331

Государственное регулирование занятости и трудоустройства молодежи на рынке труда

Курсовая

Экономическая теория и математическое моделирование

Теоретико-методологические основы исследования государственного регулирования молодежной безработицы. Молодежная безработица в современной России, в Агинском Бурятском Округе. Пути улучшения государственного направления по обеспечению занятости молодежи.

Русский

2012-11-14

352.5 KB

79 чел.

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет»

Социально – психологический факультет

Кафедра теории социальной работы

Батуева Цыцык Батожаргаловна

Государственное регулирование занятости и трудоустройства молодежи на рынке труда

(на примере Агинского Бурятского Округа Забайкальского края)

(выпускная квалификационная работа)

Научный  руководитель:

к.с.н. профессор

___________С .Г.Ефимов

Автор работы:

___________Ц.Б. Батуева

Улан – Удэ,

2012

Оглавление.

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования государственного регулирования молодежной безработицы

1.1. Основные теоретические подходы к проблеме безработицы в Российской  Федерации

1.2.  Молодежная безработица в современной России, в Агинском Бурятском Округе

Глава II. Оптимизация государственного регулирования молодежной безработицы.

2.1 Нормативно-правовые и организационно-управленческие механизмы государственного регулирования молодежной безработицы

2.2    Пути улучшения  государственного направления по обеспечению занятости молодежи

Заключение

Список использованной литературы

Приложения


Введение

Актуальность темы исследования. Особенностью современного российского общества является противоречивость, нестабильность и неравномерность в обеспечении устойчивого развития. Несмотря на достаточно высокие темпы экономического роста, наблюдающегося с начала XXI в., социально - экономическая ситуация характеризуется неблагоприятными тенденциями: ростом дифференциации доходов населения, усилением социальной напряженности, ростом безработицы, в том числе молодежной.

Молодежь, выступая в качестве инновационного потенциала общества, является одной из самых уязвимых групп на рынке труда в силу своих возрастных, социально - психологических и профессиональных особенностей. В России количество молодых безработных ежегодно увеличивается и составляет более половины от общего числа зарегистрированных безработных. Высокий уровень молодежной безработицы опасен своими экономическими и социальными последствиями, которые затрагивают интересы, как самой молодежи, так и всего государства. В связи с этим актуальным и стратегически важным становится осуществление государственного регулирования молодежной безработицы, направленного на решение проблемы безработицы молодежи и обеспечение ее занятости, социальной защиты, а также сохранение и развитие трудовых ресурсов страны.

Государственное регулирование молодежной безработицы должно реализовываться не только на федеральном, но и на уровне регионов. Особую значимость государственное регулирование молодежной безработицы приобретает в Забайкальском крае, который переживает период структурной перестройки, формирования новой системы управления всеми сферами общественной жизни. Все это обусловливает необходимость исследования основных направлений государственного регулирования молодежной безработицы. Также молодежь не может избежать негативного воздействия пороков  и издержек в ходе реформирования системы государственной власти, породивших скептицизм, недоверие, потерю идеалов. Суть преобразований  государства должна состоять в том, чтобы связать потребности и интересы молодежи с потребностями и интересами общества, включить ее в процесс  преобразования. Таким образом, проблема занятости молодежи является актуальной социальной проблемой, поэтому требует особого внимания, как  со стороны государственной власти, так и со стороны общества в целом.

В исследовании данной проблемы заметно преуспели зарубежные социологи и экономисты. Но и в нашей стране эта тема не осталась без внимания специалистов. Уже в двадцатых годах XX века, данная тема рассматривалась такими авторами как: Н.М.Блинов, Зайцев, В.П.Шубин и другими. В конце XX века в связи с реформированием России и резким увеличением проблем безработицы, заметно возросло количество работ по социологическим и экономическим дисциплинам. Важно учитывать, что проблема включения молодежи в рыночно – трудовые отношения тесно связана с проблемой ее трудовых ориентаций, с определение ее приоритетов и потребностей, желаний и возможностей. Проблема заключается в том, что существует противоречие между запросами молодежи и конкретными предложениями рабочих мест, которые не соответствуют потребностям молодежи. В результате чего, часть молодежи осталась невостребованной на рынке труда.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование вопросов государственного регулирования молодежной безработицы в той или иной степени осуществляется представителями различных наук. Исследованию решения этой проблемы посвящены многочисленные  публикации в отечественных и зарубежных периодических научных изданиях, опубликованы монографические работы. Среди исследователей весомый вклад в разработку проблем занятости и безработицы внесли: А.И. Черных, Г.Г. Руденко, Б.Ч. Муртозаев, Р. И. Капелюшников, А. Котляр. В своих работах  они раскрывают понятие «рынок труда», рассматривают историю становления рынка труда, особенности национального рынка труда, прогнозируют состояние рынка труда. М.А. Топилин, И.В. Гривина,  Е.А. Алехина включают в свою работу материалы аналитического и нормативно – правового характера, определяющие государственную политику на российском рынке труда, рассматривают государственную политику занятости и меры по ее регулированию. Наибольшее внимание ученых – обществоведов привлекают проблемы рынка труда во всех их многочисленных проявлениях. Они рассматриваются в работах И. Золотова, А. Зуева, И.С. Заславского, Ф. Прокопова.

Однако, несмотря на многообразие направлений исследований, до сих пор остаются мало изученными проблемы государственного регулирования молодежной занятости и трудоустройства на уровне региона.

Целью работы является изучение специфики молодежной занятости и трудоустройства   и  ее государственного регулирования.

Для достижения поставленной цели был определен круг следующих задач:

1) рассмотреть основные теоретические подходы к проблеме безработицы в РФ;

2) выявить молодежную безработицу на рынке труда в современной России, в Агинском Бурятском Округе;

3) рассмотреть нормативно - правовую и организационно – управленческий механизм регулирования;

 4) определить  государственное направление молодежной безработицы в Агинском Бурятском округе Забайкальского края и пути улучшения  обеспечения занятости.

Объектом исследования стала молодежь  в возрасте от 16 до 30 лет.

Предметом исследования является государственное регулирование  занятости и трудоустройства молодежи на рынке труда в Агинском Бурятском округе.

Гипотеза исследования: Молодежь на рынке труда является невостребованной, не защищенной в силу своих возрастных, профессиональных и социально – психологических особенностей и в связи с  этим вытекает необходимость государственного  регулирования по обеспечению их занятости и трудоустройства.  

Научная новизна исследования заключается, прежде всего, в определении особенностей молодежного рынка труда и молодежной политики в сфере занятости в Агинском Бурятском округе.

