33150

Истоки русского балета

Доклад

Культурология и искусствоведение

Пляска же постепенно развивалась и видоизменяясь послужила основой для создания особого вида театрального искусства балета. К древнейшим пляскам относятся также охотничьи. Эта пляска моржа у чукчей и немцев пляска медведя у ханты манси и айнов. На Украине сохранилась пляска запорожских казаков Гопак а в Грузии воинский танец Хоруми.

Русский

2013-09-05

22.28 KB

42 чел.

Истоки русского балета

Уже в глубокой древности люди различные эмоциональные состояния выражали пластическими движениями. Процесс труда обнаружил значение ритма. Движения, подчиненные ритму, породили пляску - одно из наиболее ранних проявлений человеческой культуры. Пляска же постепенно развивалась и видоизменяясь, послужила основой для создания особого вида театрального искусства – балета.

К 500-м годам нашей эры народы, поселявшие современную территорию России ,уже обладали своим танцевальным искусством. Древнейшим видом русских народных плясок являются пляски-игры, отображающие трудовые процессы .Сначала они исполнялись в строгом соответствии со временем проведения тех или иных сельскохозяйственных работ. Параллельно с темой труда в них раскрывалась и любовная тема.

К древнейшим пляскам относятся также охотничьи. В центральной России, где основным занятием населения было хлебопашество, они не имели особого распространения и до наших дней не дошли. Зато у некоторых народов они еще сохранились. Эта пляска моржа у чукчей и немцев, пляска медведя у ханты, манси и айнов. Пляски эти, копирующие движения и повадки зверей и птиц, обычно исполняются до и после охоты.

В древние времена появился и религиозный культовый танец. Первобытный человек, желая как-то объяснить непонятные ему явления природы, приписывая их возникновение воле таинственных высших существ - божеств.

Ежегодно отмечаемые во времена язычества дни равноденствия, зимнего и летнего противостояния продолжали справляться и после принятия христианства: в троицын день в ряде местностей нашей страны девушки водили хоровод вокруг березки, украшенной лентами, на свяжи, в период зимнего противостояния, рядились в традиционные костюмы зверей и исполняли гротесковые танцы.

Древнейший русский народный танец культового происхождения - хоровод. На определенных ступенях развития он встречается у всех народов. Хоровод - массовый танец, исполнение которого сопровождается хоровой песней, раньше посвящавшейся солнцу. Обойм рисунком олицетворяя солнце, хоровод обычно движется по кругу слева на право. Как правило, он водится девушками и парнями, держащимися друг за друга за руки, и имеет форму кольца.

Борьба племени вызвала появление военных плясок .Участие в них означало согласие идти в поход. На Украине сохранилась пляска запорожских казаков «Гопак», а в Грузии - воинский танец «Хоруми».

К народным пляскам принадлежат также обрядовые и бытовые, особенно широко представленные в свободном гулянье. Пляской сопровождается вся свадьба.

Русские народные пляски подразделяются на сольные и массовые. К массовым относятся пляски-игры, хороводы, а также всевозможные виды кадрилей , ланды , шестуги и т.д.

Сольные русские народные пляски в основном делятся на три вида: перепляс, парная и имправизационно-изобразительная пляска.

Перепляс обычно исполняется мужчинами и является танцевальным соревнованием. Перепляс рассматривается народом как поединок и исполняется с соблюденное нарочитой серьезности. Неточные частушки, которые поет в это время хор, стремятся рассмешить пляшущих.

Парная пляска исполняется одновременно девушкой и парнем или супругами и состоит в том, что пляшущая «завлекает» своего партнера грациозными и кокетливыми движениями, а тот в свою очередь стремится покорить ее лихостью и удавольством.

Одиночная импровизационно-изобразительная пляска, обычно исполняемая девушкой требует богатой творческой фантазии. Пляска должна быть не иллюстрацией песни, а выражением внутренних ощущений исполнительницы.

Профессионализация русского народного танца. Скоморохи

Каждое событие в жизни человека сопровождалось пляской: от рождения человека и до его смерти. Для этого был необходим распорядитель, знающий все тонкости обрядов и способный руководить точностью их выполнения. От него зависел успех. Он должен был быть и песенником, и музыкантом, и острословом, и поэтом, и плясуном. Опытных распорядителей очень ценили в народе и часто приглашали издалека. Они пользовались всеми свадебными угощениями и вознаграждались за свою работу подарками. Это была плата за труд. Распорядители были первыми полупрофессионалами.

Профессионалами стали скоморохи. Они появились в 8-9 веках. Их именовали «вещими», «святыми».

В начале своей профессиональной деятельности скоморох был «синтетическим» исполнителем, мастером на все руки. Но по мере развития, искусство скоморохов стало делиться на жанры. Возникли отдельные группы: бахарей и сказителей, музыкантов и гудошников, медвежатников, певцов, плясунов, глумотворцев. Эта специализация вызвала образование коллективов - «ватаг», куда входили представители всех жанров, устраивающих «позорища». Танец занимал значительное место. Искусство достигло высокого уровня.

