33047

Финансовый контроль: понятие, цели, субъектный состав, формы, методы

Доклад

Финансы и кредитные отношения

Финансовый контроль: понятие цели субъектный состав формы методы. Финансовый контроль как и планирование является важнейшим показателем управления финансами. Государственный финансовый контроль вневедомственный ведомственный 2. Негосударственный финансовый контроль.

Русский

2013-09-05

38.5 KB

31 чел.

12. Финансовый контроль: понятие, цели, субъектный состав, формы, методы.

Финансовый контроль, как и планирование, является важнейшим показателем управления финансами. Он представляет собой практическую деятельность специальных органов или специалистов по проверке законности совершения финансовых операций.

Сфера деятельности финансового контроля – это процесс формирования и использования финансовых ресурсов и денежных фондов на их основе. Объект финансового контроля – это различные стороны деятельности участников распределительного процесса управления денежными потоками.

Существуют различные виды финансового контроля в зависимости от его осуществляющих органов:

1. Государственный финансовый контроль

- вневедомственный

- ведомственный  

2. Негосударственный финансовый контроль.

- внутрихозяйственный

- общественный

- аудиторский

Вневедомственный контроль осуществляют высшие органы государственной власти, а также специальные органы. Особенности этого контроля - то, что он проводится контролирующими организациями на каждом предприятии и организации независимо от организационно правовой формы.

Важнейшей структурой, осуществляющей вневедомственный контроль является Счетная Палата РФ, которая контролирует законность выполнения законодательства РФ.

Ведомственный  контроль - осуществлялся госорганами отдельных министерств, отраслей в отношении подведомственных предприятий и организаций. Наиболее распространенные структуры - контрольно-ревизионные отделы Центрального аппарата отраслевых министерств и ведомств.

В сфере материального производства существует мощный аппарат центральных ведомств, основная задача которых - контроль за целевым использованием средств из бюджетов разных уровней.

Ведомственный контроль осуществляет, например: Федеральная служба страхового надзора - за деятельностью страховых компаний, Федеральная служба по финансовым рынкам - за деятельностью на фондовом рынке и на других финансовых рынках.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется на самих предприятиях и организациях собственными финансовыми отделами. Наиболее эффективно осуществляет контроль то лицо у кого больше полномочий, к примеру, таким лицом может быть главный бухгалтер - он в первую очередь осуществляет финансовый контроль при помощи работников бухгалтерии.

Преимущество внутрихозяйственного финансового контроля - то, что он осуществляется работниками предприятия - теми, кто лучше всего знает состояние самого предприятия, однако интересы проверяющих не всегда нацелены на выявление всех финансовых нарушений. Речь идет не только о вопросе уплаты налогов, а также и о контроле за деятельностью руководства предприятия в акционерном обществе, где владельцы не всегда участвуют в управлении.

Общественный контроль - когда-то самый массовый вид финансового контроля, включавший Партийные органы и Комитет общественного контроля (свыше 10 млн. человек работающих на общественных началах без отрыва от производства). В настоящее время общественный контроль осуществляют профсоюзы (следят за выполнением условий трудового договора), СМИ (Средства массовой информации), а также Общественная палата.

Аудиторский (т.е. независимый) контроль – позволяет осуществлять независимую оценку деятельности предприятия. Он появился в связи с потребностями корпораций обеспечить эффективный контроль за администрацией предприятия. Для этого заключался договор с аудиторской фирмой для проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Аудиторский контроль осуществляется конторами, имеющими на это специальную лицензию.

Аудиторский контроль может быть внешним (спец. фирмы, аудиторы) и внутренним.

Различают 3 вида внешнего аудита: общий (различные стороны финансово хозяйственной деятельности предприятия); банковский, страховой. В обязательном порядке внешний аудит проводят банки, страховые компании, акционерные общества, инвестиционные фонды.

Внутренний осуществляется на крупных предприятиях с филиалами, для чего создается на предприятии специальная аудиторская служба.

Наиболее серьезные проблемы:

- не всегда аудиторские проверки на должном профессиональном уровне;

- не всегда проверки достаточно объективны;

- аудиторы не несут сто процентной материальной ответственности за качество проверки.

Формы финансового контроля (в зависимости от времен проведения):

предварительный (перед совершением финансовой операции или перед началом выполнения финансовых планов);

текущий  (в ходе реализации финансовых планов, программ);

последующий (по результатам выполнения планов и совершения финансовых операций).

