33013

Позитивизм и его разновидности

Доклад

Логика и философия

Логика и основания развития науки в позитивизме заключались в том чтобы наблюдать описывать и систематизировать факты и на этой основе формулировать научные законы и теории. Современная философия науки начинается с Венского кружка философов участники кот выпустили манифест научное мировоззрение. По мнению неопозитивистов предметом философии д б язык науки а также деятельность философов направленная на анализ знания выраженного в языке науки. культ науки философия должна быть заменена науками в результате логического анализа языка3.

Русский

2013-09-05

16.86 KB

19 чел.

14 вопрос.

Позитивизм и его разновидности

Сам "термин "позитивизм" происходит от лат. positivus - положительный. Современный позитивизм или неопозитивизм представляет собой третью разновидность, а точнее - третью волну позитивизма.

Появление первой связано с именами французского философа О. Конта (1798-1857) и англичан Д. С. Милля (1806-1873) и Г. Спенсера (1820-1903). Вторая историческая разновидность позитивизма связана с работами австрийского физика и философа Э. Маха (1838-1916) и швейцарского философа и психолога Р. Авенариуса (1843-1896) и представлена махизмом или эмпириокритицизмом. Наконец, третья волна позитивизма - неопозитивизм и постпозитивизм, истоки которого относятся к началу ХХ века, а эволюция продолжается вплоть до настоящего времени. Основы неопозитивизма были заложены в трудах Б. Рассела (1872-1970) и в Венском кружке в начале 20-х годов. В него входили М. Шлик (1882-1936), Р. Карнап (1891-1970) и другие.

С точки зрения позитивистов, задача философии состоит в получении «позитивного», основанного на эмпирическом описании фактов знания. Позитивисты считали, что научной ценностью обладает только такое познание, кот опирается на опыт. Т.о., логика и основания развития науки в позитивизме заключались в том, чтобы наблюдать, описывать и систематизировать факты и на этой основе формулировать научные законы и теории.

Современная философия науки начинается с Венского кружка философов, участники кот выпустили манифест «научное мировоззрение». Изложили основополагающие черты неопозитивистской философии. По мнению неопозитивистов, предметом философии д б язык науки, а также деятельность философов, направленная на анализ знания, выраженного в языке науки. Они рассматривали метафизику как учение, лишенное смысла с позиций логических норм языка. Философские проблемы возникают вследствие неправильного употребления языка. Всех неопозитивистов объединяют след положения:

1. негативное отношение к метафизике (ложное учение, не имеющего ценности)

2. культ науки (философия должна быть заменена науками в результате логического анализа языка)

3. утверждение эмпиризма (лишь эмпирическое знание является ценным для научного познания)

4. критерий научности знания – верификация (все предложения, кот не были подвержены эмпирической проверке, не имеют значения - бессмысленны)

5. физикализм (язык физики должен стать универсальным языком науки)

На смену философии неопозитивизма пришло новое направление в философии – постпозитивизм. Начало постпозитивизма связывают с выходом в свет основной методологической работы Поппера «Логика научного открытия». Этот этап характеризуется большим разнообразием методологических концепций, кот часто противоречат друг другу. Но можно выделить и общие черты этого направления. В концепциях постпозитивистов происходит ослабление внимания к проблемам формальной логики и роста научного знания. Критический рационализм – направление внутри постпозитивизма. Его представители пытаются разграничить сферы рациональности и псевдонауки. Основатель – Поппер. Рационализм в понимании представителей данного направления – особая норма поведения ученого, кот при обосновании научных выводов не должен боятся никаких опровержений своих предположений и гипотез. Рационализм предполагает открытость для критики. Рационализм включает в себя принцип фальсификации. Он полагал, что законы науки не сводимы к наблюдению и, следовательно, не верифицируемы. В соответствии со своей концепцией Поппер рассматривает рост научного знания не как движение от одного истинного знания к другому, а как постоянный переход от одних проблем к другим. «Мы не знаем – мы можем только предполагать». В области соц. философии Поппер выступил против такого подхода в развитии общества, кот он называл историцизмом. Историцизм видит главную задачу соц. наук в историческом предсказании. Согласно точке зрения Поппера, в обществе нет никаких объективных законов развития, поэтому и нет возможности социального прогнозирования. Он опровергает принцип историзма. Свою соц-фолософскую концепцию в наиб полном виде Поппер Сам "термин "позитивизм" происходит от лат. positivus - положительный. Современный позитивизм или неопозитивизм представляет собой третью разновидность, а точнее - третью волну позитивизма.

