33147

У истоков профессиональною искусства Беларуси

Доклад

Культурология и искусствоведение

Без скоморохов известных на территории Белоруссии с XII столетия и называвшихся тогда гудцами плясцами а позже блазнами музыками медведниками не обходился ни один народный праздник они исполняли важные роли на свадьбе были заводилами хороводов являлись центральными фигурами различных обрядов. Хореография играла немалую роль в спектаклях школьного театра существовавшего в Белоруссии с конца XVI века где в антрактах между действиями драмы исполнялись сатирические интермедии на бытовую тематику с народными песнями и танцами. Песенный и...

Русский

2013-09-05

16.79 KB

4 чел.

У истоков профессиональною искусства Беларуси.

Истоки хореографического творчества белорусского народа уходят в глубину веков. С древних времен танец являлся неотъемлемой частью народного быта, входил в многочисленные календарные и семейные обряды, сопровождал почти каждое торжественное и радостное событие в жизни людей — от рождения до свадьбы, от встречи весны до сбора урожая. В старину дорогими гостями на каждом празднике были скоморохи, по сути дела, первые профессиональные артисты, музыканты и танцоры, существовавшие еще со времен Древнерусского государства. Без скоморохов, известных на территории Белоруссии с XII столетия и называвшихся тогда гудцами, плясцами, а позже блазнами, музыками, медведниками, не обходился ни один народный праздник, они исполняли важные роли на свадьбе, были заводилами хороводов, являлись центральными фигурами различных обрядов.

Традиции, заложенные в древности, развивались на всех последующих этапах эволюции сценической хореографии. Хореография играла немалую роль в спектаклях школьного театра, существовавшего в Белоруссии с конца XVI века, где в антрактах между действиями драмы исполнялись сатирические интермедии на бытовую тематику с народными песнями и танцами.

Песенный и хореографический фольклор служил одним из главных средств характеристики образов Матея, Антона, Ульянихи, Антонихи, Козака, Цыгана и в белорусском кукольном театре-батлейке, популярном на территории Белоруссии более трех столетий. В спектаклях батлейки развивались традиции скоморохов, закреплялись наиболее типичные стилевые черты народной хореографии. Нередко танцы, исполнявшиеся под аккомпанемент скрипки, цимбал, бубна или просто припевки, были основным содержанием разыгрываемых сценок.

Особенно большое значение для развития профессионального хореографического искусства имела деятельность крепостных театров, которые существовали на территории Белоруссии в XVIII ш начале XIX столетия.

Со второй половины 40-х гг. помещики, владевшие усадьбами в Белоруссии, по примеру царского двора и крупных вельмож стали организовывать у себя домашние театры. Из обученных крепостных крестьян создавались оркестры, хоры, балетные труппы. Такие театры существовали во многих городах Белоруссии; наиболее крупными из них были театры князей Радзивиллов в Слуцке и Несвиже, князя Огинского в Слониме, гродненский балет Тизенгауза, театры графа Зорича в Шклове и графа Чернышева в Могилеве. В Слуцке создается школа танца, где были подготовлены первая в истории Белоруссии балетная труппа и первый белорусский балетмейстер Антоний Лойко.

В конце 40-х гг. первое стационарное театральное помещение на территории Белоруссии было построено в Несвиже, другом владении князей Радзивиллов. На его сцене шли драматические спектакли с танцами, а также различные балеты в модном западноевропейском духе, несущие в себе эстетику и стилистику балетного классицизма, барокко, рококо.

В конце XIX века, в период общего политического подъема начала оживляться культурная жизнь Белоруссии.

