33533

Отражение истории в судьбе Г.Мелехова (по роману М.Шолохова «Тихий Дон»)

Доклад

Литература и библиотековедение

Григорий Мелехов – это главный герой романа. На войне герой возмужал заслужил четыре георгиевских креста и четыре медали стал офицером поддержал казачью честь и славу но стал злым. После знакомства с большевистской философией герой чувствует себя зрячим. Трех коней убили под Григорием в пяти местах продырявлена его шинель но геройство оказывается напрасным – поток Красной армии затопляет Донскую землю.

Русский

2013-09-05

14.64 KB

1 чел.

  1.  Отражение истории в судьбе Г.Мелехова (по роману М.Шолохова «Тихий Дон»).

Во всем богатстве затрагиваемых в «Тихом Доне» проблем центральное место занимает проблема поиска личности своего места в меняющемся, зачастую враждебном, античеловечном мире.  Григорий Мелехов – это главный герой романа. Его судьба, формирование и развитие характера, подвиги, разочарования, поиск пути – основа сюжета произведения. Он соединяет семейно-бытовую, любовную и социально-историческую линии действия.

В начале романа Григорию девятнадцать лет. От деда он получил независимый характер, а от бабки-турчанки – яркую внешность и неуемность натуры. Поначалу все поступки Григория выглядят обычным молодечеством. Так объясняют все окружающие и его связь с замужней Аксиньей. Григорий порывает с ней, женившись на Наталье. Но необычная сила любви, нарушающая все устои, заставляет Мелехова пойти против отца, уйти из дома и жить с Аксиньей в поместье Листницких. Так начинается особый путь героя.

«Мельничьи жернова» войны проходят по его душе. На войне герой возмужал, заслужил четыре георгиевских креста и четыре медали, стал офицером, поддержал казачью «честь и славу», но стал «злым». После знакомства с большевистской «философией» герой чувствует себя «зрячим». Его возвращение домой в конце первой книги проявляет произошедшие в Григории изменения.

Во второй книге возникает ряд противопоставлений главному герою. Прежде всего, это идеологические противники и сторонники царской власти. У каждого из них, по мысли Шолохова, своя правда. Но офицеры далеки от народа, их превосходство над солдатами мнимое, некоторые из их проявляют себя как трусы.

В начале третьей книги показана гражданская война 1918 года, когда Мелехов воюет в отряде под командованием своего старшего брата Петра. Но и сейчас он испытывает всю ту же «густую тоску» по мирной жизни. Теперь, вместе с другими казаками, он готов винить большевиков, разделивших народ. Трех коней убили под Григорием, в пяти местах продырявлена его шинель, но геройство оказывается напрасным – «поток Красной армии затопляет» Донскую землю.

Братья Мелеховы возвращаются домой, но и там их настигает классовая вражда. Для новой власти Мелехов - белый офицер, «контра». Большевик Мишка Кошевой, с которым они «корешки, в школе вместе учились, по девкам бегали», готов зарезать Григория. Герой снова поневоле оказывается во враждебном лагере.

Жестокость становится страшной нормой. Односельчане убивают друг друга. Так, Кошевой убивает старшего брата Григория – Петра. Мелехов – командир полка, и по его приказу совершаются зверские расправы. Но, в то же время, он выпускает заключенных в Вешенской, заливает тоску водкой, просит смерти. Не выдержав, герой снова возвращается домой, «седой наполовину».

Четвертая книга открывает в Мелехове новую черту – формирующуюся способность противостоять «потоку жизни». В нем пробуждается жалость и любовь в противовес беспощадной войне. Несмотря на разгром Добровольческой армии, на свою болезнь (месяц проболел тифом), Григорий «повеселел» и оставил мысль о смерти. Тягой к новому объясняется его вступление в Красную Армию, где он командует эскадроном. Впереди у Григория преследование красными за его «белое» прошлое, смерть Аксиньи. Жизненный путь героя, описываемый в романе, завершается возвращением домой, попыткой начать жизнь с нуля.

В образе Григория Мелехова типизируются черты человека переходного момента истории. В его судьбе преломляются все важнейшие направления социально-политической борьбы, революционной эпохи в России. В то же время, герой изображен как личность, вступающая в конфликт с неизбежной судьбой, стремящаяся проложить собственную дорогув истории. Шолохов стремился показать столкновение истории с личностью, пытающейся на сломе эпох сохранить гуманистические ценности как наследие вековой народной морали. Трагическим пафосом окрашено описание участия Мелехова в общественно-политических событиях и их влияние на его судьбу. Отталкиваясь от исторически достоверной картины событий, автор создает обобщенный образ героя своего времени.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58976. Сценарій позакласного заходу. Букварикове свято 55 KB
  Ми всіх гостей вітаємо І дуже вам радіємо. Діліділі діньділінь Всім присутнім добрий день Хлопчик. Хвилюються і радіють їхні батьки вчителі всі хто прийшов до нас на свято. Здоровя і щастя вам В путь щасливу і широку Всіх виводить перший клас.
58977. В. Сухомлинський. Людина. Учитель. Солдат 55 KB
  Мета: показати учням, що В. Сухомлинський - людина, по-справжньому закохана у свою професію, педагог за покликанням, у грізні часи Великої Вітчизняної війни став захисником Батьківщини; виховував повагу до постаті Добротворця...
58978. Від конфлікту до співробітництва 34.5 KB
  Мета: формувати громадянські риси, показати загальний характер прав людини, розвивати навички співробітництва, взаємодопомоги, виховувати товариськість, взаємоповагу...
58980. Від серця до серця. Родинне свято (1-й клас) 31 KB
  Без батьків чого ми в світі варті Без маминої ласки і тепла Без татової строгості і жарту Без свого родинного тепла. А від усмішок ласкавих стане в світі менше зла.
58981. Від сопілки - до слова, від слова - до мови... 40 KB
  Перший ведучий. Із святом рідної мови вас, шановні добродії, із святом, шанувальники рідного слова. Мова - то цілюще джерело, і хто не припаде до нього вустами, той сам усихає від спраги.
58982. В гостях у Сонечка на галявині Здоровя 59 KB
  Мета. Створити умови для закріплення знань учнів з питань здорового способу життя; розширити поняття про те, що від здоровя дітей залежить здоровя нації, а значить благополуччя і добробут всієї України, її майбутнє.
58983. Веселі восьминоги 41 KB
  Самостійне виготовлення з паперу веселого восьминожка. прийомів обробки паперу; стимулювання творчої діяльності учнів. Вони сприймаються ніби вирізаними з паперу чи картону.
58984. Весна в житті тварин 31.5 KB
  Сьогодні на уроці діти ми поговоримо про особливості життя тваринного світу весною. Актуалізація знань Зараз ми відгадаємо загадки про тварин але не просто будемо називати відгадки а і згруповувати тварин за їх зовнішньою будовою.