33045

Финансовая политика: понятие , задачи, содержание, структура. Взаимосвязь финансовой политики и социально-экономической политики государства. Содержание и особенности финансовой политики в 2013 г

Доклад

Финансы и кредитные отношения

Взаимосвязь финансовой политики и социальноэкономической политики государства. Содержание и особенности финансовой политики в 2013 г. Задачи финансовой политики: обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов; рациональное распределение и использование финансовых ресурсов; организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами; создание эффективной системы управления финансами. В разработке финансовой политики участвуют законодательные Гос.

Русский

2015-01-16

35.88 KB

63 чел.

Финансовая политика: понятие, задачи, содержание, структура. Взаимосвязь финансовой политики и социально-экономической политики государства. Содержание и особенности финансовой политики в 2013 г.

Финансовая политика – это совокупность мероприятий (как правило, государства или предприятия) по разработке общей концепции основных направлений, целей и главных задач использования финансовых отношений.

 Задачи финансовой политики:

  1.   обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
  2.   рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;
  3.   организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
  4.   создание эффективной системы управления финансами.

В разработке финансовой политики участвуют законодательные (Гос. Дума) и исполнительные (Правительство, различные службы и Министерства) ветви власти.

Основные направления финансовой политики определяются Президентом РФ, который в своем ежегодном послании федеральному собранию (в июне – июле) намечаем основные направления развития экономики страны.

Государство является главным субъектом проводимой финансовой политики. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определяет тактику действий на предстоящий период, определяет средства и пути достижения стратегических задач.

Содержание финансовой политики многогранно. Можно выделить 3 основные звена, включенные в финансовую политику:

1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.

2. Создание адекватного финансового механизма.

3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основа финансовой политики - стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Структура финансовой политики

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение глобальных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки намечаются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные условия для решения тактических задач. Тактика позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества.

НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ В СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

В последние годы вопросам проведения государственной финансовой политики и проблемам финансового регулирования экономики уделяется большое внимание. Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии Российской Федерации трудно недооценить. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов

РФ. Финансовая политика призвана решить в конкретных экономических и

социально-политических условиях ряд задач, заключающихся в наиболее полной мобилизации финансовых ресурсов, повышении эффективности их

использования для социально-экономического развития общества и изменении экономической структуры общества в рамках действующих финансовых механизмов.

Финансовая политика — совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Финансовая политика является основным компонентом финансовой системы. Мировой кризис 2008 года негативно повлиял на экономику Российской Федерации и указал на слабые места финансовой системы страны. Наиболее ощутимыми его последствиями стали высокий уровень безработицы, инфляции, темпы падения экономических показателей.

Снизился ВВП, произошло падение курса рубля по отношению к евро и

доллару, значительно выросли процентные ставки по кредитам. К началу 2012 года экономика полностью восстановилась после кризиса. На это оказали влияние не только высокие цены на нефть и газ, но и грамотная бюджетная политика, позволившая исполнить в 2011 году федеральный бюджет без дефицита и начать увеличение объемов пополнения Резервного фонда (рисунок 1), что повысило устойчивость экономики Российской Федерации к внешним негативным экономическим факторам. Проведено первое размещение суверенных еврооблигаций, номинированных в рублях, что является свидетельством возросшего доверия к российской национальной валюте и проводимой бюджетной политике.

С целью снижения негативных последствий экономического кризиса Правительством Российской Федерации был разработан ряд направлений финансовой политики послекризисного периода:

1. Повышение эффективности бюджетной системы, сокращение бюджетных расходов и бюджетной сети, усиление контроля за расходами получателей бюджетных средств через систему Федерального казначейства;

2. Оздоровление банковской системы;

3. Совершенствование межбюджетных отношений и бюджетного федерализма;

4. Ликвидация задолженностей государству и снижение риска неплатежей;

5. Принятие комплекса мер по защите прав инвесторов и предпринимателей;

6. Создание законодательных условий для привлечения иностранных инвестиций.

Рассмотрение направлений финансовой политики Российской Федерации в среднесрочной перспективе является основополагающим принципом для анализа экономической обстановки в стране и выявления недостатков существующей системы. Правительством РФ подготовлен многовариантный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу 2013-2015 гг.

Финансовая политика включает в себя: антимонопольную, бюджетную, ценовую, денежно-кредитную, налоговую, и таможенно-тарифную политики,

которые тесно связаны и взаимодействуют между собой.

