33175

Инфляция: ее сущность, причины и типы. Антиинфляционная политика государства

Доклад

Банковское дело и рынок ценных бумаг

Под инфляцией в настоящее время понимают любой процесс роста цен на товары и услуги того же качества вне зависимости от вызвавшей его причины. При такой ситуации наблюдается повышенный спрос на какиелибо отдельные виды или вообще на все товары вследствие чего продавцы товаров повышают цену реализации. Факторами развития инфляции спроса являются: чрезмерная эмиссия наличных денег центральным банком без ориентации на товарную массу. Последний может допустить чрезмерную эмиссию денег в различных ситуациях: при необходимости покрыть...

Русский

2013-09-05

52.5 KB

25 чел.

36. Инфляция: ее сущность, причины и типы. Антиинфляционная политика государства.

Под инфляцией в настоящее время понимают любой процесс роста цен на товары и услуги того же качества вне зависимости от вызвавшей его причины.

При этом по причине возникновения инфляцию делят на два вида:

инфляцию спроса и инфляцию издержек.

Инфляция спроса это инфляция, возникающая в результате превышения денежной массы над товарной, т.е. за счет избытка денег в обращении. При такой ситуации наблюдается повышенный спрос на какие-либо отдельные виды или вообще на все товары, вследствие чего продавцы товаров повышают цену реализации. Превышение денежной массы над товарным предложением может возникнуть из-за влияния многих факторов. Факторами развития инфляции спроса являются:

чрезмерная эмиссия наличных денег центральным банком (без ориентации на товарную массу). Последний может допустить чрезмерную эмиссию денег в различных ситуациях: при необходимости покрыть дефицит бюджета (превышение расходов бюджета над его доходами); увеличении притока в страну валютной выручки;

чрезмерная эмиссия безналичных денег коммерческими банками, допущенная в результате просчетов в денежно-кредитной политике центрального банка (в силу чего совокупная денежная масса в обращении, включая наличную, превысит товарную);

милитаризация экономики, т.е. чрезмерные военные расходы. Деньги, затраченные на содержание армии, выпуск военной техники и другие профильные нужды, в итоге попадают на рынок, но без соответствующего поступления в оборот товаров. Таким образом, за счет военных ассигнований увеличивается денежный спрос при неизменном товарном предложении;

структурные диспропорции в народном хозяйстве, которые приводят к недостаточному предложению тех или иных товаров. Гиперинфляция, вызванная структурными диспропорциями, характерна скорее для стран с неразвитой рыночной экономикой, где факторы производства обладают слабой мобильностью, в результате чего предложение товаров слабо реагирует на повышение спроса.

Инфляция издержек это инфляция, возникающая в результате увеличения каких-либо издержек производства или реализации товаров.

Понятно, что если затраты, связанные с производством или реализацией товаров возрастают (т.е. себестоимость товаров увеличивается), товаропроизводители (а затем и продавцы) или только продавцы (если увеличились затраты лишь по реализации) вынуждены поднимать цены вне зависимости от того, пользуется ли товар повышенным спросом или нет. Иначе говоря, и те, и другие стремятся переложить возросшие издержки на плечи потребителей.

Факторами развития инфляции издержек являются:

подорожание сырья, и в первую очередь энергоресурсов. Затраты на последние имеют наибольший удельный вес в себестоимости товаров. Рост цен на энергоресурсы это увеличение затрат на коммунальные услуги (свет, отопление, подачу воды), эксплуатацию оборудования, транспортные перевозки и т.п. Таким образом, раскручивание спирали «рост цен на энергоресурсы (таз, нефть, электричество) рост цен на товары» является определяющим фактором инфляции издержек;

увеличение налогообложения (потери от которого товаропроизводители и продавцы будут стремиться переложить на потребителей);

рост ставки процента за кредит (включаемой в цену товара);

повышение заработной платы. Однако этот фактор является существенным в развитых странах, где уровень заработной платы достаточно высок, и она имеет значительный удельный вес в затратах на производство и продвижение товаров на рынок;

падение производительности труда, т.е. сворачивание производства. Этот фактор обусловлен делением всех затрат на постоянные и переменные. Если переменные затраты (сырье, материалы, сдельная заработная плата) напрямую зависят от объема выпуска продукции и, следовательно, уменьшаются вместе с сокращением объема выпуска продукции, то постоянные затраты (коммунальные услуги, арендная плата, повременная заработная плата) остаются неизменными при любом объеме. Таким образом, чем меньше объем выпускаемой продукции, тем большая часть постоянных затрат приходится на единицу продукции и соответственно тем больше ее себестоимость.

