33202

Особенности двигательных ощущений. Осязание глухих и слабослышащих

Научная статья

Педагогика и дидактика

Многие дети имеющие нарушения слуха отстают от нормально слышащих по развитию движений. На протяжении всего дошкольного возраста сохраняется некоторая неустойчивость трудность сохранения статичного и динамичного равновесия недостаточно точная координация неуверенность движений и относительно низкий уровень развития пространственной ориентировки. У большинства имеется отставание в развитии мелких движений пальцев рук артикуляционного аппарата. Замедленная по сравнению со слышащими скорость выполнения отдельных движений влияет на темп...

Русский

2013-09-05

15.25 KB

4 чел.

Особенности двигательных ощущений. Осязание глухих и слабослышащих.

Двигательные ощущения.

Многие дети, имеющие нарушения слуха, отстают от нормально слышащих по развитию движений. 70% детей позже срока начинают держать голову, сидеть стоять и ходить. У 50% отмечается задержка самостоятельной ходьбы. На протяжении всего дошкольного возраста сохраняется некоторая неустойчивость, трудность сохранения статичного и динамичного равновесия, недостаточно точная координация, неуверенность движений и относительно низкий уровень развития пространственной ориентировки. У большинства имеется отставание в развитии мелких движений пальцев рук, артикуляционного аппарата.

Замедленная, по сравнению со слышащими, скорость выполнения отдельных движений влияет на темп деятельности в целом.

Потеря слуха создает сложные условия для развития двигательной чувствительности. Слуховой контроль помогает выработке четких, плавных и размеренных движений, а его отсутствие приводит к трудностям в их формировании. У детей с нарушениями слуха компенсация отсутствующего слухового контроля может совершаться за счет увеличения роли зрительного, тактильно-вибрационного и двигательного восприятия.

Особенности развития речи накладывают определенный отпечаток на становление их движений, в частности, на высшие формы их регуляции, т.о. произвольная регуляция движений формируется позже.

Двигательные ощущения играют большую роль в овладении глухими устной речью – они являются единственным средством самоконтроля за произношением (анализ движений артикуляционного аппарата).

Осязание – сложный, иерархически организованный процесс познания, в котором сочетаются кожные и двигательные компоненты.

С помощью активного осязания возможны наиболее тонкие формы предметного восприятия. Фактором, организующим фрагментарную информацию о предмете в целостный образ, являются активные движения человека. Для такого отражения необходимо последовательное обследование признаков предмета с последующим синтезированием их в образ предмета.

С помощью осязания человек может определить форму предметов, их плотность, протяженность и вес, получить представление о качественных особенностях поверхности.

У детей с нарушениями слуха наблюдается значительное отставание в развитии осязания, особенно в развитии его сложных форм. Глухие дети 7-8-летнего возраста испытывают затруднения в узнавании предметов посредством осязания при выключенном зрении. Это говорит об отставании в развитии осязания как самостоятельного познавательного процесса. При выключенном зрении лучше всего распознаются объемные объекты. Плоские контурные изображения почти не распознаются глухими детьми младшего школьного возраста.

Особенно отчетливо различия между глухими и слышащими выступают в случаях, когда распознавание объектов требует мыслительных операций. Глухие дети обычно не пытаются найти дополнительные признаки, специфические для данного объекта и т.о. проверить правильность своего распознавания.

Различия между слышащими и глухими детьми уменьшаются только к старшему школьному возрасту. При выключенном зрении осязание нуждается в активном привлечении прошлого опыта, в сопоставлении полученных данных с имеющимися представлениями и знаниями о предметах в правильной организации процесса обследования.

Недостаточное развитие мышления и речи у детей с нарушениями слуха сказываются на развитии осязания. У глухих детей наблюдается асинхрония, что проявляется в недоразвитии двигательной чувствительности и осязания при более высоком уровне развития зрительного восприятия и вибрационной чувствительности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26504. Неолиберализм в политике правящих кругов стран Европы и Америки в 1960-2000 гг. (на примере США и Великобритании) 52 KB
  Понятия социальный либерализм и неолиберализм Основу идеологии соц либерализма составило признание социальной природы личности и взаимной ответственности личности и общества. происходило возвращение к идее соц справедливости. Это вело к осознанию права государства как представителя общественных интересов на необходимые полномочия в сфере регулирования собственнических отношений обеспечения консенсуса между отдельными социальными группами в том числе между работодателями и наемным работниками производителями и потребителями....
26505. Неоконсерватизм в политике правящих кругов Европы и Америки в 1980-2000 гг. (на примере США и Великобритании) 46 KB
  устоев капиталистической экономики ч с свободы личности рыночного механизма как наиболее эффективного инструмента регулиря произва максимальное ограничение вмешатва госва в его функце. Существ изменения в хозяйственном механизме капитализма в его соц структуре и общественном сознании этого периода = вопрос о целесообразности и масштабах государственного вмешательства в эк о харре макроэкономической пки ее целях и методах. Следствием стал кризис реформизма и приход к власти в нач1980х почти во всех развитых странах...
26506. Образование и развитие Пятой республики во Франции. Принципы голлизма и их эволюция 52.5 KB
  Основные принципы голлизма: голлизм – это своеобразная идеология национального величия; вариант гос. Экономические: жесткое регулирование планирование; налоговая политика; расширение сфер экономики; рост гос. Проект разработан рабочим комитетом из чиновников членов Гос совета во главе с Мишелем Дебре. право назначать премьерминистра и отдельных министров возвращать законопроекты передавать на референдум любой законопроект касающийся организации гос власти или одобрения международных соглашений способных затронуть деятельность...
26507. Основные этапы социально-экономического и политического развития ФРГ 99.5 KB
  Основные этапы социальноэкономического и политического развития ФРГ. Конституционное устройство ФРГ: ФРГ объединила 9 земель каждый из субъектов федерации получил право на свою конституцию представительные и административные органы свое законодательство. Осн этапы соц экон и пол разв ФРГ.23 мая1949г Основ ФРГ.
26508. Интеграционные процессы в западной Европе 1950-2000гг 48 KB
  –подписан договор о создании Европейского объединения угля и стали ЕОУС Франция ФРГ Италия Бельгия Нидерланды Люксембург. – в Риме подписаны договоры о создании Европейского сообщества по атомной энергии Евратом и Европейского экономического сообщества. политические цели объединение сил западноевропейского капитализма против мирового коммунистического движения соц государств национальноосвободит борьбы колониальных и зависимых стран. Правящие круги США поддерживали создание ЕЭС рассчитывая усилить экономическую базу НАТО и...
26509. Проблемы ограничения вооружения и разоружения в П. стран Европы и Америки 1970 -2000 гг 47 KB
  смягчению 2полюсности мира можно назвать взаимное истощение СССР и США. называемое окно уязвимости которое образовалось якобы в резте ракетноядерного отставания США от СССР. Рейган провозгласил своей целью измотать СССР и ослабить его эк. Бытует мнение что это был глобальный исторический блеф администрации Рейгана – попытка спровоцировать СССР на разработку подобной программы.
26510. Основные этапы соц-экон. и полит. разв. стран Центр и Вост.Европы 1945-2000гг 62 KB
  было желание видеть в госве гаранта социальн.социализма оставило лицом к лицу коммунизм и либер. – революции нардем социал.