33521

Тема революции в поэме С. Есенина «Анна Снегина»

Доклад

Литература и библиотековедение

Есенина Анна Снегина. Поэма Анна Онегина написанная незадолго до смерти поэта в 1924 году явилась своеобразным обобщением размышлений Есенина об этом драматическом и противоречивом времени и вобрала в себя многие мотивы и образы его лирики. Это ощущение усиливается в поэме тем что на её страницах в качестве олицетворения его юности появляется Анна Снегина – первая любовь девушка в белой накидке которая ласково сказала: Нет Несмотря на былые воспоминания автор прекрасно понимает что прошлое вернуть невозможно:...

Русский

2013-09-05

18.29 KB

8 чел.

5. Тема революции в поэме С. Есенина «Анна Снегина».

Поэма "Анна Онегина", написанная незадолго до смерти поэта — в 1924 году, явилась своеобразным обобщением размышлений Есенина об этом драматическом и противоречивом времени и вобрала в себя многие мотивы и образы его лирики. "Эпические" события раскрываются через судьбу, сознание, чувства поэта и главной героини. Само название говорит о том, что в центре — судьба человека, женщины, на фоне исторического развала старой России. Имя героини звучит поэтично и многозначно. Снегина — символ чистоты белого снега — перекликается с весенним цветением белой, как снег, черемухи и обозначает, по Есенину, символ утраченной навсегда юности. Кроме того, эта поэтичность выглядит очевидным диссонансом на фоне времени.

В поэме тесно связаны тема времени и тема родины. Действие начинается на рязанской земле в 1917 году и заканчивается 1923-м годом. За судьбой одного из уголков русской земли угадывается судьба страны и народа. Изменения в жизни деревни, в облике русского мужика начинают раскрываться с первых строк поэмы.

 Главная тема поемы – Октябрь в деревне. Есенин просто не мог не затронуть в своём творчестве эту тему. Он, как и Маяковский, пришёл в поэзию не по капризу тщеславия, а был мобилизован и призван революцией. Крестьянский вопрос, самый больной и самый сложный вопрос нашей русской истории, больше всего волновал поэта, и он затрагивает его в своей поэме, которая отражает впечатление Есенина  от поездок  в родное село Константиново в летние месяцы тысяча девятьсот восемнадцатого года.  Старшая сестра поэта  вспоминает: « В селе у нас творилось бог знает что. «Долой буржуев! Долой помещиков!» - неслось со всех сторон. Каждую неделю мужики собирались на сход. Руководил всем Мочалин Пётр Яковлевич, наш односельчанин, рабочий коломенского завода. Во время революции он пользовался в нашем селе большим авторитетом. Личность Мочалина интересовала Сергея. Он знал о нём всё. Позднее Мочалин послужил ему в известной мере прототипом для образа Оглоблина Прона в «Анне Снегиной».

С  событиями, происходящими в это время в деревне, тесным образом связаны и судьбы главных героев поэмы: помещицы Анны Снегиной, весь хутор которой  крестьяне «забирают в волость», крестьянина-бедняка Оглоблина Прона, борющегося за власть Советов и мечтающего поскорее устроить коммуну в своём селе, старика мельника, рассказчика-поэта, вовлечённого революционной бурей в «мужицкие дела». Отношение автора поэмы к своим героям проникнуто лирической задушевностью, озабоченностью их судьбами.  Об «Анне Снегиной» принято говорить как о лирической поэме, но достаточно очевидно, что  источник её художественной силы не только в глубочайшей лиричности, но и в эпической масштабности изображаемых событий. В тысяча девятьсот двадцать пятом году Есенин неоднократно читает «Анну Снегину». Присутствующий на одном из таких чтений Фурманов  вспоминает: «Он читал нам последнюю свою, предсмертную поэму. Мы жадно глотали ароматичную, свежую, крепкую, прелесть есенинского стиха, мы сжимали руки один другому, переталкивались в местах, где уже не было силы радость удержать внутри».

