33540

«Василий Теркин» А.Твардовского. Образ героя, художественные особенности

Доклад

Литература и библиотековедение

Твардовский возобновил работу над образом Василия Теркина которую он начал еще в 1940 г. Твардовский развертывает биографию Теркина как судьбу многих бойцов как обобщение тяжелого и славного пути всей Советской Армии. Создавая образ Теркина автор типизировал массовые явления действительности и прямо указывал на распространенность таких героев: Парень в этом роде В каждой роте есть всегда Да и в каждом взводе. Твардовский по его признанию освобождал ее от всего что сводит книгу к какойто частной истории мельчит ее лишает ее той...

Русский

2013-09-05

20.78 KB

14 чел.

  1.  «Василий Теркин» А.Твардовского. Образ героя, художественные особенности.

Выдающимся поэтическим произведением военной поры была «книга про бойца» А. Твардовского «Василий Теркин» (1941—1945). Еще в довоенной лирике А. Твардовский говорил «о грозных будущих боях», об ответственности молодого советского человека за социалистическую Родину (стих. «Сверстники», «В поселке», «Я иду и радуюсь...»). В первые месяцы второго года войны А. Твардовский возобновил работу над образом Василия Теркина, которую он начал еще в 1940 г., во время боев с белофиннами. Поэма «Василий Теркин» — не только знаменательная веха в творческом пути автора «Страны Муравии», но и одно из выдающихся достижений советской поэзии. Успех этой книги, ее значение в литературном процессе военных лет были определены тем, что поэт сумел с большой художественной силой показать героя современности и, повествуя о рядовом бойце Теркине, создать монументальное повествование о борьбе всего народа.

А. Твардовский развертывает биографию Теркина как судьбу многих бойцов, как обобщение тяжелого и славного пути всей Советской Армии. Такая широкая трактовка темы, обобщенность образа центрального героя, чье имя стало нарицательным в народе, позволили смело использовать сказочную символику (например, в главе «Смерть и воин»).

Создавая образ Теркина, автор типизировал массовые явления действительности и прямо указывал на распространенность таких героев:

Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда,

Да и в каждом взводе.

В работе над поэмой А. Твардовский, по его признанию, освобождал ее от всего, что «сводит книгу к какой-то частной истории, мельчит ее, лишает ее той фронтовой «всеобщности» содержания, которая уже наметилась и уже делала имя Теркина нарицательным в отношении живых бойцов такого типа». Эта «всеобщность», эта полнота и разнообразие содержания поэмы позволяют понять, почему она сыграла важную роль в жизни и в литературе военного периода. «Василий Теркин» походил на своеобразную поэтическую энциклопедию фронтовой жизни. «Книга про бойца» — так определял жанр своего произвеления А. Твардовский, пояснявший впоследствии, что слово «книга» в устах народа «звучит по-особому значительно, как предмет серьезный, достоверный, безусловный».

Именно такая жанровая форма – "Книга про бойца" – давала творческую свободу поэту, частично как бы снимала оттенок литературной условности в произведении внешне безыскусном ("легком"), увеличивала степень доверия читателя к произведению, с одной стороны, литературному с его условной действительностью, а с другой стороны, безусловно жизненному, достоверному, в которой условная действительность и реальность настолько соединились и казались естественными, что эта художественная условность не замечалась, о ней читателю не думалось.

Жанровая память "книги" иная, и ее определяют прежде всего книги Ветхого и Нового Завета. См., например, Новый Завет (Исход, 32:32–33), где пророк Моисей просит Бога за народ согрешивший, сделавший себе золотого тельца: "Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал. Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей". О книге жизни неоднократно говорится также в Откровении Иоанна Богослова.

Поэма Твардовского – это книга жизни народа в многообразных, свободных ее проявлениях в новое время и в новых обстоятельствах. По аналогии с пушкинским романом "Евгений Онегин" поэму Твардовского можно назвать энциклопедией – энциклопедией не только фронтовой жизни, но и лучших черт русского человека.

