33204

Особенности развития внимания

Научная статья

Педагогика и дидактика

Устойчивость внимания с возрастом меняется. Для детей с нарушениями слуха характерно более позднее становление высшей формы внимания т. произвольного и опосредствованного что обусловлено более поздним формированием умений использовать средства организации внимания управление им а также отставанием в развитии речи способствующей организации и управлению собственным поведением.

Русский

2013-09-05

15.43 KB

5 чел.

Особенности развития внимания.

Внимание – это сосредоточенность психической деятельности человека в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. Оно представляет собой динамическую характеристику деятельности, т.к. активизирует нужные и тормозит ненужные психические процессы, способствует целенаправленному отбору поступающей информации, регулирует и контролирует протекание деятельности.

Внимание характеризуют такие свойства, как объем, избирательность, устойчивость, распределение, переключение.

Как у слышащих, так и у глухих ведущим у детей дошкольного возраста является непроизвольное внимание, которое имеет пассивный характер, т.к. определяется внешними по отношению к целям деятельности событиями и предметами. Оно вызывается интересными, новыми, необычными для ребенка предметами и явлениями. Устойчивость внимания с возрастом меняется. Первоначально не больше 3 минут, к концу дошкольного возраста – 10-12 минут, при условии смены заданий может быть до 40.

Произвольное внимание возникает как результат воздействия взрослых, а также воспитания и обучения. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредованной социально-выработанными способами организацией поведения. Первоначально развивается внешнеопосредствованное внимание с помощью общения ребенка со взрослым, указательных жестов и речевых инструкций, затем ребенок пользуется самоинструкциями и развернутыми практическими действиями с выделенными предметами.

Для детей с нарушениями слуха характерно более позднее становление высшей формы внимания, т.е. произвольного и опосредствованного, что обусловлено более поздним формированием умений использовать средства организации внимания, управление им, а также отставанием в развитии речи, способствующей организации и управлению собственным поведением. Особенности в развитии внимания детей с нарушениями слуха связаны с тем, что для них большее значение имеет зрительное восприятие. Глухие дети из-за постоянного напряжения зрительного анализатора быстрее и больше утомляются, следствием чего является усиление неустойчивости внимания.

У глухих детей отмечаются трудности переключения внимания, им требуется больше времени на обрабатывание, что приводит к снижению скорости выполняемой деятельности и увеличению числа ошибок. Продуктивность внимания у глухих школьников в большей степени, чем у слышащих, зависит от изобразительной выразительности воспринимаемого материала. В связи с этим, при обучении детей с нарушенным слухом широко используются средства наглядности разной степени абстрактности (картины, схемы, таблицы, алгоритмы, цифры и т.п.).

Произвольное внимание наивысшего развития достигает в подростковый период (в норме – на 3-4 года раньше).

У ребенка с нарушенным слухом произвольное внимание развивается хуже из-за отставания в развитии речи. Переход от внешнего общения к самоинструкции и интериоризации происходит позже.

Задача формирования внимания у школьников с нарушениями слуха решается благодаря правильно организованной учебной деятельности. К общим условиям способствующим формированию произвольного внимания относятся: организация учебного материала (от простого к сложному), структурирование, подбор ярких примеров, формирование мотивации учебной деятельности, устойчивых познавательных интересов, организация деятельности самого учителя, формирование у учащихся навыков учебной деятельности, в частности контроля и самоконтроля.

К специфическим условиям относятся: использование специальных технических средств (использование звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и коллективного пользования), широкое применение наглядных средств обучения, формирование и автоматизация навыка чтения с губ.

Для человека, общающегося с неслышащими людьми, обязательными правилами являются поза стоя или сидя лицом к глухому человеку, избегание ненужных хождений и жестикуляций, т.е. лишних перемещений в пространстве и телодвижений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5125. Компоненти - гаджети. Вікна папок - Провідник (Explorer). Робота з папками та файлами. 8.91 MB
  Операційна система MS WINDOWS 7. Компоненти - гаджети. Вікна папок - Провідник (Explorer). Робота з папками та файлами. Пошук файлів. Архіватори. Компоненти MS WINDOWS 7 Гаджети Методична система: В системі Windows 7 можна встановити спеціальні міні...
5126. Правила роботи та техніка безпеки в аудиторії органічної хімії. Теорія хімічної будови органічних сполук О.М. Бутлерова. Лабораторні роботи з органічної хімії 380 KB
  Правила роботи та техніка безпеки в аудиторії органічної хімії. Теорія хімічної будови органічних сполук О.М. Бутлерова Мета: Познайомити студентів з технікою безпеки при роботі з органічними речовинами. Розкрити поняття хімічна будова...
5127. Морфология, физиология и патофизиология системы кровообращения 75 KB
  Морфология, физиология и патофизиология системы кровообращения Цель: сформировать умение получать и оценивать некоторые показатели функционирования системы кровообращения. Вопросы для самоподготовки: Общий план строения и значение системы кров...
5128. Морфология, физиология и патофизиология дыхания 86.5 KB
  Морфология, физиология и патофизиология дыхания Цель: сформировать умение получать и оценивать некоторые показатели функционирования системы дыхания. Вопросы для самоподготовки: Понятие о дыхании, его значение. Этапы дыхания. Легоч...
5129. Физиология и патофизиология обмена веществ и энергии 77.5 KB
  Физиология и патофизиология обмена веществ и энергии Цель: сформировать умение определять суточный расход энергии. Вопросы для самоподготовки: Основной и общий обмены веществ. Обмен белков и его регуляция. Обмен липидов и его регуляци...
5130. Морфология, физиология и патология опорно-двигательного аппарата 104 KB
  Морфология, физиология и патология опорно-двигательного аппарата Цель: сформировать умение оценивать состояние ОДА. Вопросы для самоподготовки:. Строение скелета головы, туловища и конечностей. Общие сведения о мышцах. Их строение. ...
5131. Внутриутробное развитие организма. ВПР. Закономерности роста и развития организма 52.5 KB
  Внутриутробное развитие организма. ВПР. Закономерности роста и развития организма Цель: сформировать умение визуально выделять патологические изменения и различать ВПР. Вопросы для самоподготовки: Организм как единое целое. Понятие о био...
5132. Генетика микроорганизмов. Генотипическая изменчивость 474.5 KB
  Генетика микроорганизмов До 40-х гг. 20 в. считалось, что, поскольку у микроорганизмов нет ядерного аппарата и мейоза, на них не распространяются законы Менделя и хромосомная теория наследственности. С начала 40-х гг. микроорганизмы становятся объек...
5133. Латинский язык и основы терминологии 450 KB
  Тема: Латинский алфавит. Правила чтения. Ударение. Задание 1. Прочтите следующие термины, обратите внимание на произношение букв и буквосочтаний: а) apex верхушка crista гребень tuber бугор sulcus борозда canalis канал tuberculum бугорок fissu...