33206

РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОЙ ПАМЯТИ

Научная статья

Педагогика и дидактика

На успешность запоминания слов оказывает влияние к какой грамматической категории относятся слова. РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОЙ ПАМЯТИ глухих детей проходит ряд стадий: 13 класс характеризуется распространяющимся типом запоминания при котором используется повторение. 46 классы охватывающий тип запоминания. Часто наблюдается сочетание осмысленного и механического запоминания.

Русский

2013-09-05

17.46 KB

10 чел.

РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОЙ ПАМЯТИ

Наблюдаются большие сложности. Осмысленность не страдает, т.е. и слышащие и не слышащие пользуются осмысленным запоминанием, но глухие используют три типа замены:

  1. Сходство с первым по внешнему образу слова. (пример: угол – уголь, дрожит-держит)
  2. Замена по единству предметной ситуации (пример: запоминании голубь, вспомнили крыло или перо)
  3. Сочетание внешнего сходства и смысловой близости (пример: разница в приставке, выбирали – собирали, описывал - выписывал)

К искажению слов, приводят такие трудности в запоминании как:

  1. Увеличенный объем в следствии, восприятия слова, совокупностью нескольких элементов.
  2. На успешность запоминания слов оказывает влияние, к какой грамматической категории относятся слова. Прежде всего усваиваются существительные, хуже глаголы и прилагательные, очень плохо числительные, предлоги.

При запоминании глухими детьми предложений и связанных текстов, также наблюдается отставание от нормы.  Дети воспроизводят предложения с пропущенными словами, что меняет качество предложения, переставляют и заменяют слова, иногда вспоминают только часть предложения, и в ущербном виде.

Особенности воспроизведения текстов и предложений зависят от уровня и глубины их понимания. Глухие школьники не могут передать содержание текста своими словами. Поэтому стремятся к дословному его воспроизведению. Глухие дети часто не могут отделить слово от определенной группы слов, и использовать его в соответствии со значением в других сочетаниях (сложно исключить из контекста слово).

РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОЙ ПАМЯТИ глухих детей проходит ряд стадий:

  1. 1-3 класс характеризуется распространяющимся типом запоминания, при котором используется повторение.
  2. 4-6 классы, охватывающий тип запоминания. При этом ребенок понимает и запоминает общий смысл и его ключевые слова, а в дальнейшем его дополняют недостающими элементами.
  3. 7-8 класс полное понимание  и запоминание текста.

Особенности развития словесной памяти глухих детей находится в прямой зависимости от замедленного темпа их речевого развития, от неполного понимания текста. Дети часто понимают, о каких предметах идет речь, правильно устанавливают предметную отнесенность, довольно хорошо понимают суть действий персонажа. Гораздо хуже улавливают отношения между персонажами. Это приводит к упрощению отношений и обеднению содержания. Часто наблюдается сочетание осмысленного и механического запоминания.

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЛОВЕСНОЙ ПАМЯТИ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ

  1. Обеспечение запоминания на длительный срок для этого нужно:
  2. Добиться полного понимания текста – текст, проработать, объяснить и структурировать.
  3. Помочь овладеть приемами произвольного запоминания – разбивка на пункты, озоглавливание частей
  4. Включать новый материал в уже сложившуюся систему знаний
  5. Необходимо создать установку на длительное хранение материала – идеальное условие, если человек понимает, зачем это нужно и зачем это ему.
  6. Использование непроизвольного запоминания
  7. Интенсивное развитие словесной речи:
  8. Расширять активный словарь детей – включать новые слова в речь детей, объяснять им.
  9. Обучение производить адекватные замены слов
  10. Научить или учить пересказывать текст своими словами. Понимание информации – это залог запоминания.

В раннем школьном возрасте память снижена по ряду показателей, но в дальнейшем по мере обучения точность узнавания и воспроизведения предметов, а также осмысленность запоминания возрастают. Специфические трудности глухих детей связаны с необходимостью интегрировать, мысленно воссоздавать образ фигуры, без опоры на ее непосредственное восприятие и оперировать образами. Словесные обозначения имеют для запоминания двойное значение:

  1. Ведут к тому, что возникающий образ конкретного предмета уподобляется привычному представлению о нем.
  2. Выполняют роль средств для интеграции различных частей фигуры в единое целое, тем самым увеличивая устойчивость образов, облегчая воспроизведение.

