33040

Государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования: цели, задачи, порядок формирования и расходования финансовых ресурсов. Роль внебюджетных фондов в системе финансов

Доклад

Финансы и кредитные отношения

Государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Фонд социального страхования Фонд обязательного медицинского страхования: цели задачи порядок формирования и расходования финансовых ресурсов.; Фонд социального страхования РФ создан в 1990 г.; Фонд обязательного медицинского страхования создан в 1991 г. Вторым по объёму аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом является Фонд социального страхования РФ.

Русский

2013-09-05

53.5 KB

70 чел.

5. Государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования: цели, задачи, порядок формирования и расходования финансовых ресурсов. Роль внебюджетных фондов в системе финансов.

Внебюджетные фонды государства — совокупность финансовых ресурсов, имеющих строго целевое назначение и находящихся в распоряжении федеральных, региональных или местных органов самоуправления. Посредством формирования внебюджетных фондов происходит перераспределение национального дохода органами власти и управления в пользу определенных социальных групп населения и приоритетных сфер экономики.

Цель создания внебюджетных фондов — обеспечение самостоятельными источниками доходов наиболее важных для общества расходов на определенном этапе его развития.

По целевой направленности эти фонды можно разбить на две группы: социальную и экономическую.

Внебюджетные фонды  - это особые фонды денежных средств, созданные государством для эффективного и своевременного финансирования наиболее важных экономических и социальных программ и для них существует особая система формирования и расходования денежных средств.

Государственными внебюджетными фондами РФ являются:

  •  Пенсионный фонд РФ (образован в 1990 г.);
  •  Фонд социального страхования РФ (создан в 1990 г.);
  •  Фонд обязательного медицинского страхования (создан в 1991 г.);

Пенсионный фонд Российской Федерации (Пенсионный фонд России, ПФР, Пенсионный фонд РФ) — крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-I. Подразделения ПФР (свыше 2,5 тыс. территориальных органов) действуют в каждом регионе и в каждом районном центре России. Трудовой коллектив ПФР - это свыше 130 тысяч социальных работников. Как государственный внебюджетный фонд РФ, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ.

Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых главным образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет, пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, за выслугу лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат.

Основными задачами Пенсионного Фонда является аккумуляция основных взносов и расходование средств Фонда в соответствии с действующим законодательством.

Средства ПФ формируются за счет следующих источников:

  •  налоговые доходы;
  •  неналоговые доходы - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей – организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации; недоимки, пени, штрафы по взносам в ПФ РФ; доходы от размещения средств ПФ РФ; штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба.
  •  безвозмездные поступления – межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые ПФ РФ; безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов РФ.

Использование средств:

  •  выплата пенсий -  по возрасту и инвалидности, при потере кормильца, за выслугу лет военнослужащим;
  •  выплату пособий – на детей в возрасте от полутора лет;
  •  одиноким матерям,
  •  лицам, пострадавшим от Чернобыльской АЭС;
  •  для оказания материальной помощи престарелым и инвалидам
  •    финансирование программ по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей;
  •  пособия на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита
  •  на содержание аппарата ПФ  и т.д.

Вторым по объёму аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом является Фонд социального страхования РФ.

Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов  № 600/9-3 от 25 декабря 1990 г.

Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом РФ и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.

Фонд социального страхования РФ создан для обеспечения гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, решению задач по оздоровлению работников и ряда в области социального страхования работников.

Фонд социального страхования РФ (ФСС) действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992г. № 822. Он призван способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе, и управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Денежные средства фонда социального страхования являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Средства Фонда расходуются исключительно на цели, установленные федеральными законами, Положением о фонде, в соответствии с бюджетом фонда, бюджетами и сметами исполнительных органов фонда, утвержденными в установленном порядке.

Средства Фонда направляются на:

-выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам,

-единовременного пособия при рождении ребенка;

-ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года;

-социального пособия на погребение;

-оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком - инвалидом;

- оплату путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, лечебное питание, оплату проезда в санаторно-курортные учреждения отдыха;

-частичное содержание санаториев-профилакториев,

-санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, находящихся на балансе страхователей, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей.

-участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

-осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда социального страхования и т.д.