Теоретической основой дипломной работы являются труды социологов, посвященные вопросам рассмотрения молодежи как особой социально-демографической группы, процессу ее социализации, рассмотрению современных молодежных проблем, статуса молодежи в изменяющемся российском обществе.

Информационной базой исследования являлись законодательные акты РФ и Забайкальского края,  официальные статистические материалы статистики, материалы периодических изданий.

В целях получения достоверной информации о положении молодежи в регионе в работе широко использованы статистические данные Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Забайкальскому краю.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты дипломной работы могут быть использованы для эффективного решения молодежных социально-экономических проблем в рамках программ развития региона, подготовки методологических указаний для служб, занимающихся проблемами молодежной безработицы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованных источников и литературы, приложения.

Во введении обоснована актуальность исследования, сформулированы цель и задачи исследования, предмет и объект исследования, отражены научная новизна и практическая значимость работы.

Методы исследования: анализ научной литературы, статистических данных, нормативно-правовых документов;  экспертный опрос.

Апробация работы. Результаты  исследования изложены на ежегодной научно-практической  конференции студентов Бурятского Государственного университета. Секция «Социальная работа с молодежью».

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ.

Основные теоретические подходы к проблеме безработицы в Российской  Федерации.

В западной экономической литературе причины безработицы исследуются преимущественно на основе чисто экономического подхода. При этом безработица рассматривается как макроэкономическая проблема недостаточно полного использования совокупной рабочей силы. Часто причины безработицы объясняются несбалансированностью рынка труда или неблагоприятными изменениями на этом рынке.

Наибольшее распространение в западной экономической науке получили классическая и кейнсианская теории безработицы.

Классическая теория занятости, (А. Смит, Д. Рикардо, а также Дж.Милль, А Маршалл), строится на убеждении в том, что рынок обладает достаточными способностями для эффективной координации всех процессов, происходящих в области занятости, в обеспечении полного использования ресурсов труда, которые имеются в обществе. По мнению классиков, причина безработицы в слишком высокой заработной плате, что порождает избыток предложения труда. Это результат определенных требований самих наемных работников.

Свободная игра рыночных сил — спроса, предложения, заработной платы — обеспечит необходимую координацию в сфере занятости. Экономисты-классики утверждали, что ставки заработной платы должны и будут снижаться. Общее уменьшение спроса на продукцию выразится в снижении спроса на труд и другие ресурсы. При сохранении ставок заработной платы это моментально приведет к появлению излишков рабочей силы, т.е. вызовет безработицу. Однако, не желая нанимать всех рабочих по первоначальным ставкам заработной платы, производители считают выгодным нанимать этих рабочих по более низким ставкам заработной платы. Спрос на труд падает, и рабочие, которые не смогут наняться по старым, более высоким ставкам, должны будут согласиться на работу по новым, более низким ставкам. Если существует избыточное предложение труда, то снижение заработной платы должно уменьшить его, но, в то же время, поднять спрос на труд. Если же заработная плата в этой ситуации не снижается, этому препятствуют сами работники, их профсоюзы, то тем самым они "добровольно" соглашаются на существование какого-то количества безработных.

Будут ли рабочие охотно соглашаться работать по пониженным ставкам? По мнению экономистов-классиков, конкуренция со стороны безработных вынуждает их к этому. Конкурируя за свободные рабочие места, безработные будут способствовать снижению ставок заработной платы до тех пор, пока эти ставки не будут столь низкими, что предпринимателям представится выгодным нанимать всех имеющихся рабочих. Поэтому экономисты-классики пришли к выводу, что вынужденная безработица невозможна. Любой желающий работать по определяемой рынком ставке заработной платы может легко найти работу.

Кейнсианская теория занятости сформировалась в основном в 30-х годах XX века. Она связывается с именем английского экономиста Дж. М Кейнса, наиболее выдающегося исследователя в области макроэкономики. Кейнс является родоначальником современной теории занятости. В 1936 г в своей работе "Общая теория занятости, процента и денег" он предложил принципиально новое объяснение безработицы. Кейнсианская теория занятости резко отличается от классического подхода. Жесткий вывод этой теории состоит в том, что при капитализме не существует никакого механизма, гарантирующего полную занятость. Полная занятость скорее случайна, а не закономерна.

Классики не видели в безработице сколь-нибудь серьезной проблемы. Однако реально происходящие события все меньше соответствовали классическим постулатам. Массовый взрыв безработицы произошел в начале 30-х годов в период "Великой депрессии".

В кейнсианской концепции занятости последовательно и обстоятельно доказывается, что в рыночной экономике безработица носит не добровольный характер (в неоклассическом его понимании), а вынужденный. По мнению Кейнса, неоклассическая теория действительна лишь в пределах отраслевого, микроэкономического уровня, и поэтому она не в состоянии ответить на вопрос о том, чем определяется действительный уровень занятости в экономике в целом. Кейнс показал, что объем занятости определенным образом связан с объемом эффективного спроса, а наличие неполной занятости, т. е. безработицы, обусловлено ограниченностью спроса на товары. Кейнс утверждал также что, что 3-4% населения остаются без работы в силу противоречивого характера экономики, ее структурной перестройки, обновления технологии.

Излагая свои взгляды, Дж.Кейнс опровергает теорию А.Пигу и показывает, что безработица присуща рыночной экономике и вытекает из самих ее законов. В кейнсианской концепции рынок труда может находиться в состоянии равновесия не только при полной занятости, но и при наличии безработицы. Это объясняется тем, что предложение труда, по мнению Кейнса, зависит от величины номинальной заработной платы, а не от реального ее уровня, как полагали классики. Следовательно, если растут цены и реальная заработная плата понижается, то рабочие при этом не отказываются работать. Спрос же на труд, предъявляемый на рынке предпринимателями, является функцией реальной заработной платы, которая изменяется при изменении уровня цен: при повышении цен рабочие смогут купить меньше товаров и услуг и наоборот. В результате Кейнс приходит к выводу, что объем занятости в большей степени зависит не от работников, а от предпринимателей, поскольку спрос на труд определяется не ценой труда, а величиной эффективного спроса на товары и услуги. Если эффективный спрос в обществе недостаточен, поскольку он определяется, прежде всего, предельной склонностью к потреблению, которая падает по мере роста доходов, то занятость достигает равновесного уровня в точке, расположенной ниже уровня полной занятости.

