33148

Творчество М. М. Фокина. Дягилевские русские сезоны

Доклад

Культурология и искусствоведение

Фокин считал что танец должен выражать душевные переживания действующих лиц что танцевальная часть спектакля должна составлять единое художественное целое с музыкой живописью и пластикой говоря о невозможности ставить балеты на случайную музыку представляющую собой набор вальсов полек и галопов и требовал чтобы музыка выражала те чувства которые передаются движениями танцующих. В 1906 году Фокин поставил для школьного спектакля балет Сон в летнюю ночь на музыку Ф. Для благотворительных вечеров Фокин поставил Виноградную лозу на...

Русский

2013-09-05

18.67 KB

56 чел.

Творчество М. М. Фокина. Дягилевские русские сезоны.

Михаил Михайлович Фокин(7880-1942) по собственному желанию был определен в Петербургскую балетную школу, несмотря на противодействие отца. Необычайная одаренность позволила ему сразу же стать первым учеником по всем специальным и общеобразовательным предметам. Пантомиму он изучал у М.Петипа и П.Гердта. Уже в четвертом классе Фокину поручили главную роль в балете «Волшебная флейта», шедшего на сцене школьного театра. После окончания школы в порядке исключения был принят в труппу прямо на сольные партии. Через очень короткий срок Фокин стал общепризнанным ведущим танцовщиком в труппе. С 1902 года он начал преподавать в балетной школе. Начав свою педагогическую работу, он сразу стал на новый путь, стремясь в первую очередь внести смысл в каждое движение классического танца. Фокин считал, что танец должен выражать душевные переживания действующих лиц, что танцевальная часть спектакля должна составлять единое художественное целое с музыкой, живописью и пластикой, говоря о невозможности ставить балеты на случайную музыку, представляющую собой набор вальсов, полек и галопов, и требовал, чтобы музыка выражала те чувства, которые передаются движениями танцующих.

Революция 1905 года всколыхнула всю страну. На эти события откликнулась и труппа Мариинского театра. Передовая ее часть, главным образом молодежь, во главе с М. Фокиным, А. Павловой и И.Кшесинским, организовала оппозиционную группу и предъявила дирекции ряд требований, направленных на улучшение условий работы и жизни артистов балета. Требования были скромны, но дирекция не стала даже вести переговоры с представителями труппы. Волнения усиливались. Однако неоднородность коллектива, политическая отсталость многих артистов, а самое главное - разгром революции помешали провести в жизнь балета какие-либо изменения. События 1905 года тяжело отразились на судьбе многих актеров: Павлова получила строгий выговор, а Фокина долго не допускали к постановочной работе в Мариинском театре. Прекрасный балетмейстер вынужден был ограничиваться постановкой спектаклей в школе и на благотворительных вечерах.

В 1906 году Фокин поставил для школьного спектакля балет «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона. Поставленный с большим вкусом, выдержанный в едином стиле, соответствующем содержанию, спектакль этот привлек внимание не только зрителей и художественной критики, но и художников из объединения «Мир искусства», которые увидели в Фокине человека, близкого им по духу.

Для благотворительных вечеров Фокин поставил «Виноградную лозу» на музыку А. Рубинштейна, первый вариант «Шопенианы» в оркестровке А. Глазунова. Все эти спектакли имели очень большой успех. Даже М. Петипа в короткой записке поздравил молодого балетмейстера с удачей и предвещал большое будущее. Дирекция по- прежнему не допускала Фокина к постановкам на сцене Мариинского театра.

Новый балет «Павильон Армиды» Фокин ставит вместе с художником А.Н. Бенуа, одним из организаторов из «Мира искусства». Но показан он был не полностью, а только одна картина, как школьный экзаменационный спектакль. Постановка имела шумный успех. Под влиянием его дирекция Мариинского театра была вынуждена позволить Фокину поставить этот балет на своей знаменитой сцене. Осенью 1907 года состоялась премьера. Это была большая победа и балетмейстера и художников из «Мира искусства», так как весь спектакль оформлял Бенуа. Это на долго закрепило связь Фокина с этим объединением. Следующая их совместная работа-балет на музыку А. С. Аренского «Египетские ночи». С этого времени он был официально признан как балетмейстер.

Мировое признание пришло к Фокину во время гастролей русского балета в Париже в 1909 году. Гастроли эти, получившие название Русских сезонов, организовал один из основоположников «Мира искусства» Сергей Павлович Дягилев (1872-1929). Свою деятельность по пропаганде за рубежом русского искусства- живописи, классической музыки, оперы- Дягилев начал в 1906 году. Балет был вывезен за границу впервые в 1909 году. Были показаны в постановке Фокина «Половецкие пляски» из оперы Бородина «Князь Игорь», балет Черепнина «Павильон Армиды», «Сильфиды» на музыку Шопена, «Клеопатра» ( новое название балета «Египетские ночи») и сюита-девиртесмент на музыку русских композиторов-классиков «Празднество». Успех был на столько велик, что Дягилев, Фокин и ведущие русские артисты сразу стали мировыми знаменитостями. Для каждого спектакля балетмейстер подбирал особые средства выразительности: 1) костюмы и декорации соответствовали стилю той эпохи, во время которой происходило действие. 2) классический танец принимал определенную окраску в зависимости от развивающихся событий. 3) пантомима была танцевальной, а танец-мимически - выразительным. 4)возродил пластику мужского танца. 5) сделал кордебалет действенным, добился «зримой» музыки.

