33147

У истоков профессиональною искусства Беларуси

Доклад

Культурология и искусствоведение

Без скоморохов известных на территории Белоруссии с XII столетия и называвшихся тогда гудцами плясцами а позже блазнами музыками медведниками не обходился ни один народный праздник они исполняли важные роли на свадьбе были заводилами хороводов являлись центральными фигурами различных обрядов. Хореография играла немалую роль в спектаклях школьного театра существовавшего в Белоруссии с конца XVI века где в антрактах между действиями драмы исполнялись сатирические интермедии на бытовую тематику с народными песнями и танцами. Песенный и...

Русский

2013-09-05

16.79 KB

4 чел.

У истоков профессиональною искусства Беларуси.

Истоки хореографического творчества белорусского народа уходят в глубину веков. С древних времен танец являлся неотъемлемой частью народного быта, входил в многочисленные календарные и семейные обряды, сопровождал почти каждое торжественное и радостное событие в жизни людей — от рождения до свадьбы, от встречи весны до сбора урожая. В старину дорогими гостями на каждом празднике были скоморохи, по сути дела, первые профессиональные артисты, музыканты и танцоры, существовавшие еще со времен Древнерусского государства. Без скоморохов, известных на территории Белоруссии с XII столетия и называвшихся тогда гудцами, плясцами, а позже блазнами, музыками, медведниками, не обходился ни один народный праздник, они исполняли важные роли на свадьбе, были заводилами хороводов, являлись центральными фигурами различных обрядов.

Традиции, заложенные в древности, развивались на всех последующих этапах эволюции сценической хореографии. Хореография играла немалую роль в спектаклях школьного театра, существовавшего в Белоруссии с конца XVI века, где в антрактах между действиями драмы исполнялись сатирические интермедии на бытовую тематику с народными песнями и танцами.

Песенный и хореографический фольклор служил одним из главных средств характеристики образов Матея, Антона, Ульянихи, Антонихи, Козака, Цыгана и в белорусском кукольном театре-батлейке, популярном на территории Белоруссии более трех столетий. В спектаклях батлейки развивались традиции скоморохов, закреплялись наиболее типичные стилевые черты народной хореографии. Нередко танцы, исполнявшиеся под аккомпанемент скрипки, цимбал, бубна или просто припевки, были основным содержанием разыгрываемых сценок.

Особенно большое значение для развития профессионального хореографического искусства имела деятельность крепостных театров, которые существовали на территории Белоруссии в XVIII ш начале XIX столетия.

Со второй половины 40-х гг. помещики, владевшие усадьбами в Белоруссии, по примеру царского двора и крупных вельмож стали организовывать у себя домашние театры. Из обученных крепостных крестьян создавались оркестры, хоры, балетные труппы. Такие театры существовали во многих городах Белоруссии; наиболее крупными из них были театры князей Радзивиллов в Слуцке и Несвиже, князя Огинского в Слониме, гродненский балет Тизенгауза, театры графа Зорича в Шклове и графа Чернышева в Могилеве. В Слуцке создается школа танца, где были подготовлены первая в истории Белоруссии балетная труппа и первый белорусский балетмейстер Антоний Лойко.

В конце 40-х гг. первое стационарное театральное помещение на территории Белоруссии было построено в Несвиже, другом владении князей Радзивиллов. На его сцене шли драматические спектакли с танцами, а также различные балеты в модном западноевропейском духе, несущие в себе эстетику и стилистику балетного классицизма, барокко, рококо.

В конце XIX века, в период общего политического подъема начала оживляться культурная жизнь Белоруссии.

