33268

Эволюия основных подходов к менеджменту, характеристика школ

Доклад

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Эволюия основных подходов к менеджменту характеристика школ Основные положения школ менеджмента: Школа научного управления. Школа административного управления. Ее основные принципы: Развитие принципов управления. Описание функций управления.

Русский

2013-09-05

49 KB

22 чел.

к

3. Эволюия основных подходов  к менеджменту , характеристика школ…

Основные положения школ менеджмента:

Школа научного управления. Ее основные принципы:

  1.  Использование научного анализа для определения лучшего способа выполнения задачи.
  2.  Отбор работников, наиболее подходящих для выполнения задачи и обеспечение их обучения.
  3.  Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач.
  4.  Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.
  5.  Отделение планирования и анализа работы от ее исполнения.

Ее представители: Ф.У. Тейлор, Ф. и Л. Гилбрет, Г. Гантт, Г. Эмерсон, Г. Форд.

Школа административного управления. Ее основные принципы:

  1.  Развитие принципов управления.
  2.  Описание функций управления.
  3.  Системный подход к управлению всей организацией.

Ее представители: А. Файоль, Дж.Д. Муни, А.К. Рейли, Л. Урвик, Л. Гьюлик.

Школа человеческих отношений и поведения. Ее основные принципы:

  1.  Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности.
  2.  Применение наук о человеческом поведении к управлению.

Ее представители: М.П. Фоллетг, Э. Мэйо, А. Маслоу, Р., Д. Макгрегор, Ф. Герцберг.

Школа науки управления. Ее основные принципы:

  1.  Углубление понимания сложности управленческих проблем благодаря разработкам и применению моделей.
  2.  Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.

Ее представители: Г. Саймон, П. Друкер

 Школа научного менеджмента.

   Школа научного менеджмента (1885-1920) наиболее тесно связана с именами Ф. У. Тейлора, Ф. и Л. Гилберт и Г. Гантта. Основателем её по праву  считают    Ф.  У.  Тейлора,  который  начал  свои  научные   эксперименты   по управлению  производственными  процессами  в  1880  году  в  «Мидвейл   стил компании»  в  американском  городе  Филадельфия.  

   Главная  цель   научного   менеджмента   –   обеспечить   эффективность производства по формуле «вход - выход». Отсюда суть её состоит  в  том,  что управляющая  система  в  целом  и  каждый  менеджер  в   отдельности   несут ответственность за рациональное размещение и расходование ресурсов, а  также за  совершенствование   всей   производственной   системы.    Тейлор   также подчёркивал,  что  менеджеры  несут  ответственность  за  главные   функции:

  •  определение задач каждому работнику;
  •  выбор работника,
  •   способного  выполнить данную работу;  
  •  мотивирование работника выполнять  свои  функции  с  высокой производительностью.

Если  менеджеры  выполняют  эти  функции,  то   задача повышения эффективности и производительности труда считалась выполненной.

   Научный  подход  по  управлению  исходил  из  того,  что  на  основании наблюдений, замеров и  анализа  трудовых  операций  можно  усовершенствовать процессы ручного труда и выполнять их  с  большей  эффективностью.  Основной упор делается на принцип  отделения  управленческих  функций  от  выполнения работ, т.е. на разделение труда по управлению от труда  рабочих.  При  таком подходе управление рассматривалось как самостоятельная  сфера  деятельности, а рабочий сосредотачивался на том, что он способен сделать успешнее всего.

   Ф. Тейлор на практике в ряде случаев  определил  объём  работ,  который может выполнить рабочий, наиболее рационально отдавая свою  рабочую  силу  в течении длительного времени.

       Работы Ф. Тейлора и его последователей посвящены вопросам управления на его нижнем уровне, где происходит непосредственное соединение  рабочей  силы со средствами и предметами труда.

Школа научного управления.

Вопросами  управления на  более  высоком уровне уделялось мало внимания.  Бурное  развитие  промышленности  в  первой четверти ХХ века дало толчок эволюции  взглядов  на  проблемы  управления  и формированию нового подхода. Дальнейшее развитие теория управления  получила в работе французского промышленника  А.  Файола  и  его  последователей:  Д. Муни, А. С. Рейли,    Л. Гулик, Л. Урвик, Р.  Дейвис,  Г.  Кунтц,  С.  О.

Доннел, создавших так называемую функциональную, или административную  школу управления. В американской литературе её называют ещё классической школой.

   Если сторонники научного менеджмента концентрировали основное  внимание на   вопросах   управления   процессом    производства,    то    приверженцы административной  школы  старались   определить   общие   характеристики   и закономерности управления и создать  на  их  основе  универсальные  принципы управления, которые могут повысить  эффективность  производства.  Управление ими рассматривалось  как  единый  процесс,  состоящий  из  ряда  функций,  а процесс управления как сумма всех функций. В качестве  основных  функций  А. Файол  обосновал  планирование,  организацию,  руководство,  координацию   и контроль, посредством которых осуществляется процесс управления.

