33047

Финансовый контроль: понятие, цели, субъектный состав, формы, методы

Доклад

Финансы и кредитные отношения

Финансовый контроль: понятие цели субъектный состав формы методы. Финансовый контроль как и планирование является важнейшим показателем управления финансами. Государственный финансовый контроль вневедомственный ведомственный 2. Негосударственный финансовый контроль.

Русский

2013-09-05

38.5 KB

32 чел.

12. Финансовый контроль: понятие, цели, субъектный состав, формы, методы.

Финансовый контроль, как и планирование, является важнейшим показателем управления финансами. Он представляет собой практическую деятельность специальных органов или специалистов по проверке законности совершения финансовых операций.

Сфера деятельности финансового контроля – это процесс формирования и использования финансовых ресурсов и денежных фондов на их основе. Объект финансового контроля – это различные стороны деятельности участников распределительного процесса управления денежными потоками.

Существуют различные виды финансового контроля в зависимости от его осуществляющих органов:

1. Государственный финансовый контроль

- вневедомственный

- ведомственный  

2. Негосударственный финансовый контроль.

- внутрихозяйственный

- общественный

- аудиторский

Вневедомственный контроль осуществляют высшие органы государственной власти, а также специальные органы. Особенности этого контроля - то, что он проводится контролирующими организациями на каждом предприятии и организации независимо от организационно правовой формы.

Важнейшей структурой, осуществляющей вневедомственный контроль является Счетная Палата РФ, которая контролирует законность выполнения законодательства РФ.

Ведомственный  контроль - осуществлялся госорганами отдельных министерств, отраслей в отношении подведомственных предприятий и организаций. Наиболее распространенные структуры - контрольно-ревизионные отделы Центрального аппарата отраслевых министерств и ведомств.

В сфере материального производства существует мощный аппарат центральных ведомств, основная задача которых - контроль за целевым использованием средств из бюджетов разных уровней.

Ведомственный контроль осуществляет, например: Федеральная служба страхового надзора - за деятельностью страховых компаний, Федеральная служба по финансовым рынкам - за деятельностью на фондовом рынке и на других финансовых рынках.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется на самих предприятиях и организациях собственными финансовыми отделами. Наиболее эффективно осуществляет контроль то лицо у кого больше полномочий, к примеру, таким лицом может быть главный бухгалтер - он в первую очередь осуществляет финансовый контроль при помощи работников бухгалтерии.

Преимущество внутрихозяйственного финансового контроля - то, что он осуществляется работниками предприятия - теми, кто лучше всего знает состояние самого предприятия, однако интересы проверяющих не всегда нацелены на выявление всех финансовых нарушений. Речь идет не только о вопросе уплаты налогов, а также и о контроле за деятельностью руководства предприятия в акционерном обществе, где владельцы не всегда участвуют в управлении.

Общественный контроль - когда-то самый массовый вид финансового контроля, включавший Партийные органы и Комитет общественного контроля (свыше 10 млн. человек работающих на общественных началах без отрыва от производства). В настоящее время общественный контроль осуществляют профсоюзы (следят за выполнением условий трудового договора), СМИ (Средства массовой информации), а также Общественная палата.

Аудиторский (т.е. независимый) контроль – позволяет осуществлять независимую оценку деятельности предприятия. Он появился в связи с потребностями корпораций обеспечить эффективный контроль за администрацией предприятия. Для этого заключался договор с аудиторской фирмой для проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Аудиторский контроль осуществляется конторами, имеющими на это специальную лицензию.

Аудиторский контроль может быть внешним (спец. фирмы, аудиторы) и внутренним.

Различают 3 вида внешнего аудита: общий (различные стороны финансово хозяйственной деятельности предприятия); банковский, страховой. В обязательном порядке внешний аудит проводят банки, страховые компании, акционерные общества, инвестиционные фонды.

Внутренний осуществляется на крупных предприятиях с филиалами, для чего создается на предприятии специальная аудиторская служба.

Наиболее серьезные проблемы:

- не всегда аудиторские проверки на должном профессиональном уровне;

- не всегда проверки достаточно объективны;

- аудиторы не несут сто процентной материальной ответственности за качество проверки.

Формы финансового контроля (в зависимости от времен проведения):

предварительный (перед совершением финансовой операции или перед началом выполнения финансовых планов);

текущий  (в ходе реализации финансовых планов, программ);

последующий (по результатам выполнения планов и совершения финансовых операций).

В настоящее время можно выделить  3 области финансовых нарушений:

нарушение налогового законодательства и уход от уплаты налогов;

незаконное (нецелевое) использование бюджетных средств;

проведение операций связанных с незаконным привлечением финансовых средств, а также осуществление руководством предприятия бесконтрольной финансово-хозяйственной деятельности, ущемляющие права акционеров и инвесторов.

Методами финансового контроля являются:

  •  Проверка. Она производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности. При проверке проверяется выполнение финансовой дисциплины.

Финансовая дисциплина – это обязательный для всех предприятий, организаций и должностных лиц порядок осуществления финансовой деятельности.

