33202

Особенности двигательных ощущений. Осязание глухих и слабослышащих

Научная статья

Педагогика и дидактика

Многие дети имеющие нарушения слуха отстают от нормально слышащих по развитию движений. На протяжении всего дошкольного возраста сохраняется некоторая неустойчивость трудность сохранения статичного и динамичного равновесия недостаточно точная координация неуверенность движений и относительно низкий уровень развития пространственной ориентировки. У большинства имеется отставание в развитии мелких движений пальцев рук артикуляционного аппарата. Замедленная по сравнению со слышащими скорость выполнения отдельных движений влияет на темп...

Русский

2013-09-05

15.25 KB

4 чел.

Особенности двигательных ощущений. Осязание глухих и слабослышащих.

Двигательные ощущения.

Многие дети, имеющие нарушения слуха, отстают от нормально слышащих по развитию движений. 70% детей позже срока начинают держать голову, сидеть стоять и ходить. У 50% отмечается задержка самостоятельной ходьбы. На протяжении всего дошкольного возраста сохраняется некоторая неустойчивость, трудность сохранения статичного и динамичного равновесия, недостаточно точная координация, неуверенность движений и относительно низкий уровень развития пространственной ориентировки. У большинства имеется отставание в развитии мелких движений пальцев рук, артикуляционного аппарата.

Замедленная, по сравнению со слышащими, скорость выполнения отдельных движений влияет на темп деятельности в целом.

Потеря слуха создает сложные условия для развития двигательной чувствительности. Слуховой контроль помогает выработке четких, плавных и размеренных движений, а его отсутствие приводит к трудностям в их формировании. У детей с нарушениями слуха компенсация отсутствующего слухового контроля может совершаться за счет увеличения роли зрительного, тактильно-вибрационного и двигательного восприятия.

Особенности развития речи накладывают определенный отпечаток на становление их движений, в частности, на высшие формы их регуляции, т.о. произвольная регуляция движений формируется позже.

Двигательные ощущения играют большую роль в овладении глухими устной речью – они являются единственным средством самоконтроля за произношением (анализ движений артикуляционного аппарата).

Осязание – сложный, иерархически организованный процесс познания, в котором сочетаются кожные и двигательные компоненты.

С помощью активного осязания возможны наиболее тонкие формы предметного восприятия. Фактором, организующим фрагментарную информацию о предмете в целостный образ, являются активные движения человека. Для такого отражения необходимо последовательное обследование признаков предмета с последующим синтезированием их в образ предмета.

С помощью осязания человек может определить форму предметов, их плотность, протяженность и вес, получить представление о качественных особенностях поверхности.

У детей с нарушениями слуха наблюдается значительное отставание в развитии осязания, особенно в развитии его сложных форм. Глухие дети 7-8-летнего возраста испытывают затруднения в узнавании предметов посредством осязания при выключенном зрении. Это говорит об отставании в развитии осязания как самостоятельного познавательного процесса. При выключенном зрении лучше всего распознаются объемные объекты. Плоские контурные изображения почти не распознаются глухими детьми младшего школьного возраста.

Особенно отчетливо различия между глухими и слышащими выступают в случаях, когда распознавание объектов требует мыслительных операций. Глухие дети обычно не пытаются найти дополнительные признаки, специфические для данного объекта и т.о. проверить правильность своего распознавания.

Различия между слышащими и глухими детьми уменьшаются только к старшему школьному возрасту. При выключенном зрении осязание нуждается в активном привлечении прошлого опыта, в сопоставлении полученных данных с имеющимися представлениями и знаниями о предметах в правильной организации процесса обследования.

Недостаточное развитие мышления и речи у детей с нарушениями слуха сказываются на развитии осязания. У глухих детей наблюдается асинхрония, что проявляется в недоразвитии двигательной чувствительности и осязания при более высоком уровне развития зрительного восприятия и вибрационной чувствительности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4676. Использование анекдотов в процессе преподавания логики 229 KB
  Использование анекдотов в процессе преподавания логики Предисловие Наше Отечество переживает трудный, но объективно необходимый этап качественного социального, политического, экономического и духовного обновления. Сейчас уже понятно, что мы строим ц...
4677. Исследование явления дифракции электромагнитных волн 118 KB
  Цель работы Исследовать явление дифракции электромагнитных волн. С помощью дифракционной решетки проходящего света измерить длины электромагнитных волн видимого диапазона. Основные теоретические сведения Дифракцией называется совокупность явлений,...
4678. Повышение долговечности ходовой системы гусеничной лесозаготовительной машины 485.5 KB
  Повышение долговечности ходовой системы гусеничной лесозаготовительной машины Общая характеристика работы Актуальность темы. В России 720 миллионов гектаров территорий, покрытых лесом, из них 47% занимают труднопроходимые леса Сибири, Дальнего Восто...
4679. Элегазовый генераторный выключатель 10кВ, 63кА, 8000А 3.16 MB
  Элегазовый генераторный выключатель 10кВ, 63кА,8000А Введение В связи с необходимостью повышения номинальных параметров и надежности высоковольтного коммутационного оборудования для атомных электростанций необходима разработка современных генераторн...
4681. Мотивація, контроль та оцінка діяльності педагогів в шкільному менеджменті 605 KB
  Мотивація, контроль та оцінка діяльності педагогів у шкільному менеджменті Одним із важливих психологічних елементів управлінського процесу є мотивація, тобто спонукання керівником себе та інших до досягнення особистих цілей і цілей організації...
4682. Етика та етичні категорії 831.5 KB
  Походження і зміст термінів етика, мораль, моральність 1. Походження термінів 2. Зміст термінів 1. Термін етика походить від давньогрецького слова етос - дім, гніздо. Пізніше воно стало означати характер явища, його природу. Ари...
4683. Історія становлення філософії науки 38.05 KB
  Історія становлення філософії науки. Філософія і наука − два раціональні теоретичні способи освоєння дійсності. І це їх об’єднує. Однак форми освоєння дійсності у філософії та науці різні...
4684. Філософія та релігія. Курс лекцій 882.5 KB
  Філософія та релігія Розкриває зміст світоглядної проблематики та специфіку філософського і релігійного підходів до неї, становлення та основні етапи розвитку філософії у зв’язку з розвитком релігії в країнах європейської культури, особливості ...