33045

Финансовая политика: понятие , задачи, содержание, структура. Взаимосвязь финансовой политики и социально-экономической политики государства. Содержание и особенности финансовой политики в 2013 г

Доклад

Финансы и кредитные отношения

Взаимосвязь финансовой политики и социальноэкономической политики государства. Содержание и особенности финансовой политики в 2013 г. Задачи финансовой политики: обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов; рациональное распределение и использование финансовых ресурсов; организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами; создание эффективной системы управления финансами. В разработке финансовой политики участвуют законодательные Гос.

Русский

2015-01-16

35.88 KB

52 чел.

Финансовая политика: понятие, задачи, содержание, структура. Взаимосвязь финансовой политики и социально-экономической политики государства. Содержание и особенности финансовой политики в 2013 г.

Финансовая политика – это совокупность мероприятий (как правило, государства или предприятия) по разработке общей концепции основных направлений, целей и главных задач использования финансовых отношений.

 Задачи финансовой политики:

  1.   обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
  2.   рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;
  3.   организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
  4.   создание эффективной системы управления финансами.

В разработке финансовой политики участвуют законодательные (Гос. Дума) и исполнительные (Правительство, различные службы и Министерства) ветви власти.

Основные направления финансовой политики определяются Президентом РФ, который в своем ежегодном послании федеральному собранию (в июне – июле) намечаем основные направления развития экономики страны.

Государство является главным субъектом проводимой финансовой политики. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определяет тактику действий на предстоящий период, определяет средства и пути достижения стратегических задач.

Содержание финансовой политики многогранно. Можно выделить 3 основные звена, включенные в финансовую политику:

1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.

2. Создание адекватного финансового механизма.

3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основа финансовой политики - стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Структура финансовой политики

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение глобальных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки намечаются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные условия для решения тактических задач. Тактика позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества.

НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ В СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

В последние годы вопросам проведения государственной финансовой политики и проблемам финансового регулирования экономики уделяется большое внимание. Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии Российской Федерации трудно недооценить. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов

РФ. Финансовая политика призвана решить в конкретных экономических и

социально-политических условиях ряд задач, заключающихся в наиболее полной мобилизации финансовых ресурсов, повышении эффективности их

использования для социально-экономического развития общества и изменении экономической структуры общества в рамках действующих финансовых механизмов.

Финансовая политика — совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Финансовая политика является основным компонентом финансовой системы. Мировой кризис 2008 года негативно повлиял на экономику Российской Федерации и указал на слабые места финансовой системы страны. Наиболее ощутимыми его последствиями стали высокий уровень безработицы, инфляции, темпы падения экономических показателей.

Снизился ВВП, произошло падение курса рубля по отношению к евро и

доллару, значительно выросли процентные ставки по кредитам. К началу 2012 года экономика полностью восстановилась после кризиса. На это оказали влияние не только высокие цены на нефть и газ, но и грамотная бюджетная политика, позволившая исполнить в 2011 году федеральный бюджет без дефицита и начать увеличение объемов пополнения Резервного фонда (рисунок 1), что повысило устойчивость экономики Российской Федерации к внешним негативным экономическим факторам. Проведено первое размещение суверенных еврооблигаций, номинированных в рублях, что является свидетельством возросшего доверия к российской национальной валюте и проводимой бюджетной политике.

С целью снижения негативных последствий экономического кризиса Правительством Российской Федерации был разработан ряд направлений финансовой политики послекризисного периода:

1. Повышение эффективности бюджетной системы, сокращение бюджетных расходов и бюджетной сети, усиление контроля за расходами получателей бюджетных средств через систему Федерального казначейства;

2. Оздоровление банковской системы;

3. Совершенствование межбюджетных отношений и бюджетного федерализма;

4. Ликвидация задолженностей государству и снижение риска неплатежей;

5. Принятие комплекса мер по защите прав инвесторов и предпринимателей;

6. Создание законодательных условий для привлечения иностранных инвестиций.

Рассмотрение направлений финансовой политики Российской Федерации в среднесрочной перспективе является основополагающим принципом для анализа экономической обстановки в стране и выявления недостатков существующей системы. Правительством РФ подготовлен многовариантный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу 2013-2015 гг.

