33022

Проблема познания в истории философии

Доклад

Логика и философия

Проблема познания в истории философии. Проблема познания в истории философии имеет большое значение. Проблемы познания в философии Стоит начать с того что под познанием понимается целенаправленное активное отображение окружающей действительности в сознании человека. Проблема познания в философии важна также и по той причине что человек может быть не только субъектом но и его объектом.

Русский

2013-09-05

26.33 KB

35 чел.

23 вопрос.

Проблема познания в истории философии.

Проблема познания в истории философии имеет большое значение. Наибольший вклад в ее изучение внесли такие мыслители, как Юнг и Кант. С познанием так или иначе связана любая деятельность человека. Именно способность к нему сделала нас такими, какими мы есть сейчас.

Проблемы познания в философии

Стоит начать с того, что под познанием понимается целенаправленное активное отображение окружающей действительности в сознании человека. В ходе данного процесса выявляются неизвестные ранее грани бытия, исследованию подвергается не только внешняя, но и внутренняя сторона вещей. Проблема познания в философии важна также и по той причине, что человек может быть не только субъектом, но и его объектом. То есть часто люди изучают самих себя.

В процессе познания становятся известны определенные истины. Эти истины могут быть доступны не только субъекту познания, но и кому-то другому, включая последующие поколения. Передача происходит преимущественно при помощи различного рода материальных носителей. Например, при помощи книг.

Проблема познания в философии основывается на том, что человек может познавать мир не только непосредственно, но и опосредованно, изучая чьи-либо труды, работы и так далее. Обучение последующих поколений – важная задача всего общества.

Проблема познания в философии рассматривается с различных точек зрения. Речь идет об агностицизме и гностицизме. Гностики на познание, а также на его будущее смотрят довольно-таки оптимистично. Они считают, что человеческий разум рано или поздно будет готов к тому, чтобы познать все истины этого мира, который сам по себе является познаваемым. Границ разума не существует.

Проблема познания в философии может быть рассмотрена и с другой точки зрения. Речь об агностицизме. Агностиками в большинстве своем бывают идеалистами. Их размышления основываются на вере в то, что либо мир слишком сложен и изменчив, чтобы его можно было познать, либо на том, что человеческий разум слаб и ограничен. Эта ограниченность приводит к тому, что многие истины никогда не будут открыты. Нет смысла стремиться познать все вокруг, так как это просто-напросто невозможно.

Сама по себе наука о познании называется гносеологией. По большей части она базируется именно на позициях гностицизма. Принципы у нее следующие:

- историзма. Все явления и предметы рассматриваются в контексте их становления. А также непосредственного возникновения;

- активности творческого отображения;

- конкретности истины. Суть в том, что истину можно искать только в конкретных условиях;

- практики. Практика – это та деятельность, которая помогает менять человеку и мир, и самого себя;

- диалектики. Речь идет об использовании ее категорий, законов и так далее.

Как уже говорилось, в познании субъектом является человек, то есть существо, которое наделено достаточным разумом, способное осваивать и пользоваться арсеналом средств, подготовленным предыдущими поколениями. Субъектом познания можно назвать и само общество в целом. Стоит отметить, что полноценной познавательная деятельность человека может быть лишь в рамках общества.

В качестве объекта познания выступает окружающий мир, а точнее та его часть, на которую направлен интерес познающего. Истиной называется идентичное и адекватное отражение объекта познания. В том случае, если отражение будет неадекватным, познающий получит не истину, а заблуждение.

Само познание может быть чувственным либо рациональным. Чувственное познание основывается непосредственно на органах чувств (зрение осязание и так далее), а рациональное - на мышлении. Иногда выделяют также познание интуитивное. О нем говорят тогда, когда удается постичь истину на бессознательном уровне

Субъект и объект познания.

Любая деятельность как специфически человеческая форма активного отношения человека к миру представляет собой взаимодействие субъекта и объекта. Субъект — это носитель материальной и духовной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект - то, что противостоит субъекту, на что направлена его деятельность. В отличие от объективной реальности объектом является лишь та ее часть, которая включена в деятельность субъекта.

