, механизмах изменений и их направленности. Поэтому Ф.Энгельс хотя и ограничил претензии философии в качестве "науки наук", но все же определил ее как науку о наиболее общих законах природы, общества и мышления. В основе этого определения лежит представление о тождестве бытия и мышления. Мышление развивается по тем же общим законам, что и окружающий мир, поскольку оно само продукт эволюции материи. Изучив доступные человеческому познанию всеобщие формы мышления, мы тем самым получим ключ, метод к "мировой схематике".

Однако уже в XIX веке "ясный как солнце" образ философии как общей системы знаний о мире и одновременно как универсального метода познания померк. Значительный вклад в дело разрушения столь монолитного образа философии внес И.Кант. Позднее, уже в XX веке, другой философ, испанец Х.Ортега-и-Гассет, назвал всю философию прошлого утопичной. Разрыв между человеком, человеческим миром и природой, который не может быть преодолен с помощью философии, И.Кант выразил в известном, достаточно поэтически звучащем высказывании: "Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне" [1]. Кант отказался от наивного тождества бытия и мышления, он увидел пропасть, лежащую между человеком и миром, осознал трагизм попыток ее преодоления. Уверенность в способности философии найти общие законы природы и мышления для Канта и его более поздних последователей есть лишь проявление непостижимой способности человека выдавать желаемое за действительное, мифологизировать свой жизненный мир.

1 Кант И. Соч. В 6 тт. Т.4. 4.1. М., 1965. С.439-500.

Кажущееся и втайне желаемое единство человека и мира давно распалось, и распад этот был осознан кантовской философией со всей категоричностью. Под беспощадным светом кантовской критики "чистого разума" философия утратила ореол универсального знания. Дальнейший критический анализ философии показал, что она не только не имеет права именоваться "наукой наук", но, возможно, к ней неприменимы общепринятые критерии научности вообще.

Философские положения невозможно не только подтвердить на опыте (верифицировать), но даже опровергнуть ("фальсифицировать"). Так, утверждение о том, что в основе всего существующего лежит духовное начало, или же, напротив, нечто материальное, никак нельзя сопоставить с опытом, проверить. Философия равнодушна к отдельным фактам.

Исходные положения философских концепций формулируются с помощью предельно общих понятий, поэтому их истинность нельзя доказать с помощью какой-то другой теории - более общей теории просто не существует.

Несовместима с привычным образом науки и заметная порой личная пристрастность, "ангажированность" автора. Не согласуются с представлениями о философии как строгой науке и вечные споры об ее предмете, постоянное обращение к собственной истории. Создается впечатление, что философия - это постоянное "повторение пройденного". Фактически каждый философ лишь добавляет к существующей разноголосице в решении проблем свободы, истины, справедливости еще один вариант решения.

Невозможно выстроить философские учения хотя бы в какое-то подобие линейной последовательности, невозможно показать степень продвижения философии в решении своих проблем. Одновременное существование множества философских систем, направлений также ставит под сомнение возможность говорить о философии как о науке, подобной другим наукам. Тем самым рушатся претензии философии на право выдвигать общие принципы для построения специально-научных теорий, указывать наукам направления исследования, а порой даже и предвосхищать их выводы. Эти необоснованные претензии, долгое время присущие философии, можно назвать натурфилософским стилем мышления или односторонним онтологизмом (онтология - учение о бытии).

2. Существует и другая форма упрощенного понимания специфики философского знания - односторонний методоло-гизм, сведение всего своеобразия философии к функции, не свойственной исключительно философии. Философия в качестве "всеобщей" науки лишается права на существование, но продолжает функционировать в качестве особой аналитической деятельности, в качестве регулятора научного познания, фактически - в качестве логики и методологии науки. Такая философия отвечает только на вопрос "как познавать?", но не пытается узнать, каков источник познания, его место в человеческой жизни. Другими словами, философия, будучи сведена только к учению о методе познания, к функции регулятора познания, функции "прояснения понятий", лишается своей специфики и становится не отличимой от специальных разработок методов научного познания.

Существует еще одна попытка сохранить за философией статус науки, одновременно закрепив за ней еще и социально-ориентирующие функции, - односторонне-социологический подход к философии.

Односторонний социологизм - еще одна попытка лишить философское знание автономного существования. Сторонники такого подхода не останавливаются на выявлении социальных корней и социальной функции философской концепции, некоторые из них пытаются всю логику движения философской мысли вывести из социальной ангажированности мыслителя. Взгляды основоположников философии марксизма можно характеризовать как умеренный социологизм, допускающий относительную автономность в движении философского знания. Последователям идей Маркса и Энгельса порой изменяло чувство меры. Даже В.И.Ленин критиковал в своих "Философских тетрадях" одного из слишком рьяных сторонников социологического подхода - В.М.Шулятикова, отождествлявшего столкновение материализма и идеализма с борьбой пролетариата и буржуазии. Социологический подход оправдан лишь в определенных пределах, ибо длительное существование определенной философской традиции в истории культуры определяется порой не социальной полезностью этой традиции, но способностью ответить на жизненные запросы отдельного человека, независимо от его социальной принадлежности.

