33263

ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ

Доклад

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

СТЕПанализ Социодемографические воздействия Анализ социального окружения затрагивает вопросы связанные с пониманием роли общества и социальных перемен в жизни организации ее отрасли и рынков. Оно выступает в роли собственника или влияет на национализированные отрасли производства. Правительства некоторых стран контролируют ключевые стратегические отрасли причем способы контроля могут иметь эффект толчка резонанса в других экономических районах страны; международная политика. Анализ конкурентного окружения Отрасли и рынки Отрасли...

Русский

2013-09-05

76.5 KB

1 чел.

16 ПРОЦЕСС РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ

Макросреда

макросреде говорят как о дольнем или отдаленном окружении организации, поскольку воздействия, поступающие из внешней среды, как правило, не подвластны контролю со стороны организаций.

СТЕП-анализ

Социодемографические воздействия

Анализ социального окружения затрагивает вопросы, связанные с пониманием роли общества и социальных перемен в жизни организации, ее отрасли и рынков.

Социальная культура

Культура страны, в которой действует организация, имеет большое значение. Она включает такие понятия, как ценности, отношения и убеждения, которые определяют поступки и поведение людей (или, проще говоря, человеческую личность). В разных странах существуют значительные культурные различия, которые могут влиять на потребительские вкусы общества, приоритеты населения в определенных видах занятости, отношение людей к образованию и обучению, позицию общества в вопросах коррупции и этики, отношение к кредитам, понимание социальной роли компании в жизни общества и многие другие аспекты общественной жизни.

Демография

Демографические тенденции также важны. Демография - это общественная наука, которая занимается изучением размера и состава населения страны.

Количество населения в стране определяет объем человеческих ресурсов и потенциальную мощность ее рынков. Состав населения (в частности, его возрастные категории) является показателем, на основании которого определяются объемы отдельных сегментов рынка, а также данные о трудоспособном населении. Количество и состав населения постоянно изменяются, воздействуя на соотношение рыночных и отраслевых сил.

Социальная структура

Социальная структура в значительной степени связана с демографией и соотносится со способами формирования социальных слоев населения. Существует несколько способов определения структурных формирований, например, формирование социодемографических структур по возрастным, половым, географическим признакам, по показателям плотности населения в различных районах страны и т. д. Социальная структура оказывает влияние на образ жизни людей, на сферу их увлечений и ожиданий, их отношение к работе, а также на спрос на отдельные виды товаров и услуг.

Среди наиболее значимых изменений, происходящих за последние годы в сфере социального окружения, отмечается повышенное внимание к природной среде обитания. Рост озабоченности в связи с загрязнением окружающей среды, а также с проблемой истощения природных ресурсов, не подлежащих восстановлению, заставил ряд компаний пересмотреть свои производственные технологии и состав производимой продукции. Аналогично изменения, происходящие в социальной среде (повышенная мобильность), образе жизни людей (увеличение доли досуга) и демографии (старение населения в развитых странах), в значительной степени повлияли на рыночную и отраслевую структуру.

Технологические воздействия

Анализ технологического окружения связан с изучением влияния изменений, происходящих в современных технологиях, на функционирование всех структур организации и ее окружения, включая:

товары и услуги;

производственные процессы;

информацию и связь;

транспорт и распределение;

общество, политику и экономику.

Изменения, происходящие в области технологий, способствуют преобразованию продукции, потребляемой людьми и используемой компаниями, изменяют ее качество и функциональность.

Экономические воздействия

Центральным моментом анализа экономического окружения является исследование изменений в макроэкономике и их воздействие на компанию и потребителей.

Процесс регулирования национальной экономики осуществляется с помощью двух политических инструментов - фискальной и кредитно-денежной политики. Эти два инструмента вместе с показателями деятельности международных рынков определяют тот экономический климат, в котором организация реализует свою конкурентную стратегию. Из совокупности этих факторов вытекает ряд других жизненно важных показателей, с которыми организация может столкнуться и которые могут оказать как положительное, так и отрицательное влияние.

