33146

Становление белорусского балетного искусства

Доклад

Культурология и искусствоведение

Значительным событием для театра стала постановка первого национального балета Соловей музыка М. Заметным событием в истории национального балета является и постановка балета Князьозеро . После ремонта и реконструкции здания театра поврежденного бомбежкой деятельность театравозобновилась Очень скоро Белорусский театр оперы и балета вошёл в число признанных лидеров на культурном пространстве СССР.

Русский

2013-09-05

20.99 KB

14 чел.

Становление белорусского балетного искусства

Государственный театр оперы и балета был открыт 25 мая 1933 года. Но его история началась еще в 1920-е годы на сцене первого государственного драматического театра, имевшего в своем составе солистов оперы, хоровую и балетную группы и небольшой симфонический оркестр. Уже тогда ставились музыкально-драматические спектакли, отрывки из опер и балетов, звучала народная музыка…

При театре работала балетная студия, где занимались наиболее одаренные дети и участники самодеятельных кружков со всей республики. 10 мая 1939 года премьерой оперы белорусского композитора Евгения Тикоцкого "Михась Подгорный" открылось собственное здание театра на Троицкой горе, построенное по проекту известного архитектора Иосифа Лангбарда. Первым балетным спектаклем, показанным в 1939 году на сцене нового здания театра, стало "Лебединое озеро" в постановке К. Муллера, выпускника Ленинградского хореографического училища, танцевавшего ведущие партии в крупнейших театрах страны. Балетная труппа состояла в то время более чем из 100 человек, профессиональная подготовка которых была довольно высокой.

Значительным событием для театра стала постановка первого национального балета "Соловей" (музыка М. Крошнера по повести 3. Бядули, хореография А. Ермолаева, художник Б. Матрунин, 1940). Успех спектакля был обусловлен удачным объединением лексики классического танца и белорусской народной хореографии, воплощением действенного образа народа, выразительностью лирической линии главных героев Зоськи и Сымона (А. Николаева и С. Дречин). Заметным событием в истории национального балета является и постановка балета "Князь-озеро". Достоинства музыки В. Золотарева, сквозное симфоническое развитие, удачное решение балетмейстером К. Муллером массовых, ансамблевых и сольных танцев, обогащение танцевальной лексики фольклорными элементами, мастерство и темперамент исполнителей главных ролей А. Николаевой и С. Дречина, изобразительность декораций С. Николаева определили успех спектакля.

Во время ВОВ (1941—1945 гг.) Беларусь была оккупирована немецко-фашистскими войсками. Минск подвергся жесточайшим бомбардировкам, в результате которых город был превращен в руины. Многие артисты театра ушли на фронт либо присоединились к партизанскому движению. Театр эвакуировался в Поволжье России. Артисты разных жанров создавали фронтовые концертные бригады и выступали на передовой перед солдатами Советской Армии. Сразу после освобождения столицы коллектив вернулся в Минск и в декабре 1944 года открыл сезон премьерой оперой Евгения Тикоцкого «Алеся».  

Это событие ознаменовало возрождение Национального театра оперы  Беларуси.  После ремонта и реконструкции здания театра, поврежденного бомбежкой, деятельность театравозобновилась, Очень скоро Белорусский театр оперы и балета вошёл в число признанных лидеров на культурном пространстве СССР.

Театр многократно гастролировал на самой престижной сцене бывшего СССР - в Большом театре в Москве.  Успешные гастроли 1940 года принесли театру почетное звание "Большой",с 1964 года — "академический".

