33268

Эволюия основных подходов к менеджменту, характеристика школ

Доклад

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Эволюия основных подходов к менеджменту характеристика школ Основные положения школ менеджмента: Школа научного управления. Школа административного управления. Ее основные принципы: Развитие принципов управления. Описание функций управления.

Русский

2013-09-05

49 KB

22 чел.

к

3. Эволюия основных подходов  к менеджменту , характеристика школ…

Основные положения школ менеджмента:

Школа научного управления. Ее основные принципы:

  1.  Использование научного анализа для определения лучшего способа выполнения задачи.
  2.  Отбор работников, наиболее подходящих для выполнения задачи и обеспечение их обучения.
  3.  Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач.
  4.  Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.
  5.  Отделение планирования и анализа работы от ее исполнения.

Ее представители: Ф.У. Тейлор, Ф. и Л. Гилбрет, Г. Гантт, Г. Эмерсон, Г. Форд.

Школа административного управления. Ее основные принципы:

  1.  Развитие принципов управления.
  2.  Описание функций управления.
  3.  Системный подход к управлению всей организацией.

Ее представители: А. Файоль, Дж.Д. Муни, А.К. Рейли, Л. Урвик, Л. Гьюлик.

Школа человеческих отношений и поведения. Ее основные принципы:

  1.  Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности.
  2.  Применение наук о человеческом поведении к управлению.

Ее представители: М.П. Фоллетг, Э. Мэйо, А. Маслоу, Р., Д. Макгрегор, Ф. Герцберг.

Школа науки управления. Ее основные принципы:

  1.  Углубление понимания сложности управленческих проблем благодаря разработкам и применению моделей.
  2.  Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.

Ее представители: Г. Саймон, П. Друкер

 Школа научного менеджмента.

   Школа научного менеджмента (1885-1920) наиболее тесно связана с именами Ф. У. Тейлора, Ф. и Л. Гилберт и Г. Гантта. Основателем её по праву  считают    Ф.  У.  Тейлора,  который  начал  свои  научные   эксперименты   по управлению  производственными  процессами  в  1880  году  в  «Мидвейл   стил компании»  в  американском  городе  Филадельфия.  

   Главная  цель   научного   менеджмента   –   обеспечить   эффективность производства по формуле «вход - выход». Отсюда суть её состоит  в  том,  что управляющая  система  в  целом  и  каждый  менеджер  в   отдельности   несут ответственность за рациональное размещение и расходование ресурсов, а  также за  совершенствование   всей   производственной   системы.    Тейлор   также подчёркивал,  что  менеджеры  несут  ответственность  за  главные   функции:

  •  определение задач каждому работнику;
  •  выбор работника,
  •   способного  выполнить данную работу;  
  •  мотивирование работника выполнять  свои  функции  с  высокой производительностью.

Если  менеджеры  выполняют  эти  функции,  то   задача повышения эффективности и производительности труда считалась выполненной.

   Научный  подход  по  управлению  исходил  из  того,  что  на  основании наблюдений, замеров и  анализа  трудовых  операций  можно  усовершенствовать процессы ручного труда и выполнять их  с  большей  эффективностью.  Основной упор делается на принцип  отделения  управленческих  функций  от  выполнения работ, т.е. на разделение труда по управлению от труда  рабочих.  При  таком подходе управление рассматривалось как самостоятельная  сфера  деятельности, а рабочий сосредотачивался на том, что он способен сделать успешнее всего.

   Ф. Тейлор на практике в ряде случаев  определил  объём  работ,  который может выполнить рабочий, наиболее рационально отдавая свою  рабочую  силу  в течении длительного времени.

       Работы Ф. Тейлора и его последователей посвящены вопросам управления на его нижнем уровне, где происходит непосредственное соединение  рабочей  силы со средствами и предметами труда.

Школа научного управления.

Вопросами  управления на  более  высоком уровне уделялось мало внимания.  Бурное  развитие  промышленности  в  первой четверти ХХ века дало толчок эволюции  взглядов  на  проблемы  управления  и формированию нового подхода. Дальнейшее развитие теория управления  получила в работе французского промышленника  А.  Файола  и  его  последователей:  Д. Муни, А. С. Рейли,    Л. Гулик, Л. Урвик, Р.  Дейвис,  Г.  Кунтц,  С.  О.

