33022

Проблема познания в истории философии

Доклад

Логика и философия

Проблема познания в истории философии. Проблема познания в истории философии имеет большое значение. Проблемы познания в философии Стоит начать с того что под познанием понимается целенаправленное активное отображение окружающей действительности в сознании человека. Проблема познания в философии важна также и по той причине что человек может быть не только субъектом но и его объектом.

Русский

2013-09-05

26.33 KB

37 чел.

23 вопрос.

Проблема познания в истории философии.

Проблема познания в истории философии имеет большое значение. Наибольший вклад в ее изучение внесли такие мыслители, как Юнг и Кант. С познанием так или иначе связана любая деятельность человека. Именно способность к нему сделала нас такими, какими мы есть сейчас.

Проблемы познания в философии

Стоит начать с того, что под познанием понимается целенаправленное активное отображение окружающей действительности в сознании человека. В ходе данного процесса выявляются неизвестные ранее грани бытия, исследованию подвергается не только внешняя, но и внутренняя сторона вещей. Проблема познания в философии важна также и по той причине, что человек может быть не только субъектом, но и его объектом. То есть часто люди изучают самих себя.

В процессе познания становятся известны определенные истины. Эти истины могут быть доступны не только субъекту познания, но и кому-то другому, включая последующие поколения. Передача происходит преимущественно при помощи различного рода материальных носителей. Например, при помощи книг.

Проблема познания в философии основывается на том, что человек может познавать мир не только непосредственно, но и опосредованно, изучая чьи-либо труды, работы и так далее. Обучение последующих поколений – важная задача всего общества.

Проблема познания в философии рассматривается с различных точек зрения. Речь идет об агностицизме и гностицизме. Гностики на познание, а также на его будущее смотрят довольно-таки оптимистично. Они считают, что человеческий разум рано или поздно будет готов к тому, чтобы познать все истины этого мира, который сам по себе является познаваемым. Границ разума не существует.

Проблема познания в философии может быть рассмотрена и с другой точки зрения. Речь об агностицизме. Агностиками в большинстве своем бывают идеалистами. Их размышления основываются на вере в то, что либо мир слишком сложен и изменчив, чтобы его можно было познать, либо на том, что человеческий разум слаб и ограничен. Эта ограниченность приводит к тому, что многие истины никогда не будут открыты. Нет смысла стремиться познать все вокруг, так как это просто-напросто невозможно.

Сама по себе наука о познании называется гносеологией. По большей части она базируется именно на позициях гностицизма. Принципы у нее следующие:

- историзма. Все явления и предметы рассматриваются в контексте их становления. А также непосредственного возникновения;

- активности творческого отображения;

- конкретности истины. Суть в том, что истину можно искать только в конкретных условиях;

- практики. Практика – это та деятельность, которая помогает менять человеку и мир, и самого себя;

- диалектики. Речь идет об использовании ее категорий, законов и так далее.

Как уже говорилось, в познании субъектом является человек, то есть существо, которое наделено достаточным разумом, способное осваивать и пользоваться арсеналом средств, подготовленным предыдущими поколениями. Субъектом познания можно назвать и само общество в целом. Стоит отметить, что полноценной познавательная деятельность человека может быть лишь в рамках общества.

В качестве объекта познания выступает окружающий мир, а точнее та его часть, на которую направлен интерес познающего. Истиной называется идентичное и адекватное отражение объекта познания. В том случае, если отражение будет неадекватным, познающий получит не истину, а заблуждение.

Само познание может быть чувственным либо рациональным. Чувственное познание основывается непосредственно на органах чувств (зрение осязание и так далее), а рациональное - на мышлении. Иногда выделяют также познание интуитивное. О нем говорят тогда, когда удается постичь истину на бессознательном уровне

Субъект и объект познания.