В настоящее время можно выделить  3 области финансовых нарушений:

нарушение налогового законодательства и уход от уплаты налогов;

незаконное (нецелевое) использование бюджетных средств;

проведение операций связанных с незаконным привлечением финансовых средств, а также осуществление руководством предприятия бесконтрольной финансово-хозяйственной деятельности, ущемляющие права акционеров и инвесторов.

Методами финансового контроля являются:

  •  Проверка. Она производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности. При проверке проверяется выполнение финансовой дисциплины.

Финансовая дисциплина – это обязательный для всех предприятий, организаций и должностных лиц порядок осуществления финансовой деятельности.

  •  Обследование. При нем осуществляется контрольные обмеры и осмотр отдельных сторон хозяйственной деятельности предприятий и организации.
  •  Надзор. Он предполагает контроль, за соблюдением установленных правил и нормативов определённых видов финансовой деятельности.
  •  Экономический анализ. Представляет собой изучение финансовой и бухгалтерской отчётности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния.
  •  Ревизия. Представляет собой комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19665. Установление фашистской диктатуры в Германии. Внутренняя политика национал-социалистов 38 KB
  Установление фашистской диктатуры в Германии. Внутренняя политика националсоциалистов 30 января 1933 г. 86летний президент Германии фельдмаршал Гинденбург назначил Гитлера рейхсканцлером и поручил ему сформировать правительство. Начался 12летний период фашистской дик...
19666. НАУКА И КУЛЬТУРА ЗАПАДНЫХ СТРАН В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД 39.5 KB
  НАУКА И КУЛЬТУРА ЗАПАДНЫХ СТРАН В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД Естественные науки и техника. Еще на рубеже XIX XX вв. начался революционный переворот в естествознании который в межвоенные годы привел к важным изменениям в производстве и в быту людей. Прежде всего он затронул физику...
19667. Осуществление индустриализации и коллективизации в СССР 20.09 KB
  Осуществление индустриализации и коллективизации в СССР. Разрушения мировой и гражданской войн обусловили тяжелый экономический кризис в Советской стране. Благодаря нэпу удалось достигнуть довоенного 1913 г.уровня развития промышленности и сельского хозяйства. Но ст
19668. Важнейшие культурные преобразования в СССР в 20-30-е гг.20 века 17.94 KB
  Важнейшие культурные преобразования в СССР в 2030е гг.20 века. Почти что сразу после победы социалистической революции и установления Советской власти в бывшей царской России В. И. Ленин поднял вопрос о необходимости новой организации народного образования которая в пер...
19669. РЕВОЛЮЦИОННЫЕ СОБЫТИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ(1918—1923 гг.) 19.04 KB
  РЕВОЛЮЦИОННЫЕ СОБЫТИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ 1918 1923 гг. Ноябрьская революция в Германии . После того как летом 1918 г. Германия потерпела поражение в наступлении на Западном фронте в стране стала быстро назревать революционная ситуация. 3 ноября 1918 г. вспыхнуло восстание н...
19670. Основные тенденции развития стран мира после второй мировой войны 20.41 KB
  Основные тенденции развития стран мира после второй мировой войны. Раскол послевоенного мира. Вторая мировая война явилась величайшей трагедией для человечества. Но из этой трагедии человечество смогло извлечь и положительные уроки. Важнейший из них заключался в раст
19671. США в 1945-1980 гг. характерные черты социально-экономического и политического развития 17.42 KB
  США в 1945-1980 гг. характерные черты социально-экономического и политического развития. Положение после второй мировой войны. США не понесли таких потерь в войне как другие воевавшие страны. На их территорию не упала ни одна бомба; людские потери оказались в 90-раз меньше чем...
19672. МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 1929—1933 гг. 15.98 KB
  МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 1929 1933 гг. Влияние кризиса на социальноэкономическое развитие Запада. Период относительной экономической и политической стабилизации западного мира завершился неожиданно быстро осенью 1929 г. Начался самый тяжелый в истории мировой экон
19673. Политическое развитие западных стран в условиях кризиса. Рост фашистской опасности 16.18 KB
  Политическое развитие западных стран в условиях кризиса. Рост фашистской опасности. По мере развития кризиса возникали различные варианты его преодоления предполагающие усиление роли государства. Первый либеральный вариант предусматривал активное вмешательств