33540

«Василий Теркин» А.Твардовского. Образ героя, художественные особенности

Доклад

Литература и библиотековедение

Твардовский возобновил работу над образом Василия Теркина которую он начал еще в 1940 г. Твардовский развертывает биографию Теркина как судьбу многих бойцов как обобщение тяжелого и славного пути всей Советской Армии. Создавая образ Теркина автор типизировал массовые явления действительности и прямо указывал на распространенность таких героев: Парень в этом роде В каждой роте есть всегда Да и в каждом взводе. Твардовский по его признанию освобождал ее от всего что сводит книгу к какойто частной истории мельчит ее лишает ее той...

Русский

2013-09-05

20.78 KB

14 чел.

  1.  «Василий Теркин» А.Твардовского. Образ героя, художественные особенности.

Выдающимся поэтическим произведением военной поры была «книга про бойца» А. Твардовского «Василий Теркин» (1941—1945). Еще в довоенной лирике А. Твардовский говорил «о грозных будущих боях», об ответственности молодого советского человека за социалистическую Родину (стих. «Сверстники», «В поселке», «Я иду и радуюсь...»). В первые месяцы второго года войны А. Твардовский возобновил работу над образом Василия Теркина, которую он начал еще в 1940 г., во время боев с белофиннами. Поэма «Василий Теркин» — не только знаменательная веха в творческом пути автора «Страны Муравии», но и одно из выдающихся достижений советской поэзии. Успех этой книги, ее значение в литературном процессе военных лет были определены тем, что поэт сумел с большой художественной силой показать героя современности и, повествуя о рядовом бойце Теркине, создать монументальное повествование о борьбе всего народа.

А. Твардовский развертывает биографию Теркина как судьбу многих бойцов, как обобщение тяжелого и славного пути всей Советской Армии. Такая широкая трактовка темы, обобщенность образа центрального героя, чье имя стало нарицательным в народе, позволили смело использовать сказочную символику (например, в главе «Смерть и воин»).

Создавая образ Теркина, автор типизировал массовые явления действительности и прямо указывал на распространенность таких героев:

Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда,

Да и в каждом взводе.

В работе над поэмой А. Твардовский, по его признанию, освобождал ее от всего, что «сводит книгу к какой-то частной истории, мельчит ее, лишает ее той фронтовой «всеобщности» содержания, которая уже наметилась и уже делала имя Теркина нарицательным в отношении живых бойцов такого типа». Эта «всеобщность», эта полнота и разнообразие содержания поэмы позволяют понять, почему она сыграла важную роль в жизни и в литературе военного периода. «Василий Теркин» походил на своеобразную поэтическую энциклопедию фронтовой жизни. «Книга про бойца» — так определял жанр своего произвеления А. Твардовский, пояснявший впоследствии, что слово «книга» в устах народа «звучит по-особому значительно, как предмет серьезный, достоверный, безусловный».

Именно такая жанровая форма – "Книга про бойца" – давала творческую свободу поэту, частично как бы снимала оттенок литературной условности в произведении внешне безыскусном ("легком"), увеличивала степень доверия читателя к произведению, с одной стороны, литературному с его условной действительностью, а с другой стороны, безусловно жизненному, достоверному, в которой условная действительность и реальность настолько соединились и казались естественными, что эта художественная условность не замечалась, о ней читателю не думалось.

Жанровая память "книги" иная, и ее определяют прежде всего книги Ветхого и Нового Завета. См., например, Новый Завет (Исход, 32:32–33), где пророк Моисей просит Бога за народ согрешивший, сделавший себе золотого тельца: "Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал. Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей". О книге жизни неоднократно говорится также в Откровении Иоанна Богослова.

Поэма Твардовского – это книга жизни народа в многообразных, свободных ее проявлениях в новое время и в новых обстоятельствах. По аналогии с пушкинским романом "Евгений Онегин" поэму Твардовского можно назвать энциклопедией – энциклопедией не только фронтовой жизни, но и лучших черт русского человека.

Автор сближал свою поэму также с летописью и хроникой – жанрами, имеющими давние традиции на Руси. Твардовский писал о "Василии Теркине": "...некая летопись – не летопись, хроника – не хроника", – подчеркивая тем самым добросовестность и точность, гражданский пафос и ответственность, свойственные русским летописцам и составителям хроник.

