3309

Путешествие в мир слов

Конспект урока

Иностранные языки, филология и лингвистика

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в мир слов" Цель: Обратить внимание детей на свойство различных слов выражать одну и ту же мысль, закрепить знания детей об антонимах, учить детей употреблять в речи фразеологизмы. Развивать реч...

Русский

2012-10-29

29.59 KB

11 чел.

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в мир слов"

Цель: Обратить внимание детей на свойство различных слов выражать одну и ту же мысль, закрепить знания детей об антонимах, учить детей употреблять в речи фразеологизмы. Развивать речь, обогащать словарный запас, повышать уровень языкового развития. Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала, точному употреблению слов в речи. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интереса к предмету.

Ход мероприятия

1. Организационный момент. 

– Ребята, мы с вами с первого класса начали изучать планету Знаний. На этой планете есть чудный океан Лексика. Лексика – это наука о словах, а точнее – об их значениях. Слова – это строительный материал языка, из них на этом острове созданы прекрасные речевые здания. И сегодня мы с вами сами попробуем что-нибудь создать. Помните: самое главное здесь то, что каждое слово имеет свое значение, им оно отличается от других слов языка.

– Послушайте, какое недоразумения случилось с маленькой Леночкой, которая не знала значение одного слова.

«Леночка, – говорит мама, – вымой руки: они у тебя грязные». «Но ведь ты же сама говорила, что нельзя расти белоручкой».

– Какое слово не поняла девочка? Что означает слово«белоручка»?

– Всему название дано – и зверю, и предмету
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.
И все, что может видеть глаз – над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас – означено словами:
Они слышны и здесь, и там, на улице, и дома,
Одно давно привычно нам, другое – незнакомо.
Слова, слова, слова…. Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море, море слов
Купаться ежечасно!

2. «Слова-друзья». (синонимы)

– Мы отправляемся с вами в плавание по океану к Марье-царевне сразу на 3 кораблях. Какая команда быстрее справится со всеми трудностями и найдет Марью-царевну, то по праву она будет называться самой ловкой, самой любознательной и самой внимательной и дисциплинированной, т. к именно эти качества помогают справиться с разными трудностями. А их немалое количество ждет нас в пути.

Но расслабляться во время плавания нельзя, потому что за вами внимательно следит строгое жюри. Итак, команды заняли свои места на кораблях? Жюри разрешает отправиться нам в плавание на поиски Марьи-царевны? Тогда в путь!

Посмотрите внимательно. Перед нами остров. Может быть здесь находится Марья- царевна? Давайте сойдем с корабля и узнаем.

  1.  – Вот перед нами старинный замок. Этот замок построен в 1557 году. Какой это век? В этом замке живет людоед.Он сейчас спит, но если проснется, то нам не поздоровится.

Надо быстро закрыть окна шторками-словами, близкими по смыслу из 4 букв.

Приятель – друг.
Противник – враг.
Работа – труд.
Солдат – воин, боец.
Шагать – идти.
Доктор – врач.

– Как называются слова близкие по значению? (синонимы).

  1.  – Мы благополучно миновали замок людоеда. Но на пути топкое болото. Посмотрите, там сидит водяной. Он покажет нам путь через болото, если вы правильно найдете синонимы в стихотворениях (стихотворения записаны на кочках)

1-я кoчка
Бураны, вьюги и мeтели,
Как многo c ними канитeли,
Kак мнoгo шума, толкoтни,
Кaк надоели мнe они! -
Так проворчал мopoз угpюмый
И речкy в лeд cковал без шума.

2-я кoчка
Зябнет осинка,
Дрожит на ветpy,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жapу.

3-я кочка
Дуб дождя и вeтpа вовсе не боитcя.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться.
Ведь до поздней осени дуб стоит зеленым,
Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.

(Посоветовавшись, каждая кoмaнда отвeчаeт и защищaeт свoй ответ).

- Почему вы peшили, чтo это синонимы? (Обозначает одно и то же, но по¬-разному, является однoй и тoй же частью речи).

- Kaкoй частью peчи являются синонимы в 1-й группe? Во второй?В тpeтьeй? (Cущеcтвитeльные, глaгoлы, прилaгательные).

- Что cильнеe - метель или буpaн?

- Чем отличаются мeтeль, пурга, бypан, вьюга как явлeниeприроды? (силою ветpa)

- Какое слово ещe можно поставить в этoм синонимическом ряду?(пyргa)

  1.  На доске: Загрустить затужить, печаль, закручиниться,пригорюниться.

