3309

Путешествие в мир слов

Конспект урока

Иностранные языки, филология и лингвистика

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в мир слов" Цель: Обратить внимание детей на свойство различных слов выражать одну и ту же мысль, закрепить знания детей об антонимах, учить детей употреблять в речи фразеологизмы. Развивать реч...

Русский

2012-10-29

29.59 KB

11 чел.

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в мир слов"

Цель: Обратить внимание детей на свойство различных слов выражать одну и ту же мысль, закрепить знания детей об антонимах, учить детей употреблять в речи фразеологизмы. Развивать речь, обогащать словарный запас, повышать уровень языкового развития. Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала, точному употреблению слов в речи. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интереса к предмету.

Ход мероприятия

1. Организационный момент. 

– Ребята, мы с вами с первого класса начали изучать планету Знаний. На этой планете есть чудный океан Лексика. Лексика – это наука о словах, а точнее – об их значениях. Слова – это строительный материал языка, из них на этом острове созданы прекрасные речевые здания. И сегодня мы с вами сами попробуем что-нибудь создать. Помните: самое главное здесь то, что каждое слово имеет свое значение, им оно отличается от других слов языка.

– Послушайте, какое недоразумения случилось с маленькой Леночкой, которая не знала значение одного слова.

«Леночка, – говорит мама, – вымой руки: они у тебя грязные». «Но ведь ты же сама говорила, что нельзя расти белоручкой».

– Какое слово не поняла девочка? Что означает слово«белоручка»?

– Всему название дано – и зверю, и предмету
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.
И все, что может видеть глаз – над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас – означено словами:
Они слышны и здесь, и там, на улице, и дома,
Одно давно привычно нам, другое – незнакомо.
Слова, слова, слова…. Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море, море слов
Купаться ежечасно!

2. «Слова-друзья». (синонимы)

– Мы отправляемся с вами в плавание по океану к Марье-царевне сразу на 3 кораблях. Какая команда быстрее справится со всеми трудностями и найдет Марью-царевну, то по праву она будет называться самой ловкой, самой любознательной и самой внимательной и дисциплинированной, т. к именно эти качества помогают справиться с разными трудностями. А их немалое количество ждет нас в пути.

Но расслабляться во время плавания нельзя, потому что за вами внимательно следит строгое жюри. Итак, команды заняли свои места на кораблях? Жюри разрешает отправиться нам в плавание на поиски Марьи-царевны? Тогда в путь!

Посмотрите внимательно. Перед нами остров. Может быть здесь находится Марья- царевна? Давайте сойдем с корабля и узнаем.

  1.  – Вот перед нами старинный замок. Этот замок построен в 1557 году. Какой это век? В этом замке живет людоед.Он сейчас спит, но если проснется, то нам не поздоровится.

Надо быстро закрыть окна шторками-словами, близкими по смыслу из 4 букв.

Приятель – друг.
Противник – враг.
Работа – труд.
Солдат – воин, боец.
Шагать – идти.
Доктор – врач.

– Как называются слова близкие по значению? (синонимы).

  1.  – Мы благополучно миновали замок людоеда. Но на пути топкое болото. Посмотрите, там сидит водяной. Он покажет нам путь через болото, если вы правильно найдете синонимы в стихотворениях (стихотворения записаны на кочках)

1-я кoчка
Бураны, вьюги и мeтели,
Как многo c ними канитeли,
Kак мнoгo шума, толкoтни,
Кaк надоели мнe они! -
Так проворчал мopoз угpюмый
И речкy в лeд cковал без шума.

2-я кoчка
Зябнет осинка,
Дрожит на ветpy,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жapу.

3-я кочка
Дуб дождя и вeтpа вовсе не боитcя.
Кто сказал, что дубу страшно простудиться.
Ведь до поздней осени дуб стоит зеленым,
Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.

(Посоветовавшись, каждая кoмaнда отвeчаeт и защищaeт свoй ответ).

- Почему вы peшили, чтo это синонимы? (Обозначает одно и то же, но по¬-разному, является однoй и тoй же частью речи).

- Kaкoй частью peчи являются синонимы в 1-й группe? Во второй?В тpeтьeй? (Cущеcтвитeльные, глaгoлы, прилaгательные).

- Что cильнеe - метель или буpaн?

