33522

Творчество В.Набокова (роман по выбору). Проблематика, конфликты, герои

Доклад

Литература и библиотековедение

Защита Лужина Роман Защита Лужина привлекает и своим заглавием и своим содержанием писатель неоднократно объяснял его замысел: Русское заглавие этого романа Защита Лужина относится к шахматной защите будто бы придуманной моим героем сочинять книгу было нелегко надо был ввести роковое предназначение в жизнь Лужина и придать очертанию сада поездки событиям подобие замысловатой игры а в последних главах настоящей шахматной атаки разрушающей до основания здоровье моего героя. У Лужина неожиданно счастливая семейная жизнь...

Русский

2013-09-05

16.5 KB

1 чел.

6. Творчество В.Набокова (роман по выбору). Проблематика, конфликты, герои.

«Защита Лужина»

Роман «Защита Лужина» привлекает и своим заглавием и своим содержанием, писатель неоднократно объяснял его замысел: «Русское заглавие этого романа – «Защита Лужина» – относится к шахматной защите, будто бы придуманной моим героем… сочинять книгу было нелегко, надо был ввести роковое предназначение в жизнь Лужина и придать очертанию сада, поездки, событиям подобие замысловатой игры, а в последних главах – настоящей шахматной атаки, разрушающей до основания здоровье моего героя…».

Роман начинается изгнанием героя из детского рая, символом чего становится обращение к нему в школе по фамилии. Родители долго не решаются сообщить ребенку о том, что ему придется изменить образ жизни. Отец в последний день лета говорит о принятом решении, реакция ребенка непредсказуема (он убегает со станции обратно на дачу). Образ отца, в соответствии с манерой Набокова, наделен ироническими чертами: он знаменитый детский писатель, в книгах которого обрисованы идеальные мальчики, но он не находит дороги к душе своего сына. В школе Лужин жил обособленно, не общался ни с кем из класса, даже не откликался на кличку «Антоша» (так звали героя из книги отца). Столкновение героя со странностями жизни, с непонимающими его людьми начинается еще в детстве, позднее оно становится все драматичнее. На некоторое время Лужин находит свой мир – мир шахмат, где ему предназначена роль чудака и гения. Во время его ранней молодости игра поражала знатоков, но постепенно он утратил реноме вундеркинда, ему стало трудно жить только в мире шахмат. У Лужина неожиданно счастливая семейная жизнь, его жена (она не названа по имени), видит в Лужине не великого шахматиста, а маленького ребенка, у нее дар сопереживания, дар любить неприспособленное живое существо. Она – натура беспокойная, решительная, умеет настоять на своих решениях.

Роман отразил и увлечение шахматами самого автора, он весь построен на использовании шахматной композиции. Роман также заканчивается неопределенной концовкой: герой (он назван по имени и отчеству только в конце романа), наделенный «даром», не выдерживает жизненного напряжения, у него галлюцинации, бессонница, Лужин исчезает, видимо, он выбросился в окно.

Герои Набокова даже внешне отличаются от других людей; в критике отмечено, что писатель любит придавать персонажам свои черты, так некоторые из них носят «скобы» на зубах, как их носил в детстве Набоков, они могут заниматься теннисом, как любил писатель, носить желтый свитер и т.д. В критике русского зарубежья именно этот роман был оценен очень высоко.

Набоков видит аналог шахмат в музыке («Какая игра<…> - говорит о шахматах скрипач. – Комбинации как мелодии. Я, понимаете ли, просто слышу ходы».). Первое упоминание о связи шахмат и музыки возникает в авторском предисловии к английскому переводу романа (хотя вряд ли его можно назвать первым, т.к. английская версия романа вышла на 35 лет позже русской), где есть ссылка на какого-то американского издателя, который, выказав интерес к роману, попросил заменить шахматы на музыку и сделать Лужина «безумным скрипачом». Отец Лужина видит в своих мечтах сына пианистом-вундеркиндом; некий скрипач, только что исполнивший пьесы Лужина-деда, говорит, что шахматные комбинации подобны мелодиям.

