33099

Формы собственности в условиях рыночной экономики

Доклад

Бухгалтерский учет и финансовый аудит

Содержание собственности в экономической литературе в том числе и учебной рассматривается как правило в трех проявлениях: социальном экономическом и правовом. Социальноэкономическую сущность собственности экономисты определяют неоднозначно. В этом определении очевидным является тесное взаимодействие социальной и экономической сторон собственности.

Русский

2013-09-05

38 KB

12 чел.

Формы собственности в условиях рыночной экономики.

 Содержание собственности в экономической литературе, в том числе и учебной, рассматривается, как правило, в трех проявлениях: социальном, экономическом и правовом. Это вполне справедливо. Хотя следует заметить, что разграничение в этих проявлениях прослеживается не всегда достаточно четко. Между тем это очень важно для раскрытия последующих тем и вопросов переходной рыночной экономики.

Собственность воспринимается нами как естественная (природная), свойственная большинству живых существ, в том числе человеку. Так, птицы имеют свои гнезда, животные - места обитания, рыба - нерестилища и т.д. Человек тоже по природе своей собственник.

Социально-экономическую сущность собственности экономисты определяют неоднозначно. Речь идет прежде всего о собственности на средства производства. Согласно марксистской теории, она выражается в отношениях людей по поводу присвоения (отчуждения) средств производства и создаваемых с их помощью в процессе труда материальных благ, причем с учетом их распределения, обмена и потребления. В этом определении очевидным является тесное взаимодействие социальной и экономической сторон собственности. Однако их разграничение тоже немаловажно. 

Социальный аспект собственности - свидетельство принадлежности в первую очередь средств производства определенным слоям населения, например предпринимателям. Но суть не только в этом. Важно, чтобы это признавалось другими слоями общества. В данном смысле социальная сторона собственности принимает общественную форму.

Собственность в социальном смысле, по мнению марксистов, следует рассматривать как примат в ее содержании вообще. Выражая отношения между людьми, собственность предопределяет не только производство, но и распределение, обмен и потребление материальных благ.

Согласно западным экономистам, собственность следует рассматривать как отношение человека к вещи. В такой трактовке социальный аспект собственности практически не берется во внимание, хотя вряд ли кто-либо будет оспаривать, например, такой факт, как неравноценность владения собственным грузовиком и собственным заводом. Здесь, однако, наряду с социальной просматривается и экономическая сторона собственности. Последнее характеризуется не только этим, но и тем, например, кто и каким количеством владеет, сколько отчуждено в пользу того или иного члена общества, группы или коллектива, что, как нам представляется, немаловажно в экономической оценке собственности. Главное здесь — эффективность использования средств и ресурсов. Результат такого использования может быть как количественным, так и качественным. Поэтому недостаточно произвести определенное количество материальных благ, важно, чтобы они были реализованы с учетом получения производителями доходов и потреблены.

Экономический аспект собственности может раскрываться с учетом ее локального и более общего значения. В первом случае имеется в виду результативность пользования собственностью отдельным субъектом хозяйствования. Во втором — результат должен оцениваться, например, на уровне национальной экономики. При этом результативность многочисленных субъектов хозяйствования предопределяет конечный результат экономики в целом. Отсюда весьма актуальным является создание благоприятных экономических условий для хозяйствующих субъектов.

В экономической и особенно в социальной оценке собственности нельзя не обращать внимание на рабочую силу. Ведь реальное существование собственности немыслимо без ее использования. Рабочая сила в процессе труда может давать и высокий, и низкий результат. Какой из них будет преобладать, от этого во многом зависит преумножение собственности как на локальном, так и общеэкономическом уровне. Вот почему человеческий фактор в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ всегда имеет непреходящее значение.

Типы и виды собственности, видимо, следует рассматривать в одном и том же значении. Формы собственности — это их проявления. С этой точки зрения типами собственности являются: индивидуальная, групповая, коллективная и общественная. Исторический опыт свидетельствует, что типы (виды) собственности являются наиболее стабильными экономическими понятиями. Формы собственности динамичны в своем развитии, особенно это касается структуры (соотношения) различных форм собственности. Например, в свое время в СССР преобладающими были две формы собственности: общенародная (государственная) и кооперативно-колхозная. В настоящее время ситуация резко изменилась в пользу разнообразия форм собственности.

Так, индивидуальный тип собственности представлен в двух формах: личной и частной. Первая из них — собственность на предметы потребления. Их предназначение — удовлетворять многочисленные потребности людей. Индивидуальная частная собственность — собственность на средства производства. Ее использование приносит владельцам определенный доход.

Групповая собственность представлена небольшими предпринимательскими группами (3—7 человек). Они существуют в виде партнерств, мелких кооперативов и товариществ. Групповой тип собственности, видимо, можно рассматривать как разновидность коллективного типа. Базовой основой последнего являются предприятия различных форм коллективно-долевой собственности. Коллективный тип собственности может быть охарактеризован с весьма широких позиций как количественно, так и качественно. Рыночная экономика в этом отношении предоставляет, можно сказать, широкие возможности.

