33536

Идейно-тематические особенности рассказов М.Зощенко. Герои, конфликты

Доклад

Литература и библиотековедение

Несмотря на то что герой не считает себя удачливым в жизни так как выходит ему время от времени перетык и прискорбный случай он философствует Жизнь штука не простая а сложная имеет на все свои взгляды: и на мужицкую жизнь блекота и слабое развитие техники и на культуру иностранную которую он знает. Я всегда стремился к изображению положительных сторон жизни. которые проповедовали свободу искусства от политики изображали действительность исходя из фактов жизни быта. Главным фактом в то время была революция которую...

Русский

2013-09-05

15.7 KB

5 чел.

  1.  Идейно-тематические особенности рассказов М.Зощенко. Герои, конфликты

В 1922 г. вышла его первая книга - "Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова". Писатель устраняет себя из рассказов, дает возможность говорить герою, создает условия для его самораскрытия, и Синебрюхов - "военный мужичок", прошедший "через фронт и революцию в качестве преданного княжеского денщика" - раскрывается... Несмотря на то что герой не считает себя удачливым в жизни, так как выходит ему время от времени "перетык и прискорбный случай", он философствует ("Жизнь - штука не простая, а сложная"), имеет на все свои взгляды: и на мужицкую жизнь ("блекота и слабое развитие техники"), и на культуру иностранную, которую он знает... через задушевного приятеля", и на революцию ("произойдет отсюда людям немалая... выгода"). Мечты Синебрюхова вполне определенны: "где бы мне пожить в полное свое удовольствие".

Почему Зощенко ввел в литературу такого "мизерного" героя? Разве он, окопный офицер, прошедший через две войны, не мечтал о положительном типе? Мечтал... Хотел написать "бодрую книгу с духовно здоровым героем". Даже название книге придумал - "Записки бывшего офицера" - и "умопомрачительный сюжет" сочинил.

Но, по мнению писателя, препятствием к осуществлению задуманного стал его "грешный недуг" - умение видеть жизнь в иронически-грустном свете: "...меня самого никогда не удовлетворяла моя сатирическая позиция в литературе. Я всегда стремился к изображению положительных сторон жизни. Но это было нелегко сделать - так же трудно, как комическому актеру играть героические образы".

Значительное влияние на Зощенко-писателя оказало и то, что он входил в литературную группу "Серапионовы братья" (Вс.Иванов, В.Каверин и др.), которые проповедовали свободу искусства от политики, изображали действительность, исходя из фактов жизни, быта.

Главным фактом в то время была революция, которую писатель воспринял как рождение новой жизни, новых людей. Но ожидаемого Зощенко не увидел. Все было иначе: вместо нового быта - отталкивающий мещанский мир... А вместо нового человека, способного на большие дела, - Синебрюхов и "прочие граждане с ихними житейскими поступками и беспокойством", за кучей мусора города не видящие. Отсюда полное тоски и отчаяния (сродни гоголевскому) восклицание: "Жизнь такая смешная. Скучно как-то существовать на земле!"

Объект сатиры Зощенко вполне определенный, и очерчен он социально точно: "малый мир" мещан-обывателей, идеология этого мира. Герои "не гораздо какие значительные... персонажи... невысокого полета". Невежество, пошлость, ничтожность интересов и помыслов - вот отличительные черты нового" человека, характера, порожденного эпохой. Чего только стоит представление о счастье одного из зощенковских персонажей, которое в полной мере раскрывает мещанское сознание!

Герой рассказа "Счастье" Иван Фомич Тестов по профессии стекольщик. "Человек он немудреный. И с бородой". Счастье у него в жизни было. И такое, что навсегда запомнилось. Заключалось оно, по твердому убеждению героя, не в красоте и молодости, не в женитьбе и не в рождении ребенка. Принесло счастье... зеркальное стекло, разбитое пьяным солдатом. Хозяин трактира, опасаясь обиды посетителей, вынужден был прибегнуть к услугам Тестова. И тут уж Тестов не оплошал: за новое зеркальное стекло "три на четыре", за работу заломил цену "вне конкуренции и без запроса" - семьдесят пять целковых... Потратил на стекло, переноску сорок пять. "А в руке чистых тридцать рублей. Хочешь - на них пей, хочешь - на что хочешь".