Автор сближал свою поэму также с летописью и хроникой – жанрами, имеющими давние традиции на Руси. Твардовский писал о "Василии Теркине": "...некая летопись – не летопись, хроника – не хроника", – подчеркивая тем самым добросовестность и точность, гражданский пафос и ответственность, свойственные русским летописцам и составителям хроник.

В образе Теркина воплощена идея единства советского народа. В разговоре с солдатом, потерявшим кисет (глава «О потере»), в наставлениях друзьям-пехотинцам (глава «Бой на болоте») Теркин приводит свое излюбленное соображение о том, что за каждым фронтовиком стоит вся Советская Россия. Даже вдали от родной части, в рукопашной схватке с гитлеровцем (глава «Поединок») он помнит, что не просто ведет единоборство с врагом, а «держит фронт». Теркиным руководит чувство ответственности за Родину, он понимает, что все бойцы «от Ивана до Фомы» в ответе «за Россию».

Другая определяющая черта характера Теркина — непоколебимая вера в победу. Эта вера — источник неиссякаемой душевной энергии героя, чей веселый, заразительный смех ободряет бойцов в напряженные моменты и помогает переносить тяготы войны. Теркин не унывает даже в самые трудные дни отступления:

Срок придет, назад вернемся.

Что отдали — все вернем.

Выявляя связь Теркина с русской воинской традицией (бывалый солдат), А. Твардовский показывает, что его герой принадлежит к поколению, выросшему и воспитанному после Октябрьской революции. Родина в его понимании — это советская социалистическая Россия, и при любых обстоятельствах он ведет себя, как человек новой эпохи, нового мировоззрения.

В образе Теркина раскрыты черты народа-труженика. Мастер на все руки, Василий Теркин и в обстановке войны мыслит, как человек созидательного труда. Привычки, навыки и представления, связанные с трудовой деятельностью, характеризуют его психологию: для него и «война — работа».

Сюжетной основой поэмы являются события Отечественной войны. Автор не стремится осветить их полностью, но эпизоды из жизни Теркина он развертывает в такой последовательности, что у читателя складывается представление о ходе военных действий, о движении страны к победе. Каждая глава, являющая по содержанию и по композиции нечто целостное, служит вехой на пути этого движения.

Подчеркивая изменения в характере Теркина и в окружающей его обстановке, А. Твардовский по мере развития повествования ставит своего героя в такие ситуации, которые как бы напоминают прежние, описанные ранее эпизоды и поэтому позволяют читателю резче почувствовать то новое, о чем в настоящее время повествует автор. Так, например, рассказав о знакомстве Теркина с бывалым, старым солдатом в период временного отступления наших частей («Два солдата»), А. Твардовский затем заставляет героя в период наступления Советской Армии вновь встретиться со своим знакомым («Дед и баба»). В этой «перекличке» двух глав отчетливо выявляются перемены за истекший срок. Нередко поэт повторяет отдельные, уже известные читателю строки, которые, подобно рефрену, переходят из одной главы в другую в соответствии с характерной для всей поэмы сказовой манерой повествования. Эти повторения наглядно демонстрируют развитие событий и характеров.

Что там, где она, Россия,

По какой рубеж своя?—

тревожно спрашивал устами своего героя А. Твардовский, рассказывая в начале поэмы о первых месяцах войны, когда Теркину пришлось выходить из окружения. Эти же строки повторит поэт впоследствии, в дни освобождения страны, напоминая о пережитых трудностях и показывая, как разительно изменилось положение на фронте. А заканчивая «книгу про бойца», он с гордостью говорит о том, что наши войска подошли к Берлину, что Советская Родина полностью освобождена

По веленью нашей силы,

Русской, собственной своей.

Ну-ка, где она, Россия,

У каких гремит дверей!

