33530

Литературные объединения 20-х годов, их роль в развитии литературы

Доклад

Литература и библиотековедение

в литературной жизни продолжали существовать литературные организации и группы писателей: футуристы акмеисты Пролеткульт сложившиеся в начале 1910х годов. Одной из самых многочисленных и авторитетных литературных организаций объединивших пролетарских поэтов и писателей стал Пролеткульт. Его теория пролетарской культуры оказала большое влияние на русскую литературу 1920 1930х годов особенно на творчество пролетарских поэтов и писателей. Драматическим моментом в судьбе Пролеткульта стал раскол который произошел накануне Первого...

Русский

2013-09-05

25.13 KB

65 чел.

14.Литературные объединения 20-х годов, их роль в развитии литературы.

Литературные группы 1920-х годов

После 1917 г. в литературной жизни продолжали существовать литературные организации и группы писателей: футуристы, акмеисты, Пролеткульт, сложившиеся в начале 1910-х годов.

Кроме того, появляются новые литературные группы и направления: «Кузница» (1921), «Серапионовы братья» (1919—1921), ЛЕФ (1923), МАПП, РАПП, ВАПП (1922), имажинисты, «Перевал» (1924), ОБЭРИУ (1927). Особенность литературной жизни заключалась в том, что каждое из многочисленных литературных объединений старалось в своих декларациях утвердить право на существование и доказать, что именно оно способно наилучшим образом решить стоящие перед литературой задачи.

Пролеткульт. Одной из самых многочисленных и авторитетных литературных организаций, объединивших пролетарских поэтов и писателей, стал Пролеткульт. Пролеткульт был организован сразу после февральской революции 1917 г. Его возглавил талантливый философ и ученый, автор «Всеобщей организационной науки» A.A. Богданов. Его теория пролетарской культуры оказала большое влияние на русскую литературу 1920— 1930-х годов, особенно на творчество пролетарских поэтов и писателей.

Теоретик и поэт Пролеткульта А. Гастев видел перспективу сближения искусства с производством, превращения человека в машинизированного робота, подчинившего себя науке и технике. В статье «О тенденциях пролетарской культуры» (1919) Гастев писал: «Мы идем к невиданно объективной демонстрации вещей, механизированных толп и потряющей открытой грандиозности, не знающей ничего интимного и лирического... Машинизирование не только жестов, не только рабо-е-производственных методов, но машинизирование обыденно-бытового Мышления. Идеи технической эстетики идизайна, разработанные Гастевым, реализовались. Драматическим моментом в судьбе Пролеткульта стал раскол, который произошел накануне Первого Всероссийского съезда пролетарских писателей в 1920 г., когда группа «Кузница», организовавшая съезд, откололась от Пролеткульта.

С 1920 по 1922 г. руководство Пролеткульта подвергалось острой партийной критике. По настоянию Ленина была принята специальная резолюция ЦК РКП (б) о Пролеткультах. Ленин не хотел мириться с существованием независимой творческой организации писателей из рабочих и делал все, чтобы подчинить ее Наркомпросу, т. е. руководству ЦК РКП (б). Поводом для окончательного идеологического разгрома Пролеткульта стала публикация в «Правде» статьи пролетарского писателя и критика В. Плетнева «На идеологическом фронте», которая вызвала резко отрицательные отзывы в партийной печати. По указанию Ленина с жесткой критикой концепции пролетарской культуры выступил А. Яковлев.

Литературный авангард. Группа кубофутуристов возникла в 1910 г. После октября 1917 г. они первыми откликнулись на призыв к сотрудничеству с большевиками, захватившими власть, и заявили о признании советской власти. Футуристы объединились вокруг газеты «Искусство коммуны», издававшейся с 1918 по 1919 г. отделом изобразительных искусств Наркомпроса. Ее оформляли и готовили к печати О. Брик и Н. Лунин. Они были убеждены, что именно футуристическое искусство максимально соответствует требованиям и целям революции. Футуристы пользовались поддержкой и симпатией первого наркома просвещения A.B. Луначарского. В первые годы после революции художники-футуристы оформляли революционные праздники, активно заявлял о себе основанный на принципах эстетики футуризма театр В. Мейерхольда. Работа В. Маяковского в Окнах РОСТа (Российского телеграфного агентства) давала повод говорить о новом назначении поэзии ее подчинении агитационно-действенным задачам.