 Кроме того, занятость значительной части рабочей силы определяется таким компонентом совокупных расходов, как инвестиции. Отношение между увеличением занятости и ростом инвестиций характеризует мультипликатор занятости, равный мультипликатору спроса. Рост инвестиций ведет к увеличению первичной занятости в отраслях, непосредственно связанных с инвестициями, что оказывает, в свою очередь, воздействие на отрасли, производящие предметы потребления, и в результате все это приводит к росту спроса, а значит, и совокупной занятости, увеличение которой превосходит прирост первичной занятости, непосредственно связанной с дополнительными инвестициями.

Занятость по Кейнсу — это функция объема национального производства (дохода), доли потребления и сбережения. Поэтому для обеспечения полной занятости необходимо поддерживать определенную пропорциональность между:

а) затратами на создание ВНП и его объемом;

б) сбережениями и инвестициями.

Если затраты на производство ВНП недостаточны для обеспечения полной занятости, в обществе возникает безработица. Если они превышают необходимые размеры, возникает инфляция.

В кейнсианской концепции делается два важных вывода:

- гибкость цен на товарном и денежном рынках, а также заработной платы на рынке труда не является условием полной занятости, даже если бы они и снижались, это не привело бы к сокращению безработицы, как считали неоклассики, так как при снижении цен падают ожидания владельцев капитала относительно будущих прибылей;

- для повышения уровня занятости, а обществе необходимо активное вмешательство государства, поскольку рыночные цены не в состоянии поддержать равновесие при полной занятости. Лекарство от безработицы — экспансионистская политика государства, опирающаяся главным образом на использование фискальных инструментов. Изменяя налоги и бюджетные расходы, государство может влиять на совокупный спрос и на уровень безработицы.

В науке сформировалось несколько основных теоретических подходов к проблеме безработицы, которые акцентируют внимание на отдельных сторонах данного явления.

В рамках философского подхода безработица изучается как особое состояние бытия общества и индивида; в контексте экономического подхода безработица рассматривается как показатель, характеризующий состояние всей экономической сферы и сбалансированности рынка труда в частности; с позиции психологического подхода безработица анализируется как ситуация, оказывающая влияние на психологическое самочувствие личности, ее сознание и поведение; с точки зрения социологического подхода безработица понимается как проявление дестабилизации социально-трудовых отношений в обществе, выражающееся в изменении социального статуса человека.

Сформировать целостное представление о безработице позволяет социологическая концепция жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности, которая рассматривает данное явление комплексно во взаимосвязи общества и человека.

1.2.Молодежная безработица в современной России, в Агинском Бурятском Округе.

Переход России к рыночным отношениям существенно изменил социально – трудовую сферу. Дефицит рабочей силы сменяется дефицитом рабочих мест, что и приводит к возникновению безработицы. Возникает ситуация, когда обеспечение всех граждан рабочими местами уже есть нечто само собой разумеющееся. В связи с этим актуальными становятся рассмотрение современных процессов, происходящих на рынке труда, исследование последствий роста безработицы и выявление специфики социальной деятельности с определенными категориями безработных граждан, особенно с молодежью.

Необходимость  анализа положения молодежи на российском рынке труда обусловливается рядом обстоятельств. Во – первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во – вторых, они – будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие нашего государства. Молодежь уже сегодня во многом определяет политическую, экономическую и социальную структуру общества.

Рынок труда молодежи является особым социально – демографическим сегментом российской экономики, подчиняющимся собственным закономерностям, которые необходимо учитывать в политике занятости.

Молодежная безработица в современной России имеет специфические особенности, обусловленные, с одной стороны нестабильным положением на рынке труда носителей проблемы - безработных молодых людей, а с другой, процессами в социально-экономической сфере, приводящими к невозможности реализации молодежью своего трудового потенциала. Молодежная безработица, как правило, является следствием превышения предложения молодежной рабочей силы над ее спросом на молодежном рынке труда. Однако существуют и другие причины возникновения этого явления: распад системы распределения выпускников высших учебных заведений, сокращение производства, слабые возможности для самозанятости, отсутствие новых рабочих мест для молодежи и т.д. В таких условиях необходимым становится формирование активных и конструктивных стратегий поведения молодых людей - на рынке труда, поскольку решение проблемы безработицы и трудоустройство во многом зависят от самой молодежи.

Выходящие  на рынок труда молодые люди (14-30лет) различаются по возрасту, полу, образовательному уровню, жизненным  установкам. В данной группе можно выделить, по меньшей мере, три подгруппы, каждая из которых имеет свои специфические черты.

Молодежь в возрасте от 14 до 18лет представляют в основном учащиеся школ, училищ, колледжей и ссузов. Именно в этот период человек усваивает основные жизненные ценности, нормы поведения в обществе и стремится адаптироваться к существующим условиям. Одной из важнейших задач этого периода является выбор будущей профессии.

Вторая категория – молодые люди 18 – 24 лет, завершающие или завершившие профессиональную подготовку, а также отслужившие в армии. Данная группа уязвима на рынке труда, так как не имеет должного профессионального и социального опыта и, менее конкурентоспособна.

Трудоустройству  мешают уровень и качество полученного образования и невостребованность выпускников учебных заведений на рынке труда.

В возрасте от 25 до 30 лет молодые люди в основном уже определили свою профессиональную стратегию и имеют определенный опыт работы. В данный период жизни у большинства из них уже есть семья, они предъявляют высокие требования к предлагаемой (будущей) работе.

По состоянию на 29 марта 2012 года признано безработными за период, человек -  7553, количество заявленных вакансий за период, единиц – 8740.

По состоянию на 5 апреля 2012 года в органах службы занятости Забайкальского края состоит на учете -  17 561 гражданин, обратившиеся за содействием в поиске работы, из них признанные в установленном порядке безработными – 15 600 человек.

ГЛАВА II. ОПТИМИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ.

2.1 Нормативно-правовые и организационно-управленческие механизмы государственного регулирования молодежной безработицы.

Основным нормативно-правовым актом в сфере занятости служит закон РФ "О занятости населения в РФ" от 19 апреля 1991 г №1032-1. Данный документ определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы.

Рынок труда является составной частью рыночного хозяйства и механизмом согласования интересов работодателей, предъявляющих спрос на труд и наемной рабочей силой, предлагающей услуги труда. Категории занятости и безработицы занимают одно из важнейших мест в анализе рынка труда.

Занятость представляет собой важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы.   Возможность иметь рабочее место, получать достойную заработную плату, сохранить здоровье, совершенствовать мастерство и развивать творческий и трудовой потенциалы напрямую связана с общей экономической динамикой производства, структурными изменениями в народном хозяйстве, изменением форм собственности, ситуацией в кредитно-финансовой, инвестиционной, внешнеэкономической сферах.

