33268

Эволюия основных подходов к менеджменту, характеристика школ

Доклад

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Эволюия основных подходов к менеджменту характеристика школ Основные положения школ менеджмента: Школа научного управления. Школа административного управления. Ее основные принципы: Развитие принципов управления. Описание функций управления.

Русский

2013-09-05

49 KB

22 чел.

к

3. Эволюия основных подходов  к менеджменту , характеристика школ…

Основные положения школ менеджмента:

Школа научного управления. Ее основные принципы:

  1.  Использование научного анализа для определения лучшего способа выполнения задачи.
  2.  Отбор работников, наиболее подходящих для выполнения задачи и обеспечение их обучения.
  3.  Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач.
  4.  Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.
  5.  Отделение планирования и анализа работы от ее исполнения.

Ее представители: Ф.У. Тейлор, Ф. и Л. Гилбрет, Г. Гантт, Г. Эмерсон, Г. Форд.

Школа административного управления. Ее основные принципы:

  1.  Развитие принципов управления.
  2.  Описание функций управления.
  3.  Системный подход к управлению всей организацией.

Ее представители: А. Файоль, Дж.Д. Муни, А.К. Рейли, Л. Урвик, Л. Гьюлик.

Школа человеческих отношений и поведения. Ее основные принципы:

  1.  Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности.
  2.  Применение наук о человеческом поведении к управлению.

Ее представители: М.П. Фоллетг, Э. Мэйо, А. Маслоу, Р., Д. Макгрегор, Ф. Герцберг.

Школа науки управления. Ее основные принципы:

  1.  Углубление понимания сложности управленческих проблем благодаря разработкам и применению моделей.
  2.  Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.

Ее представители: Г. Саймон, П. Друкер

 Школа научного менеджмента.

   Школа научного менеджмента (1885-1920) наиболее тесно связана с именами Ф. У. Тейлора, Ф. и Л. Гилберт и Г. Гантта. Основателем её по праву  считают    Ф.  У.  Тейлора,  который  начал  свои  научные   эксперименты   по управлению  производственными  процессами  в  1880  году  в  «Мидвейл   стил компании»  в  американском  городе  Филадельфия.  

   Главная  цель   научного   менеджмента   –   обеспечить   эффективность производства по формуле «вход - выход». Отсюда суть её состоит  в  том,  что управляющая  система  в  целом  и  каждый  менеджер  в   отдельности   несут ответственность за рациональное размещение и расходование ресурсов, а  также за  совершенствование   всей   производственной   системы.    Тейлор   также подчёркивал,  что  менеджеры  несут  ответственность  за  главные   функции:

  •  определение задач каждому работнику;
  •  выбор работника,
  •   способного  выполнить данную работу;  
  •  мотивирование работника выполнять  свои  функции  с  высокой производительностью.

Если  менеджеры  выполняют  эти  функции,  то   задача повышения эффективности и производительности труда считалась выполненной.

   Научный  подход  по  управлению  исходил  из  того,  что  на  основании наблюдений, замеров и  анализа  трудовых  операций  можно  усовершенствовать процессы ручного труда и выполнять их  с  большей  эффективностью.  Основной упор делается на принцип  отделения  управленческих  функций  от  выполнения работ, т.е. на разделение труда по управлению от труда  рабочих.  При  таком подходе управление рассматривалось как самостоятельная  сфера  деятельности, а рабочий сосредотачивался на том, что он способен сделать успешнее всего.

   Ф. Тейлор на практике в ряде случаев  определил  объём  работ,  который может выполнить рабочий, наиболее рационально отдавая свою  рабочую  силу  в течении длительного времени.

       Работы Ф. Тейлора и его последователей посвящены вопросам управления на его нижнем уровне, где происходит непосредственное соединение  рабочей  силы со средствами и предметами труда.

Школа научного управления.

Вопросами  управления на  более  высоком уровне уделялось мало внимания.  Бурное  развитие  промышленности  в  первой четверти ХХ века дало толчок эволюции  взглядов  на  проблемы  управления  и формированию нового подхода. Дальнейшее развитие теория управления  получила в работе французского промышленника  А.  Файола  и  его  последователей:  Д. Муни, А. С. Рейли,    Л. Гулик, Л. Урвик, Р.  Дейвис,  Г.  Кунтц,  С.  О.

Доннел, создавших так называемую функциональную, или административную  школу управления. В американской литературе её называют ещё классической школой.

   Если сторонники научного менеджмента концентрировали основное  внимание на   вопросах   управления   процессом    производства,    то    приверженцы административной  школы  старались   определить   общие   характеристики   и закономерности управления и создать  на  их  основе  универсальные  принципы управления, которые могут повысить  эффективность  производства.  Управление ими рассматривалось  как  единый  процесс,  состоящий  из  ряда  функций,  а процесс управления как сумма всех функций. В качестве  основных  функций  А. Файол  обосновал  планирование,  организацию,  руководство,  координацию   и контроль, посредством которых осуществляется процесс управления.

