33202

Особенности двигательных ощущений. Осязание глухих и слабослышащих

Научная статья

Педагогика и дидактика

Многие дети имеющие нарушения слуха отстают от нормально слышащих по развитию движений. На протяжении всего дошкольного возраста сохраняется некоторая неустойчивость трудность сохранения статичного и динамичного равновесия недостаточно точная координация неуверенность движений и относительно низкий уровень развития пространственной ориентировки. У большинства имеется отставание в развитии мелких движений пальцев рук артикуляционного аппарата. Замедленная по сравнению со слышащими скорость выполнения отдельных движений влияет на темп...

Русский

2013-09-05

15.25 KB

3 чел.

Особенности двигательных ощущений. Осязание глухих и слабослышащих.

Двигательные ощущения.

Многие дети, имеющие нарушения слуха, отстают от нормально слышащих по развитию движений. 70% детей позже срока начинают держать голову, сидеть стоять и ходить. У 50% отмечается задержка самостоятельной ходьбы. На протяжении всего дошкольного возраста сохраняется некоторая неустойчивость, трудность сохранения статичного и динамичного равновесия, недостаточно точная координация, неуверенность движений и относительно низкий уровень развития пространственной ориентировки. У большинства имеется отставание в развитии мелких движений пальцев рук, артикуляционного аппарата.

Замедленная, по сравнению со слышащими, скорость выполнения отдельных движений влияет на темп деятельности в целом.

Потеря слуха создает сложные условия для развития двигательной чувствительности. Слуховой контроль помогает выработке четких, плавных и размеренных движений, а его отсутствие приводит к трудностям в их формировании. У детей с нарушениями слуха компенсация отсутствующего слухового контроля может совершаться за счет увеличения роли зрительного, тактильно-вибрационного и двигательного восприятия.

Особенности развития речи накладывают определенный отпечаток на становление их движений, в частности, на высшие формы их регуляции, т.о. произвольная регуляция движений формируется позже.

Двигательные ощущения играют большую роль в овладении глухими устной речью – они являются единственным средством самоконтроля за произношением (анализ движений артикуляционного аппарата).

Осязание – сложный, иерархически организованный процесс познания, в котором сочетаются кожные и двигательные компоненты.

С помощью активного осязания возможны наиболее тонкие формы предметного восприятия. Фактором, организующим фрагментарную информацию о предмете в целостный образ, являются активные движения человека. Для такого отражения необходимо последовательное обследование признаков предмета с последующим синтезированием их в образ предмета.

С помощью осязания человек может определить форму предметов, их плотность, протяженность и вес, получить представление о качественных особенностях поверхности.

У детей с нарушениями слуха наблюдается значительное отставание в развитии осязания, особенно в развитии его сложных форм. Глухие дети 7-8-летнего возраста испытывают затруднения в узнавании предметов посредством осязания при выключенном зрении. Это говорит об отставании в развитии осязания как самостоятельного познавательного процесса. При выключенном зрении лучше всего распознаются объемные объекты. Плоские контурные изображения почти не распознаются глухими детьми младшего школьного возраста.

Особенно отчетливо различия между глухими и слышащими выступают в случаях, когда распознавание объектов требует мыслительных операций. Глухие дети обычно не пытаются найти дополнительные признаки, специфические для данного объекта и т.о. проверить правильность своего распознавания.

Различия между слышащими и глухими детьми уменьшаются только к старшему школьному возрасту. При выключенном зрении осязание нуждается в активном привлечении прошлого опыта, в сопоставлении полученных данных с имеющимися представлениями и знаниями о предметах в правильной организации процесса обследования.

Недостаточное развитие мышления и речи у детей с нарушениями слуха сказываются на развитии осязания. У глухих детей наблюдается асинхрония, что проявляется в недоразвитии двигательной чувствительности и осязания при более высоком уровне развития зрительного восприятия и вибрационной чувствительности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46956. Особенности экономического развития Англии конца XIX – начала XX в 39 KB
  Главными особенностями экономического развития Англии конца XIX – начала XX в. стали: утрата промышленного первенства и господства на мировом рынке; рост капиталистических монополий особенно колониальных и военнопромышленных; создание мощных банков и финансовой олигархии; возрастание роли экспорта капитала в том числе в пределы Британской империи колонии и в зависимые страны; превращение колониальной монополии в решающий фактор экономического и политического положения Англии во всемирном хозяйстве. Под действием закона...
46959. Современная модель государственного управления в России 41 KB
  В настоящий момент система гос управления переживает период трансформации, поиска эффективной модели администрирования, способной удовлетворить потребности населения при минимальных издержках, лишенной чиновничьего произвола, работающей на общество.
46960. Електpифiкaцiя технoлoгiчних пpoцеciв в cвинapнику-вiдгoдiвельнику нa 1000 гoлiв 3.18 MB
  В дaнiй poбoтi здiйcненo електpифiкaцiю тa aвтoмaтизaцiю тaких технoлoгiчних пpoцеciв, як гнoєпpибиpaння, poздaчa кopмiв, пiдiгpiв вoди. Нaведенo вибip cилoвoгo i ocвiтлювaльнoгo oблaднaння, aпapaтiв кеpувaння i зaхиcту. Зpoблений pозpaхунoк електpичнoгo ocвiтлення cвинapникa.
46962. Учение Л.С. Выготского о предмете детской психологии, единице анализа психики и методы ее исследования. Переживание как единица анализа развития личности 39.5 KB
  Переживание как единица анализа развития личности. Выготского была направлена то чтобы перевести психологию от чисто описательного эмпирического и феноменологического изучения явлений к раскрытию их сущности предложив иное понимание хода условий источника формы специфики и движущих сил психического развития ребенка; описал эпохи стадии и фазы детского развития а также переходы между ними в ходе онтогенеза; он выявил и сформулировал основные законы психического развития ребенка....