33118

Экологическое воспитание в Болгарии между традициями и инновациями

Научная статья

Педагогика и дидактика

Ответственность за судьбу природы воспитывается, а это лучше всего начать с самого раннего детского возраста, когда у ребенка формируются свои ценности, направленные к той самой ответственности за сохранение окружающей среды.

Русский

2014-10-18

17.99 KB

2 чел.

Экологическое воспитание в Болгарии между традициями и

инновациями

Еще на самых ранних этапах появления человека и появились противоречия между ним самим и природой. Осознав это обстоятельство в далеком ІХ веке, в своем прологе к „Шестодневу” Иоан Экзарх предупреждает и настаивает на том, что необходимо преосмысление утилитарного восприятия и использования природы,  призывает к духовному ее восприятию и использованию в целях воспитания.

В конце прошлого века общество задумывается над тем, что нарушение

экологического равновесия грозит существованию нашей планеты. Это ведет за собой необходимость в новой революции – экологической, у которой самым сильным оружием является ответственность человека за природу. Появляется необходимость в науках, которые могли бы объяснить современную реальность и руководить экологической образованностью. Это такие науки как: экология, социальная экология,  экология человека и др. Но если науки являются предметом изучения определенной группой людей, то экологическое воспитание направлено на каждого индивида общества с целью развития сознательного природозащитного действия.

Экологическое воспитание объединяет в себе традиции и инновации.

Традиции в экологическом воспитании связаны с использованием природных ресурсов и жизнью рядом с природой. Современный человек как никогда понимает, что его будущее зависит от того, чтобы сохранить экологическое равновесие, и поэтому направляет взор в прошлое. Больше чем актуальны сегодня экопоселения, где и по сегодняшний день сохранился тот образ жизни, который ближе всего к природе. В нашу жизнь полной силой возвращаются лекарства на травяной основе, разные виды чая и отвары, которыми пользовались многие поколения до нас. В последние годы все больше болгар задумываютя над тем, что подают на стол, и все чаще выбирают экологически чистые продукты. Биопродукты не вредят как здоровью человека, так и природе.

Ответственность за судьбу природы воспитывается, а это лучше всего начать с самого раннего детского возраста, когда у ребенка формируются свои ценности,  направленные к той самой ответственности за сохранение окружающей среды. Смысл идеи в том, что у подрастающего поколения не столько должны накапливаться фактологические знания, сколько должен воспитываться целый комплекс качеств личности, направленный на сохранение природы. Таким образом выдвигаетсявоспитательный аспект педагогической деятельности, направленной к формированию  ответственного отношения у детей к окружающей среде.

По мнению Здравки Костовой экологическое воспитание должно осуществляться сообразно возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам, и зависит от этапа их развития. Как процесс оно должно заключать в себе взаимосвязанные и последовательные этапы, охватывающие его возникновение,  оптимальное функционирование, поддерживание и усовершенствование. З. Костова определяет экологическое воспитание как организованную динамическую систему, в которой  содержатся: знания, взгляды, убеждения, мировоззрение, умения, навыки, способности. Потребность в формировании экологического сознания появляется одновременно с возникновением экологической ситуации, которая требует превращения знаний и убеждений в социально значимые нормы нравственного поведения по отношению к природе.

Элка Янакиева рассматривает возможность формирования экологической культуры у детей через „построение представланий о ноосфере и формирование мотивов поведения сообразно биосоциальным и природным ценностям”.

Положительное отношение личности к природе должно рассматриваться как рефлексивное по своему происхождению образование, включающее в себя осознание внешних требований и их превращение в сознательную внутреннюю позицию личности.

Кроме знаний о природе, в структуру положительного отношения включаются и мотивы поведения и действия, от силы которых зависит активность личности в позитивных деятельностях по отношению к природе.

К. Галчева исследует важность нравствено-эстетических аспектов экологического воспитания. Велико значение природы в нравственном воспитании, в формировании у детей отзывчивости. В этом большую роль играет педагог. Сильный воспитательный эффект может получиться в ситуациях на природе, в их анализе и в поиске решения. Они создают условия для воспитания добросердечности и заботливости как предпосылку практического приложения правил поведения,  освоенных детьми. По мнению Э. Янакиевой, оптимальной моделью, дающей воспитателю возможность максимально стимулировать у детей желание поддерживать балланс естественных систем, является искусственная экосистема – аквариум,  террариум, клетка в зоопарке.

Актуальность поставленных проблем в социальном аспекте дает основание принять, что теория и практика экологического воспитания разных уровней в воспитательных и образовательных звенах все больше будет доминировать в воспитательных концепциях и взглядах и превратится в основной вопрос будущего воспитания человека.

Литература:

1. Галчева К., Педагогика на взаимодействие детей окружающей среды. С., 1988

2. Костова З.,Экологическое воспитание детей. С., 1988

3. Янакиева Е., Формирование на экологической культура у детей дошкольного возраста, Благоевград, 1991


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17826. Экономическая роль государства 626 KB
  38 Лекция 8 Тема: Экономическая роль государства Учебная цель лекции: изложить основные положения экономической роли государства в ликвидации последствий отказов рынка дать классификацию провалов государства оказать содействие развитию у ст...
17829. ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ БИЗНЕСА 36.06 KB
  Лекция 1 ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ БИЗНЕСА План лекции: 1. Понятие бизнес. Предпринимательство и бизнес. 2. Признаки и цель предпринимательской деятельности. 3. Некоторые вопросы начала бизнеса. 4. Принципы предпринимательства. 1. В рамках дисциплины мы буде
17830. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 285.9 KB
  Лекция 2 ОРГАНИЗАЦИОННОПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 1. Понятие субъекта хозяйствования 2.Общая характеристика организационноправовых форм. 3.иИндивидуальное и частное предпринимательство. 4.иВиды хозяйственных обществ. 5.Порядок госуда
17831. ОБЪЕДИНЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ - СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 64 KB
  Лекция 3 ОБЪЕДИНЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2 часа 1. Понятие виды и признаки объединений юридических лиц субъектов предпринимательской деятельности. 2 Объединения предприятий. Ассоц...
17832. Лекція 4 БІЗНЕС-ПЛАНУВАННЯ У ПІДПРИЄМНИЦЬКІЙ ДІЯЛЬНОСТІ 139 KB
  Лекція 4 БІЗНЕСПЛАНУВАННЯ У ПІДПРИЄМНИЦЬКІЙ ДІЯЛЬНОСТІ 3 години 1. Сутність та функції бізнесплану 2. Методологія та стадії розробки бізнесплану 3. Структура та логіка розробки бізнесплану 4. Технологія розробки бізнесплану Виробнича...
17833. АНАЛІТИЧНЕ ОЦІНЮВАННЯ ЕФЕКТИВНОСТІ ПІДПРИЄМНИЦЬКОЇ ДІЯЛЬНОСТІ 147 KB
  Лекція 5 АНАЛІТИЧНЕ ОЦІНЮВАННЯ ЕФЕКТИВНОСТІ ПІДПРИЄМНИЦЬКОЇ ДІЯЛЬНОСТІ 1 година Методичні поради до вивчення теми Оцінка результативності підприємницької діяльності є однією з основних функцій управління. Тому цю тему потрібно вважа
17834. Прекращение предпринимательской деятельности 54 KB
  Лекция 6 Прекращение предпринимательской деятельности 1 час План лекции: 1. Основания прекращения предпринимательской деятельности. 2. Формы прекращения предпринимательской деятельности. Реорганизация. Ликвидация. 1. Основания для...