Рынок труда является важным объектом регулирования со стороны государства со времен становления индустриального общества.

При переходе к постиндустриальному обществу характер безработицы меняется. Безработица отражает несоответствие на рынке труда, когда предложение труда превышает спрос на него. Это несоответствие может быть как количественным, так и качественным. Экономисты выделяют три основных вида безработицы: фрикционную (текущую), циклическую, структурную. Современная безработица в значительной степени имеет характер структурной. Суть проблемы безработицы заключается в невозможности удовлетворения потребности населения в рабочих местах.

В условиях стремительного научно-технического прогресса и структурной безработицы требуются развитие квалификационной подготовки, включение работников в непрерывный образовательный процесс. Учитывая диспропорции на рынке труда, складывающиеся в результате становления постиндустриальной экономики, актуальной становится задача более активного влияния на профессионально-квалификационную структуру рабочей силы путем профессиональной ориентации, вступающей на рынок труда молодежи и переквалификации лиц старших поколений.

В современных условиях активизируется такая функция государства как общая координация рынка труда посредством разработки долгосрочной стратегии развития страны и проведения последовательной структурной, научно-технической, инновационной и других форм промышленной политики, которая ориентирована на становление постиндустриальной экономики.

В развитых странах мира государственная политика занятости функционирует по двум направлениям: содействие в трудоустройстве и переобучение, создание гибкого рынка труда. Проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро эти проблемы стоит сейчас перед Россией.

Российский рынок труда представляет собой сложно структурированную систему, сложившуюся под влиянием инерции прежней планово-централизованной системы организации труда и экономического кризиса и позитивных процессов преобразования хозяйственной системы.

Отход от плановой системы управления экономикой, становление новой социально-экономической системы и рыночного механизма хозяйствования, вхождение России в систему международного разделения труда, сопровождаются возникновением новых тенденций и проблем в сфере занятости. Можно констатировать существенную реструктуризацию отраслевой занятости. Об этом свидетельствует абсолютное и относительное сокращение численности работающих в промышленности и строительстве, науке и научном обслуживании. В сложившейся ситуации рост безработицы, являющейся фактором увеличения социальной нестабильности в обществе, превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной нестабильности.

Государственное регулирование молодежной безработицы осуществляется посредством нормативно - правовых и организационно-управленческих механизмов. Нормативно-правовые механизмы регламентируют процесс государственного регулирования молодежной безработицы, а организационно-управленческие механизмы определяют структуру и содержание деятельности субъектов государственного регулирования молодежной безработицы. В ходе исследования были выявлены противоречия в реализации нормативно-правовых и организационно-управленческих механизмов, оказывающие влияние на качество государственного регулирования молодежной безработицы. Государственное регулирование молодежной безработицы осуществляется посредством нормативно-правовых и организационно-управленческих механизмов. Нормативно-правовые механизмы регламентируют процесс государственного регулирования молодежной безработицы, а организационно-управленческие механизмы определяют структуру и содержание деятельности субъектов государственного регулирования молодежной безработицы. В ходе исследования были выявлены противоречия в реализации нормативно-правовых и организационно-управленческих механизмов, оказывающие влияние на качество государственного регулирования молодежной безработицы.

Для создания эффективных условий обеспечения занятости, решения адресных проблем безработного и членов его семьи были созданы службы занятости, осуществляющие комплексное регулирование вопросов трудовой сферы. 

Конституция Российской Федерации в ст. 37 закрепляет право каждого на труд, а также на защиту от безработицы.

Основным социальным назначением прав и свобод в сфере труда является обеспечение занятости населения страны, предоставление гражданам возможностей честно зарабатывать средства к существованию, которые позволят им жить достойно.

Для каждого общества степень трудовой активности населения, структура занятости, отношение к труду, связи между различными типами труда имеют принципиальное значение с точки зрения темпов развития.

Стремление любого общества к полной и продуктивной занятости связано не только с тем, что именно трудом создаются материальные блага, но и с тем, что труд и вознаграждение за него позволяют человеку осознавать свою социальную роль в обществе и государстве, испытывать чувство самоуважения.

Отношения в сфере занятости определяются международными и национальными нормативными правовыми актами.

Статьи 34, 37 Конституции РФ составляют правовую основу отношений, возникающих в сфере занятости и трудоустройства. Положения названных статьей гарантируют гражданину свободное распоряжение своими способностями к труду, включая свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Положения всех нормативных актах, регулирующих отношения в области занятости и трудоустройства должны соответствовать Конституционным нормам.

К отношениям в сфере занятости и трудоустройства применимы нормы международно-правовой регламентации. К примеру, в ст. 7 Международного пакта об экономических социальных и культурных правах,

В  ст. 23 Всеобщей декларации прав человека закреплено право на труд, предполагающее обеспечение членов общества работой. К отношениям в области занятости и трудоустройства могут быть применены следующие конвенции МОТ:

-  Конвенция №122 о политике в области занятости и трудоустройства,

-   Конвенция №29 о принудительном или обязательном труде,

-  Конвенция №105 об упразднении принудительного труда,

-  Конвенция №111 о дискриминации в области труда и занятий,

- Конвенция №142 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов,

- Конвенция №159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов,

- Конвенция №149 о занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала,

- Конвенция №179 о найме и трудоустройстве моряков.

В Декларации об основополагающих принципах и правах в сфере труда даны принципы, которые применимы и при регламентации отношений, возникающих в сфере труда и занятий.

Наряду с конституционными нормами предписания международно-правовой регламентации составляют основу правового регулирования отношений в сфере труда и занятости.

Отношения в сфере занятости населения в Российской Федерации регулируются Законом РФ от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с посл. изм.) и иными законами и подзаконными нормативными правовыми актами, определяющими государственную политику в области занятости в отношении отдельных групп населения, особо нуждающихся в защите от безработицы.

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года с последующими изменениями и дополнениями (далее Закон) является специальным нормативным правовым актом, регламентирующим отношения в области занятости и трудоустройства. В первой главе, посвященной общим положениям, даны понятия «занятость», «безработный», «подходящая работа», а также определены основные направления государственной политики в области занятости и основополагающие права органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Во второй главе Закона перечислены основные права граждан в области занятости. В третьей главе определены основные государственные гарантии в области занятости. Четвертая глава Закона посвящена вопросам регулирования и организации занятости населения. В пятой главе названного Закона помещены нормы, регламентирующие участие работодателей в обеспечении занятости населения. В шестой главе этого Закона имеются нормы, посвященные социальным гарантиям и компенсациям, а также подготовке и переобучению граждан. В седьмую главу Закона включены две нормы об осуществлении контроля за соблюдением законодательства о занятости и ответственности за нарушение его положений.

