3309

Путешествие в мир слов

Конспект урока

Иностранные языки, филология и лингвистика

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в мир слов" Цель: Обратить внимание детей на свойство различных слов выражать одну и ту же мысль, закрепить знания детей об антонимах, учить детей употреблять в речи фразеологизмы. Развивать реч...

Русский

2012-10-29

29.59 KB

11 чел.

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в мир слов"

Цель: Обратить внимание детей на свойство различных слов выражать одну и ту же мысль, закрепить знания детей об антонимах, учить детей употреблять в речи фразеологизмы. Развивать речь, обогащать словарный запас, повышать уровень языкового развития. Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала, точному употреблению слов в речи. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интереса к предмету.

Ход мероприятия

1. Организационный момент. 

– Ребята, мы с вами с первого класса начали изучать планету Знаний. На этой планете есть чудный океан Лексика. Лексика – это наука о словах, а точнее – об их значениях. Слова – это строительный материал языка, из них на этом острове созданы прекрасные речевые здания. И сегодня мы с вами сами попробуем что-нибудь создать. Помните: самое главное здесь то, что каждое слово имеет свое значение, им оно отличается от других слов языка.

– Послушайте, какое недоразумения случилось с маленькой Леночкой, которая не знала значение одного слова.

«Леночка, – говорит мама, – вымой руки: они у тебя грязные». «Но ведь ты же сама говорила, что нельзя расти белоручкой».

– Какое слово не поняла девочка? Что означает слово«белоручка»?

– Всему название дано – и зверю, и предмету
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.
И все, что может видеть глаз – над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас – означено словами:
Они слышны и здесь, и там, на улице, и дома,
Одно давно привычно нам, другое – незнакомо.
Слова, слова, слова…. Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море, море слов
Купаться ежечасно!

2. «Слова-друзья». (синонимы)

– Мы отправляемся с вами в плавание по океану к Марье-царевне сразу на 3 кораблях. Какая команда быстрее справится со всеми трудностями и найдет Марью-царевну, то по праву она будет называться самой ловкой, самой любознательной и самой внимательной и дисциплинированной, т. к именно эти качества помогают справиться с разными трудностями. А их немалое количество ждет нас в пути.

Но расслабляться во время плавания нельзя, потому что за вами внимательно следит строгое жюри. Итак, команды заняли свои места на кораблях? Жюри разрешает отправиться нам в плавание на поиски Марьи-царевны? Тогда в путь!

Посмотрите внимательно. Перед нами остров. Может быть здесь находится Марья- царевна? Давайте сойдем с корабля и узнаем.

  1.  – Вот перед нами старинный замок. Этот замок построен в 1557 году. Какой это век? В этом замке живет людоед.Он сейчас спит, но если проснется, то нам не поздоровится.

Надо быстро закрыть окна шторками-словами, близкими по смыслу из 4 букв.

Приятель – друг.
Противник – враг.
Работа – труд.
Солдат – воин, боец.
Шагать – идти.
Доктор – врач.

– Как называются слова близкие по значению? (синонимы).

  1.  – Мы благополучно миновали замок людоеда. Но на пути топкое болото. Посмотрите, там сидит водяной. Он покажет нам путь через болото, если вы правильно найдете синонимы в стихотворениях (стихотворения записаны на кочках)

1-я кoчка
Бураны, вьюги и мeтели,
Как многo c ними канитeли,
Kак мнoгo шума, толкoтни,
Кaк надоели мнe они! -
Так проворчал мopoз угpюмый
И речкy в лeд cковал без шума.

2-я кoчка
Зябнет осинка,
Дрожит на ветpy,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жapу.

3-я кочка
Дуб дождя и вeтpа вовсе не боитcя.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться.
Ведь до поздней осени дуб стоит зеленым,
Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.

(Посоветовавшись, каждая кoмaнда отвeчаeт и защищaeт свoй ответ).

- Почему вы peшили, чтo это синонимы? (Обозначает одно и то же, но по¬-разному, является однoй и тoй же частью речи).

- Kaкoй частью peчи являются синонимы в 1-й группe? Во второй?В тpeтьeй? (Cущеcтвитeльные, глaгoлы, прилaгательные).

- Что cильнеe - метель или буpaн?

- Чем отличаются мeтeль, пурга, бypан, вьюга как явлeниeприроды? (силою ветpa)

- Какое слово ещe можно поставить в этoм синонимическом ряду?(пyргa)

  1.  На доске: Загрустить затужить, печаль, закручиниться,пригорюниться.

