33204

Особенности развития внимания

Научная статья

Педагогика и дидактика

Устойчивость внимания с возрастом меняется. Для детей с нарушениями слуха характерно более позднее становление высшей формы внимания т. произвольного и опосредствованного что обусловлено более поздним формированием умений использовать средства организации внимания управление им а также отставанием в развитии речи способствующей организации и управлению собственным поведением.

Русский

2013-09-05

15.43 KB

4 чел.

Особенности развития внимания.

Внимание – это сосредоточенность психической деятельности человека в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. Оно представляет собой динамическую характеристику деятельности, т.к. активизирует нужные и тормозит ненужные психические процессы, способствует целенаправленному отбору поступающей информации, регулирует и контролирует протекание деятельности.

Внимание характеризуют такие свойства, как объем, избирательность, устойчивость, распределение, переключение.

Как у слышащих, так и у глухих ведущим у детей дошкольного возраста является непроизвольное внимание, которое имеет пассивный характер, т.к. определяется внешними по отношению к целям деятельности событиями и предметами. Оно вызывается интересными, новыми, необычными для ребенка предметами и явлениями. Устойчивость внимания с возрастом меняется. Первоначально не больше 3 минут, к концу дошкольного возраста – 10-12 минут, при условии смены заданий может быть до 40.

Произвольное внимание возникает как результат воздействия взрослых, а также воспитания и обучения. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредованной социально-выработанными способами организацией поведения. Первоначально развивается внешнеопосредствованное внимание с помощью общения ребенка со взрослым, указательных жестов и речевых инструкций, затем ребенок пользуется самоинструкциями и развернутыми практическими действиями с выделенными предметами.

Для детей с нарушениями слуха характерно более позднее становление высшей формы внимания, т.е. произвольного и опосредствованного, что обусловлено более поздним формированием умений использовать средства организации внимания, управление им, а также отставанием в развитии речи, способствующей организации и управлению собственным поведением. Особенности в развитии внимания детей с нарушениями слуха связаны с тем, что для них большее значение имеет зрительное восприятие. Глухие дети из-за постоянного напряжения зрительного анализатора быстрее и больше утомляются, следствием чего является усиление неустойчивости внимания.

У глухих детей отмечаются трудности переключения внимания, им требуется больше времени на обрабатывание, что приводит к снижению скорости выполняемой деятельности и увеличению числа ошибок. Продуктивность внимания у глухих школьников в большей степени, чем у слышащих, зависит от изобразительной выразительности воспринимаемого материала. В связи с этим, при обучении детей с нарушенным слухом широко используются средства наглядности разной степени абстрактности (картины, схемы, таблицы, алгоритмы, цифры и т.п.).

Произвольное внимание наивысшего развития достигает в подростковый период (в норме – на 3-4 года раньше).

У ребенка с нарушенным слухом произвольное внимание развивается хуже из-за отставания в развитии речи. Переход от внешнего общения к самоинструкции и интериоризации происходит позже.

Задача формирования внимания у школьников с нарушениями слуха решается благодаря правильно организованной учебной деятельности. К общим условиям способствующим формированию произвольного внимания относятся: организация учебного материала (от простого к сложному), структурирование, подбор ярких примеров, формирование мотивации учебной деятельности, устойчивых познавательных интересов, организация деятельности самого учителя, формирование у учащихся навыков учебной деятельности, в частности контроля и самоконтроля.

К специфическим условиям относятся: использование специальных технических средств (использование звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и коллективного пользования), широкое применение наглядных средств обучения, формирование и автоматизация навыка чтения с губ.