Любая деятельность как специфически человеческая форма активного отношения человека к миру представляет собой взаимодействие субъекта и объекта. Субъект — это носитель материальной и духовной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект - то, что противостоит субъекту, на что направлена его деятельность. В отличие от объективной реальности объектом является лишь та ее часть, которая включена в деятельность субъекта.

В процессе развития общественных отношений познавательная деятельность выделяется из материальной, практической деятельности, приобретает относительную самостоятельность; отношенпе «субъект — объект» выступает как отношение субъекта и объекта познания.

Субъект познания — носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект познания - то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания. Например, планета Нептун, существующая как объективная реальность со времени возникновения Солнечной системы, становится объектом познания лишь после ее открытия (1846): были установлены ее расстояние от Солнца, период обращения, экваториальный диаметр, масса, удаленность от Земли и другие характеристики.

В разных философских учениях субъект и объект познания трактуются по-разному. В материализме XVII —XVIII вв. объект рассматривался как нечто, существующее независимо от субъект, а субъект — как индивид, пассивно воспринимающий объект. Такая позиция характеризуется созерцательностью. В идеалистических системах субъект выступал как активное, творческое надо, под субъектом понималось или индивидуальное сознание, творящее объект в виде комбинаций (комплексов) ощущений (учения Беркли, Юма, эмпириокритицизма), или внечеловеческий субъект — Бог, мировой разум, творящий и познающий действительность. В системе Гегеля, например, исходным положением которой является тождество мышления и бытия, абсолютная идея (объективное мышление) оказывается и субъектом, и объектом познания.

Существует теория бессубъектного познания, выдвинутая К. Поппером. Эта теория основана на его учении о третьем мире: первым миром является физический мир — мир физических состояний, вторым — психический мир, мир состояний сознания, третьим миром — мир научного знания, «мир объективного содержания мышления». Содержанием третьего мира, считает Попер, являются теоретические системы, проблемы, аргументы, знания, содержащиеся в книгах, журналах и т.д. Третий мир вникает в результате взаимодействия физического и психического миров, его предпосылкой является язык, который превращает «мир объективного содержания мышления» в «субъективный дух», существующий независимо от первого и второго мира.

Так как третий мир существует самостоятельно, а содержащиеся в нем знания объективны, не зависят от субъекта, субъект из познавательной деятельности исключается. Познание оказывается бессубъектным.

В теории Поппера поставлена важная проблема: если знание зависит от субъекта, оно не может быть объективным, а если оно объективно, тогда нужно отказаться от субъекта. Эта проблема может рассматриваться как проблема взаимодействия индивидуального и общественного субъекта. Идеи и теории приобретают самостоятельное существование в том смысле, что они перестают принадлежать выдвинувшим их людям. Они становятся достоянием общества (теории Дарвина, Эйнштейна и т.п.). Но дает ли это основание исключать субъект из познания?

Знание не является результатом деятельности индивидуального субъекта, изолированного от общества, оно невозможно без знаний, ставших общественным достоянием. Но с другой стороны, познание невозможно без субъекта, и этим субъектом является прежде всего человек, индивид, обладающий способностью познавать, наделенный сознанием и волей, вооруженный навыками и знаниями, выраженными в понятиях, категориях, теориях, зафиксированными в языке и передающимися из поколения в поколение («третий мир» Поппера). Гносеологический субъект имеет социальную природу, это общественный человек, усвоивший достижения материальной и духовной культуры, и в этом более широком — смысле субъект познания может рассматриваться как коллектив, социальная группа, общество в целом. Как универсальный гносеологический субъект общество объединяет субъекты всех уровней, всех поколений. Но оно осуществляет познание не иначе, как через познавательную деятельность индивидуальных субъектов.

Познание — это взаимодействие субъекта и объекта. Именно поэтому и познавательная деятельность, и ее результат содержат в себе и субъективное — то, что зависит от субъекта, и объективное, что определяется самим объектом и от субъекта не зависит. Субъективная сторона познания обусловлена тем, что по знающий субъект — это не абстрактный человек (коллектив или общество), а конкретный субъект, деятельность которого связана с определенными социальными отношениями, уровнем культуры.

