33150

Истоки русского балета

Доклад

Культурология и искусствоведение

Пляска же постепенно развивалась и видоизменяясь послужила основой для создания особого вида театрального искусства – балета. К древнейшим пляскам относятся также охотничьи. Эта пляска моржа у чукчей и немцев пляска медведя у ханты манси и айнов. На Украине сохранилась пляска запорожских казаков Гопак а в Грузии воинский танец Хоруми.

Русский

2013-09-05

22.28 KB

35 чел.

Истоки русского балета

Уже в глубокой древности люди различные эмоциональные состояния выражали пластическими движениями. Процесс труда обнаружил значение ритма. Движения, подчиненные ритму, породили пляску - одно из наиболее ранних проявлений человеческой культуры. Пляска же постепенно развивалась и видоизменяясь, послужила основой для создания особого вида театрального искусства – балета.

К 500-м годам нашей эры народы, поселявшие современную территорию России ,уже обладали своим танцевальным искусством. Древнейшим видом русских народных плясок являются пляски-игры, отображающие трудовые процессы .Сначала они исполнялись в строгом соответствии со временем проведения тех или иных сельскохозяйственных работ. Параллельно с темой труда в них раскрывалась и любовная тема.

К древнейшим пляскам относятся также охотничьи. В центральной России, где основным занятием населения было хлебопашество, они не имели особого распространения и до наших дней не дошли. Зато у некоторых народов они еще сохранились. Эта пляска моржа у чукчей и немцев, пляска медведя у ханты, манси и айнов. Пляски эти, копирующие движения и повадки зверей и птиц, обычно исполняются до и после охоты.

В древние времена появился и религиозный культовый танец. Первобытный человек, желая как-то объяснить непонятные ему явления природы, приписывая их возникновение воле таинственных высших существ - божеств.

Ежегодно отмечаемые во времена язычества дни равноденствия, зимнего и летнего противостояния продолжали справляться и после принятия христианства: в троицын день в ряде местностей нашей страны девушки водили хоровод вокруг березки, украшенной лентами, на свяжи, в период зимнего противостояния, рядились в традиционные костюмы зверей и исполняли гротесковые танцы.

Древнейший русский народный танец культового происхождения - хоровод. На определенных ступенях развития он встречается у всех народов. Хоровод - массовый танец, исполнение которого сопровождается хоровой песней, раньше посвящавшейся солнцу. Обойм рисунком олицетворяя солнце, хоровод обычно движется по кругу слева на право. Как правило, он водится девушками и парнями, держащимися друг за друга за руки, и имеет форму кольца.

Борьба племени вызвала появление военных плясок .Участие в них означало согласие идти в поход. На Украине сохранилась пляска запорожских казаков «Гопак», а в Грузии - воинский танец «Хоруми».

К народным пляскам принадлежат также обрядовые и бытовые, особенно широко представленные в свободном гулянье. Пляской сопровождается вся свадьба.

Русские народные пляски подразделяются на сольные и массовые. К массовым относятся пляски-игры, хороводы, а также всевозможные виды кадрилей , ланды , шестуги и т.д.

Сольные русские народные пляски в основном делятся на три вида: перепляс, парная и имправизационно-изобразительная пляска.

Перепляс обычно исполняется мужчинами и является танцевальным соревнованием. Перепляс рассматривается народом как поединок и исполняется с соблюденное нарочитой серьезности. Неточные частушки, которые поет в это время хор, стремятся рассмешить пляшущих.

Парная пляска исполняется одновременно девушкой и парнем или супругами и состоит в том, что пляшущая «завлекает» своего партнера грациозными и кокетливыми движениями, а тот в свою очередь стремится покорить ее лихостью и удавольством.

Одиночная импровизационно-изобразительная пляска, обычно исполняемая девушкой требует богатой творческой фантазии. Пляска должна быть не иллюстрацией песни, а выражением внутренних ощущений исполнительницы.

Профессионализация русского народного танца. Скоморохи

Каждое событие в жизни человека сопровождалось пляской: от рождения человека и до его смерти. Для этого был необходим распорядитель, знающий все тонкости обрядов и способный руководить точностью их выполнения. От него зависел успех. Он должен был быть и песенником, и музыкантом, и острословом, и поэтом, и плясуном. Опытных распорядителей очень ценили в народе и часто приглашали издалека. Они пользовались всеми свадебными угощениями и вознаграждались за свою работу подарками. Это была плата за труд. Распорядители были первыми полупрофессионалами.

Профессионалами стали скоморохи. Они появились в 8-9 веках. Их именовали «вещими», «святыми».

В начале своей профессиональной деятельности скоморох был «синтетическим» исполнителем, мастером на все руки. Но по мере развития, искусство скоморохов стало делиться на жанры. Возникли отдельные группы: бахарей и сказителей, музыкантов и гудошников, медвежатников, певцов, плясунов, глумотворцев. Эта специализация вызвала образование коллективов - «ватаг», куда входили представители всех жанров, устраивающих «позорища». Танец занимал значительное место. Искусство достигло высокого уровня.

