33014

Иррационализм в середине XIX века

Доклад

Логика и философия

Они вообще говоря не отвергали науку ее практическое значение для человеческой жизни но отказывались видеть в ней адекватный способ познания окружающего мира и самого человека.Кьергегор на первый план выдвигает проблему человека. Рассмотрим каковы по Кьеркегору методы и способы познания человека. По Кьеркегору никакие научные рациональные методы не годятся для познания человека.

Русский

2013-09-05

14.55 KB

15 чел.

 15 вопрос

Иррационализм в середине XIX века


     В середине XIX века в философии складывались принципиально различные течения. Позитивисты так или иначе обращались к научным, преимущественно естественнонаучным данным, и использовали их в своей трактовке философии и ее проблем. Не менее влиятельными были и течения, которые сознательно противопоставляли себя естественнонаучному познанию с господствующим в нем рационализмом - иррационалистические течения. Они, вообще говоря, не отвергали науку, ее практическое значение для человеческой жизни, но отказывались видеть в ней адекватный способ познания окружающего мира и самого человека. 
     Одним из первых философов, деятельность которого ознаменовала поворот от классической философии к современной, одним из основоположников иррационализма XIX века был 
Серен КЬЕРКЕГОР - датский философ, теолог и писатель. 
     С.Кьергегор на первый план выдвигает проблему человека. 
     Рассмотрим, каковы, по Кьеркегору, методы и способы познания человека. 
     По Кьеркегору, никакие научные рациональные методы не годятся для познания человека. Оно возможно только посредством саморефлексии и чувства. 
     Таким образом, человек и его экзистенция становятся для Кьеркегора, а затем и для очень широкого философского течения, предметом совершенно особого вненаучного, иррационального типа познания, насколько оно вообще считается возможным. Человек выходит за пределы науки как нечто абсолютно недоступное ей. 
     У Кьеркегора нет систематического изложения взглядов, гносеологические проблемы перемежаются у него с этическими, эстетическими и религиозными. Основные же интересы его были религиозно-этические. 
     Общие теоретические соображения и полемика с рационализмом у Кьеркегора связываются с его главной проблемой - проблемой индивидуального спасения. Решая эту проблему, он рассматривает различные уровни существования или ступени, на которых может находиться существование. 
     Уровни существования, или те стадии, которые проходит человек на пути к богу, у Кьеркегора следующие: эстетическая, этическая и религиозная. 
     Первые две ступени рассмотрены в произведении "Или-или", третья - в книге "Страх и трепет", все три вновь разбираются в "Стадиях жизненного пути". 
     Это три уровня жизни или стадии на жизненном пути движения человека от неаутентичного к аутентичному существованию. 
     В своей критике рационализма Кьеркегор выступает прежде всего против философа, который был для него олицетворением рационализма - против Гегеля, избирая его первой и главной мишенью своих нападок. 
     Для 
Артура ШОПЕНГАУЭРА, который наряду с Кьеркегором является основоположником иррационализма XIX века, Гегель также был живым и едва ли не главным врагом. 
     Система Шопенгауэра изложена в 4 книгах его основного труда "Мир как воля и представление". 
     У Шопенгауэра основой и животворящим началом всего является не познавательная способность и активность человека, а в о л я как слепая, бессознательная жизненная сила. Тем самым в "человеке разумном", в homo sapiens, разум перестал считаться его родовой сущностью; ею становилась неразумная воля, а разум начинал играть второстепенную, служебную роль. 
     Жизнь, жизненная сила, волевое напряжение - вот что вышло на авансцену, оттеснив интеллект, рацио на задний план. 
     Наука, по Шопенгауэру, никогда не может обрести конечной цели, однако есть сфера, которая рассматривает "единственную действительную сущность мира" - это 
ИСКУССТВО. Шопенгауэр говорит, что"обыкновенный человек, этот фабричный товар природы" не способен на незаинтересованное созерцание так же, как и ученый, и только гений способен на это. Искусство есть создание гения, и гений возможен только в искусстве. Искусство воспроизводит постигнутые чистым созерцанием вечные идеи. 
     Согласно Шопенгауэру, высшее из искусств - это 
МУЗЫКА, имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, а непосредственное отражение самой воли. 