В образе Теркина воплощена идея единства советского народа. В разговоре с солдатом, потерявшим кисет (глава «О потере»), в наставлениях друзьям-пехотинцам (глава «Бой на болоте») Теркин приводит свое излюбленное соображение о том, что за каждым фронтовиком стоит вся Советская Россия. Даже вдали от родной части, в рукопашной схватке с гитлеровцем (глава «Поединок») он помнит, что не просто ведет единоборство с врагом, а «держит фронт». Теркиным руководит чувство ответственности за Родину, он понимает, что все бойцы «от Ивана до Фомы» в ответе «за Россию».

Другая определяющая черта характера Теркина — непоколебимая вера в победу. Эта вера — источник неиссякаемой душевной энергии героя, чей веселый, заразительный смех ободряет бойцов в напряженные моменты и помогает переносить тяготы войны. Теркин не унывает даже в самые трудные дни отступления:

Срок придет, назад вернемся.

Что отдали — все вернем.

Выявляя связь Теркина с русской воинской традицией (бывалый солдат), А. Твардовский показывает, что его герой принадлежит к поколению, выросшему и воспитанному после Октябрьской революции. Родина в его понимании — это советская социалистическая Россия, и при любых обстоятельствах он ведет себя, как человек новой эпохи, нового мировоззрения.

В образе Теркина раскрыты черты народа-труженика. Мастер на все руки, Василий Теркин и в обстановке войны мыслит, как человек созидательного труда. Привычки, навыки и представления, связанные с трудовой деятельностью, характеризуют его психологию: для него и «война — работа».

Сюжетной основой поэмы являются события Отечественной войны. Автор не стремится осветить их полностью, но эпизоды из жизни Теркина он развертывает в такой последовательности, что у читателя складывается представление о ходе военных действий, о движении страны к победе. Каждая глава, являющая по содержанию и по композиции нечто целостное, служит вехой на пути этого движения.

Подчеркивая изменения в характере Теркина и в окружающей его обстановке, А. Твардовский по мере развития повествования ставит своего героя в такие ситуации, которые как бы напоминают прежние, описанные ранее эпизоды и поэтому позволяют читателю резче почувствовать то новое, о чем в настоящее время повествует автор. Так, например, рассказав о знакомстве Теркина с бывалым, старым солдатом в период временного отступления наших частей («Два солдата»), А. Твардовский затем заставляет героя в период наступления Советской Армии вновь встретиться со своим знакомым («Дед и баба»). В этой «перекличке» двух глав отчетливо выявляются перемены за истекший срок. Нередко поэт повторяет отдельные, уже известные читателю строки, которые, подобно рефрену, переходят из одной главы в другую в соответствии с характерной для всей поэмы сказовой манерой повествования. Эти повторения наглядно демонстрируют развитие событий и характеров.

Что там, где она, Россия,

По какой рубеж своя?—

тревожно спрашивал устами своего героя А. Твардовский, рассказывая в начале поэмы о первых месяцах войны, когда Теркину пришлось выходить из окружения. Эти же строки повторит поэт впоследствии, в дни освобождения страны, напоминая о пережитых трудностях и показывая, как разительно изменилось положение на фронте. А заканчивая «книгу про бойца», он с гордостью говорит о том, что наши войска подошли к Берлину, что Советская Родина полностью освобождена

По веленью нашей силы,

Русской, собственной своей.

Ну-ка, где она, Россия,

У каких гремит дверей!

«Василий Теркин» написан поэтом, который был повседневно связан с бойцами Советской Армии. «Нужно долго пробыть на фронте, на передовой вместе с бойцами, побывать под пулями, бомбежкой, артогнем, чтобы так всесторонне воспринять и передать в стихах быт солдата, оборот солдатской речи как в бою, так и в походах и на отдыхе»,— говорили фронтовики.

Сюжет и композиция. Поэма (традиционное жанровое определение произведения) "Василий Теркин" состоит из 29 (включая главу "О себе" и четыре главы "От автора") самостоятельных, внутренне законченных глав, не связанных строгой последовательностью событий. То есть жесткая сюжетная заданность отсутствует, и это дает автору возможность сказать об очень многом, о том, что непосредственно не имеет отношения к развитию сюжета, но способствует созданию полноты картины, полноты народной жизни на войне. Сюжета в произведении действительно нет. Есть лишь частные сюжеты внутри каждой главы, а между главами – только некоторые сюжетные связи. Однако событийное, сюжетное в этом произведении не так важно: "Книга про бойца" ценна другим. Сюжет книги складывается по ходу войны, и его стержнем стала судьба всего народа, судьба Родины в горькую годину.

