33004

Философия поздней античности

Доклад

Логика и философия

В смысловой мир человека вторгалось чувство безосновности и негарантированности существования. Именно они порабощают человека. Его основатель – Зенон из Китая утверждал что основная цель человека – жить в согласии с природой и это то же самое что жить согласно с добродетелью. Стоический мудрец идеал человека является воплощенным разумом.

Русский

2013-09-05

17.13 KB

77 чел.

5 вопрос.

Философия поздней античности.

2.3.6. Философия поздней античности: 

эпикуреизм, стоицизм, скептицизм
Классическая античность – это время расцвета античного полиса и связанных с ним смысловых основ жизни. Граждане совместно осуществляли правление, принимали непосредственного участие в общем деле управления государством и священных церемониях. Античный человек ощущал себя человеком лишь потому, что он был гражданином полиса. В период эллинизма (IV в. до н.э.) – распространения греческой (эллинистической) культуры на большой регион от Испании до Индии – происходит размывание полисных границ. Полисное единство оказалось под вопросом. Вместо глубокого духовного единства на полисной основе появляется чисто внешнее объединение людей, лишённых переживания родства. В смысловой мир человека вторгалось чувство безосновности и негарантированности существования. Духовным ответом на эту ситуацию стал поиск человеком самого себя.

Идеал мудрого поведения предлагает одна из важнейших новых школ эллинистического периода – школа эпикурейцев. Учение этой школы было определено её основателем Эпикуром и на протяжении своего развития не претерпело существенных изменений. Философское учение Эпикура, как и многие учения его времени, было направлено прежде всего на поддержание спокойствия.

Высшим благом Эпикур признавал блаженство, наслаждение (гедоне). Оно состоит в удовлетворении естественных потребностей и в достижении определенного душевного равновесия – спокойствия души (атараксия), а тем самым и счастья (эвдемония).

Человек должен быть свободен, и этот этический принцип у Эпикура обосновывается атомистической теорией его физики. Как атомист, он идет дальше Демокрита, утверждающего абсолютность прямолинейного движения атомов: он допускает и признает закономерным определенное отклонение от прямолинейного движения атомов. Другими словами, абсолютный детерминизм (от лат. determeo – определять, обуславливать) неприемлем для Эпикура, допуская случайность, он приходит к выделению проблем взаимосвязи свободы и необходимости в воззрениях на общество. Человеку, таким образом, открывается возможность свободного, не определенного естественной необходимостью, выбора.

Человек должен быть свободен. И если он не может достичь свободы в общественной жизни, то ему нужно добиться свободы внутренней. Это осуществимо только если освободиться от страдания и страха. Именно они порабощают человека. Страх перед богами, перед будущим, неизвестностью, болезнями не дают человеку осознать свою действительную свободу. Но дело не в мире, а в самом человеке. Надо по-новому научиться переживать мир, входя в состояние безмятежности. Широкую известность получило высказывание Эпикура о смерти. Он говорит, что смерть не имеет никакого отношения к нам, ибо пока мы живы, смерти для нас нет, а когда мы умерли, нас нет для неё. Эпикур верил в существование богов, но считал, что они не интересуются делами человеческого мира, поэтому человек тоже не должен испытывать перед ними страха. Страх смерти и страх перед богами в этической концепции Эпикура представляются как главные препятствия достижения человеком счастья. 

В конце IV в. до н.э. в Греции формируется стоицизм, который позднее становится одним из самых распространенных философских течений. Его основатель – Зенон из Китая, утверждал, что основная цель человека – жить в согласии с природой, и это то же самое, что «жить согласно с добродетелью». В онтологии стоика признают «материальный принцип» - материал, и «духовный принцип» - логос, проникающий через всю материю и образующий конкретные единичные вещи.

Стоическая этика выдвигает «единственное благо» - добродетель – на «вершину человеческих усилий». Стоики признают четыре основных добродетели: разумность, граничащую с силой воли, умеренность, справедливость и доблесть. Им противоположны – неразумность, распущенность, несправедливость, трусость. Между добром и злом, между добродетелью и грехом четкое, категорическое различие, переходных состояний между ними нет. 

