33514

Метод соцреализма в литературе (идейно-тематическая нормативность, концепция личности)

Доклад

Литература и библиотековедение

Социалистический реализм художественный метод литературы и искусства представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества. Изображение жизни в свете идеалов социализма обусловливает и содержание и основные художественноструктурные принципы искусства соцреализма.Социалистический реализм художественный метод литературы и искусства построенный на социалистической концепции мира и человека. Художник должен был...

Русский

2013-09-05

15.02 KB

12 чел.

35. Метод соцреализма в литературе (идейно-тематическая нормативность, концепция личности).

Социалистический реализм - художественный метод литературы и искусства, представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества. Изображение жизни в свете идеалов социализма обусловливает и содержание, и основные художественно-структурные принципы искусства соцреализма. Его возникновение и развитие связаны с распространением социалистических идей в разных странах, с развитием революционного рабочего движения.
Социалистический реализм художественный метод литературы и искусства, построенный на социалистической концепции мира и человека. Художник должен был служить своими произведениями строительству социалистического общества. (Википедия)
Социалистический реализм - термин, употреблявшийся в советском литературоведении и искусствоведении с 30-х годов для обозначения "основного метода" литературы, искусства и критики, который «требует от художника правдивого, исторически конкретного отображения действительности». (Большой Энциклопедический словарь)

Принципы соцреализма

  1.  Народность. Под этим подразумевалась как понятность литературы для простого народа, так и использование народных речевых оборотов и пословиц.
  2.  Идейность. Показать мирный быт народа, поиск путей к новой, лучшей жизни, героические поступки с целью достижения счастливой жизни для всех людей.
  3.  Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать материалистическому пониманию истории (в процессе изменения условий своего бытия люди меняют и свое сознание, отношение к окружающей действительности).

Литература социалистического реализма являлась инструментом партийной идеологии. Писатель, по известному выражению Сталина, является «инженером человеческих душ». Своим талантом он должен влиять на читателя как пропагандист. Он воспитывает читателя в духе преданности партии и поддерживает её в борьбе за победу коммунизма. Субъективные действия и устремления личности должны были соответствовать объективному ходу истории. Горький считал, что главной задачей социалистического реализма является воспитание социалистического, революционного взгляда на мир, соответствующего ощущения мира.

Художественным средоточием соцреализма не могут быть признана ни большая часть отечественной лит-ры советского периода, ни «лакировочный» поделки сталинской эпохи. К данному направления могут быть отнесены только некоторые подлинно худ. произведения (Горького, Фурманова, Фадеева, Тренева), которые появляются преимущественно в первые 3-4 десятилетия 20 века. Лит. соцреализма явл. самобытным худ. направлением, для которой характерна своя худ. идеология и оригинальный образный строй. Основная тема направления – освещение широмасштабного события революционного преобрзования, развернувшегося в Росси в 20 веке.

Для социалистического реализма свойственны:

1)тесная связь с социалистическими идеологиями на уровне выраженной худ. средствами идеологией;

2)преимущественной построение образов на базе живого социально-исторического опыта авторов (реминисценции, аллюзии, включение в структуру худ. мира чужих лит. образов и т.п. для него в целом характерны);

3)в сфере худ. «технологий» – выраженная связь с лит. 19 века;

4)творческое отношение к реалиям национального языка, который отличался значительной расслоенностью и подвергался в лит-ре соцреализма глубокой стилистической переработке.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60476. Країна Добра і Тепла 42.5 KB
  Які добрі слова і привітання ви знаєте Діточки сіли всі гарненько і послухайте казку Країна теплого пуху€. Казка €œКраїна Теплого Пуху. Колись давно існувала така собі Країна Теплого Пуху. Пуху було дуже багато його вистачало на всіх.
60477. Ранкові зустрічі для першокласників 68 KB
  Рослини це великий світ. Вам сподобалось А що ще вам сподобалось Середа Рослини –мандрівники I. Сьогодні ми поговоримо про рослини які приїхали здалеку. Бокарьов відкрив людям нову властивість цієї рослини виявивши в ній джерело смачної олії.
60479. Цветы моего двора 125 KB
  Форма проведения: Творческий час Оборудование: Иллюстрации цветов аудиозапись гербарий цветов карандаши пластилин колпачки от флаконов живые цветы. А самый прекрасный вид растений цветы. И нет у нас не одного города улицы и даже маленького дворика где не росли бы цветы.
60481. Праздничная школьная шоу-программа к 8 Марта «Две звезды» 67 KB
  А март – это праздник женщин – прекрасных дам! С праздником вас, милые, любимые девочки, женщины, мамы, бабушки, сестренки! Она: Разрешите пожелать вам счастья, мира и тепла! Он: Пусть сопутствует удача, чувство юмора всегда!
60484. Шкідливі звички (година спілкування для учнів початкових класів) 44 KB
  Обладнання до уроку: вірші прислів’я вислови про здоров’я. Хід уроку: Учитель: Діти сьогодні у нас урок на тему: Шкідливі звички на дошці плакат з написом: Здоровя неоціненний скарб Учитель: Діти прочитайте вислів з дошки.