В 1923 г. группа футуристов изменила название, о чем было сказано в первом номере журнала «ЛЕФ», редактором которого стал Маяковский. Вокруг журнала «ЛЕФ», позднее переименованного в «Новый леф», объединились поэты, критики и теоретики искусства. За время существования журнала (1924—1925 г.) вышло всего семь номеров. Лефовцы предлагали заменить традиционную литературу публицистикой, «литературой факта». Участники ЛЕФа считали, что документальные произведения занимают главное место в современной литературе: «Невыдуманную литературу факта ЛЕФ ставит выше выдуманной беллетристики, отмечая рост спроса на мемуар и очерк в активных слоях читателей» . Ущербность теорий «литературы факта» и производственного искусства заключалась нтом, что на первый план в ней выдвигалась картина производственного процесса, история дел — строительства заводов, фабрик, городов; выпуск продукции. Дело, вещь, стройка становились целью, а человек — средством.

В сентябре 1928 г. из ЛЕФа вышел Маяковский. В Политехническом музее состоялся вечер «Левее Лефа», на котором поэт заявил о том, что покидает группу «ЛЕФ». Свой уход Маяковский мотивировал назревшей необходимостью выйти за пределы окостеневших рамок «ЛЕФа» «для принятия активного участия в каждодневной жизни и работе» . Поэт вступил в РАПП, где его приняли настороженно. Творчество поэта подвергалось постоянно проработке, оскорбительной критике, которую он воспринимал болезненно. В 1929 г. Маяковский предпринимает попытку вернуться на оставленные позиции. В журнале «Печать и революция» в сентябре 1929 г. появилась информация: «Летом текущего года один из основателей ныне распущенного "ЛЕФа" Маяковский организовал новую группу под названием "Революционный фронт искусства (Рсф)"».

Акмеизм объединил немногочисленную группу талантливых поэтов. «Цех поэтов» создали осенью 1911 г. Гумилев и Городецкий. В него вошли Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Зенкевич, Г. Иванов, Г. Адамович, М. Лозинский и др. Манифест акмеизма был напечатан в журнале «Аполлон» (1913, № 1). Суть акмеизма определялась не особенностями формы произведений, предметом изображения или политическими взглядами участников. Мандельштам утверждал, что реальный мир для него «не несчастная случайность, а Богом данный дворец». Акмеисты верили, что человек обретает Бога, проживая свою жизнь с любовью к ней. Земное существование для них было ценно само по себе.

Имажинисты (1919—1924) были непосредственно связаны с литературным авангардом. Это литературное направление сложилось в 1919 г. и просуществовало до момента выхода из него С. Есенина, который был его духовным центром. В состав группы вошли С. Есенин, Р. Ивнев (М. Ковалев), А. Кусиков (Кусикян), И. Грузинов, А. Мариенгоф, В. Шершеневич, Н. Эрдман и Б. Эрдман, Г. Якулов, А. Таиров. Имажинисты декларировали разрыв с якобы умирающим футуризмом, но на самом деле испытывали его сильное влияние. Имело место и общение между членами двух групп. Так, в Харькове в 1919г. встречались С. Есенин и В. Хлебников. Один из теоретиков имажинизма В. Шершеневич первоначально был членом группы кубофутуристов.