Доннел, создавших так называемую функциональную, или административную  школу управления. В американской литературе её называют ещё классической школой.

   Если сторонники научного менеджмента концентрировали основное  внимание на   вопросах   управления   процессом    производства,    то    приверженцы административной  школы  старались   определить   общие   характеристики   и закономерности управления и создать  на  их  основе  универсальные  принципы управления, которые могут повысить  эффективность  производства.  Управление ими рассматривалось  как  единый  процесс,  состоящий  из  ряда  функций,  а процесс управления как сумма всех функций. В качестве  основных  функций  А. Файол  обосновал  планирование,  организацию,  руководство,  координацию   и контроль, посредством которых осуществляется процесс управления.

   Наиболее важной частью управления А.  Файоль  считал  администрирование,

которое основывается на 14 общих принципах:

  •  разделение труда,  
  •  полномочия  и ответственность,
  •  дисциплина,  
  •  единоначалие,
  •   единство  направлений  (целей),
  •  подчинённость личных интересов  общим,  
  •  вознаграждение  персонала  (оплата),
  •  оптимальная централизация,
  •  иерархия,
  •  порядок,  
  •  справедливость,
  •  стабильность кадров,   
  •  инициатива,  
  •   корпоративный   дух.

 Эти   принципы    наряду    с производственно-техническими учитывают и некоторые человеческие факторы.

   Главная заслуга А. Файола , наряду с прочими, состоит  в  том,  что  он впервые высказал мысль о  необходимости  выделения  вопросов  организации  и управления в самостоятельную  теорию,  носящую  универсальный  характер,  по сути, положив начало  профессиональному  менеджменту.

 Школа человеческих отношений и поведенческих наук.

   Школы   научного    менеджмента    и    административного    управления (функционального)  управления  формировались  без  должного  учёта   влияния человеческих отношений на эффективность деятельности в сфере производства  и управления.  Значение  человеческого  фактора  в  управлении  ограничивалось такими   аспектами   как   справедливая    оплата    труда,    экономическое стимулирование и  установление  формальных  функциональных  отношений  между работниками управления. Опыт показал, что  расчленение  процесса  управления на ряд функций, которые в совокупности ориентировались  на  достижение  цели управления,  закрепление  функций  за  соответствующими  подразделениями   и отдельными  работниками   само   по   себе   ещё   не   вело   к   повышению производительности труда и не гарантировало достижения целей предприятия.

   Роль  человека  в  организации,  его  способность  к   самоорганизации, повышению эффективности труда за счёт внесения  в  него  творческого  начала или в результате улучшения психологического климата в организации  привлекли внимание социологов  и  менеджеров.  Серьёзные  исследования  этой  проблемы ведутся с начала  1930-х  годов.  Объектом  исследования  и  организационных практических   изысканий,   экспериментов   стало   поведение   человека   в организации, «человеческие отношения». С  этим  направлением  связаны  имена американских учёных социологов М. П. Фоллет и Э. Мэйо.

   Было установлено, что отношения между  людьми  в  трудовых  коллективах нередко  больше  способствовали  росту  эффективности  труда,   чем   чёткая организация труда и  материальные  стимулы.  Мотивами  к  высокоэффективному труду являются не столько экономические интересы, как считали  представители

предыдущих  управленческих  школ,  а  удовлетворённость   работников   своим трудом,  в  основе  которой   лежит   социально-психологический   климат   в коллективе.

   В работах  впервые рассматривались такие вопросы как власть  и авторитет, их разграничение и  неформальное  восприятие,  ответственность  и делегирование ответственности, участие рабочих  в  управлении.  Она  изучала проблему  конфликтов  в  коллективе,  классифицируя  их  на   доминирование, компромисс  и  интеграцию,  с   выработкой   соответствующих   рекомендаций.

   С 50-х годов переросла в школу поведенческих наук,  развивающуюся  и  в настоящее время. С этим направлением связаны имена А. Маслоу,  предложившего пирамиду  мотивов  поведения  человека  в  организации,  Р.   Лайкерта,   Д. Макгрегора, Ф. Грецберга, К. Арджирис. Свой подход к определению  мотивов  и соответствующего комплекса стимулов предложили  сторонники  так  называемого бихевиористского  (поведенческого)  направления,  в   числе   которых   были названные авторы и др. Развитие социологии и психологии  позволило  подвести научную базу в изучение поведения людей в трудовых коллективах.