- Какое слово здесь лишнее? (лишнее печаль, т.к.синонимы являются одной и той же частью речи)

- Подберите глагол- синоним с корнем «печаль» (запечалиться).

- Итак, какими частями речи могут быть синонимы?

  1.  - Ребята, а вы знаете, какие животные обитают на нашем острове? Хотите узнать?

Тогда внимание! Каких животных называют так: косой,косолапый,рыжая, серый, сохатый.

  1.  Мы с вами на поляне «зри в корень». Побывав на этой поляне, вы узнаете происхождение некоторых слов и много интересного о словах.

- Что значит «зри»?

(Учитель показывает картинки, а дети называют 2слова-синонима.)

Луна- месяц. Собака- пес. Бегемот – гиппопотам. Резинка –ластик. Глаза-очи. Алфавит- азбука .

Да, на самом деле, некоторые предметы имеют 2 и более названия. Вот послушайте

стихотворение.

Ученик:

Уговорились я и мама
Дождаться выходного дня.
И пocмотpеть ги-па-потама...
Нет, ги-попо-тото-потама,..
Нет, ги-тото-попо-потама.,.
Пусть мама скажeт за меня!
Вошли в откpытые ворота
И побежали мы вдвoем
Взглянуть на ги... на бeгемота,
Мы чаще так егo зовем.

(Вывешивается тaбличка со словом гиппопoтам под рисунком бегемота).

- А знаете ли вы, почему рeзинку называют ластиком?Послушaйте.

Ученик: У pезинки, обычной школьной резинки, есть еще одно название: ластик.

Почему резинка - понятно: делается из резины. A из чегoделaется резина? Из каучукa. Ну, a каучук по-латыни нaзывается "ryмми эластикум». Отсюдa - ластик, что значит упругий, хорошо pастягивающийcя.

-Да, что-то на этом острове не видать Марьи – царевны.Пора отправляться далее.

3. «Все наоборот» (антонимы)

- Посмотрите, какой необычный остров перед нами. Что в нем особенного?

Этот остров называется « Все наоборот». На этом острове не так-то просто отыскать нашу Марью- царевну. Я думаю, что вашим командам придется столкнуться с новыми трудностями. На каком интересно языке здесь разговаривают? Как называются слова с противоположным значением?Правильно, здесь говорят на языке антонимов.

  1.  – Внимательно рассмотрите наш остров и найдите пары предметов с противоположным значением.

(на доске картина, на которой изображены предметы с противоположным значением)

  1.  – Посмотрите на эту знакомую иллюстрацию.

Учитель:

У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том;
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…

– Кто автор этих строк? (А.С. Пушкин.) 

– Как называется произведение? (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»).

– Есть ли в этом отрывке антонимы? Назовите их.

  1.  – На нашем дубе вырос необычный плод.Какой? Почему этот плод необычный?

У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто
Яблоко
Висело.
Только Конь сказал,
Что низко.
A Мышонок - высоко,
Воробей сказал,
Что близко,
A Улитка - далеко.
A Телёнок - озабочен
Тем, что яблоко Мало.
A Цыплёнок - тем,
Что очень
Велико u тяжело.
A Котёнку всё равно:
Кислое - зачем оно?
- Что вы? - Шепчет Червячок,
- Сладкий у него бочок!

- Почему так по-разному говорят об одном и том же яблоке животные? Выпишите слова- антонимы.

  1.  Работа с пословицами.

– Антонимы широко используются в пословицах, поговорках,загадках. Некоторые пословицы заблудились. На ваших столах лежат листочки. На одних написано начало пословиц, на других – их конец. Вы должны правильно соединить части пословиц.

  1.  Труд человека кормит, а безделье – портит.
  2.  Хочешь много знать – надо мало спать.
  3.  Велик телом, да мал делом.
  4.  Свое дело легче ваты, а чужое дело тяжелее камня.

– Прочитайте пословицы, укажите антонимы. – Ребята, о чем все эти пословицы?

Обобщение: 

Каждый человек должен трудиться, чтобы быть достойным человеком.

Антонимы употребляются в речи, чтобы разнообразить ее, для сопоставления, для большей выразительности, чтобы выразить мысль более точно.

  1.  Отдых на веселой поляне.

- Посмотрите, какая красивая полянка раскинулась перед нами.Это не просто полянка, а полянка с загадками. Давайте их отгадаем.

Я антоним к слову «зной»,
Я в реке, в тени густой
И в бутылках лимонада,
A зовут меня ...
(прохлада).

Я антоним к слову «лето»,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама
Потому, что я ...
(зима).