Мировоззренческие и методологические установки, нравственные нормы и критерии оценки оказывают существенное влияние на познавательный процесс.

Зания, навыки, установки — все то, чем «нагружен» субъект, составляют предпосылочное знание; оно предшествует познанию, является его условием. Предпосылочное знание может быть явным, когда оно логически оформлено и зафиксировано в языке (вербализовано), и неявным — неосознанным и невербализированным. Такое знание выражается в эмоциональных оценках, интуитивно-художественных образах и т.п. Английский философ и ученый М. Полани выдвинул концепцию личностного знания. Это знания индивидуального субъекта, содержащие явные и неявные компоненты, приобретенные путем непосредственных личных контактов (например, в научном сообществе), практических действиях, в совместной работе. В научной деятельности неявное личностное знание включено в теоретическую Деятельность ученого и проявляется в его навыках, искусстве экспериментирования и т.п.

Включение в познавательный процесс предпосылочного знания преодолевает понимание субъекта как гносеологическую абстракцию, не зависимую от конкретных социокультурных условий, достигнутых знаний и других обстоятельств. Однако не следует и преувеличивать роль этого знания, что характерно для представителей некоторых течений философии.

Как универсальный субъект общество осуществляет все виды деятельности, одним из видов которой является познание. Познание включено в материальную, практическую деятельность, формуется на ее основе. Вместе с тем единство различных видов деятельности не исключает существенного различия между ними. Практическая деятельность — это материально-преобразующая деятельность с реальными объектами, познание — духовная деятельность с идеальными образами. Познавательные отношения выступают, таким образом, относительно самостоятельным видом духовной деятельности, приобретают внутреннюю логику развития.

Уровни и формы познания

Подробности

 