- Какое слово здесь лишнее? (лишнее печаль, т.к.синонимы являются одной и той же частью речи)

- Подберите глагол- синоним с корнем «печаль» (запечалиться).

- Итак, какими частями речи могут быть синонимы?

  1.  - Ребята, а вы знаете, какие животные обитают на нашем острове? Хотите узнать?

Тогда внимание! Каких животных называют так: косой,косолапый,рыжая, серый, сохатый.

  1.  Мы с вами на поляне «зри в корень». Побывав на этой поляне, вы узнаете происхождение некоторых слов и много интересного о словах.

- Что значит «зри»?

(Учитель показывает картинки, а дети называют 2слова-синонима.)

Луна- месяц. Собака- пес. Бегемот – гиппопотам. Резинка –ластик. Глаза-очи. Алфавит- азбука .

Да, на самом деле, некоторые предметы имеют 2 и более названия. Вот послушайте

стихотворение.

Ученик:

Уговорились я и мама
Дождаться выходного дня.
И пocмотpеть ги-па-потама...
Нет, ги-попо-тото-потама,..
Нет, ги-тото-попо-потама.,.
Пусть мама скажeт за меня!
Вошли в откpытые ворота
И побежали мы вдвoем
Взглянуть на ги... на бeгемота,
Мы чаще так егo зовем.

(Вывешивается тaбличка со словом гиппопoтам под рисунком бегемота).

- А знаете ли вы, почему рeзинку называют ластиком?Послушaйте.

Ученик: У pезинки, обычной школьной резинки, есть еще одно название: ластик.

Почему резинка - понятно: делается из резины. A из чегoделaется резина? Из каучукa. Ну, a каучук по-латыни нaзывается "ryмми эластикум». Отсюдa - ластик, что значит упругий, хорошо pастягивающийcя.

-Да, что-то на этом острове не видать Марьи – царевны.Пора отправляться далее.

3. «Все наоборот» (антонимы)

- Посмотрите, какой необычный остров перед нами. Что в нем особенного?

Этот остров называется « Все наоборот». На этом острове не так-то просто отыскать нашу Марью- царевну. Я думаю, что вашим командам придется столкнуться с новыми трудностями. На каком интересно языке здесь разговаривают? Как называются слова с противоположным значением?Правильно, здесь говорят на языке антонимов.

  1.  – Внимательно рассмотрите наш остров и найдите пары предметов с противоположным значением.

(на доске картина, на которой изображены предметы с противоположным значением)

  1.  – Посмотрите на эту знакомую иллюстрацию.

Учитель:

У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том;
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…

– Кто автор этих строк? (А.С. Пушкин.) 

– Как называется произведение? (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»).

– Есть ли в этом отрывке антонимы? Назовите их.

  1.  – На нашем дубе вырос необычный плод.Какой? Почему этот плод необычный?

У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто
Яблоко
Висело.
Только Конь сказал,
Что низко.
A Мышонок - высоко,
Воробей сказал,
Что близко,
A Улитка - далеко.
A Телёнок - озабочен
Тем, что яблоко Мало.
A Цыплёнок - тем,
Что очень
Велико u тяжело.
A Котёнку всё равно:
Кислое - зачем оно?
- Что вы? - Шепчет Червячок,
- Сладкий у него бочок!

- Почему так по-разному говорят об одном и том же яблоке животные? Выпишите слова- антонимы.

  1.  Работа с пословицами.

– Антонимы широко используются в пословицах, поговорках,загадках. Некоторые пословицы заблудились. На ваших столах лежат листочки. На одних написано начало пословиц, на других – их конец. Вы должны правильно соединить части пословиц.

  1.  Труд человека кормит, а безделье – портит.
  2.  Хочешь много знать – надо мало спать.
  3.  Велик телом, да мал делом.
  4.  Свое дело легче ваты, а чужое дело тяжелее камня.

– Прочитайте пословицы, укажите антонимы. – Ребята, о чем все эти пословицы?

Обобщение: 

Каждый человек должен трудиться, чтобы быть достойным человеком.

Антонимы употребляются в речи, чтобы разнообразить ее, для сопоставления, для большей выразительности, чтобы выразить мысль более точно.

  1.  Отдых на веселой поляне.

