33200

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛУХА

Научная статья

Педагогика и дидактика

Исследование нарушения слуха затруднено тем что: Ребенок не жалуется на отсутствие слуха. Родители не замечают отсутствие слуха и не принимают эффективных мер. Отсутствие унифицированных методов позволяющих получить достоверные сведения о снижении слуха в детском возрасте.

Русский

2013-09-05

19.41 KB

55 чел.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛУХА.

Исследование нарушения слуха затруднено тем, что:

  1. Ребенок не жалуется на отсутствие слуха.
  2. Родители не замечают отсутствие слуха и не принимают эффективных мер.
  3. Отсутствие унифицированных методов, позволяющих получить достоверные сведения о снижении слуха в детском возрасте.
  4. Отсутствие единого мнения о наиболее благоприятном возрасте для исследования слуха.

Возрастные группы для исследования слуха:

  1. От внутриутробного развития до новорожденности
  2. В течение первого года жизни (младенчество)
  3. От года до 3 лет (раннее детство)
  4. От 3 до 5 лет (младший дошкольный возраст)
  5. От 5 до 7 лет (дошкольный возраст)
  6. От 7 до 14 лет

Сурдоаудиология.

Методы исследования слуха условно подразделяются на объективные (свидетельствуют о состоянии слуха без непосредственного речевого отчета, т.е. активного участия ребенка) и субъективные (предполагают активное участие ребенка в обследовании в виде двигательной или речевой реализации на услышанный звук).

Среди объективных и субъективных методов выделяют безусловнорефлекторные (в основном используется при исследовании слуха у плода) и условнорефлекторные.

К объективным безусловнорефлекторным методам относится метод исследования слуха у плода во внутриутробный период при помощи воздушного телефона.

У новорожденных слух можно исследовать методом регистрации двигательной активности ребенка на звук.

Исследование слуха с помощью выработки условнорефлекторной реакции на звук в сочетании с кожно-гальваническим раздражением используется с 1890 года, также используются сосудистая и двигательная методика.

Также к объективным методикам относится плетизмография, основанная на сужение периферических сосудов, звукового раздражения и воздействия холода.

На данный момент широкое распространение получил способ исследования слуха с помощью вызванных звуковых потенциалов стволомозгового происхождения с применением компьютера.

Недостатки объективных методов:

  1. Реакция на звуки быстро угасает
  2. Выраженность реакции зависит от индивидуальных особенностей ребенка
  3. Не у всех детей возникают реакции в одно время
  4. Происходит быстрое угасание реакции при повторном предъявлении звука
  5. В зависимости от индивидуальности детей требуется различная интенсивность звука
  6. Используемые звуки находятся выше порога различения
  7. Определяется наличие или отсутствие слуха без определения степени сохранности

К субъективным методам относятся исследования слуха речью, камертоном, тональной аудиометрией, речевой аудиометрией и др.

В настоящее время в школах не используется камертональный метод и очень редко используется речевая аудиометрия.

Субъективные методы не требуют специальной аппаратуры и отличаются мобильностью. К недостаткам относится невозможность дозировать звук по интенсивности и частоте, а также существенный субъективизм в оценке восприятия речевого сигнала.

Исследование слуха речью проводится шепотной, разговорной и громкой речью. Наиболее адекватным раздражителем является разговорная речь. Разговорная речь используется в том случае, когда исследование проводится без звукоусиливающей аппаратуры. Шепотной речью исследуется слух у слабослышащих детей 1 отделения с высоким уровнем речевого развития и большими потенциальными резервами для восприятия речи на слух.

Целью исследования является определение максимального расстояния, на котором дети с нарушением слуха воспринимают 70-80% объема речевой информации. Порогом восприятия речи является наибольшее расстояние, на котором различается 50% предъявляемого речевого материала. При организации исследования слуха речью необходимо учитывать ряд условий:

  1. Собрать анамнестические данные.
  2. Определить в каком помещении будет проводиться обследование.
  3. Подготовить речевой материал.

Проводить исследование нужно в специальном помещении, где окружающий шум не превышает 20 дБ. Важным условием является возможность удлинить расстояние до 10-15 метров, особенно для исследования слуха у слабослышащих. Если такой возможности нет, то необходимо повернуться к испытуемому спиной. Лучше всего начинать исследование слуха с наименьшего расстояния, постепенно его увеличивая, для определения порога восприятия или оптимального восприятия речевой информации на слух.

Речевой материал произносится на резервном воздухе (вдох-выдох-речь), именно это позволяет уравнять громкость.

Данный метод может проводиться с использованием элементов речи (звуков), слов и фраз. Наиболее целесообразны слова. Существуют специальные таблицы слов. Таблицы надо выбирать соответствующие уровню речевого развития. Для неслышащих с низким уровнем речевого развития предлагается 3 группы слов по методике Кузьмичевой при поступлении в школу:

Первая группа состоит из слов, акустически грубо противопоставленных, различных по длине и интенсивности.