      Вся поэма  выдержана в элегически-грустном тоне. Она составлена из эпизодов, дающих целостное представление о происходящих событиях. Эта поэма – поэма характеров. На первом месте стоит образ самого повествователя. Через него эпическая конструкция произведения окрашена лирическими красками, порой светлыми, порой мрачными. Лирический герой выступает в поэме и как рассказчик, и как участник всего того, что в ней происходит. Поэт вспоминает  о своей безвозвратно ушедшей юности, о первой, беззаветной любви. Он приезжает в село, где всё, от окружающего пейзажа  до избы и калитки, напоминает ему о прошлом. Развитие сюжета начинается в первой части поэмы: герой возвращается в родные места после трёхлетнего отсутствия. Свершилась февральская революция, но война продолжается. Поэту хочется отдохнуть, пообщаться с природой, вспомнить юность и остаться в стороне от назревающих грозных событий. Но они сами, непрошено, врываются   в его жизнь. Он только что пришёл с войны, бросил винтовку и «решил в стихах воевать».

          В отличие от первых произведений, воспевающих преображённую крестьянскую Русь как единое целое, в «Анне  Снегиной» поэт показывает разных «мужиков» : крестьяне-труженики, особенно деревенская беднота, горячо приветствуют Советскую власть; есть среди них и такие, которых, по глубокому убеждению Прона, «ещё нужно варить»; есть и закоренелые собственники, вроде возницы; есть крикуны и бездельники, как Лабутя, ищущие в революции « лёгкой жизни». Мы видим., что корыстолюбие, отсутствие собственного достоинства в равной степени свойственны крестьянам, как трудолюбие и набожность. Но характеры мужиков проявляются не только в каких-то поступках, но и в интонациях речи. У каждого она своя. Рассказ возницы не спутаешь ни с каким другим.

У радовских мужиков, мечтающих получить без выкупа помещичьи угодья, есть свои интонационные характеристики. Как контрастно изображены братья Оглоблины: Прон и Лабутя. Если первый – подлинный выразитель мужицких чаяний, прямой и открытый, то второй – лентяй, пьяница, трус и приспособленец.

         Автор  понимает те  перемены, которые происходят в деревне, и чувствует, что сам тоже меняется. Это ощущение усиливается  в поэме  тем, что на её страницах, в качестве олицетворения его юности, появляется  Анна Снегина –  первая любовь, «девушка в белой накидке», которая ласково сказала: «Нет!» Несмотря на былые воспоминания, автор прекрасно понимает, что прошлое вернуть невозможно: изменился окружающий мир, изменился и он сам. Анна замужем и, безусловно, это уже не та женщина, которую любил поэт в шестнадцать лет. Нынешняя Анна не вызывает у автора никакого интереса, а лишь является поводом для воспоминаний о прошлом.  Ничего общего, кроме этих воспоминаний,  у них  нет. Анна, когда-то мечтавшая вместе с юным поэтом о славе, выбита революцией из привычного уклада помещичьей жизни.

            Жизнь ломает представления героев, сложившиеся в юности, постепенно утрачиваются былые идеалы и высокие несбыточные мечты. Однако, несмотря на утрату того, что было так дорого в молодые годы, автор утверждает мысль, что юность и всё, что связано с ней, прекрасно  и ценно само по себе. Поэт  осознаёт, что утраты неизбежны , но надеется, что  им на смену   придёт что-то новое, лучшее. Письмо Снегиной из Лондона снова напоминает автору о «вечных ценностях», о его юности, и он делает вывод (вслед за Пушкиным), что любовь удивительна  и прекрасна, независимо от того, была ли она счастливой  или нет.

            Поэма  «Анна Снегина»  – редчайший документ революционной эпохи. Этот документ некому и нечем оспаривать. Никто из поэтов тех лет не оставил нам такого полотна о жизни русского мужика в дни великого социального перелома. Казалось бы, что всё, о чём рассказывает Есенин в этом и в других своих произведениях, он рассказывает о себе. Но  это глубоко волнует каждого из нас и сегодня. Словно из своих двадцатых годов поэт незримо шагнул к нам, в настоящее, и продолжает шагать  дальше – в будущее…