В процессе психического развития глухих детей образы памяти совершенствуются, а также формируется умение пользоваться различными средствами для запоминания. Чем выраженнее в материале смысл и содержание, тем надежнее запоминание и сохранение.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76442. Правовые последствия усыновления 15.11 KB
  Если ребенок имеет кровного родителя и усыновлен одним лицом другого пола При усыновлении ребенка не всегда разрываются все его связи с кровными родственниками например мать ребенка вступила в новый брак и ребенка усыновил отчим. Однако закон сохраняет право родителя ребенка на сохранение правовых отношений с ним не только для тех случаях когда ребенка усыновил отчим мачеха а для всех случаев когда ребенок усыновлен только одним лицом и при этом ребенок имеет кровного родителя другого пола чем усыновитель. Закон формулирует это...
76443. Отмена усыновления ребенка 15.27 KB
  Однако могут быть и другие ситуации например не сложились семейные родственные отношения усыновителя и ребенка или тяжелая болезнь усыновителя и т. Во всех случаях суд тщательно изучает все обстоятельства конкретного дела и вправе отменить усыновление ребенка исходя из его интересов и с учетом его мнения п. Порядок отмены усыновления Отмена усыновления ребенка производится в судебном порядке п.
76444. Правовые последствия отмены усыновления 13.52 KB
  При отсутствии родителей а также если передача ребенка родителям противоречит его интересам ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства. Изменение имени отчества или фамилии ребенка достигшего возраста десяти лет возможно только с его согласия. Суд исходя из интересов ребенка вправе обязать бывшего усыновителя выплачивать средства на содержание ребенка.
76445. Опека и попечительства как форма семейного воспитания детей 16.24 KB
  Опекун попечитель назначается органом опеки и попечительства №48ФЗ от 24. В соответствии с Семейным и Гражданским кодексами РФ дети находящиеся под опекой попечительством имеют право на: воспитание в семье опекуна попечителя заботу с их стороны; совместное с ним проживание исключения допускаются с разрешения органа опеки и попечительства когда подопечный достиг возраста 16 лет и раздельное проживание не отразится неблагоприятно на его воспитании и защите прав и интересов; обеспечение условий для содержания воспитания...
76446. Права и обязанности опекунов и попечителей 27.96 KB
  Проживание будущего опекуна или попечителя и его потенциального подопечного по разным адресам может породить проблему выбора места установления опеки и попечительства. При этом в отдельных случаях при наличии заслуживающих внимания обстоятельств допускается установление опеки попечительства по месту проживания кандидата в опекуны и попечители например если он уже привез к себе нуждающегося в помощи гражданина либо не имеет возможности долго находиться в доме будущего подопечного. Но потом личное дело подопечного где хранится вся...
76447. Прекращение опеки и попечительства 15.01 KB
  Прекращение опеки и попечительства связаны с несколькими факторами. Не требует особого решения и прекращение попечительства при достижении подопечным 18ти лет п. Так же основаниями для прекращения попечительства над несовершеннолетними гражданами являются: эмансипация приобретение несовершеннолетним полной дееспособности до достижения им восемнадцатилетнего возраста; вступление в брак несовершеннолетним.
76448. Приемная семья (понятие, значение, приемные дети и приемные родители) 16.33 KB
  Приемная семья дает возможность максимально приблизить воспитание детейсирот и детей оставшихся без попечения родителей к реальной жизни. Она формирует у детей навыки преодоления трудных жизненных ситуаций психологическую защиту и правильное поведение при стрессах а также моральноэтическую установку на создание собственной стабильной семьи что важно и для некоторых взрослых граждан прежде всего для тех кто видит в воспитании детей свое призвание кто небезразличен к судьбе обездоленных детей и считает что у него хватит сил умения и...
76449. Договор о приемной семье 14.61 KB
  152 Семейного кодекса РФ приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком которые осуществляются по договору о приемной семье заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителемями. Так как к отношениям возникающим из договора о приемной семье применяются положения Главы 20 Семейного кодекса РФ об опеке ниже под опекуном попечителем подразумевается и приемныйе родительи. Договор о приемной семье заключается в соответствии с Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства...
76450. Основания и последствия прекращения договора приемной семье 14.86 KB
  Прекращение договора о приемной семье. При необходимости срок действия договора может быть продлен по соглашению сторон. Основанием прекращения может быть и неисполнение или ненадлежащее исполнение договора одной из сторон.