33018

Метафизический метод познания (мышления)

Доклад

Логика и философия

Признает законы логики единственными движущими силами всякого развития. Этому уровню развития науки соответствовал метафизический способ мышления Метафизика. в любой его форме становится препятствием на пути прогрессивного развития научных знаний. стал антропологической интерпретацией идей развития и прогресса сформировавшихся в конце 18 первой половине 19 вв.

Русский

2013-09-05

17.82 KB

27 чел.

метафизический метод познания

Метафизический метод познания (мышления) рассматривает все предметы, явления, а также соответствующие им понятия:

1. Лишь в количественном изменении (уменьшении или увеличении, в простом перемещении, повторении пройденного).

Библия, Ветхий завет, Экклесиаст, гл.1:

…Суета сует, сказал Экклесиаст, суета сует – все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои. Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда текут реки, они возвращаются, чтобы опять течь. Все вещи в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием. Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после.

…Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот все – суета и томление духа!(Книга Экклесиаста, или Проповедника)

Например: бесконечное вращение Земли вокруг солнца, Экклессиаст. «Солнце всходит и заходит, а в моей тюрьме темно».

2. Изолированно, обособленно друг от друга (т.е. обособляясь, абстрагируясь от остального).

Например: решение конкретной проблемы вне учета ее связи с другими (введение полной оплаты коммунальных услуг без повышения доходов населения); Проведение ядерных испытаний в Семипалатинске и на Тоцком полигоне (Жуков) с участием воинских подразделений без достаточных средств защиты. Орошение полей в Средней Азии – пересыхание рек и Аральского моря.

Метафизика иногда очень полезна: в период подготовки к экзамену по философии! (Друзья, подруги, напитки – долой!)

Метафизика имела свое историческое значение (оправдание) в период активного научного познания природы, собирания фактов, проведения опытов (до 19 века) для их последующего теоретического обобщения.

Фактически метафизика как способ мышления есть попытка достичь абсолютное, законченное знание. Она рассматривает сущность мира неизменной.

ПАНЛОГИЗМ (греч. pan — все и logos — учение, слово, мысль) — объективно-идеалистическая доктрина о тождестве бытия и мышления, согласно к-рой все развитие природы и об-ва является осуществлением логической деятельности мирового разума, абсолютной идеи. П. признает законы логики единственными движущими силами всякого развития. В этом воззрении проскальзывает верная мысль о доступности всего существующего рациональному, логическому познанию. Наиболее полно П. развит в философии Гегеля.

МЕХАНИЦИЗМ — мировоззрение, объясняющее развитие природы и об-ва законами механической формы движения материи, к-рые рассматриваются как универсальные и распространяются на все виды материального движения. Исторически возникновение и распространение М. было связано с достижениями классической механики 17—18 вв. (Галилей. Ньютон и др.). Классическая механика выработала специфические представления о материи, движении, пространстве и времени, причинности (т. наз. лапласовский детерминизм) и т. п. Эти воззрения, как и в целом М., несмотря на их ограниченность, обусловленную уровнем естествознания 17— 18 вв., сыграли положительную роль в развитии науки и философии. Они давали естественнонаучное понимание мн. явлений природы, освободив их от мифологических и религиозно-схоластических толкований. Абсолютизация законов механики привела к созданию механистической картины мира, согласно к-рой вся вселенная (от атомов до планет) представляет собой замкнутую механическую систему, состоящую из неизменных элементов, движение к-рых подчиняется законам классической механики. Этому уровню развития науки соответствовал метафизический способ мышления (Метафизика). Однако последующий прогресс науки выявил ограниченность М., поскольку из того факта, что система может описываться законами классической механики, не следует, что каждый ее элемент или немеханические объекты подчиняются действию этих законов. Попытки объяснить с т. зр. механики электромагнитные химические, биологические и тем более социальные явления неизбежно оказывались безуспешными. Достижения естествознания 19—20 вв. разрушили механистическую картину мира и настоятельно требовали нового, диа-лектико-материалистического объяснения природных и общественных процессов. В этих условиях возврат к М. в любой его форме становится препятствием на пути прогрессивного развития научных знаний. Термином “М.” в широком смысле слова обозначают также абстрактное отождествление высшей формы движения материи с низшей (напр., социальной — с биологической, биологической — с физической или химической и т. п.).

