33268

Эволюия основных подходов к менеджменту, характеристика школ

Доклад

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Эволюия основных подходов к менеджменту характеристика школ Основные положения школ менеджмента: Школа научного управления. Школа административного управления. Ее основные принципы: Развитие принципов управления. Описание функций управления.

Русский

2013-09-05

49 KB

22 чел.

к

3. Эволюия основных подходов  к менеджменту , характеристика школ…

Основные положения школ менеджмента:

Школа научного управления. Ее основные принципы:

  1.  Использование научного анализа для определения лучшего способа выполнения задачи.
  2.  Отбор работников, наиболее подходящих для выполнения задачи и обеспечение их обучения.
  3.  Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач.
  4.  Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.
  5.  Отделение планирования и анализа работы от ее исполнения.

Ее представители: Ф.У. Тейлор, Ф. и Л. Гилбрет, Г. Гантт, Г. Эмерсон, Г. Форд.

Школа административного управления. Ее основные принципы:

  1.  Развитие принципов управления.
  2.  Описание функций управления.
  3.  Системный подход к управлению всей организацией.

Ее представители: А. Файоль, Дж.Д. Муни, А.К. Рейли, Л. Урвик, Л. Гьюлик.

Школа человеческих отношений и поведения. Ее основные принципы:

  1.  Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности.
  2.  Применение наук о человеческом поведении к управлению.

Ее представители: М.П. Фоллетг, Э. Мэйо, А. Маслоу, Р., Д. Макгрегор, Ф. Герцберг.

Школа науки управления. Ее основные принципы:

  1.  Углубление понимания сложности управленческих проблем благодаря разработкам и применению моделей.
  2.  Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.

Ее представители: Г. Саймон, П. Друкер

 Школа научного менеджмента.

   Школа научного менеджмента (1885-1920) наиболее тесно связана с именами Ф. У. Тейлора, Ф. и Л. Гилберт и Г. Гантта. Основателем её по праву  считают    Ф.  У.  Тейлора,  который  начал  свои  научные   эксперименты   по управлению  производственными  процессами  в  1880  году  в  «Мидвейл   стил компании»  в  американском  городе  Филадельфия.  

   Главная  цель   научного   менеджмента   –   обеспечить   эффективность производства по формуле «вход - выход». Отсюда суть её состоит  в  том,  что управляющая  система  в  целом  и  каждый  менеджер  в   отдельности   несут ответственность за рациональное размещение и расходование ресурсов, а  также за  совершенствование   всей   производственной   системы.    Тейлор   также подчёркивал,  что  менеджеры  несут  ответственность  за  главные   функции:

  •  определение задач каждому работнику;
  •  выбор работника,
  •   способного  выполнить данную работу;  
  •  мотивирование работника выполнять  свои  функции  с  высокой производительностью.

Если  менеджеры  выполняют  эти  функции,  то   задача повышения эффективности и производительности труда считалась выполненной.

   Научный  подход  по  управлению  исходил  из  того,  что  на  основании наблюдений, замеров и  анализа  трудовых  операций  можно  усовершенствовать процессы ручного труда и выполнять их  с  большей  эффективностью.  Основной упор делается на принцип  отделения  управленческих  функций  от  выполнения работ, т.е. на разделение труда по управлению от труда  рабочих.  При  таком подходе управление рассматривалось как самостоятельная  сфера  деятельности, а рабочий сосредотачивался на том, что он способен сделать успешнее всего.

   Ф. Тейлор на практике в ряде случаев  определил  объём  работ,  который может выполнить рабочий, наиболее рационально отдавая свою  рабочую  силу  в течении длительного времени.

       Работы Ф. Тейлора и его последователей посвящены вопросам управления на его нижнем уровне, где происходит непосредственное соединение  рабочей  силы со средствами и предметами труда.

Школа научного управления.

Вопросами  управления на  более  высоком уровне уделялось мало внимания.  Бурное  развитие  промышленности  в  первой четверти ХХ века дало толчок эволюции  взглядов  на  проблемы  управления  и формированию нового подхода. Дальнейшее развитие теория управления  получила в работе французского промышленника  А.  Файола  и  его  последователей:  Д. Муни, А. С. Рейли,    Л. Гулик, Л. Урвик, Р.  Дейвис,  Г.  Кунтц,  С.  О.

Доннел, создавших так называемую функциональную, или административную  школу управления. В американской литературе её называют ещё классической школой.