- Посмотрите, какая красивая полянка раскинулась перед нами.Это не просто полянка, а полянка с загадками. Давайте их отгадаем.

Я антоним к слову «зной»,
Я в реке, в тени густой
И в бутылках лимонада,
A зовут меня ...
(прохлада).

Я антоним к слову «лето»,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама
Потому, что я ...
(зима).

Я антоним шума, стука,
без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна,
да и 'в школе я нужна,
Называюсь ...
(тишина).

- Пора бы нам и отдохнуть. Давайте поиграем в игру « Лови-назови». А называть вам надо будет антонимы к словам.

Шум, утро, холод, враг, болезнь, радость, старость,доброта,ложь, горе, внизу, черный, маленький, юг, медленно, влево, темно, лето,ругать, сытый, опустить.

- Да, отдохнули мы хорошо. Но нашли мы то, что искали?Тогда опять в путь.

4. «Необитаемый остров» (фразеологические обороты).

- Вот перед нами новый остров. Остров безлюден. Здесь обитают только необычные сочетания.

  1.  – Любой первоклассник знает, что наша речь состоит из предложений, а предложения из слов. Но иногда нельзя понять, о чем говорится в предложении, когда мы не знаем не только значения отдельных слов, но и устойчивых словосочетаний, которые называются фразеологизмами. Возьмем, к примеру, предложение «Тогда отец намылил сыну голову».

Сценка: 

1 ученик: Ну, тут все понятно. Отец помогал вымыть сыну голову и намылил ее.

2 ученик: Тебе всегда все понятно. Это предложение можно понимать и совсем по-другому. Тогда – отец сына отругал.

1 ученик: И почему ты такой умный?

2 ученик: Я, в отличие от тебя, на уроках слушаю учителя, а не кораблики рисую…(вырывает у него листок с рисунком).

Учитель: Утихомирьтесь вы, горячие головы!

1 ученик: Да что Вы, учитель, у меня голова совсем не горячая.

Учитель: Я вовсе не имела ввиду температуру твоей головы! Я просто хотела сказать, что вы оба – «горячие головы», то есть вспыльчивые люди.

2 ученик: Ну, я то человек с головой!

1 ученик: Совсем заучился! (крутит пальцем у виска). А я-то,по-твоему, что, без головы?

2 ученик: Голова-то у тебя на нужном месте, а в ней ветер гуляет.

1 ученик: Я его что-то совсем понимать перестал, говорит, что у меня сквозняк в голове.

Учитель: Тихо! Видно придется внести в ваш спор ясность. Ведь смысл этих предложений передают фразеологические обороты – устойчивые сочетания слов.

1 ученик: Кажется, вы нам про это что-то говорили.

2 ученик: Говорили! А ты в это время ворон ловил! Понял теперь?

1 ученик: Понял, но…. не совсем.

Учитель: Ребята, давайте поможем Сереже и объясним значение этих фразеологизмов: Человек с головой – умный рассудительный человек.В голове ветер гуляет – легкомысленный, несерьезный человек. Ворон ловил – не слушал.

1 ученик: Я теперь всегда буду слушать учителя и буду знать даже больше, чем ты.

2 ученик: Ну, это мы еще посмотрим! (уходят)

  1.  – Ребята, вы дома нарисовали рисунки, подтверждающие какой-либо фразеологический оборот. Какой фразеологизм вы продемонстрировали?

5. Итог мероприятия. 

А вот и наконец- то мы с вами нашли Марью – Царевну. Много слез она наплакала, пока мы ее освободили. И в благодарность она вам предлагает поиграть в слова.

Поиграем.

B каждом наборe букв зашифровано по два слова. Найдите их.

Вытащите из букета садовый и лесной цветок.

РЛОАЗНДАЫШ (роза, ландыш)

A здесь спрятались могучее дерево и хлебный злак.

ДРУОЖБЬ (дуб, рожь)

Среди этих летунов один - наш мучитель, другая - белогрудая красавица.

Л К АО С М АТ О Ч Р К А (комар, ласточка)

Какую травку щиплет на лугу доброе животное?

ККЛОРЕОВВАЕР (корова, клевер)

Ну, а теперь слово жюри. Мы хотим знать, чья команда оказалась самой ловкой, выносливой, знающей и любящей русский язык.