Появление первой связано с именами французского философа О. Конта (1798-1857) и англичан Д. С. Милля (1806-1873) и Г. Спенсера (1820-1903). Вторая историческая разновидность позитивизма связана с работами австрийского физика и философа Э. Маха (1838-1916) и швейцарского философа и психолога Р. Авенариуса (1843-1896) и представлена махизмом или эмпириокритицизмом. Наконец, третья волна позитивизма - неопозитивизм и постпозитивизм, истоки которого относятся к началу ХХ века, а эволюция продолжается вплоть до настоящего времени. Основы неопозитивизма были заложены в трудах Б. Рассела (1872-1970) и в Венском кружке в начале 20-х годов. В него входили М. Шлик (1882-1936), Р. Карнап (1891-1970) и другие.

С точки зрения позитивистов, задача философии состоит в получении «позитивного», основанного на эмпирическом описании фактов знания. Позитивисты считали, что научной ценностью обладает только такое познание, кот опирается на опыт. Т.о., логика и основания развития науки в позитивизме заключались в том, чтобы наблюдать, описывать и систематизировать факты и на этой основе формулировать научные законы и теории.

Современная философия науки начинается с Венского кружка философов, участники кот выпустили манифест «научное мировоззрение». Изложили основополагающие черты неопозитивистской философии. По мнению неопозитивистов, предметом философии д б язык науки, а также деятельность философов, направленная на анализ знания, выраженного в языке науки. Они рассматривали метафизику как учение, лишенное смысла с позиций логических норм языка. Философские проблемы возникают вследствие неправильного употребления языка. Всех неопозитивистов объединяют след положения:

1. негативное отношение к метафизике (ложное учение, не имеющего ценности)

2. культ науки (философия должна быть заменена науками в результате логического анализа языка)

3. утверждение эмпиризма (лишь эмпирическое знание является ценным для научного познания)

4. критерий научности знания – верификация (все предложения, кот не были подвержены эмпирической проверке, не имеют значения - бессмысленны)

5. физикализм (язык физики должен стать универсальным языком науки)

На смену философии неопозитивизма пришло новое направление в философии – постпозитивизм. Начало постпозитивизма связывают с выходом в свет основной методологической работы Поппера «Логика научного открытия». Этот этап характеризуется большим разнообразием методологических концепций, кот часто противоречат друг другу. Но можно выделить и общие черты этого направления. В концепциях постпозитивистов происходит ослабление внимания к проблемам формальной логики и роста научного знания. Критический рационализм – направление внутри постпозитивизма. Его представители пытаются разграничить сферы рациональности и псевдонауки. Основатель – Поппер. Рационализм в понимании представителей данного направления – особая норма поведения ученого, кот при обосновании научных выводов не должен боятся никаких опровержений своих предположений и гипотез. Рационализм предполагает открытость для критики. Рационализм включает в себя принцип фальсификации. Он полагал, что законы науки не сводимы к наблюдению и, следовательно, не верифицируемы. В соответствии со своей концепцией Поппер рассматривает рост научного знания не как движение от одного истинного знания к другому, а как постоянный переход от одних проблем к другим. «Мы не знаем – мы можем только предполагать». В области соц. философии Поппер выступил против такого подхода в развитии общества, кот он называл историцизмом. Историцизм видит главную задачу соц. наук в историческом предсказании. Согласно точке зрения Поппера, в обществе нет никаких объективных законов развития, поэтому и нет возможности социального прогнозирования. Он опровергает принцип историзма. Свою соц-фолософскую концепцию в наиб полном виде Поппер изложил в работе «Открытое общество и его враги», кот включает рассмотрение двух противоположных типов обществ: открытого и закрытого. Под открытым обществом автор имеет ввиду общество демократического вида, характеризующееся плюрализмом в экономике, политике, культуре. Типично рационально-критическое мышление, соответствующая установка поведения, возможность сознательно управлять соц. развитием и формировать гос. институты в соответствии с демократ принципами. К закрытым обществам относит общества докапиталистические и социалистические. Для них характерны неизменность соц. форм функционирования, тоталитаризм, идейный догматизм и соц. демагогия.