Все остальное стоики относят к категории безразличных вещей (адиафора). На вещи человек не может повлиять, однако он может над ними «возвыситься». В этой позиции проявляется момент «смирения с судьбой». Человек должен подчиняться космическому порядку, он не должен желать того, что не находится в его власти. Идеалом стоических устремлений выступает покой (атараксия) или, по крайней мере, безучастное терпение (анатея). Стоический мудрец (идеал человека) является воплощенным разумом. Он отличается терпимостью и сдержанностью, а его счастье «состоит в том, что он не желает никакого счастья». Таким образом, создатели стоической школы отталкивались от ощущения безнадёжности и отчаянности индивидуального существования. Их учение основывалось на идее космического детерминизма. Они полагали, что случай не существует, ход процессов природы строго определён естественными законами. Стоики осуждают все страсти, в том числе сострадание и сочувствие. Участие в общественной жизни является долгом, но не требует фанатизма и чрезмерной преданности. На что может ориентироваться человек в мире, внушающем не надежду, а страх? От Гераклита стоики восприняли представление о текучести и изменчивости мира. Мир непредсказуем и беспощадно вторгается в жизнь человека, зачастую разрушая её. Пути Судьбы неведомы человеку, но в основе всего лежит недоступная человеческому пониманию Необходимость долг человека – следовать этой необходимости, принимая все посланные судьбой испытания. Твёрдо следовать Року, Судьбе – вот главное достоинство человека.

Стоическая философия лучше всего отражает развивающийся кризис духовной жизни греческого общества, который явился следствием экономического и политического разложения. Именно стоическая этика наиболее адекватно отражает «свое время».это этика «сознательного отказа», сознательного смирения с судьбой. Она отводит внимание от внешнего мира, от общества к внутреннему миру человека. Лишь внутри себя человек может найти главную и единственную опору. Поэтому стоицизм вновь оживает в период кризиса Римской республики в творчестве Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия.

Менее распространенным течением периода эллинизма стал античный скептицизм, основателем которого считается Пиррон (конец IV – начало III в. до н.э.). Это направление (от sceptiros – «осматриваться, «быть в нерешительности») воздерживается от решительных и окончательных высказываний, утверждая только невозможность никаких утверждений.

Согласно Пиррону, единственный подобающий философу способ отношения к вещам может состоять только в воздержании от каких бы то ни было суждений о них (эпохэ). Но это не значит, будто нет ничего достоверного. Безусловно, достоверными для нас являются чувственные впечатления, например, если мне что-то кажется сладким, то мое суждение «это кажется мне сладким», будет верно. Ошибкой будет утверждать, что эта вещь по истине сладкая.

Исходя из принципа «ничего не утверждать», скептики отвергли любые попытки познания причин и отбрасывали любые доказательства. В отличие от эпикурейской и стоической философии, в которых достижение счастья необходимо предполагало познание явлений и законов природы, т.е. познание вещей, философия скептицизма в прямом смысле слова отказывается от этого познания. Достижение счастья, по Пиррону, означает достижение атараксии.

К концу эры, предшествующей нашему летоисчислению, в Европу проникают восточные религиозные культы и мистерии. Эти учения в Римской империи нашли благоприятную почву для своего развития. Терпимость римских императоров к чужеземным культам способствовала их проявлению и укоренению в Риме, их взаимодействию и смешению. Отвечая на запросы общества, сама философия становится религиозной, а в некоторых учениях даже мистической, она готовит почву для распространения позднее христианского учения на территории Римской империи. 

