33206

РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОЙ ПАМЯТИ

Научная статья

Педагогика и дидактика

На успешность запоминания слов оказывает влияние к какой грамматической категории относятся слова. РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОЙ ПАМЯТИ глухих детей проходит ряд стадий: 13 класс характеризуется распространяющимся типом запоминания при котором используется повторение. 46 классы охватывающий тип запоминания. Часто наблюдается сочетание осмысленного и механического запоминания.

Русский

2013-09-05

17.46 KB

10 чел.

РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОЙ ПАМЯТИ

Наблюдаются большие сложности. Осмысленность не страдает, т.е. и слышащие и не слышащие пользуются осмысленным запоминанием, но глухие используют три типа замены:

  1. Сходство с первым по внешнему образу слова. (пример: угол – уголь, дрожит-держит)
  2. Замена по единству предметной ситуации (пример: запоминании голубь, вспомнили крыло или перо)
  3. Сочетание внешнего сходства и смысловой близости (пример: разница в приставке, выбирали – собирали, описывал - выписывал)

К искажению слов, приводят такие трудности в запоминании как:

  1. Увеличенный объем в следствии, восприятия слова, совокупностью нескольких элементов.
  2. На успешность запоминания слов оказывает влияние, к какой грамматической категории относятся слова. Прежде всего усваиваются существительные, хуже глаголы и прилагательные, очень плохо числительные, предлоги.

При запоминании глухими детьми предложений и связанных текстов, также наблюдается отставание от нормы.  Дети воспроизводят предложения с пропущенными словами, что меняет качество предложения, переставляют и заменяют слова, иногда вспоминают только часть предложения, и в ущербном виде.

Особенности воспроизведения текстов и предложений зависят от уровня и глубины их понимания. Глухие школьники не могут передать содержание текста своими словами. Поэтому стремятся к дословному его воспроизведению. Глухие дети часто не могут отделить слово от определенной группы слов, и использовать его в соответствии со значением в других сочетаниях (сложно исключить из контекста слово).

РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОЙ ПАМЯТИ глухих детей проходит ряд стадий:

  1. 1-3 класс характеризуется распространяющимся типом запоминания, при котором используется повторение.
  2. 4-6 классы, охватывающий тип запоминания. При этом ребенок понимает и запоминает общий смысл и его ключевые слова, а в дальнейшем его дополняют недостающими элементами.
  3. 7-8 класс полное понимание  и запоминание текста.

Особенности развития словесной памяти глухих детей находится в прямой зависимости от замедленного темпа их речевого развития, от неполного понимания текста. Дети часто понимают, о каких предметах идет речь, правильно устанавливают предметную отнесенность, довольно хорошо понимают суть действий персонажа. Гораздо хуже улавливают отношения между персонажами. Это приводит к упрощению отношений и обеднению содержания. Часто наблюдается сочетание осмысленного и механического запоминания.

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОЙ ПАМЯТИ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ

  1. Обеспечение запоминания на длительный срок для этого нужно:
  2. Добиться полного понимания текста – текст, проработать, объяснить и структурировать.
  3. Помочь овладеть приемами произвольного запоминания – разбивка на пункты, озоглавливание частей
  4. Включать новый материал в уже сложившуюся систему знаний
  5. Необходимо создать установку на длительное хранение материала – идеальное условие, если человек понимает, зачем это нужно и зачем это ему.
  6. Использование непроизвольного запоминания
  7. Интенсивное развитие словесной речи:
  8. Расширять активный словарь детей – включать новые слова в речь детей, объяснять им.
  9. Обучение производить адекватные замены слов
  10. Научить или учить пересказывать текст своими словами. Понимание информации – это залог запоминания.

В раннем школьном возрасте память снижена по ряду показателей, но в дальнейшем по мере обучения точность узнавания и воспроизведения предметов, а также осмысленность запоминания возрастают. Специфические трудности глухих детей связаны с необходимостью интегрировать, мысленно воссоздавать образ фигуры, без опоры на ее непосредственное восприятие и оперировать образами. Словесные обозначения имеют для запоминания двойное значение:

  1. Ведут к тому, что возникающий образ конкретного предмета уподобляется привычному представлению о нем.
  2. Выполняют роль средств для интеграции различных частей фигуры в единое целое, тем самым увеличивая устойчивость образов, облегчая воспроизведение.

В процессе психического развития глухих детей образы памяти совершенствуются, а также формируется умение пользоваться различными средствами для запоминания. Чем выраженнее в материале смысл и содержание, тем надежнее запоминание и сохранение.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38714. ФИЛОСОФСКИЙ СКЕПТИЦИЗМ И ПРОБЛЕМА ДОСТОВЕРНОСТИ ЗНАНИЯ 849.5 KB
  01 Онтология и теория познания Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук Научный руководитель – доктор философских наук профессор Никоненко С. Логика практических контекстов знания . Философское сомнение и логические категории знания.
38716. ОПТИНСКИЕ И ГЛИНСКИЕ СТАРЦЫ КАК ПРОДОЛЖАТЕЛИ ДУХОВНОГО ДЕЛАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО ПАИСИЯ (ВЕЛИЧКОВСКОГО) 22.89 MB
  Например высоко отзывался о Глинской пустыни преподобный Серафим Саровский который нередко направлял к преподобному игумену Филарету Данилевскому просивших благословения на поступление в монастырь указывая на обитель его как на великую школу иноческой жизни3. А знаменитый миссионер преподобный Макарий Глухарев писал об этой обители так: Это школа Христова это одна из светлых точек на земном шаре в которую дабы войти надлежит умалиться до Христова младенчества4. Схиархимандрит Иоанн Маслов в своём труде Преподобный Амвросий...
38720. Геодезия. Тестовые задания 276.5 KB
  Положение точки на местности в географической системе координат определяется: а широтой и долготой ; б углом и расстоянием; в координатами x и y; г расстоянием относительно экватора и Гринвичского меридиана; д расстоянием от северного полюса и высотой относительной уровня моря.2 Подобное и уменьшенное изображение на бумаге небольшого участка местности называют: а планом; б картой; в профилем; г чертежом; д масштабом.18 Хранение информации о топографии местности на компьютере называют: а топографической картой; б цифровой...
38721. ПРЕПАРАТЫ ГОРМОНОВ И ИХ АНАЛОГОВ 196 KB
  По химическому строению гормональные препараты как и гормоны классифицируются: а гормоны белковой и пептидной структуры препараты гормонов гипоталамуса гипофиза паращитовидной и поджелудочной желез кальцитонин; б производные аминокислот йодсодержащие производные тиронина препараты гормонов щитовидной железы мозгового слоя надпочечников ; в стероидные соединения препараты гормонов коры надпочечников и половых желез . Об этом очень важно помнить при проведении гормональной терапии так как гормональные препараты в организме...