33544

За повестью Ю. Бондарева «Горячий снег»

Доклад

Литература и библиотековедение

Всю военную прозу можно условно разделить на две группы: произведения написанные в годы войны и произведения послевоенного периода. Впервые в советской прозе так мощно и пристрастно зазвучал голос художника изнутри войны. Все 4 года войны они прожили не переводя дыхания и казалось концентрация деталей эпизодов конфликтов ощущений потерь образов солдат пейзажей запахов разговоров ненависти и любви была настолько густа и сильна после возвращения с фронта что просто невозможно было всё это организовать найти необходимый сюжет...

Русский

2013-09-05

14.92 KB

0 чел.

За повестью Ю. Бондарева «Горячий снег».

Произведений о войне много, все они схожи и различны, каждое по-своему. После этого страшного испытания для народа появилось много новых писателей, писателей-фронтовиков, каждый из которых хотел рассказать свою правду о войне, изобразить её такой, какой чувствовал, понимал и понимает. Всю военную прозу можно условно разделить на две группы: произведения, написанные в годы войны и произведения послевоенного периода. Середина 50-х и начала 60-х годов ознаменованы «призывом» в литературу огромного отряда писателей фронтового поколения. Впервые в советской прозе так мощно и пристрастно зазвучал голос художника «изнутри войны». Это был голос вчерашнего солдата и командира, вынесшего правду героического времени не только как личное свидетельство увиденного, но более как испытанного и пережитого человеком на долгих фронтовых дорогах.

Говоря от имени поколения и выверяя сказанное собственным писательским опытом, Ю.Бондарев точно характеризует несколько «затянувшееся» молчание вчерашних «людей окопов», наделенных художническим даром: «Душевный опыт этих людей был насыщен до предела. Все 4 года войны они прожили, не переводя дыхания, и, казалось, концентрация деталей, эпизодов, конфликтов, ощущений, потерь, образов солдат, пейзажей, запахов, разговоров, ненависти и любви была настолько густа и сильна после возвращения с фронта, что просто невозможно было всё это организовать, найти необходимый сюжет, композицию, ясно проявить главную мысль. Сотни сюжетов, судеб, коллизий, характеров теснились в неостывшей памяти каждого. Все было слишком горячо, слишком близко - детали возрастали до гигантских размеров, затмевали основное. Прошло время. Всё постепенно отстоялось. Появилась историческая дистанция, которая позволяла видеть большое в истинном свете. История осмыслялась с высоты современности и сама входила в неё со своими творцами - бывшими фронтовиками»1.

Анализ романа

С бойцами и командирами батареи - лейтенантами Кузнецовым, Дроздовским, Давлатяном, старшим сержантом Ухановым, наводчиками Нечаевым и Сергуненковым, с санинструктором Зоей Елагиной и другими - мы знакомимся на первых же страницах романа «Горячий снег». Всех этих людей, разных по возрасту, образованию, характерам, духовным потребностям и душевному складу (и как точно доносит художник индивидуальные особенности каждого из них, какие выразительные портреты он рисует!), свела воедино необходимая и святая обязанность - защищать Родину. «Ни шагу назад! И выбивать танки. Стоять и о смерти забыть!» - скажет им Бессонов перед боем, который почти никому из героев не придется пережить, но в котором предельно раскроются их характеры, до последней глубины обнажатся души. У них теперь была одна судьба, которая «одинаково и равно надвигалась на них вместе с катящимся по степи танковым гулом».

Существенно и весомо прошлое персонажей романа «Горячий снег». У иных оно почти безоблачно, у других так сложно и драматично, что былая драма не остаётся позади, отодвинутая войной, а сопровождает человека и в сражении юго-западнее Сталинграда. События прошлого определили военную судьбу Уханова: одарённый, полный энергии офицер, которому бы и командовать батареей, но он только сержант. Крутой, мятежный характер Уханова определяет и его движение внутри романа. Прошлые беды Чибисова, едва не сломившие его (он провёл несколько месяцев в немецком плену), отозвались в нём страхом и многое определяют в его поведении. Так или иначе в романе проскальзывает прошлое и Зои Елагиной, и Касымова, и Сергуненкова, и нелюдимого Рубина, чью отвагу и верность солдатскому долгу мы сумеем оценить только к концу романа.

Особенно важно в романе прошлое генерала Бессонова. Мысль о сыне, попавшем в немецкий плен, затрудняет его позицию и в Ставке, и на фронте. А когда фашистская листовка, сообщающая о том, что сын Бессонова попал в плен, попадает в контрразведку фронта в руки подполковника Осина, кажется, что возникла угроза и службе Бессонова.