Своеобразным шагом античной философии выступает неоплатонизм (см. 3.1).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44596. Сетевые архитектуры ArcNet и ArcNet Plus 48 KB
  Физическая топология звезда шина звезда – шина; логическая топология упорядоченное кольцо; широкополосная передача данных 25 Мбит с и 20 Мбит с для rcNet Plus; метод доступа маркерный; средой передачи может быть: коаксиальный кабель длиной 600 м при звезде и 300 м при шине; витая пара максимальная длина 244 м – при звезде и шине; Компьютеры могут быть коаксиальным кабелем связаны в шину или в иных случаях подключены к концентраторам которые могут быть: пассивными; активными; интеллектуальными....
44597. Token Ring (Маркерное кольцо) 61.5 KB
  Физическая топология звезда; логическая топология кольцо; узкополосный тип передачи; скорость передачи 4 и 16 Мбит с; соединение неэкранированной и экранированной витой пары; метод доступа – маркерное кольцо. Формат кадра используемый в сетях Token Ring Аппаратные компоненты Логическое кольцо в этой сетевой архитектуре организуется концентратором который называется модулем множественного доступа MSU – MultySttion ccess Unit или интеллектуальным модулем множественного доступа SMU – Smrt Multysttion ccess Unit....
44598. FDDI - распределенный волоконно-оптический интерфейс передачи данных 42 KB
  В сети FDDI компьютер: захватывает маркер на определенный интервал времени; за этот интервал передает столько кадров сколько успеет; завершает передачу либо по окончании выделенного интервала времени либо из-за отсутствия передаваемых кадров. Этим объясняется более высокая производительность FDDI чем Token Ring которая позволяет циркулировать в кольце только одному кадру. FDDI основана на технологии совместного использования сети.
44599. СЕТЕВЫЕ АРХИТЕКТУРЫ 34.5 KB
  В соответствии со стандартными протоколами физического уровня выделяют три основные сетевые архитектуры Данные Циклический избыточный код для проверки ошибок Приемника источника Формат кадра в Ethernet Поле Тип протокола используется для идентификации протокола сетевого уровня IPX и IP маршрутизируемый или нет....
44600. Причины расширения ЛВС и используемые для этого устройства 28.5 KB
  С ростом компаний растут и ЛВС. Однако существуют устройства которые могут: сегментировать ЛВС так что каждый сегмент станет самостоятельной ЛВС; объединять две ЛВС в одну; подключать ЛВС к другим сетям для объединения их в интернет.
44601. Мост как устройство комплексирования ЛВС 190 KB
  Эти устройства как и репитеры могут увеличивать размер сети и количество РС в ней; соединять разнородные сетевые кабели. на более высоком чем репитеры и учитывают больше особенностей передаваемых данных позволяя: восстанавливать форму сигналов но делая это на уровне пакетов; соединять разнородные сегменты сети например Ethernet и Token Ring и переносить между ними пакеты; повысить производительность эффективность безопасность и надежность сетей что будет рассмотрено ниже. Принципы работы мостов Работа моста основана на...
44602. Маршрутизаторы 41 KB
  Маршрутизатор в отличие от моста имеет свой адрес и используется как промежуточный пункт назначения. Однако эта таблица существенно отличается от таблиц мостов тем что она содержит не адреса узлов а адреса сетей Для каждого протокола используемого в сети строится своя таблица которая включает: все известные адреса сетей; способы связи с другими сетями; возможные пути маршрутизации; стоимости передачи данных по этим путям. Маршрутизаторы принимая пакеты не проверяют адрес узла назначения а выделяют только адрес сети. Они...
44603. Подключение репитера в ЛВС 168.5 KB
  Подключение репитера в ЛВС Репитеры передают весь трафик в обоих направлениях и работают на физическом уровне модели OSI. Однако репитеры позволяют соединять два сегмента которые используют различные физические среды передачи сигналов кабель – оптика кабель – пара и т. Некоторые многопортовые репитеры работают как многопортовые концентраторы соединяющие разные типы кабелей.
44604. Удаленный доступ к ресурсам сетей 35.5 KB
  Основной характеристикой модема является его производительность измеряемая количеством битов переданных за 1 секунду. Изначально скорость модема измерялась в бодах 1бод = 1 бит с. Однако бод используется в технике связи и относится к частоте изменений аналогового сигнала переносящей биты данных по телефонной линии. В 80х годах скорость бодов равнялась скорости передачи модемов 300 бод было эквивалентно 300 бит с.