Так в понимании специфики философии появляется оттенок психологизма (философия как выражение индивидуальной позиции автора концепции) и аксиологизма. Аксиология (от греч. axios - ценность и logos - учение) - учение о ценностях, о духовных образованиях, имеющих безусловную значимость для человека, направляющих и вдохновляющих его, определяющих его поведение на протяжении всей жизни.

Существуют ценности нравственные, религиозные, эстетические - благо, справедливость, добро, Бог, красота. Можно ли сблизить философию с искусством, религией, нравственностью?

Философ во многом близок художнику, поэту. По словам М.Унамуно, поэт и философ - братья-близнецы. Художнику, писателю, поэту, как и философу, близки "человеческие" проблемы. Философ порой облекает философские идеи в художественную форму. Достаточно вспомнить, например, такие произведения, как"Кандид" Вольтера, "Посторонний" А.Камю, сочинения Ж.-П.Сартра. Философский трактат "О природе вещей" древний философ-атомист Лукреций Кар облек в форму поэмы. Диалоги Платона принадлежат как истории философии, так и истории литературы. Философской прозой являются художественные произведения Т.Манна, Р.Музиля, М.Пруста, Дж.Джойса, Фр.Кафки, Х.Кортасара, У.Эко и др. Органическим синтезом философии и литературы являются романы Ф.Достоевского и Л.Толстого. С некоторыми философскими идеями нельзя познакомиться иначе, как облекая их в художественную форму. Философские метафоры Ф.Ницше - "сверхчеловек", "воля к власти", "вечное возвращение" - утратили бы богатство смысловых оттенков, если бы были выражены по-иному.

Специфика философского знания.

Уже древнегреческие мыслители указывали на два источника философского знания. Важно подчекнуть, что они отнюдь не исключают, а дополняют друг друга. Один из них назвал Аристотель, другой – сократ.

Все наше знание, считал Аристотель, а фил-е знание в особенности, обязано своим происхождением счастливой способности человека удивляться. Чем богаче, сложней духовный мир личности, тем силней развита у нее эта способность искренне, естественно переживать радостное волнение от встречи с еще не познанным. Аристотель выразил оптимистический,рационалистический «дух Афин»- убежденность шлуюокую веру человека в собственные силы, в разумность мира и в возможность его познания.

Способность удивляться (любознательность) – драгоценное свойство человека, наполняющее его жизнь высоким смыслом,ожидание все больших и больших радостей от свободной игры ума, сближающее мыслящего человека с Богом.(Бог, но Аристотелю, есть абсолютный, все знающий философ.)

Так же, как и здоровому, физически развитому человеку принята игра мускулов, так и человеку умственно, нравственно развитому приятна и даже жизненно необходима постоянная, непрерывная работа мысли. «Мыслю, следовательно существую», - писал Декарт.Эйнштейн считал, что самой большой загадкой мира являеться то, что он постижим разумом и познаваем.

Но человек не только познает мир. Он живет в нем. Чел-е отношение к миру есть переживание, а самым глубоким и сильным из них является переживание времени, т.е конечности собственного бытия, переживание неизбежности смерти.Именно смерть называет сократ вдохновляющим гением философии. Только человек знает о неизбежности собственной смерти, и это знание заставляет его думать о смысле жизни, и это и есть философствование.

Все это придает философскому сознанию трагическую и возвышенную тональность. Это особенно ярко выражено в восточной философии.

Самая высокая в мире реальность – это человек и мир человека: соц.и духовный. В нем диалектика жизни достигла самого глубокого и полного выражения. Законы этого мира – ключ ко всей диалектике действительности. Это и дает философии как человекознанию право быть категориальным, всеобщим методологическим орудием познания, освоения, постижения всей бесконечной Вселенной. Категории философии – это «узелки на память», оставляемые в наследство новым покалениям их предшественниками. В них сжат и сконцентрирован весь исторический опыт человечества, зашифрован социогенетический код культуры. Только на этой основе возникает работает человеческая мысль, в том числе и мысль философская.

3. Исторические условия возникновения философии.

Философия возникает в крупных торговых городах – Милет, Эфес, Афины. Традиции и догмы мифологического мышления быстро разрушаются в таких местах, ибо, как заметил один философ, там, где есть тысяча верований, легко сомневаться во всех. Богатство, доставляемое торговлей, приносит досуг и спокойствие, требуемые для философских размышлений. Кроме того, исследование законов природы становится здесь практической необходимостью, так как знание основ математики и астрономии обязательно для торговли и мореплавания. Не случайно первые греческие философы были математиками (вспомнить хотя бы теоремы Фалеса и Пифагора) и астрономами (Фалесу, как сообщают греческие источники, удалось даже предсказать солнечное затмение, действительно случившееся в 585 г. до новой эры).

