33204

Особенности развития внимания

Научная статья

Педагогика и дидактика

Устойчивость внимания с возрастом меняется. Для детей с нарушениями слуха характерно более позднее становление высшей формы внимания т. произвольного и опосредствованного что обусловлено более поздним формированием умений использовать средства организации внимания управление им а также отставанием в развитии речи способствующей организации и управлению собственным поведением.

Русский

2013-09-05

15.43 KB

4 чел.

Особенности развития внимания.

Внимание – это сосредоточенность психической деятельности человека в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. Оно представляет собой динамическую характеристику деятельности, т.к. активизирует нужные и тормозит ненужные психические процессы, способствует целенаправленному отбору поступающей информации, регулирует и контролирует протекание деятельности.

Внимание характеризуют такие свойства, как объем, избирательность, устойчивость, распределение, переключение.

Как у слышащих, так и у глухих ведущим у детей дошкольного возраста является непроизвольное внимание, которое имеет пассивный характер, т.к. определяется внешними по отношению к целям деятельности событиями и предметами. Оно вызывается интересными, новыми, необычными для ребенка предметами и явлениями. Устойчивость внимания с возрастом меняется. Первоначально не больше 3 минут, к концу дошкольного возраста – 10-12 минут, при условии смены заданий может быть до 40.

Произвольное внимание возникает как результат воздействия взрослых, а также воспитания и обучения. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредованной социально-выработанными способами организацией поведения. Первоначально развивается внешнеопосредствованное внимание с помощью общения ребенка со взрослым, указательных жестов и речевых инструкций, затем ребенок пользуется самоинструкциями и развернутыми практическими действиями с выделенными предметами.

Для детей с нарушениями слуха характерно более позднее становление высшей формы внимания, т.е. произвольного и опосредствованного, что обусловлено более поздним формированием умений использовать средства организации внимания, управление им, а также отставанием в развитии речи, способствующей организации и управлению собственным поведением. Особенности в развитии внимания детей с нарушениями слуха связаны с тем, что для них большее значение имеет зрительное восприятие. Глухие дети из-за постоянного напряжения зрительного анализатора быстрее и больше утомляются, следствием чего является усиление неустойчивости внимания.

У глухих детей отмечаются трудности переключения внимания, им требуется больше времени на обрабатывание, что приводит к снижению скорости выполняемой деятельности и увеличению числа ошибок. Продуктивность внимания у глухих школьников в большей степени, чем у слышащих, зависит от изобразительной выразительности воспринимаемого материала. В связи с этим, при обучении детей с нарушенным слухом широко используются средства наглядности разной степени абстрактности (картины, схемы, таблицы, алгоритмы, цифры и т.п.).

Произвольное внимание наивысшего развития достигает в подростковый период (в норме – на 3-4 года раньше).

У ребенка с нарушенным слухом произвольное внимание развивается хуже из-за отставания в развитии речи. Переход от внешнего общения к самоинструкции и интериоризации происходит позже.

Задача формирования внимания у школьников с нарушениями слуха решается благодаря правильно организованной учебной деятельности. К общим условиям способствующим формированию произвольного внимания относятся: организация учебного материала (от простого к сложному), структурирование, подбор ярких примеров, формирование мотивации учебной деятельности, устойчивых познавательных интересов, организация деятельности самого учителя, формирование у учащихся навыков учебной деятельности, в частности контроля и самоконтроля.

К специфическим условиям относятся: использование специальных технических средств (использование звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и коллективного пользования), широкое применение наглядных средств обучения, формирование и автоматизация навыка чтения с губ.

Для человека, общающегося с неслышащими людьми, обязательными правилами являются поза стоя или сидя лицом к глухому человеку, избегание ненужных хождений и жестикуляций, т.е. лишних перемещений в пространстве и телодвижений.