33524

Проблематика романа «Мастер и Маргарита»

Доклад

Литература и библиотековедение

Более всего тема угнетения преследования неординарной талантливой личности государством присутствует в судьбе Мастера. Маргарита громит квартиру критика Латунского погубившего Мастера но отвергает предложение уничтожить своего врага. После бала у Сатаны героиня в первую очередь просит за страдающую Фриду забывая о собственном страстном желании вернуть Мастера. Именно Воланд приводит Мастера и его подругу в их вечный дом даруя им покой.

Русский

2013-09-05

16.97 KB

85 чел.

8. Проблематика романа «Мастер и Маргарита»

Глубочайшая философская проблема — проблема взаимоотношений власти и личности, власти и художника — находит отражение в нескольких сюжетных линиях. В романе присутствует атмосфера страха, политических гонений 1930-х годов, с которой столкнулся сам автор. Более всего тема угнетения, преследования неординарной, талантливой личности государством присутствует в судьбе Мастера. Недаром образ этот во многом автобиографичен. Однако тема власти, ее глубинного воздействия на психологию и душу человека проявляется и в истории Иешуа и Пилата. Своеобразие композиции романа заключается в том, что в сюжетную ткань повествования о судьбах московских обитателей вплетается основанная на евангельском сюжете повесть — повесть об Иешуа Га-Ноцри и Понтии Пилате. Здесь раскрывается тонкий психологизм Булгакова. Пилат — носитель власти. Этим обусловлена двойственность героя, его духовная драма. Власть, которой наделен прокуратор, вступает в противоречие с порывом его души, не лишенной чувства справедливости, добра и зла. Иешуа, беззаветно верящий в светлое начало в человеке, не может осознать и принять действия власти, ее слепого деспотизма. Столкнувшись с глухой властью, бедный философ погибает. Однако в душу Пилата Иешуа заронил сомнение и раскаяние, мучившие прокуратора долгие века. Так, идея власти связана в романе с проблемой милосердия и прощения.

Для понимания этих вопросов важен образ Маргариты и посмертная судьба двух любящих друг друга героев. Для Булгакова милосердие выше мести, выше личных интересов. Маргарита громит квартиру критика Латунского, погубившего Мастера, но отвергает предложение уничтожить своего врага. После бала у Сатаны героиня в первую очередь просит за страдающую Фриду, забывая о собственном страстном желании вернуть Мастера. Булгаков указывает своим героям путь душевного обновления, преображения. Роман с его мистицизмом, фантастическими эпизодами бросает вызов рационализму, мещанству, пошлости и подлости, а также гордыне и душевной глухоте. Так, Берлиоза с его самодовольной уверенностью в завтрашнем дне писатель приводит к гибели под колесами трамвая. Иван Бездомный, напротив, оказывается способным преобразоваться, отказавшись от прошлых заблуждений. Здесь возникает еще один интересный мотив — мотив духовного пробуждения, наступающего с потерей того, что в косном обществе считается разумом. Именно в психиатрической больнице решается Иван Бездомный не писать более своих жалких стихов. Булгаков осуждает воинствующий атеизм, не имеющий истинной моральной основы. Важная мысль автора, утверждаемая его романом, — мысль о бессмертии искусства. «Рукописи не горят», — говорит Воланд. Но многие светлые идеи живут среди людей благодаря ученикам, продолжающим дело учителя. Таков Левий Матвей. Таков и Иванушка, которому Мастер поручает «написать продолжение» своего романа. Таким образом, автор заявляет о преемственности идей, их наследовании. Необычно истолкование Булгаковым функции «злых сил», дьявола. Воланд и его свита, находясь в Москве, возвращали к жизни порядочность, честность, карали зло и неправду.  Именно Воланд приводит Мастера и его подругу в их «вечный дом», даруя им покой. Мотив покоя также знаменателен в булгаковском романе. Нельзя забывать и о ярких, замечательных своей выразительностью и сатирической остротой картинах московской жизни. Существует понятие «булгаковской Москвы», появившееся благодаря таланту писателя подмечать детали окружающего мира и воссоздавать их на страницах своих произведений.

