33009

Философия И. Канта

Доклад

Логика и философия

Канта 22. Основные достижения философии Канта: 1. Периодизация творчества Имеет место разделение творчества Канта на докритический и критический период.: Кант находится под влиянием Лебница и разрабатывает философию как умозрительное знание.

Русский

2013-09-05

28.93 KB

1 чел.

10 вопрос.

Философия И. Канта

(22.04.1724, Кенигсберг – 1804, там же)

1. Биография

 

Вырос в протестанской семье ремеслинников, в которой было 12 детей. Никогда не выезжал из Кенигсберга. Кстати говоря, в 1794 г. за «искажение и принижение некоторых главных и основных учений Священного писания и христианства» был предупрежден указом королевского кабинета.

2. Основные достижения философии Канта:

 

1.      разграничение сферы ценностей и сферы бытия;

2.      создание ригористической этики долга как учения о нравственной сущности личной свободы;

3.      разработка эстетики как науки и утверждение искусства в качестве области, располагающейся между наукой и нравственностью, теорией и практикой и объединяющей их.

3. Периодизация творчества

Имеет место разделение творчества Канта на докритический и критический период.

Докритический период (до 70-х гг.): Кант находится под влиянием Лебница и разрабатывает философию как умозрительное знание. Он еще убежден, что порядок и связь идей отражает и выражает порядок и связь вещей, что находится в согласии со взглядами философов-рационалистов Лейбница и Спинозы. Занимается естественными науками: космологическая гипотеза Канта-Лапласа о происхождении солнечной системы из холодного газообразного облака. Разрабатывает идеи классификации животных по происхождению.

Критический -  с начала 80-х гг. Складывается его трансцендентальная философия. «Трансцедере» transcendere (лат.) – переступать, переходить.

 

4. Что такое философия трансцендентального идеализма

 

 

Трансцендентальная философия исследует способность перехода данных опыта в образуемую нашим сознанием систему, благодаря которой возникает всеобщее необходимоезнание.

 

 

«Критика чистого разума» - 1781 г.

«Критика практического разума» - 1788 г.

«Критика способности суждения» - 1790 г.

            Итак, философию Канта называется критическим или трансцендентальным идеализмом.

Основная цель философии трансцендентального идеализма:

нахождение всеобщих и необходимых оснований человеческого познания 

и гуманистических ценностей и, прежде всего, оснований возможности свободы личности.

 5. Второй антропологический поворот

Кант совершает второй антропологический поворот в истории философии: в центре его философских интересов находится человек в его направленности к идеалу. (В таком понимании ядром культуры является самоосуществление человека как свободного существа, освоение им сил целеполагания. Все остальное – цивилизация. Культура – это человекосозидание.)

 

Главный вопрос всей философии Канта:

что такое человекНеправомерного сводить его философию к гносеологии.

 

Ответить на вопрос "что такое человек?" для Канта означает ответить на вопросы:

  1.           что я могу знать?
  2.           что я должен делать?
  3.           на что я могу надеяться?

 

Карл Поппер:

«У Канта, который одинаково твердо верил и в бога, и в ньютоновскую науку, она превратилась в учение о том, что теоретическое познание бога невозможно и что ньютоновская наука, претендуя на истинность, должна отказаться от своего утверждения о том, что она открывает реальный мир, лежащий за миром явлений: она является истинной наукой о природе, но природа есть только мир явлений — тот мир, который предстает перед нашим ассимилирующим мышлением.

(«Три точки зрения на человеческое познание»)

 

Теория познания, созданная Кантом, как критика чистого разума своей единственной целью имеет отстоять идеи Бога перед лицом скептицизма:

«Я отодвинул разум, чтоб дать место вере» (отсюда и понятие «критики разума»).

Поэтому критика чистого разума тесно связана с критикой всей прежней метафизики, а точнее ее гносеологических оснований. Объективное существование вечных первооснов не доказуемо, а идею Бога, свободы, мира как целого относятся не к миру сущего, а к миру должного. Идеи Бога, свободы и пр. имеют регулятивный характер и представляют собой те высшие ценности, в соответствии с которыми человек направляет себя по пути самосовершенствования. Эти идеи представляют собой идеальные цели. Далее эту мысль развивали неокантианцы: ценности объективно не существуют, но значат, и их реализация – дело человечества.

