33200

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛУХА

Научная статья

Педагогика и дидактика

Исследование нарушения слуха затруднено тем что: Ребенок не жалуется на отсутствие слуха. Родители не замечают отсутствие слуха и не принимают эффективных мер. Отсутствие унифицированных методов позволяющих получить достоверные сведения о снижении слуха в детском возрасте.

Русский

2013-09-05

19.41 KB

50 чел.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛУХА.

Исследование нарушения слуха затруднено тем, что:

  1. Ребенок не жалуется на отсутствие слуха.
  2. Родители не замечают отсутствие слуха и не принимают эффективных мер.
  3. Отсутствие унифицированных методов, позволяющих получить достоверные сведения о снижении слуха в детском возрасте.
  4. Отсутствие единого мнения о наиболее благоприятном возрасте для исследования слуха.

Возрастные группы для исследования слуха:

  1. От внутриутробного развития до новорожденности
  2. В течение первого года жизни (младенчество)
  3. От года до 3 лет (раннее детство)
  4. От 3 до 5 лет (младший дошкольный возраст)
  5. От 5 до 7 лет (дошкольный возраст)
  6. От 7 до 14 лет

Сурдоаудиология.

Методы исследования слуха условно подразделяются на объективные (свидетельствуют о состоянии слуха без непосредственного речевого отчета, т.е. активного участия ребенка) и субъективные (предполагают активное участие ребенка в обследовании в виде двигательной или речевой реализации на услышанный звук).

Среди объективных и субъективных методов выделяют безусловнорефлекторные (в основном используется при исследовании слуха у плода) и условнорефлекторные.

К объективным безусловнорефлекторным методам относится метод исследования слуха у плода во внутриутробный период при помощи воздушного телефона.

У новорожденных слух можно исследовать методом регистрации двигательной активности ребенка на звук.

Исследование слуха с помощью выработки условнорефлекторной реакции на звук в сочетании с кожно-гальваническим раздражением используется с 1890 года, также используются сосудистая и двигательная методика.

Также к объективным методикам относится плетизмография, основанная на сужение периферических сосудов, звукового раздражения и воздействия холода.

На данный момент широкое распространение получил способ исследования слуха с помощью вызванных звуковых потенциалов стволомозгового происхождения с применением компьютера.

Недостатки объективных методов:

  1. Реакция на звуки быстро угасает
  2. Выраженность реакции зависит от индивидуальных особенностей ребенка
  3. Не у всех детей возникают реакции в одно время
  4. Происходит быстрое угасание реакции при повторном предъявлении звука
  5. В зависимости от индивидуальности детей требуется различная интенсивность звука
  6. Используемые звуки находятся выше порога различения
  7. Определяется наличие или отсутствие слуха без определения степени сохранности

К субъективным методам относятся исследования слуха речью, камертоном, тональной аудиометрией, речевой аудиометрией и др.

В настоящее время в школах не используется камертональный метод и очень редко используется речевая аудиометрия.

Субъективные методы не требуют специальной аппаратуры и отличаются мобильностью. К недостаткам относится невозможность дозировать звук по интенсивности и частоте, а также существенный субъективизм в оценке восприятия речевого сигнала.

Исследование слуха речью проводится шепотной, разговорной и громкой речью. Наиболее адекватным раздражителем является разговорная речь. Разговорная речь используется в том случае, когда исследование проводится без звукоусиливающей аппаратуры. Шепотной речью исследуется слух у слабослышащих детей 1 отделения с высоким уровнем речевого развития и большими потенциальными резервами для восприятия речи на слух.

Целью исследования является определение максимального расстояния, на котором дети с нарушением слуха воспринимают 70-80% объема речевой информации. Порогом восприятия речи является наибольшее расстояние, на котором различается 50% предъявляемого речевого материала. При организации исследования слуха речью необходимо учитывать ряд условий:

  1. Собрать анамнестические данные.
  2. Определить в каком помещении будет проводиться обследование.
  3. Подготовить речевой материал.

Проводить исследование нужно в специальном помещении, где окружающий шум не превышает 20 дБ. Важным условием является возможность удлинить расстояние до 10-15 метров, особенно для исследования слуха у слабослышащих. Если такой возможности нет, то необходимо повернуться к испытуемому спиной. Лучше всего начинать исследование слуха с наименьшего расстояния, постепенно его увеличивая, для определения порога восприятия или оптимального восприятия речевой информации на слух.

Речевой материал произносится на резервном воздухе (вдох-выдох-речь), именно это позволяет уравнять громкость.