   Наиболее важной частью управления А.  Файоль  считал  администрирование,

которое основывается на 14 общих принципах:

  •  разделение труда,  
  •  полномочия  и ответственность,
  •  дисциплина,  
  •  единоначалие,
  •   единство  направлений  (целей),
  •  подчинённость личных интересов  общим,  
  •  вознаграждение  персонала  (оплата),
  •  оптимальная централизация,
  •  иерархия,
  •  порядок,  
  •  справедливость,
  •  стабильность кадров,   
  •  инициатива,  
  •   корпоративный   дух.

 Эти   принципы    наряду    с производственно-техническими учитывают и некоторые человеческие факторы.

   Главная заслуга А. Файола , наряду с прочими, состоит  в  том,  что  он впервые высказал мысль о  необходимости  выделения  вопросов  организации  и управления в самостоятельную  теорию,  носящую  универсальный  характер,  по сути, положив начало  профессиональному  менеджменту.

 Школа человеческих отношений и поведенческих наук.

   Школы   научного    менеджмента    и    административного    управления (функционального)  управления  формировались  без  должного  учёта   влияния человеческих отношений на эффективность деятельности в сфере производства  и управления.  Значение  человеческого  фактора  в  управлении  ограничивалось такими   аспектами   как   справедливая    оплата    труда,    экономическое стимулирование и  установление  формальных  функциональных  отношений  между работниками управления. Опыт показал, что  расчленение  процесса  управления на ряд функций, которые в совокупности ориентировались  на  достижение  цели управления,  закрепление  функций  за  соответствующими  подразделениями   и отдельными  работниками   само   по   себе   ещё   не   вело   к   повышению производительности труда и не гарантировало достижения целей предприятия.

   Роль  человека  в  организации,  его  способность  к   самоорганизации, повышению эффективности труда за счёт внесения  в  него  творческого  начала или в результате улучшения психологического климата в организации  привлекли внимание социологов  и  менеджеров.  Серьёзные  исследования  этой  проблемы ведутся с начала  1930-х  годов.  Объектом  исследования  и  организационных практических   изысканий,   экспериментов   стало   поведение   человека   в организации, «человеческие отношения». С  этим  направлением  связаны  имена американских учёных социологов М. П. Фоллет и Э. Мэйо.

   Было установлено, что отношения между  людьми  в  трудовых  коллективах нередко  больше  способствовали  росту  эффективности  труда,   чем   чёткая организация труда и  материальные  стимулы.  Мотивами  к  высокоэффективному труду являются не столько экономические интересы, как считали  представители

предыдущих  управленческих  школ,  а  удовлетворённость   работников   своим трудом,  в  основе  которой   лежит   социально-психологический   климат   в коллективе.

   В работах  впервые рассматривались такие вопросы как власть  и авторитет, их разграничение и  неформальное  восприятие,  ответственность  и делегирование ответственности, участие рабочих  в  управлении.  Она  изучала проблему  конфликтов  в  коллективе,  классифицируя  их  на   доминирование, компромисс  и  интеграцию,  с   выработкой   соответствующих   рекомендаций.

   С 50-х годов переросла в школу поведенческих наук,  развивающуюся  и  в настоящее время. С этим направлением связаны имена А. Маслоу,  предложившего пирамиду  мотивов  поведения  человека  в  организации,  Р.   Лайкерта,   Д. Макгрегора, Ф. Грецберга, К. Арджирис. Свой подход к определению  мотивов  и соответствующего комплекса стимулов предложили  сторонники  так  называемого бихевиористского  (поведенческого)  направления,  в   числе   которых   были названные авторы и др. Развитие социологии и психологии  позволило  подвести научную базу в изучение поведения людей в трудовых коллективах.

   Как показал К.  Арджирис,  усиление  давления  и  контроля  со  стороны руководителей для повышения производительности труда  подчинённых  порождает конфликт  в   системе   управления   и   работниками   и   не   способствует предотвращению низкой производительности труда, прогулов, текучести  кадров, потери интереса к  работе.  Наоборот,  по  мнению  Р.  Лайкерта,  разрешению конфликтов  способствуют  конструктивные   взаимоотношения   между   членами коллектива, опыт и навыки регулирования отношений  в  коллективе  и  высокая степень  взаимного  доверия  в  коллективе.  Взаимное   доверие,   уважение, благоприятные   отношения   в   коллективе   создают    хороший    морально- психологический  климат,  оказывающий  существенное  влияние  на   мотивацию работников к высокоэффективному труду.