Н 50-е годы значительные достижения белорусского балета связаны, в основном, с воплощением балетной классики спектаклей "Эсмеральда" на музыку Цезаря Пуни, "Жизель" и "Корсар" Адольфа Адана, "Баядерка" Людвига Миикуса, Были поставлены все балеты Петра Чайковского ("Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик"). Развитие национальных тенденций в балете связано с творчество композитора Евгения Глебова. На сцене театра были поставлены три его балета: "Мечта", "Альпийская баллада" и " Избранница". Особенности сюжета балета на современную тему "Мечта" (балетмейстер А. Андреев) потребовали от создателей спектакля освоения новых интонационных источников и пластов танцевальной лексики (спектакль строился на обратном контрасте между сценами из латиноамериканской и белорусской действительности). В его сценическом воплощении большую роль сыграли артисты А. Коненкова, И. Савельева, В. Крикова, И. Давыдов, М. Красовский. Балет "Альпийская баллада" (по одноименной повести В. Быкова, хореограф О, Дадишкилиани) раскрывал драму героев средствами современной симфонической драматургии, в основе которой столкновение противоположных интонационных сфер, где одна воплощает образы человечности, а другая мир насилия и зла. В роли Джулии с большим успехом выступила К. Малышева

Деятельность балетной труппы в 80-90-е годы характеризуется непрерывным обогащением репертуара шедеврами классики, дальнейшим освоением лексики современной хореографии. Постановки Валентина Елизарьева "Кармен-сюита", "Сотворение мира", "Тиль Уленшпигель", "Спартак", "Щелкунчик", "Кармина Бурана", "Болеро", "Ромео и Джульетта", "Страсти", "Жар-птица", "Весна священная" — стали визитной карточкой коллектива, как на родине, так и за рубежом.

Большим художественным достижением балетной труппы стала постановка балета "Тиль Уленшпигель" (музыка Е. Глебова, сценография Е. Лысика). Спектакль расширил представление о творческих возможностях исполнителей главных партий (Л. Бржозовской, Ю. Трояна, Т. Ершовой, В. Иванова, С. Пестехина, В. Саркисьяна, В. Комкова и др.). История и современность нашли свое отражение в балете на музыку С. Прокофьева "Ромео и Джульетта". Впервые на территории бывшего Советского Союза воплотилась в театральном действии знаменитая сценическая кантата К. Орфа "CarminaBurana".

Событием, получившим широкую общественную огласку, стал балет "Страсти (Рогнеда) ". Он посвящен судьбе полоцкой княгини Рогнеды и охватывает широкий круг событий древней славянской истории, вплоть до крещения Руси при князе Владимире в начале X века.

В 1996 году в результате реорганизации единый театр разделился на самостоятельные структуры: оперы и балета. В 2009 году после капитальной реконструкции здания было принято решение вновь объединить труппы в единый Национальный академический Большой театр оперы и балета.

В обновленном здании театра готовятся новые оперные и балетные постановки, восстановлен балет "Тщетная предосторожность" немецким хореографом-постановщиком Дитмаром Зайффертом. В 77-м театральном состоялись премьеры балета "Золушка" в постановке московского хореографа Юрия Викторовича Пузакова