В процессе развития общественных отношений познавательная деятельность выделяется из материальной, практической деятельности, приобретает относительную самостоятельность; отношенпе «субъект — объект» выступает как отношение субъекта и объекта познания.

Субъект познания — носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект познания - то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания. Например, планета Нептун, существующая как объективная реальность со времени возникновения Солнечной системы, становится объектом познания лишь после ее открытия (1846): были установлены ее расстояние от Солнца, период обращения, экваториальный диаметр, масса, удаленность от Земли и другие характеристики.

В разных философских учениях субъект и объект познания трактуются по-разному. В материализме XVII —XVIII вв. объект рассматривался как нечто, существующее независимо от субъект, а субъект — как индивид, пассивно воспринимающий объект. Такая позиция характеризуется созерцательностью. В идеалистических системах субъект выступал как активное, творческое надо, под субъектом понималось или индивидуальное сознание, творящее объект в виде комбинаций (комплексов) ощущений (учения Беркли, Юма, эмпириокритицизма), или внечеловеческий субъект — Бог, мировой разум, творящий и познающий действительность. В системе Гегеля, например, исходным положением которой является тождество мышления и бытия, абсолютная идея (объективное мышление) оказывается и субъектом, и объектом познания.

Существует теория бессубъектного познания, выдвинутая К. Поппером. Эта теория основана на его учении о третьем мире: первым миром является физический мир — мир физических состояний, вторым — психический мир, мир состояний сознания, третьим миром — мир научного знания, «мир объективного содержания мышления». Содержанием третьего мира, считает Попер, являются теоретические системы, проблемы, аргументы, знания, содержащиеся в книгах, журналах и т.д. Третий мир вникает в результате взаимодействия физического и психического миров, его предпосылкой является язык, который превращает «мир объективного содержания мышления» в «субъективный дух», существующий независимо от первого и второго мира.

Так как третий мир существует самостоятельно, а содержащиеся в нем знания объективны, не зависят от субъекта, субъект из познавательной деятельности исключается. Познание оказывается бессубъектным.

В теории Поппера поставлена важная проблема: если знание зависит от субъекта, оно не может быть объективным, а если оно объективно, тогда нужно отказаться от субъекта. Эта проблема может рассматриваться как проблема взаимодействия индивидуального и общественного субъекта. Идеи и теории приобретают самостоятельное существование в том смысле, что они перестают принадлежать выдвинувшим их людям. Они становятся достоянием общества (теории Дарвина, Эйнштейна и т.п.). Но дает ли это основание исключать субъект из познания?

Знание не является результатом деятельности индивидуального субъекта, изолированного от общества, оно невозможно без знаний, ставших общественным достоянием. Но с другой стороны, познание невозможно без субъекта, и этим субъектом является прежде всего человек, индивид, обладающий способностью познавать, наделенный сознанием и волей, вооруженный навыками и знаниями, выраженными в понятиях, категориях, теориях, зафиксированными в языке и передающимися из поколения в поколение («третий мир» Поппера). Гносеологический субъект имеет социальную природу, это общественный человек, усвоивший достижения материальной и духовной культуры, и в этом более широком — смысле субъект познания может рассматриваться как коллектив, социальная группа, общество в целом. Как универсальный гносеологический субъект общество объединяет субъекты всех уровней, всех поколений. Но оно осуществляет познание не иначе, как через познавательную деятельность индивидуальных субъектов.

Познание — это взаимодействие субъекта и объекта. Именно поэтому и познавательная деятельность, и ее результат содержат в себе и субъективное — то, что зависит от субъекта, и объективное, что определяется самим объектом и от субъекта не зависит. Субъективная сторона познания обусловлена тем, что по знающий субъект — это не абстрактный человек (коллектив или общество), а конкретный субъект, деятельность которого связана с определенными социальными отношениями, уровнем культуры.

Мировоззренческие и методологические установки, нравственные нормы и критерии оценки оказывают существенное влияние на познавательный процесс.