Ценовая политика является инструментом воздействия государства, с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий, на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, то есть через цены сглаживать циклические колебания процессов воспроизводства.

В ближайший период государственное регулирование в области цен преследует следующие цели:

1. Затормозить инфляционный рост цен в результате обесценения денег, устранить диспропорции цен на отдельные виды изделий и услуг.

2. Достигнуть необходимых соотношений в развитии производства.

3. Затруднить рост заработной платы, увеличивающейся пропорционально росту цен.

4. Субсидировать производство, находящееся под контролем государства, защитить отсталые отрасли экономики от иностранной конкуренции (в первую очередь сельское хозяйство), содействовать внешнеэкономической деятельности.

5. Мобилизовать бюджетные средства, необходимые для проведения социально-экономических мероприятий.

Основными задачами бюджетной политики России в среднесрочной перспективе, по нашему мнению, должны стать:

1. Сокращение нефтегазового дефицита. Бюджетная система Российской Федерации сильно зависит от нефтегазовой отрасли.

2. Изменение структуры бюджетных расходов, так как в настоящее время она не является оптимальной для стимулирования экономического развития.

3. Повышение качества финансово-экономического обоснования решений, приводящих к новым расходным обязательствам.

4. Повышение эффективности бюджетных расходов. Получаемый социально-экономический эффект должен соответствовать затраченным средствам.

5. Проведение реформ межбюджетных отношений, которые должны быть направлены на стимулирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к созданию условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности.

6. Избегание постоянных изменений налогового законодательства.

В связи с задачами бюджетной политики необходимо отметить, что бюджетная политика не может формироваться отдельно от налоговой политики государства.

В трехлетней перспективе 2013–2015 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики придерживаются прежнего направления – создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, а также стимулирование инновационной

деятельности. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой

нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень с учетом требований сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации.

Денежно-кредитная политика призвана регулировать денежное обращение, с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. В среднесрочной перспективе задачами денежно-кредитной политики РФ являются:

1. Снижение инфляции в 2013 году до 5 – 6%, в 2014 и 2015 годах – до 4 – 5%

2. Формирование объемов расходов федерального бюджета исходя из базовой цены на нефть, в следствие высокой зависимости российской экономики от состояния нефтегазовой отрасли, что подразумевает последовательное сокращение расходов по отношению к ВВП в 2013 – 2015 годах.

3. Увеличение остатков средств Резервного фонда в 2013 – 2015 годах.

Таможенно-тарифная политика является одним из ключевых элементов государственного регулирования экономики России.

В 2013 году и в плановый период 2014-2015 годов таможенно-тарифная политика будет осуществляться на условиях членства во Всемирной торговой организации (ВТО) и дальнейшей интеграции на пространстве Евразии.

На 2013 год и плановый период 2014-2015 годов российские тарифные обязательства будут определяться перечнем уступок и обязательств по товарам, прилагаемым к протоколу о присоединении РФ к ВТО от 16 декабря

2011 года. В основном это коснется таких отраслей, как мясомолочное производство, растениеводство, металлургия, машиностроение.

В 2014-2015 годах важнейшим направлением активного позиционирования Таможенного союза в международной торговой системе станет выполнение обязательств, вытекающих из Договора о свободной торговле СНГ.

Изучение и корректировка направлений финансовой политики, на текущем этапе развития, является одной из наиболее важных задач проводимых в Российской Федерации. Для наиболее точного отражения сложившейся ситуации в стране и поиска выхода из кризисных явлений, необходимо прогнозировать ближайшие события и вырабатывать целевой план, направленный на среднесрочную перспективу. Комплекс этих мер позволит обеспечить условия для формирования максимально возможных финансовых ресурсов, формирование финансовых методов регулирования и стимулирования социально-экономических процессов, создание эффективной системы оперативного управления финансами и рационально

обоснованных форм изъятия доходов юридических и физических лиц в пользу государства.