Различный темп роста цен по-разному влияет на состояние экономики. Основным «злом» инфляции, влекущим за собой многие негативные, а подчас просто катастрофические последствия, является потеря стимулов к накоплению, а нередко к самой возможности осуществлять их, в результате чего сворачиваются инвестиции в производство, а затем и оно само.

Однако при умеренной (ползучей) инфляции обесценивание сбережений и накоплений не столь значительно, чтобы потерять стимулы и возможности их реализовать, поэтому негативного влияния на развитие экономики такая инфляция не оказывает. Более того, считают, что небольшой рост цен, напротив, благотворно влияет на экономическое развитие страны. ползучая инфляцияэто нормальное явление рыночной экономики, балансирующее спрос и предложение, корректирующее цены, исходя из постоянно меняющихся условий производства товаров и спроса на них.

Совсем другое воздействие оказывают на экономику галопирующая инфляция, а тем более гиперинфляция, поскольку в условиях резкого повышения цен реальный сектор экономики (т.е. товаропроизводители) оказывается в кризисном положении. Во-первых, обесцениваются накопленные амортизационные фонды, т.е. снижается возможность обновлять и расширять производство за счет собственных средств. Во-вторых, становится практически невозможным привлечение долгосрочных кредитов, так как банки зачастую просто не выдают такие кредиты, поскольку любой допустимый сверхвысокий процент скорее всего не компенсирует обесценивание долговременно вложенных средств. В-третьих, постепенно (а иногда и резко) начинает падать покупательная способность населения, поскольку индексация заработной платы значительно отстает от роста цен. В итоге товаропроизводителям становится все труднее сбывать продукцию, возникает затоваривание, влекущее за собой невозможность вовремя пополнить оборотные средства. Затруднения со сбытом продукции делают реальный сектор экономики рискованной сферой вложения капитала, и становится проблематичным привлечение даже краткосрочных банковских кредитов. Взаиморасчеты между предприятиями начинают осуществляться с помощью квазиденег и бартера; возрастают неплатежи. В итоге высокая инфляция приводит к стагфляции экономики процессу, сочетающему рост цен (инфляцию) и отсутствие роста объема производства (стагнацию), а в дальнейшемк падению объема производства и экономическому кризису.

Антиинфляционная политика государства. Арсенал антиинфляционных мер включает в себя и те меры, которые применяют с учетом природы инфляции (т.е. с учетом определения ведущих факторов ее возникновения), и универсальные, которыми пытаются погасить ее внешнее проявление рост цен.

Универсальной мерой, с помощью которой пытаются подавить данный процесс, является так называемая «политика доходов», которая заключается в параллельном контроле над ценами и заработной платой путем полного замораживания или установления пределов их роста. Как любая административная мера, не учитывающая экономические корни процесса, против которого она направлена, политика доходов просто переводит проблему из одной плоскости в другую: открытая (ценовая) инфляция переходит в скрытую (подавленную), что отнюдь не является положительным результатом.

К универсальным антиинфляционным мерам можно также отнести денежные реформы, стабилизирующие денежное обращение путем изменения масштаба цен и стабилизации валютного курса.

К денежным реформам, стабилизирующим денежное обращение, относят:

девальвацию,

ревальвацию;

деноминацию;

нуллификацию.

Девальвацией называют снижение официального курса национальной валюты по отношению к иностранной. Суть девальвации как антиинфляционной меры проявляется в следующем. Резкий рост цен на импортные товары на какое-то время делает отечественную продукцию более конкурентоспособной (за счет ценового фактора) и, следовательно, «оживляет» отечественное производство. А расширение производства, влекущее за собой снижение издержек на него и наполнение рынка товарами, всегда является фактором, стабилизирующим денежное обращение. Однако расширение производства только за счет девальвации имеет ограниченный потенциал, который в скором времени может быть исчерпан.