Зания, навыки, установки — все то, чем «нагружен» субъект, составляют предпосылочное знание; оно предшествует познанию, является его условием. Предпосылочное знание может быть явным, когда оно логически оформлено и зафиксировано в языке (вербализовано), и неявным — неосознанным и невербализированным. Такое знание выражается в эмоциональных оценках, интуитивно-художественных образах и т.п. Английский философ и ученый М. Полани выдвинул концепцию личностного знания. Это знания индивидуального субъекта, содержащие явные и неявные компоненты, приобретенные путем непосредственных личных контактов (например, в научном сообществе), практических действиях, в совместной работе. В научной деятельности неявное личностное знание включено в теоретическую Деятельность ученого и проявляется в его навыках, искусстве экспериментирования и т.п.

Включение в познавательный процесс предпосылочного знания преодолевает понимание субъекта как гносеологическую абстракцию, не зависимую от конкретных социокультурных условий, достигнутых знаний и других обстоятельств. Однако не следует и преувеличивать роль этого знания, что характерно для представителей некоторых течений философии.

Как универсальный субъект общество осуществляет все виды деятельности, одним из видов которой является познание. Познание включено в материальную, практическую деятельность, формуется на ее основе. Вместе с тем единство различных видов деятельности не исключает существенного различия между ними. Практическая деятельность — это материально-преобразующая деятельность с реальными объектами, познание — духовная деятельность с идеальными образами. Познавательные отношения выступают, таким образом, относительно самостоятельным видом духовной деятельности, приобретают внутреннюю логику развития.

Уровни и формы познания

Подробности

 

