33047

Финансовый контроль: понятие, цели, субъектный состав, формы, методы

Доклад

Финансы и кредитные отношения

Финансовый контроль: понятие цели субъектный состав формы методы. Финансовый контроль как и планирование является важнейшим показателем управления финансами. Государственный финансовый контроль вневедомственный ведомственный 2. Негосударственный финансовый контроль.

Русский

2013-09-05

38.5 KB

32 чел.

12. Финансовый контроль: понятие, цели, субъектный состав, формы, методы.

Финансовый контроль, как и планирование, является важнейшим показателем управления финансами. Он представляет собой практическую деятельность специальных органов или специалистов по проверке законности совершения финансовых операций.

Сфера деятельности финансового контроля – это процесс формирования и использования финансовых ресурсов и денежных фондов на их основе. Объект финансового контроля – это различные стороны деятельности участников распределительного процесса управления денежными потоками.

Существуют различные виды финансового контроля в зависимости от его осуществляющих органов:

1. Государственный финансовый контроль

- вневедомственный

- ведомственный  

2. Негосударственный финансовый контроль.

- внутрихозяйственный

- общественный

- аудиторский

Вневедомственный контроль осуществляют высшие органы государственной власти, а также специальные органы. Особенности этого контроля - то, что он проводится контролирующими организациями на каждом предприятии и организации независимо от организационно правовой формы.

Важнейшей структурой, осуществляющей вневедомственный контроль является Счетная Палата РФ, которая контролирует законность выполнения законодательства РФ.

Ведомственный  контроль - осуществлялся госорганами отдельных министерств, отраслей в отношении подведомственных предприятий и организаций. Наиболее распространенные структуры - контрольно-ревизионные отделы Центрального аппарата отраслевых министерств и ведомств.

В сфере материального производства существует мощный аппарат центральных ведомств, основная задача которых - контроль за целевым использованием средств из бюджетов разных уровней.

Ведомственный контроль осуществляет, например: Федеральная служба страхового надзора - за деятельностью страховых компаний, Федеральная служба по финансовым рынкам - за деятельностью на фондовом рынке и на других финансовых рынках.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется на самих предприятиях и организациях собственными финансовыми отделами. Наиболее эффективно осуществляет контроль то лицо у кого больше полномочий, к примеру, таким лицом может быть главный бухгалтер - он в первую очередь осуществляет финансовый контроль при помощи работников бухгалтерии.

Преимущество внутрихозяйственного финансового контроля - то, что он осуществляется работниками предприятия - теми, кто лучше всего знает состояние самого предприятия, однако интересы проверяющих не всегда нацелены на выявление всех финансовых нарушений. Речь идет не только о вопросе уплаты налогов, а также и о контроле за деятельностью руководства предприятия в акционерном обществе, где владельцы не всегда участвуют в управлении.

Общественный контроль - когда-то самый массовый вид финансового контроля, включавший Партийные органы и Комитет общественного контроля (свыше 10 млн. человек работающих на общественных началах без отрыва от производства). В настоящее время общественный контроль осуществляют профсоюзы (следят за выполнением условий трудового договора), СМИ (Средства массовой информации), а также Общественная палата.

Аудиторский (т.е. независимый) контроль – позволяет осуществлять независимую оценку деятельности предприятия. Он появился в связи с потребностями корпораций обеспечить эффективный контроль за администрацией предприятия. Для этого заключался договор с аудиторской фирмой для проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Аудиторский контроль осуществляется конторами, имеющими на это специальную лицензию.

Аудиторский контроль может быть внешним (спец. фирмы, аудиторы) и внутренним.

Различают 3 вида внешнего аудита: общий (различные стороны финансово хозяйственной деятельности предприятия); банковский, страховой. В обязательном порядке внешний аудит проводят банки, страховые компании, акционерные общества, инвестиционные фонды.

Внутренний осуществляется на крупных предприятиях с филиалами, для чего создается на предприятии специальная аудиторская служба.

Наиболее серьезные проблемы:

- не всегда аудиторские проверки на должном профессиональном уровне;

- не всегда проверки достаточно объективны;

- аудиторы не несут сто процентной материальной ответственности за качество проверки.