Я антоним шума, стука,
без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна,
да и 'в школе я нужна,
Называюсь ...
(тишина).

- Пора бы нам и отдохнуть. Давайте поиграем в игру « Лови-назови». А называть вам надо будет антонимы к словам.

Шум, утро, холод, враг, болезнь, радость, старость,доброта,ложь, горе, внизу, черный, маленький, юг, медленно, влево, темно, лето,ругать, сытый, опустить.

- Да, отдохнули мы хорошо. Но нашли мы то, что искали?Тогда опять в путь.

4. «Необитаемый остров» (фразеологические обороты).

- Вот перед нами новый остров. Остров безлюден. Здесь обитают только необычные сочетания.

  1.  – Любой первоклассник знает, что наша речь состоит из предложений, а предложения из слов. Но иногда нельзя понять, о чем говорится в предложении, когда мы не знаем не только значения отдельных слов, но и устойчивых словосочетаний, которые называются фразеологизмами. Возьмем, к примеру, предложение «Тогда отец намылил сыну голову».

Сценка: 

1 ученик: Ну, тут все понятно. Отец помогал вымыть сыну голову и намылил ее.

2 ученик: Тебе всегда все понятно. Это предложение можно понимать и совсем по-другому. Тогда – отец сына отругал.

1 ученик: И почему ты такой умный?

2 ученик: Я, в отличие от тебя, на уроках слушаю учителя, а не кораблики рисую…(вырывает у него листок с рисунком).

Учитель: Утихомирьтесь вы, горячие головы!

1 ученик: Да что Вы, учитель, у меня голова совсем не горячая.

Учитель: Я вовсе не имела ввиду температуру твоей головы! Я просто хотела сказать, что вы оба – «горячие головы», то есть вспыльчивые люди.

2 ученик: Ну, я то человек с головой!

1 ученик: Совсем заучился! (крутит пальцем у виска). А я-то,по-твоему, что, без головы?

2 ученик: Голова-то у тебя на нужном месте, а в ней ветер гуляет.

1 ученик: Я его что-то совсем понимать перестал, говорит, что у меня сквозняк в голове.

Учитель: Тихо! Видно придется внести в ваш спор ясность. Ведь смысл этих предложений передают фразеологические обороты – устойчивые сочетания слов.

1 ученик: Кажется, вы нам про это что-то говорили.

2 ученик: Говорили! А ты в это время ворон ловил! Понял теперь?

1 ученик: Понял, но…. не совсем.

Учитель: Ребята, давайте поможем Сереже и объясним значение этих фразеологизмов: Человек с головой – умный рассудительный человек.В голове ветер гуляет – легкомысленный, несерьезный человек. Ворон ловил – не слушал.

1 ученик: Я теперь всегда буду слушать учителя и буду знать даже больше, чем ты.

2 ученик: Ну, это мы еще посмотрим! (уходят)

  1.  – Ребята, вы дома нарисовали рисунки, подтверждающие какой-либо фразеологический оборот. Какой фразеологизм вы продемонстрировали?

5. Итог мероприятия. 

А вот и наконец- то мы с вами нашли Марью – Царевну. Много слез она наплакала, пока мы ее освободили. И в благодарность она вам предлагает поиграть в слова.

Поиграем.

B каждом наборe букв зашифровано по два слова. Найдите их.

Вытащите из букета садовый и лесной цветок.

РЛОАЗНДАЫШ (роза, ландыш)

A здесь спрятались могучее дерево и хлебный злак.

ДРУОЖБЬ (дуб, рожь)

Среди этих летунов один - наш мучитель, другая - белогрудая красавица.

Л К АО С М АТ О Ч Р К А (комар, ласточка)

Какую травку щиплет на лугу доброе животное?

ККЛОРЕОВВАЕР (корова, клевер)

Ну, а теперь слово жюри. Мы хотим знать, чья команда оказалась самой ловкой, выносливой, знающей и любящей русский язык.