Будущие имажинисты собирались в Москве: в кафе Всероссийского союза поэтов «Домино», а с 1919 г.— в кафе «Стойло Пегаса» и называли себя «Орденом имажинистов». Вслед за футуристами они начали с отрицания опыта предшественников, хотя в действительности имажинисты опирались на опыт английского имажизма, теоретиком которого был поэт и критик Т. Хьюм, выстроивший свое мировоззрение на основе ин-туитивистской философии А. Бергсона. «Декларация» имажинистов появилась в 1919 г. и утверждала аполитичность, элитарность искусства и необходимость сочетания в нем реализма и мистики. Основным мотивом декларации было обоснование идеализации и романтизации быта, полемически направленное против приземленно пролетарских поэтов и фактографии футуристов. Имажинисты говорили о необходимости оригинального образа, его динамичности, неожиданности и насыщенности в литературе.

В группу «Серанионовы братья» входили писатели М. Зощенко, Федин, М. Слонимский, Л. Лунц, Вс. Иванов, В. Каверин, Н. Никиин, Н. Тихонов, В. Полонская, И. Груздев. 19 октября 1921 г. в петроградском Доме искусств состоялся первый литературный вечер «Серапионовых братьев». Опубликованная в 1922 г. в журнале «Литературные записки» (1922, № 3) статья Л. Лунца «Почему мы Серапионовы братья?» была воспринята как манифест этой литературной группы. Л. Лунц объяснял, что, взяв название романа Гофмана «Серапионовы братья», писатели объединились под ним не потому, что они являются школой Гофмана. Такое название для них означало протест против «принуждения и скуки», против подражания, против «регламентации, регистрации и казарменного упорядочения», против одного на всех «железного устава». Каждый из них заявлял о своем праве на индивидуальность, о праве литературы на разнообразие. Все это было откровенно полемично по отношению к тому, что было сформулировано в «Идеологической и художественной платформе группы пролетарских писателей "Октябрь"».


Одним из литературных учителей группы «Серапионовы братья» был Е.И. Замятин. Замятин читал лекции в литературной студии петроградского «Дома искусств» в 1919—1922 годах. По его собственному признанию, он был «литературным акушером» «серапионов», которых объединяло стремление к профессиональной учебе и творческой независимости. «Серапионовы братья» пытались отстоять специфику искусства, право литературного произведения «быть органичным, реальным, жить своей особой жизнью <...> жить наравне с природой». «Литературные химеры — особая реальность», — писал Л. Лунц, выступая против принципа утилитарности литературы, который утверждали футуристы и пролетарские писатели. «Серапионам» впоследствии не простят попытки отстоять независимость искусства от политики и идеологии. Спустя много лет в постановлении ЦК ВКЛ (б) от 14августа 1946г. «О журналах "Звезда" и "Ленинград"», опубликованном в газете «Правда» 21 августа 1946 г. (№ 198), обвинение в аполитичности предъявят М. Зощенко, припомнив ему все то, что составило содержание декларации «Серапионовых братьев».

РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей). До сих пор в школьных и вузовских учебниках повторяются устаревшие суждения о том, что между Пролеткультом и РАППом не было особых различий. Между тем это принципиально разные литературные течения. Пролеткульт создали талантливые рабочие, искренне увлеченные идеей создания пролетарской культуры. РАПП, продолжая использовать в своих декларациях понятие «пролетарская литература», состоял из партийных функционеров, литературных чиновников. Руководители РАППа были Йгесно связаны с руководством ЦКВКП (б) и О ГПУ, они откровенно провозгласили своей целью подчинение литературы партийной идеологии и стремились к власти над литературным процессом.

В декабре 1922 г. была организована группа «Октябрь». Члены группы Малашкин, Безыменский, Жаров опубликовали письмо о выходе из объединения «Кузница» и создании группы «Октябрь». Группа напечатала декларацию «Идеологическая и художественная платформа группы пролетарских писателей "Октябрь"». После этого несколько мелких (групп пролетарских писателей: «Октябрь», «Молодая гвардия», «Работая весна» и др. провели организационную конференцию и создали МАПП, которая вскоре разрослась и преобразовалась в РАПП. Это была «писательская молодежь, стремившаяся сделать свое творчество орудием партии в литературе», — так характеризовалась РАПП в «Хронике советской литературы за 20 лет», опубликованной в 1937 г.