Ревальвация (или реставрация) означает рост курса национальной валюты по отношению к иностранным (прежде всего к резервной валюте доллару США). Ревальвация является показателем уменьшения инфляции и укрепления национальной денежной единицы; хотя иногда центральный банк, даже имея все возможности для осуществления ревальвации, преднамеренно ее не проводит, т.е. держит курс иностранной валюты искусственно завышенным для оказания протекционистской поддержки отечественным товаропроизводителям. Суть ревальвации как антиинфляционной меры заключается, во-первых, в снижении инфляционных ожиданий населения, а во-вторых, в уменьшении цен на импортные товары (и соответственно на отечественные). Однако, если при этом не устраняются причины инфляционного процесса, через определенное время рост цен возобновляется.

Под деноминацией понимают укрупнение масштаба цен (т.е. повышение покупательной способности национальной денежной единицы, придание ей большего «веса»), которое достигается путем зачеркивания «нулей» на товарных ценах, в зарплатах, долговых обязательствах, балансах предприятий и т.п. При деноминации устанавливают коэффициент укрупнения (обычно единицу с каким-либо количеством нулей — 10, 100, 1000), который и определяет, во сколько раз укрупняется масштаб цен (т.е. сколько «зачеркивается» нулей). Смысл деноминации как антиинфляционной меры заключается единственно в снижении инфляционных ожиданий, за счет того, что денежная единица становится полновеснее и на какой-то момент внушает большее доверие. Однако понятно, что без устранения причин, вызвавших инфляцию, антиинфляционный эффект деноминации будет мимолетным.

Нуллификацией называют объявление государством резко обесценившейся национальной валюты недействительной и введение новой национальной валюты. Обычно старую валюту обменивают на новую по определенному соотношению (т.е. как при деноминации). Однако от деноминации нуллификация отличается тем, что в этом случае цены и зарплаты в таком же соотношении не пересчитывают. Ценообразование в новой валюте осуществляют заново в зависимости от состояния денежного обращения, доверия к новой валюте и т.п. Понятно, что одной лишь нуллификации для стабилизации денежного обращения недостаточно. Без устранения причин инфляции новая валюта вскоре может начать обесцениваться так же, как и старая.

Более целенаправленной, а потому действенной мерой борьбы с инфляцией является такая антиинфляционная политика государства, которая направлена на подавление этого процесса путем устранения причин его возникновения.

К такой антиинфляционной политике государства относится политика дефляции (от лат. deflatio — сдутие), направленная на подавление инфляции спроса. Данная политика включает в себя меры по изъятию излишней денежной массы из обращения, т.е. меры, ограничивающие денежный спрос на всех уровнях: государства, банков, предприятий и населения.

На уровне государства денежный спрос ограничивают путем резкого сокращения государственных расходов (инвестиционных, военных, социальных и др.)

На уровне кредитно-банковской системы это осуществляют с помощью увеличения нормы обязательных резервов, что уменьшает возможности банков по кредитованию народного хозяйства и эмиссии безналичных денег. Кроме того, можно повысить ставку рефинансирования центрального банка (т.е. процентную ставку, по которой он кредитует коммерческие банки), что сделает его кредиты более дорогими и, следовательно, заставит коммерческие банки поднять проценты по кредитам, предоставляемым предприятиям и организациям.

На уровне предприятий денежный спрос ограничивают усилением налогового пресса. К тому же в условиях высоких процентных ставок за кредит у предприятий сокращаются возможности привлекать заемные ресурсы.

На уровне населения денежный спрос может быть ограничен такими «драконовскими» нерыночными мерами, как замораживание банковских вкладов или даже задержки выплат заработной платы и пенсий.

В России большое значение для сдерживания инфляции может иметь переход с сырьевой ориентации экспорта на технологические виды продукции.

