33533

Отражение истории в судьбе Г.Мелехова (по роману М.Шолохова «Тихий Дон»)

Доклад

Литература и библиотековедение

Григорий Мелехов это главный герой романа. На войне герой возмужал заслужил четыре георгиевских креста и четыре медали стал офицером поддержал казачью честь и славу но стал злым. После знакомства с большевистской философией герой чувствует себя зрячим. Трех коней убили под Григорием в пяти местах продырявлена его шинель но геройство оказывается напрасным поток Красной армии затопляет Донскую землю.

Русский

2013-09-05

14.64 KB

1 чел.

  1.  Отражение истории в судьбе Г.Мелехова (по роману М.Шолохова «Тихий Дон»).

Во всем богатстве затрагиваемых в «Тихом Доне» проблем центральное место занимает проблема поиска личности своего места в меняющемся, зачастую враждебном, античеловечном мире.  Григорий Мелехов – это главный герой романа. Его судьба, формирование и развитие характера, подвиги, разочарования, поиск пути – основа сюжета произведения. Он соединяет семейно-бытовую, любовную и социально-историческую линии действия.

В начале романа Григорию девятнадцать лет. От деда он получил независимый характер, а от бабки-турчанки – яркую внешность и неуемность натуры. Поначалу все поступки Григория выглядят обычным молодечеством. Так объясняют все окружающие и его связь с замужней Аксиньей. Григорий порывает с ней, женившись на Наталье. Но необычная сила любви, нарушающая все устои, заставляет Мелехова пойти против отца, уйти из дома и жить с Аксиньей в поместье Листницких. Так начинается особый путь героя.

«Мельничьи жернова» войны проходят по его душе. На войне герой возмужал, заслужил четыре георгиевских креста и четыре медали, стал офицером, поддержал казачью «честь и славу», но стал «злым». После знакомства с большевистской «философией» герой чувствует себя «зрячим». Его возвращение домой в конце первой книги проявляет произошедшие в Григории изменения.

Во второй книге возникает ряд противопоставлений главному герою. Прежде всего, это идеологические противники и сторонники царской власти. У каждого из них, по мысли Шолохова, своя правда. Но офицеры далеки от народа, их превосходство над солдатами мнимое, некоторые из их проявляют себя как трусы.

В начале третьей книги показана гражданская война 1918 года, когда Мелехов воюет в отряде под командованием своего старшего брата Петра. Но и сейчас он испытывает всю ту же «густую тоску» по мирной жизни. Теперь, вместе с другими казаками, он готов винить большевиков, разделивших народ. Трех коней убили под Григорием, в пяти местах продырявлена его шинель, но геройство оказывается напрасным – «поток Красной армии затопляет» Донскую землю.

Братья Мелеховы возвращаются домой, но и там их настигает классовая вражда. Для новой власти Мелехов - белый офицер, «контра». Большевик Мишка Кошевой, с которым они «корешки, в школе вместе учились, по девкам бегали», готов зарезать Григория. Герой снова поневоле оказывается во враждебном лагере.

Жестокость становится страшной нормой. Односельчане убивают друг друга. Так, Кошевой убивает старшего брата Григория – Петра. Мелехов – командир полка, и по его приказу совершаются зверские расправы. Но, в то же время, он выпускает заключенных в Вешенской, заливает тоску водкой, просит смерти. Не выдержав, герой снова возвращается домой, «седой наполовину».

Четвертая книга открывает в Мелехове новую черту – формирующуюся способность противостоять «потоку жизни». В нем пробуждается жалость и любовь в противовес беспощадной войне. Несмотря на разгром Добровольческой армии, на свою болезнь (месяц проболел тифом), Григорий «повеселел» и оставил мысль о смерти. Тягой к новому объясняется его вступление в Красную Армию, где он командует эскадроном. Впереди у Григория преследование красными за его «белое» прошлое, смерть Аксиньи. Жизненный путь героя, описываемый в романе, завершается возвращением домой, попыткой начать жизнь с нуля.

