33147

У истоков профессиональною искусства Беларуси

Доклад

Культурология и искусствоведение

Без скоморохов известных на территории Белоруссии с XII столетия и называвшихся тогда гудцами плясцами а позже блазнами музыками медведниками не обходился ни один народный праздник они исполняли важные роли на свадьбе были заводилами хороводов являлись центральными фигурами различных обрядов. Хореография играла немалую роль в спектаклях школьного театра существовавшего в Белоруссии с конца XVI века где в антрактах между действиями драмы исполнялись сатирические интермедии на бытовую тематику с народными песнями и танцами. Песенный и...

Русский

2013-09-05

16.79 KB

4 чел.

У истоков профессиональною искусства Беларуси.

Истоки хореографического творчества белорусского народа уходят в глубину веков. С древних времен танец являлся неотъемлемой частью народного быта, входил в многочисленные календарные и семейные обряды, сопровождал почти каждое торжественное и радостное событие в жизни людей — от рождения до свадьбы, от встречи весны до сбора урожая. В старину дорогими гостями на каждом празднике были скоморохи, по сути дела, первые профессиональные артисты, музыканты и танцоры, существовавшие еще со времен Древнерусского государства. Без скоморохов, известных на территории Белоруссии с XII столетия и называвшихся тогда гудцами, плясцами, а позже блазнами, музыками, медведниками, не обходился ни один народный праздник, они исполняли важные роли на свадьбе, были заводилами хороводов, являлись центральными фигурами различных обрядов.

Традиции, заложенные в древности, развивались на всех последующих этапах эволюции сценической хореографии. Хореография играла немалую роль в спектаклях школьного театра, существовавшего в Белоруссии с конца XVI века, где в антрактах между действиями драмы исполнялись сатирические интермедии на бытовую тематику с народными песнями и танцами.

Песенный и хореографический фольклор служил одним из главных средств характеристики образов Матея, Антона, Ульянихи, Антонихи, Козака, Цыгана и в белорусском кукольном театре-батлейке, популярном на территории Белоруссии более трех столетий. В спектаклях батлейки развивались традиции скоморохов, закреплялись наиболее типичные стилевые черты народной хореографии. Нередко танцы, исполнявшиеся под аккомпанемент скрипки, цимбал, бубна или просто припевки, были основным содержанием разыгрываемых сценок.

Особенно большое значение для развития профессионального хореографического искусства имела деятельность крепостных театров, которые существовали на территории Белоруссии в XVIII ш начале XIX столетия.

Со второй половины 40-х гг. помещики, владевшие усадьбами в Белоруссии, по примеру царского двора и крупных вельмож стали организовывать у себя домашние театры. Из обученных крепостных крестьян создавались оркестры, хоры, балетные труппы. Такие театры существовали во многих городах Белоруссии; наиболее крупными из них были театры князей Радзивиллов в Слуцке и Несвиже, князя Огинского в Слониме, гродненский балет Тизенгауза, театры графа Зорича в Шклове и графа Чернышева в Могилеве. В Слуцке создается школа танца, где были подготовлены первая в истории Белоруссии балетная труппа и первый белорусский балетмейстер Антоний Лойко.

В конце 40-х гг. первое стационарное театральное помещение на территории Белоруссии было построено в Несвиже, другом владении князей Радзивиллов. На его сцене шли драматические спектакли с танцами, а также различные балеты в модном западноевропейском духе, несущие в себе эстетику и стилистику балетного классицизма, барокко, рококо.

В конце XIX века, в период общего политического подъема начала оживляться культурная жизнь Белоруссии.

В период революционного подъема 1905 г. в деревне Поливачи Прозорокской волости Витебской губернии создается «Першая беларуская трупа» Игната Буйницкого, который стал основателем белорусского театрального искусства. Огромная заслуга И. Буйницкого в области хореографии состояла в том, что его труппа вынесла на сцену бытовавшие в народе белорусские танцы. Лучшие из них с большим успехом исполнялись не только в Белоруссии, но и в Петербурге, Варшаве, Вильно. «Под бравурные звуки цимбал, скрипки и бубна,— писал об одном из выступлений белорусской труппы Тодар Кулеша,— Буйницкий со своей танцевальной дружиной повел «Лявониху», да и с таким вкусом и огнем, что все в зале ахнули, ибо до исполнения этого танца Буйницким никто и никогда так художественно разнообразно и ярко не исполнял этого танца. Танцевали потом «Мельника», «Юрочку», «Воробья», «Гне- ваша», «Антошку», «Чаборика» и закончили «Метелицей», в которой закрутились парами все артисты труппы» Ценно было и то, что в условиях социального гнета и преследований И. Буйницкий сумел собрать и показать многим сотням людей лучшие из танцевальных образцов народного творчества, раскрыть их внутреннюю красоту, поднять интерес к белорусскому фольклору, пробудить чувство гордости за свой народ.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7370. Разработать и отладить программу расчета выражения 121.5 KB
  Разработать и отладить программу расчета выражения Содержание Введение Задание с выбором варианта коэффициентов Описание алгоритма задачи Описание отдельных процедур Листинг программы с комментариями Листинг результатов...
7371. Проектирование и прогнозирование механических свойств однонаправленного слоя из композиционного материала 1.07 MB
  Проектирование и прогнозирование механических свойств однонаправленного слоя из композиционного материала Данное пособие призвано помочь студентам при изучении основ механики, конструирования и изготовления изделий из композиционных материалов. Пред...
7372. Радіозв’язок. Методичні вказівки до виконання лабораторних робіт 142.5 KB
  Лабораторна робота №1 Визначення типу прольоту РРЛ прямої видимості Навчальна мета. Отримати практичні навички побудови профілю прольоту каналу радіозв’язку прямої видимості. Опанувати методику визначення коефіцієнту посла...
7373. Финансовое обеспечение муниципальных услуг дошкольного образования и его совершенствование (по материалам ДОУ 18 города Липецка) 576 KB
  Теоретические основы деятельности и источники финансирования бюджетных учреждений сферы дошкольного образования; проанализировать существующий механизм финансирования дошкольных образовательных учреждений; рассмотреть совершенствование формирования механизма финансирования дошкольных учреждений.
7374. Про що говорить музика 54 KB
  Тема:Про щоговорить музика Мета: формувати уміння сприймати музику як виражальне мистецтво ознайомити з поняттям нотний стан, скрипковий ключ, нота вдосконалювати вокальні, танцювальні навички розвивати ритмічний слух...
7375. Объектно-ориентированное программирование 1.32 MB
  Объектно-ориентированное программирование Введение в объектно-ориентированное программирование Объектно-ориентированное программирование (ООП) - основная парадигма программирования 80-90-х годов, которая по всей видимости сохранится и в т...
7376. Методика организации воспитательного процесса 204.5 KB
  Методика организации воспитательного процесса 1. Организационное строение коллектива Организация коллектива в детских учреждениях происходит по различным принципам. Дети могут разделяться на группы по признаку школы при этой системе в интернатных у...
7377. Разработка бизнес-плана СТО 269 KB
  Разработка бизнес-плана СТО Резюме. Основным назначением первого и второго технических обслуживании является снижение интенсивности изнашивания деталей, выявление и предупреждение отказов и неисправностей путем своевременного выполнения контрольно-...
7378. Бурение нефтяных и газовых скважин 171 KB
  Бурение нефтяных и газовых скважин I. Техническая часть Характеристика и краткое описание устройств Буровые установки и сооружения Процесс бурения сопровождается спуском и подъемом бурильной колонны в скважину, а также поддержанием ее на весу. Масса...