Данный метод может проводиться с использованием элементов речи (звуков), слов и фраз. Наиболее целесообразны слова. Существуют специальные таблицы слов. Таблицы надо выбирать соответствующие уровню речевого развития. Для неслышащих с низким уровнем речевого развития предлагается 3 группы слов по методике Кузьмичевой при поступлении в школу:

Первая группа состоит из слов, акустически грубо противопоставленных, различных по длине и интенсивности.

Вторая группа состоит из слов со звуками разной степени интенсивности.

Третья группа – со словами, различающимися последовательностью фонетических элементов.

Важным обстоятельством является «заглушение» не исследуемого уха. Исследование слуха начинается с неслышащего, затем лучше слышащее и потом бинауральное.

Исследование по 3 группам слов проводится в 2 этапа:

  1. На первом этапе дети знакомятся со словами по картинкам, прослушивают, каково их звучание.
  2. На втором этапе проводится сначала зрительно-слуховая тренировка, затем различение слов на звук.

Исследование звука методом пороговой тональной аудиометрии проводится с помощью аудиометра. Целью является определение пороговой чувствительности к чистым тонам при воздушной и костной звукопроводимости. При этом можно определить порог восприятия в широком диапазоне частот (от 125 до 8000 Гц), есть возможность усилить звуки до 120 дБ. Недостатками данного метода является специальная аппаратура, звукоизолированное помещение и исследование слуха проводится чистыми тонами, которые не являются адекватными раздражителями для слуха.

Исследование начинается с одевания специальных наушников, дальше идет инструкция, каким образом реагировать на восприятие звука и что ребенок должен услышать. Длительность сигналов не должна превышать 2-3 сек, интервалы должны быть не меньше 1-1,5 сек. Последовательно исследуются все частоты. Сначала с телефонами воздушной проводимости, затем с костной. На основе данного исследования можно сделать заключение о характере поражения органов слуха. Обычно наиболее выражено нарушение слуха при воздушном звукопроведении, а при костном отмечается незначительное снижение.

Речевая аудиометрия. Целью является определение порога разборчивости речи. При этом определяют 3 порога: порог первоначального ощущения речи, порог 50%ой, далее 100%ой разборчивости речи. У нормально слышащих порог слышимости на уровне 12,5-17,5 дБ; 50% - на уровне 30-37,5 дБ; 100% - 40-47,5 дБ. У глухих определяется оптимальный порог разборчивости при максимальном усилении интенсивности. Исследование проводится с помощью таблиц слов. Проводится инструктаж о способах реагирования, затем одеваются телефоны воздушной или костной звукопроводимости, и прослушивается запись таблицы слов. 1 – для выяснения порога слышимости, 2 – с увеличением интенсивности и смены порядка слов для 50%ой слышимости, 3- максимальная интенсивности для определения 100%ой различимости.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60306. Основы диагностики и реанимации (II) 4.99 MB
  Началу оказания первой медицинской помощи предшествует оперативное принятие верных и безопасных для спасателя решений так как этот шаг предопределяет успех и в сохранении жизни самого пострадавшего.
60307. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ РАНЕНИЯХ 1.85 MB
  Общие принципы оказания первой помощи при ранениях остановка кровотечения дезинфекция раны фиксирование конечности обезболивание безопасная транспортировка. Соответственно признаками ранений будут являться следующие...
60309. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМАХ ГОЛОВЫ И ШЕИ 1.91 MB
  Началу оказания первой медицинской помощи предшествует оперативное принятие верных и безопасных для спасателя решений так как этот шаг предопределяет успех и в сохранении жизни самого пострадавшего. Первичный осмотр пострадавшего...
60310. Первая помощь при повреждениях живота 2.86 MB
  Актуальность и виды повреждений живота. Закрытые повреждения живота первая помощь при них. Открытые повреждения живота первая помощь при них.
60312. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМАХ И РАНЕНИЯХ ВЕРХНЕЙ КОНЕЧНОСТИ 513.5 KB
  Анатомические особенности верхней конечности. Признаки травм и переломов верхней конечности. Принципы оказания первой помощи при ранениях верхней конечности.
60313. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОТМОРОЖЕНИЯХ И ХОЛОДОВОЙ ТРАВМЕ 1.52 MB
  Первое что надо сделать при признаках отморожения доставить пострадавшего в ближайшее тёплое помещение снять промёрзшую обувь носки перчатки. Температура воды Возможная длительность выживания...
60314. Концептуальные основания проектирования педагогических систем и технологий 36.5 KB
  Что записать в ваш педагогический словарь Педагогическая технология Педагогическая система Педагогическая система общеобразовательной школы Авторская педагогическая система Педагогическая ситуация...