В 1924 г. была организована группа «Перевал», которую возглавил талантливый критик, редактор журнала «Красная новь» А.К Воронский. За скептическое отношение к идее создания особой пролетарской литературы его сразу после смерти Ленина попытались сместить с должности редактора журнала «Красная новь». Но пока был жив его старый друг красный командарм М. Фрунзе, он оказывал Воронскому поддержку. М. Фрунзе возглавил созданную в 1924 г. литературную комиссию при ЦК РКП (б). Благодаря участию М. Фрунзе в 1924—1925-х годах в разборе конфликта между Воронским и критиками РАППа, пытавшимися уничтожить талантливых писателей, была принята известная резолюция ЦК РКП (б) от 18 июня 1925 г. «О политике партии в области литературы». В этом документе признавалось право на существование не только пролетарских групп, но и всех других участников литературного процесса. В своем выступлении 3 марта 1925 г. Фрунзе сказал: «Приходится прежде всего сделать вывод о неправильной позиции "напостовцев" в отношении так называемых литературных попутчиков. Проводимая ими фактически линия административного нажима и захвата литературы в свои руки путем наскоков — неверна, таким путем пролетарской литературы не создашь, а политике пролетариата повредишь...»

Группа «Перевал» среди других объединений выделяется особо драматической судьбой. Эстетическая и теоретическая программа «Перевала» содержала требование «органичности» творчества, означавшее, что писатель должен писать только о лично пережитом. Декларировалось также внимание писателя к собственному внутреннему миру, требование искренности, опоры на интуицию в творческом процессе.

В 1927 г. заявила о себе новая литературная группа ОБЭРИУ — Объединение реального искусства. В Ленинградском Доме печати возникла секция «левых» поэтов, куда входили Игорь Бахтерев, Дойвбер Левин и Даниил Хармс.  «Декларация» ОБЭРИУ свидетельствовала о характере группы как явлении позднего авангарда. Очевидна связь поэтов ОБЭРИУ с традициями заумной поэзии, родоначальником которой был В. Хлебников.

В 1928 г. возник Союз крестьянских писателей. За время своего су-Шествования он сменил несколько названий: Всероссийское общество Крестьянских писателей (ВОКП), Всероссийское объединение колхозных писателей.