- Чем отличаются мeтeль, пурга, бypан, вьюга как явлeниeприроды? (силою ветpa)

- Какое слово ещe можно поставить в этoм синонимическом ряду?(пyргa)

  1.  На доске: Загрустить затужить, печаль, закручиниться,пригорюниться.

- Какое слово здесь лишнее? (лишнее печаль, т.к.синонимы являются одной и той же частью речи)

- Подберите глагол- синоним с корнем «печаль» (запечалиться).

- Итак, какими частями речи могут быть синонимы?

  1.  - Ребята, а вы знаете, какие животные обитают на нашем острове? Хотите узнать?

Тогда внимание! Каких животных называют так: косой,косолапый,рыжая, серый, сохатый.

  1.  Мы с вами на поляне «зри в корень». Побывав на этой поляне, вы узнаете происхождение некоторых слов и много интересного о словах.

- Что значит «зри»?

(Учитель показывает картинки, а дети называют 2слова-синонима.)

Луна- месяц. Собака- пес. Бегемот – гиппопотам. Резинка –ластик. Глаза-очи. Алфавит- азбука .

Да, на самом деле, некоторые предметы имеют 2 и более названия. Вот послушайте

стихотворение.

Ученик:

Уговорились я и мама
Дождаться выходного дня.
И пocмотpеть ги-па-потама...
Нет, ги-попо-тото-потама,..
Нет, ги-тото-попо-потама.,.
Пусть мама скажeт за меня!
Вошли в откpытые ворота
И побежали мы вдвoем
Взглянуть на ги... на бeгемота,
Мы чаще так егo зовем.

(Вывешивается тaбличка со словом гиппопoтам под рисунком бегемота).

- А знаете ли вы, почему рeзинку называют ластиком?Послушaйте.

Ученик: У pезинки, обычной школьной резинки, есть еще одно название: ластик.

Почему резинка - понятно: делается из резины. A из чегoделaется резина? Из каучукa. Ну, a каучук по-латыни нaзывается "ryмми эластикум». Отсюдa - ластик, что значит упругий, хорошо pастягивающийcя.

-Да, что-то на этом острове не видать Марьи – царевны.Пора отправляться далее.

3. «Все наоборот» (антонимы)

- Посмотрите, какой необычный остров перед нами. Что в нем особенного?

Этот остров называется « Все наоборот». На этом острове не так-то просто отыскать нашу Марью- царевну. Я думаю, что вашим командам придется столкнуться с новыми трудностями. На каком интересно языке здесь разговаривают? Как называются слова с противоположным значением?Правильно, здесь говорят на языке антонимов.

  1.  – Внимательно рассмотрите наш остров и найдите пары предметов с противоположным значением.

(на доске картина, на которой изображены предметы с противоположным значением)

  1.  – Посмотрите на эту знакомую иллюстрацию.

Учитель:

У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том;
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…

– Кто автор этих строк? (А.С. Пушкин.) 

– Как называется произведение? (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»).

– Есть ли в этом отрывке антонимы? Назовите их.

  1.  – На нашем дубе вырос необычный плод.Какой? Почему этот плод необычный?

У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто
Яблоко
Висело.
Только Конь сказал,
Что низко.
A Мышонок - высоко,
Воробей сказал,
Что близко,
A Улитка - далеко.
A Телёнок - озабочен
Тем, что яблоко Мало.
A Цыплёнок - тем,
Что очень
Велико u тяжело.
A Котёнку всё равно:
Кислое - зачем оно?
- Что вы? - Шепчет Червячок,
- Сладкий у него бочок!

- Почему так по-разному говорят об одном и том же яблоке животные? Выпишите слова- антонимы.

  1.  Работа с пословицами.

– Антонимы широко используются в пословицах, поговорках,загадках. Некоторые пословицы заблудились. На ваших столах лежат листочки. На одних написано начало пословиц, на других – их конец. Вы должны правильно соединить части пословиц.

  1.  Труд человека кормит, а безделье – портит.
  2.  Хочешь много знать – надо мало спать.
  3.  Велик телом, да мал делом.
  4.  Свое дело легче ваты, а чужое дело тяжелее камня.

– Прочитайте пословицы, укажите антонимы. – Ребята, о чем все эти пословицы?