     Шопенгауэр является прямым предшественником философии жизни - иррационалистического течения философии конца XIX - начала XX века, основными представителями которого являются Ницше, Дильтей, Зиммель, Шпенглер, Бергсон и др.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22216. Пластмассы, как материал для строительных конструкций. Основные виды конструкционных пластмасс и области их применения 138 KB
  Пластмассы в большинстве своем представляют многокомпонентные смеси. Наполнители компоненты вводимые в пластмассы с целью улучшения их механических и технологических свойств повышение теплостойкости снижения стоимости. В зависимости от вида смол под влиянием на них температуры пластмассы делятся на два вида: а термопластичные пластмассы или термопласты на основе термопластичных смол; б термореактивные реапласты на основе термореактивных смол.
22217. Несущие конструкции из пластмасс. Пневматические конструкции 308 KB
  Пневматические конструкции. Первому приему в наибольшей степени отвечают тонкостенные профили трубчатые коробчатые волнистые второму пространственные конструкции одинарной или двойной кривизны своды купола оболочки а также конструкции из объемных блоков пирамидальных воронкообразных саблевидных и др. Можно выделить два основных вида пластмассовых несущих конструкций: 1 решетчатые конструкции из стеклопластиковых и винипластиковых труб; 2 конструкции из объемных элементов и пространственные конструкции.
22218. Свойства древесины как конструкционного материала. Виды и свойства строительной фанеры 1.39 MB
  Запасы древесины в наших лесах составляют около 80 млрд. деловой древесины т. Однако это количество далеко не исчерпывает естественного годового прироста древесины в отдаленных районах Сибири и Дальнего Востока.
22219. Основы расчета по предельным состояниям. Расчет элементов конструкций цельного сечения 2.29 MB
  Расчет элементов конструкций цельного сечения. Расчет элементов конструкций цельного сечения Элементами деревянных конструкций называют доски бруски брусья и бревна цельного сечения с размерами указанными в сортаментах пилёных и круглых материалов. Проверка прочности и прогибов элемента заключается в определении напряжений в сечениях которые не должны превышать расчетных сопротивлений древесины а также его прогибов которые не должны превосходить предельных установленных нормами проектирования. Растягивающее усилие N действует вдоль оси...
22220. СОЕДИНЕНИЯ ДЕРЕВЯННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ 735.5 KB
  Соединения являются наиболее ответственными деталями деревянных конструкций. Разрушение деревянных конструкций начинается в большинстве случаев в соединениях. Более сложно решаются соединения изгибаемых элементов в которых для передачи усилий требуются рабочие связи.
22221. Дощатые и клеефанерные настилы покрытий 2.93 MB
  Клеефанерные панели выполняют функции настила прогонов водо и пароизоляции. По форме поперечного сечения клеефанерные панели могут быть следующих видов: 1 коробчатые; 2 ребристые обшивкой вверх; 3 ребристые обшивкой вниз Коробчатую клеефанерную панель применяют в утепленных покрытиях с рулонной кровлей и гладким потолком Она имеет двухсторонние обшивки образующие вместе с ребрами ряд полостей в которые по слою пароизоляции укладывают утеплитель. Наиболее распространенными являются коробчатые клеефанерные панели которые используют не...
22222. Балки и прогоны цельного сечения. Составные балки на податливых связях 3.02 MB
  Балки и прогоны цельного сечения Основное функциональное назначение балок и прогонов в том что они служат несущими конструкциями покрытий. Балки и прогоны цельного сечения выполняются из досок на ребро брусьев и бревен чаще окантованных с двух сторон. Ввиду ограниченности размеров сечений и длины лесоматериалов такие балки применяют при пролетах до 6 м.
22223. Государство и право в период нэпа 22.6 KB
  Еще в годы гражданской войны Зиновьев Каменев Бухарин говорили о диктатуре уже не пролетариата а о диктатуре партии. Троцкий диктатура партии при содействии красной армии национализация средств производства монополия внешней торговли. С одной стороны речь идет о диктатуре партии. Большинство соратников Ленина придерживались позиции диктатуры партии.
22224. Право в периода новой экономической политики 21.33 KB
  Как поднять доходы налоги. Налоги. Мы говорили что государство может существовать без каких то отношений но сказать то мы можем не собирать налоги невозможно Первым декретов в 1918 г. Эти налоги падали на в прошлом господствующие классы.