В разработку постпозитивистской теории внес свой вклад Кун. Особенность развития науки по Куну состоит в том, что она ставится в зависимость от господствующего в определеннные исторические периоды способа деятельности научного сообщества. Парадигма – совокупность убеждений, ценностей и технических средств, применяемых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. Смен одной научной парадигмы другой представляет собой научную революцию. изложил в работе «Открытое общество и его враги», кот включает рассмотрение двух противоположных типов обществ: открытого и закрытого. Под открытым обществом автор имеет ввиду общество демократического вида, характеризующееся плюрализмом в экономике, политике, культуре. Типично рационально-критическое мышление, соответствующая установка поведения, возможность сознательно управлять соц. развитием и формировать гос. институты в соответствии с демократ принципами. К закрытым обществам относит общества докапиталистические и социалистические. Для них характерны неизменность соц. форм функционирования, тоталитаризм, идейный догматизм и соц. демагогия.

В разработку постпозитивистской теории внес свой вклад Кун. Особенность развития науки по Куну состоит в том, что она ставится в зависимость от господствующего в определеннные исторические периоды способа деятельности научного сообщества. Парадигма – совокупность убеждений, ценностей и технических средств, применяемых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. Смен одной научной парадигмы другой представляет собой научную революцию.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7078. Изучение и компьютерное моделирование переходных процессов, возникающих при коммутациях в цепях первого порядка 121 KB
  Цель работы: Изучение и компьютерное моделирование переходных процессов, возникающих при коммутациях в цепях первого порядка, содержащих сопротивление и емкость либо сопротивление и индуктивность. В лабораторной работе необходимо исследовать зависим...
7079. Доходы от собственности 94.5 KB
  Доходы от собственности Одним из элементов доходов от собственности являются доходы по ценным бумагам. Ценная бумага - это форма существования капитала, отличная от его товарной, производительной и денежной форм, которая может передаваться вмес...
7080. Комплекс механизированных работ по лесовосстановлению площадей после ветровала 694.6 KB
  Комплекс механизированных работ по лесовосстановлению площадей после ветровала Введение В данной курсовой работе мною представлен комплекс механизированных работ по лесовосстановлению участка после ветровала. Ветровал - деревья поваленны...
7081. Нелинейные резистивные элементы 105 KB
  Нелинейные резистивные элементы Цель работы: Изучение степенной (полиномиальной) и кусочно-линейной аппроксимаций вольт-амперных характеристик (ВАХ) нелинейных резистивных элементов. Изучение спектрального состава тока, протекающего через нелинейный...
7082. Изучение фазовых и структурных превращений сиcтемы железо-углерод 288 KB
  Цель работы - изучение фазовых и структурных превращений сиcтемы железо-углерод, металлографическое исследование микроструктуры углеродистых сталей в равновесной состоянии во взаимосвязи с их механическими свойствами. Основные теоретические с...
7083. Выбор расходомера для измерения расхода сжиженной пропан-бутановой фракции 1021.5 KB
  Выбор расходомера для измерения расхода сжиженной пропан-бутановой фракции Содержание Общие сведения об измерении расхода и массы веществ. Основные виды расходомеров: Расходомеры переменного перепада давления Расходомеры обт...
7084. Металлографические методы исследования структуры металлов и сплавов 578 KB
  Металлографические методы исследования структуры металлов и сплавов ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА Цель работы - ознакомление с методами металлографического анализа металлических материалов, получение навыков работы с металлографиодским микроскопом и определен...
7085. Оператор цикла LOOP. Команды условных переходов 143 KB
  Оператор цикла LOOP. Команды условных переходов Цель работы: Научиться использовать оператор повторения и команды условных переходов. Задание: Составьте программу для подсчета выражения, где N - произвольное четное положительное число, без исп...
7086. Процеси теплообміну при нагріванні рідини 176.31 KB
  Мета роботи: дослідити процеси теплообміну при нагріванні рідини та виявити величину і причини розбіжності результатів експериментального і аналітичного дослідження. Обладнання: експериментальна установка для нагрівання рідини ТА...