6. Теория познания

В основе т.п. Канта вопрос: источники и границы знания и вопрос о возможности априорных синтетических суждений в 3 видах знания:

  1.             математике
  2.           естествознании
  3.       метафизике.

Прежде, чем перейти к рассмотрению, какой ответ Кант дает на этот вопрос,

проясним, что такое АСС.

АНАЛИТИЧЕСКОЕ СУЖДЕНИЕ. Анализ (в переводе буквально «разведение») предполагает выведение одного понятия из другого. Понятие, исполняющее роль предиката (В), может быть включено в роль субъекта (А), а значит в анализе В может быть извлечено из А.

Например: всякое тело протяженно.

 

СИНТЕТИЧЕСКОЕ СУЖДЕНИЕ. Два понятия сочетаются благодаря опыту. Понятие В может быть не включено в понятие А.

Например: всякое тело имеет вес.

Синтетические суждения содержат много новой информации. Аналитическое суждение формулируется априорно, нет необходимости прибегать к опыту. Синтетические суждения, как правило, апостериорны, поэтому не всеобщи и не необходимы.

 

АПРИОРНЫЕ СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ. Это основания науки. Это все арифметические действия.

Пример:

1. Прямая – кратчайшее расстояние между двумя точками.

2. При всех изменениях телесного мира – количество материи остается неизменным (в понятие материи не входит понятие неизменности).

 

Основания аналитических априорных суждений устанавливаются на основании принципа тождества и принципа непротиворечия.

 

Основания синтетических апостериорных суждений устанавливаются из опыта.

Априорные синтетические суждения не могут основываться ни на принципе  тождества, ни на принципе непротиворечия, но тем не менее они необходимы и всеобщи.

Далее. Чтобы дать ответ на сформулированный вопрос об источниках и границах знания, Кант

1) выделяет 3 основные способности к познанию:

  1.  чувственность
  2.   рассудок (способность мыслить по закону)
  3.   разум (способность формулировать безусловные идеи, мыслить в соответствии с ценностями).

2). разделяет действительность на мир феноменов и мир ноуменов.

Ноумены  - «вещи по себе»: умопостигаемые, интеллигибельные предметы. Они не даны в опыте, но мы можем их помыслить. Они познаются априорно, т. е. доопытно.ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ. То, что вне сознания и непознаваемо.

 

Феномены – явления. Познаются апостериорно, познаются как данные опыта. Отсюда и два вида познания – априорное и апостериорное, доопытное  и познание, возможное вследствие и на основании опыта. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ. То, что может быть познано. Трансцендентальное – имманентное сознанию.

 

Всеобщее необходимое знание не может вытекать из опыта, поскольку опытное познание не носит всеобщий необходимый характер. Сам Кант говорит об этом так: математика неопровержимо доказывает бесконечную делимость  пространства, чего эмпиризм доказать не может: здесь «величайшая возможная очевидность демонстрации оказывается в прямом противоречии с мнимыми выводами из эмпирических принципов».

Почему априорное познание носит всеобщий и необходимый характер? И почему математика с такой очевидностью демонстрирует полную противоположность эмпирическим данным?         

В основе математики – созерцание пространства и времени. А в их основе лежат «чистые», то есть независимые от опыта, априорные формы познания – категориипространства и времени, и это обуславливает всеобщность и необходимость математических истин.

                    КАТЕГОРИЯ. Наиболее общее понятие, которое присутствует в сознании доопытно. 

                    Априорные формы рассудка. Качество, количество, отношение, модальность.

С помощью априорных форм познания конструируется объект – явленность предмета сознанию. 