Средства Фонда образуются за счет:

- сумм единого социального налога, уплачиваемого работодателями;

- страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;

- добровольных взносов граждан и юридических лиц;

- прочих доходов.

Наибольшее количество доходов приходится на единый социальный налог- около 60%.

В расходах бюджета Фонда больший удельный вес приходится на различные пособия, страховые выплаты. Большая часть выплат из Фонда идет на оплату больничных листов. За время болезни выплачиваются средства в размере средней заработной платы.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Создан 24 февраля 1993 года постановлением Верховного Совета РФ № 4543-I.

Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом РФ и федеральным законом «О медицинском страховании граждан в РФ», а также иными законодательными и нормативными актами. Положение о Фонде утверждено 24 февраля 1993 г., а 29 июля 1998 г. вместо него принят устав Фонда.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ (федеральный и территориальные) предназначены для получения бесплатной и общедоступной медицинской помощи в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях, финансирования профилактических мероприятий и гарантирования оказания гражданам РФ медицинской помощи при наступлении страхового случая .

Система ФОМС включает в себя:

  •  Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования;
  •   Территориальные фонды ОМС

Источники средств ФОМС:

  •  налоговые доходы;
  •  неналоговые доходы;
  •  безвозмездные поступления.

Основные статьи расходования средств ФОМС:

  •  на финансирование государственной системы обязательного медицинского страхования;
  •  финансирование мероприятий по разработке и реализации целевых программ в области здравоохранения,
  •  обеспечения профессиональной подготовки медицинских кадров;
  •  развития материально-технической  базы учреждений здравоохранения;
  •  оплаты особо дорогостоящих видов медицинской помощи;
  •  финансирования медицинских учреждений, оказывющих помощь при социально значимых заболеваниях;
  •  оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и других целей в области охраны здоровья населения;
  •  на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС в рамках базовой программы ОМС;
  •  на финансирование региональных целевых программ по охране материнства и детства в части мероприятий в рамках ОМС;
  •  расходы на выполнение целевых программ  по оказанию медицинской помощи по ОМС
  •  на содержание аппарата ОМС и т.д.

Ни одно правительство не может обойтись без внебюджетных фондов. Что они собой представляют, какова их структура и значение в рыночной экономике?

Под фондом понимают запас материальных, а чаще денежных средств, предназначенных для: отложенного или какого-либо другого специфического потребления.

Роль основного, главного фонда субъекта играет бюджет, а внебюджетные фонды - соответственно роль дополнительных финансовых ресурсов. Роль и значение их постоянно меняется в зависимости от социально-экономической конъюнктуры.

Исторически внебюджетные фонды возникли одновременно с образованием бюджетов, но наибольшего расцвета достигли в условиях рыночной экономики. Катализатором их развития, как правило, выступало обострение экономических противоречий между субъектами общества: государством и населением, государством и организациями, между организациями и работниками, между отдельными гражданами.

При этом целью фондов было обособление денежных средств из гласных общепринятых финансовых потоков (бюджетов) для защиты и реализации особых материальных интересов.

К общим причинам образования внебюджетных фондов относятся общественное разделение труда, ограниченность жизненных ценностей, наличие товарно-денежных отношений. Соответственно их экономическую основу составляет сочетание частной, коллективной, государственной и любой другой собственности при господстве частной.

Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы в соответствии с Законом РСФСР « Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991г. № 1734-1.

Главная цель их создания - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

Форма      функционирования      внебюджетных      фондов планомерность. Фонды всегда создаются для конкретных целей, а поэтому вне планирования существовать не могут.

Функции внебюджетных фондов аналогичны функциям всех финансовых категорий: основная - перераспределение финансовых потоков