   Как показал К.  Арджирис,  усиление  давления  и  контроля  со  стороны руководителей для повышения производительности труда  подчинённых  порождает конфликт  в   системе   управления   и   работниками   и   не   способствует предотвращению низкой производительности труда, прогулов, текучести  кадров, потери интереса к  работе.  Наоборот,  по  мнению  Р.  Лайкерта,  разрешению конфликтов  способствуют  конструктивные   взаимоотношения   между   членами коллектива, опыт и навыки регулирования отношений  в  коллективе  и  высокая степень  взаимного  доверия  в  коллективе.  Взаимное   доверие,   уважение, благоприятные   отношения   в   коллективе   создают    хороший    морально- психологический  климат,  оказывающий  существенное  влияние  на   мотивацию работников к высокоэффективному труду.

   Школа  поведенческих  наук  сосредоточилась  в  основном   на   методах налаживания межличностных отношений  в  трудовых  коллективах.  Основной  её целью  было  повышение   эффективности   организаций   за   счёт   повышения эффективности  использования  их  человеческих  ресурсов.  Главный  постулат состоял в том, что применение науки о поведении всегда будет  способствовать повышению  производительности  труда  как  отдельного   работника,   так   и организации   в   целом.   Как   школа   научного   менеджмента   и    школа административного управления, так  и  поведенческая  школа  отстаивала  свой путь как единственный и наилучший. Однако, как впоследствии  доказала  наука и практика управления, изменение содержания работы и  участие  работников  в управлении предприятием оказывают положительное  влияние  лишь  в  некоторых производственных ситуациях и не на всех работников.

4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59138. Радянсько - німецькі договори 1939 р. і західноукраїнські землі 35 KB
  Повідомлення: Героїчна праця громадян України в тилу; Україна в планах окупантів; КорсуньШевченківська битва 1944 р; Примусове виселення з Криму до східних районів СРСР татар греків вірмен; Втрати України у війні. Виступ на семінарі: Культура України в роки війни: Освіта наука; Література і мистецтво...
59139. Україно, ти моя молитва! 40 KB
  Iй учень: Рідний край це наша Україна Найкраща в світі дорога земля. IIй учень: Я буду вчитись щоб знання здобути Нові зробити в світі відкриття. IIIй учень: Тепло долонь і розуму і серцю Я Україні милій віддаю. Люблю твої поля річки й джерельця Люблю Вітчизну дорогу мою IVй учень...
59141. Українська мова - наш скарб 41 KB
  Дівчинка. Батьківщина починається з батька і матері, з оселі, де ви вперше побачили світ, з мови, якою розмовляють ваші батьки, з подвіря, по якому ви бігали, з села чи міста, з України, де ви народилися. А Україна - це наша Батьківщина.
59143. Українсько-московський договір 1654 року та його наслідки для України 64.5 KB
  Мета проекту: Розкрити внутрішнє й зовнішнє політичне становище Гетьманщини наприкінці 1653 року. Ознайомити учнів з подямиї 1654 року та їх наслідками для України. Результати проекту: Глибоке розуміння теми внутрішнє й зовнішнє становище Гетьманщини наприкінці 1653 року; Оцінювати діяльність Б.
59144. Урок-память: Муза болю, сумління і гнiвy. Присвячується поету-воїну Євгену Маланюку 60 KB
  Вчитель. Так думав старшина армії Української Народної Республіки у ті далекі трагічні дні 1920-го, коли разом із тисячами собі подібних змушений був покидати рідну землю після того, як більшовизм остаточно підімяв спроби утвердити Українську незалежну державу.
59145. Я народився і жив для добра і любові. (Життєвий і творчий шлях Олександра Довженка) 49.5 KB
  Він як самоцвіт: скільки не обертай його а в ньому починають світитися все нові і нові грані. Довженка порівнюють із видатними майстрами епохи Відродження які були водночас і живописцями і поетами і архітекторами і природознавцями.