33534

Проблематика и жанровые особенности романа М.Шолохова «Тихий Дон»

Доклад

Литература и библиотековедение

Действительно Шолохов в отличие от автора “Войны и мира†не дает в романе теоретического обоснования своей исторической концепции несмотря на то что его трактовка исторических событий нередко отличается от главенствовавшей тогда в исторической науке. В своем романе Шолохов рисует жизнь русского донского казачества. В этом романе Шолохов освещает проблемы связанные с войной и революцией начала 20 века. Но есть в романе и другое.

Русский

2013-09-05

16.39 KB

58 чел.

  1.  Проблематика и жанровые особенности романа М.Шолохова «Тихий Дон».

Роман «Тихий Дон» по жанровой принадлежности — эпопея, и его типологические особенности свидетельствуют, что их предопределила «память жанра» и традиции русской классики — «Войны и мира» Л.Н. Толстого. Масштабное воссоздание эпохальных в жизни народа событий, глобальный охват исторического времени, подчинение им многочисленных сюжетных линий, раскрытие судеб не только главных героев, их семей, но и больших человеческих коллективов, групп (военных отрядов, повстанцев банды Фомина), значимость образующих «хоровое» начало массовых сцен и так называемых второстепенных, подчас безымянных персонажей (а их в произведении более 700) определяют жанровое своеобразие шолоховского романа — полифонию голосов, несущих свою правду понимания мира. В «Тихом Доне» показан процесс постепенного пробуждения и роста народного сознания, движение масс, определившее дальнейший ход истории.

И хотя временные рамки шолоховского романа не столь велики (десять лет — срок исторически короткий), они вместили в себя события, во многом определившие дальнейшие судьбы мира (I мировая и гражданская войны, Февральская и Октябрьская революции) и судьбы казачества (Корниловский мятеж и мятеж генерала Каледина, Верхнедонское восстание и т. д.). Но самое важное, что события общемирового масштаба стали неотъемлемой частью судеб главных героев, а эти судьбы влились в общий поток истории.

Что же касается отличий от эпопеи Толстого, то у Шолохова отсутствуют философские обобщений, рассуждений о том, “какая сила движет мирами”. Действительно, Шолохов в отличие от автора “Войны и мира” не дает в романе теоретического обоснования своей исторической концепции, несмотря на то, что его трактовка исторических событий нередко отличается от главенствовавшей тогда в исторической науке. Еще одно отличие связано с моноцентричностью шолоховской эпопеи. Тот факт, что именно судьба Григория является основным стержнем повествования, и определит путь изучения романа. Но прежде чем говорить о его характере и судьбе, рассмотрим, в какой среде этот характер формируется.

В своем романе Шолохов рисует жизнь русского донского казачества. Издавна эти люди считали себя особенным сословием. Они жили изолированно от «мужиков», безземельных крестьян. Это чувство превосходства над «мужиком» постоянно поддерживалось и высшими чинами. Казаки сами не понимали, что крестьяне для них – не враги. Просто офицеры боялись объединения казаков с мужиками, боялись этой потенциальной силы, сметающей все на своем пути.

В этом романе Шолохов освещает проблемы, связанные с войной и революцией начала 20 века. Писатель понимает всю противоречивость этих событий. Больше того, он показывает бессмысленность и жестокость войны. В своем произведении Шолохов рисует события в их преломлении в судьбах целого ряда героев.

Посмотрим, как война и революция отразилась на судьбе одной семьи, семьи Мелеховых. Сначала, до войны, это была дружная, крепкая семья. Все в ней почитали отца, хозяина дома. Но вот, во время революции, убивают Петро, умирает Дарья и Наталья, погибает Прокофий Пантелеич. До мирного времени дожили только Григорий, его маленький сын и сестра героя – Дуняшка. Большая семья погибла, все разрушила война. И это только один пример, а таких семей было сотни и тысячи. Ни одну из них не помиловала война.

Противоречия смутного времени сказываются и на судьбах отдельных героев, таких, как Григорий Мелехов. Он не знает, к кому прислониться, кого послушаться. Даже в финале романа Мелехов остается на перепутье, совершенно один, никому не нужный. Таким образом, Шолохов показывает нам проблему личности и общества, проблему связи отдельного человека и исторических событий в стране.

«Тихий Дон» поднимает также и проблему материнского чувства. Ильинична прощает Михаила Кошевого за убийство своего сына и принимает его как зятя. Так велика ее материнская любовь, что она распространяется даже на убийцу сына.

В произведении раскрывается проблема женской любви, женской верности и страсти. Она рассматривается на примере отношений Григория и Аксиньи, Григория и Натальи, Дуняшки и Мишки Кошевого. Это примеры верности и преданности казачек. Но есть в романе и другое. Дарья, жена старшего брата Григория, обманывала мужа и при его жизни, и не чтит его память после смерти Петро. За свое поведение эта героиня наказывается – она кончает с собой, узнав, что заболела «дурной болезнью». Предполагая, как будут относиться к ней окружающие, героиня топится в Волге.

«Тихий Дон» поднимает и проблему социального расслоения общества, проблему богатых и бедных, сильных и слабых. Мне кажется, что именно из-за человеческих амбиций, ради права называться сильным и начинаются все воины, в которых гибнут тысячи невинных людей. В романе изображена борьба богатых и знатных с простыми людьми, рабочими и крестьянами.