"КОПЕРНИКАНСКИЙ ПЕРЕВОРОТ":

Таким образом, исследуя познавательные способности, Кант находит, что человек воспринимает мир в пространстве и времени и это – формы самой человеческой чувственности. Хаос окружающего мира, таким образом, упорядочивается сознанием, которое структурирует его с помощью пространственно-временных отношений: рассудок накладывает категориальные сетки на все познаваемые объекты – он конструирует их: в этом проявляется коперниканский переворот, активность познающего субъекта

Знание – это соединение чувственности и рассудка. Таким образом возможно трансцендентальное познание. Его объекты – это феномены. Порядок пространственный – геометрическое знание, во времени – математическое. Так возможны математика и естествознание.

«Критика чистого разума» содержит три основных раздела: трансцендентальную эстетику, трансцендентальную логику и трансцендентальную диалектику.

Лекция:

2 Философия Канта

Основателем немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724-1804). В интеллектуальном развитии Канта выделяют два периода: докритический и критический. В докритический период (до 1770 г) Кант выступал, прежде всего, как крупный ученый - астроном, физик, географ. Ему принадлежит первенство в обосновании зависимости приливов и отливов от положения Луны, а также обоснование научной гипотезы о происхождении Солнечной системы из гигантской газовой туманности. В работах этого периода (напр., во "Всеобщей естественной истории и теории Неба" (1755 г) Кант выступал как стихийный материалист и диалектик, обосновывающий идею саморазвития природы.

Но специфическая кантовская философия, заложившая основы всей немецкой классической философии, сформировалась в так называемый критический период, после опубликования им трех "Критик" - "Критики чистого разума" (1781 г), "Критики практического разума" (1788 г), "Критики способности суждения" (1790 г). Все эти работы связаны единым замыслом и представляют собой последовательные ступени обоснования системы трансцендентального идеализма (так Кант именовал свою философскую систему). "Трансцендентальным" (от лат. transcendens - выходящий за пределы) Кант назвал всё то, что являлось условиями любого опыта - формы чувственности, пространство и время, категории рассудка. Второй период творчества сам Кант назвал "критическим" не столько потому, что "Критиками" назывались основные произведения этого периода, а потому, что Кант поставил перед собой задачу провести в них критический анализ всей предшествующей ему философии; противопоставить критический подход при оценке возможностей и способностей человека господствующему до него, как он считал, догматическому подходу.

Кант осуществил коренной переворот в постановке и решении философских проблем. В средневековой философии и философии эпохи Возрождения центральной частью философских систем является учение о бытии - онтология. Философы Нового Времени - Спиноза, Локк, Бэкон, Декарт, Беркли и Юм, перенесли акцент на проблемы гносеологии (теорию познания). Однако в центральной проблеме гносеологии - взаимодействии субъекта и объекта - докантовская философия акцентировала внимание на анализе объекта познания. Кант же делает предметом философии специфику познающего субъекта, который, по его мнению, определяет способ познания. В философии Нового времени до Канта субъективное начало рассматривалось как помеха на пути к истинному знанию, как то, что искажает и затемняет действительное положение вещей. У Канта же возникает задача: установить различие между субъективными и объективными элементами знания в самом субъекте, в его различных уровнях и структурах. Кант переосмысливает самое понятие субъекта и впервые в философии ставит вопрос о всеобщности субъекта. В самом субъекте Кант различает два уровня: эмпирический (опытный) и трансцендентальный (находящийся по ту сторону опыта). К эмпирическому уровню он относит индивидуально-психологические особенности человека, к трансцендентальному - надындивидуальное начало в человеке, т.е. всеобщие определения человека как такового, человека как представителя человечества.

