33202

Особенности двигательных ощущений. Осязание глухих и слабослышащих

Научная статья

Педагогика и дидактика

Многие дети имеющие нарушения слуха отстают от нормально слышащих по развитию движений. На протяжении всего дошкольного возраста сохраняется некоторая неустойчивость трудность сохранения статичного и динамичного равновесия недостаточно точная координация неуверенность движений и относительно низкий уровень развития пространственной ориентировки. У большинства имеется отставание в развитии мелких движений пальцев рук артикуляционного аппарата. Замедленная по сравнению со слышащими скорость выполнения отдельных движений влияет на темп...

Русский

2013-09-05

15.25 KB

3 чел.

Особенности двигательных ощущений. Осязание глухих и слабослышащих.

Двигательные ощущения.

Многие дети, имеющие нарушения слуха, отстают от нормально слышащих по развитию движений. 70% детей позже срока начинают держать голову, сидеть стоять и ходить. У 50% отмечается задержка самостоятельной ходьбы. На протяжении всего дошкольного возраста сохраняется некоторая неустойчивость, трудность сохранения статичного и динамичного равновесия, недостаточно точная координация, неуверенность движений и относительно низкий уровень развития пространственной ориентировки. У большинства имеется отставание в развитии мелких движений пальцев рук, артикуляционного аппарата.

Замедленная, по сравнению со слышащими, скорость выполнения отдельных движений влияет на темп деятельности в целом.

Потеря слуха создает сложные условия для развития двигательной чувствительности. Слуховой контроль помогает выработке четких, плавных и размеренных движений, а его отсутствие приводит к трудностям в их формировании. У детей с нарушениями слуха компенсация отсутствующего слухового контроля может совершаться за счет увеличения роли зрительного, тактильно-вибрационного и двигательного восприятия.

Особенности развития речи накладывают определенный отпечаток на становление их движений, в частности, на высшие формы их регуляции, т.о. произвольная регуляция движений формируется позже.

Двигательные ощущения играют большую роль в овладении глухими устной речью – они являются единственным средством самоконтроля за произношением (анализ движений артикуляционного аппарата).

Осязание – сложный, иерархически организованный процесс познания, в котором сочетаются кожные и двигательные компоненты.

С помощью активного осязания возможны наиболее тонкие формы предметного восприятия. Фактором, организующим фрагментарную информацию о предмете в целостный образ, являются активные движения человека. Для такого отражения необходимо последовательное обследование признаков предмета с последующим синтезированием их в образ предмета.

С помощью осязания человек может определить форму предметов, их плотность, протяженность и вес, получить представление о качественных особенностях поверхности.

У детей с нарушениями слуха наблюдается значительное отставание в развитии осязания, особенно в развитии его сложных форм. Глухие дети 7-8-летнего возраста испытывают затруднения в узнавании предметов посредством осязания при выключенном зрении. Это говорит об отставании в развитии осязания как самостоятельного познавательного процесса. При выключенном зрении лучше всего распознаются объемные объекты. Плоские контурные изображения почти не распознаются глухими детьми младшего школьного возраста.

Особенно отчетливо различия между глухими и слышащими выступают в случаях, когда распознавание объектов требует мыслительных операций. Глухие дети обычно не пытаются найти дополнительные признаки, специфические для данного объекта и т.о. проверить правильность своего распознавания.

Различия между слышащими и глухими детьми уменьшаются только к старшему школьному возрасту. При выключенном зрении осязание нуждается в активном привлечении прошлого опыта, в сопоставлении полученных данных с имеющимися представлениями и знаниями о предметах в правильной организации процесса обследования.

Недостаточное развитие мышления и речи у детей с нарушениями слуха сказываются на развитии осязания. У глухих детей наблюдается асинхрония, что проявляется в недоразвитии двигательной чувствительности и осязания при более высоком уровне развития зрительного восприятия и вибрационной чувствительности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37343. Реализация проблемно-целевых программ в таможенном деле 4.83 MB
  Федеральная целевая программа развития ТС на 1996-1997 годы и на период до 2000 года 11 Целевые программы модернизации таможенной службы. Для таможенной системы внедрение прогрессивных технологий таможенного контроля является одним из приоритетных направлений. Созданная материальная база кадровые и финансовые возможности позволяют говорить о реализации в таможенной системе сложнейшей задачи завершении...
37344. Управление рисками: как больше зарабатывать и меньше терять 176 KB
  Первый шаг заключается в том чтобы научиться видеть и четко определять риски. Несмотря на то что большинство людей определяют риски ежедневно осознанно или нет вряд ли подобные определения можно назвать полными. Определить риски означает учесть все параметры риска.
37345. Экономическое обоснование освоения выпуска новой продукции 568.5 KB
  На предприятии принято решение о прекращении с нового (первого) года производства продукции А. Рассматривается вопрос целесообразности освоения выпуска изделия Б. В базовом году были проведены маркетинговые исследования по изделию Б, выполнены научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы
37346. АНАЛИЗ И ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ 167.24 KB
  Понятие налогового учета цели задачи. Как отдельный вид учета налоговый учет долгое время именовался учетом для целей налогообложения. Появление же самого налогового учета в России и закрепление его как термина сопряжено со введением в действие 25 главы налогового кодекса РФ далее НК РФ Налог на прибыль организаций.
37347. Экономическое обоснование освоения выпуска новой продукции 764.5 KB
  Тема: Экономическое обоснование освоения выпуска новой продукции Студент Шининов Т Н. Формирование плана производства и реализации продукции. Расчет себестоимости и рентабельности товарной продукции. ЗАДАНИЕ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ Необходимо определить экономическую целесообразность перехода на выпуск нового вида продукции ориентируясь на показатели рентабельности продукции и производства.