33517

Периодизация русской литературы ХХ века

Доклад

Литература и библиотековедение

Периодизация русской литературы ХХ века. Принято считать что первый период развития русской литературы ХХ века начинается с 90х годов ХIХ века и заканчивается в 1917 году. С точки зрения собственно литературной как правильно отмечала эмигрантская критика это было прямое продолжение литературы предреволюционной. Но в ней вызревали качественно новые признаки и великий раскол на три ветви литературы произошел в начале 20х.

Русский

2013-09-05

14.73 KB

56 чел.

1.Периодизация русской литературы ХХ века.

Новая, укрупненная, периодизация литературной истории XX века, разработанная современным российским научным сообществом, предполагает выделение трех периодов:

1) рубеж XIX-XX столетий (Серебряный век), который представляет собой самостоятельный и самобытный период, открывающий литературную историю следующих ста лет и «программирующий» ее художественную специфику;

2) первая половина XX века (20-е — середина 50-х годов);

3) вторая половина XX века (конец 50-х— 90-е годы).

Единая русская литература развивается в русле трех подсистем, во многом изолированных одна от другой: литература метрополии (существующая и легально печатающаяся в СССР), диаспоры, русского рассеяния, и потаенная (создающаяся в стол без надежды на публикацию или же не пропущенная цензурой).

Сложное взаимодействие имманентных литературе (эстетических) и внешних по отношению к ней (социально-политических и идеологических) векторов предопределило характер литературного процесса 20-50-х годов, который выделяется как единый период, обладающий единой логикой художественного развития и общим характером эстетических тенденций, как реалистических и соцреалистических, так и модернистских, активно взаимодействующих друг с другом.

Завершается этот период серединой 50-х годов. Он знаменуется определенной сменой партийной политики и общих идейно-эстетических ориентиров. Это сразу и резко отразилось на характере литературного процесса, что проявилось уже в литературной и общественной ситуации 60-х годов.

Принято считать, что первый период развития русской литературы ХХ века начинается с 90-х годов ХIХ века и заканчивается в 1917 году. Такая точка отсчета обусловлена тем, что, к рубежу веков существенным образом изменяется человеческое сознание. Оно приобретает новое качество по сравнению с сознанием, свойственным человеку ХIХ века, крупнейшими и вершинными выразителями которого были Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский.       В порубежную эпоху в обществе возникло острое ощущение наступившего кризиса, охватившего все слои общественной жизни: политическую, социальную, экономическую, в том числе культурную и духовную. Литература с конца 1917 г. (первые "ласточки" - "Ешь ананасы, рябчиков жуй, / день твой последний приходит, буржуй" и "Наш марш" Маяковского) до начала 20-х годов представляет собой небольшой, но очень важный переходный период. С точки зрения собственно литературной, как правильно отмечала эмигрантская критика, это было прямое продолжение литературы предреволюционной. Но в ней вызревали качественно новые признаки, и великий раскол на три ветви литературы произошел в начале 20-х.

"Рубежом был, - писал один из лучших советских критиков 20-х годов В. Полонский, - 1921 год, когда появились первые книжки двух толстых журналов, открывших советский период истории русской литературы. До "Красной нови" и "Печати и революции" мы имели много попыток возродить журнал "толстый" и "тонкий", но успеха эти попытки не имели. Век их был краток: старый читатель от литературы отошел, новый еще не народился. Старый писатель, за малым исключением, писать перестал, новые кадры были еще немногочисленны". Преимущественно поэтический период сменился преимущественно прозаическим.

В 1932 г. возникло понятие «основного метода советской литературы» - «социалистического реализма». Задним числом, но небезосновательно к нему были отнесены и многие более ранние произведения начиная с «Матери» Горького. Первоначально некоторые критики стремились сделать это понятие предельно широким и как бы адогматичным, отнюдь не сводимым к одному методу и стилю.