– Ребята, я вижу, что ваше путешествие по планете Знаний началось неплохо. По морю «Лексика» вы будете бороздить не один год. А сегодня я хочу вас похвалить за любопытство, за желание и стремление плыть по этому огромному океан, где вас ждут новые острова,новые страны, новые открытия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20679. Философская герменевтика 43.5 KB
  Гадамер. Ганс Георг Гадамер немецкий философ родился в 1900 умер в 2002 году. Главным герменевтическим сочинением Гадамера признана работа Истина и метод I960. Хайдеггер Диалектика Гегеля 1971 Путь Хайдеггера 1983 четырехтомник Малых работ 19671977 Гадамер в своих ранних произведениях анализирующих античную философскую культуру стремится использовать герменевтический метод преподнося концепцию понимания как интерпретацию а концепцию познания как поиска согласия в диалоге.
20680. Экзистенциальное учение в творчестве Мартина Хайдеггера 48.5 KB
  Основным его трудом признана работа Бытие и время 1927 в которой ставится акцент на необходимость в изучении онтологической проблематики первоначально понять кто вопрошает о смысле бытия и предлагается экзистенциальное раскрытие сути вопрошающего. Рассматривая творчество Хайдеггера через призму экзистенциального учения необходимо прежде всего обратиться к работе Бытие и время. По Хайдеггеру человек имеет определённую бытийную способность которая вынуждает нас искать нечто обозначаемое как здесь – бытие Dasein или наличное...
20681. «Философия существования» в произведениях Ж.-П. Сартра 46.5 KB
  Сартра. ЖанПоль Сартр 19051980 французский писатель и философ центральной проблемой творчества которого было отношение сущности и существования. Сартр считал основываясь на феноменологии что не возможно воспринять подлинную сущность объекта можно лишь фиксировать существование экзистенцию в том числе и существование человека. Сартр проявлял интерес к марксистскому учению.
20682. Философия науки в 20 веке (постпозитивистские течения) 72 KB
  Философия науки направление в философии которое предметом своих исследований избирает научное знание то есть стремится понять основные принципы лежащие в основе естественных наук как таковых. В этом разделе обсуждаются вопросы о сущности науки её отличия от мифов религии связи с социокультурным историческим уровнем развития общества. Затрагиваются проблемы ценности и этичности научного познания методологии и целей развития науки и т.
20683. Религиозная философия Соловьёва В.С. 53 KB
  Поэтому только с опорой на веру в действительность мира опыт может привести к объективному знанию которое приобретает научную форму посредством рационального мышления. Очень важной здесь является аналогия с исследованием естественного мира в творчестве Соловьёва по той причине что позволяет преодолеть ограниченность фейербаховской философской антропологии. На первое место выходит дуализм мира удалённого и горестного для человека. Под материей философ здесь подразумевает не вещество а говорит о присущей Абсолютному жажде бытия...
20684. Отделы сосудистой системы и роль каждого отдела 188 KB
  Кровеносная система состоит из сердца и системы сосудов, которые подразделяются на артерии (сосуды, несущие кровь от сердца), вены (сосуды, несущие кровь к сердцу) и сосуды микроциркуляторного русла. Обеспечивает непрерывное движение (циркуляцию) крови в организме животных.
20685. Аналіз механізмів компенсації вартості лікарських засобів різних країн 229 KB
  Чітке і правильне розуміння майбутнього механізму реімбурсації є важливим не лише для політиків і розробників відповідних законопроектів у сфері медичного страхування, а й для представників фармацевтичної галузі. Для останніх правильне і своєчасне бачення майбутніх регуляторних передумов для відшкодування вартості ліків
20686. Діаграми прецедентів та їх створення 156.22 KB
  Завдання: створити головну діаграму прецедентів задавши на ній варіанти використання і акторів; додати відносини між акторами і варіантами використання; створити додаткову діаграму прецедентів; додати описи до акторів і варіантів використання; для кожного варіанту використання задати потік подій у вигляді окремого файлу і прикріпити його до варіанту використання. Потік подій для прецеденту Робота із замовленням Прецедент. Підприємство Потік подій для прецеденту Управління інформацією про клієнта Прецедент. Підприємство Потік подій...
20687. Развитие нормативного метода учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (на примере ООО «Дайна») 859.5 KB
  Процесс формирования фактической себестоимости, а также ее составляющие; порядок учета выпуска продукции нормативным методом; выделить основные преимущества и недостатки, а также возможные пути совершенствования....