Формы финансового контроля (в зависимости от времен проведения):

предварительный (перед совершением финансовой операции или перед началом выполнения финансовых планов);

текущий  (в ходе реализации финансовых планов, программ);

последующий (по результатам выполнения планов и совершения финансовых операций).

В настоящее время можно выделить  3 области финансовых нарушений:

нарушение налогового законодательства и уход от уплаты налогов;

незаконное (нецелевое) использование бюджетных средств;

проведение операций связанных с незаконным привлечением финансовых средств, а также осуществление руководством предприятия бесконтрольной финансово-хозяйственной деятельности, ущемляющие права акционеров и инвесторов.

Методами финансового контроля являются:

  •  Проверка. Она производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности. При проверке проверяется выполнение финансовой дисциплины.

Финансовая дисциплина – это обязательный для всех предприятий, организаций и должностных лиц порядок осуществления финансовой деятельности.

  •  Обследование. При нем осуществляется контрольные обмеры и осмотр отдельных сторон хозяйственной деятельности предприятий и организации.
  •  Надзор. Он предполагает контроль, за соблюдением установленных правил и нормативов определённых видов финансовой деятельности.
  •  Экономический анализ. Представляет собой изучение финансовой и бухгалтерской отчётности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния.
  •  Ревизия. Представляет собой комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84116. Место теории государства и права в системе юридических наук 21.88 KB
  Теория государства и права в системе юридических наук. Теория государства и права как общетеоретическая отрасль юридической науки. Историко-правовые науки к которым относятся история государства и права России зарубежных стран история политических и правовых учений.
84117. Взаимосвязь теории государства и права с общественными науками 21.54 KB
  Теория государства и права в системе гуманитарных наук. Прежде всего теория государства и права связана с историей изучающей прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Так выясняя причины происхождения государства и права и исследуя их поступательное развитие теория государства и права опирается на конкретные данные исторической науки.
84118. Общенаучные и частные методы изучения государства 23.46 KB
  Философские методы определяют подход к изучению государства и права в целом. 2 Идеализм связывают существование государства и права либо с объективным разумом объективные идеалисты либо с сознанием человека его переживаниями субъективными и осознанными усилиями субъективные идеалисты. Не внешние факторы определяют развитие государства и права а внутреннее духовное начало. 5 Аксиологический анализ государства и права как специальных ценностей которые регулируют поведение отдельных личностей.
84119. Характеристика общественной власти и социальных норм первобытного общества 22.37 KB
  Исторически первой формой организации догосударственного общества являлась родовая община. Таким образом род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного общества. не отделенной от общества и не политической.
84120. Закономерности возникновения государства и права и его формы 22.03 KB
  Формы возникновения государств: восточные раннеклассовые государства и западные. Восточный путь возникновения государства. Западный путь возникновения государства.
84121. Теории происхождения государства в прошлой и современной науке о государстве 27.12 KB
  Одной из первых теорий происхождения государства и права была теологическая объясняющая их возникновение божественной волей. В то же время она отстаивает идеи незыблемости вечности государства необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога но вместе о тем и зависимости самого государства от божественной воли которая проявляется через церковь и другие религиозные организации. Глава этой семьи становится главой государства монархом.
84122. Признаки государства, отличающие его от общественной власти первобытного общества 18.75 KB
  Наличие отделенной от общества публичной власти. Публичная власть существовала и в первобытном обществе но она выражала интересы всего общества и не была отделена от него. В любом же государстве власть реально осуществляется государственным аппаратом который отделен от остального общества.
84123. Государственная власть как особая разновидность социальной власти и методы ее осуществления 21.25 KB
  В литературе поразному понимается соотношение категорий государственная власть и политическая власть . Согласно одной точке зрения государственная власть более узкая категория чем политическая власть ибо последняя осуществляется не только государством но и другими звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления партиями политическими движениями общественными организациями и т. Так в соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной...
84124. Признаки государства, отличающие его от других политических организаций общества 18.91 KB
  Государство единственная организация власти в масштабе всей страны. Каждый человек уже в силу своего рождения устанавливает определенную связь с государством становясь его гражданином или подданным и обретает с одной стороны обязанность подчиняться государственновластным велениям а с другой право на покровительство и защиту государства. Государство обладает суверенитетом как внешним т. Только государство включает такие структуры как суд прокуратура органы внутренних дел и т.