Финансовая политика включает в себя: антимонопольную, бюджетную, ценовую, денежно-кредитную, налоговую, и таможенно-тарифную политики,

которые тесно связаны и взаимодействуют между собой.

Ценовая политика является инструментом воздействия государства, с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий, на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, то есть через цены сглаживать циклические колебания процессов воспроизводства.

В ближайший период государственное регулирование в области цен преследует следующие цели:

1. Затормозить инфляционный рост цен в результате обесценения денег, устранить диспропорции цен на отдельные виды изделий и услуг.

2. Достигнуть необходимых соотношений в развитии производства.

3. Затруднить рост заработной платы, увеличивающейся пропорционально росту цен.

4. Субсидировать производство, находящееся под контролем государства, защитить отсталые отрасли экономики от иностранной конкуренции (в первую очередь сельское хозяйство), содействовать внешнеэкономической деятельности.

5. Мобилизовать бюджетные средства, необходимые для проведения социально-экономических мероприятий.

Основными задачами бюджетной политики России в среднесрочной перспективе, по нашему мнению, должны стать:

1. Сокращение нефтегазового дефицита. Бюджетная система Российской Федерации сильно зависит от нефтегазовой отрасли.

2. Изменение структуры бюджетных расходов, так как в настоящее время она не является оптимальной для стимулирования экономического развития.

3. Повышение качества финансово-экономического обоснования решений, приводящих к новым расходным обязательствам.

4. Повышение эффективности бюджетных расходов. Получаемый социально-экономический эффект должен соответствовать затраченным средствам.

5. Проведение реформ межбюджетных отношений, которые должны быть направлены на стимулирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к созданию условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности.

6. Избегание постоянных изменений налогового законодательства.

В связи с задачами бюджетной политики необходимо отметить, что бюджетная политика не может формироваться отдельно от налоговой политики государства.

В трехлетней перспективе 2013–2015 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики придерживаются прежнего направления – создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, а также стимулирование инновационной

деятельности. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой

нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень с учетом требований сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации.

Денежно-кредитная политика призвана регулировать денежное обращение, с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. В среднесрочной перспективе задачами денежно-кредитной политики РФ являются:

1. Снижение инфляции в 2013 году до 5 – 6%, в 2014 и 2015 годах – до 4 – 5%

2. Формирование объемов расходов федерального бюджета исходя из базовой цены на нефть, в следствие высокой зависимости российской экономики от состояния нефтегазовой отрасли, что подразумевает последовательное сокращение расходов по отношению к ВВП в 2013 – 2015 годах.

3. Увеличение остатков средств Резервного фонда в 2013 – 2015 годах.

Таможенно-тарифная политика является одним из ключевых элементов государственного регулирования экономики России.

В 2013 году и в плановый период 2014-2015 годов таможенно-тарифная политика будет осуществляться на условиях членства во Всемирной торговой организации (ВТО) и дальнейшей интеграции на пространстве Евразии.

На 2013 год и плановый период 2014-2015 годов российские тарифные обязательства будут определяться перечнем уступок и обязательств по товарам, прилагаемым к протоколу о присоединении РФ к ВТО от 16 декабря

2011 года. В основном это коснется таких отраслей, как мясомолочное производство, растениеводство, металлургия, машиностроение.

В 2014-2015 годах важнейшим направлением активного позиционирования Таможенного союза в международной торговой системе станет выполнение обязательств, вытекающих из Договора о свободной торговле СНГ.

Изучение и корректировка направлений финансовой политики, на текущем этапе развития, является одной из наиболее важных задач проводимых в Российской Федерации. Для наиболее точного отражения сложившейся ситуации в стране и поиска выхода из кризисных явлений, необходимо прогнозировать ближайшие события и вырабатывать целевой план, направленный на среднесрочную перспективу. Комплекс этих мер позволит обеспечить условия для формирования максимально возможных финансовых ресурсов, формирование финансовых методов регулирования и стимулирования социально-экономических процессов, создание эффективной системы оперативного управления финансами и рационально

обоснованных форм изъятия доходов юридических и физических лиц в пользу государства.