   Наиболее важной частью управления А.  Файоль  считал  администрирование,

которое основывается на 14 общих принципах:

  •  разделение труда,  
  •  полномочия  и ответственность,
  •  дисциплина,  
  •  единоначалие,
  •   единство  направлений  (целей),
  •  подчинённость личных интересов  общим,  
  •  вознаграждение  персонала  (оплата),
  •  оптимальная централизация,
  •  иерархия,
  •  порядок,  
  •  справедливость,
  •  стабильность кадров,   
  •  инициатива,  
  •   корпоративный   дух.

 Эти   принципы    наряду    с производственно-техническими учитывают и некоторые человеческие факторы.

   Главная заслуга А. Файола , наряду с прочими, состоит  в  том,  что  он впервые высказал мысль о  необходимости  выделения  вопросов  организации  и управления в самостоятельную  теорию,  носящую  универсальный  характер,  по сути, положив начало  профессиональному  менеджменту.

 Школа человеческих отношений и поведенческих наук.

   Школы   научного    менеджмента    и    административного    управления (функционального)  управления  формировались  без  должного  учёта   влияния человеческих отношений на эффективность деятельности в сфере производства  и управления.  Значение  человеческого  фактора  в  управлении  ограничивалось такими   аспектами   как   справедливая    оплата    труда,    экономическое стимулирование и  установление  формальных  функциональных  отношений  между работниками управления. Опыт показал, что  расчленение  процесса  управления на ряд функций, которые в совокупности ориентировались  на  достижение  цели управления,  закрепление  функций  за  соответствующими  подразделениями   и отдельными  работниками   само   по   себе   ещё   не   вело   к   повышению производительности труда и не гарантировало достижения целей предприятия.

   Роль  человека  в  организации,  его  способность  к   самоорганизации, повышению эффективности труда за счёт внесения  в  него  творческого  начала или в результате улучшения психологического климата в организации  привлекли внимание социологов  и  менеджеров.  Серьёзные  исследования  этой  проблемы ведутся с начала  1930-х  годов.  Объектом  исследования  и  организационных практических   изысканий,   экспериментов   стало   поведение   человека   в организации, «человеческие отношения». С  этим  направлением  связаны  имена американских учёных социологов М. П. Фоллет и Э. Мэйо.

   Было установлено, что отношения между  людьми  в  трудовых  коллективах нередко  больше  способствовали  росту  эффективности  труда,   чем   чёткая организация труда и  материальные  стимулы.  Мотивами  к  высокоэффективному труду являются не столько экономические интересы, как считали  представители

предыдущих  управленческих  школ,  а  удовлетворённость   работников   своим трудом,  в  основе  которой   лежит   социально-психологический   климат   в коллективе.

   В работах  впервые рассматривались такие вопросы как власть  и авторитет, их разграничение и  неформальное  восприятие,  ответственность  и делегирование ответственности, участие рабочих  в  управлении.  Она  изучала проблему  конфликтов  в  коллективе,  классифицируя  их  на   доминирование, компромисс  и  интеграцию,  с   выработкой   соответствующих   рекомендаций.

   С 50-х годов переросла в школу поведенческих наук,  развивающуюся  и  в настоящее время. С этим направлением связаны имена А. Маслоу,  предложившего пирамиду  мотивов  поведения  человека  в  организации,  Р.   Лайкерта,   Д. Макгрегора, Ф. Грецберга, К. Арджирис. Свой подход к определению  мотивов  и соответствующего комплекса стимулов предложили  сторонники  так  называемого бихевиористского  (поведенческого)  направления,  в   числе   которых   были названные авторы и др. Развитие социологии и психологии  позволило  подвести научную базу в изучение поведения людей в трудовых коллективах.

   Как показал К.  Арджирис,  усиление  давления  и  контроля  со  стороны руководителей для повышения производительности труда  подчинённых  порождает конфликт  в   системе   управления   и   работниками   и   не   способствует предотвращению низкой производительности труда, прогулов, текучести  кадров, потери интереса к  работе.  Наоборот,  по  мнению  Р.  Лайкерта,  разрешению конфликтов  способствуют  конструктивные   взаимоотношения   между   членами коллектива, опыт и навыки регулирования отношений  в  коллективе  и  высокая степень  взаимного  доверия  в  коллективе.  Взаимное   доверие,   уважение, благоприятные   отношения   в   коллективе   создают    хороший    морально- психологический  климат,  оказывающий  существенное  влияние  на   мотивацию работников к высокоэффективному труду.

   Школа  поведенческих  наук  сосредоточилась  в  основном   на   методах налаживания межличностных отношений  в  трудовых  коллективах.  Основной  её целью  было  повышение   эффективности   организаций   за   счёт   повышения эффективности  использования  их  человеческих  ресурсов.  Главный  постулат состоял в том, что применение науки о поведении всегда будет  способствовать повышению  производительности  труда  как  отдельного   работника,   так   и организации   в   целом.   Как   школа   научного   менеджмента   и    школа административного управления, так  и  поведенческая  школа  отстаивала  свой путь как единственный и наилучший. Однако, как впоследствии  доказала  наука и практика управления, изменение содержания работы и  участие  работников  в управлении предприятием оказывают положительное  влияние  лишь  в  некоторых производственных ситуациях и не на всех работников.