На федеральном уровне приняты и подзаконные акты, направленные на регулирование отношений в области занятости и трудоустройства. В частности, Постановлением Правительства РФ №458 от 22 апреля 1997 года утвержден Порядок регистрации безработных граждан, Постановлением Правительства РФ №875 от 14 июля 1997 года утверждено Положение об организации общественных работ.

Ст. 7 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрена возможность регламентации отношений в области занятости и трудоустройства на уровне законодательства субъектов Российской Федерации. Однако субъекты Российской Федерации не могут ограничить права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, международно-правовыми актами, а также федеральным законодательством. Наличие в законодательстве субъектов Российской Федерации условий, умаляющих права и свободы граждан по сравнению с вышестоящим по юридической силе законодательством, позволяет требовать признания нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации полностью или в части недействующими или недействительными. Следовательно, субъекты Российской Федерации за счет собственных средств могут создавать более льготный по сравнению с вышестоящим по юридической силе законодательством правовой режим для граждан в области занятости и трудоустройства.

В п. 3 ст. 7 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» органам местного самоуправления предоставлено право за счет имеющихся в их распоряжении средств усиливать социальную защищенность граждан, то есть предоставлять им дополнительные по сравнению с федеральным и региональным законодательством льготы и компенсации. Однако органы местного самоуправления не могут отменить льготы и компенсации, гарантированные федеральным и региональным законодательством. Издание органами местного самоуправления актов, ограничивающих права и свободы граждан в области занятости, которые предусмотрены федеральным и региональным законодательством, позволяет требовать их признания недействующими или недействительными.

Федеральный закон  РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 20.04.1996 N 36-ФЗ, от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 30.04.1999 N 85-ФЗ, от 17.07.1999 N 175-ФЗ, от 20.11.1999 N 195-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 29.12.2001 N 188-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ (ред. 29.12.2006), от 18.10.2007 N 230-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.12.1997 N 20-П)

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.

2.2    Пути улучшения  государственного направления по обеспечению занятости молодежи.

Для того чтобы определить современное состояние напряженности на рынке труда в Агинском Бурятском Округе и дальнейшие пути улучшения государственного регулирования молодежной занятости и трудоустройства  нами было проведено в апреле 2012 года социологическое исследование в виде экспертного опроса. В роли экспертов выступали специалисты ГКУ  ЦЗН Агинского района.

Нами были поставлены следующие задачи:

Получить общее представление о безработице населения в АБО.

Каковы причины высокого уровня безработицы среди молодых.

Определить государственное направление обеспечения занятости и трудоустройства молодежи.

Нами было опрошено 8 экспертов:

Зориктуев Зорикто Валерьевич - исполнительный директор Фонда поддержки малого предпринимательства муниципального района «Агинский район».

Мельникова С.В. - специалист - эксперт контрольно - правового отдела.

Кулешова Наталья Павловна - ведущий инспектор.

Абрамова Ц. - начальник Управления организационной, кадровой и правовой работы Администрации Агинского Бурятского округа.

Баторова  Октябрина Баировна. - начальник отдела по взаимодействию с органами местного самоуправления, кадровой работе и документационного обеспечения управления обеспечения деятельности

Эрдынеева Гунсылма Цыренжаповна – директор ГКУ ЦЗН «Агинского района».

Цырендоржиева Ажима Батожаргаловна -  зам. директора

Бабуева Мария Лыксоковна - главный бухгалтер.

По состоянию на 5 апреля 2012 года в органах службы занятости Забайкальского края состоит на учете 17 561 гражданин, обратившиеся за содействием в поиске работы, из них признанные в установленном порядке безработными – 15 600 человек.

Уровень регистрируемой безработицы на 5 апреля 2012 года составил 2,9% (к экономически активному населению по официальным данным Роструда).

С начала года наблюдается: (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года): - снижение численности граждан, признанных в установленном порядке безработными, с 9 579 человек (с 1 января по состоянию на 07 апреля 2011 года) до 7 553 человек (с 1 января по состоянию на 5 апреля 2012 года) или на 21,2%; - увеличение числа заявленных вакансий на 1,4%.

Состав безработных граждан по уровню образования на 1 января 2012:

- высшее профессиональное образование – 10%;

- среднее профессиональное – 16%;

- начальное профессиональное – 17%;

- среднее (полное) общее – 30%;

- основное общее – 21%;

- не имеющие основного общего – 6%.

Уровень регистрируемой безработицы на 5 апреля 2012 года составил 2,9% (к экономически активному населению по официальным данным Роструда).

С начала года наблюдается: (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года): - снижение численности граждан, признанных в установленном порядке безработными, с - 9 579 человек (с 1 января по состоянию на 7 апреля 2011 года) до 7 553 человек (с 1 января по состоянию на 5 апреля 2012 года) или на 21,2%; - увеличение числа заявленных вакансий на 1,4%.

Состав безработных граждан и граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в 2011 году по уровню образования:

Образование

Безработные граждане

Граждане, обратившиеся за содействием в поиске подходящей работы

Высшее профессиональное

3473

5141

Среднее профессиональное

5069

6942

Начальное профессиональное

6416

8272

Среднее (полное) общее

11066

15818

Основное общее

8954

11623

Не имеющие основного общего

2544

3157

Трудоустройство безработных граждан, завершивших профессиональное обучение:

Года

Трудоустроено после завершения профессионального обучения

Завершили профессиональное обучение

2009

3075

6076

2010

3300

5440

2011

2786

4842

Эксперты отмечают, что основными причинами высокого уровня  молодежной безработицы и проблемы их занятости являются    несоответствие объемов и профилей подготовки специалистов потребностям рынка труда, что создает предпосылки роста безработицы среди выпускников учреждений профессионального образования. Сегодня среди безработных, зарегистрированных в органах занятости, каждый третий – с высшим и средним профессиональным образованием. Во-вторых, специфична для молодежного рынка труда низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами. Молодежь подвергается наибольшему риску потерять работу или не трудоустроиться. Возможности трудоустройства новой рабочей силы, вступающей на рынок труда впервые, сокращаются. Ограничение спроса на рынке труда снижает возможности трудоустройства выпускников учебных заведений. В-третьих, молодежный рынок труда характеризуется большой вариантностью. Это обусловлено тем, что на него выходят выпускники учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по всем возможным профессиям. Отсутствие спроса на региональном рынке труда на многие из них, приводит к тому, что большая часть ищущих работу молодых людей, в том числе недавних выпускников учебных заведений, трудоустраивается по специальностям, далеким от базового образования, для многих переподготовка является единственной возможностью получить работу. Ежегодно из числа выпускников каждый четвертый становится потенциальным кандидатом на переобучение, получение второй профессии. Кроме того, пятая часть молодых людей увольняется из-за неудовлетворенности профессией, характером труда уже в первый год работы после окончания учебного заведения.