  •  Обследование. При нем осуществляется контрольные обмеры и осмотр отдельных сторон хозяйственной деятельности предприятий и организации.
  •  Надзор. Он предполагает контроль, за соблюдением установленных правил и нормативов определённых видов финансовой деятельности.
  •  Экономический анализ. Представляет собой изучение финансовой и бухгалтерской отчётности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния.
  •  Ревизия. Представляет собой комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77009. Законность и дисциплина в сфере государственного управления: понятие, сущность. Виды способов обеспечения законности и дисциплины в управленческой деятельности 27.02 KB
  Виды контрольной деятельности: 1 по субъектам: контроль осуществляемый Счетной палатой Федерального Собрания РФ; контроль Министерства по налогам и сборам РФ; контроль Министерства финансов РФ; судебный контроль; 2 по методам: контроль документов издаваемых участниками управленческой деятельности; проверка непосредственно самой деятельности; 3 по времени осуществления: предварительные проверки осуществляемые до реализации субъектов административных правоотношений своих прав и обязанностей; текущие проверки в процессе...
77010. Контроль в государственном управлении: понятие, содержание, виды 29.15 KB
  Сущность контроля за деятельностью органов исполнительной власти заключается в том что уполномоченные на то государственные органы законодательной исполнительной судебной власти и общественные организации используя организационноправовые способы и средства выясняют не допущены ли в деятельности подконтрольных органов исполнительной власти и их должностных лиц какиелибо нарушения законности и если таковые имеются то своевременно их устраняют восстанавливают нарушенные при этом права привлекают виновных к ответственности принимают...
77011. Административный надзор как способ обеспечения законности: понятие, правовые основы, органы осуществляющие, их правовое положение 28.37 KB
  Административный надзор как способ обеспечения законности: понятие правовые основы органы осуществляющие их правовое положение. Административный надзор как способ обеспечения законности представляет собой особый вид государственной деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц направленный на строгое и точное исполнение органами исполнительной власти коммерческими и некоммерческими организациями а также гражданами общеобязательных правил имеющих важное значение для общества и...
77012. Надзор прокуратуры за законностью в процессе осуществления исполнительной власти (государственного управления): понятие, сущность 30.34 KB
  Прокуратура наделена комплексом полномочий позволяющих прокурорам своевременно реагировать на нарушения законности в управлении принимать меры по устранению причин и условий ее нарушения восстанавливать нарушенные права привлекать к ответственности виновных лиц. Проверки исполнения законов законности издаваемых поднадзорными объектами правовых актов нарушения прав и свобод граждан осуществляются прокуратурой на основании поступивших в нее сообщений заявлений жалоб сведений о фактах нарушения законности. В целях обеспечения законности...
77013. Обжалование в суд неправомерных действий органов исполнительной власти (государственного управления) и их должностных лиц 26.2 KB
  Обжалование в суд неправомерных действий органов исполнительной власти государственного управления и их должностных лиц: правовая основа сроки обращения в суд стадии рассмотрения. Для обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти существенное значение имеют личные обращения граждан с жалобами предложениями и заявлениями. Выступая в личном качестве как частное лицо по собственной инициативе каждый гражданин вправе оценивать деятельность органа исполнительной власти любого должностного лица или государственного...
77014. Административно-правовое регулирование в сфере экономической деятельности 26.83 KB
  Административно-правовое регулирование в сфере экономической деятельности. Экономика совокупность производственных отношений соответствующих данной ступени развития производительных сил общества господствующий способ производства организация структура и состояние хозяйственной жизни или какой-либо отрасли хозяйственной деятельности. В РФ гарантируются единство экономического пространства свободное перемещение товаров услуг и финансовых средств поддержка конкуренции свобода экономической деятельности признаются и защищаются равным...
77015. Административно-правовое регулирование в социально-культурной сфере 24.67 KB
  Государство охраняет труд и здоровье людей обеспечивает поддержку нетрудоспособных и пожилых граждан развивает систему социальных служб оказывающих медицинские образовательные культурные и другие услуги населению В сфере образования науки и культуры Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования определяет основные направления развития общего и профессионального образования развитие системы бесплатного образования разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития...
77016. Административно-правовое регулирование в административно-политической сфере 22.45 KB
  В эту подсистему входят Министерство иностранных дел РФ Министерство РФ по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Министерство внутренних дел РФ Министерство обороны РФ и Министерство юстиции РФ в ведении трех последних имеются свои федеральные службы и агентства самостоятельные федеральные службы внешней разведки безопасности охраны контроля за оборотом наркотиков и фельдъегерская служба самостоятельные федеральные агентства Управление делами Президента РФ и Главное...
77017. Государственное управление как разновидность социального управления: понятие, содержание, задачи и функции, субъекты государственного управления 25.79 KB
  Государственное управление как разновидность социального управления: понятие содержание задачи и функции субъекты государственного управления. Государственное управление вид социального управления с функционированием которого связано формирование специальной отрасли права административного права. Также выделяют подвиды социального управления: 1 семейное социальное осуществляемое внутри семьи; 2 общественное социальное руководство отдельными организованными группами людей политическими партиями религиозными организациями и т....