33204

Особенности развития внимания

Научная статья

Педагогика и дидактика

Устойчивость внимания с возрастом меняется. Для детей с нарушениями слуха характерно более позднее становление высшей формы внимания т. произвольного и опосредствованного что обусловлено более поздним формированием умений использовать средства организации внимания управление им а также отставанием в развитии речи способствующей организации и управлению собственным поведением.

Русский

2013-09-05

15.43 KB

4 чел.

Особенности развития внимания.

Внимание – это сосредоточенность психической деятельности человека в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. Оно представляет собой динамическую характеристику деятельности, т.к. активизирует нужные и тормозит ненужные психические процессы, способствует целенаправленному отбору поступающей информации, регулирует и контролирует протекание деятельности.

Внимание характеризуют такие свойства, как объем, избирательность, устойчивость, распределение, переключение.

Как у слышащих, так и у глухих ведущим у детей дошкольного возраста является непроизвольное внимание, которое имеет пассивный характер, т.к. определяется внешними по отношению к целям деятельности событиями и предметами. Оно вызывается интересными, новыми, необычными для ребенка предметами и явлениями. Устойчивость внимания с возрастом меняется. Первоначально не больше 3 минут, к концу дошкольного возраста – 10-12 минут, при условии смены заданий может быть до 40.

Произвольное внимание возникает как результат воздействия взрослых, а также воспитания и обучения. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредованной социально-выработанными способами организацией поведения. Первоначально развивается внешнеопосредствованное внимание с помощью общения ребенка со взрослым, указательных жестов и речевых инструкций, затем ребенок пользуется самоинструкциями и развернутыми практическими действиями с выделенными предметами.

Для детей с нарушениями слуха характерно более позднее становление высшей формы внимания, т.е. произвольного и опосредствованного, что обусловлено более поздним формированием умений использовать средства организации внимания, управление им, а также отставанием в развитии речи, способствующей организации и управлению собственным поведением. Особенности в развитии внимания детей с нарушениями слуха связаны с тем, что для них большее значение имеет зрительное восприятие. Глухие дети из-за постоянного напряжения зрительного анализатора быстрее и больше утомляются, следствием чего является усиление неустойчивости внимания.

У глухих детей отмечаются трудности переключения внимания, им требуется больше времени на обрабатывание, что приводит к снижению скорости выполняемой деятельности и увеличению числа ошибок. Продуктивность внимания у глухих школьников в большей степени, чем у слышащих, зависит от изобразительной выразительности воспринимаемого материала. В связи с этим, при обучении детей с нарушенным слухом широко используются средства наглядности разной степени абстрактности (картины, схемы, таблицы, алгоритмы, цифры и т.п.).

Произвольное внимание наивысшего развития достигает в подростковый период (в норме – на 3-4 года раньше).

У ребенка с нарушенным слухом произвольное внимание развивается хуже из-за отставания в развитии речи. Переход от внешнего общения к самоинструкции и интериоризации происходит позже.

Задача формирования внимания у школьников с нарушениями слуха решается благодаря правильно организованной учебной деятельности. К общим условиям способствующим формированию произвольного внимания относятся: организация учебного материала (от простого к сложному), структурирование, подбор ярких примеров, формирование мотивации учебной деятельности, устойчивых познавательных интересов, организация деятельности самого учителя, формирование у учащихся навыков учебной деятельности, в частности контроля и самоконтроля.

К специфическим условиям относятся: использование специальных технических средств (использование звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и коллективного пользования), широкое применение наглядных средств обучения, формирование и автоматизация навыка чтения с губ.

Для человека, общающегося с неслышащими людьми, обязательными правилами являются поза стоя или сидя лицом к глухому человеку, избегание ненужных хождений и жестикуляций, т.е. лишних перемещений в пространстве и телодвижений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47112. Программы развития национальной экономики 61 KB
  В России в рамках федеральных целевых программ осуществляется: поддержка реформ в сфере образования и здравоохранения; реформа судебной системы; формирование рынка доступного жилья; модернизация АПК и создание условий для его устойчивого развития; строительство и совершенствование стратегически важных для страны объектов транспорта; поддержка государством реализации крупных транспортных инфраструктурных проектов; осуществление инновационных проектов и программ др. Реализация федеральных целевых...
47113. Конституційна організація державно влади та місцевого самоврядування в Уккраїні 59.5 KB
  Так єдиний орган законодавчої влади в Україні парламент Верховна Рада України. Гарантом державного суверенітету територіальної цілісності України дотримання Конституції України прав і свобод людини та громадянина є глава Української держави Президент. Єдиним органом законодавчої влади в Україні є парламент Верховна Рада України. Право законодавчої ініціативи у Верховній Раді України згідно з Конституцією України мають: Президент України; народні депутати України; Кабінет Міністрів України; Національний банк України.
47114. Методи розрахунку калькуляції та методи технологічних розрахунків 59 KB
  Система оплати праці в будівництві основна ст. 12 відрядна сдельная скільки заробив стільки отримав; відряднопреміальна за якістю економічністю виконаної роботи може бути надбавка до 40 зарплати; погодинна; погодиннопреміальна до 30 премія; акордна; договірна Форма оплати праці робітників визначається співвідношенням між виконаною роботою та розміром нарахованої за це заробітної плати. Залежно від того які показники приймаються за вимірник праці кількість виготовленої продукції чи кількість відпрацьованого...
47116. Архитектура и быт городов, транспорт 59.5 KB
  При создании проектов новых городов архитекторы начали уделять внимание связи микрорайонов с ландшафтом По мере развития бытовой техники в домах появлялись холодильники газовое а с 70х годов XIX в. Наиболее распространенными до конца XIX в. С 60х годов XIX в. К концу XIX в.