Категория: Проблема познания в философии

По давней сложившейся традиции философия выделяет два основных источника знания и познавательного процесса (см. предыдущие разделы): ощущение (или чувств) и мышления. Но их взаимодействие в процессе познания оказывается достаточно сложной. В частности, признано, что человеческие чувства никогда не бывают "чистым чувством", потому что их непременно определенным образом "загружают" ум, мышление, рассуждение, есть у человека не существует простого био-психического чувства, оно определено предметно, ценностно, интеллектуально. По меткому выражению времен немецкой классической философии, человеческие чувства является "чувствами-теоретиками", поскольку, глядя на вещи, мы сразу видим в них значительно больше того, что может дать нам физиология чувства. В конце концов понятие мы или записываем, или произносим; в том и в том случае речь идет о чувствах и ощущениях, которые рассматривают в гносеологии через учение об уровне и формы познания.
Первый, исходный уровень познания, вне которого невозможно формирование знаний, есть чувственное познание (сегодня чаще употребляется термин "перцептивный опыт"): это фиксация отдельных свойств и признаков вещей органами чувств человека согласно их внутренних возможностей. Чувственный уровень познания еще не создает знания (так, например, увидеть вещь - еще не значит ее познать или понять), но дает познанию такой его компонент, за которым познание невозможно. Даже слишком рационализированных концепциях гносеологии чувственный уровень рассматривают мере как импульс к познанию. Чувственное познание осуществляется в следующих формах: ощущение фиксируют отдельные свойства вещей (холодное, светлое, гладкое и др..) Восприятия возникают сочетанием ощущений и созданием определенного образа или определенного проекции вещей, представления является воспроизведением образа без посредственного контакта с вещью.
Следует отметить, что уже на уровне ощущения в деятельность чувств вмешиваются мыслительные операции, потому соединять элементы ощущения в восприятии можно по-разному. Основное же заключается в том, что чувственное познание не может удовлетворить человека, потому что оно имеет целый ряд очевидных недостатков:
- Ощущение имеют свои пределы, т.е. далеко не все мы можем видеть, чувствовать и т.д.;
- Ощущение меняющиеся, неустойчивые, относительные;
- Сами чувства не дают нам надежного критерия для разграничения существенного и несущественного.
Названы недостатки надолужуються последующим уровнем познания: рационально-логическим (или абстрактным) мышлением. Формы абстрактного мышления достаточно четко выражают его особенности:
понятие - это слова (термины), которые фиксируют существенные характеристики, как обычно, классу предметов (но иногда - и отдельных уникальных предметов);
суждения - это предложения, которые связывают между собой понятия так, что ход мышления в существенных моментах совпадает с процессами реальности;
умозаключения - совокупность предложений (суждений), связанных между собой законами логического вывода. Вспомним, что есть два основных типа умозаключений: индуктивные (движение мысли от частного к общему) и дедуктивные (движение мысли от общего к частному).
Заметим, прежде всего, что при переходе к абстрактному мышлению (рационального познания) происходит изменение объекта познания: если чувственное познание фиксирует отдельные признаки и свойства предметов, то абстрактное мышление возникает направленным на выявление и исследование связей, функций и отношений между вещами (или внутри отдельных вещей). Благодаря тому, что абстрактное мышление отделяет определенные проявления вещей от самих вещей и рассматривает их отдельно, благодаря тому, что на первый план выходит исследование связей, функций и отношений, абстрактное мышление фиксирует существенные (устойчивые, стали) характеристики и признаки целых классов предметов . Поэтому абстрактное мышление выходит за рамки как отдельных предметов, так и определенных органов чувств. Оно, двигаясь с осознанием собственных актов, является стабильным, упорядоченной, а следовательно, таким, что способно отделять существенное от случайного. Но одновременно оно также имеет определенные недостатки. В основе их лежит то, что дает абстрактному мышлению преимущества дистанцирование от существующей реальности. Через это положение абстрактного мышления не могут быть непосредственно применены к реальным вещам, событиям, явлениям. Когда мы, например, говорим "стол", "дерево", то указываем не на какие-то конкретные столы или дерева, а на "столы" и "дерева" как; есть эти понятия фиксируют несколько существенное, характерное любым столам и деревьям (в том числе таким, которым мы еще не видели). Здесь и возникает проблема применения понятий, теорий; например, одно дело изучить теорию медицины, а другая - лечить реальных больных.
Итак, рассмотрение первых двух уровней познания свидетельствует: каждый из них является необходимым, но недостаточным для познания вообще, каждый имеет свои преимущества, но и недостатки. Возникает достаточно очевидная задача: соединить их, то есть совместить понятия и теории с наглядно данным, с тем, что предоставлено нам в ощущениях. Отсюда - дальнейший - синтезувальний уровень познания, на котором умозаключения, понятия и концепции абстрактного мышления воплощаются в реальность и приобретают не только интеллектуального, но и реального вида. Особенности третьего уровня познания отчетливо проявляются в тех формах:
• опыт - личное сознательное накопление условий и обстоятельств как совпадение, так и не совпадение умственного конструирования с реальным ходом вещей и процессов;