В новой России для красоты не остается места, как давно уже нет места для радовского рая. Страна превратилась в нищие Криуши. Кстати сказать, в родном для Есенина Константиновском уезде деревни с такими названиями существовали, только располагались не по соседству друг с другом. Очевидно, Есенина привлекло символическое значение этих названий. «Радово» в нашем сознании ассоциируется с «радостью», а также с «радеть», то есть заботиться о чем-то. «Криуши» же напоминают о чем-то неправильном, кривом. Есенин еще в августе 1920 г. в одном из писем с тревогой отмечал: «...Идет совершенно не тот социализм, о котором я думал, а определенный и нарочитый, как какой-нибудь остров Елены, без славы и без мечтаний. Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений». Поэт скорее всего предвидел, что Советская власть, в отличие от царской, отнюдь не удовлетворится лишней мерой муки и пшена, а, достигши силы, сможет выжать из крестьян все соки (так и произошло в коллективизацию, уже после самоубийства Есенина). Потому-то, подобно героине поэмы, на красный флаг смотрел не только с радостью (революцию, давшую землю крестьянам, Есенин приветствовал), но и с все возрастающим страхом.

Интересен образ и самой Анны Снегиной, которая является частью прошлого лирического героя, его юности. Поэт вспоминает годы молодости, когда он и Анна мечтали о прекрасном будущем, говорили о своих возможностях и устремлениях. Но теперь все изменилось, поменялась сама жизнь, независимо от воли людей. Трагичен эпизод, где Анна Снегина узнает о гибели своего мужа на войне. Тема личной судьбы неразрывно связана в поэме с темой малой родины и с темой России в целом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19174. Технология получения порошков уран-плутониевого топлива оксидного 237 KB
  Лекция 9 Технология получения порошков уранплутониевого топлива оксидного Проблемы использования МОХтоплива При эксплуатации реакторов происходит накопление вторичного топлива. Реакции образования изотопов плутония известны:
19175. ПРОИЗВОДСТВО ТАБЛЕТИРОВАННОГО ТОПЛИВА ИЗ ДИОКСИДА УРАНА 2.68 MB
  ЛЕКЦИЯ 10 ПРОИЗВОДСТВО ТАБЛЕТИРОВАННОГО ТОПЛИВА ИЗ ДИОКСИДА УРАНА Таблетки UO2 являются одной из основных составных частей твэлов в значительной мере определяющих их работоспособность. По этой причине к ним предъявляются достаточно жесткие требования по многим пар
19176. Производство таблеток оксидного ядерного топлива 3.51 MB
  Лекция 11 Производство таблеток оксидного ядерного топлива Подготовка пресспорошка Порошки UO2 получаемые по разным технологическим схемам существенно отличаются друг от друга по основным технологическим характеристикам что необходимо учитывать при отработк...
19177. Основы теории спекания 258.5 KB
  ЛЕКЦИЯ 12 Основы теории спекания Основой технологии получения керамического топлива для ядерных реакторов является спекание дисперсных порошков. Основная и важнейшая особенность дисперсного состояния заключается в том что значительная доля свободной энергии систе
19178. ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ТАБЛЕТОК НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ СТАДИИ СПЕКАНИЯ 322 KB
  ЛЕКЦИЯ 13 ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ТАБЛЕТОК НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ СТАДИИ СПЕКАНИЯ На начальной стадии спекания изменение объема прессовки определяется процессами припекания частиц. С увеличением площади контакта поры локализуются на границах и представляют собой совок...
19179. Рекристаллизация в процессе спекания 224.5 KB
  ЛЕКЦИЯ 14 Рекристаллизация в процессе спекания В любом поликристаллическом материале при нагревании до высокой температуры возрастает средний размер кристаллитов зерен. При этом некоторые из них напротив уменьшают свои размеры или исчезают вообще. Под ростом зерен...
19180. Способы активации спекания и управления структурой топливных таблеток 1.05 MB
  ЛЕКЦИЯ 15 Способы активации спекания и управления структурой топливных таблеток Технологические факторы ускоряющие спекание подразделяются на три вида: механические; теплотехнические; химические. В соответствии с этим различают три типа активирования спекания: м
19181. Контроль производства и качества таблеток 767.5 KB
  ЛЕКЦИЯ 16 Контроль производства и качества таблеток Качество таблеток во многом определяет работоспособность твэлов. Поэтому изготовление внешне довольно простых изделий сопровождается большим объемом контроля как всего технологического процесса так и готовых
19182. Технология производства оболочек твэлов энергетических реакторов 154 KB
  ЛЕКЦИЯ 17 Технология производства оболочек твэлов энергетических реакторов Выбор технологического процесса изготовления труб для оболочек твэлов включающего выплавку металла получение трубной заготовки получение полой гильзы и передел холодной деформации опре...