33150

Истоки русского балета

Доклад

Культурология и искусствоведение

Пляска же постепенно развивалась и видоизменяясь послужила основой для создания особого вида театрального искусства – балета. К древнейшим пляскам относятся также охотничьи. Эта пляска моржа у чукчей и немцев пляска медведя у ханты манси и айнов. На Украине сохранилась пляска запорожских казаков Гопак а в Грузии воинский танец Хоруми.

Русский

2013-09-05

22.28 KB

34 чел.

Истоки русского балета

Уже в глубокой древности люди различные эмоциональные состояния выражали пластическими движениями. Процесс труда обнаружил значение ритма. Движения, подчиненные ритму, породили пляску - одно из наиболее ранних проявлений человеческой культуры. Пляска же постепенно развивалась и видоизменяясь, послужила основой для создания особого вида театрального искусства – балета.

К 500-м годам нашей эры народы, поселявшие современную территорию России ,уже обладали своим танцевальным искусством. Древнейшим видом русских народных плясок являются пляски-игры, отображающие трудовые процессы .Сначала они исполнялись в строгом соответствии со временем проведения тех или иных сельскохозяйственных работ. Параллельно с темой труда в них раскрывалась и любовная тема.

К древнейшим пляскам относятся также охотничьи. В центральной России, где основным занятием населения было хлебопашество, они не имели особого распространения и до наших дней не дошли. Зато у некоторых народов они еще сохранились. Эта пляска моржа у чукчей и немцев, пляска медведя у ханты, манси и айнов. Пляски эти, копирующие движения и повадки зверей и птиц, обычно исполняются до и после охоты.

В древние времена появился и религиозный культовый танец. Первобытный человек, желая как-то объяснить непонятные ему явления природы, приписывая их возникновение воле таинственных высших существ - божеств.

Ежегодно отмечаемые во времена язычества дни равноденствия, зимнего и летнего противостояния продолжали справляться и после принятия христианства: в троицын день в ряде местностей нашей страны девушки водили хоровод вокруг березки, украшенной лентами, на свяжи, в период зимнего противостояния, рядились в традиционные костюмы зверей и исполняли гротесковые танцы.

Древнейший русский народный танец культового происхождения - хоровод. На определенных ступенях развития он встречается у всех народов. Хоровод - массовый танец, исполнение которого сопровождается хоровой песней, раньше посвящавшейся солнцу. Обойм рисунком олицетворяя солнце, хоровод обычно движется по кругу слева на право. Как правило, он водится девушками и парнями, держащимися друг за друга за руки, и имеет форму кольца.

Борьба племени вызвала появление военных плясок .Участие в них означало согласие идти в поход. На Украине сохранилась пляска запорожских казаков «Гопак», а в Грузии - воинский танец «Хоруми».

К народным пляскам принадлежат также обрядовые и бытовые, особенно широко представленные в свободном гулянье. Пляской сопровождается вся свадьба.

Русские народные пляски подразделяются на сольные и массовые. К массовым относятся пляски-игры, хороводы, а также всевозможные виды кадрилей , ланды , шестуги и т.д.

Сольные русские народные пляски в основном делятся на три вида: перепляс, парная и имправизационно-изобразительная пляска.

Перепляс обычно исполняется мужчинами и является танцевальным соревнованием. Перепляс рассматривается народом как поединок и исполняется с соблюденное нарочитой серьезности. Неточные частушки, которые поет в это время хор, стремятся рассмешить пляшущих.

Парная пляска исполняется одновременно девушкой и парнем или супругами и состоит в том, что пляшущая «завлекает» своего партнера грациозными и кокетливыми движениями, а тот в свою очередь стремится покорить ее лихостью и удавольством.

Одиночная импровизационно-изобразительная пляска, обычно исполняемая девушкой требует богатой творческой фантазии. Пляска должна быть не иллюстрацией песни, а выражением внутренних ощущений исполнительницы.

Профессионализация русского народного танца. Скоморохи

Каждое событие в жизни человека сопровождалось пляской: от рождения человека и до его смерти. Для этого был необходим распорядитель, знающий все тонкости обрядов и способный руководить точностью их выполнения. От него зависел успех. Он должен был быть и песенником, и музыкантом, и острословом, и поэтом, и плясуном. Опытных распорядителей очень ценили в народе и часто приглашали издалека. Они пользовались всеми свадебными угощениями и вознаграждались за свою работу подарками. Это была плата за труд. Распорядители были первыми полупрофессионалами.

Профессионалами стали скоморохи. Они появились в 8-9 веках. Их именовали «вещими», «святыми».

В начале своей профессиональной деятельности скоморох был «синтетическим» исполнителем, мастером на все руки. Но по мере развития, искусство скоморохов стало делиться на жанры. Возникли отдельные группы: бахарей и сказителей, музыкантов и гудошников, медвежатников, певцов, плясунов, глумотворцев. Эта специализация вызвала образование коллективов - «ватаг», куда входили представители всех жанров, устраивающих «позорища». Танец занимал значительное место. Искусство достигло высокого уровня.

Нашествие монголо-татарского ига в 13 веке затормозило развитие отечественной культуры на 2 столетия и только в 15 веке скоморошество возродилось вновь со значительными изменениями. После отделения женской половины боярских хором от мужской, появились профессиональные танцовщицы (до этого танцевали только мужчины). Пример - сообщение летописи о выходе матери Ивана Грозного в начале 16 века с «плясицами».