Кроме того, это произведение и об извечном человеческом стремлении к счастью и о страданиях, которые выпадают на человеческую долю. А этих испытаний и страданий всегда немало. Но особенно их много во времена великих потрясений, великих исторических событий. Мы все стремимся к счастью, часто ищем его не там, где нужно. А иногда не замечаем счастье под своим собственным носом. Вот, например, Григорий Мелехов. Он мог сбежать с Аксиньей, когда она предложила ему это в первый раз. Эти герои могли бы быть счастливы вдвоем. Но Григорий не захотел бросать хутор, не захотел строить счастливую жизнь на чужой стороне. Уже женившись на Наталье, герой продолжал гулять с Аксиньей, не давая покоя ни ей, не Наталье. Можно сказать, что он сам счастливо не жил и другим не давал. Вскоре Григорий бросает жену и уходит к Аксинье. На протяжении всего романа Мелехов будет метаться от одной женщины к другой, так и не сделав выбор, не найдя своего счастья.

Таким образом, в своем романе Шолохов показывает не только крушение старого мира и рождение нового как глобальные проблемы человечества. Писатель рисует и другие общечеловеческие проблемы, раскрывает их на конкретных судьбах своих героев.

Многие герои Шолохова типизированы. Например, Ильинична - это не просто мать, хозяйка семьи Мелехов. В ее образе воплотились все лучшие черты русской матери-казачки. Именно на примере Ильиничны раскрывается в романе проблема материнской любви и трагедия матери, потерявшей всю свою семью.

«Тихий Дон» - одно из величайших произведений русской литературы. Его проблематика сочетает в себе злободневные и вечные общечеловеческие проблемы. Решать их выпало на долю героев Шолохова, которые жили и любили в трудные и смутные для России времена.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34122. Психодиагностика. Ответы на экзаменационные вопросы 501.5 KB
  Именно это и явилось основной предпосылкой возникновения психодиагностики как отдельной области научных знаний и системы методов исследования. Причиной этому послужили успехи в области исследования хромосомных болезней человека. Основным в исследованиях XIX века является то что психическое становилось особой областью экспериментального исследования отличной от физиологии. наибольшее влияние на становление психологической диагностики оказали экспериментальная психология диффференцальная психология прикладная психология и тестология;...
34123. Возрастная психология. Ответы на экзаменационные вопросы 811 KB
  Возрастная психология или психология развития направлена на исследование особенностей проявления и развития психики человека в различные возрастные периоды. Системное рассмотрение всего жизненного цикла позволяет выявить общие закономерности индивидуального развития человека и использовать их для решения таких существенных задач возрастной психологии как: Научное обоснование возрастных норм психофизиологических функций. Научное прогнозирование развития человека развертывание психических ресурсов человека. Определение наиболее...
34124. Психоаналитические теории характеров. Ответы на экзаменационные вопросы 397 KB
  Мазохистические и депрессивные паттерны характера в значительной степени совпадают особенно на невротически здоровом уровне организации личности. Важно понимать различия между этими двумя психологиями потому что особенно на пограничном и психотическом уровнях организации личности требуется применение существенно различающихся терапевтических стилей. Эти решения могут представать как чередующиеся состояния Эго особенно на уровне пограничной организации личности приводя терапевта в замешательство понимать ли этого пациента как...
34125. Педагогическая психология. Экзаменационные вопросы с ответами 534 KB
  Специфика такого аспекта связана с тем что образовательный процесс рассматривается как организованная деятельность по передаче и усвоению социокультурного опыта такой процесс выступает как контекстная среда развития и социализации личности. Определение связи между уровнем интеллектуального личностного развития обучающегося и формами методами обучающего и воспитывающего воздействия сотрудничество активные формы обучения и др. Структура: три раздела: Психология обучения исследующая закономерности протекания процесса обучения...
34126. Социальная психология. Ответы на экзаменационные вопросы 816.5 KB
  Было обнаружено сильное влияние социальной группы на поведение и установки ее членов. Объектом социальной психологии являются конкретные социальные общности группы людей и отдельные их представители. Социально-психологические явления возникающие в организованных общностях людей к которым относятся большие и малые группы. Личность которая в процессе взаимодействия и общения с другими личностями представляет собой совершенно иной феномен нежели индивид не включенный в различные социальные группы и межличностные отношения.
34128. Смешанная экономика и проблемы моделирования ее состояния 15.09 KB
  В них сочетаются преимущества традиционной командной и рыночной экономики. В такой системе участники хозяйства прислушиваются к выводам экономистов и в ней выполняются законы и принципы экономики. Практическая реализация данных моделей способствовала созданию экономического чуда стремительного развития экономики в этих странах. Одной из перспективных моделей экономического развития общества является модель социальной рыночной экономики созданная и воплощенная в реальность немецким экономистом и политическим деятелем Людвигом Эрхардом.
34129. Кейнсианская модель государственного регулирования экономики 19.7 KB
  Кейнсианская модель государственного регулирования экономики Кейнсианская модель государственного регулирования экономики Анализируя экономические процессы конца 20х начала 30х г. Кейнс попытался доказать иллюзорность идеи самокорректирующейся экономики капитализма. Отсюда выводится необходимость широкомасштабного государственного регулирования экономики подправляющего сбои ее чисто рыночного развития. Выдвижение в качестве определяющего направления государственного регулирования экономики стимулирования спроса.
34130. Монетаризм и экономическое регулирование 15.82 KB
  МОНЕТАРИ́ЗМ Monetrism направление современной экономической теории сторонники которого в отличие от кейнсианцев главным источником нестабильности экономической системы считают денежную сферу и нарушение ее функционирования. Суть монетарной теории В противовес кейнсианской теории Фридмен и его сподвижники выдвинули монетарную теорию определения уровня национального дохода и монетарную теорию экономического цикла. Согласно этой теории важнейшее значение имеет расхождение между денежным спросом и его предложением. Рост денежного предложения...