В-четвертых, на молодежном рынке труда создалась чрезвычайно сложная ситуация с женской занятостью: традиционно среди выпускников учебных заведений, особенно вузов, женщины составляют значительную долю, при этом работодатели отдают явное предпочтение при приеме на работу мужчинам. В- пятых, наличие опыта работы и стажа работы, желательно по специальности, на сегодняшний день является одним из существенных требований к кандидатам на замещение предлагаемых на рынке труда вакансий. Соответственно, не имеющих опыта работы и стажа выпускников вузов в этом случае на работу зачастую берут неохотно. Следовательно, выпускники не имеют не только опыта работы, но и возможности получения такого опыта.

Из этого явно вытекает необходимость изменения   государственного регулирования обеспечения занятости и трудоустройства населения.

Для   снижения напряжения на рынке труда эксперты  видят в первую очередь, реализации такого механизма как квотирование рабочих мест для выпускников учебных заведений. Альтернативой  на практике квотирования  может стать система условий, при которых работодателям было бы выгодно брать на работу выпускников, в частности - введенная на муниципальном уровне система налоговых льгот для работодателей, принимающих на работу выпускников вузов. Реализация этой идеи возможна через депутатские комиссии и комитеты исполнительных структур власти. Прежде всего, нужны конкретные финансовые расчеты, которые позволят определить стратегию реализации идеи. Еще одной возможностью получения выпускниками вузов необходимого опыта работы может быть практика временного найма на разовые работы. Такие как различного рода рекламные акции, маркетинговые исследования, социологические опросы, работа в сфере политики, занятость  на оплачиваемых  общественных работах, деятельность в общественных организациях в качестве волонтеров.

Здесь полезным было бы ввести практику получения рекомендательных писем с мест такой работы. Временная занятость выпускников в данном случае не только позволит им получить опыт, но и заработать репутацию, что играет значительную роль на современном рынке труда.

На федеральном уровне необходимо создание и реализация программы создания рабочих мест специально для молодых специалистов - выпускников вузов. Практическая реализация этой программы пока несовершенна из-за недостатка бюджетных средств, но идея продвигается уже сейчас.

Другим механизмом как считают эксперты, адаптации к требованиям рынка является переобучение специалистов в службе занятости и в вузах. Для этого могут быть использованы механизмы получения различного рода кредитования обучения студентов работодателями, что позволяет выпускникам определиться с дальнейшим местом работы.

Кроме того, возможно налаживание механизма, при котором вузы будут заключать с предприятиями прямые договора на обучение специалистов требуемых специальностей. Создание информационных систем, позволяющих учитывать спектр вакансий, анализировать их и прогнозировать ситуацию на рынке труда тоже улучшит ситуацию.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно выделить следующие выводы, что  государственное регулирование по обеспечению занятости  и трудоустройства молодежи должно быть направлено:

1. на образование молодежи. Образование молодежи — проблема комплексная, ее решение предполагает взаимодействие и сотрудничество разных структур: государственных органов власти, службы занятости населения, сферы образования и комитетов по делам молодежи. Одним из направлений деятельности является содействие дополнительному образованию молодежи через организацию и функционирование профильных клубов и центров дополнительного образования. Соотнесение образовательного и трудового рынков должно стать одним из основных направлений государственной политики. Чтобы предотвратить появление новых безработных, необходимо вести целенаправленную, систематическую профориентационную работу с абитуриентами, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и ситуации на рынке труда.

2. Содействие профессиональной подготовке молодежи (обучение)

Профессиональное обучение осуществляется по профессиям и специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, под конкретные рабочие места по заявкам работодателей, а также по профессиям, способствующим развитию пре

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработной молодежи осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

       При этом профессиональное обучение молодежи должно решать следующие задачи:

   - предоставление гражданам широкого сектора услуг в области профессиональной ориентации, в выборе форм и методов обучения;

- формирование социального заказа на профессиональное обучение с учетом региональных особенностей;

- содействие трудовой активности молодежи, развитие предпринимательства, малого бизнеса и самозанятости;

- повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности  с целью последующего трудоустройства и социальной защиты в трудовой сфере посредством предоставления молодежи возможности получить новую профессию или повысить квалификацию по уже имеющейся профессии (специальности).

Все это в полной мере говорит о необходимости создания целостной концепции профессионального образования безработной молодежи.

Профессиональная пригодность работника с учетом уровня его профессиональной подготовки определяется в соответствии с документами об образовании, документами, удостоверяющими профессиональную квалификацию, записями в трудовой книжке.

Эффективность системы профессионального образования молодежи подтверждается высокой долей трудоустройства по окончании обучения граждан.

3. Изменение порядка приема молодежи на работу. Работодатели сегодня предъявляют завышенные требования к молодым специалистам. Многие компании не видят перспектив применения труда подростков и молодежи и относятся к их способностям и возможностям с большим неуважением, не видят для них условий карьерного роста в рамках своего предприятия. Следовательно, основной мерой по социальной поддержке молодежи может стать смягчение критериев приема на работу, трудоустройство без опыта работы, создание гибкого графика работы для студентов дневной формы обучения и др.

4. Квотирование мест для молодежи. Для усиления социальной защищенности молодых людей в некоторых муниципальных образованиях уже приняты постановления о квотировании; рабочих мест для молодежи. Однако вследствие отсутствия закона о квотировании рабочих мест для молодежи социально: незащищенным категориям молодых людей не гарантируется получение рабочих мест.

5. Развитие предпринимательской деятельности. В системе занятости молодежи характерной является частичная или скрытая безработица, когда работодатель дает возможность трудиться неполный рабочий день, неделю или официально не регистрирует работника. По мнению многих специалистов, для нормализации ситуации в области занятости населения требуется развитие предпринимательства, самозанятости, особенно; в малых городах и сельской местности. Малый и средний бизнес во многом инициирует появление дополнительных рабочих мест, способствует деловой активности граждан, в том числе и тех, кто менее конкурентоспособен на рынке труда. 

Малое и среднее предпринимательство. Проведенный отделом анализ показал, что динамика развития предпринимательства осталась на прежнем уровне, а по некоторым показателям, как оборот розничной торговли, оборот общественного питания вырос по сравнению с предыдущим годом. И для развития данной сферы в округе функционирует инфраструктура поддержки предпринимательства, реализуются краевая и районные целевые программы.