Политические, правительственные, правовые и нормативные влияния

Политическая среда - это часть макроэкономического окружения, которая находится под непосредственным контролем и влиянием со стороны государства. Государство участвует в следующих областях:

законодательное и нормативное регулирование. Оно разрабатывает законы о безработице, защите прав потребителей, мерах безопасности труда, контрактах и торговых отношениях, профсоюзах, монополиях, слияниях, налогах и т. д.;

экономическая политика. Оно влияет на фискальную политику. Правительства, как правило, регулируют вопросы налогообложения и государственных расходов;

государственная экономическая деятельность. Оно выступает в роли собственника или влияет на национализированные отрасли производства. Правительства некоторых стран контролируют ключевые стратегические отрасли, причем способы контроля могут иметь эффект «толчка», резонанса в других экономических районах страны;

международная политика. Имеется в виду вмешательство правительства в область международной торговли, влияние на обменные курсы и т. д.

Все виды экономической деятельности в различной степени подвержены влиянию со стороны политических сфер. Таким образом, для менеджеров компании важно следить за политикой, проводимой правительством, чтобы обнаружить происходящие изменения на ранней стадии и отреагировать на них как можно эффективнее.

Еще одним важным аспектом политического окружения является политический риск и его последствия. Роль политического риска особенно велика в сфере международного бизнеса.

Анализ конкурентного окружения

Отрасли и рынки

Отрасли производят товары и услуги, являются сферой предложения в экономической системе.

Рынки потребляют товары и услуги, произведенные отраслями, являются сферой спроса в экономической системе.

Взаимоотношения между компанией, ее отраслью и рынками

Анализ отраслей и рынков позволяет компании:

  •  определить другие отрасли, на которых она сможет применить свои стержневые компетенции;
  •  изучить покупателей и природу их потребностей;
  •  определить новые рынки, на которых ее стержневые компетенции могут быть использованы
  •  определить угрозы, исходящие от существующих и потенциальных конкурентов в своей и других отраслях;
  •  определить рынки, на которых она будет получать свои ресурсы.

Отраслевой анализ

Широко используемая модель отраслевого анализа, которую мы рассмотрим в данной главе, была разработана Портером (Porter, 1980).

Факторами отраслевого анализа являются:

Фактор 1. Угроза появления новых конкурентов в отрасли

  •  Капитальные издержки входа в отрасль
  •  Верность бренду и расходы на переманивание потребителей
  •  Экономия от масштаба производства существующих в отрасли конкурентов
  •  Доступность каналов поставки и распределения
  •  Сопротивление, оказываемое существующими фирмами

Фактор 2. Угроза появления товаров - или услуг-заменителей

  •  Степень соответствия цены и характеристики товаров-заменителей и основных товаров
  •  Готовность покупателя перейти на товар-заменитель
  •  Расходы по переманиванию потребителей
  •  Прямые и косвенные заменители

Фактор 3. Рычаги воздействия покупателей

  •  Количество потребителей и объем их покупок
  •  Количество и размер компаний - поставщиков товара
  •  Наличие товаров-заменителей и расходы по переходу на них

Фактор 4. Рычаги воздействия поставщиков

  •  Уникальность и дефицит поставляемого ресурса
  •  Расходы по переходу на другой ресурс
  •  Количество отраслей, имеющих потребность в данном ресурсе
  •  Количество и размер фирм - поставщиков ресурса

Поставщики в отрасли обладают большими возможностями, если:

ресурс, который они поставляют, является редким;

существует небольшое число заменителей данного ресурса;

расходы по переходу к новому ресурсу являются высокими;

ресурс поставляется в несколько отраслей;

поставщики являются крупными фирмами;

фирмы в отрасли, покупающие ресурс, невелики по размеру.

При условиях, противоположных данным, поставщики будут обладать меньшей силой влияния.