Важнейшим же условием возникновения философии явилась полисная демократия, то есть общественный строй, в котором верховная власть принадлежит общему собранию граждан полиса. Основным инструментом власти здесь становится слово (logos). Для того чтобы отличить истинное, разумное слово, которое выражает существо дела, от множества ложных, ошибочных слов, необходима философия. Философия учит людей мыслить логически, доказывать и правильно излагать свои мысли. В форме философии человек начинает как бы со стороны наблюдать за тем, как протекает его мышление, как образуются понятия, суждения, образы, и старается регулировать собственное мышление.

В общем, философия – это анатомия и механика человеческого разума. Причем разум понимается в философии не просто как индивидуальная способность души или мозга, а как мир идей – научных, политико-правовых, нравственных и художественных – словом, всех, которые человечеству удалось открыть в течение его истории. Они, эти идеи, и образуют предмет изучения философии. Соответственно, в философии выделяют такие разделы, как методология науки, философия права, этика (учение о добре и зле) и эстетика (теория человеческой чувственности, учение о прекрасном и безобразном).

История философии неотъемлемая часть истории культуры. Можно по рзному переодезировать путь, пройденный философией за две с половиной тыс.лет. Но в самом общем плане крупные периоды, этапы исторического развития философии имеют под своим основанием общественно экономические формации, способы соц и духовного производства. Следую такому взгляду, говорят об античной философии (ф-я рабовладельческого общества),средневековой ф-и (ф-я эпохи феодализма), ф-и Нового времени (ф-и буржуазной формации) и современной философии, имею в виду под ней философскую мысль 20 века идеологически и политически крайне не однозначную. Нельзя недооценивать и национального своеобразия фил-х идей.

Первый крупный этап в развитии философии – античная ф-я(6 в .до.н.э- 6 в.н.э) Ее творцы- древние греки и древние римляне. Величайшим достижением этих философов была сама постановка вечных,всегда сопутствующих человеку проблем: о начале всех вещей, о бытии и небытии мира, о тождестве противоположностей, о свободе и необходимости, жизни и смерти, свободе и необходимости, месте и роли человека на земле, о нравственном долге.

Античная философия возникла как стихийно – диалектическая натурфилософия. Именно ей античная мысль обязана двумя значительными идеями : идеей об универсальной, всеобщей связи всех вещей и явлений мира и идеей бесконечного, мирового развития.Материалист Демокрит, выдвинул гениальную идею атома как мельчайшей частицы вещества. Идеалист Платон, опираясь не только на силу отвлеченной мысли, но и на удивительную художественную интуицию, блестяще разработал диалектику единичных вещей и общих понятий, что имеет непреходящее значение во всех областях чел-го творчетсва и поныне.

Нередко историки античной философии проводят границу между более ранними и более поздними античными философами, относятся первых к досократикам, а во вторых к сократическим школам.

Идеи поздней античности унаследовали гуманистическую мысль Сократа. Вместе с тем, глубоко переживая надвигающуюся гибель античной культуры, философы этого периода сделали несомненный шаг от сократовского рацианализма в сторону иррационализма и мистики, что стало особенно заметно в философии последователей Платона- неоплатоников.

Второй этам в развитии европейской фил-и – фил-я средневековья. По духу и содержанию своему это религиозная философия, которая укрепляла во всех странах зап.европы католическую веру.

Философы и богословы, разрабатывавшие в первые века новой эры основные догматы христианской религии, в глазах своих продолжателей и последователей получили высшую меру признания – их стали почитать как «отцов» церкви, а их творчество называть «патристикой».

В средневековой схоластике мы находим зародыши реальных проблем. Одной из них была проблема диалектики, связи общего и единичного. Существует ли общее реально? Или же реально существует только единичное, а общее – лишь мысленное отвлечение от единичных предметов и явлений? Признавшие реальность общих понятий составили направление номинализма. Номиналисты и реалисты – предшественники материалистов и идеалистов Нового времени.

Третьим, переходным этапом в истории западной философии является философия эпохи Возрождения. Различают Раннее Возрождение и Позднее Возрождение. Очень красноречиво само название эпохи;речь идет о возрождении культуры, искусства, фил-и античного мира, достиженич которого признаются образцом для современности. Великие представители этой эпохи были людьми всесторонние развитыми .

Фил-я Нового времени – четвертый истор.этап в развитии европейской философии – не только опиралась на данные естеств.наук, но и сама выступала их опорой,вооружая науку логикой, методом исследования. Философским обоснованием экспериментального знания был эмпирико- индуктивный метод БЕКОНА , тогда как математическая наука нашла свою философскую методологию в трудах Декарта.

Фил-я 17-18 века была преимущественно рационалистической. В 18 в сначало во Франции, потом и в др странах Зап.Европы широко и мощно заявило о себе соц-фил движение и Просвещение.

Европейский рационализм(Бекома-Маркса) в диалектике соц и индивидуального отдавал не сомненный приоритет социальному(общему). Исследования классов, формаций исторических эпох выдвигалось на передний край, тогда как проблемы единичного – внутренней организации личности – оставались в тени. Но реальный опыт жизни убеждал, что разум не единственная сила, управляющая поведением человека и общества. На этой основе в 19 в возникает иррационалист философии, которая ведущую роль в жизни и судьбах людей.