Категория: Проблема познания в философии

По давней сложившейся традиции философия выделяет два основных источника знания и познавательного процесса (см. предыдущие разделы): ощущение (или чувств) и мышления. Но их взаимодействие в процессе познания оказывается достаточно сложной. В частности, признано, что человеческие чувства никогда не бывают "чистым чувством", потому что их непременно определенным образом "загружают" ум, мышление, рассуждение, есть у человека не существует простого био-психического чувства, оно определено предметно, ценностно, интеллектуально. По меткому выражению времен немецкой классической философии, человеческие чувства является "чувствами-теоретиками", поскольку, глядя на вещи, мы сразу видим в них значительно больше того, что может дать нам физиология чувства. В конце концов понятие мы или записываем, или произносим; в том и в том случае речь идет о чувствах и ощущениях, которые рассматривают в гносеологии через учение об уровне и формы познания.
Первый, исходный уровень познания, вне которого невозможно формирование знаний, есть чувственное познание (сегодня чаще употребляется термин "перцептивный опыт"): это фиксация отдельных свойств и признаков вещей органами чувств человека согласно их внутренних возможностей. Чувственный уровень познания еще не создает знания (так, например, увидеть вещь - еще не значит ее познать или понять), но дает познанию такой его компонент, за которым познание невозможно. Даже слишком рационализированных концепциях гносеологии чувственный уровень рассматривают мере как импульс к познанию. Чувственное познание осуществляется в следующих формах: ощущение фиксируют отдельные свойства вещей (холодное, светлое, гладкое и др..) Восприятия возникают сочетанием ощущений и созданием определенного образа или определенного проекции вещей, представления является воспроизведением образа без посредственного контакта с вещью.
Следует отметить, что уже на уровне ощущения в деятельность чувств вмешиваются мыслительные операции, потому соединять элементы ощущения в восприятии можно по-разному. Основное же заключается в том, что чувственное познание не может удовлетворить человека, потому что оно имеет целый ряд очевидных недостатков:
- Ощущение имеют свои пределы, т.е. далеко не все мы можем видеть, чувствовать и т.д.;
- Ощущение меняющиеся, неустойчивые, относительные;
- Сами чувства не дают нам надежного критерия для разграничения существенного и несущественного.
Названы недостатки надолужуються последующим уровнем познания: рационально-логическим (или абстрактным) мышлением. Формы абстрактного мышления достаточно четко выражают его особенности:
понятие - это слова (термины), которые фиксируют существенные характеристики, как обычно, классу предметов (но иногда - и отдельных уникальных предметов);
суждения - это предложения, которые связывают между собой понятия так, что ход мышления в существенных моментах совпадает с процессами реальности;
умозаключения - совокупность предложений (суждений), связанных между собой законами логического вывода. Вспомним, что есть два основных типа умозаключений: индуктивные (движение мысли от частного к общему) и дедуктивные (движение мысли от общего к частному).
Заметим, прежде всего, что при переходе к абстрактному мышлению (рационального познания) происходит изменение объекта познания: если чувственное познание фиксирует отдельные признаки и свойства предметов, то абстрактное мышление возникает направленным на выявление и исследование связей, функций и отношений между вещами (или внутри отдельных вещей). Благодаря тому, что абстрактное мышление отделяет определенные проявления вещей от самих вещей и рассматривает их отдельно, благодаря тому, что на первый план выходит исследование связей, функций и отношений, абстрактное мышление фиксирует существенные (устойчивые, стали) характеристики и признаки целых классов предметов . Поэтому абстрактное мышление выходит за рамки как отдельных предметов, так и определенных органов чувств. Оно, двигаясь с осознанием собственных актов, является стабильным, упорядоченной, а следовательно, таким, что способно отделять существенное от случайного. Но одновременно оно также имеет определенные недостатки. В основе их лежит то, что дает абстрактному мышлению преимущества дистанцирование от существующей реальности. Через это положение абстрактного мышления не могут быть непосредственно применены к реальным вещам, событиям, явлениям. Когда мы, например, говорим "стол", "дерево", то указываем не на какие-то конкретные столы или дерева, а на "столы" и "дерева" как; есть эти понятия фиксируют несколько существенное, характерное любым столам и деревьям (в том числе таким, которым мы еще не видели). Здесь и возникает проблема применения понятий, теорий; например, одно дело изучить теорию медицины, а другая - лечить реальных больных.
Итак, рассмотрение первых двух уровней познания свидетельствует: каждый из них является необходимым, но недостаточным для познания вообще, каждый имеет свои преимущества, но и недостатки. Возникает достаточно очевидная задача: соединить их, то есть совместить понятия и теории с наглядно данным, с тем, что предоставлено нам в ощущениях. Отсюда - дальнейший - синтезувальний уровень познания, на котором умозаключения, понятия и концепции абстрактного мышления воплощаются в реальность и приобретают не только интеллектуального, но и реального вида. Особенности третьего уровня познания отчетливо проявляются в тех формах:
