33150

Истоки русского балета

Доклад

Культурология и искусствоведение

Пляска же постепенно развивалась и видоизменяясь послужила основой для создания особого вида театрального искусства – балета. К древнейшим пляскам относятся также охотничьи. Эта пляска моржа у чукчей и немцев пляска медведя у ханты манси и айнов. На Украине сохранилась пляска запорожских казаков Гопак а в Грузии воинский танец Хоруми.

Русский

2013-09-05

22.28 KB

33 чел.

Истоки русского балета

Уже в глубокой древности люди различные эмоциональные состояния выражали пластическими движениями. Процесс труда обнаружил значение ритма. Движения, подчиненные ритму, породили пляску - одно из наиболее ранних проявлений человеческой культуры. Пляска же постепенно развивалась и видоизменяясь, послужила основой для создания особого вида театрального искусства – балета.

К 500-м годам нашей эры народы, поселявшие современную территорию России ,уже обладали своим танцевальным искусством. Древнейшим видом русских народных плясок являются пляски-игры, отображающие трудовые процессы .Сначала они исполнялись в строгом соответствии со временем проведения тех или иных сельскохозяйственных работ. Параллельно с темой труда в них раскрывалась и любовная тема.

К древнейшим пляскам относятся также охотничьи. В центральной России, где основным занятием населения было хлебопашество, они не имели особого распространения и до наших дней не дошли. Зато у некоторых народов они еще сохранились. Эта пляска моржа у чукчей и немцев, пляска медведя у ханты, манси и айнов. Пляски эти, копирующие движения и повадки зверей и птиц, обычно исполняются до и после охоты.

В древние времена появился и религиозный культовый танец. Первобытный человек, желая как-то объяснить непонятные ему явления природы, приписывая их возникновение воле таинственных высших существ - божеств.

Ежегодно отмечаемые во времена язычества дни равноденствия, зимнего и летнего противостояния продолжали справляться и после принятия христианства: в троицын день в ряде местностей нашей страны девушки водили хоровод вокруг березки, украшенной лентами, на свяжи, в период зимнего противостояния, рядились в традиционные костюмы зверей и исполняли гротесковые танцы.

Древнейший русский народный танец культового происхождения - хоровод. На определенных ступенях развития он встречается у всех народов. Хоровод - массовый танец, исполнение которого сопровождается хоровой песней, раньше посвящавшейся солнцу. Обойм рисунком олицетворяя солнце, хоровод обычно движется по кругу слева на право. Как правило, он водится девушками и парнями, держащимися друг за друга за руки, и имеет форму кольца.

Борьба племени вызвала появление военных плясок .Участие в них означало согласие идти в поход. На Украине сохранилась пляска запорожских казаков «Гопак», а в Грузии - воинский танец «Хоруми».

К народным пляскам принадлежат также обрядовые и бытовые, особенно широко представленные в свободном гулянье. Пляской сопровождается вся свадьба.

Русские народные пляски подразделяются на сольные и массовые. К массовым относятся пляски-игры, хороводы, а также всевозможные виды кадрилей , ланды , шестуги и т.д.

Сольные русские народные пляски в основном делятся на три вида: перепляс, парная и имправизационно-изобразительная пляска.

Перепляс обычно исполняется мужчинами и является танцевальным соревнованием. Перепляс рассматривается народом как поединок и исполняется с соблюденное нарочитой серьезности. Неточные частушки, которые поет в это время хор, стремятся рассмешить пляшущих.

Парная пляска исполняется одновременно девушкой и парнем или супругами и состоит в том, что пляшущая «завлекает» своего партнера грациозными и кокетливыми движениями, а тот в свою очередь стремится покорить ее лихостью и удавольством.

Одиночная импровизационно-изобразительная пляска, обычно исполняемая девушкой требует богатой творческой фантазии. Пляска должна быть не иллюстрацией песни, а выражением внутренних ощущений исполнительницы.

Профессионализация русского народного танца. Скоморохи

Каждое событие в жизни человека сопровождалось пляской: от рождения человека и до его смерти. Для этого был необходим распорядитель, знающий все тонкости обрядов и способный руководить точностью их выполнения. От него зависел успех. Он должен был быть и песенником, и музыкантом, и острословом, и поэтом, и плясуном. Опытных распорядителей очень ценили в народе и часто приглашали издалека. Они пользовались всеми свадебными угощениями и вознаграждались за свою работу подарками. Это была плата за труд. Распорядители были первыми полупрофессионалами.

Профессионалами стали скоморохи. Они появились в 8-9 веках. Их именовали «вещими», «святыми».

В начале своей профессиональной деятельности скоморох был «синтетическим» исполнителем, мастером на все руки. Но по мере развития, искусство скоморохов стало делиться на жанры. Возникли отдельные группы: бахарей и сказителей, музыкантов и гудошников, медвежатников, певцов, плясунов, глумотворцев. Эта специализация вызвала образование коллективов - «ватаг», куда входили представители всех жанров, устраивающих «позорища». Танец занимал значительное место. Искусство достигло высокого уровня.

Нашествие монголо-татарского ига в 13 веке затормозило развитие отечественной культуры на 2 столетия и только в 15 веке скоморошество возродилось вновь со значительными изменениями. После отделения женской половины боярских хором от мужской, появились профессиональные танцовщицы (до этого танцевали только мужчины). Пример - сообщение летописи о выходе матери Ивана Грозного в начале 16 века с «плясицами».

В 16 веке иностранцы получили широкий доступ в Москву. С этого времени в танцевальных представлениях начинает фигурировать маска («машкара»), завезенная из Венеции, До этого употребляли хари (маски животных) - бороды из мочала, парики из пакли - личины. Иноземная маска носила условный характер. Иван Грозный сам участвовал в представлении и, надевая маску, придавал конкретную направленность против определенных лиц. Представления стали остросатирическими («срамные») по мнению иностранцев.