   Школа  поведенческих  наук  сосредоточилась  в  основном   на   методах налаживания межличностных отношений  в  трудовых  коллективах.  Основной  её целью  было  повышение   эффективности   организаций   за   счёт   повышения эффективности  использования  их  человеческих  ресурсов.  Главный  постулат состоял в том, что применение науки о поведении всегда будет  способствовать повышению  производительности  труда  как  отдельного   работника,   так   и организации   в   целом.   Как   школа   научного   менеджмента   и    школа административного управления, так  и  поведенческая  школа  отстаивала  свой путь как единственный и наилучший. Однако, как впоследствии  доказала  наука и практика управления, изменение содержания работы и  участие  работников  в управлении предприятием оказывают положительное  влияние  лишь  в  некоторых производственных ситуациях и не на всех работников.

4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37846. ЭЛЕКТРОННО-ЛУЧЕВОЙ ОСЦИЛЛОГРАФ 595 KB
  Оценить погрешности измерений используя результаты исследования осциллографа и его метрологические характеристики указанные в описании. Объекты измерений задаются преподавателем. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЯМЫХ И КОСВЕННЫХ ИЗМЕРЕНИЙ Цель работы ознакомление с методами обработки результатов прямых и косвенных измерений при однократных и многократных измерениях. 2 при наличии относительно больших случайных погрешностей число измерений и уровень случайных погрешностей задаются преподавателем.
37848. Розробка алгоритмів задач з використанням складних структур 163 KB
  Преподаватель Егорова Кривой рог 1997 Контрольні запитання: Яка структура має назву списки Яким чином у мові С описується список Що таке стек Що таке черга Чим відрізняється черга від стека та списку Теоретичні відомості: Покажчики. Кількість елементів у послідовності називається довжиною списку. При роботі з списками часто доводиться виконувати такі операції: знайти елемент із заданною властивістю; визначити iй елемент у лінійному списку; внести додатковий елемент до або після вказанного вузла; вилучити певний елемент зі...
37849. Знайомство з середовищем програмування DELPHI 411.5 KB
  Borlnd Delphi 7 Studio дозволяє створювати самі різні програми: від найпростіших одновіконних додатків до програм керування розподіленими базами. 5 яких можна побачити відсунувши убік вікно форми треба набирати текст програми. На початку роботи над новим проектом це вікно редактора коду містить сформований Delphi шаблон програми. Так на етапі розробки програми називають діалогові вікна.
37850. Створення форм 66.5 KB
  Помістити обєкт Lbel у вікно форми Form1. Вибрати в палітрі компонентів на сторінці стандартних компонентів компонентів Lbel. Обєкт буде доданий у форму і за замовчуванням одержить імя Lbel1. Перемістити обєкт Lbel1 на бажане місце у формі.
37851. СТВОРЕННЯ НАЙПРОСТІШОЇ ПРОГРАМИ ДЛЯ ЛІНІЙНОГО АЛГОРИТМУ 285.5 KB
  Звіт до лабораторної роботи повинен сладатися з коротких теоретичних відомостей відповідей до контрольних запитань та програми. Головне вікно завжди присутнє на екрані і призначено для керування процесом створення програми. Вікно форми являє собою проект Windowsвікна програми.
37852. Стандартні компоненти і оброблювачі подій. Створення програм для процесів, що розгалужуються 177.5 KB
  Створення форми Створіть форму таку ж як у другій лабораторній роботі скорегувавши текст написів і положення вікон TEdit. 1 unit unit1; interfce uses Windows Messges SysUtils Vrints Clsses Grphics Controls Forms Dilogs StdCtrls ExtCtrls; type TForm1 = clssTForm Edit1: TEdit; Edit2: TEdit; Edit3: TEdit; Lbel1: TLbel; Lbel2: TLbel; Lbel3: TLbel; Lbel4: TLbel; Memo1: TMemo; Button1: TButton; CheckBox1: TCheckBox; RdioGroup1: TRdioGroup; Lbel5: TLbel;...
37853. Засоби налагодження програм у DELPHI. Створення програм для циклічних процесів 223.5 KB
  Мета роботи: вивчити засоби налагодження програм у середовищі DELPHI. Розробити і налагодити програму для циклічного обчислювального процесу.
37854. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УВЕЛИЧЕНИЯ МИКРОСКОПА И ЕГО РАЗРЕШАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ 38 KB
  Определение увеличения микроскопа и микроскопа с фотонасадкой: поместить объектмикрометр на предметный столик и вращением микрометрического винта добиться резкого изображения сетки объектмикрометра на матовом стекле; измерить линейкой на матовом стекле длину n целых увеличенных делений сетки объектмикрометра n взять по возможности больше получим ℓ мм; зная цену деления С0 сетки объектмикрометра см. Поэтому увеличение микроскопа с фотонасадкой: Nн = ℓ ℓн = ℓ С0∙n; по формуле Nм = найти увеличение микроскопа. Определение...