По окончании балета М. Фокин вернулся в Петербург и 1 января 1910 года был утвержден в качестве балетмейстера Мариинского театра. Параллельно с работой в театре он вел работу по подготовке новых заграничных гастролей, которые состоялись летом 1910 года. Лучшими спектаклями этого сезона стали «Шехеразада» на музыку Римского- Корсакова и балет-сказка И. Стравинского «Жар-птица». Эскизы декораций и часть костюмов к этому спектаклю сделал А. Головин, другую часть- Л. Бакст. Премьера «Жар- птицы» состоялась в парижской «Гранд-Опера». Балет признали началом новой эпохи в музыке и хореографии балетного театра.

В третий русский балетный сезон за границей особенный успех выпал на долю балета «Петрушка» на музыку Ставинского, а оформлял спектакль Бенуа. В этот период назревал разрыв в отношениях между Фокиным и Дягилевым. Начиная уже со второго гастрольного сезона, Дягилев стал приглашать иностранных музыкантов. Даже «Петрушку» дирижировал француз. Затем последовали приглашение композиторов, сценаристов, танцовщиков. Художественная политика Дягилева резко изменилась. Его антреприза уже не имела целью пропаганду отечественного искусства за рубежом, это стало развлекательным предприятием, преследующие коммерческие цели. Порвав с Дягилевым, Фокин уехал в Петербург. Здесь он поставил одноактные балеты: «Бабочки» на музыку Шумана, «Исламей» на музыку Балакирева и «Прелюды» на музыку Листа. Не чувствуя удовлетворения от своей работы, Фокин снова уехал за границу.

Воспользовавшись этим, Дягилев пригласил его поставить оперу-балет на музыку Римского-Корсакова «Золотой петушок». Этим спектаклем Дягилев рассчитывал вновь привлечь внимание охладевшей публики. Эта цель была достигнута, но не той совершенной гармонией, единством музыки, живописи и хореографии. Неудача этого спектакля привела Фокина к окончательному разрыву с Дягилевым.

Фокин возвратился в Петербург. Он поставил здесь в 1915 году балеты «Стенька Разин» на музыку А. Глазунова. «Франческа да Римини» и «Эрос» Чайковского, «Сон» на музыку «Вальса-фантазии Глинки». Эти балеты, кроме Стеньки Разина не имели большого успеха, кроме «Стеньки Разина».

«Лебединой песней» стала последняя постановка Фокина в России «Арагонская хота» на музыку М. Глинки. Премьера состоялась в 1916 году. Этот характерный балет- хореографическая картина стал образцом музыкальности, удивительного использования народного танца как основного выразительного средства. Это лучшая работа балетмейстера тех лет.

Прекрасный танцовщик с благородной манерой исполнения, Фокин проявил свой талант в основном в балетмейстерском творчестве. Он продолжал поиск своих предшественников, создавая балеты с элементами танцевального симфонизма. Лучшими постановками Фокина остались балеты сюжетные, Действенные, с четко разработанными планами-сценариями, такие как «Петрушка», «Жар-птица», «Шехеразада». В спектаклях Фокина выступали в тесном союзе музыка, живопись и хореография. Творчество Фокина оказало большое внимание на развитие зарубежного балета. Среди многочисленных звезд Русских сезонов особое место занимают четыре имени: Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Тамара Карсавина и Ольга Спесивцева.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38295. Теорія аграрних відносин та аграрна політика 1.08 MB
  Однією із найбільш важливих сфер господарювання людей є відносини які виникають в сфері де головним засобом виробництва є земля. Першою особливістю є специфічний засіб виробництва – земля яка характеризується як невіттворюваний елемент виробництва збільшити який практично не можливо. Вплив природних умов викликає в цій галузі особливий технологічний спосіб виробництва. Це вимагає від виробника врахування постійних непередбачуваний змін в технологічному процесі більшу ніж в інших галузях виробництва.
38296. Теорія та метод К.Маркса, А.Маршалла, Дж.М.Кейнса 647 KB
  Навчальний курс «Теорія та метод К. Маркса, А. Маршалла, Дж.М.Кейнса» є своєрідним поглибленням та продовженням політичної економії, мікро- макроекономіки, історії економічних учень та інших наук, які були вивчені студентами раніше, і мали за мету дати майбутнім фахівцям економістам-теоретикам більш чітке й детальне уявлення про історичні умови формування учень, предмет та методологію дослідження наведених вище видатних економістів
38297. Международное право 490.5 KB
  ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Возникновение и основные этапы развития международного права Международное право: понятие и сущность особенности и функции Соотношение международного и внутригосударственного права: доктрины механизмы воздействия Система международного права. Институты и отрасли международного права Тема 2. ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Нормы международного права их особенности и виды.
38298. Види і форми міжнародної відповідальності 198 KB
  Проблема відповідальності в міжнародному праві безпосередньо пов’язана з функціонуванням міжнародного права та забезпеченням миру і правопорядку у світі. Таке розуміння цього міжнародно-правового інституту характерне, як для міжнародної наукової доктрини, так і для вітчизняної.
38299. МІЖНАРОДНО-ПРАВОВЕ РЕГУЛЮВАННЯ ПЕРЕВЕЗЕНЬ МОРСЬКИМИ ВИДАМИ ТРАНСПОРТУ 215 KB
  Перевезення товарів - справа, повязана з ризиком. Перевізники завжди прагнули максимально обмежити свою відповідальність. З іншого боку, вантажовідправники мають договірні зобовязання перед своїми покупцями і теж прагнуть зменшити ризик втрати або псування перевезених товарів.
38303. Европейский Парламент 40 KB
  14 ДЕС депутаты Европарламента избираются прямым всеобщим голосованием. Ряд существенных уточнений в порядок избрания депутатов Европарламента вносятся ДФЕС. Общее число членов Европарламента равно 751 750 1. Состав Европарламента и квоты отдельных государств фиксируются Европейским Советом по предложению Европарламента.