Вторая группа состоит из слов со звуками разной степени интенсивности.

Третья группа – со словами, различающимися последовательностью фонетических элементов.

Важным обстоятельством является «заглушение» не исследуемого уха. Исследование слуха начинается с неслышащего, затем лучше слышащее и потом бинауральное.

Исследование по 3 группам слов проводится в 2 этапа:

  1. На первом этапе дети знакомятся со словами по картинкам, прослушивают, каково их звучание.
  2. На втором этапе проводится сначала зрительно-слуховая тренировка, затем различение слов на звук.

Исследование звука методом пороговой тональной аудиометрии проводится с помощью аудиометра. Целью является определение пороговой чувствительности к чистым тонам при воздушной и костной звукопроводимости. При этом можно определить порог восприятия в широком диапазоне частот (от 125 до 8000 Гц), есть возможность усилить звуки до 120 дБ. Недостатками данного метода является специальная аппаратура, звукоизолированное помещение и исследование слуха проводится чистыми тонами, которые не являются адекватными раздражителями для слуха.

Исследование начинается с одевания специальных наушников, дальше идет инструкция, каким образом реагировать на восприятие звука и что ребенок должен услышать. Длительность сигналов не должна превышать 2-3 сек, интервалы должны быть не меньше 1-1,5 сек. Последовательно исследуются все частоты. Сначала с телефонами воздушной проводимости, затем с костной. На основе данного исследования можно сделать заключение о характере поражения органов слуха. Обычно наиболее выражено нарушение слуха при воздушном звукопроведении, а при костном отмечается незначительное снижение.

Речевая аудиометрия. Целью является определение порога разборчивости речи. При этом определяют 3 порога: порог первоначального ощущения речи, порог 50%ой, далее 100%ой разборчивости речи. У нормально слышащих порог слышимости на уровне 12,5-17,5 дБ; 50% - на уровне 30-37,5 дБ; 100% - 40-47,5 дБ. У глухих определяется оптимальный порог разборчивости при максимальном усилении интенсивности. Исследование проводится с помощью таблиц слов. Проводится инструктаж о способах реагирования, затем одеваются телефоны воздушной или костной звукопроводимости, и прослушивается запись таблицы слов. 1 – для выяснения порога слышимости, 2 – с увеличением интенсивности и смены порядка слов для 50%ой слышимости, 3- максимальная интенсивности для определения 100%ой различимости.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6922. Антенные устройства и среда распространения 67 KB
  Антенные устройства и среда распространения Энергетические характеристики Степень воздействия ИП на РП зависит: от коэффициентов ослабления помех в фидерах...
6923. Характеристики среды распространения влияющих на ЭМС 70 KB
  Характеристики среды распространения влияющих на ЭМС Ослабление определяется: особенностями распространения радиоволн различных частотных диапазонов отражение и рассеяние в тропосфере образование тропосферных волноводов отраж...
6924. Излучающие свойства и связь экранов 44 KB
  Излучающие свойства и связь экранов. Из-за неполного экранирования на внешних поверхностях экранов и элементов фидеров протекают электрические токи. Связь элементов ИП с РП определяется: действие полей на антенны РП появление наведенных...
6925. Блокирование, перекрестные искажения и интермодуляция 64.5 KB
  Блокирование, перекрестные искажения и интермодуляция. Воздействие помехи, значительно превышающей по уровню полезный сигнал, возможно помимо основного и побочного каналов приема. Влияние проявляется в виде: блокирование - изменение уровн...
6926. Индустриальные помехи 44.5 KB
  Индустриальные помехи. - электромагнитные помехи создаваемые различными электронными и электротехническими устройствами используемые в технике и быту. Причины появления: в цепях устройств протекают переменные электрические токи и создание поме...
6927. Методы анализа ЭМС 38 KB
  Методы анализа ЭМС. Анализ ЭМС проводят с целью определения возможности совместной работы радиотехнических, электронных и электротехнических средств. Группы задач: Исследование показателей ЭМС устройств и их элементов. Исследование элект...
6928. Расчет источников вторичного питания 132.5 KB
  Расчет источников вторичного питания Расчет трансформатора. Типовой источник электропитания содержит трансформатор, выпрямитель и сглаживающий фильтр, поэтому расчет состоит из определения параметров трансформатора, выборе диодов выпрямителя и...
6929. Шум и его влияние на организм. Предупреждение вредного действия шума на производстве 71.5 KB
  Шум - беспорядочное сочетание различных по силе и частоте звуков способен оказывать неблагоприятное воздействие на организм. Источником шума является любой процесс, вызывающий местное изменение давления или механические колебания в твердых, жи...
6930. Хаотическое и структурное программирование 107 KB
  Хаотическое и структурное программирование Для начального периода развития программотехники, когда программы были штучным продуктом, характерен стиль программирования, который впоследствии получил название хаотическое программирование....