Одну из определяющих ролей в проведении антиинфляционной политики играет Центральный банк Российской Федерации, который осуществляет денежно-кредитное регулирование. Большое значение для борьбы с инфляцией имеет снятие инфляционных ожиданий как у хозяйствующих структур, так и у населения, что в значительной мере может быть обусловлено экономической и политической стабильностью в стране.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45396. Форма государства: понятие и общая характеристика вопросов 51.9 KB
  форма государства: понятие и общая характеристика вопросов Любое государство помимо его сущности и социального назначения характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти административнотерриториальное устройство и составляет форму государства или форму организации государственной власти. Форма государства характеризует отношения между людьми и государством в процессе управления ими способы организации высших органов...
45397. Форма правления. Понятие и виды 68.28 KB
  Толкование права:понятие цели способы виды Толкование правовых норм важнейшее условие их правильного понимания и применения. Толкование древнейший правовой институт. В данном случае под толкованием понимается выяснение точного смысла содержания толкуемой право вой нормы. При этом толкование прибавляя новое знание о норме ни в коей мере не изменяет и не заменяет её; тем более не создаёт новой.
45398. Монархия как форма правления: понятие, признаки, виды 49.33 KB
  Буржуазные в которых власть короля ограничивается конституцией и парламентом и которые подразделяются на дуалистические когда монарх сохраняет всю полноту исполнительной власти в частности назначает министров ответственных перед ним и парламентарные когда монарх как глава исполнительной власти ограничен в правах и в частности назначаемые им министры зависят от вотума доверия парламента например Великобритания Швеция. Система права: понятие признаки элементы Под системой права понимается определённая внутренняя его структура...
45399. Республика как форма правления, понятие, виды, признаки 49.09 KB
  Наличие у президента права вето на законы принимаемые парламентом. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путём утверждения ежегодного бюджета страны а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия. критерии отраслевого деления системы права В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия: 1 предмет правового регулирования; 2 метод правового регулирования. Под методом понимаются определённые приёмы способы средства воздействия права на общественные отношения.
45400. Форма территориально-государственного устройства: понятие и общая характеристика 51.88 KB
  Субъекты федерации - территориальные единицы обладающие не всеми а некоторыми признаками государства например конституцией законодательными органами. Поэтому современное понимание федерации означает что это такое государство в состав которого входят территориальные образования субъекты федерации штаты кантоны провинции обладающие определенным суверенитетом т. Таким образом субъекты федерации имеют определенную политическую самостоятельность. Государственная власть в федеративном государстве разделена между центральными...
45401. Унитарное государства: понятие, признаки, виды 57.48 KB
  Взаимодействие этих тенденций центробежных и центростремительных представляет большой интерес для исследователей работающих в области теории государства и права и сегодня. lw juridicl legl institution совокупность норм права обособленных в рамках определенной отрасли права регулирующих группу взаимосвязанных общественных отношений напр. Отрасль права чаще всего складывается не непосредственно из юридических норм а из П. III и IV ГК РФ содержат общую и особенную части обязательственного права; разд.
45402. Федеративное государство: понятие признаки виды 64.9 KB
  Они не обладают суверенитетом правом одностороннего выхода из союза юридически лишены права участия в международных отношениях. Любая федеративная система государственного устройства может быть эффективной лишь тогда когда ее деятельность осуществляется в строгих рамках конституции и текущего законодательства когда четко разграничены сферы деятельности и компетенция центральных и местных государственных органов когда строго соблюдены права и свободы граждан. публичное и частное право : общая характеристика и критерии разграничения...
45403. Конфедерация как переходная форма гос.устройства 59.81 KB
  Правотворчество: понятие принципы виды процесс. Правотворчество это деятельность прежде всего государственных органов по принятию изменению и отмене юридических норм. Правотворчество является составной частью более широкого процесса правообразования под которым понимается естественно-исторический процесс формирования права в ходе которого происходит анализ и оценка сложившейся правовой действительности выработка взглядов и концепций о будущем правового регу лирования а также разработка и принятие нормативных предписаний....
45404. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ 60.45 KB
  Понятие политический режим включает в себя следующие параметры признаки: − степень участия народа в механизмах формирования политической власти а также сами способы такого формирования; − соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; гарантированность прав и свобод личности; − характеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень реализации политической власти непосредственно народом; − положение средств массовой информации степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;...