В период революционного подъема 1905 г. в деревне Поливачи Прозорокской волости Витебской губернии создается «Першая беларуская трупа» Игната Буйницкого, который стал основателем белорусского театрального искусства. Огромная заслуга И. Буйницкого в области хореографии состояла в том, что его труппа вынесла на сцену бытовавшие в народе белорусские танцы. Лучшие из них с большим успехом исполнялись не только в Белоруссии, но и в Петербурге, Варшаве, Вильно. «Под бравурные звуки цимбал, скрипки и бубна,— писал об одном из выступлений белорусской труппы Тодар Кулеша,— Буйницкий со своей танцевальной дружиной повел «Лявониху», да и с таким вкусом и огнем, что все в зале ахнули, ибо до исполнения этого танца Буйницким никто и никогда так художественно разнообразно и ярко не исполнял этого танца. Танцевали потом «Мельника», «Юрочку», «Воробья», «Гне- ваша», «Антошку», «Чаборика» и закончили «Метелицей», в которой закрутились парами все артисты труппы» Ценно было и то, что в условиях социального гнета и преследований И. Буйницкий сумел собрать и показать многим сотням людей лучшие из танцевальных образцов народного творчества, раскрыть их внутреннюю красоту, поднять интерес к белорусскому фольклору, пробудить чувство гордости за свой народ.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82193. Сучасні українці — жертви алкогольної реклами 2.99 MB
  Текст вірша: Всі ті, хто за тверезу Україну Підняти хочуть Україну із руїни. Що не дає тобі цвісти, Вкраїно-ненько? Ой, страшний є у мене, лютий вороженько. Найбільша цінність наша — хто? Це наші діти. Їх, молодих, найбільше хоче він споїти. Ой, як голівоньку їм нелюди морочать: Позбавить розуму всю нашу молодь хочуть!
82194. Олимпийский урок 53.5 KB
  Познакомить с историей Олимпийских игр. Чего вы ожидаете от предстоящих зимних Олимпийских игр в России К нам приедет много гостей построят спортивные комплексы. Последние зимние Олимпийские игры прошли в Италии в городе Турине в 2006 г. XXII летние Олимпийские игры состоялись в Москве в1980 г.
82195. Осінь-чарівниця 891.5 KB
  Мета: учити дітей бачити зміни природи восени, виховувати у дітей естетичних почуття, любов до природи рідного краю, уміння розуміти її красу, уловлювати настрій, викликаний картинами природи; розширити кругозір дітей, сприяти розвитку інтересу до явищ природи та її загадок.
82196. Великие реформы 60 -70-х гг. XlX века 49.38 KB
  Начиная эту реформу правительство Александра ll надеялось провести модернизацию общества которая была так важна России в этот период. Однако отмена крепостного права не могла пройти бесследно для России так как господствовал крепостной строй. должны были способствовать ускорению или торможению модернизации России...
82197. Потребление. Потребитель. Права потребителей и их защита 51.95 KB
  Словарь урока: потребитель продавец недостаток товара материальный ущерб моральный вред гарантийный срок срок годности срок службы товара. Право на информацию о товарах услугах работах. Она нужна чтобы потребитель смог сделать правильный выбор для этого ему нужно знать качества и свойства того или иного товара.
82198. Реки России 104.5 KB
  Цель урока: Изучить особенности рек России. Расширить и углубить знания о реках. Сформировать понятия базис эрозии, уклон, падение реки, расход воды в реке, годовой сток, твёрдый сток. Показать влияние климата и рельефа на реки. Формировать умение определения уклона и падения реки.
82199. Люди Средневековья. Рыцари 51.5 KB
  Ожидаемые результаты: в ходе урока учащиеся смогут: описывать жилище и снаряжение рыцаря, «рыцарский турнир»; называть термин по описанию явления; определять личностные качества и идеалы рыцаря на основе анализа рыцарских девизов и фрагментов литературных произведений.
82201. Жовте листячко летить, під ногами шелестить 114.5 KB
  Мета: Закріпити основні поняття про речення; формувати вміння узагальнювати і систематизувати знання з теми. Розвивати зв’язне мовлення, інтонаційну виразність логічне мислення, пізнавальні та пошукові інтереси школярів, мовленнєві здібності викликати бажання творити і розмовляти українською мовою.