6. Привлечение молодежи к оплачиваемым общественным работам. Элементом поддержки безработной молодежи является финансирование государством общественных работ и привлечение к ним молодежи.

7. Ярмарки вакансий и учебных рабочих мест.

Основная цель вакансий – организация помощи в поиске рабочих и учебных мест, а работодателям – в подборе кандидатов на имеющиеся вакансии.

Специфика проведения ярмарок позволяет:

- информировать о различных формах и режимах занятости (постоянная, временная, общественные работы, трудоустройство в другой местности и т.д);

- обеспечить доступ работодателей к банку информации о специалистах, ищущих работу (банк резюме);

- информировать об услугах, оказываемых службой занятости, оказании материальной поддержки в период вынужденной незанятости и др.

Заключение

Для создания эффективных условий обеспечения занятости, решения адресных проблем безработного и членов его семьи были созданы службы занятости, осуществляющие комплексное регулирование вопросов трудовой сферы. Задачи службы занятости в нашей стране очень велики, она занимается не только решением проблем безработного, но и вопросами изменения трудового поведения в рыночных условиях всех хозяйствующих субъектов (работодателей и работников). Оказание помощи в трудоустройстве молодежи - одно из приоритетных направлений деятельности центра занятости населения.

Организация занятости молодежи — сложная многоплановая проблема, носящая межведомственный характер. Она находится на стыке интересов целого ряда структур — службы занятости населения, образовательных учреждений и органов управления образованием, органов местного самоуправления и предприятий.

Для эффективной работы в системе занятости во многих регионах были открыты молодежные биржи труда (МВТ), которые оказывают содействие подросткам и молодежи в постоянном или временном трудоустройстве. Широко развита сеть молодежных агентств по труду и занятости, ведущих активную профориентационную работу и обучение наиболее востребованным на рынке труда специальностям.

Функционируют молодежные центры трудоустройства и информации (МЦТИ), которые являются многопрофильными  социальными учреждениями, осуществляющими психологическую, профконсультационную, юридическую и информационную помощь.

Таким образом, ситуация на рынке труда Агинского Округа  Забайкальского края обуславливает необходимость постановки вопроса о повышении качества трудовых ресурсов, профессиональной мобильности населения, что предполагает совершенствование системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации молодежи и безработных граждан с учетом текущих и перспективных потребностей экономики.

В социальной политике на первый план выдвигаются задачи профессиональной адаптации молодежи к рынку труда, повышения конкурентоспособности . Несмотря на то, что часть населения оказывается способной в силу собственных ресурсов и активности адаптироваться к изменившейся ситуации, однако немало и таких, кто не может обойтись без  помощи. Эту функцию поддержки и помощи в трудоустройстве выполняет государственная служба занятости населения, которая способна реально помочь безработным приобрести профессии и навыки, востребованные производством.

Список использованной литературы

1. Базарова Т.С. Социальная  работа  в  РБ: Учебное пособие. / Отв. ред. Т.С. Базарова. – Улан- Удэ: Издательство Бурятского Государственного Университета, 2010. – 188с.

2. Басов Н.Ф . Основы социальной работы: Учебное пособие. /  Под ред. Н. Ф. Басова.— 4-е изд., испр.— М., 2008.

3. Басов Н.Ф. Социальная работа: Учеб. пособие / Под ред. Н. Ф. Басова. — 2-е изд., перераб, и доп. — М., 2010.

4. Басов Н.Ф. Социальная работа с молодежью: Учебное пособие / под. ред.д.п.н.,проф. Н.Ф.Басова. – 4-е  изд. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 328с.

5. Буланов В. С. Современные проблемы занятости и безработицы: Учебное пособие. В.С. Буланов — М., 2008.

6. Быков В. В., Парамонов А. И. Развитие предпринимательства в молодежной среде: Учебно-методическое пособие. / В.В. Быков, А.И. Парамонов — М., 2009.

7.  Волгина Н.А. Социальная политика / Под ред. Н, А. Волгина. — М., 2008.

8. Гудкова Е. В. Основы профориентации и профессионального консультирования: учебное пособие. / Е.В. Гудкова — Челябинск, 2008.

9. Карташов С.А., Олегов Ю.Г., Кокорев И.А. Рекрутинг: найм персонала / С.А. Карташов, Ю.Г. Олегов, И.А. Кокорев  – М, 2008.

10. Капелюшников Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации / Р.И. Капелюшников – М.: 2006. 234с.

11. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд – во, 2011. – 32с.  – (Кодексы.Законы. Нормы).

12. Котляр А.О. понятие рынка труда  // Вопросы экономики 2008 №1. / А.О.Котляр - 33с.

13. Колесникова  Ю.В. Занятость. Безработица. Служба занятости: толковый словарь терминов и понятий. /   Под ред. Ю. В. Колесникова. — М., 2007.

14. Лобанова Е. Э. Занятость населения и ее регулирование: Учебное  пособие. / Е. Э. Лобанова — Красноярск, 2007.

15. Молодежная политика России на современном этапе. Доклад. — М., 2009.

16. Молодежь в России. 2010: Стат. сб. — М., 2010

17. Павленок П. Д., Руднева М. Я. Технология социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие. / П.Д. Павленок, Я. М. Руднева — М., 2010.

18. Павленок П.Д. Технология социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учебное  пособие. / Под ред. П. Д. Павленка. — М., 2011.

19. Руденко Г.Г. , Муртозаев Б.Ч. Национальный рынок труда в системе рыночных отношений //  Институт гуманитарных наук. / Г.Г. Руденко, Б.Ч. Муртозаев  – 2006. - №1. С.86.

20. Старовойтова Л. И., Золотарева Т. Ф. Занятость населения и ее регулирование: Учебное пособие. / Л.В. Старовойтова, Т.Ф. Золотарева — М., 2008.

21. Топилин М.А., Гривина И.В.,Алехина Е.А. Рынок труда. Государственная политика занятости и меры по ее регулированию: итоги и перспективы. / М.А. Топилин, И.В. Гривина, Е.А. Алехина  М.- 2008- 192с.

22. Федеральный закон  РФ «О занятости населения в Российской Федерации» с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.12.1997 N 20-П)

23. Чернявская А. Я. Психологическое консультирование по   профессиональной ориентации. / А.Я. Чернявская — М., 2007.

24. Черных А.И. Рынок труда в 20-е годы // Социс. – 2007. - №4.- С 118- 126.