В 16 веке иностранцы получили широкий доступ в Москву. С этого времени в танцевальных представлениях начинает фигурировать маска («машкара»), завезенная из Венеции, До этого употребляли хари (маски животных) - бороды из мочала, парики из пакли - личины. Иноземная маска носила условный характер. Иван Грозный сам участвовал в представлении и, надевая маску, придавал конкретную направленность против определенных лиц. Представления стали остросатирическими («срамные») по мнению иностранцев.

С середины 17 века борьба церкви с царем за власть, запрет пения, танцев, только духовные песнопения. Начались гонения на скоморохов (били, рвали ноздри, ссылали).

За многовековой период своего существования скоморохи внесли большой вклад в историю развития русской танцевальной культуры. Профессионализация народной пляски способствовало ее быстрейшему совершенствованию. Деление профессиональных танцев на мужской и женский, из которых первый требовал виртуозности и темперамента, а второй - изящества и мягкости, соответствовало традициям народного искусства.

Искусство профессиональных русских плясунов и плясиц имело впоследствии решающее значение для развития русского балета.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16808. Перспективы организации комплексного извлечения цветных, рассеянных редких и благородных металлов из нетрадиционного природного и техногенного сульфидного сырья Урала 184 KB
  Мелентьев Г.Б. Малинина Е.Н. Овчарова Е.С. Перспективы организации комплексного извлечения цветных рассеянных редких и благородных металлов из нетрадиционного природного и техногенного сульфидного сырья Урала НИЦ Экология и промышленная энерготехнология Объедин...
16809. Поиск критериев золотого оруденения мурунтауского рудного поля 55 KB
  Поиск критериев золотого оруденения мурунтауского рудного поля Голищенко Г.Н. главный геофизик Центрального рудоуправления НГМК канд. геол.мин. наук; Беленко А.П.главный геолог Центрального рудоуправления НГМК Большая часть территории Кызылкумского региона перек
16810. Потенциальные возможности развития минерально сырьевой базы золота России в ХХI веке 175.5 KB
  Потенциальные возможности развития минеральносырьевой базы золота России в ХХI веке ВведениеТеоретические основы металлогенического прогнозированияПрогнозная оценка золоторудных ресурсов РоссииЛитература Введение Кризисное по ряду показателей поло...
16811. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ КОНЦЕНТРАТОРОВ ИТОМАК ДЛЯ ДОБЫЧИ МЕЛКОГО, ТОНКОГО И СВЯЗАННОГО ЗОЛОТА ИЗ ТЕХНОГЕННОГО СЫРЬЯ 49 KB
  ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ КОНЦЕНТРАТОРОВ ИТОМАК ДЛЯ ДОБЫЧИ МЕЛКОГО ТОНКОГО И СВЯЗАННОГО ЗОЛОТА ИЗ ТЕХНОГЕННОГО СЫРЬЯ. С.И. АФАНАСЕНКО А.Н. ЛАЗАРИДИ ЗАО ИТОМАК г. Новосибирск Попытки использовать для улавливания мелкого и тонкого золота возможности центрифугирования...
16812. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ КОНЦЕНТРАТОРОВ ИТОМАК ДЛЯ ДОБЫЧИ МЕЛКОГО, ТОНКОГО И СВЯЗАННОГО ЗОЛОТА ИЗ ТЕХНОГЕННОГО СЫРЬЯ 88.5 KB
  ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ КОНЦЕНТРАТОРОВ ИТОМАК ДЛЯ ДОБЫЧИ МЕЛКОГО ТОНКОГО И СВЯЗАННОГО ЗОЛОТА ИЗ ТЕХНОГЕННОГО СЫРЬЯ С.И. АФАНАСЕНКО А.Н. ЛАЗАРИДИ ЗАО ИТОМАК г. Новосибирск Потери мелкого золота при добыче общеизвестны. Используемые традиционно в технологических проц
16813. Применение СВЧ печей для разложения золотосодержащих проб 63 KB
  УДК 622.765.063 Применение СВЧ печей для разложения золотосодержащих пробХайдарова З.Р. магистрант НГГИ; Музафаров А.М. начальник бюро ЦНИЛ НГМК Методов обогащения золотосодержащих проб применяемых в промышленности очень много и они разнообразны. В последнее время с появ
16814. Пробирный анализ: от древнего мира до наших дней. Обзор 137 KB
  Пробирный анализ: от древнего мира до наших дней. Обзор Т.И.Маякова к.х.н. рекламномаркетинговый отдел ОАО Иргиредмет Золотодобыча №97 Декабрь 2007 Первые зачатки пробирного анализа относятся к истории древнего мира. Уже несколько тысяч лет назад был известен проц...
16815. Проблемы классификации запасов и стандартизации запасов золота 56 KB
  Проблемы классификации запасов и стандартизации запасов золота Проблемы классификации запасов и стандартизации их разных типов в последнее время весьма актуальны для российских золотодобывающих компаний. Ведь правильная т.е. наиболее понятная инвестору классифик...
16816. Революция в геологии золота 42.5 KB
  Революция в геологии золота М.М. Константинов ПРИ слове революция мы поеживаемся уж слишком неоднозначными бывают иногда результаты. Между тем революции происходят непрерывно: и в науке и в технологиях и в духовном мире. С легкой руки академика А.Е.Ферсмана средн...