Необычность сюжета (по сути, его отсутствие) и композиции книги, начатой "с середины" и оборванной без развязки, заставили автора ввести в текст шутливые оговорки (в главе "От автора"):

...книга про бойца.

Без начала, без конца,

Без особого сюжета,

Впрочем, правде не во вред.

На войне сюжета нету.

– Как так нету?

– Так вот, нет.

Есть закон – служить до срока,

Служба – труд, солдат – не гость.

Есть отбой – уснул глубоко,

Есть подъем – вскочил, как гвоздь.

Глава называется "От автора" и задает вопросы читателю, доверительный разговор с читателем ведет в ней автор (впрочем, авторский голос порой трудно отделить от голоса героя, настолько они близки). Показателен в этом фрагменте диалог о сюжете: кто он – гипотетический собеседник автора, уверенный, что без сюжета произведения просто не может быть? Вероятнее всего, это критик-догматик, прочно усвоивший литературные каноны и термины, обычно изъясняющийся правильным литературным языком, но здесь настолько опешивший от еретического утверждения об отсутствии сюжета, что в растерянности повторяет вслед за автором просторечно-ироническое "нету": "Как так нету?"1 

В этом утверждении автора – и пренебрежение к литературным догмам, и объяснение еще одной причины отсутствия сюжета: книга создавалась на войне, а на войне "угадать вперед нельзя" ("От автора"). Всякая схема, заданность, вызванная выстроенностью сюжета, грозила бы утратой доверия к естественности повествования.

В поэме “Василий Теркин” нет единой композиции в традиционном ее понимании. Она как бы собрана из отдельных главок — лоскутков. Но, безусловно, существует некое единство, так как поэт писал каждую главу как законченное произведение. Каждая глава печаталась с листа и для солдата могла оказаться единственной, последней. Негде было взять предыдущие, может быть, не суждено дожить до следующей.                          

Единство поэме придает общая тематика — жизнь воюющего человека, обычного, земного, но и “чудо-человека”, не теряющего веры в себя и товарищей, в грядущую победу.
Сюжет «Книги про бойца» носит необычный характер.  Хотя эпизоды Великой Отечественной войны ярко очерчены, хронологически расположены и взаимосвязаны,  но каждая глава существует как бы отдельно, имеет свое начало и конец.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60229. Свято «Чаювання – родинна традиція» 142.5 KB
  Розширити уявлення учнів про напій який виготовляють люди а саме чай. Сьогодні чай називають напоєм №1. Чай це прекрасний корисний напій який тамує спрагу знімає втому додає бадьорості підіймає настрій.
60230. Поспішайте робити добро! 47.5 KB
  Мета: формувати уявлення дітей про моральні якості людини – доброту, доброзичливість; проектувати стратегії своєї поведінки з урахуванням інтересів та потреб інших; удосконалювати уміння аналізувати власні вчинки...
60231. Милосердя і доброта - людства два крила 517.5 KB
  Навчальна:дати визначення поняттю «добро». На основі християнської та загальнолюдської моралі формувати в учнів риси людяності допомогти тим, хто в біді; наголосити на важливості гармонії виховання у сімї та школі.
60233. Інтелектуальний турнір «Ігри ерудитів» 175 KB
  МЕТА: розвивати логічне мислення, кмітливість вміння та навички розмірковувати, робити висновки; розвивати інтерес до математики, фізики та інформатики через гру; виховувати свідоме відношення до набування знань, які допомагають перемагати, бути першим.
60234. Харчова промисловість України. Шоколад. Ліки чи задоволення? 140 KB
  Щорічне споживання шоколаду в різних країнах світу Додаток №8 Гра Найбільші виробники шоколаду Вступ Урок в сучасних умовах повинен носити творчий характер. Ліки чи задоволення...
60235. Хлеб – всему голова! 769.5 KB
  Цель: расширить знания детей о выращивании и изготовлении хлеба; развивать наблюдательность и познавательный интерес; воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отношение к хлебу.
60236. Виховний проект «Як баба Катря хліб пече» 99.5 KB
  У чому полягає задум Для чого це потрібно Дізнатися якомога більше про дбайливе ставлення українців до хліба Щоб учні знали скільки праці покладено щоб кожного дня був на столі окраєць хліба.