Фактор 5. Уровень конкуренции в отрасли

  •  «Высота» входных барьеров в отрасль, количество и размер конкурентов в отрасли
  •  Зрелость отрасли
  •  Степень приверженности бренду со стороны потребителей
  •  Рычаги воздействия покупателей и наличие заменителей

Анализ среды

Анализ обеспечивает базу для определения миссии, целей фирмы и выработки стратегий поведения, позволяющих выполоть миссию и достичь целей. Существуют следующие разновидности анализа: 1) макроокружения; 2) непосредственного окружения 3) внутренней среды. Анализ первого и второго элементов аналогичен анализу внешней среды организации прямого и косвенного  влияния. Третье — возможности и потенциал фирмы, на который может рассчитывать организация. Основными направлениями анализа при этом являются: кадры; организация управления; производство; финансы фирмы; маркетинг и организационная культура.

Выбор миссии

Формулирование целей долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных

Оценка и анализ

Внешней среды   Внутренней среды   Альтернатив   Стратегии   Результатов

Разработка обеспечивающих планов

(указания по принятию решений и действиям)

Политика        Стратегии       Процедуры        Правила        Бюджеты

Рис. 2. Целостность стратегического планирования

Миссия представляет собой основную общую цель организации, четко выраженную причину ее существования. Это внешняя проблема организации, которая в качестве открытой системы не может называть в качестве миссии свои внутренние проблемы, например прибыль.

Формулировка миссии организации должна содержать:

  •   задачу фирмы с точки зрения ее основных услуг или изделий, ее основных рынков и основных технологий;
  •  внешнюю среду по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы фирмы;
  •  культуру организации .

Основные характеристики организационных целей: их конкретность и измеримость; они должны быть ориентированы во времени; цель должна быть достижимой, чтобы служить повышению эффективности деятельности организации (ест цель недостижима, стремление к успеху блокируется и снижается мотивация работников); наконец, цели должны быть взаимоподдерживающими .

Анализ и выбор стратегии

Четыре основных альтернативных корпоративных стратегии: стратегия роста; стратегия ограниченного роста (или стабильности); стратегия сокращения (или обороны); и стратегия их сочета-ния (или комбинации) .

Стратегия роста представляет собой ежегодное значительное повышение уровня организационных целей. Расширение, в данном случае, происходит за счет внутренних резервов, слияния фирм, приобретения новых производств, развития рынка и продукта. Данная стратегия широко применяется в динамично развивающихся отраслях с меняющимися технологиями. Рост может быть либо внутренним (за счет расширения ассортимента), либо внешним (за счет вертикального или горизонтального роста).

Стратегии ограниченного роста придерживается большинство предприятий, которые довольствуются существующим положением дел. Для них характерно устойчивое положение на рынке и увеличение отдачи в пользу своих акционеров. Применение подобной стратегии представляет собой самый легкий и наименее дискованный путь.

Стратегия сокращения — в данном случае уровень преследуемых организацией целей снижается. Специфической чертой стратегии является то, что она должна проводиться не менее трех лет. Существуют ее модификации: ликвидация, отсечение лишнего, сокращение и переориентация.

Стратегия сочетания характерна для крупных фирм, действующих в нескольких отраслях. Ее недостаток заключается в невозможности выработать единый план действий, что затрудняет общее управление и координацию в организации.

Оценка выбранной стратегии проводится по следующим направлениям: 1) приводит ли стратегия к достижению целей фирмы; 2) соответствует ли выбранная стратегия потенциалу и возможностям фирмы; 3) соответствует ли выбранная стратегия состоянию и требованиям внешнего окружения; 4) оправдан ли риск, заложенный в стратегии .

На выбор стратегии сильно влияет положение организации и ее изделий на рынке. Для анализа этого положения может использоваться Бостонская модель стратегического планирования, которая отвечает на вопросы: Какой бизнес стоит развивать? Какую миссию он должен выполнить? Как наилучшим образом распределить ресурсы между различными производствами корпорации?