Звучит в романе и другой настойчивый мотив, также возвышающий шахматы. Набоков всё время намекает на их связь с любовью. Даже знакомит Лужина с шахматами (показывает, как ходят фигуры) его «тётя» (на самом деле троюродная сестра матери), любовница отца. В романе любовно-шахматная тема, наряду с темой музыкальной, превращает шахматную доску из замкнутого пространства, на котором разыгрываются бесчувственные комбинации, в поразительно разнообразный мир, или даже модель мира как такового. Сюжет романа сводится к последнему турниру Лужина, известного шахматного маэстро. Игра как важнейшая составляющая творчества Лужина взята в самой очевидной её форме – шахматах. Суть её состоит в том, что два соперника ведут игру на доске, разделенной на квадраты, белыми и черными фигурами. Время партии строго регламентировано. Этика шахмат отражает моральные законы древних рыцарских турниров: желающий победить обязан атаковать, отказ от атаки понимается как отсутствие храбрости у игрока, психологическая растерянность, которая неизменно ведет к проигрышу. Способность к неожиданным нападениям, воинствующий дух, готовность к риску сочетаются у сидящих за доской с выдержкой, самообладанием, огромным напряжением воли. В романе главный герой, гроссмейстер Лужин, придумывает шахматную защиту от дебюта своего соперника. Сложные задачи его отвлеченного искусства для Лужина бесконечно легче простых задач жизненных. Жизнь без Валентинова и женитьба связаны для него с необходимостью приспособиться к условиям реальной жизни. Снаружи и поначалу все как будто с грехом пополам налаживается. Поражая окружающих нелепостью и неуклюжестью поступков, Лужин преодолевает обыденные, но трудные для него дела: живет, жениховствует. Но это преодоление лишь кажущееся. Лужиным движет автоматизм, которым нельзя подменить подлинное воплощение. Воплощение с каждым мигом становится все труднее, и по мере того, как шахматная задача близится к разрешению, жизненная задача все более высасывает из Лужина душевные силы. Возникает шахматное видение, реальная жизнь отражается теперь в сознании Лужина только случайными, оборванными пятнами (летящий географ, врач с ассирийской бородой, внезапно выступающая из мрака невеста и т. д.). Фантастический мир искусства заслоняет действительность. И когда на время Лужин попадает в обычную обстановку (жена, квартира и т. п.), забыв на мгновение о смысле своего существования, заключающемся в самоотдаче себя искусству (шахматам), в нём поднимается тоска неудовлетворённости. И он снова делает попытку уйти в свой иной, чудесный, захватывающий мир, подняться над землёй, повторить это исконное рвущееся человеческое стремление, эти поиски идеального. Невеста Лужина восхищается гением, но совершенно не понимает его. Ей абсолютно не дано понять, какую роль шахматы играют в его жизни; и уж тем более не может согласиться она с тем, что шахматы собственно и есть жизнь Лужина. Она оказывается в мучительной ситуации, когда, сама не может понять суть его жизни, понять, что шахматы для него выше жизни. В этом отражается тема романа: несовместимость искусства и жизни.

Жизнь побеждает личность шахматиста – он выбрасывается из окна. Но при этом его мышление побеждает жизнь (самоубийство – попытка Лужина стать поперёк судьбы и воли автора). Но действительно ли удалось Лужину совершить этот акт свободной воли? Вряд ли. Велика вероятность того, что якобы свободно избранная смерть есть на самом деле еще одно воплощение предопределенности.Т руднейшая задача показать жизнь глазами гениального, больного воображением человека и не спутать при этом основного повествования с этим пленительным и страшным бредом – автором исполнена с почти пугающей отчётливостью. Изумительно сделанный, роман опрокидывает все общепринятые архитектонические формы. Сюжет несколько раз рвется хронологически, но художественно остается неизменно цельным. Опрокинуты все привычные мерки глав, постепенное нарастание действия. Композиционно роман является настоящим произведением искусства. Каждое мгновение максимально притягивающий внимание читателя, он отражает в своей внешности внутреннюю напряженность Лужина.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14069. Всеволод Нестайко. «Тореадори з Васюківки» 32 KB
  УРОК № 47 Тема. В. Нестайко. Тореадори з Васюківки. Мета:ознайомити учнів із життям та творчістю письменника зі змістом його твору; дати учням поняття про повість; виховувати наполегливість у навчанні; розвивати почуття гумору. Обладнання:портрет письменника збі...
14070. Всеволод Нестайко. Тореадори з Васюківки 27.5 KB
  УРОК № 48 Тема. В. Нестайко. Тореадори з Васюківки. Мета: ознайомити учнів із новими пригодами героїв повісті В. Нестайка; розвивати навички виразного читання аналізу поведінки та вчинків персонажів їхнього морального вибору у різних життєвих ситуаціях; виховувати ...
14071. Всеволод Нестайко. Тореадори з Васюківки. Конспект уроку з української літератури 36 KB
  УРОК № 49 Тема.В. Нестайко. Тореадори з Васюківки. Мета:ознайомити учнів із новим розділом повісті; розвивати навички толерантного й аргументованого доведення своєї думки виразного читання переказу прозового твору характеризування героїв; виховувати прагнення до...
14072. Всеволод Нестайко. «Тореадори з Васюківки». Поняття про повість 36.5 KB
  УРОК № 50 Тема.В. Нестайко. Тореадори з Васюківки. Поняття про повість. Мета:ознайомити учнів з новим розділом повісті Тореадори з Васюківки допомогти усвідомити особливості жанру повісті; розвивати навички виразного читання переказу аналізу поведінки та вчин
14073. Урок. І Калинець. «Писанки» 30.5 KB
  УРОК № 52 Тема. І Калинець. Писанки. Мета: ознайомити учнів із життям та творчістю письменника допомогти сприйняти красу й оригінальність його поезій; розвивати навички виразного читання коментування ліричних творів визначення ролі метафори та порівняння у них; р