Обобщение: 

Каждый человек должен трудиться, чтобы быть достойным человеком.

Антонимы употребляются в речи, чтобы разнообразить ее, для сопоставления, для большей выразительности, чтобы выразить мысль более точно.

  1.  Отдых на веселой поляне.

- Посмотрите, какая красивая полянка раскинулась перед нами.Это не просто полянка, а полянка с загадками. Давайте их отгадаем.

Я антоним к слову «зной»,
Я в реке, в тени густой
И в бутылках лимонада,
A зовут меня ...
(прохлада).

Я антоним к слову «лето»,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама
Потому, что я ...
(зима).

Я антоним шума, стука,
без меня вам ночью мука.
Я для отдыха, для сна,
да и 'в школе я нужна,
Называюсь ...
(тишина).

- Пора бы нам и отдохнуть. Давайте поиграем в игру « Лови-назови». А называть вам надо будет антонимы к словам.

Шум, утро, холод, враг, болезнь, радость, старость,доброта,ложь, горе, внизу, черный, маленький, юг, медленно, влево, темно, лето,ругать, сытый, опустить.

- Да, отдохнули мы хорошо. Но нашли мы то, что искали?Тогда опять в путь.

4. «Необитаемый остров» (фразеологические обороты).

- Вот перед нами новый остров. Остров безлюден. Здесь обитают только необычные сочетания.

  1.  – Любой первоклассник знает, что наша речь состоит из предложений, а предложения из слов. Но иногда нельзя понять, о чем говорится в предложении, когда мы не знаем не только значения отдельных слов, но и устойчивых словосочетаний, которые называются фразеологизмами. Возьмем, к примеру, предложение «Тогда отец намылил сыну голову».

Сценка: 

1 ученик: Ну, тут все понятно. Отец помогал вымыть сыну голову и намылил ее.

2 ученик: Тебе всегда все понятно. Это предложение можно понимать и совсем по-другому. Тогда – отец сына отругал.

1 ученик: И почему ты такой умный?

2 ученик: Я, в отличие от тебя, на уроках слушаю учителя, а не кораблики рисую…(вырывает у него листок с рисунком).

Учитель: Утихомирьтесь вы, горячие головы!

1 ученик: Да что Вы, учитель, у меня голова совсем не горячая.

Учитель: Я вовсе не имела ввиду температуру твоей головы! Я просто хотела сказать, что вы оба – «горячие головы», то есть вспыльчивые люди.

2 ученик: Ну, я то человек с головой!

1 ученик: Совсем заучился! (крутит пальцем у виска). А я-то,по-твоему, что, без головы?

2 ученик: Голова-то у тебя на нужном месте, а в ней ветер гуляет.

1 ученик: Я его что-то совсем понимать перестал, говорит, что у меня сквозняк в голове.

Учитель: Тихо! Видно придется внести в ваш спор ясность. Ведь смысл этих предложений передают фразеологические обороты – устойчивые сочетания слов.

1 ученик: Кажется, вы нам про это что-то говорили.

2 ученик: Говорили! А ты в это время ворон ловил! Понял теперь?

1 ученик: Понял, но…. не совсем.

Учитель: Ребята, давайте поможем Сереже и объясним значение этих фразеологизмов: Человек с головой – умный рассудительный человек.В голове ветер гуляет – легкомысленный, несерьезный человек. Ворон ловил – не слушал.

1 ученик: Я теперь всегда буду слушать учителя и буду знать даже больше, чем ты.

2 ученик: Ну, это мы еще посмотрим! (уходят)

  1.  – Ребята, вы дома нарисовали рисунки, подтверждающие какой-либо фразеологический оборот. Какой фразеологизм вы продемонстрировали?

5. Итог мероприятия. 

А вот и наконец- то мы с вами нашли Марью – Царевну. Много слез она наплакала, пока мы ее освободили. И в благодарность она вам предлагает поиграть в слова.

Поиграем.

B каждом наборe букв зашифровано по два слова. Найдите их.

Вытащите из букета садовый и лесной цветок.

РЛОАЗНДАЫШ (роза, ландыш)

A здесь спрятались могучее дерево и хлебный злак.

ДРУОЖБЬ (дуб, рожь)

Среди этих летунов один - наш мучитель, другая - белогрудая красавица.