Для Юрия Бондарева  характерна устремлённость к трагедии, природа которой близка событиям самой войны. Казалось бы, ничто так не отвечает этой устремленности художника, как тягчайшее для страны время начала войны, лета 1941 года. Но книги писателя - о другом времени, когда уже почти несомненен разгром фашистов и победа русской армии. Гибель героев накануне победы, преступная неизбежность смерти заключает в себе высокую трагедийность и вызывает протест против жестокости войны и развязавших её сил. Умирают герои "Горячего снега" - санинструктор батареи Зоя Елагина, застенчивый ездовой Сергуненков, член Военного совета Веснин, гибнет Касымов и многие другие... И во всех этих смертях виновата война. Пусть в гибели Сергуненкова повинно и бездушие лейтенанта Дроздовского, пусть и вина за смерть Зои ложится отчасти на него, но как, ни велика вина Дроздовского, они, прежде всего - жертвы войны. В романе выражено понимание смерти - как нарушение высшей справедливости и гармонии. Вспомним, как смотрит Кузнецов на убитого Касымова: "сейчас под головой Касымова лежал снарядный ящик, и юношеское, безусое лицо его, недавно живое, смуглое, ставшее мертвенно-белым, истончённым жуткой красотой смерти, удивлённо смотрело влажно-вишнёвыми полуоткрытыми глазами на свою грудь... В этом невидящем прищуре Касымова было тихое любопытство к не прожитой своей жизни на этой земле и одновременно спокойная тайна смерти, в которую его опрокинула раскалённая боль осколков, когда он пытался подняться к прицелу".


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73015. ИЗМЕРЕНИЕ НАРУЖНЫХ И ВНУТРЕННИХ РАЗМЕРОВ ДЕТАЛЕЙ НА ОПТИМЕТРАХ 2.5 MB
  Цель работы: ознакомиться с принципом автоколлимации; изучить устройства и принцип работы оптиметровой трубки; изучить конструкцию вертикального и горизонтального оптиметров; приобрести практические навыки измерения внутренних и наружных размеров с помощью оптиметров.
73016. ИЗМЕРЕНИЕ НАРУЖНЫХ РАЗМЕРОВ ДЕТАЛИ ИНСТРУМЕНТОМ С РЫЧАЖНО-МЕХАНИЧЕСКОИ И ЗУБЧАТЫМИ ПЕРЕДАЧАМИ 1.6 MB
  Цель работы: изучить устройство и принцип работы мерительного инструмента с рычажно-механической и зубчатыми передачами; приобрести практические навыки измерения наружных размеров с помощью индикаторной и рычажной скоб; рычажного микрометра.
73017. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТКЛОНЕНИЯ ФОРМЫ И РАСПОЛОЖЕНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ 1.89 MB
  Радиальным биением согласно СТ СЭВ 30176 называется разность наибольшего и наименьшего расстояний от точек реальной поверхности до базовой оси вращений в сечении перпендикулярном этой оси.
73018. ИЗМЕРЕНИЕ ВНУТРЕННИХ РАЗМЕРОВ ИНДИКАТОРНЫМ НУТРОМЕРОМ 505 KB
  Цель работы: изучить устройство и принцип работы индикаторного нутромера; приобрести практические навыки измерения внутренних размеров с помощью индикаторного нутромера. Приборы и инструменты: индикаторный нутромер с принадлежностями; плоскопараллельные концевые меры; штангенциркуль.
73019. ИЗМЕРЕНИЕ НАРУЖНЫХ РАЗМЕРОВ ДЕТАЛИ НА МИКРОКАТОРЕ И ОПТИКАТОРЕ 1.2 MB
  Цель работы: изучить устройство и принцип работы микрокатора и оптикатора; приобрести практические навыки измерения наружных размеров с помощью микрокатора и оптикатора. Приборы и инструменты: микрокатор; оптикатор; плоскопараллельные концевые меры.
73020. ИЗМЕРЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ДЕТАЛЕЙ ШТАНГЕНИНСТРУМЕНТАМИ 1.44 MB
  Цель работы: изучить назначение, особенность конструкции и область применения штангенинструмента; научиться правильно производить измерения геометрических параметров деталей. Приборы и инструменты: штангенциркуль; штангенглубиномер; щтангенрейсмас.
73021. ИЗМЕРЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ДЕТАЛЕЙ МИКРОМЕТРИЧЕСКИМИ ИНСТРУМЕНТАМИ 1.23 MB
  Особенности конструкции и принцип работы микрометрического инструмента. Навертывая гайку 6 на коническую часть хвостика можно уменьшить осевой люфт микрометрического винта 7 который перемещается внутри стебля по резьбовой поверхности с шагом резьбы.
73022. ПЛОСКОПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ КОНЦЕВЫЕ МЕРЫ 479.5 KB
  Инструменты: набор плоскопараллельных концевых мер длины; принадлежности к наборам плоскопараллельных концевых мер. Задание: составить блоки плиток по заданным размерам. Плоскопараллельные концевые меры длины составляют основу современных линейных измерений в машиностроении.
73023. СОЗДАНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ДАННЫХ В IDEF1X 306 KB
  Она включает сущности и взаимосвязи отражающие основные бизнес-правила предметной области. Такая диаграмма не слишком детализирована в нее включаются основные сущности и связи между ними которые удовлетворяют основным требованиям предъявляемым к ИС.