Одна из основных проблем "Критики чистого разума": как возможно достоверное научное знание. Это проблема конкретизируется у Канта в три частных проблемы: Как возможна математика? Как возможна физика (естествознание)? И как возможна метафизика (философия)? Необходимо отметить различие кантовского подхода к трем отраслям знания. Кант уверен в научном характере математики и естествознания, и его критическое исследование сводится у него к попытке выяснить, чем объясняется и от чего зависит их научность. Но к метафизике (философии) Кант подходит критически в том смысле, что ставит под вопрос возможна ли метафизика (как умозрительное, спекулятивное, понятийное знание) вообще в качестве науки, и дает отрицательный ответ на этот вопрос. Кант считает, что достоверное знание - это значит объективное знание. Объективность же, по Канту, отождествляется со всеобщностью и необходимостью. Следовательно, для того, чтобы знание несло достоверный характер, оно должно обладать чертами всеобщности и необходимости. Объективность знания, считает Кант, обусловливается структурой трансцендентального субъекта, его надындивидуальными качествами и свойствами. Познающему субъекту по природе присущи некоторые врожденные (доопытные, априорные) формы подхода к действительности, из самой действительности невыводимые: пространство, время, формы рассудка. Пространство и время, по Канту, это не формы бытия вещей, существующих независимо от нашего сознания, а напротив, субъективные формы чувственности человека, изначально присущие человеку как представителю человечества. Пространство - это врожденная доопытная форма внутреннего чувства (или внешнего созерцания). Время - это врожденная форма внутреннего чувства (внутреннего созерцания). Математика как наука и возможна на основе функционирования пространства (геометрия) и времени (арифметика).

Доопытные формы чувственности - пространство и время создают предпосылки достоверности математического знания. Реализация же этих предпосылок в действительность осуществляется на основе деятельности второй познавательной способности - рассудка. Рассудок - это мышление, оперирующее понятиями и категориями. Рассудок, по Канту, выполняет функцию подведения многообразного чувственного материала, организованного с помощью доопытных форм созерцания, под единство понятий и категорий. Не предмет является источником знаний о нем в виде понятий и категорий, а, напротив, формы рассудка - понятия и категории - конструируют предмет. Поэтому и согласуются с нашими знаниями о них.

Мы можем познать, считает Кант, только то, что сами создали. Рассудок упорядочивает восприятия человека, подводит их под всеобщие и необходимые формы и, таким образом, обусловливает объективность знания. Конечное основание единства, без которого рассудок не смог бы осуществлять свою функцию подведения под всеобщие и необходимые определения, является акт самосознания субъекта: я мыслю. Этот акт Кант называет трансцендентальным единством апперцепции (переводя с лат. - объединением восприятия за пределами опыта).

Т.о. теорию познания Канта можно представить следующим образом: существуют вещи сами по себе. Эти вещи действуют на органы чувств человека, порождают многообразные ощущения. Такие ощущения упорядочиваются доопытными формами чувственности - пространством и временем, т.е. располагаются в традиционном измерении и фиксируются как длительность. На основе этих преобразований формируются восприятия, которые носят субъективный и индивидуальный характер. Деятельность рассудка на основе форм мышления - понятий и категорий - придает этим восприятиям всеобщий и необходимый характер. Таким образом, вещь сама по себе через каналы органов чувств, формы чувственности и рассудка стала достоянием сознания субъекта, "явилась ему", и он может делать о ней определенные умозаключения. Вещи, как они существуют в сознании субъекта. Кант называл явлениями. Человек, по мнению Канта, может знать только явления. Каковы вещи сами по себе, т.е. каковы их качества и свойства, их взаимоотношения вне сознания субъекта, человек не знает и знать не может. Он знает о вещах только в той форме, как они даны его сознанию. Поэтому вещи сами по себе для человека становятся "вещами в себе", непознанными, нераскрытыми.

Кант считал, что у человека нет средства установить связь, сопоставить "вещи сами по себе" и явления. Отсюда вытекал вывод об ограниченности возможностей в познании формами чувственности и рассудка. Формам чувственности и рассудка доступен только мир опыта. Все, что находится за пределами опыта, - умопостигаемый мир - может быть доступен только разуму. Разум - это высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка, ставит перед ним цели. Разум оперирует идеями. Идеи у Канта - это не сверхчувственные сущности, обладающие реальным бытием и постигаемым с помощью разума (как у Платона). Идеи - это представления о цели, к которой стремится наше познание, о задачах, которые оно перед собой ставит. Идеи разума выполняют регулирующую функцию в познании, побуждая рассудок к деятельности. Побуждаемый разумом, рассудок стремится к абсолютному знанию и выходит за пределы опыта. Но его средства - понятия и категории - действуют только в этих пределах. Поэтому рассудок впадает в иллюзии, запутывается в противоречиях. Доказательству положения о том, что идеям разума не может соответствовать реальный предмет, что разум опирается на мнимые идеи, служит учение Канта об антиномиях разума. Антиномии - это противоречивые взаимоисключающие положения. Например, если мы возьмем идею мира в целом, то, оказывается можно доказать справедливость двух противоречащих друг другу утверждений: мир конечен, и мир бесконечен в пространстве и времени. Антиномии имеют место там, где с помощью конечного человеческого рассудка пытаются делать заключение не о мире опыта, а о мире "вещей самих по себе".