В финансовой политике необходимо единство действий исходя из взаимообусловленности динамики стоимостных и натурально-вещественных

потоков товаров и услуг, обеспечивая основной народнохозяйственной пропорции расширенного воспроизводства – между производством, текущим

потреблением и накоплением общественного продукта.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28957. Формирование тоталитарно-бюрократического режима в СССР. Становление режима личной власти Сталина 25.5 KB
  Становление режима личной власти Сталина Борьба за власть среди партийных олигархов во второй половине 20х начале 30х годов. Постепенно расправившись со внутрипартийной оппозицией новая оппозиция троцкистскозиновьевский блок правый уклон в ВКПб попытка отстранить Сталина от власти на XVII съезде последовательно устранив с политической арены Каменева Зиновьева Троцкого Бухарина Рыкова и Томского Сталин к середине 30х годов сосредоточивает в своих руках все властные полномочия и фактически устанавливает тоталитарную форму...
28958. Обострение международной обстановки во второй половине 30-х годов XX века. Противоречивый характер внешней политики ведущих стран Запада и СССР накануне II-ой мировой войны 30.5 KB
  Противоречивый характер внешней политики ведущих стран Запада и СССР накануне IIой мировой войны. СССР подписал подобные договора с Францией и Чехословакией. СССР осудил введение в Германии всеобщей воинской повинности и нападение Италии на Эфиопию. был подписан договор о взаимопомощи между СССР и Монголией.
28959. СССР в условиях начавшейся II-ой мировой войны. Военные события конца 1939-1940 гг. и их современная оценка 42 KB
  СССР в условиях начавшейся IIой мировой войны. СССР объявил о своём нейтралитете. СССР и Германия подписали договор о дружбе и границе. СССР потребовал перенести границу от Ленинграда на 70 км.
28960. Начальный этап Великой Отечественной войны: причины неудач 94.5 KB
  Внешняя политика СССР в годы второй мировой войны. немецким военным командованием был разработан план молниеносной войны против СССР план Барбаросса . Захват Польши позволил фашистской армии создать плацдарм для нападения на Советский Союз на западных границах СССР оккупация Норвегии на северных Балканских стран на южных. Немецкой армии вторжения в приграничных военных округах СССР противостояли 170 дивизий насчитывавших 29 млн.
28961. СССР в послевоенный период. «Холодная война» и ее сущность 40.5 KB
  СССР в послевоенный период. ряд партийных руководителей ранее когдалибо работавших в Ленинграде были обвинены в попытке разрушить Советский союз противопоставив Россию СССР а Ленинград Москве. Внешняя политика Советского государства в первом послевоенном десятилетии Возросший после II мировой войны авторитет СССР базировался на военной мощи Советского государства и признательности европейских народов за освобождение от фашизма. дипломатические отношения с СССР поддерживали 26 стран то в 1945 г.
28962. Хрущевская «оттепель». Попытки осуществления политических и экономических реформ 31.5 KB
  После смерти Сталина в результате борьбы за власть в 1957 году Председателем Совета Министров был избран Н. Период после смерти Сталина и правления Н. После его смерти руководство КПСС предпринимало попытки по разоблачению преступлений сталинского периода. Но всё же впервые открыто о преступлениях сталинского периода было объявлено на ХХ съезде КПСС февраль 1956г.
28963. СССР в 70-80-е годы XX в. Нарастание кризисных явлений в обществе 31.5 KB
  СССР в 7080е годы XX в. Советская экономика всё больше отставала от экономики развитых стран по техническому и технологическому уровню показателям эффективности и что более важно СССР утрачивал преимущества в темпах экономического роста. По этому показателю СССР отставал не только от ведущих западных стран но и от новых индустриальных стран Южной Кореи Тайваня на десятилетия. Чтобы покупать новейшие технологии и продовольствие СССР вынужден был всё больше сырья поставлять на экспорт.
28964. Политика перестройки, замыслы и результаты 40 KB
  Попрежнему формально высшим органом власти был двухпалатный Верховный Совет СССР регулярно собиравшийся на свои сессии на которых он утверждал решения партии и правительства. 12я внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла закон Об изменениях и дополнениях Конституции Основному Закону СССР содержанием которого было изменение избирательной системы в СССР принципов выборности народных депутатов СССР и принципов функционирования государственных органов. были проведены выборы народных депутатов СССР а весной 1990 г. Всего...
28965. События 1991, распад СССР, образование СНГ и выбор Россией нового исторического пути 37 KB
  Процесс затягивается4 8 декабря Беловежское соглашение Ельцын Кравчук Шушкевич : СССР прекращает существование Россия Украина и Белоруссия объединяются в СНГ. 5 21 декабря АлмаАтинская встреча лидерорв 9 республик Декларация о прекращении существования СССР и о принципах деятельности СНГ.До конца 1991 к СНГ присоединились Молдова и Азербайджан всего в СНГ 11 государств 15 минут 3 прибалтийские республики6 Горбачев сложил свои полномочия.