С середины 17 века борьба церкви с царем за власть, запрет пения, танцев, только духовные песнопения. Начались гонения на скоморохов (били, рвали ноздри, ссылали).

За многовековой период своего существования скоморохи внесли большой вклад в историю развития русской танцевальной культуры. Профессионализация народной пляски способствовало ее быстрейшему совершенствованию. Деление профессиональных танцев на мужской и женский, из которых первый требовал виртуозности и темперамента, а второй - изящества и мягкости, соответствовало традициям народного искусства.

Искусство профессиональных русских плясунов и плясиц имело впоследствии решающее значение для развития русского балета.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33531. Несвоевременные мысли» М.Горького как опыт национальной самокритики 20.06 KB
  Советское литературоведение отталкиваясь от определения Ленина Горький не политик толковало публицистику как отступление от правды большевизма. Это хорошо понимал и сам Горький. Горький подозревает крестьянство в тяжких грехах и противопоставляет ему рабочий класс напутствуя: Не забывайте что вы живете в стране где 85 населения – крестьяне и что вы среди них маленький островок среди океана. На крестьянство Горький не рассчитывает потому что оно жадное до собственности получит землю и отвернется изорвав на онучи знамя Желябова.
33532. Тема любви в лирике В.Маяковского и лирике С.Есенина 20-х гг. 21.61 KB
  Октябрьская революция раскрепостив человека создала условия для торжества любви любви как счастья как радости. Это произведение о человеческой любви во всех ее проявлениях о любви в самом широком смысле этого слова. Утверждая право человека ненавидеть во имя любви Маяковский по ходу эволюции своего лирического героя показывает как его чувства становятся социально осмысленными.
33533. Отражение истории в судьбе Г.Мелехова (по роману М.Шолохова «Тихий Дон») 14.64 KB
  Григорий Мелехов – это главный герой романа. На войне герой возмужал заслужил четыре георгиевских креста и четыре медали стал офицером поддержал казачью честь и славу но стал злым. После знакомства с большевистской философией герой чувствует себя зрячим. Трех коней убили под Григорием в пяти местах продырявлена его шинель но геройство оказывается напрасным – поток Красной армии затопляет Донскую землю.
33534. Проблематика и жанровые особенности романа М.Шолохова «Тихий Дон» 16.39 KB
  Действительно Шолохов в отличие от автора “Войны и мира†не дает в романе теоретического обоснования своей исторической концепции несмотря на то что его трактовка исторических событий нередко отличается от главенствовавшей тогда в исторической науке. В своем романе Шолохов рисует жизнь русского донского казачества. В этом романе Шолохов освещает проблемы связанные с войной и революцией начала 20 века. Но есть в романе и другое.
33535. Политическая лирика В.Маяковского 18.44 KB
  Февральская и Октябрьская революции явились для Маяковского началом реального воплощения его идей о новом свободном человеке и счастливом мироустройстве. Отныне романтический индивидуализм присущий лирическому герою Маяковского уступил место соборности единению с миллионами я сменилось на мы конфликт личности и общества был снят самой историей. Футуристическая эстетика Маяковского сменилась доктриной коммунистического футуризма и Левого фронта искусств с его идеями искусства как жизнестроения. Знаменитые Окна РОСТА регулярно...
33536. Идейно-тематические особенности рассказов М.Зощенко. Герои, конфликты 15.7 KB
  Несмотря на то что герой не считает себя удачливым в жизни так как выходит ему время от времени перетык и прискорбный случай он философствует Жизнь штука не простая а сложная имеет на все свои взгляды: и на мужицкую жизнь блекота и слабое развитие техники и на культуру иностранную которую он знает. Я всегда стремился к изображению положительных сторон жизни. которые проповедовали свободу искусства от политики изображали действительность исходя из фактов жизни быта. Главным фактом в то время была революция которую...
33537. Повесть В.Распутина «Прощание с Матерой» как итоговое произведение «деревенской» прозы 17.11 KB
  Жанр повести можно определить как философскую притчу. Таким образом один из основных философских смыслов повести заключается в том что не нами начинается жизнь на земле и не нашим уходом заканчивается. В повести двадцать две главы в которых воспроизводится быт жителей Матеры в последние три месяца их пребывания на острове. Трагическая развязка повести проявляет авторскую позицию.
33538. «Матренин двор» А. Солженицына как начало второго этапа развития «деревенской прозы. Особенности этого этапа 17.23 KB
  Хозяйка дома Матрена одинокая женщина лет шестидесяти. Матрена Васильевна избу не жалела ни для мышей ни для тараканов ибо в шуршании мышей непрерывном как далекий шум океана шорохе тараканов не было ничего злого не было лжи. Матрена отличалась трудолюбием: вставала в четырепять утра тихо вежливо стараясь не шуршать топила русскую печь ходила доить козу по воду ходила и варила в трех судочках . Матрена никому не могла отказать: без нее ни одна пахота не обходилась.
33539. Основные конфликты «деревенской» прозы 50-х гг 15.2 KB
  Деревенская проза ведет свое начало с 50х годов. Очеркистыдеревенщики 50 60х годов не позволяли себе сомневаться в необходимости колхозов не поднимали руку на то как осуществлялось партийное руководство ими но показывали сколько вреда наносят бездумные директивы галочная система. 50е ГОДЫ – овечкинский этап – МОМЕНТ ПРОЗРЕНИЯ после лакировочнобесконфликтного наваждения 40х годов. Овечкинское направление в литературе 50х годов было: резкой реакцией на литературную мифологию 40х годов; возвращением деревенской прозы...