   Если сторонники научного менеджмента концентрировали основное  внимание на   вопросах   управления   процессом    производства,    то    приверженцы административной  школы  старались   определить   общие   характеристики   и закономерности управления и создать  на  их  основе  универсальные  принципы управления, которые могут повысить  эффективность  производства.  Управление ими рассматривалось  как  единый  процесс,  состоящий  из  ряда  функций,  а процесс управления как сумма всех функций. В качестве  основных  функций  А. Файол  обосновал  планирование,  организацию,  руководство,  координацию   и контроль, посредством которых осуществляется процесс управления.

   Наиболее важной частью управления А.  Файоль  считал  администрирование,

которое основывается на 14 общих принципах:

  •  разделение труда,  
  •  полномочия  и ответственность,
  •  дисциплина,  
  •  единоначалие,
  •   единство  направлений  (целей),
  •  подчинённость личных интересов  общим,  
  •  вознаграждение  персонала  (оплата),
  •  оптимальная централизация,
  •  иерархия,
  •  порядок,  
  •  справедливость,
  •  стабильность кадров,   
  •  инициатива,  
  •   корпоративный   дух.

 Эти   принципы    наряду    с производственно-техническими учитывают и некоторые человеческие факторы.

   Главная заслуга А. Файола , наряду с прочими, состоит  в  том,  что  он впервые высказал мысль о  необходимости  выделения  вопросов  организации  и управления в самостоятельную  теорию,  носящую  универсальный  характер,  по сути, положив начало  профессиональному  менеджменту.

 Школа человеческих отношений и поведенческих наук.

   Школы   научного    менеджмента    и    административного    управления (функционального)  управления  формировались  без  должного  учёта   влияния человеческих отношений на эффективность деятельности в сфере производства  и управления.  Значение  человеческого  фактора  в  управлении  ограничивалось такими   аспектами   как   справедливая    оплата    труда,    экономическое стимулирование и  установление  формальных  функциональных  отношений  между работниками управления. Опыт показал, что  расчленение  процесса  управления на ряд функций, которые в совокупности ориентировались  на  достижение  цели управления,  закрепление  функций  за  соответствующими  подразделениями   и отдельными  работниками   само   по   себе   ещё   не   вело   к   повышению производительности труда и не гарантировало достижения целей предприятия.

   Роль  человека  в  организации,  его  способность  к   самоорганизации, повышению эффективности труда за счёт внесения  в  него  творческого  начала или в результате улучшения психологического климата в организации  привлекли внимание социологов  и  менеджеров.  Серьёзные  исследования  этой  проблемы ведутся с начала  1930-х  годов.  Объектом  исследования  и  организационных практических   изысканий,   экспериментов   стало   поведение   человека   в организации, «человеческие отношения». С  этим  направлением  связаны  имена американских учёных социологов М. П. Фоллет и Э. Мэйо.

   Было установлено, что отношения между  людьми  в  трудовых  коллективах нередко  больше  способствовали  росту  эффективности  труда,   чем   чёткая организация труда и  материальные  стимулы.  Мотивами  к  высокоэффективному труду являются не столько экономические интересы, как считали  представители

предыдущих  управленческих  школ,  а  удовлетворённость   работников   своим трудом,  в  основе  которой   лежит   социально-психологический   климат   в коллективе.

   В работах  впервые рассматривались такие вопросы как власть  и авторитет, их разграничение и  неформальное  восприятие,  ответственность  и делегирование ответственности, участие рабочих  в  управлении.  Она  изучала проблему  конфликтов  в  коллективе,  классифицируя  их  на   доминирование, компромисс  и  интеграцию,  с   выработкой   соответствующих   рекомендаций.

   С 50-х годов переросла в школу поведенческих наук,  развивающуюся  и  в настоящее время. С этим направлением связаны имена А. Маслоу,  предложившего пирамиду  мотивов  поведения  человека  в  организации,  Р.   Лайкерта,   Д. Макгрегора, Ф. Грецберга, К. Арджирис. Свой подход к определению  мотивов  и соответствующего комплекса стимулов предложили  сторонники  так  называемого бихевиористского  (поведенческого)  направления,  в   числе   которых   были названные авторы и др. Развитие социологии и психологии  позволило  подвести научную базу в изучение поведения людей в трудовых коллективах.