4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29574. СМИ как социальный институт и как вид бизнеса. Проблема финансовой свободы и зависимости СМИ 18.47 KB
  СМИ как социальный институт и как вид бизнеса. Проблема финансовой свободы и зависимости СМИ. СМИ является соц. Функции СМИ в обществе: У средств массовой информации в эпоху Просвящения была высокая миссия они были инструментом воздействия на власть имущих из публикаций они должны были узнавать о проблемах и нуждах простых людей о том что думают представители наиболее прогрессивные представители общества.
29575. Использование особенностей электронных средств массовой информации в процессе формирования общественного мнения 12.23 KB
  Приемы аудиовизуальных СМИ для воздействия на мнение публики: использование ч б – цветного видео в программе; композиционные спецэффекты; настойчивая ежедневная трансляция мифообразов и ключевых фраз; избирательный монтаж; специальный хронометраж эфира; использование имиджа СМИ и отдельных журналистов. Прием дробление и мозаичность сообщений знания складываются из разрозненных обрывков информации. Мозаичность создает смысловой шум затрудняющий ориентацию в информационном потоке Прием сенсационность Быстро чередующиеся...
29576. Реклама как вид массовой коммуникации. Функции и стадии рекламной коммуникации 15.38 KB
  Функции и стадии рекламной коммуникации. Основными функциями социальной коммуникации являются:1 информационная передача информации;2 экспрессивная способность выражать не только смысловую но и оценочную информацию;3 прагматическая способность передавать коммуникационную установку предписывающую определенное воздействие на получателя.Как видно рекламе как коммуникации свойственно выполнение всех трех указанных функций.
29577. Коммерческая и социальная реклама в СМК 15.24 KB
  Функции выполняемые социальной и коммерческой рекламы посредством СМК: 1. Коммерческая реклама: В соответствие с современным подходом к изучению рекламы коммерческая реклама входит в комплекс маркетинговых коммуникаций в который помимо рекламы входят такие инструменты как стимулирование сбыта PR пропаганда и личные продажи. Социальная реклама вид некоммерческой рекламы направленной на изменение моделей общественного поведения и привлечения внимания к проблемам социума. В 1993 году был образован негосударственный Рекламный Совет в...
29578. Состояние медиарынка в кризисный и поскризисный период, тенденции дальнейшего развития 24.52 KB
  Те компании которые выжили в это время оказались в очень неплохой ситуации. Как отмечают специалисты основным принципом коммуникаций в кризисной ситуации – не замалчивать события говорить все и как можно скорее. Однако на ранних стадиях кризисной ситуации не следует говорить вещей которых вы не знаете или в которых вы не уверены не следует включаться в догадки поскольку вы можете оказаться не правы. Американские специалисты предлагают учитывать следующие позиции в подобной ситуации [10 с.
29579. Телевидение XXI века: соотношение социальных, политических и коммерческих функций 13.23 KB
  Степень этой вовлеченности и мера воздействия ТВ на аудиторию в плоскости выполнения этой функции зависят от той системы в которой действует данное телевизионное СМИ. Особенно сильно подобное отношение к СМИ вообще и к ТВ в частности у населения постсоветских государств. Люди ждут реакции властей на критические выступления касающиеся тех или иных явлений жизни по инерции доставшейся от советской системы в то время как СМИ – лишь способ донести информацию об этих явлениях до своей аудитории. Дальнейшее зависит уже не от СМИ выпадающего из...
29580. Интернет: история, возможности и прогнозы 16.93 KB
  Интернет: история возможности и прогнозы. Исторически интернет произошел от американской сети RPNET которая разрабатывалась как децентрализованное средство обмена информацией в случае ядерного удара. Прототип интернета RPNET в 1969 соединил сеть американских научно исследовательских университетов. Следующим значительным скачком в развитии интернета стал концепт всемирной паутины выдвинутый в 1989 Тимом БернсЛи идея создания универсального языка HTML Аштэмэйли протокола связи HTTPАштэтэпэ что позволило сделать интернет таким каким он...
29581. Информационное общество: основные характеристики, тенденции развития. Дискуссии в отношении позитивных изменений и негативных последствий всеобщей информатизации и глобализации мирового пространства 16.15 KB
  Информационное общество – ступень в развитии современной цивилизации характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества; возрастанием доли инфокоммуникаций информационных продуктов и информационных услуг в валовом внутреннем продукте ВВП; созданием глобального информационного пространства обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах. Основные характеристики:...
29582. Массовое сознание 12.93 KB
  На общественное мнение влияют мнения людей признаваемых обществом авторитетными и компетентными личный опыт людей В формировании общественного мнения выделяются: субъект воздействия – элитные группы стремящиеся к достижению или удержанию власти заказчики и исполнители государство аналитики журналисты и т.; объект воздействия – массовое сознание изменение которого является целью субъекта; инструмент воздействия – СМИ как массмедиа так и институты социализации культура и т. Формы и способы влияния общественного мнения на личность...