33204

Особенности развития внимания

Научная статья

Педагогика и дидактика

Устойчивость внимания с возрастом меняется. Для детей с нарушениями слуха характерно более позднее становление высшей формы внимания т. произвольного и опосредствованного что обусловлено более поздним формированием умений использовать средства организации внимания управление им а также отставанием в развитии речи способствующей организации и управлению собственным поведением.

Русский

2013-09-05

15.43 KB

4 чел.

Особенности развития внимания.

Внимание – это сосредоточенность психической деятельности человека в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. Оно представляет собой динамическую характеристику деятельности, т.к. активизирует нужные и тормозит ненужные психические процессы, способствует целенаправленному отбору поступающей информации, регулирует и контролирует протекание деятельности.

Внимание характеризуют такие свойства, как объем, избирательность, устойчивость, распределение, переключение.

Как у слышащих, так и у глухих ведущим у детей дошкольного возраста является непроизвольное внимание, которое имеет пассивный характер, т.к. определяется внешними по отношению к целям деятельности событиями и предметами. Оно вызывается интересными, новыми, необычными для ребенка предметами и явлениями. Устойчивость внимания с возрастом меняется. Первоначально не больше 3 минут, к концу дошкольного возраста – 10-12 минут, при условии смены заданий может быть до 40.

Произвольное внимание возникает как результат воздействия взрослых, а также воспитания и обучения. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредованной социально-выработанными способами организацией поведения. Первоначально развивается внешнеопосредствованное внимание с помощью общения ребенка со взрослым, указательных жестов и речевых инструкций, затем ребенок пользуется самоинструкциями и развернутыми практическими действиями с выделенными предметами.

Для детей с нарушениями слуха характерно более позднее становление высшей формы внимания, т.е. произвольного и опосредствованного, что обусловлено более поздним формированием умений использовать средства организации внимания, управление им, а также отставанием в развитии речи, способствующей организации и управлению собственным поведением. Особенности в развитии внимания детей с нарушениями слуха связаны с тем, что для них большее значение имеет зрительное восприятие. Глухие дети из-за постоянного напряжения зрительного анализатора быстрее и больше утомляются, следствием чего является усиление неустойчивости внимания.

У глухих детей отмечаются трудности переключения внимания, им требуется больше времени на обрабатывание, что приводит к снижению скорости выполняемой деятельности и увеличению числа ошибок. Продуктивность внимания у глухих школьников в большей степени, чем у слышащих, зависит от изобразительной выразительности воспринимаемого материала. В связи с этим, при обучении детей с нарушенным слухом широко используются средства наглядности разной степени абстрактности (картины, схемы, таблицы, алгоритмы, цифры и т.п.).

Произвольное внимание наивысшего развития достигает в подростковый период (в норме – на 3-4 года раньше).

У ребенка с нарушенным слухом произвольное внимание развивается хуже из-за отставания в развитии речи. Переход от внешнего общения к самоинструкции и интериоризации происходит позже.

Задача формирования внимания у школьников с нарушениями слуха решается благодаря правильно организованной учебной деятельности. К общим условиям способствующим формированию произвольного внимания относятся: организация учебного материала (от простого к сложному), структурирование, подбор ярких примеров, формирование мотивации учебной деятельности, устойчивых познавательных интересов, организация деятельности самого учителя, формирование у учащихся навыков учебной деятельности, в частности контроля и самоконтроля.

К специфическим условиям относятся: использование специальных технических средств (использование звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и коллективного пользования), широкое применение наглядных средств обучения, формирование и автоматизация навыка чтения с губ.