«Василий Теркин» написан поэтом, который был повседневно связан с бойцами Советской Армии. «Нужно долго пробыть на фронте, на передовой вместе с бойцами, побывать под пулями, бомбежкой, артогнем, чтобы так всесторонне воспринять и передать в стихах быт солдата, оборот солдатской речи как в бою, так и в походах и на отдыхе»,— говорили фронтовики.

Сюжет и композиция. Поэма (традиционное жанровое определение произведения) "Василий Теркин" состоит из 29 (включая главу "О себе" и четыре главы "От автора") самостоятельных, внутренне законченных глав, не связанных строгой последовательностью событий. То есть жесткая сюжетная заданность отсутствует, и это дает автору возможность сказать об очень многом, о том, что непосредственно не имеет отношения к развитию сюжета, но способствует созданию полноты картины, полноты народной жизни на войне. Сюжета в произведении действительно нет. Есть лишь частные сюжеты внутри каждой главы, а между главами – только некоторые сюжетные связи. Однако событийное, сюжетное в этом произведении не так важно: "Книга про бойца" ценна другим. Сюжет книги складывается по ходу войны, и его стержнем стала судьба всего народа, судьба Родины в горькую годину.

Необычность сюжета (по сути, его отсутствие) и композиции книги, начатой "с середины" и оборванной без развязки, заставили автора ввести в текст шутливые оговорки (в главе "От автора"):

...книга про бойца.

Без начала, без конца,

Без особого сюжета,

Впрочем, правде не во вред.

На войне сюжета нету.

– Как так нету?

– Так вот, нет.

Есть закон – служить до срока,

Служба – труд, солдат – не гость.

Есть отбой – уснул глубоко,

Есть подъем – вскочил, как гвоздь.

Глава называется "От автора" и задает вопросы читателю, доверительный разговор с читателем ведет в ней автор (впрочем, авторский голос порой трудно отделить от голоса героя, настолько они близки). Показателен в этом фрагменте диалог о сюжете: кто он – гипотетический собеседник автора, уверенный, что без сюжета произведения просто не может быть? Вероятнее всего, это критик-догматик, прочно усвоивший литературные каноны и термины, обычно изъясняющийся правильным литературным языком, но здесь настолько опешивший от еретического утверждения об отсутствии сюжета, что в растерянности повторяет вслед за автором просторечно-ироническое "нету": "Как так нету?"1 

В этом утверждении автора – и пренебрежение к литературным догмам, и объяснение еще одной причины отсутствия сюжета: книга создавалась на войне, а на войне "угадать вперед нельзя" ("От автора"). Всякая схема, заданность, вызванная выстроенностью сюжета, грозила бы утратой доверия к естественности повествования.

В поэме “Василий Теркин” нет единой композиции в традиционном ее понимании. Она как бы собрана из отдельных главок — лоскутков. Но, безусловно, существует некое единство, так как поэт писал каждую главу как законченное произведение. Каждая глава печаталась с листа и для солдата могла оказаться единственной, последней. Негде было взять предыдущие, может быть, не суждено дожить до следующей.                          