   Как показал К.  Арджирис,  усиление  давления  и  контроля  со  стороны руководителей для повышения производительности труда  подчинённых  порождает конфликт  в   системе   управления   и   работниками   и   не   способствует предотвращению низкой производительности труда, прогулов, текучести  кадров, потери интереса к  работе.  Наоборот,  по  мнению  Р.  Лайкерта,  разрешению конфликтов  способствуют  конструктивные   взаимоотношения   между   членами коллектива, опыт и навыки регулирования отношений  в  коллективе  и  высокая степень  взаимного  доверия  в  коллективе.  Взаимное   доверие,   уважение, благоприятные   отношения   в   коллективе   создают    хороший    морально- психологический  климат,  оказывающий  существенное  влияние  на   мотивацию работников к высокоэффективному труду.

   Школа  поведенческих  наук  сосредоточилась  в  основном   на   методах налаживания межличностных отношений  в  трудовых  коллективах.  Основной  её целью  было  повышение   эффективности   организаций   за   счёт   повышения эффективности  использования  их  человеческих  ресурсов.  Главный  постулат состоял в том, что применение науки о поведении всегда будет  способствовать повышению  производительности  труда  как  отдельного   работника,   так   и организации   в   целом.   Как   школа   научного   менеджмента   и    школа административного управления, так  и  поведенческая  школа  отстаивала  свой путь как единственный и наилучший. Однако, как впоследствии  доказала  наука и практика управления, изменение содержания работы и  участие  работников  в управлении предприятием оказывают положительное  влияние  лишь  в  некоторых производственных ситуациях и не на всех работников.

4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14242. Песенная традиция донских казаков 25 KB
  Лекция восьмая. Тема: Песенная традиция донских казаков. Для песенного фольклора донских казаков так же как и в южнорусской культуре очень характерны такие формы бытования как плясовой хоровод свадебная игра календарные празднества насыщенные плясовыми напе
14243. Песенная традиция кубанских, уральских, оренбургских, астраханских казаков; казаков «некрасовцев» 27 KB
  Лекция девятая. Тема: Песенная традиция кубанских уральских оренбургских астраханских казаков; казаков некрасовцев. В искусстве кубанских казаков заметно проступают некоторые общие местные черты что проявляется и в особенностях песенного репертуара наличие
14244. Южно-русская музыкальная традиция 30 KB
  Лекция десятая и одиннадцатая. Тема: южнорусская музыкальная традиция. Южнорусская народная музыкальная культура представляет собой самобытнейший пласт отечественной культуры это особая песенная традиция вобравшая в себя черты иных регионов но создавшая уни...
14245. Уральские и Сибирские песенные традиции 28.5 KB
  Лекция двенадцатая. Тема: Уральские и Сибирские песенные традиции. Урал. Освоение Урала шло с Севера. Наиболее ярко уральская северная традиция проявляется в свадебном обряде. Песни данной традиции основаны на тоническом стихе. На синем было на море песн...
14246. Русские народные музыкальные инструменты 49.5 KB
  Лекция тринадцатая. Тема: русские народные музыкальные инструменты. Музыка в понимании современного крестьянства это инструментальная игра. Музыка скрипач побелорусски. Инструментальная игра мужское дело. После войны женщины тоже стали музицировать и эт
14247. Песни алтайских казаков 28 KB
  Лекция четырнадцатая. Тема: песни алтайских казаков. Алтайские казаки это особая этническая группа длительное время имевшая специальные военные задачи по охране южных рубежей сибирских российских владений. Это отразилось на поэтическом содержании песен отра
14248. Композитор и фольклор 33.5 KB
  Лекция шестнадцатая. Тема: Композитор и фольклор. В конце 19 века Эдисон изобрел фонограф. Фонографы работали по следующему принципу: по вращающемуся звуконосителю перемещалась игларезец полученные при помощи мебранымикрофона механические колебания механичес...
14249. Среднерусская и средневолжская народные музыкальные традиции 34 KB
  Лекции шестая и седьмая. Тема: среднерусская и средневолжская народные музыкальные традиции. Среднерусская музыкальная традиция. Географически она сконцентрирована вокруг Москвы и прилегающих областей то есть распространена в Московской Владимирской Нижегоро...
14250. Образы Пушкинской лирики и прозы в музыкальных произведениях 17.34 KB
  Образы Пушкинской лирики и прозы в музыкальных произведениях 1 Талисман Стихотворение Пушкина храни меня мой талисман связано с кольцомталисманом подаренным Пушкину Елизаветой Воронцовой. Это был красивый роман который имел трагическое последствие губернат...