Для человека, общающегося с неслышащими людьми, обязательными правилами являются поза стоя или сидя лицом к глухому человеку, избегание ненужных хождений и жестикуляций, т.е. лишних перемещений в пространстве и телодвижений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29863. Бюджетное планирование и его совершенствование в современных условиях 12.84 KB
  Весь цикл управления процессами формирования распределения перераспределения и потребления бюджетных ресурсов осуществляется посредством бюджетного планирования объектом которого являются фонды денежных средств. Главной задачей реформирования бюджетного процесса является создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления общественными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики а следовательно и повышение эффективности бюджетного планирования. Одна из задач этой реформы заключается в смещении...
29864. Финансовый рынок его структура и место в системе экономических отношений 13.9 KB
  финансовый рынок его структура и место в системе экономических отношений Финансовый рынок рынок ссудных капиталов–это механизм перераспределения капитала между кредиторами и заёмщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал. Финансовый рынок категория историческая. Финансовый рынок – это категория экономическая которая выражает экономические отношения по поводу реализации стоимости и с потребительской стоимости заключённой в финансовых активах. Как и любой другой финансовый рынок предназначен для установления...
29865. Порядок формирования и финансирования венчурных,инновационных и инвестиционных фондов 46 KB
  Фактически венчурное финансирование может быть охарактеризовано как источник долгосрочных инвестиций предоставляемых обычно на 5 7 лет предприятиям находящимся на ранних этапах своего становления а также действующим предприятиям для их расширения и модернизации. Отличие венчурного финансирования от других видов финансирования Источники финансирования Банки Стратегические партнеры Венчурное финансирование Инвестиции в акционерный капитал Кредиты Долгосрочныеинвестиции Рисковый бизнес Участие инвестора в управлении...
29866. Финансовый механизм предприятия 15.5 KB
  Рассмотрим более подробно один из методов финансового механизма финансовый анализ совершенствование которого позволит снизить расходную часть бюджета предприятия и повысить доходную. Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств. В рыночной экономике финансовое состояние предприятия по сути дела отражает конечные результаты его деятельности.
29867. Рынок ценных бумаг РФ: структура и основныек тенденции развития 28.63 KB
  Совокупность экономических отношений между его участниками по поводу выпуска и обращения ценных бумаг. Ценные бумаги в основе которых лежат деньги как капитал и которые опосредуют отношения связанные с движением денежного капитала образуют фондовый рынок как часть рынка ценных бумаг. Ценные бумаги опосредующие товарные отношения формируют рынок товарных ценных бумаг являющийся второй составной частью рынка ценных бумаг.
29868. Бюджетная система РФ 19.67 KB
  10 бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней: Федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; Бюджетов субъектов Российской Федерации региональных бюджетов и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; Местных бюджетов. Бюджетная система Российской Федерации включает: федеральный бюджет 21 республиканский бюджет республик в составе РФ 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты Москвы и СанктПетербурга один областной бюджет автономной области 10 окружных бюджетов автономных...
29869. Бюджетный процесс и концепция его реформации 16.35 KB
  6 Бюджетного Кодекса РФ бюджетный процесс – регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов утверждению и исполнению бюджетов контролю за их исполнением осуществлению бюджетного учета составлению внешней проверке рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности. Все стадии жестко регламентированы процессуальными нормами бюджетного права призванными обеспечить четкое...
29870. Инвестиции – вложения средств в промышленность, сельское хозяйство и другие отрасли экономики внутри страны и за границей в целях получения прибыли 15.64 KB
  Прямые инвестиции осуществляются с целью непосредственного управления объектом инвестиций через контрольный пакет акций или в иной форме контрольного участия.Портфельные инвестиции осуществляются в форме покупки ценных бумаг принадлежащих различным эмитентам и не обеспечивающих контрольное участие и прямое управление объектом инвестиций. Цель подобных инвестиций в отличие от прямых – получение прибылей от роста курсовой стоимости портфеля от созданных ими стабильных денежных потоков дивидендов процентов при диверсификации...
29871. РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ 16.75 KB
  на свой страх и риск. В связи с этим появляются различные методы управления риском и повышается роль страхования как основного метода снижения степени риска. Риск это финансовая категория. Снижение величины риска осуществляется через финансовые методы: диверсификацию лимитирование самострахование страхование и др.