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20398. Ведение защиты в суде с участием присяжных заседателей 4 MB
  Во многих странах такая защита обеспечивается отменой смертной казни и функционированием наряду с обычными судами конвейерами через которые проходит основной поток стандартных оформительских дел судов присяжных рассчитанных на рассмотрение наиболее сложных и общественно значимых уголовных дел и правильное и справедливое их разрешение в нестандартных ситуациях. Как будет показано ниже процессуальная форма суда присяжных обеспечивает по таким делам более надежную защиту права на жизнь и других прав и свобод человека и гражданина от...
20399. Искусство защиты в суде присяжных 2.34 MB
  Искусство защиты в суде присяжных: Учеб. заведующий сектором НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ; заслуженный юрист России доктор юридических наук Книга является своеобразной энциклопедией ведения искусной эффективной и надежной защиты в суде присяжных Рассматриваются социальная ценность духовный и правозащитный потенциал суда присяжных роль здравого смысла и совести как интеллектуальной и нравственной основы этой формы судопроизводства процессуальные тактические и психологические особенности...
20400. Проблемы борьбы с преступлениями в сфере безопасности дорожного движения: уголовно-правовые и криминологические аспекты 626.5 KB
  Мешалкин Проблемы борьбы с преступлениямив сфере безопасности дорожного движения:уголовноправовые и криминологические аспекты Монография Домодедово 2003 ББК 67. Проблемы борьбы с преступлениями в сфере безопасности дорожного движения: уголовноправовые и криминологические аспекты: Монография. В монографии освещаются уголовноправовые и криминологические проблемы борьбы с преступными нарушениями безопасности движения и эксплуатации транспортных средств на основе комплексного анализа сравнительноправового метода исследования....
20401. Оперативно-розыскная тактика и особенности легализации полученной информации в ходе предварительного следствия 362.5 KB
  ПОПОВ Оперативнорозыскная тактика и особенности легализации полученной информации в ходе предварительного следствия Учебнопрактическое пособие ББК 67. В учебнопрактическом пособии рассматриваются оперативнорозыскные мероприятия способы отображения полученной оперативнорозыскной информации в соответствующих документах. Основное внимание уделено технологии превращения оперативнорозыскной информации в криминалистически значимую являющуюся одним из источников доказательств по делу доступную для использования в ходе предварительного или...
20402. Административный процесс и административная ответственность в Украине 1.1 MB
  24 КУоАП; б меры воздействия применяемые к несовершеннолетним ст. 241 КУоАП и в административные взыскания применяемые к юридическим лицам. 24 КУоАП и меры воздействия применяемые к несовершеннолетним согласно ст. 241 КУоАП но и дисциплинарные взыскания в отношении физических лиц за совершение административных проступков согласно ст.
20403. ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В МВД РОССИИ 2.52 MB
  Сложность информационного обеспечения процессов принятия решений часто связана с ограниченностью информации ее вероятностным характером негарантированной достоверностью отсутствием у субъекта управления необходимого времени. Информатизация управления преследует следующие цели: повышение научной обоснованности и качества принимаемых решений благодаря использованию математических методов и моделей; повышение гибкости управления его способности реагировать на изменения условий деятельности органов внутренних дел; повышение...
20404. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА МАТЕРИАЛОВ, ВЕЩЕСТВ И ИЗДЕЛИЙ 573 KB
  66 M67 ІВ книге рассматриваются научные основы и современное состояние экспертной практики криминалистического исследования материалов веществ и изделий с помощью комплекса аналитических методов спектральных рентгенографических хроматографических и других. ВИТАЛИЙ СТЕПАНОВИЧ МИТРИЧЕВ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА МАТЕРИАЛОВ ВЕЩЕСТВ И ИЗДЕЛИЙ ИБ 568 Редактор Л. Советская криминалистика опираясь на достижения естественных и технических наук призвана вооружать следователей самыми современными и эффективными научными приемами...
20405. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС США (досудебные стадии) 840.5 KB
  Пешков УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС США досудебные стадии УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Москва ЗАО Бизнесшкола ИнтелСинтез 1998 махов В. У26 Уголовный процесс США досудебные стадии. Через структуру досудебных стадий уголовного процесса США авторы рассматривают в книге проблемы защиты конституционных прав личности механизм действия ареста и обыска правовой статус и полномочия государственного обвинителя прокурора электронное наблюдение и прослушивание институт сделки о признании вины в уголовном процессе США. На большом фактическом материале проведен...
20406. Вызовы и угрозы ОДКБ 57 KB
  Выявить вызовы и угрозы, с которыми сталкивается ОДКБ на современном этапе своего развития. О нестройности политических действий ОДКБ, которые должны были бы быть совместными (в названии ясно фигурирует «о коллективной…») и взаимосогласованными, говорят много примеров