33201

Особенности зрительного восприятия детей с нарушением слуха

Научная статья

Педагогика и дидактика

Особенности зрительного восприятия детей с нарушением слуха. Это связано с менее подробным анализом и синтезом предметов в прошлом опыте с замедленным формированием произвольности процесса восприятия. Для точного восприятия формы предмета важно выделить его контур. Особенности развития осмысленности восприятия отчетливо проявляются при анализе изображений и картин.

Русский

2013-09-05

14.16 KB

36 чел.

11. Особенности зрительного восприятия детей с нарушением слуха.

Для компенсации нарушения слуха большое значение имеет зрительное восприятие. Дети с нарушенным слухом замедленно, по сравнению с нормой узнают предметы, требуют большее количество повторений. Еще сложнее происходит узнавание знакомых предметов или разрозненных элементов в перевернутом на 180 градусов положении. Это связано с менее подробным анализом и синтезом предметов в прошлом опыте с замедленным формированием произвольности процесса восприятия.

Выделение и различение форм предметов облегчается благодаря овладению соответствующими обозначениями и применению их на практике. Степень различения форм прямо зависит от степени знания жестовых или речевых обозначений.

Зрительное восприятие предметов складывается в практической, предметно-манипулятивной деятельности детей при одновременном овладении соответствующими обозначениями. У глухих детей до школьного возраста появляются целостные образы предметов, что дает им возможность справляться со складыванием разрезных картинок из 2-5 частей.

Для точного восприятия формы предмета важно выделить его контур. Умение узнавать предмет по контуру формируется постепенно, т.к. требует определенного уровня развития анализа и абстракции. У глухих детей это умение формируется позже.

Особенности развития  осмысленности восприятия отчетливо проявляются при анализе изображений и картин. Глухие дети испытывают затруднения в восприятии и понимании перспективных изображений, пространственно-временных отношений между изображенными предметами. Возникают трудности восприятия предметов в движении, в необычном ракурсе, если предмет частично закрыт другим.

Для детей с нарушением слуха зрительное восприятие является главным источником представлений об окружающем мире и канал, обеспечивающий возможности общения с другими людьми, восприятия обращенной к ним речи. В процессе обучения и воспитания совершенствуется тонкость и дифференцированность зрительного восприятия, в т.ч. мимики, движений губ, лица и жестов партнеров по общению, изменений положений пальцев при дактилировании.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8544. Философия средних веков и эпохи Возрождения 21.52 KB
  Философия средних веков и эпохи Возрождения Основные принципы и проблемы средневековой философии. Философия периода патристики Философия периода схоластики Общая характеристика и основные проблемы философии эпохи Возрождения...
8545. Гносеология и этика И. Канта. 31.91 KB
  Гносеология и этика И. Канта. Родоначальником немецкой классической философии является Иммануил Кант. Основой своей философии он сделал гносеологию, в которой совершил переворот, аналогичный коперниканскому перевороту в астрономии. Впервые в филосо...
8546. Западная философия 20 века, важнейшие школы, идеи, представители 31.99 KB
  Западная философия 20 века, важнейшие школы, идеи, представители. Русская философия - одна из важнейших составных частей как отечественной, так и мировой культуры. В ней воплотились творческие поиски русского народа, проявились своеобразные черты на...
8547. Предмет и функции философии 33.56 KB
  Предмет и функции философии Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (куда входят все науки, виды искусства, религия и, разу-меется, философия) с их гигантскими достижениями требуют от нас, и прежде всего от молодежи, совершенс...
8548. Теория познания Ф. Бекона 40.71 KB
  Теория познания Ф. Бекона Родоначальником эмпиризма является английский мыслитель Фрэнсис Бэкон (1561-1626 гг.). Он выдвинул доктрину естественной философии, опирающейся на опытное познание, и преследовал цель способствовать человечеству с помощью...
8549. Педагогика и психология высшей школы. Учебное пособие 920.03 KB
  В учебном пособии раскрываются актуальные проблемы высшего образования: тенденции развития высшего образования в России, его содержание, технологии обучения, методы формирования системного профессионального мышления, подготовка широкопрофильного специалиста XXI в. и воспитание его гармоничной, креативной и гуманной личности....
8550. Генезис сознания. Сознание и отражение 39.5 KB
  Генезис сознания. Сознание и отражение Проблема генезиса сознания получила разработку в рамках социокультурной стратегии его исследования, в частности, в диалектико-материалистической философии. Предпосылками становления сознания выступают: - э...
8551. Проблема бессознательного. Психоанализ как метод лечения 30 KB
  Проблема бессознательного. Психоанализ как метод лечения Проблематика бессознательного наиболее репрезентативно и комплексно рассматривается в философии в русле психоаналитической традиции. Представленная во фрейдовской теории развития личност...
8552. Проблема сознания и основные подходы к ее философскому анализу: субстанциональ-ный, функциональный, экзистенциально-феноменологический 37 KB
  Проблема сознания и основные подходы к ее философскому анализу: субстанциональный, функциональный, экзистенциально-феноменологический В истории философии сложилось несколько подхода к философскому анализу феномена сознания: субстанциональный, натура...