Для человека, общающегося с неслышащими людьми, обязательными правилами являются поза стоя или сидя лицом к глухому человеку, избегание ненужных хождений и жестикуляций, т.е. лишних перемещений в пространстве и телодвижений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46177. PR - как теория коммуникативного воздействия. PR и другие науки 45 KB
  Для профессиональной практики в сфере связей с общественностью необходимы знания по психологии искусству коммуникации социальной психологии экономики основам менеджмента этики политологии социологии; а также опыт в анализе социальных проблем связям со средствами информации публикацией материалов создания рекламы кинотелематериалов видеосюжетов изучении общественного мнения подготовки презентаций докладов выступлений организации специальных событий. Специалист по PR получает базовую подготовку: в области планирования в...
46178. Глоссарий терминов и понятий института маркетинговых исследований в PR-коммуникации 113.5 KB
  Бюджет маркетинга финансовый план маркетинга система показателей раздел плана маркетинга предприятия в котором в детализированной форме по элементам комплекса маркетинга или по мероприятиям маркетинга приведены величины затрат доходов и прибыли от для осуществления маркетинговой деятельности фирмы. Планирование бюджета маркетинга может основываться на целевой прибыли или исходя из оптимизации прибыли. Основные составляющие затрат на маркетинг: управленческие расходы заработная плата персонала службы маркетинга амортизационные...
46179. Литогенез 211 KB
  Понятие осадочных горных пород.генез совокупность природных процессов образования и последующих изменений осадочных горных пород. Вальтером который выделил в процессе образования осадочных пород 5 основных фаз: выветривание горных пород денудация включая перенос исходного материала осадков отложение диагенез и метаморфизм. В цикле литогенеза различают следующие стадии: 1 образование и мобилизация исходного вещества осадков в процессе физического и химического разрушения материнских пород и его перенос к месту захоронения ...
46180. Структура научно-исследовательской работы. Требования к введению, реферату, основной части и заключению 64 KB
  Структура научно-исследовательской работы. Приложение задачи Введение Данная контрольная работа посвящена теме Структура научно-исследовательской работы. Целью написания данной работы является изучение структурных элементов научно-исследовательской работы.
46181. Анализ отчета о прибылях и убытках ОАО «Заря» 88 KB
  Как видно из таблицы 17, за отчетный период убыток от продаж увеличился на 427 тыс. руб., что является отрицательным моментом в деятельности предприятия. Что касается процентов к уплате, то их величина уменьшилась на 770 тыс. руб
46182. Ветеринарно-санитарная экспертиза продуктов животноводства и гигиены сельскохозяйственных животных 356 KB
  Вынужденный убой животных в вашем хозяйствеместо и способ убоя причины и пути реализации мяса сравните с действующими правилами и сделайте соответствующие выводы. Ветеринарносанитарная экспертиза продуктов убоя животных при отравлении. Вынужденный убой животных в вашем хозяйстве место и способ убоя причины и пути реализации мяса сравните с действующими правилами и сделайте соответствующие выводы.
46183. Гимнастика женщин во второй половине беременности. Лечебная физкультура при язвенной болезни. Упражнения при остеохондрозе 70 KB
  Исходное положение: основная стойка руки на поясе. Исходное положение: основная стойка руки на поясе. Исходное положение: основная стойка руки на поясе. Исходное положение: стоя ноги на ширине плеч руки у груди согнуты в локтях.
46184. Социальная педагогика как наука и общественная практика 62 KB
  Вывод: Закономерности развития социальной педагогики как науки лежат в сфере гуманитарных и социальных наук а также в реальной практике общественной и культурной жизни что и можно назвать истоками развития. Нужно отметить что социальная педагогика возникает в недрах экономиче ской культурной идеологической сфер жизни. Вывод: Источниками дальнейшего развития социальной педагогики можно назвать определённые сферы практической жизни и области знаний. В практике социальной жизни т.
46185. Автоматизация холодильных компрессорных станций 222.5 KB
  По уровню автоматизации компрессорные холодильные установки занимает одно из ведущих мест среди других отраслей промышленности. Холодильные установки характеризуются непрерывностью протекающих в них процессов. При этом выработка холода в любой момент времени должна соответствовать потреблению (нагрузке).