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ - исторически первое теоретическое направление в развитии антропологии. Э. стал антропологической интерпретацией идей развития и прогресса, сформировавшихся в конце 18 - первой половине 19 вв. в рамках геологии (Ч. Лайел), биологии (Ж.-Б. Ламарк, Дарвин), философии (Дидро, Тюрго, Фергюссон) и социологии (Конт, Спенсер). В основе Э. лежали представления о закономерной дифференциации общих форм и о трансформации простых явлений в сложные. В антропологическом контексте это означало постулирование биологического и психического единства человечества. Из этого положения вытекала концепция однолинейного единообразия развития культуры от простых форм к сложным. Культурные различия между народами объяснялись их принадлежностью к различным стадиям исторического прогресса. Целью антропологии объявлялась систематизация культурных явлений в виде эволюционных рядов. Базовым приемом проведения таких построений становился сравнительно-исторический метод. Он основывался на представлении о том, что социокультурные системы настоящего в различной степени содержат в себе элементы прошлых стадий развития. Применение сравнительного метода означало выделение этих элементов и построение их в последовательности от простого к сложному. Э. сформировался преимущественно в Великобритании и США, позднее приобрел популярность в большинстве европейских стран. Общепризнанным лидером британского Э. стал Тайлор, сформулировавший базовые теоретические положения направления и его методологию, в частности концепцию "пережитков" и периодизацию стадий развития религии. Последней проблемой занимался и Д. Леббок, предложивший боле детализированную, чем у Тайлора, схему: от первобытного атеизма через фетишизм, тотемизм и шаманизм к идолопоклонству и антропоморфизму. Еще одним представителем британского Э.-Д. Мак-Ленаном была разработана гипотеза о происхождении брачных отношений, в том числе дано объяснение таких феноменов, как экзогамия, полиандрия, женский счет родства, табу инцеста и т.д. Эта гипотеза была подвергнута критике со стороны крупнейшего представителя американского Э. Моргана, предложившего собственную периодизацию развития брачно-семейных отношений, а также - наиболее подробную схему развития человеческой культуры, основанную на выделении скачков в развитии технологии. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67578. Коммутативные группы с конечным числом образующих. Следствия из классификации 278 KB
  Теорема о подгруппах группы Всякая подгруппа группы изоморфна причем . Мы знаем что подгруппа G группыимеет не более чем n образующих и потому для нее можно записать первое каноническое разложение: где mk n. Теорема о подгруппах конечной коммутативной группы.
67579. Множества с двумя алгебраическими операциями. Кольца и поля 192.5 KB
  Множество с двумя алгебраическими операциями R называется кольцом если R абелева группа аддитивная группа кольца R. Элементы такого кольца R имеющие обратные относительно операции умножения называются обратимыми а их множество обозначается через...
67580. Кольцо многочленов над полем 139.5 KB
  Кольцо многочленов над полем в отличие от случая многочленов над кольцом обладает рядом специфических свойств близких к свойствам кольца целых чисел Z. Делимость многочленов. Хорошо известный для многочленов над полем R способ деления углом использует только арифметические действия...
67581. Мультипликативная группа поля. Неприводимые многочлены 271.5 KB
  Имеет место фундаментальная теорема Гаусса: Всякий многочлен положительной степени над полем C имеет корень. Из нее вытекает что над полем C неприводимы только многочлены первой степени. Пусть теперь многочлен положительной степени. Следовательно над полем R неприводимыми будут во первых все многочлены...
67582. Характеристика поля; автоморфизм Фробениуса 132.5 KB
  Любое тождество A = B, где A и B целые алгебраические выражения (то есть построенные из переменных с использованием только операций сложения, вычитания и умножения) с целыми коэффициентами может быть перенесено в любое поле k, путем замены каждого целого z Z на соответствующий элемент...
67583. Расширения полей. Присоединение элементов большего поля 212 KB
  Присоединение элементов большего поля. Если k подполе поля K то говорят также что K расширение поля k. Отметим что при расширении сохраняется характеристика поля. По определению расширения большее поле K содержит те же подполя и следовательно имеет ту же характеристику.
67584. Расширения полей. Формальное присоединение элементов 288 KB
  На прошлой лекции было показано что исходное поле k можно расширить добавляя элементы из некоторого большего поля. Оказывается что конструкцию присоединения можно провести изнутри не выходя в большее поле K. Пусть pk(x)неприводимый многочлен над k U его корень в некотором большем поле...