Общественный тип собственности реализуется через государственную и муниципальную формы собственности. Первая из них образуется за счет многочисленных государственных предприятий, учреждений и организаций. Их основная задача - производство и реализация материальных благ и услуг, обеспечивающих удовлетворение общественных потребностей, например, в области просвещения, здравоохранения, социального обеспечения и т.п. Существенным является и число в российской экономике предприятий, производящих разнообразную продукцию, а также продукцию оборонного назначения. Муниципальная собственность — это собственность городских властей, других населенных пунктов. Используя эту собственность, городская и районная власть создают соответствующие материальные и социально-экономические условия для проживания населения и нормальной деятельности находящихся на данной территории различных предприятий, учреждений и организаций.

Официальная статистика Российской Федерации выделяет следующие формы собственности: государственную (в том числе федеральную и субъектов Федерации), муниципальную, общественных объединений (организаций), частную, прочие (включая смешанную собственность).

Формы собственности, существуя обособленно, в то же время не могут быть изолированными друг от друга. Происходит самое различное переплетение и взаимодействие форм собственности. Например, акционерная собственность, являясь разновидностью коллективной собственности, может предполагать частное владение какими-либо объектами в рамках этой собственности. Ее представители — субъекты хозяйствования, как правило, сотрудничают друг с другом на договорной или контрактной основе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51500. Сегментирование рынка, выбор целевых 459.5 KB
  Перечислить основные принципы сегментирования потребительских рынков и рынков товаров промышленного назначения. Как руководство Кокаколы так и руководство Пепсико намерены продолжать политику сегментирования рынка при создании новых товаров. Роджер Энрико из фирмы Пепсико подчеркивает значение демографических тенденций в качестве отправной точки при создании новых товаров ибо по мере старения населения будут меняться и его нужды и его потребности а это даст ключи к дальнейшему сегментированию1. В этом случае продавец производит...
51501. Разработка товаров: подход к разработке новых товаров и проблемам жизненного цикла товара 433.5 KB
  Перечислить и охарактеризовать этапы процесса разработки нового товара. Рассказать как меняется стратегия маркетинга по ходу жизненного цикла товара. На лице товара начали появляться морщины.
51502. Методы распространения товаров: каналы распределения и товародвижение 534 KB
  Для того чтобы добиться с помощью прямого маркетинга экономичности системы массового распределения многим производителям нужно было бы стать посредниками в продаже товаров других производителей. На потребительских рынках этим посредником обычно бывает розничный торговец а на рынках товаров промышленного назначения им нередко оказывается агент по сбыту или брокер. На потребительских рынках такими посредниками обычно становится оптовый и розничный торговцы на рынках товаров промышленного назначения это могут быть промышленный дистрибьютор и...
51503. Продвижение товаров: стратегия коммуникации и стимулирования 431.5 KB
  Назвать и охарактеризовать четыре основные составляющие комплекса стимулирования. Объяснить как происходит составление сметы расходов и отбор элементов комплекса стимулирования. Рассказать о четырех факторах оказывающих влияние на структуру комплекса стимулирования.
51504. Продвижение товаров: личная продажа и управление сбытом 429 KB
  Рассказать о роли торгового агента фирмы. Описать три варианта структурной организации торгового аппарата фирмы и рассказать о преимуществах и недостатках каждого из них. Пояснить каким образом фирмы оценивают эффективность деятельности своих торговых агентов. Порученецразъяснитель фирмы Мерк энд К продвигает новые лекарства фирмы в штате Теннесси Даже будучи в полном здравии Рей Хендерсон проводит много времени в приемных врачей.
51505. Решение о методах выхода на рынок 505.5 KB
  Партнеры могут разойтись во мнениях относительно капиталовложений маркетинга и прочих принципов деятельности. Более того совместное владение может затруднить транснациональной компании проведение в жизнь конкретных политических установок и сфере производства и маркетинга во всемирном масштабе. Вчетвертых фирма сохраняет полный контроль над своими капиталовложениями и следовательно может разрабатывать такие политические установки в области производства и маркетинга которые будут отвечать ее долговременным задачам в...
51507. Расчет и конструирование элементов одноэтажного промышленного здания в сборном железобетоне. Элемент балка 1.55 MB
  Увеличение объема капитального строительства при одновременном расширении области применения бетона и железобетона требует всемерного облегчения конструкций и, следовательно, постоянного совершенствования методов их расчета и конструирования.
51508. Выставочный павильон. Расчет дощатой гнутоклееной рамы 232.84 KB
  В данной пояснительной записке представлены расчеты основной не-сущей конструкции проектируемого здания – дощатой гнутоклееной рамы. В ней также приведены расчеты и конструирование ограждающих конструкций, узловых соединений, выбраны мероприятия по защите элементов от гниения и возгорания.