Итак, мир "вещей сам по себе" закрыт для чувственности, и, следовательно, он закрыт для теоретического разума, науки. Однако это еще не значит, что этот мир недоступен человеку. Человек, по Канту, житель двух миров: чувственно-воспринимаемого и умопостигаемого. Чувственно-воспринимаемый мир - это мир природы. Умопостигаемый мир - это мир свободы. Свобода, по Канту, - это независимость от определяющих причин чувственно-воспринимаемого мира. В сфере свободы действует не теоретический, а практический разум. Практическим этот разум называется потому, что его главное назначение руководить поступками человека. Движущей силой этого разума является не мышление, а воля. Кант называет человеческую волю автономной. Автономия воли состоит в том, что она определяется не внешними причинами - природной необходимостью или божественной волей, а своим собственным законом, который она ставит над собой. Законы практического разума - это нравственные законы. "Знания" умопостигаемого мира - это определенные требования к человеку, как ему вести себя в этом мире. Главное требование, категорический императив (предписание) гласит: "Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства". Это значит: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Знай, что своими поступками ты формируешь образ действия других и создаешь форму, характер взаимных отношений.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15874. Логико-математическое доказательство несуществования времени как атрибута и первичного свойства материи 329.76 KB
  В.И. Астафуров ЛОГИКОМАТЕМАТИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО НЕСУЩЕСТВОВАНИЯ ВРЕМЕНИ КАК АТРИБУТАИ ПЕРВИЧНОГО СВОЙСТВА МАТЕРИИ Введение Выработка правильного научного мировоззрения отображающего реальное бытие физического мира является актуальной задачей естес
15875. Проблема субъекта истории в современном марксизме и концепция постиндустриального общества 109 KB
  ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА ИСТОРИИВ СОВРЕМЕННОМ МАРКСИЗМЕ И КОНЦЕПЦИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА Настоящая статья служит обобщением базовых положений классического и современного марксизма в отношении человека общества истории в единую схему способную послужить дале
15876. Концепция структурности бытия в философии информационного общества 70.5 KB
  Усложнение структуры как материального, так и духовного компо-нента общественного бытия в условиях формирования информационного общества становится одной из научных проблем, требующих специаль-ного философского осмысления. Разработанная философской школой Пермского классического университета концепция уровней
15878. Роль научной философии в развитии социальной работы 214.32 KB
  РОЛЬ НАУЧНОЙ ФИЛОСОФИИ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Социальная работа призвана обеспечивать жизненно важную функцию служить механизмом стабильности и устойчивого развития общества. От того какая именно модель положена в основу социальной работы степени участ
15879. Философские размышления о проблеме антропосоциогенеза 58.5 KB
  В.П. Посохов к. мед. н. доц. Поволжская государственная социальногуманитарная академия ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРОБЛЕМЕ АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА Пермская философская школа в настоящее время представляет и разрабатывает научное направление философии в форме к
15880. Современный социально-биологический кризис. К постановке проблемы 87 KB
  А.И. Желнин асп. Пермский государственный национальный исследовательский университет СОВРЕМЕННЫЙ СОЦИАЛЬНОБИОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ1 Современное состояние человеческой цивилизации многими учеными определяется как кризисное. Вместе с тем...
15882. Постиндустриальное общество как версия обновленного капитализма перспектива или утопия 77.5 KB
  Л.С. Постоляко к. филос. н. доц. Уральская государственная юридическая академия ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО КАК ВЕРСИЯ ОБНОВЛЕННОГО КАПИТАЛИЗМА: ПЕРСПЕКТИВА ИЛИ УТОПИЯ В современном научном и философском мышлении постиндустриальное общество связывается...