Булгаков широко освещает проблему взаимоотношений Мастери и общества и сталкивается с одиночеством творческой личности. Роман Мастера, смысл всей его жизни, не принят обществом. Более того, он решительно отвергнут критикой, даже будучи неопубликованным. Что же такого хотел сказать людям Мастер? Он хотел донести до них необходимость веры, необходимость поиска истины. С одиночеством Мастера созвучно одиночество Понтия Пилата. Он имеет, казалось бы, все для счастливой жизни: деньги, власть, славу… Это как раз то, что должно побуждать окружающих его людей к общению с ним. Но уже при первом знакомстве с Пилатом мы замечаем какое-то томление его души. Он еще не почувствовал себя одиноким, но не случайно Иешуа говорит ему: «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова…» Иешуа видит в нем Совесть, видит неравнодушие к людям (ведь выражение «болит голова» имеет и переносный смысл). Одиночество Пилата — это не только доказательство того, что он отошел от обыденной суеты и приблизился к пониманию истины. Это еще и наказание. Наказание за то, что он пренебрег Совестью, предпочел выполнить закон ершалаимский, преступив закон высший.

Маргарита в романе является носительницей огромной, поэтической и вдохновенной любви, которую автор назвал “вечной”. И чем более непривлекательным, “скучным, кривым” предстает перед нами переулок, где эта любовь возникает, тем более необычным оказывается это чувство, вспыхнувшее “молнией”. Маргарита борется за Мастера. Согласившись быть королевой на Великом балу полнолуния, она при помощи Воланда возвращает Мастера. Вместе с ним под раскаты очищающей грозы она переходит в вечность.