В финансовой политике необходимо единство действий исходя из взаимообусловленности динамики стоимостных и натурально-вещественных

потоков товаров и услуг, обеспечивая основной народнохозяйственной пропорции расширенного воспроизводства – между производством, текущим

потреблением и накоплением общественного продукта.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78325. КИСЛОТНО-ОСНОВНОЙ ГОМОГЕННЫЙ КАТАЛИЗ 93.87 KB
  Гетерогенный катализ позволяет интенсифицировать производственные процессы, использовать более доступные и дешёвые исходные материалы, получать новые вещества с нужными свойствами. В настоящее время гетерогенн-каталитические процессы используют в таких важнейших производствах, как получение серной кислоты
78326. ЭЛЕКТРОХИМИЯ 178.5 KB
  Сумма скачков потенциала на всех границах раздела фаз равновесной электрической системы называется электродвижущей силой ЭДС элемента. УСТРОЙСТВО И РАБОТА ГАЛЬВАНИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА Гальванический элемент состоит из двух электродов анода и катода. Его устройство и принцип работы рассмотрим на примере элемента ДаниэляЯкоби. При замыкании цепи гальванического элемента между электродом и раствором электролита идёт реакция окисления: Ионы цинка из электрода переходят в раствор а на электроде остаются электроны; таким...
78327. ТЕРМОДИНАМИКА ГАЛЬВАНИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА 158.39 KB
  В ходе химической реакции при работе гальванического элемента на каждом электроде растворяется или выделяется n молей вещества. Эта максимально полезная работа эквивалентна электрической энергии равной nFE получаемой при работе гальванического элемента. где n число электронов пронимающих участие в процессе F постоянная Фарадея 96 500 Кл E ЭДС элемента.
78328. СТАНДАРТНЫЕ ЭЛЕКТРОДНЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ 365.16 KB
  Международным соглашением установлена шкала потенциалов по которой скачок потенциала стандартного водородного электрода при всех температурах равна нулю. Водородный электрод записывается следующим образом: Электродный процесс: Электродный потенциал водородного электрода запишется по уравнению Нернста: Так как парциальное давление водорода равно единице=1то это выражение упрощается: стандартный потенциал водородного электрода при активности ионов водорода...
78329. НЕРАВНОВЕСНАЯ ЭЛЕКТРОХИМИЯ. ЭЛЕКТРОЛИЗ 469.82 KB
  При сравнении этих потенциалов и водорода можно было бы сделать вывод о невозможности выделения металла на катоде. Например при рН=50; и В то же время потенциалы металла в области где не происходит выпадения их нерастворимых гидроксидов от рН не зависит. Таким образом при некоторой плотности тока потенциал выделения водорода становится отрицательнее чем потенциал выделения металла поэтому на катоде может выделиться металл. При электролизе часть количества электричества расходуется на выделение водорода часть на выделение металла.
78330. РАСТВОРЫ ЭЛЕКТРОЛИТОВ 192 KB
  Электролит – это вещество, которое при определенных условиях способно распадаться на заряженные частицы, называемые ионами. Под определенными условиями может подразумеваться раствор, расплав, распад на ионы под действием температуры (термодиссоциация
78331. КИНЕТИКА. ФОРМАЛЬНАЯ КИНЕТИКА. КИНЕТИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ РЕАКЦИЙ РАЗЛИЧНОГО ПОРЯДКА 320.5 KB
  Химическая кинетика включает в себя два раздела: формально-математическое описание скорости реакции без учета действительного механизма самой реакции формальная кинетика; учение о механизме химического взаимодействия. В формальной кинетике скорость химической реакции представляется в зависимости только от концентрации реагирующих веществ. Закономерности формальной кинетики позволяют: определить кинетические параметры химической реакции константу скорости период полупревращения и др.; распространить полученные закономерности на...
78332. Методы определения порядка реакции 368.5 KB
  Основным условием в данном методе является независимость константы скорости от времени протекания реакции. Пусть при изучении скорости протекания реакции мы имеем следующие данные убыли концентрации исходного вещества...
78333. КИНЕТИКА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ 676.5 KB
  Последовательными называются реакции состоящие из нескольких стадий следующих друг за другом например гидролиз трисахаридов в кислой среде: Рассмотрим реакцию состоящую из двух мономолекулярных стадий: Вещество В в данной реакции является промежуточным веществом. в начале реакции идет образование вещества В пока концентрация реагента А достаточна велика. Напишем кинетические уравнения последовательной реакции. Скорость реакции по изменению концентрации реагента А запишется I ступень: Скорость реакции по изменению концентрации реагента...