В образе Григория Мелехова типизируются черты человека переходного момента истории. В его судьбе преломляются все важнейшие направления социально-политической борьбы, революционной эпохи в России. В то же время, герой изображен как личность, вступающая в конфликт с неизбежной судьбой, стремящаяся проложить собственную дорогув истории. Шолохов стремился показать столкновение истории с личностью, пытающейся на сломе эпох сохранить гуманистические ценности как наследие вековой народной морали. Трагическим пафосом окрашено описание участия Мелехова в общественно-политических событиях и их влияние на его судьбу. Отталкиваясь от исторически достоверной картины событий, автор создает обобщенный образ героя своего времени.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41235. Циклические процессы 165 KB
  Физический принцип действия теплового двигателя. В основе физического принципа работы теплового двигателя лежит то что функционирование теплового двигателя обеспечивается только за счет подвода или отвода теплоты. Техническая схема теплового двигателя включает в себя теплоизолированный цилиндр с поршнем под которым находится рабочее тело например газ. Схема реализации работы теплового двигателя.
41236. Второй закон термодинамики 251 KB
  Основная задача технической термодинамики это изучение закономерностей преобразования теплоты в работу. Схематически можно так представить наиболее простой способ превращения теплоты в полезную работу : Рабочее тело газ расширяется и...
41237. Свойства реальных газов и паров. Опыт Эндрюса. Диаграммы термодинамических свойств жидкостей и паров 5.88 MB
  Известно что при нагревании жидкости испаряются. при кипении во всем объеме жидкости образуются свободные замкнутые поверхности паровые пузыри внутрь которых и происходит испарение жидкости. Изменение агрегатного состояния при кипении жидкость пар может происходить при подводе теплоты извне к жидкости. При охлаждении паров жидкости происходит конденсация: пар переходит в жидкое состояние.
41238. Цикл паросиловой установки 340 KB
  Скорость движения пара через турбину достаточно высокая так что пар не успевает передать много теплоты через корпус турбины в окружающую среду: поэтому с достаточным для общей оценки работы пара в турбине процесс расширения пара при его движении в турбине можно считать адиабатнымпроцесс 12. Из предыдущего материала известно что процессы подвода внешней теплоты характеризуются возрастанием энтропии рабочего тела. И наоборот при отводе теплоты энтропия уменьшается. Таким образом понятно что процесс 34561 это...
41239. ЕМПІРИЧНА ІНЖЕНЕРІЯ ПРОГРАМНОГО ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ 48 KB
  Місце емпіричної інженерії програмного забезпечення в інженерії програмного забезпечення. Предмет та метод емпіричної інженерії програмного забезпечення. Емпіричні дослідження програмного забезпечення.
41240. Соціологія освіти як наука і предмет 217.5 KB
  Науковий статус соціології освіти Міждисциплінарні звязки соціології освіти Суспільне призначення соціології освіти Науковий статус соціології освіти Соціологія освіти є результатом застосування методології і методів соціологічного аналізу особливої сфери суспільного життя соціально організованого і контрольованого навчання і виховання.
41241. Елементи форм фінансової звітності, їх структура та зміст 157.5 KB
  Основными элементами баланса являются активы обязательства и капитал собственников собственный капитал. Составление и интерпретация баланса требуют четкого определения и надлежащего отражения этих элементов. Если предприятие сомневается в отношении возможности получения будущих экономических выгод актив нужно немедленно списывать с баланса и отражать в составе расходов текущего периода в Отчете о прибылях и убытках. Текущая восстановительная себестоимость Current or Replcement Сost сумма денежных средств их эквивалентов или других...
41242. Розвиток культури України у другій половині 14-18 ст. 89 KB
  Релігійне життя в Україні. Релігійне життя в Україні. Яку роль відігравав католицизм в Україні в 1516 ст. Центрами боротьби проти католицизму в Україні стають братства.
41243. Українська та європейська культура в 19 - на початку 20 ст. Література, наука, освіта 49.5 KB
  Розвиток освіти в Україні. Розвиток освіти в Україні. Царський уряд поставив завдання перед обома університетами Харківським та Київським проведення русифікаторської політики в Україні. Однак царський уряд в умовах наростання революційного і національновизвольного руху в Україні злякався поширення освіти серед нижчих шарів населення і поступово ці школи були закриті.