Высокая    Относительная доля рынка   Низкая

Высокий

ЗВЕЗДА

ВОПОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК

Необходимость принятия мер

Расход

ресурсов

Рост объема спроса

Небольшие отрицательные или положительные денежные потоки

Большие отрицательные денежные потоки

Небольшие положительные денежные потоки

Небольшие отрицательные или положительные денежные потоки

Ликвидация

Низкий

Создание

ресурсов

КОРОВА (мешок с деньгами)

СОБАКА

Рис 2 Бостонская модель стратегического планирования

Каждый тип производства корпорации заносится на диаграмму, учитывая: 1) относительную долю рынка; 2) уровень роста на рынке. Данная матрица позволяет увидеть оптимальные пути распределения ресурсов: что необходимо продать, а что приобрести. Позиция «мешок с деньгами» — это основа и источник поддержания финансовой стабильности корпорации. Подразделения «собак» можно ликвидировать с целью приобретения организацией дополнительных средств. Высокий потенциал «звезд» можно использовать при помощи «мешков с деньгами». При успешном ведении дел подразделения, классифицируемые как «вопросительные знаки», со временем могут перейти в разряд «звезд». При этом нижний уровень матрицы является источником денежных средств для поддержания перспективных производств корпорации, расположенных вверху матрицы.

Данная матрица позволяет также разработать индивидуальные стратегии фирмы на производственном уровне и соотнести их с общей стратегией корпорации. Так, «звезда» укладывается в рамки стратегии стремительного роста доли рынка; для нее характерны значительные капиталовложения в маркетинговые исследования. Позиция «мешок с деньгами» подразумевает стратегию максимизации прибыли, большая часть активов при этом содержится в свободной наличности. Специфика позиции «собаки» состоит в завершении капиталовложений, свертывании продаж и полной ликвидации. «Вопросительный знак» отличают проведение необходимых аналитических расчетов и принятие решения о дальнейшей деятельности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72071. Специфика этапов расследования краж 355.5 KB
  Кражи чужого имущества являются самым распространенным деянием из всех преступлений известных уголовному кодексу РФ и уже в силу одного этого факта представляют повышенную степень общественной опасности для экономических интересов граждан государства.
72073. Дослідження існуючих моделей для прогнозування та аналізу кредитних ризиків 2.2 MB
  В умовах сучасної світової економічної кризи і конкуренції ефективне функціонування підприємств, фінансових установ, банків неможливе без всебічного аналізу їх внутрішньої і зовнішньої діяльності, маркетингового аналізу, прогнозування, тощо.
72074. Оценка рыночной стоимости офисного помещения класса А 286 KB
  Для этого вся совокупность объектов рынка например совокупность офисных помещений предлагаемых в аренду в определенном городе в течение определенного периода должна быть разделена на группы типы классы по качеству размеру местоположению а иногда и по другим типологическим признакам...
72077. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг 98.15 KB
  О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг дополнил Основы статьями регулирующими размер оплаты жилья и коммунальных услуг...
72078. Оцінка фінансової стійкості підприємства і заходи по її підвищенню (з досвіду ЗАТ ’’Центральна районна аптека № 81’’) 930.5 KB
  Мета дослідження. Полягає в аналізі системи показників, що характеризують внутрішній фінансовий стан підприємства, необхідних для розробки програми, прийняття ділових виробничо - господарських і управлінських рішень по підвищенню фінансової стійкості та розробка пропозицій, щодо покращення фінансового стану підприємства.
72079. Проблема формирования межкультурной компетенции посредством тренинга 282.91 KB
  Актуальность исследования тенденций в существующих на сегодняшний день стратегиях управления монокультурными и поликультурными конфликтами продиктована рядом обстоятельств: Межличностные конфликты в поликультурной среде являются предметом многочисленных исследований что вызвано активными...