Рассеченная на три части, две явные и одну неявную (по крайней мере для советского читателя), русская литература XX века все-таки оставалась во многом единой, хотя русское зарубежье знало и свою, и советскую, а с определенного времени немало произведений задержанной на родине литературы, советский же широкий читатель до конца 80-х годов был наглухо изолирован от огромных национальных культурных богатств своего века (как и от многих богатств мировой художественной культуры). Русская культура вплоть до начала 1990-х годов оставалась литературоцентричной. Эмиграция, желавшая сохранить свое национальное лицо, нуждалась в литературе еще больше. Изгнанники унесли свою Россию, в большинстве случаев горячо любимую, с собой, в себе. Довольно долгое время эмигрантов морально поддерживало чувство некоего мессианизма. Многие из них считали себя хранителями единственной подлинной русской культуры, надеялись, что обстановка в России изменится и они вернутся возрождать разрушенную большевиками духовную культуру. В. Ходасевич уже через десять лет после революции полагал, что на эту тяжелейшую работу уйдут труды нескольких поколений. Установки в разных ветвях литературы были противоположны. Советские писатели мечтали переделать весь мир, изгнанники - сохранить и восстановить былые культурные ценности. Но утопистами были и те и другие, хотя первые - в большей степени. Важное отличие литературы XX века от литературы предшествующего столетия состоит в том, что в XIX веке довольно мало поэтов и прозаиков второго ряда (Батюшков, Баратынский, А.К. Толстой, Писемский, Гаршин), после первого ряда как бы сразу следует третий (Дельвиг, Языков, Вельтман, Лажечников, Мей, Слепцов и т.д.), а в XX веке (не только на рубеже XIX и XX) такой многочисленный и сильный второй ряд, что порой его нелегко бывает отличить от первого: в поэзии это Н. Гумилев (ряд стихотворений позднего Гумилева - настоящая классика), М. Кузмин, М. Волошин, Н. Клюев, В. Ходасевич, Н. Заболоцкий, поздний Г. Иванов, Н. Рубцов; в повествовательной прозе - Е. Замятин, Б. Зайцев, А. Ремизов, М. Пришвин, Л. Леонов, Борис Пильняк, И. Бабель, Ю. Тынянов, С. Клычков, А. Грин, К. Вагинов, Л. Добычин, М. Осоргин, Г. Газданов, впоследствии, возможно, Ю. Домбровский, некоторые писатели 70-80-х годов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59858. Дії з десятковими дробами. 6 клас 3.22 MB
  Зацвітають перші весняні квіти. Епіграф нашого уроку слова Максима Рильського: Люби природу не як символ душі своєї Люби природу не для себе люби для неї Сьогодні ми з вами повторимо дії з десятковими дробами подорожуючи країною квітів і дізнаємось багато цікавого про квіти.
59859. МАТЕМАТИЧНИЙ ВЕЧІР «ЧУДОВА СІМКА» 6.32 MB
  Оформлення: розвішані стінгазети де центральне місце займає цифра 7 виставка малюнків по темі: У гостях у казки виставка творчих робіт з теми: Сім чудес світу карта України мультимедійна презентація Сім чудес. Наша сьогоднішня програма для учнів...
59860. Використання дидактичних ігор на уроках мови та читання 1.57 MB
  Кожна дидактична гра виконує різні функції: збагачує пізнавальний досвід дітей; розвиває мислення мову уяву точність; викликає інтерес до навчання. Ігри на уроках читання і мови Гра Встанови звязки використовується як для розвитку уяви так і для словеснологічного мислення. Гра âЯка букваâ Це завдання можна виконати в групах або в парах.
59861. ВИКОРИСТАННЯ ЗАСОБІВ МУЛЬТИМЕДІА НА УРОКАХ УКРАЇНСЬКОЇ МОВИ З ТЕМИ «ЗДОРОВИЙ СПОСІБ ЖИТТЯ» 36.5 KB
  У дугому блоці подається три презентації: урок у 56 класах Обираємо здоровий спосіб життя з використанням інноваційних технологій навчання; діалогічне та монологічне висловлювання у 78 класах з теми Чому українці повинні жити 150 років; інформдайджест який використовується у процесі підготовки монологічного чи діалогічного висловлювання у 911 класах. У третьому блоці розміщено відеоролики розраховані на використання різних форм роботи на уроці але можна запропонувати найдоцільніші з них а саме: створення речень за...
59862. Математика 115 KB
  В порядке очереди каждая команда дает ответ на каждый вопрос или соглашается с первым ответом или дает свой ответ. По сколько километров пробежала каждая лошадь ответ: по 40км На грядке сидят 6 воробьев к ним прилетели еще 5.
59864. Вікторина «Я люблю тебе, Україно!» 69 KB
  Мета: узагальнити і систематизувати знання учнів з фізичної географії України підтримати інтерес до предмета географії; розвивати творчі та організаторські навички учнів пізнавальний інтерес;...
59866. ВИКТОРИНА «МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ» 36 KB
  Затем доплыв до крайней западной точки Австралии м.Йорк мы чуть было не натолкнулись на Малый Большой Барьерный риф но наш капитан обогнув его по Коралловому заливу морю успешно довез нас до столицы Австралии города Сидней Канберра...