Л К АО С М АТ О Ч Р К А (комар, ласточка)

Какую травку щиплет на лугу доброе животное?

ККЛОРЕОВВАЕР (корова, клевер)

Ну, а теперь слово жюри. Мы хотим знать, чья команда оказалась самой ловкой, выносливой, знающей и любящей русский язык.

– Ребята, я вижу, что ваше путешествие по планете Знаний началось неплохо. По морю «Лексика» вы будете бороздить не один год. А сегодня я хочу вас похвалить за любопытство, за желание и стремление плыть по этому огромному океан, где вас ждут новые острова,новые страны, новые открытия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43794. Оценка конкурентоспособности ЗАО «Потенциал» 4.08 MB
  Рассматривая управление конкурентоспособностью предприятия как организационно-экономическую категорию, необходимо отметить, что это управление экономическими процессами и соответственно складывающимися при их осуществлении рыночными конкурентными экономическими отношениями.
43795. ПРОЕКТ ШВЕЙНОГО ЦЕХА 248.75 KB
  Проектируемая модель жакета женского имеет красивый внешний вид, модные отделочные элементы в виде присборенного лацкана, центральной части переда, свободного рукава, отделочных строчек соответствует современному направлению моды. Для жакета подобраны пуговицы которые служат не только для застегивания, а также для украшения жакета
43796. Проектирование и создание коллекции женской нарядной одежды 1.99 MB
  Моя коллекция - нарядная, подходит для похода на выставку, в театр, на коктейль, с другой стороны некоторые модели более повседневны и деловые. Строгие силуэты и классический покрой делает ее близкой к классическому стилю. Но с помощью активной отделки рюшами и воланами просматривается и романтический стиль.
43797. Обгрунтування проекту вдосконалення системи управління якістю продукції 387.41 KB
  Оцінка впливу запропонованих заходів на основні результати діяльності підприємств На сучасному ринку переважає попит на продукцію найвищої якості. Не менш гостра конкуренція за виробництво і реалізацію продукції вищої якості. У зв'язку з цим підвищується роль методів забезпечення якості які сприяють проведенню нової політики в галузі якості та задоволенню постійно зростаючих вимог ринку до якості продукції. Розвиток експортних відносин показав що продукція вітчизняних...
43798. Совершенствование сбытовой политики на ОАО «Метафракс» 331.63 KB
  Характеристика каналов сбыта товаров промышленного назначения. Она позволяет осуществлять: планирование формирование или рациональный выбор каналов распределения товаров; поиск и освоение новых каналов сбыта; разработку и применение сбытовой программы организации с учетом реального и прогнозируемого ассортимента а также запросов потребителей; оценку результатов деятельности организации по производству товаров и доведению их до потребителя. Работа предприятий в новых экономических условиях предполагает реструктурирование всех...
43799. Татарча-русча сүзлекләрдә тамыр рәвешендәге гарәп-фарсы алынмалары 295 KB
  Татар теленнән аермалы буларак, гарәп телендә сузыкларның әйтелеше тартыкларга бәйле. Сүздә нинди тартыклар белән килүенә карап, сузык авазның әйтелеше үзгәрә, ягъни сөйләмдә фонеманың төрле вариантлары барлыкка килә. Мәсәлән, а сузыгы эмфатик һәм башка кайбер тартыклар
43800. Использование метода проектов на формирование речевой компетенции на уроке иностранного языка 1.86 MB
  Психолого педагогические исследования по проблемам формирования речевых навыков на уроках иностранного языка. Опытнопрактические работы по использованию методов проектов как средство формирования речевых умений на уроках иностранного языка. Основная идея подобного подхода к обучению английского языка таким образом заключается в том чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Только метод проектов...
43801. Внутрихозяйственное землеустройство крестьянско-фермерского хозяйства «ДИДИНАГ» 98.87 KB
  После 1996 года были свернуты работы по оказанию помощи хозяйствам в осуществлении проектов внутрихозяйственного землеустройства авторскому надзору и составлению рабочих проектов по улучшению и охране земель даже на сельскохозяйственных землях находящихся в федеральной собственности. Состав и содержание проекта зависят от природных и социальноэкономических условий форм землевладения и землепользования специализации хозяйства состава и соотношения отраслей условий расселения развития элементов инфраструктуры. Размещение...