Одна из интереснейших проблем романа «Мастер и Маргарита» - проблема творчества. Булгаков ярко и выразительно описал мир литературной конъюнктуры, которая представляла современное писателю искусство слова. Можно сказать, что и здесь Булгаков использует прием сопоставления типов писателей. Мастер сумел подняться над обществом, практически отделил себя в подвальчике. Знакомых в Москве у него практически не было. Это дало ему свободу создавать то, что велит совесть морального человека, перо свободного писателя и талант Мастера. И рано или поздно он должен был показать свой роман миру. И тогда его стали судить люди вроде Латунского. Разве понимали они, что поднимают руку на творение о вечном? Возможно, понимали, так как время от времени и на них, как на Берлиоза, находил страх. Это был скрытый страх того, что кроме власти, которая их кормит и натравливает на кого-то, есть высшие силы. Но они привыкли жить, не ставя себе вопросов. Главное - лишь бы было сытно. Не случайно сцены в ресторане так похожи на сцены Великого бала сатаны. Не оставляет сомнения и ироническое изображение коридоров и кабинетов писательского союза, где надписи совсем далекие от творчества. Это своеобразный распределитель материальных благ, да и только. Ни одного отношения к творчеству это не имеет. Так вот ирония Бегемота и Коровьева, которые размышляют вслух о талантах дома Грибоедова, целиком понятна. Настоящим писателям совсем не нужны удостоверения о том, кто они являются, - достаточно прочитать несколько страниц их произведений. Но они притворяются великими писателями. Иван Бездомный довольно успешно сначала вписывается в этот круг. Но он наделен живой душой, хоть и имеет неразвитый ум. Просто этот молодой человек воспитывался в безверии в эпоху, когда разрушались храмы и души. Столкнувшись с непонятным, он лишается, прежде всего, вранья и отказывается от сочинительства. Он молодой, и автор надеется, что он еще поймет истину. Иван Попырев стал профессором, тем не менее, не достиг той свободы, без которой творчество невозможно. Приобрел ли ее Мастер? И да, и нет. Ведь он не смог бороться за свой роман. Поэтому и заслужил покой. Судьба мастера, как и судьба Ивана Бездомного, - это судьба тех, кто старался честно и бескомпромиссно разобраться, где правда, а где ложь, и познать истину. Именно на них возлагает надежду и сам Г. Булгаков.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32172. Страховая терминология и классификация 44.5 KB
  Характеристика основных понятий договора страхования. Классификация страхования. Характеристика основных понятий договора страхования. Страховые термины можно условно разделить на три подгруппы: Страховые понятия и термины выражающие наиболее общие условия страхования.
32173. СТРАХОВЫЕ РИСКИ 61 KB
  Понятия риска связывается с осознанием опасности угрозы ненадежности неопределенности неуверенности случайности убытка. На протяжении продолжительного времени понятие риска не только ассоциировалось с отрицательными проявлениями жизненных ситуаций а и часто употреблялся как их синоним. В экономической литературе известны попытки сформулировать теоретическое определение понятия риска. Понятие риска в противоположность понятию неопределенности имеет практическое применение а потому его содержание требует объективного определения.
32174. Страховой рынок, его характеристика и государственное регулирование страховой деятельности 44 KB
  Страховой рынок его характеристика и государственное регулирование страховой деятельности. Государственное регулирование страховой деятельности в Украине. Государственное регулирование страховой деятельности в Украине. Государственное регулирование страховой деятельности осуществляется по трем основным направлениям: Правовое; Экономическое; Социальное.
32175. Страховая организация 84.5 KB
  Стратегия страховой компании. Ресурсы страховой компании. Не все страховщики имеют вид страховой компании. В Украине как и во многих других государствах основу страховой системы составляют компании в виде акционерных обществ.
32176. Актуарные расчеты 59.5 KB
  Основные показатели страховой статистики. С их помощью определяется: себестоимость и стоимость страховой услуги; доля каждого клиента в формировании страхового фонда; производится перерасчет страховых взносов при изменении условий договора страхования. Основными задачами актуарных расчетов являются: 1 изучение и классификация рисков по определенным признакамгруппам в рамках страховой совокупности; 2 исчисление математической вероятности наступления страхового случая определение частоты и степени тяжести последствий причинения...
32177. Личное страхование 52 KB
  Личное страхование. Личное страхование это отрасль страхования с помощью которой осуществляется страховая защита личных доходов граждан или достигнутого ими уровня благосостояния. Личное страхование включает: 1 страхование от несчастных случаев и болезней; 2 страхование жизни; 3 медицинское страхование. Страхование от несчастных случаев предусматривает выплату соответствующей страховой суммы при потере здоровья или в связи с наступлением смерти застрахованного лица от оговоренных событий.
32178. Страхование имущества 43.5 KB
  Система страхового обеспечения. Дополнительные расходы клиента связанные с ликвидацией последствий страхового случая. Во втором случае страхование проводится по принципу пропорциональной ответственности предусматривающему выплату страхового возмещения в таком проценте от размера ущерба какой составляет страховая сумма от действительной стоимости транспортного средства. Система страхового обеспечения.
32179. Страхование ответственности 77.5 KB
  Страхование ответственности. 1 Общая характеристика страхования ответственности 2. Страхование гражданской ответственности автовладельцев. Страхование профессиональной ответственности.
32180. Сущность понятия «Бух.дело», его содержание и развитие 33 KB
  Предметом бухгалтерского дела является совершенствование работы бухгалтерии и делопроизводства. Особенности предмета бухгалтерского дела обуславливаются его целями связанными с организацией учетного процесса и учетной деятельности при совершении фактов хозяйственной деятельности подтверждением достоверности бухгалтерской отчетности анализом деятельности организации. К задачам бухгалтерского дела относятся задачи которые формируются в рамках бухгалтерского учета аудита анализа финансовохозяйственной деятельности и т. Метод бухгалтерского...