В период революционного подъема 1905 г. в деревне Поливачи Прозорокской волости Витебской губернии создается «Першая беларуская трупа» Игната Буйницкого, который стал основателем белорусского театрального искусства. Огромная заслуга И. Буйницкого в области хореографии состояла в том, что его труппа вынесла на сцену бытовавшие в народе белорусские танцы. Лучшие из них с большим успехом исполнялись не только в Белоруссии, но и в Петербурге, Варшаве, Вильно. «Под бравурные звуки цимбал, скрипки и бубна,— писал об одном из выступлений белорусской труппы Тодар Кулеша,— Буйницкий со своей танцевальной дружиной повел «Лявониху», да и с таким вкусом и огнем, что все в зале ахнули, ибо до исполнения этого танца Буйницким никто и никогда так художественно разнообразно и ярко не исполнял этого танца. Танцевали потом «Мельника», «Юрочку», «Воробья», «Гне- ваша», «Антошку», «Чаборика» и закончили «Метелицей», в которой закрутились парами все артисты труппы» Ценно было и то, что в условиях социального гнета и преследований И. Буйницкий сумел собрать и показать многим сотням людей лучшие из танцевальных образцов народного творчества, раскрыть их внутреннюю красоту, поднять интерес к белорусскому фольклору, пробудить чувство гордости за свой народ.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22286. ПРОДУКТИВНОЕ ВОСПАЛЕНИЕ 36 KB
  Виды продуктивного воспаления: межуточное интерстициальное воспаление гранулематозное воспаление воспаление вокруг животных паразитов воспаление с образованием папиллом и кондилом. МЕЖУТОЧНОЕ ВОСПАЛЕНИЕ Определение. ГРАНУЛЕМАТОЗНОЕ ВОСПАЛЕНИЕ Определение.
22287. ГАСТРИТ 44 KB
  По патогенезу: Гастрит типа А аутоиммунный характеризуется поражением фундального отдела желудка Гастрит типа В неиммунный локализуется в антральном отделе желудка. При этой форме происходит атрофия желез желудка. Макро слизистая желудка бледная тонкая складки сглажены.
22288. Гипертоническая болезнь 46 KB
  Гипертоническая болезнь ГБ хроническое заболевание характеризующееся длительным и постоянным повышением артериального давления АД что связано со спазмом артериол а затем и со склерозом артериол артериолосклероз. Это связано с кратковременным спазмом артериол. В эту стадию происходит гипертрофия мышечной оболочки артериол и незначительная рабочая гипертрофия миокарда левого желудочка. В основе этого состояния склероз и гиалиноз стенки артериол.
22289. ДИСГОРМОНАЛЬНЫЕ БОЛЕЗНИ И ОПУХОЛИ ПОЛОВЫХ ОРГАНОВ 34.5 KB
  ГИПЕРТРОФИЯ ПРОСТАТЫ Определение: дисгормональная болезнь простаты которая возникает у мужчин в пожилом и старческом возрасте и характеризуется разрастанием железистого эпителия мышечной и соединительной ткани в виде узлов. Осложнения: на фоне гиперплазий молочной железы может развиться рак. Особенно часто рак развивается на фоне цистоаденопапилломы. Первые две формы не являются предраковыми состояниями.
22290. ДИАГНОСТИКА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ОБЩИХ СПОСОБНОСТЕЙ 268.5 KB
  Другая причина умения и навыки полученные индивидами на ранних этапах своей жизни и обеспечившие их быстрое развитие сохраняются и служат предпосылками развития и в дальнейшем. Все это важные характеристики когнитивного развития человека однако они не являются показателями интеллектуальных способностей. На современном этапе несмотря на то что по проблеме интеллекта было опубликовано более 900 000 работ психология интеллекта стоит лишь в самом начале своего развития.
22291. ПСИХОДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ МЛАДЕНЦЕВ И ДОШКОЛЬНИКОВ 92.5 KB
  Рассмотрим некоторые шкалы развития младенцев. Гезелл и его коллеги подготовили таблицы развития охватывающие четыре основные сферы поведения: моторику язык адаптивное и личностносоциальное поведение. Они обеспечивают стандартизированную процедуру для наблюдения и оценки хода развития поведения ребенка в обыденной жизни.
22292. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 85 KB
  Поэтому важно заранее еще до начала школьного обучения выяснить насколько психические возможности ребенка соответствуют требованиям школы. Показателями развития мышления до уровня готовности к школьному обучению является способность ребенка осуществлять мыслительные операции анализа синтеза сравнения обобщения в знакомом материале сформированность нагляднообразного мышления до уровня позволяющего выполнять учебные задания характерные для начального периода обучения. Личностная готовность предполагает зрелость мотивов учебной...
22293. СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ. ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПСИХОЛОГА-ДИАГНОСТА 69 KB
  Следует также заметить что студенты которые участвуют в учебном тестировании обычно не готовы к самостоятельному проведению диагностического обследования других людей и к интерпретации тестовых оценок. Неверные представления о характере и цели обследования а также неправильные интерпретации диагностических результатов лежат в основе многих распространенных ошибок и критических замечаний в адрес психологической диагностики. Полезный зарубежный опыт состоит также в том что для повышения профессиональных норм и улучшения качества...
22294. Психолого-педагогическая диагностика 38 KB
  Теоретические основы психодиагностики задаются соответствующими областями психологической науки общая дифференциальная возрастная медицинская психология и др. К методическим средствам психодиагностики относятся конкретные приемы изучения индивидуальнопсихологических особенностей способы обработки и интерпретации получаемых результатов. При этом направления теоретической и методической работы в области психодиагностики определяются главным образом запросами психологической практики.