• эксперимент - исследование определенных, специально выделенных свойств, параметров и характеристик вещей в специально организованных условиях с обоснованным дозировкой действий факторов, факторов и т.п.;
• практика - сознательно фиксированный опыт применения теорий, учений, концепций в реальной исторической жизни определенных социальных групп, обществ, цивилизаций и т.д.
В философских исследованиях не всегда выделяют назван третий уровень познания, хотя никто не отрицает и не сможет отрицать значение эксперимента, опыта и практики в осуществлении синтеза знаний, в повышении уровня их надежности и в выводе познания и деятельности человека на новые горизонты. Более того, обращение к синтезувального уровня познания позволяет понять его процессуальность: в процессе опытов, экспериментов, практики мы не только приводим в соответствие между собой чувственные впечатления и мыслительные конструкции, но и получаем новые чувственные впечатления, получаем новые ощущения, от них мы, по уже рассмотренным схеме, переходим к новым понятиям и обобщений, а, следовательно, - опять к синтезов, и т.д.. Итак, познание развивается от чувств к абстрактному мышлению и к их синтеза, в процессе которого человек снова получает чувственные впечатления, переходит к новым размышлениям и т.д., то есть процесс познания развивается спиралеобразные, оно эволюционирует, наращивается, имея определенную внутреннюю ритмику.
Рассмотренное соотношение уровней познания свидетельствует ведущую роль умственной активности человека в создании знания и в сознательной организации своих познавательных действий. Вне такой активностью невозможно конструктивное выстраивание интеллектуальных образований, которые упорядочивают материал чувств и дают возможность не только воспринимать реальность, но и понимать ее, испытывать и объяснять, увеличивая возможности человека в его взаимодействии с миром. Невозможно было бы также и контроль за ходом познания, его корректировка, сознательное сбор знаний и др..
Многоуровневый характер познания очень часто приобретает упрощенного, одностороннего толкования. Так, чрезмерного акцентирования роли чувств и ощущение формируется позиция сенсуализма, что ее определяют известному выражению Дж. Локка: "Нет ничего в интеллекте, чего не было в ощущении". Чрезмерное акцентирование роли абстрактного мышления приводит к позиции рационализма, суть которой Р. Декарт выразил тезисом: все наше познание зависит только от деятельности разума. Наконец, преувеличение роли опыта может привести к позиции эмпиризма (оправдано лишь знание, которое основывается на имеющемся в нашем опыте), а в качестве практики - к прагматизму (следует считать оправданным только такое знание, которое является полезно). Но каждый из указанных аспектов познания оправдывает себя только тогда, когда он входит в целостный познавательный процесс, выполняя свои особые функции.
Итак, многоуровневость познания позволяет увидеть, как в его процесс задействованы сущностные силы человека и его различные интеллектуальные способности, увидеть знания как сложное образование, что предполагает и прямое отношение к действительности, и интеллектуальное конструирование, и подведение свои составляющих во смысловую целостность.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6066. Информационные технологии в электронной коммерции 95.5 KB
  Начиная с середины 90-х годов во всем мире наблюдается рост активности в области онлайновой торговли. Вслед за крупными компаниями, производящими компьютерное оборудование в Сеть стали выходить торговцы традиционными товарами. Появило...
6067. Проектирование протяжек 1.32 MB
  1. Цель и выполняемые задачи работы Целью работы является ознакомление с различными формами и видами протяжек, правилами установки, правилами назначения передних и задних углов, алгоритмом проектирования протяжек. Задача работы состоит в проектирова...
6068. Литература во время Великой Отечественной войны 61.8 KB
  Очень часто, поздравляя своих друзей или родственников, мы желаем им мирного неба над головой. Мы не хотим, чтобы их семьи подверглись тяжелым испытаниям войны. Война! Эти пять букв несут за собой море крови, слез, страдания, а главное...
6069. Паркур. Ямакаси и проявления паркура 46.5 KB
  Понятие паркура Паркур - дисциплина, представляющая собой совокупность навыков владения телом, которые в нужный момент могут найти применение в различных ситуациях человеческой жизни. Основные факторы, используемые трейсерами: (то есть людьми...
6070. Экология русского языка 56.98 KB
  Причины кризисного состояния русского языка и меры борьбы с ним. По общему справедливому определению, русский язык находится в настоящее время в кризисном состояние. Причинами этого являются: - Резкое сокращение базы разговорного русского языка в...
6071. Финансовые показатели и методика их применения 32.34 KB
  Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплен...
6072. Профилактика наркомании 47.02 KB
  ВВЕДЕНИЕ Злоупотребление наркотиками, известное с древнейших времен, сейчас распространилось в размерах, тревожащих всю мировую общественность. Даже при сужении...
6073. Роль человека в проблеме БД. Ощущения. Понятие о восприятии человеком времени и расстояний. Реакция и ее Виды 45 KB
  Введение В современных условиях комфортабельности легковых автомобилей, работа водителей попадает в разряд легких. Однако длительная и интенсивная работа за рулем легкового автомобиля приводит к перенапряжению нервной системы водителя, тре...
6074. Значение витаминов и минералов обеспечение здоровья 43.18 KB
  Витамины(введение). Слова витамины - источник здоровья знакомы нам с детства, и мы настолько привыкли к ним, что перестаем придавать им значение. А напрасно! Ведь на самом деле без витаминов обеспечить полноценное здоровье совершенно невозм...