33146

Становление белорусского балетного искусства

Доклад

Культурология и искусствоведение

Значительным событием для театра стала постановка первого национального балета Соловей музыка М. Заметным событием в истории национального балета является и постановка балета Князьозеро . После ремонта и реконструкции здания театра поврежденного бомбежкой деятельность театравозобновилась Очень скоро Белорусский театр оперы и балета вошёл в число признанных лидеров на культурном пространстве СССР.

Русский

2013-09-05

20.99 KB

14 чел.

Становление белорусского балетного искусства

Государственный театр оперы и балета был открыт 25 мая 1933 года. Но его история началась еще в 1920-е годы на сцене первого государственного драматического театра, имевшего в своем составе солистов оперы, хоровую и балетную группы и небольшой симфонический оркестр. Уже тогда ставились музыкально-драматические спектакли, отрывки из опер и балетов, звучала народная музыка…

При театре работала балетная студия, где занимались наиболее одаренные дети и участники самодеятельных кружков со всей республики. 10 мая 1939 года премьерой оперы белорусского композитора Евгения Тикоцкого "Михась Подгорный" открылось собственное здание театра на Троицкой горе, построенное по проекту известного архитектора Иосифа Лангбарда. Первым балетным спектаклем, показанным в 1939 году на сцене нового здания театра, стало "Лебединое озеро" в постановке К. Муллера, выпускника Ленинградского хореографического училища, танцевавшего ведущие партии в крупнейших театрах страны. Балетная труппа состояла в то время более чем из 100 человек, профессиональная подготовка которых была довольно высокой.

Значительным событием для театра стала постановка первого национального балета "Соловей" (музыка М. Крошнера по повести 3. Бядули, хореография А. Ермолаева, художник Б. Матрунин, 1940). Успех спектакля был обусловлен удачным объединением лексики классического танца и белорусской народной хореографии, воплощением действенного образа народа, выразительностью лирической линии главных героев Зоськи и Сымона (А. Николаева и С. Дречин). Заметным событием в истории национального балета является и постановка балета "Князь-озеро". Достоинства музыки В. Золотарева, сквозное симфоническое развитие, удачное решение балетмейстером К. Муллером массовых, ансамблевых и сольных танцев, обогащение танцевальной лексики фольклорными элементами, мастерство и темперамент исполнителей главных ролей А. Николаевой и С. Дречина, изобразительность декораций С. Николаева определили успех спектакля.

Во время ВОВ (1941—1945 гг.) Беларусь была оккупирована немецко-фашистскими войсками. Минск подвергся жесточайшим бомбардировкам, в результате которых город был превращен в руины. Многие артисты театра ушли на фронт либо присоединились к партизанскому движению. Театр эвакуировался в Поволжье России. Артисты разных жанров создавали фронтовые концертные бригады и выступали на передовой перед солдатами Советской Армии. Сразу после освобождения столицы коллектив вернулся в Минск и в декабре 1944 года открыл сезон премьерой оперой Евгения Тикоцкого «Алеся».  

Это событие ознаменовало возрождение Национального театра оперы  Беларуси.  После ремонта и реконструкции здания театра, поврежденного бомбежкой, деятельность театравозобновилась, Очень скоро Белорусский театр оперы и балета вошёл в число признанных лидеров на культурном пространстве СССР.

Театр многократно гастролировал на самой престижной сцене бывшего СССР - в Большом театре в Москве.  Успешные гастроли 1940 года принесли театру почетное звание "Большой",с 1964 года — "академический".

Н 50-е годы значительные достижения белорусского балета связаны, в основном, с воплощением балетной классики спектаклей "Эсмеральда" на музыку Цезаря Пуни, "Жизель" и "Корсар" Адольфа Адана, "Баядерка" Людвига Миикуса, Были поставлены все балеты Петра Чайковского ("Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик"). Развитие национальных тенденций в балете связано с творчество композитора Евгения Глебова. На сцене театра были поставлены три его балета: "Мечта", "Альпийская баллада" и " Избранница". Особенности сюжета балета на современную тему "Мечта" (балетмейстер А. Андреев) потребовали от создателей спектакля освоения новых интонационных источников и пластов танцевальной лексики (спектакль строился на обратном контрасте между сценами из латиноамериканской и белорусской действительности). В его сценическом воплощении большую роль сыграли артисты А. Коненкова, И. Савельева, В. Крикова, И. Давыдов, М. Красовский. Балет "Альпийская баллада" (по одноименной повести В. Быкова, хореограф О, Дадишкилиани) раскрывал драму героев средствами современной симфонической драматургии, в основе которой столкновение противоположных интонационных сфер, где одна воплощает образы человечности, а другая мир насилия и зла. В роли Джулии с большим успехом выступила К. Малышева

Деятельность балетной труппы в 80-90-е годы характеризуется непрерывным обогащением репертуара шедеврами классики, дальнейшим освоением лексики современной хореографии. Постановки Валентина Елизарьева "Кармен-сюита", "Сотворение мира", "Тиль Уленшпигель", "Спартак", "Щелкунчик", "Кармина Бурана", "Болеро", "Ромео и Джульетта", "Страсти", "Жар-птица", "Весна священная" — стали визитной карточкой коллектива, как на родине, так и за рубежом.