• опыт - личное сознательное накопление условий и обстоятельств как совпадение, так и не совпадение умственного конструирования с реальным ходом вещей и процессов;
• эксперимент - исследование определенных, специально выделенных свойств, параметров и характеристик вещей в специально организованных условиях с обоснованным дозировкой действий факторов, факторов и т.п.;
• практика - сознательно фиксированный опыт применения теорий, учений, концепций в реальной исторической жизни определенных социальных групп, обществ, цивилизаций и т.д.
В философских исследованиях не всегда выделяют назван третий уровень познания, хотя никто не отрицает и не сможет отрицать значение эксперимента, опыта и практики в осуществлении синтеза знаний, в повышении уровня их надежности и в выводе познания и деятельности человека на новые горизонты. Более того, обращение к синтезувального уровня познания позволяет понять его процессуальность: в процессе опытов, экспериментов, практики мы не только приводим в соответствие между собой чувственные впечатления и мыслительные конструкции, но и получаем новые чувственные впечатления, получаем новые ощущения, от них мы, по уже рассмотренным схеме, переходим к новым понятиям и обобщений, а, следовательно, - опять к синтезов, и т.д.. Итак, познание развивается от чувств к абстрактному мышлению и к их синтеза, в процессе которого человек снова получает чувственные впечатления, переходит к новым размышлениям и т.д., то есть процесс познания развивается спиралеобразные, оно эволюционирует, наращивается, имея определенную внутреннюю ритмику.
Рассмотренное соотношение уровней познания свидетельствует ведущую роль умственной активности человека в создании знания и в сознательной организации своих познавательных действий. Вне такой активностью невозможно конструктивное выстраивание интеллектуальных образований, которые упорядочивают материал чувств и дают возможность не только воспринимать реальность, но и понимать ее, испытывать и объяснять, увеличивая возможности человека в его взаимодействии с миром. Невозможно было бы также и контроль за ходом познания, его корректировка, сознательное сбор знаний и др..
Многоуровневый характер познания очень часто приобретает упрощенного, одностороннего толкования. Так, чрезмерного акцентирования роли чувств и ощущение формируется позиция сенсуализма, что ее определяют известному выражению Дж. Локка: "Нет ничего в интеллекте, чего не было в ощущении". Чрезмерное акцентирование роли абстрактного мышления приводит к позиции рационализма, суть которой Р. Декарт выразил тезисом: все наше познание зависит только от деятельности разума. Наконец, преувеличение роли опыта может привести к позиции эмпиризма (оправдано лишь знание, которое основывается на имеющемся в нашем опыте), а в качестве практики - к прагматизму (следует считать оправданным только такое знание, которое является полезно). Но каждый из указанных аспектов познания оправдывает себя только тогда, когда он входит в целостный познавательный процесс, выполняя свои особые функции.
Итак, многоуровневость познания позволяет увидеть, как в его процесс задействованы сущностные силы человека и его различные интеллектуальные способности, увидеть знания как сложное образование, что предполагает и прямое отношение к действительности, и интеллектуальное конструирование, и подведение свои составляющих во смысловую целостность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73454. Государственное управление защитой населения от катастроф природного и техногенного характера 124 KB
  Целью данной работы как раз и является исследование системы управления защитой населения в чрезвычайных ситуациях с её недостатками и достоинствами дача оценки работе МЧС в конкретных случаях.
73456. Современное состояние автоматизированных банковских систем в России 121.5 KB
  В соответствии с этим очевидна необходимость обладания современной автоматизированной банковской системой (АБС), позволяющей эффективно обрабатывать все возрастающие информационные потоки, а также непосредственно осуществлять операции на каждом этапе создания банковского продукта.
73457. Основные способы передачи звукоподражательной лексики на язык перевода 120 KB
  Звукоподражанием в морфологии принято считать неизменяемые слова воспроизводящие звуки издаваемые живыми существами механизмами или характерные для явлений окружающей среды хаха кваква и т. Систему звукоизобразительной лексики можно условно поделить на три группы...
73458. МЕТОДИКО–ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ ИНДУСТРИЙ В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА 116 KB
  Наверно каждый город может похвастаться своими местными культурными мероприятиями которые проходят в рамках одного города или региона. Данный фестиваль проводится в разных городах России и в каждом городе проводится по своему.
73460. Основания для предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налогов и сборов 102.5 KB
  Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки рассрочки инвестиционного налогового кредита. Ни для кого не секрет что рассчитаться по налогам с бюджетом компания должна в установленные сроки. В таких случаях законодатель предусмотрел возможность изменения срока уплаты налога.
73461. Роль монастырей в русской культуре 99.5 KB
  Сохранению национального самосознания, национальной культуры русского народа немало содействовали в тяжелые годы татаро-монгольского ига и западных влияний монастыри. Всего с ХIV до половины ХV века на Руси было основано до 180 новых монашеских обителей.