Нашествие монголо-татарского ига в 13 веке затормозило развитие отечественной культуры на 2 столетия и только в 15 веке скоморошество возродилось вновь со значительными изменениями. После отделения женской половины боярских хором от мужской, появились профессиональные танцовщицы (до этого танцевали только мужчины). Пример - сообщение летописи о выходе матери Ивана Грозного в начале 16 века с «плясицами».

В 16 веке иностранцы получили широкий доступ в Москву. С этого времени в танцевальных представлениях начинает фигурировать маска («машкара»), завезенная из Венеции, До этого употребляли хари (маски животных) - бороды из мочала, парики из пакли - личины. Иноземная маска носила условный характер. Иван Грозный сам участвовал в представлении и, надевая маску, придавал конкретную направленность против определенных лиц. Представления стали остросатирическими («срамные») по мнению иностранцев.

С середины 17 века борьба церкви с царем за власть, запрет пения, танцев, только духовные песнопения. Начались гонения на скоморохов (били, рвали ноздри, ссылали).

За многовековой период своего существования скоморохи внесли большой вклад в историю развития русской танцевальной культуры. Профессионализация народной пляски способствовало ее быстрейшему совершенствованию. Деление профессиональных танцев на мужской и женский, из которых первый требовал виртуозности и темперамента, а второй - изящества и мягкости, соответствовало традициям народного искусства.

Искусство профессиональных русских плясунов и плясиц имело впоследствии решающее значение для развития русского балета.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38812. Психологічні особливості адаптації працівників колекторської компанії до специфічних професійних стресів 484 KB
  Даймонд; методи оцінки та самооцінки стресових станів; методика оцінки рівня професійного стресу; методика схильності до стресу Дженкінсон. Перший розділ включає в себе аналіз теоретичних матеріалів стосовно психологічної особливості професійного стресу та проблему адаптації а також специфіку діяльності колекторської діяльності.Даймонд; методи оцінки та самооцінки стресових станів; методика оцінки рівня професійного стресу; методика схильності до стресу Дженкінсон. Модифікації Фрідмана і Розенмана Колекторська діяльність потребує від...
38813. НОВІТНЯ ІСТОРІОГРАФІЯ НАЦІОНАЛЬНИХ ТРАДИЦІЙ УКРАЇНСЬКОГО ДЕРЖАВОТВОРЕННЯ 2.77 MB
  Українська історіографія, висвітлюючи національні традиції державотворення, служить формуванню державницького світогляду, усвідомленню належності до українського народу, сприяє дедалі кращому розумінню національних інтересів, потреб і завдань, зростаючому прагненню до історичної правди. Історична наука допомагає вирішити чи не найголовніше завдання – виховання суверенного мислення, державницького світосприймання, державницького підходу до складних подій сьогодення
38814. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА О РАЗВИТИИ ИСКУССТВ 6.09 MB
  Все эти вещества придают эмали легкоплавкость прочность и блеск. Кроме того в состав эмали входят различные окислы металлов которые сообщают ей ту или иную окраску.Эта пленка придает однотонной металлической поверхности украшасмог изделия ту яркую и красочную расцветку которая не может быть достигнута никакими другими красками кроме эмали так как все остальные крЬски СО временем тускнеют в то время как красочная поверхность эмали сохраняет постоянную свежесть и блеск.
38817. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СДЕЛОК КАК СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 2.12 MB
  ЕГОРОВ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СДЕЛОК КАК СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НОВОСИБИРСК НАУКА 2004 Ответственный редактор доктор юридических наук профессор Т. Е30 Правовой режим сделок как средств индивидуального регулирования. Раскрывающий содержание метода гражданского права анализ сделок проводится в рамках современных представлений о правовом регулировании и с учетом практики применения сделок в гражданском обороте. Показано становление сделок как правовой категории исследуется юридический состав и функции сделок.
38818. Организация и развитие бизнес-процессов Интернет-магазина 1.95 MB
  Обзор рынка электронной коммерции и выявление типовых решений для ведения Интернет-торговли; Анализ ключевых бизнес-процессов для организации и поддержания функционирующего Интернет-магазина; Описание походов к внедрению и развитию бизнес-процессов...
38819. Прибуток і його використання на приватному підприємстві «Бескид» 1.2 MB
  Вибір теми дипломної роботи а саме: Удосконалення управління фінансовими результатами та рентабельністю підприємства обумовлений тим що процес розподілу прибутку між суб'єктами неоднозначний він прямо пов'язаний із суспільними колективними й особистими інтересами. Протиріччя між видимою самостійністю проголошеної Законом Про підприємства в Україні і регульованим оподатковуванням установленим іншими законодавчими актами стає гальмом вільного підприємництва переходу до ринкової економіки. Промисловим...
38820. Анализ финансового состояния предприятия ООО «2 ГИС» 656 KB
  Актуальность тематики обусловила цель дипломной работы оенка финансового состояния ООО 2 ГИС Для этого были поставлены и решены следующие задачи: обобщить теоретические основы управления финансовым состоянием организации; выполнить техникоэкономическую характеристику фирмы; провести анализ финансового состояния ООО 2 ГИС; выявить резервы улучшения финансового состояния фирмы; разработать рекомендации по использованию выявленных резервов; сделать экономическое обоснование предложенных мероприятий....