Большим художественным достижением балетной труппы стала постановка балета "Тиль Уленшпигель" (музыка Е. Глебова, сценография Е. Лысика). Спектакль расширил представление о творческих возможностях исполнителей главных партий (Л. Бржозовской, Ю. Трояна, Т. Ершовой, В. Иванова, С. Пестехина, В. Саркисьяна, В. Комкова и др.). История и современность нашли свое отражение в балете на музыку С. Прокофьева "Ромео и Джульетта". Впервые на территории бывшего Советского Союза воплотилась в театральном действии знаменитая сценическая кантата К. Орфа "CarminaBurana".

Событием, получившим широкую общественную огласку, стал балет "Страсти (Рогнеда) ". Он посвящен судьбе полоцкой княгини Рогнеды и охватывает широкий круг событий древней славянской истории, вплоть до крещения Руси при князе Владимире в начале X века.

В 1996 году в результате реорганизации единый театр разделился на самостоятельные структуры: оперы и балета. В 2009 году после капитальной реконструкции здания было принято решение вновь объединить труппы в единый Национальный академический Большой театр оперы и балета.

В обновленном здании театра готовятся новые оперные и балетные постановки, восстановлен балет "Тщетная предосторожность" немецким хореографом-постановщиком Дитмаром Зайффертом. В 77-м театральном состоялись премьеры балета "Золушка" в постановке московского хореографа Юрия Викторовича Пузакова

За последние 15 лет коллектив театра побывал более чем в 30 странах мира, причем во многих странах гастролировал неоднократно. Наверное, на географической карте скоро останется совсем мало государств, где хотя бы один раз не выступал Белорусский балет: от Португалии и Испании до Японии и Китая, от Норвегии и Великобритании до Турции и Таиланда — везде театр нашел своих горячих поклонников.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73630. Риск-менеджмент в организации 144.78 KB
  Рискменеджмент в организации Система управления риском. Развитие концепции управления риском. Общая характеристика системы управления риском. Свойства системы управления риском.
73631. СВІТОВА ВАЛЮТНА СИСТЕМА 376 KB
  Ця мета потребує щоб: окремі країни проводили економічну та фінансову політику яка б сприяла підтриманню збалансованої міжнародної системи платежів; фінансові механізми забезпечували регулювання платіжного балансу; уряди сприяли збереженню рівноваги на ринках іноземної валюти. Основні елементи національної і світової валютних систем Національна валютна система Світова та міжнародна валютні системи Національна валюта Резервні валюти міжнародні рахункові валютні одиниці Умови конвертування національної валюти Умови взаємного конвертування...
73632. Міжнародна міграція робочої сили 206.5 KB
  Міжнародна міграція робочої сили. Регулювання міжнародної міграції робочої сили. Сутність структура та основні риси світового ринку праці Одним із важливих елементів глобальної економічної системи на яку перетворився світ наприкінці другого тисячоліття є міжнародний ринок праці з його уніфікованою шкалою критеріїв щодо якості трудових ресурсів розвитком нових форм зайнятості гнучкістю та надзвичайною мобільністю сукупної робочої сили. Світовий міжнародний ринок праці це система відносин що виникають між державами з приводу...
73633. Міжнародні розрахунки і платіжний баланс 121.5 KB
  Економічний зміст платіжного балансу та методологія складання. Економічний зміст платіжного балансу та методологія складання. Стан платіжного балансу визначає попит і пропозицію національної й іноземної валюти в цей момент і він є одним із факторів формування валютного курсу. Прибуткові та витратні статті балансу міжнародних рахунків Прибуткові статті Джерела грошових коштів Витратні статті Способи використання грошових коштів Експорт товарів та послуг Імпорт товарів та послуг Приток капіталу Вивіз капіталу Приватні та...
73634. Реформы А.Н. Косыгина и причины их неудач 73.1 KB
  Для изучения этой системы и хода реформы дают материал интервью взятые у министра легкой промышленности СССР 1965 1980 гг. начальника главного управления трикотажной и текстильногалантерейной промышленности Софьи Николаевны Чупрыгиной. Министерство легкой промышленности СССР являлось такой же частью системы государственного управления как другие министерства и принципы его работы были такими же как у них. он прошел путь от сменного мастера на Ореховозуевском хлопчатобумажном комбинате до министра легкой промышленности СССР.
73635. Ответственность организаций и исполнителей за нарушение метрологического обеспечения 75.5 KB
  Дисциплинарная и материальная ответственность исполнителей за нарушение законодательства о метрологическом обеспечении производства и испытаний продукции Федеральный закон Российской федерации О техническом регклировании постатейный коментарий...
73637. Співвідношення культури та цивілізації 1.5 MB
  Співвідношення культури та цивілізації Певні теоретичні міркування саме під таке розуміння цивілізованості підвів американський соціолог та культуролог Л. Морган намагався відрізняти давні перші цивілізації від сучасної цивілізації яка У базується на наукових знаннях та технічних досягненнях Упередбачає високий рівень культури релігійної свободи демократичних прав правового регулювання міжнародних відносин. Досить резонансною та багато в чому пророчою постала книга Освальда Шпенглера Занепад Європи в якій цивілізація...
73638. Статистика населения 160.5 KB
  Для полного и точного учета численности населения необходимо определить границы территории, на которой учитывается население, и установить время, к которому относятся данные о численности населения. Учет населения производится по населенным пунктам