Как распорядился деньгами Тестов, чтобы "счастьишко" испытать? "Эх, и пил же я тогда. Два месяц пил. И покупки, кроме того, сделал: серебряное кольцо и теплые стельки. Еще хотел купить брюки с блузой, но не хватило денег". И уверен герой, что в его жизни "было счастьишко", и к тому же "только раз". Что же до "остальной" его жизни, то текла она ровно и "большого (как в случае со стеклом. - Г.Л.) счастья не было". О своем счастье Тестов поведал приятелю Курочкину, и тот "с завистью посмотрел" на него: ведь в жизни приятеля "такого счастья не было".

М. Зощенко, рисуя "мурло мещанина", боролся за человеческое в человеке, надеялся "при помощи смеха перестроить читателя, заставить... отказаться от тех или иных мещанских пошлых навыков". Его же обвинили в клевете на "нового советского человека". Цензурная судьба писателя постоянно ужесточалась. В августе 1946 г. в докладе Жданова "О журналах "Звезда" и "Ленинград"" был подписан приговор жизни Зощенко в литературе...

Социальная проблематика, идея, выражаемая всей структурой произведения ("Так жить нельзя!"; "Таким человеку быть нельзя!"), сатирический (реже - юмористический) пафос произведений - вот основные содержательные доминанты рассказов Зощенко. Именно они в единстве с доминантами формы делают самобытным его писательский стиль.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54556. A compiler system for windows 7.36 MB
  I was working since several years in a compiler environment project. I had written an editor ‘Wedit’ and sold some copies of it to fellow programmers in Paris. But my editor project was stuck: it missed the compiler. Once people bought the compiler with its integrated editor, they wouldn’t think about using any other one. The editor was actually considered as an afterthought. The effort of learning a new editor was considered too big. Besides, the new programming environments were more and more closed.
54557. Отношения собственности и их реализация 18.04 KB
  В системе экономических отношений собственность всегда ассоциируется с определенными вещами, благами, продуктами интеллектуального труда. Но это лишь формы материализации собственности.
54558. Сон – залог здоровья 90 KB
  Задачи: расширить представление о сне; проделать опыты и упражнения, показывающие влияние сна на здоровье человека; сделать выводы, предложить здоровые нормы поведения перед сном; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
54559. Сущность, место и роль государственной собственности 18.58 KB
  Собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем экономики, и экономической теории. История экономической жизни общества в периоды повышенной социальной активности ведет, как правило, к перераспределению объектов и прав собственности.
54560. Основные черты рыночной экономики. Функции рынка 19.07 KB
  Современная экономика всех развитых государств носит рыночный характер, это объясняется тем, что рыночная экономика оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем.
54561. Основні методи доведення нерівностей 255.5 KB
  Мета: освітня: систематизувати та відкоригувати вміння та навички доводити нерівності різними методами: використання означення нерівності доведення від супротивного використання відомої нерівності виділення квадрата двочлена застосування ключових нерівностей; перевірити та встановити рівень оволодіння учнями способів доведення нерівностей вміння та навички у нестандартних ситуаціях творчість учнів у завданнях найвищого рівня завданнях олімпіадного характеру; повторити глибоко осмислити навчальний матеріал з метою формування...
54562. Розробка уроків (пар) алгебри для 9-го класу з теми «Нерівності» 865 KB
  Разом з розв’язаними вправами вправами для розв’язування біля дошки приклади для самостійного розв’язку учнями роботою з картками домашніми завданнями завданнями для повторення матеріалу за попередні класи та теми все це є єдиним цілим для вчителя який візьме дану розробку і буде спиратися на неї як на свій власний конспект. Включення ж до теми методу інтервалів є логічним кроком при розгляді теорії нерівностей адже він просто губиться при подальшому викладанні і при нагоді може слугувати методом розв’язування квадратичних...
54563. Розвязування квадратичних нерівностей 231 KB
  Мета уроку: Формувати вміння та навички з розвязування Квадратичних нерівностей; розвивати логічне мислення, мову учнів; виховувати цікавість до математики, культуру математичних записів. Тип уроку: урок формування вмінь і навичок. Обладнання: компютера, таблиці.
54564. Лінійні нерівності з однією змінною 51.5 KB
  Мета уроку: систематизувати і узагальнити знання учнів по темі продовжити формувати практичні навики по розвязуванню нерівностей; на прикладах показати учням застосування нерівностей до практичних задач; стежити за дотриманням учнями графічної культури; розвивати математичну мову логічне мислення; вчити учнів працювати з підручником. Що називається розв`язком нерівності Що означає розв’язати нерівність 4. Сформулювати властивості які використовуються при розв’язуванні нерівностей. Ті учні які під час попередньої...