История каждой из литературных групп по-своему драматична. Все они были запрещены постановлением ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций». Многие годы обосновывалась необходимость принятия такого постановления, подготовившего почву для создания единого Союза советских писателей. Считалось, что ликвидация групп писателей устранит почву для разногласий и раздоров между ними. В действительности, как выяснилось впоследствии, это постановление лишало писателей малейшей возможности проявлять творческую свободу; в результате русская литература теряла эстетическое многообразие и попадала под неограниченную власть официальной партийной идеологии. Литературные группы приравнивались к контрреволюционным политическим организациям, и участие в них писателей означало их враждебность советской власти. Многие писатели, входившие в литературные группы, были репрессированы. По этой причине разрешалось упоминать лишь об ограниченном круге произведений того времени.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75748. Условия поражения человека электрическим током 14.92 KB
  Условия поражения человека электрическим током Возникновение электро-травмы в результате воздействия электрического тока и электрической дуги может быть связано: с однофазным однополюсным прикосновением не изолированного от земли основания человека к неизолированным токоведущим частям электроустановок находящихся под напряжением...
75749. Защитные мероприятия от поражения людей электрическим током 18.15 KB
  Электробезопасность обеспечивается: конструкцией электроустановок; техническими способами и средствами защиты; организационными и техническими мероприятиями. Технические способы и средства защиты. Для обеспечения электробезопасности применяют отдельно или в сочетании друг с другом следующие технические средства и способы: защитное заземление; зануление; выравнивание потенциалов; малое напряжение; электрическое разделение сетей; защитное отключение; изоляцию токоведущих частей рабочая дополнительная усиленная двойная; компенсацию токов...
75750. Виды производственных помещений по степени опасности поражения людей электрическим током 14.95 KB
  Виды производственных помещений по степени опасности поражения людей электрическим током. Определяют в отношении опасности поражения людей электрическим током следующие классы помещений: Помещения без повышенной опасности в которых отсутствуют условия создающие повышенную или особую опасность. Особо опасные помещения характеризующиеся наличием одного из следующих условий создающих особую опасность: особой сырости; химически активной или органической среды; одновременно двух или более условий повышенной опасности. В отношении...
75751. Понятие защитного заземления и принцип его действия. Виды заземляющих устройств 12.29 KB
  Понятие защитного заземления и принцип его действия. Назначение заземления устранение опасности поражения электротоком в случае соприкосновения к корпусу. Расчет заземления производится по допустимым напряжениям прикосновения и шага или допустимому сопротивлению растекания тока заземлителя. Расчет заземления имеет целью установить главные параметры заземления число вертикальных заземлителей и их размеров порядок размещения заземлителей длины заземляющих проводников и их сечения.
75752. Средства индивидуальной защиты при обслуживании потребителей электрической энергии 12.54 KB
  Средства индивидуальной защиты при обслуживании потребителей электрической энергии. Электротехническими средствами индивидуальной защиты называют приборы аппараты приспособления и устройства служащие для защиты персонала от поражения электрическим током воздействия электромагнитного поля ожогов электрической дугой. Основными называют такие средства защиты изоляция которых надежно выдерживает рабочее напряжение электроустановок. Основными средствами индивидуальной защиты служат: а в установках 1000 В и ниже клещи токоизмерительные...
75753. Организация пожарной охраны в городах, промышленности и сельской местности 17.31 KB
  Организация пожарной охраны в городах промышленности и сельской местности. Рекомендации основываются на Федеральном законе О пожарной безопасности постановлениях Правительства Российской Федерации принятых во исполнение Федерального закона О пожарной безопасности соглашениях о взаимодействии между МВД России и федеральными органами службами а также министерствами ведомствами и департаментами. При организации пожаротушения в сельской местности следует также руководствоваться другими утвержденными в установленном порядке нормативными...
75754. Химический процесс горения. Факторы, обеспечивающие процесс горения. Основные принципы тушения возгораний 14.17 KB
  Химический процесс горения. Факторы обеспечивающие процесс горения. Для протекания процесса горения требуется наличие трех факторов: горючего вещества окислителя и источника зажигания. Полное при избытке кислорода продукты горения не способны к дальнейшему окислению.
75755. Понятие о температуре воспламенения и вспышки. Самовозгорание 11.59 KB
  Температура самовоспламенения минимальная температура вещества или материала при которой происходит резкое увеличение скорости экзотермических реакций заканчивающихся пламенным горением. Используются также понятия температура воспламенения температура вспышки. Последняя используется для характеристики всех горючих жидкостей по пожарной опасности и делятся на легковоспламеняющиеся температура до 610С бензин ацетон и т. Температура воспламенения используется для характеристик пыли.
75756. Классификация горючих жидкостей по температуре вспышки 12.31 KB
  Несгораемые материалы которые при воздействии огня или высокой температуры не воспламеняются не тлеют и не обугливаются. К несгораемым относятся все неорганические строительные материалы: бетон железобетон газобетон металл стекло асбест кирпич природные камни цемент известь. Трудносгораемые материалы которые при воздействии огня или высокой температуры с трудом воспламеняются тлеют или обугливаются и продолжают гореть или тлеть при наличии источника огня. К этой группе относят: смешанные строительные материалы органического и...