За последние 15 лет коллектив театра побывал более чем в 30 странах мира, причем во многих странах гастролировал неоднократно. Наверное, на географической карте скоро останется совсем мало государств, где хотя бы один раз не выступал Белорусский балет: от Португалии и Испании до Японии и Китая, от Норвегии и Великобритании до Турции и Таиланда — везде театр нашел своих горячих поклонников.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45552. Оценка эффективности PR-деятельности: подходы, методы, методики 42 KB
  Оценка эффективности PRкампании – систематическое измерение результатов проекта с т. Виды исследования оценки эффективности: только после используется часто легко проводится оценивается только результат подходит не для всех целей. Методы оценки эффективности Упрощенный подход – измерение СМИ Н.
45553. Бренд и брендбилдинг 39.5 KB
  Брендинг – это процесс создания и продвижения бренда с пом.: создание усиление репозиционирование обновление и изменение стадии развития бренда его расширение и углубление. Основной метод формирования бренда: позиционирование товара на рынке – определение на основе марк. Бренд – это обещание на 4 уровнях: гарантия соотия обещанных и ожидаемых характеристик; обещание решить стоящую проблему; обещание предоставить ценность существенную для клиента; востребованный результат деятсти бренда – згачимые переживания.
45554. Ценности внутреннего PR-а 59.5 KB
  Правильно выстроенные коммуникации с целевыми группами общественности позволяют организации создать не только позитивный имидж компании но добиться максимального эффекта от деятельности. Рассматривая целевые группы общественности мы зачастую забываем что помимо таких важных групп как потребители клиенты акционеры конкуренты СМИ органы власти существует и еще одна общность чье отношение к деятельности компании может стать буквально решающим для успеха всей ее деятельности. Эта общность – сотрудники компании. Тем не менее в...
45555. Формирование корпоративной культуры 68 KB
  Формирование корпоративной культуры Формирование КК и философии организации Под корпорацией мы понимаем организацию или группу организаций объединенных общими и формализованными главным образом экономическими а также социальными политическими и иными интересами. Корпоративная культура специфическая характерная для данной организации система связей взаимодействий и отношений осуществляющихся в рамках конкретной предпринимательской деятельности способа постановки и ведения дела А. Понятие корпоративная культура включает комплекс...
45556. Корпоративная философия, миссия, видение и кредо организации 30 KB
  Корпоративная философия – комплекс принимаемых организаций и разделяемых её сотрудниками концептуальных и смысловых принципов доминирующих ценностей понятий и убеждений; методологические принципы лежащие в основе политики фирмы. Результат продуманной стратегии развития фирмы и фиксирся в виде основн.сввах фирмы оргции: виде деятсти особенностях полезности – соц.общсти; потребности клиентов удовлетворяемые продукцией фирмы; отличит.
45557. Инструменты внутрикорпоративного PR 42.5 KB
  Система внутрифирменной информации общественности: Кодекс Издания листовка газета бюллетень Аудивизуальные средства радио ТВ видеоролики Доски объявлений текущие новости Горящие линии Ящики обратной связи Собрания персонала Семинары конференции Каналы личной коммуникации неформальные слухи межличностное общение Командообразовательные программы: Мотивация Тренинги Традиции и символика Проведение специальных корпоративных мероприятий В современном менеджменте управление людьми осуществляется прежде всего...
45558. Репутационный менеджмент: понятие и технологии 37.5 KB
  Долгое время под стратегией компании понимались усилия менеджеров исключительно по управлению ресурсами. В условиях перенасыщения рынков обострилась конкурентная борьба одним из условий финансового успеха компании стала ее репутация в деловых кругах. И только когда мировые рынки насытились однотипными качественными товарами на первый план стали выходить так называемые нематериальные активы стоимости компании: деловая репутация репутация бренда репутация руководителей и топменеджеров качественная стратегия и система эффективных...
45559. Понятие PR-кампании 76 KB
  Понятие PRкампании PRкампания это целенаправленная системно организованная и завершенная совокупность PRопераций и обеспечивающих их мероприятий объединенных общим стратегическим замыслом направленная на решение конкретной проблемы организации базисного субъекта PR и осуществляемая технологическим субъектом субъектами PR на определенном этапе деятельности организации. Объектом PRкампании является сознание и поведение членов целевых аудиторий организации функционирующих в рамках конкретной проблемной ситуации. Роджерсу...
45560. Принципы планирования PR-кампании, основные этапы планирования: общая характеристика 50 KB
  Принципы планирования PRкампании основные этапы планирования: общая характеристика. PRкампания – это целенаправленная системно организованная и завершенная совокупность PRопераций и обеспечивающих их мероприятий объединенных общим стратегическим замыслом направленная на решение конкретной проблемы организации базисного субъекта PR Основные этапы PRкампании: Аналитический этап – Что делать Планирование – Как делать Реализация – Как делаем Оценка PRкампании – Как сделать Можно опустить 1 и 4 этап т. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП...