33118

Экологическое воспитание в Болгарии между традициями и инновациями

Научная статья

Педагогика и дидактика

Ответственность за судьбу природы воспитывается, а это лучше всего начать с самого раннего детского возраста, когда у ребенка формируются свои ценности, направленные к той самой ответственности за сохранение окружающей среды.

Русский

2014-10-18

17.99 KB

2 чел.

Экологическое воспитание в Болгарии между традициями и

инновациями

Еще на самых ранних этапах появления человека и появились противоречия между ним самим и природой. Осознав это обстоятельство в далеком ІХ веке, в своем прологе к „Шестодневу” Иоан Экзарх предупреждает и настаивает на том, что необходимо преосмысление утилитарного восприятия и использования природы,  призывает к духовному ее восприятию и использованию в целях воспитания.

В конце прошлого века общество задумывается над тем, что нарушение

экологического равновесия грозит существованию нашей планеты. Это ведет за собой необходимость в новой революции – экологической, у которой самым сильным оружием является ответственность человека за природу. Появляется необходимость в науках, которые могли бы объяснить современную реальность и руководить экологической образованностью. Это такие науки как: экология, социальная экология,  экология человека и др. Но если науки являются предметом изучения определенной группой людей, то экологическое воспитание направлено на каждого индивида общества с целью развития сознательного природозащитного действия.

Экологическое воспитание объединяет в себе традиции и инновации.

Традиции в экологическом воспитании связаны с использованием природных ресурсов и жизнью рядом с природой. Современный человек как никогда понимает, что его будущее зависит от того, чтобы сохранить экологическое равновесие, и поэтому направляет взор в прошлое. Больше чем актуальны сегодня экопоселения, где и по сегодняшний день сохранился тот образ жизни, который ближе всего к природе. В нашу жизнь полной силой возвращаются лекарства на травяной основе, разные виды чая и отвары, которыми пользовались многие поколения до нас. В последние годы все больше болгар задумываютя над тем, что подают на стол, и все чаще выбирают экологически чистые продукты. Биопродукты не вредят как здоровью человека, так и природе.

Ответственность за судьбу природы воспитывается, а это лучше всего начать с самого раннего детского возраста, когда у ребенка формируются свои ценности,  направленные к той самой ответственности за сохранение окружающей среды. Смысл идеи в том, что у подрастающего поколения не столько должны накапливаться фактологические знания, сколько должен воспитываться целый комплекс качеств личности, направленный на сохранение природы. Таким образом выдвигаетсявоспитательный аспект педагогической деятельности, направленной к формированию  ответственного отношения у детей к окружающей среде.

По мнению Здравки Костовой экологическое воспитание должно осуществляться сообразно возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам, и зависит от этапа их развития. Как процесс оно должно заключать в себе взаимосвязанные и последовательные этапы, охватывающие его возникновение,  оптимальное функционирование, поддерживание и усовершенствование. З. Костова определяет экологическое воспитание как организованную динамическую систему, в которой  содержатся: знания, взгляды, убеждения, мировоззрение, умения, навыки, способности. Потребность в формировании экологического сознания появляется одновременно с возникновением экологической ситуации, которая требует превращения знаний и убеждений в социально значимые нормы нравственного поведения по отношению к природе.

Элка Янакиева рассматривает возможность формирования экологической культуры у детей через „построение представланий о ноосфере и формирование мотивов поведения сообразно биосоциальным и природным ценностям”.

Положительное отношение личности к природе должно рассматриваться как рефлексивное по своему происхождению образование, включающее в себя осознание внешних требований и их превращение в сознательную внутреннюю позицию личности.

Кроме знаний о природе, в структуру положительного отношения включаются и мотивы поведения и действия, от силы которых зависит активность личности в позитивных деятельностях по отношению к природе.

К. Галчева исследует важность нравствено-эстетических аспектов экологического воспитания. Велико значение природы в нравственном воспитании, в формировании у детей отзывчивости. В этом большую роль играет педагог. Сильный воспитательный эффект может получиться в ситуациях на природе, в их анализе и в поиске решения. Они создают условия для воспитания добросердечности и заботливости как предпосылку практического приложения правил поведения,  освоенных детьми. По мнению Э. Янакиевой, оптимальной моделью, дающей воспитателю возможность максимально стимулировать у детей желание поддерживать балланс естественных систем, является искусственная экосистема – аквариум,  террариум, клетка в зоопарке.

Актуальность поставленных проблем в социальном аспекте дает основание принять, что теория и практика экологического воспитания разных уровней в воспитательных и образовательных звенах все больше будет доминировать в воспитательных концепциях и взглядах и превратится в основной вопрос будущего воспитания человека.

Литература:

1. Галчева К., Педагогика на взаимодействие детей окружающей среды. С., 1988

2. Костова З.,Экологическое воспитание детей. С., 1988

3. Янакиева Е., Формирование на экологической культура у детей дошкольного возраста, Благоевград, 1991


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33533. Отражение истории в судьбе Г.Мелехова (по роману М.Шолохова «Тихий Дон») 14.64 KB
  Григорий Мелехов это главный герой романа. На войне герой возмужал заслужил четыре георгиевских креста и четыре медали стал офицером поддержал казачью честь и славу но стал злым. После знакомства с большевистской философией герой чувствует себя зрячим. Трех коней убили под Григорием в пяти местах продырявлена его шинель но геройство оказывается напрасным поток Красной армии затопляет Донскую землю.
33534. Проблематика и жанровые особенности романа М.Шолохова «Тихий Дон» 16.39 KB
  Действительно Шолохов в отличие от автора âВойны и мираâ не дает в романе теоретического обоснования своей исторической концепции несмотря на то что его трактовка исторических событий нередко отличается от главенствовавшей тогда в исторической науке. В своем романе Шолохов рисует жизнь русского донского казачества. В этом романе Шолохов освещает проблемы связанные с войной и революцией начала 20 века. Но есть в романе и другое.
33535. Политическая лирика В.Маяковского 18.44 KB
  Февральская и Октябрьская революции явились для Маяковского началом реального воплощения его идей о новом свободном человеке и счастливом мироустройстве. Отныне романтический индивидуализм присущий лирическому герою Маяковского уступил место соборности единению с миллионами я сменилось на мы конфликт личности и общества был снят самой историей. Футуристическая эстетика Маяковского сменилась доктриной коммунистического футуризма и Левого фронта искусств с его идеями искусства как жизнестроения. Знаменитые Окна РОСТА регулярно...
33536. Идейно-тематические особенности рассказов М.Зощенко. Герои, конфликты 15.7 KB
  Несмотря на то что герой не считает себя удачливым в жизни так как выходит ему время от времени перетык и прискорбный случай он философствует Жизнь штука не простая а сложная имеет на все свои взгляды: и на мужицкую жизнь блекота и слабое развитие техники и на культуру иностранную которую он знает. Я всегда стремился к изображению положительных сторон жизни. которые проповедовали свободу искусства от политики изображали действительность исходя из фактов жизни быта. Главным фактом в то время была революция которую...
33537. Повесть В.Распутина «Прощание с Матерой» как итоговое произведение «деревенской» прозы 17.11 KB
  Жанр повести можно определить как философскую притчу. Таким образом один из основных философских смыслов повести заключается в том что не нами начинается жизнь на земле и не нашим уходом заканчивается. В повести двадцать две главы в которых воспроизводится быт жителей Матеры в последние три месяца их пребывания на острове. Трагическая развязка повести проявляет авторскую позицию.
33538. «Матренин двор» А. Солженицына как начало второго этапа развития «деревенской прозы. Особенности этого этапа 17.23 KB
  Хозяйка дома Матрена одинокая женщина лет шестидесяти. Матрена Васильевна избу не жалела ни для мышей ни для тараканов ибо в шуршании мышей непрерывном как далекий шум океана шорохе тараканов не было ничего злого не было лжи. Матрена отличалась трудолюбием: вставала в четырепять утра тихо вежливо стараясь не шуршать топила русскую печь ходила доить козу по воду ходила и варила в трех судочках . Матрена никому не могла отказать: без нее ни одна пахота не обходилась.
33539. Основные конфликты «деревенской» прозы 50-х гг 15.2 KB
  Деревенская проза ведет свое начало с 50х годов. Очеркистыдеревенщики 50 60х годов не позволяли себе сомневаться в необходимости колхозов не поднимали руку на то как осуществлялось партийное руководство ими но показывали сколько вреда наносят бездумные директивы галочная система. 50е ГОДЫ овечкинский этап МОМЕНТ ПРОЗРЕНИЯ после лакировочнобесконфликтного наваждения 40х годов. Овечкинское направление в литературе 50х годов было: резкой реакцией на литературную мифологию 40х годов; возвращением деревенской прозы...
33540. «Василий Теркин» А.Твардовского. Образ героя, художественные особенности 20.78 KB
  Твардовский возобновил работу над образом Василия Теркина которую он начал еще в 1940 г. Твардовский развертывает биографию Теркина как судьбу многих бойцов как обобщение тяжелого и славного пути всей Советской Армии. Создавая образ Теркина автор типизировал массовые явления действительности и прямо указывал на распространенность таких героев: Парень в этом роде В каждой роте есть всегда Да и в каждом взводе. Твардовский по его признанию освобождал ее от всего что сводит книгу к какойто частной истории мельчит ее лишает ее той...
33541. Тип героя и конфликты в рассказах В.Шукшина 16.71 KB
  Автор настойчиво подчеркивает его чудаковатость которая отличает героя от других правильных людей. Создается проблемная для героя ситуация: тайком присвоить бумажку или объявить всем о находке и отдать ее владельцу ведь она этакая зеленая дурочка лежит себе никто ее не видит. Употребляя по отношению к неодушевленному предмету слово дурочка Шукшин передает нюансы душевного состояния героя: радость от находки и от сознания того что никто кроме него не видит бумажку.