Нашествие монголо-татарского ига в 13 веке затормозило развитие отечественной культуры на 2 столетия и только в 15 веке скоморошество возродилось вновь со значительными изменениями. После отделения женской половины боярских хором от мужской, появились профессиональные танцовщицы (до этого танцевали только мужчины). Пример - сообщение летописи о выходе матери Ивана Грозного в начале 16 века с «плясицами».

В 16 веке иностранцы получили широкий доступ в Москву. С этого времени в танцевальных представлениях начинает фигурировать маска («машкара»), завезенная из Венеции, До этого употребляли хари (маски животных) - бороды из мочала, парики из пакли - личины. Иноземная маска носила условный характер. Иван Грозный сам участвовал в представлении и, надевая маску, придавал конкретную направленность против определенных лиц. Представления стали остросатирическими («срамные») по мнению иностранцев.

С середины 17 века борьба церкви с царем за власть, запрет пения, танцев, только духовные песнопения. Начались гонения на скоморохов (били, рвали ноздри, ссылали).

За многовековой период своего существования скоморохи внесли большой вклад в историю развития русской танцевальной культуры. Профессионализация народной пляски способствовало ее быстрейшему совершенствованию. Деление профессиональных танцев на мужской и женский, из которых первый требовал виртуозности и темперамента, а второй - изящества и мягкости, соответствовало традициям народного искусства.

Искусство профессиональных русских плясунов и плясиц имело впоследствии решающее значение для развития русского балета.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19935. СОЦІОЛОГІЯ ШЛЮБУ І СІМ’Ї 122.5 KB
  ТЕМА 9 СОЦІОЛОГІЯ ШЛЮБУ І СІМ’Ї ПЛАН 1. Поняття шлюбу та сім’ї. 2. Соціальні функції сім’ї. 3. Тенденції проблеми та тенденції розвитку сучасної сім’ї. 1. Поняття шлюбу та сім’ї Сім'я являє собою об'єднання людей пов'язаних спільністю побуту та взаємною відповідал...
19936. ПОНЯТТЯ ТА РІЗНОВИДИ СОЦІОЛОГІЧНИХ ДОСЛІДЖЕНЬ 104 KB
  ЛЕКЦІЯ 17 ПОНЯТТЯ ТА РІЗНОВИДИ СОЦІОЛОГІЧНИХ ДОСЛІДЖЕНЬ ПЛАН 1. Сутність та вимоги до соціологічного дослідження. 2. Типологія соціологічних досліджень. 3. Програма та робочий план соціологічного дослідження. 1. Сутність та вимоги до соціологічного дослідження ...
19937. МЕТОДИ ПРОВЕДЕННЯ СОЦІОЛОГІЧНОГО ДОСЛІДЖЕННЯ 142 KB
  Перші згадування про проведення опитувань відносяться до часів Стародавнього світу. Як правило, вони пов'язувалися із встановленням чисельності населення, яке здатне носити зброю і сплачувати податки. Становлення опитування як наукового методу здобуття інформації відноситься до кінця XIX століття. Саме у цей період відбуваються масові переписи населення, ведеться облік врожаїв, худоби, землі, засобів виробництва, збирається інформація з моральної статистики тощо.
19938. Интеллектуальная собственность. Основы Авторского Патентного Права 15.13 KB
  Лекция №1 Тема: Интеллектуальная собственность Предмет: Основы Авторского Патентного Права. Потребность общества в тех или иных предметах потребления движет прогресс намного быстрее чем десятки университетов. Появление живописи в свое время привело к современно
19939. Произведения, не охраняемые авторским правом. Виды авторского права 21.05 KB
  Лекция №2 Тема: Произведения не охраняемые авторским правом. Виды авторского права. Не охраняется авторским правом: сообщения о новостях дня или текущих событиях имеющие характер обычной прессинформации; произведения народного творчества фольклор; изд
19940. Таможенная граница. Регистрация объектов ИС 18.34 KB
  Лекция №3 Тема: таможенная граница. Товары которые содержат объекты интеллектуальной собственности ИС импортируются или экспортируются. Украинскими или иностранными субъектами предпринимательской внешнеэкономической деятельности независимо от форм собственнос...
19942. Право на вознаграждение за создание и использование произведений 18.79 KB
  Тема: Право на вознаграждение за создание и использование произведений Вознаграждение выплачивается автору произведения как при его создании по договору заказа так и созданию произведения по трудовому договору. По договору заказа кроме вознаграждения за создани
19943. Произведения, созданные в связи с выполнением трудового договора. Возникновение авторских прав и их регистрация 19.4 KB
  Лекция №4 Тема: произведения созданные в связи с выполнением трудового договора. Возникновение авторских прав и их регистрация. Трудовой договор – это соглашение между работником предприятием и работодателем в соответствии с которым работник обязуется выполнить ра