– Ребята, я вижу, что ваше путешествие по планете Знаний началось неплохо. По морю «Лексика» вы будете бороздить не один год. А сегодня я хочу вас похвалить за любопытство, за желание и стремление плыть по этому огромному океан, где вас ждут новые острова,новые страны, новые открытия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81522. Адаптивная регуляция генов у про- и эукариотов. Теория оперона. Функционирование оперонов 127.06 KB
  Регуляция активности генов у прокариотов. В экспериментах гипотеза оперона получила полное подтверждение а предложенный в ней тип регуляции стали называть контролем синтеза белка на уровне транскрипции так как в этом случае изменение скорости синтеза белков осуществляется за счёт изменения скорости транскрипции генов т. Согласно теории Жакоба и Моно оперонами называют участки молекулы ДНК которые содержат информацию о группе функционально взаимосвязанных структурных белков и регуляторную зону контролирующую транскрипцию этих генов.
81523. Понятие о клеточной дифференцировке. Изменение белкового состава клеток при дифференцировке (на примере белкового состава полипептидных цепей гемоглобина) 105.05 KB
  Дифференцировка клеток определенного типа сводится к экспрессии в них комплекса генов специфичных для данной клеточной линии. Экспрессия этих генов в свою очередь контролируется регуляторными районами гена промоторами и энхансерами. Энхансеры регуляторные районы ДНК расположенные на некотором расстоянии от контролируемых ими генов но в том же локусе хромосомы. Для того чтобы промоторы и энхансеры тканеспецифических генов могли взаимодействовать с ТФ они должны быть открытыми т.
81524. Молекяулрные механизмы генетической изменчивости. Молекулярные мутации: типы, частота, значение 110.08 KB
  Молекулярные мутации: типы частота значение Классификация мутаций Тип мутаций Характер мутационных изменений Примеры последствий Геномный Изменение числа хромосом Болезнь Дауна появление дополнительной хромосомы 21 Хромосомные Общее число хромосом не меняется. Частота мутаций в половых клетках высока. Основные виды генных мутаций Виды мутаций Изменения в структуре ДНК Изменения в структуре белка ЗАМЕНА Без изменения смысла кодона Замена одного нуклеотида в кодоне Белок не изменён С изменением смысла кодона миссенсмутация ...
81525. Генетическая гетерогенность. Полиморфизм белков в популяции человека (варианты гемоглобина, гликозилтрансферазы, группоспецифических веществ и др) 107.01 KB
  Группы крови. Другой важный пример полиморфизма белков связанный с проблемой переливания крови существование в популяции людей 3 аллельных вариантов гена фермента гликозилтрансферазы А В и 0. Антитела к антигенам А и В обычно имеются в сыворотке крови людей на поверхности эритроцитов которых отсутствует соответшвующий антиген т. индивидуумы с антигенами А на поверхности эритроцитов продуцируют в сыворотку крови антитела к Вантигенам антиВ а люди с Вантигенами антитела к антигенам А антиА.
81526. Биохимические основы возникновения и проявления наследственных болезней (разнообразие, распространение) 104.52 KB
  За этой группой следуют белки модулирующие функции белков и участвующие в правильном сворачивании полипептидных цепей. Хорошо изученными наследственными заболеваниями связанными с нарушением синтеза α или βцепей НЬ являются талассемии. Синтез α и βцепей в норме регулируется таким образом что все молекулы протомеров используются на синтез тетрамера α2β2 Талассемии возникают как результат мутаций включающих замены или делеции одного или нескольких нуклеотидов а иногда и целого гена кодирующего структуру одного из протомеров....
81527. Основные системы межклеточной коммуникации: эндокринная, паракринная, аутокринная регуляция 100.4 KB
  По расстоянию от клетки продуцента гормона до клеткимишени различают эндокринный паракринный и аутокринный варианты регуляции. Клеткимишени могут отстоять от эндокринной клетки сколь угодно далеко. Пример: секреторные клетки эндокринных желёз гормоны из которых поступают в систему общего кровотока. Примеры: эндотелины вырабатываемые клетками эндотелия и воздействующие на эти же эндотелиальные клетки; Тлимфоциты секретирующие интерлейкины имеющие мишенями разные клетки в том числе и Тлимфоциты.
81528. Роль гормонов в системе регуляции метаболизма. Клетки-мишени и клеточные рецепторы гормонов 106.94 KB
  Клеткимишени и клеточные рецепторы гормонов Роль гормонов в регуляции обмена веществ и функций. Физиологический эффект гормона определяется разными факторами например концентрацией гормона которая определяется скоростью инактивации в результате распада гормонов протекающего в основном в печени и скоростью выведения гормонов и его метаболитов из организма его сродством к белкампереносчикам стероидные и тиреоидные гормоны транспортируются по кровеносному руслу В комплексе с белками количеством и типом рецепторов на поверхности...
81529. Механизмы передачи гормональных сигналов в клетки 98.08 KB
  По механизму действия гормоны можно разделить на 2 группы. К первой группе относят гормоны взаимодействующие с мембранными рецепторами пептидные гормоны адреналин а также гормоны местного действия цитокины эйкозаноиды. Вторая группа включает гормоны взаимодействующие с внутриклеточными рецепторами.