Единство поэме придает общая тематика — жизнь воюющего человека, обычного, земного, но и “чудо-человека”, не теряющего веры в себя и товарищей, в грядущую победу.
Сюжет «Книги про бойца» носит необычный характер.  Хотя эпизоды Великой Отечественной войны ярко очерчены, хронологически расположены и взаимосвязаны,  но каждая глава существует как бы отдельно, имеет свое начало и конец.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43763. СТРАХУВАННЯ МАЙНА І ВІДПОВІДАЛЬНОСТІ ГРОМАДЯН 138.5 KB
  Особливості сутність та основні умови страхування майна громадян. Страхування будівель громадян. Страхування домашніх тварин. Страхування домашнього майна.
43764. ОСНОВИ ДИСЦИПЛІНИ "СТРАХОВІ ПОСЛУГИ" 40 KB
  Страхування не може вважатися зайвим як для найбільш багатих так і для найбільш бідних верств населення; чим бідніші учасники тим ціннішим має бути страхування. Разом із тим в сучасних умовах при здійсненні процесу страхування застосовується страхова термінологія. Вперше її створили італійські купці страхування ssurzioni ризик risigo премія ргаеmіа поліс polliz . Наприклад термін страхова сума визначається у літературі та законодавстві як: сума в межах якої згідно з договором страхування страховик несе...
43765. СТРАХОВІ ПОСЛУГИ ТА ОСОБЛИВОСТІ ЇХ РЕАЛІЗАЦІЇ 100 KB
  Сутність та характерні ознаки страхових послуг. Класифікація страхових продуктів. Значення маркетингу в основній діяльності страхових компаній. Реалізація страхових послуг.
43766. ПОРЯДОК УКЛАДЕННЯ ДОГОВОРУ СТРАХУВАННЯ ТА ЙОГО ЕЛЕМЕНТИ 71 KB
  Сутність та порядок укладання договору страхування Вирішення суперечок та припинення дії договору страхування Сутність та порядок укладання договору страхування Договір страхування є правовим документом який опосередковує процес надання страхової послуги страховиком страхувальникові.
43767. Системи автоматичного управління 492.08 KB
  Тимчасові характеристики динамічного ланки являють собою залежність вихідного сигналу системи від часу при подачі на її вхід деякого типового впливу. Зазвичай виконується аналіз виходу системи на одиничний стрибок (функція Хевісайда) та імпульсну функцію
43768. Развитие творчества младших школьников на уроках технологии при работе с бумагой на основе сказочных текстов 10.67 MB
  В соответствии с проблемой целью предметом исследования определены следующие задачи: Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по развитию творчества; Рассмотреть особенности развития творчества у младших школьников; Определить наиболее эффективные методы и приемы обучения детей младшего школьного возраста с использованием сказочной литературы и бумаги; Выявить отношение младших школьников к урокам труда; Определить творческие задания на уроках технологии для младших школьников. Изготовление игрушек поделок из...
43769. Действующий порядок исчисления и уплаты НДС, пути его совершенствования в Российской Федерации на примере УФНС России по Республике Марий Эл 336.76 KB
  Теоретические основы применения налога на добавленную стоимость Сущность роль и особенности НДС Характеристика основных элементов налога на добавленную стоимость Изменения налогового законодательства относительно Налога на добавленную стоимость в 2012 году Действующий порядок исчисления и уплаты НДС пути его совершенствования в Российской Федерации на примере УФНС России по Республике Марий Эл Международный опыт взимания НДС Анализ исчисления и уплаты НДС в республике Марий Эл
43770. Рентабельность перевозок ООО «Тир Транс» 324.85 KB
  Из приведенной формулы следует что рентабельность перевозок зависит от изменения двух факторов: реализации на рубль производственных фондов; прибыли на рубль реализации. Изменение рентабельности за счет влияния фондоотдачи с одного рубля производственных фондов равно: Δ Rпд = РП1 ОФ1 МС1БП0 РП0 РП0 ОФ0 МС0БП0 РП06 Изменение рентабельности производственной деятельности за счет влияния уровня рентабельности реализованной продукции равно: Δ Rпд = РП1 ОФ1 МС1БП1 РП1 РП1 ОФ1 МС1БП0 РП07 Необходимо отметить...
43771. Технология и организация приготовление банкетных горячих блюд из баранины 426.87 KB
  Сначала мясо ели сырым потом начали жарить на огне варить тушить. С тех давних времен изменились не только рецепты и технологии приготовления мясных блюд и изделий изменилось само мясо. Мясо является важным источником энергии в питании человека. Также мясо содержит биологически активные вещества витамины гормоны ферменты и вещества не используемые организмом в процессах жизнедеятельности так называемые неалиментарные вещества.