25. Чукреев П.А., Чукреев Е.П. Социальные технологии регулирования занятости в условиях регионального рынка труда. Улан- Удэ./  П.А.Чукреев, Е.П. Чукреев – 2008.

Приложение № 1

АНКЕТА

Уважаемые эксперты!

Мы предлагаем Вам принять участие в  опросе, которое проводится с целью выявления государственного направления регулирования молодежной безработицы. Отметьте, пожалуйста, варианты ответов, соответствующие вашим взглядам, убеждениям, позиции.  Просим Вас серьезно отнестись к заполнению анкеты.

Заранее, благодарим за сотрудничество.

Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе:

1. ФИО (фамилия, имя, отчество):_____________________________________________________

2. Пол:

  •  мужской
  •  женский

3 Ваша должность:______________________________________________

4. Возраст:________________________________________________________

5. Какие причины, по-вашему, формируют высокий уровень безработицы среди молодых? Ранжируйте их, пожалуйста:

  •  «пробелы» в предоставляемом местными вузами образовании
  •  излишние претензии самих молодых людей к желаемому месту работы
  •  отсутствие желания работодателей в трудоустройстве молодых специалистов;
  •  недостаток внимания местной администрации к вопросам занятости молодежи Агинского Бурятского Округа
  •  пассивность существующих в Агинском Бурятском Округе  агентств по трудоустройству или недостаток их
  •  нежелание самих молодых людей трудиться
  •  иное______________________________________________________________________________________________________________________

6. Ситуация, когда молодой специалист с высшим образованием не работает, обусловлена:

  •  невозможностью трудоустроиться
  •  нежеланием трудиться
  •  не удовлетворяющими условиями труда

7. Расцениваете ли Вы занятие предпринимательской деятельностью как альтернативу для молодых, в случае невозможности трудоустроиться?

  •   да
  •   нет
  •   затрудняюсь ответить

8. Считаете ли Вы полезным ввести в вузах профориентационный курс?

  •   да, так как даже выпускники вузов не всегда четко уверенны в правильности выбора профессии
  •   нет, так как подобные вопросы необходимо решать еще в рамках средней школы
  •  затрудняюсь ответить

9.  Какие из указанных условий, по вашему мнению, гарантируют получение работы. Оцените степень их влияния?:

  •  высокий уровень образования
  •  престижность оконченного вуза
  •  хорошие интеллектуальные способности
  •  жизненный практицизм
  •  активность, «пробивные» способности
  •  наличие «связей»
  •  личное обаяние
  •  иное_____________________________

10. Какие причины, на Ваш взгляд, могут повлиять на отказ при трудоустройстве молодых специалистов?:

  •  отсутствие практического опыта
  •  не импонирующие работодателю личные качества кандидата
  •  семейное положение
  •  недостаток образования
  •  возраст
  •  отсутствие вакантных мест
  •  предубеждение администрации против «зеленых» сотрудников
  •  иные причины (какие?)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.  В каком направлении, на ваш взгляд, необходимо организовывать государственное регулирование для более успешного снижения напряженности на рынке труда среди молодежи и содействия  занятости?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Какова цель ярмарок вакансий и учебных рабочих мест?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Какова    ситуация  на рынке труда  и положения молодежи в Агинском Бурятском Округе?  _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Какие государственные услуги предоставляются службами занятости населения?__________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение №2

Состав безработных граждан по уровню образования на 1 января 2012

Состав безработных граждан и граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы в 2011 году по уровню образования.

Трудоустройство безработных граждан, завершивших профессиональное обучение. 

По состоянию на 29 марта 2012 года

С 1 января по состоянию на 24 марта 2011 года

С 1 января по состоянию на 29 марта 2012 года

Признано безработными за период, человек

9 579

7 553

Количество заявленных вакансий за период, единиц

8 621

8 740

 

По состоянию на 5 апреля 2012 года в органах службы занятости

На 1 января 2012 года

На 5 апреля 2012 года

Численность зарегистрированных безработных граждан на конец периода, человек

15458

15 600

Уровень регистрируемой безработицы, %

2,9

2,9

Экономически активное население, человек

532 100

532 100

Количество вакансий, единиц

2 431

8 740


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66256. Урок-театр Р. Бредбери «Всё лето в один день» 87.5 KB
  Благодарю тебя Создатель Марго просыпается берёт искусственные цветы Дети считаются Мы пришли на космодром Посмотрите что на нём Раз ракета два ракета Обживай планету эту Лет по 7 здесь дождь живёт На Венеру льёт и льёт Солнце солнце выходи...
66258. Конспект урока литературного чтения 19.83 KB
  Цель: создать условия для ознакомления обучающихся с непарным мягким согласным звуком й и буквами Й й означающими этот звук на письме; способствовать формированию навыков написания буквы и. Планируемые результаты: Предметные: обся научатся определять на слух наличие в словах звука й характеризовать...
66259. Телевізійний новорічний вогник 126 KB
  Відкривається сцена. Стоять столики із стільчиками Вибігає заклопотана Пеппі-Довга панчоха. Все перевіряє, поправляє іграшки на ялинці. Пеппі. - Світло! (засвітилася ялинка) Убрать! (тухне) Здається все нормально.
66260. Крок до цивілізованого спілкування 55.5 KB
  Виховання культури мобільного спілкування. Презентації Виховання культури мобільного спілкування та Заповіді мобілемана відеоролик Правда про мобільний телефон Епіграфи: Зробимо крок до цивілізованого спілкування. Мігель Сервантес Єдина справжня розкіш...
66262. Біологія комплексна наука про живу природу 75 KB
  Знати поняття про те що біологія комплексна наука про живу природу; повторити і систематизувати знання студентів про рівні організації живого. План Біологія комплексна наука про живу природу. Біологія − комплексна наука про живу природу.
66263. Подорож по країні, якої немає на мапі (Свято Миколая : виховний захід для учнів 1-5кл.) 81.5 KB
  Шевчук тихо звучить повільна звучить мелодія Ведучий1: Світ дивовижний вас вітає Всіх тих хто вдумливо читає І тих хто любить мандрувати Та прагне більше пізнавати Кмітливих добрих та відважних А ще звичайно і уважних Звеселить він і причарує Окрилить тим що подарує Казок чудовий хоровод.
66264. Моя рідна школа 51 KB
  Мета. Дати першокласникам уявлення про школу, формувати в них інтерес до знань, прагнення їх здобувати; розвивати пам’ять, мислення, бажання працювати творчо; збагачувати словниковий запас; сприяти вихованню любові до школи, як до рідної домівки.