33553

Сущность и содержание теории управления. Базовые понятия теории управления. Субъект, объект и цель управления, система, подсистема, социальная организация

Доклад

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Сущность и содержание теории управления. Базовые понятия теории управления. Субъект объект и цель управления система подсистема социальная организация. Управление воздействие субъекта управления на объект с целью перевода его в новое желательное состояние.

Русский

2013-09-05

64 KB

63 чел.

1. Сущность и содержание теории управления.

Базовые понятия теории управления. Субъект, объект и цель управления, система, подсистема, социальная организация.

Управление является существенно важной деятельностью для любой  организации. Управление – воздействие субъекта управления на объект с целью перевода его в новое желательное состояние. Понятие «воздействие» является ключевым для любого вида управления.

Объектом управления называется управляемая подсистема (организация, люди) воспринимающая воздействие со стороны субъектов управления. Субъект управления – управляющая подсистема (орган управления, руководитель), воздействующая на другие звенья системы. При анализе систем управления субъект управления может рассматриваться и как объект управления для вышестоящего звена данной системы.

Целью управления называется желаемое состояние системы, которое должно быть достигнуто в результате управленческого воздействия. Импульсы воздействия, содержащие в себе в явном или неявном виде информацию о том, как в дальнейшем должен функционировать объект управления называются управлением управленческими командами. Управление осуществляется только в том случае, если объект управления выполняет команды субъекта управления, т.е. когда между ними существует управленческое взаимодействие.

Система – совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных и представляющих целостное образование элементов, каждый из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Части системы называются звеньями, элементами или подсистемами.

Социальное управление осуществляется в социальных организациях. Социальной организацией называется группа людей, деятельность которых сознательно координируется ради достижения общей цели.

Объектом теории управления как науки является система управленческих взаимодействий. Предметом – управленческие отношения, возникающие между субъектом и объектом управления в рамках управленческих взаимодействий. 

Горизонтальное и вертикальное разделение труда.

ГРТ – разделение общего объема работы на меньшие по объему специализированные задания. В небольших организациях работа разделяется между отдельными исполнителями. В сложных организациях ГРТ осуществляется также путем образования подразделений, выполняющих специфические задания и добивающихся реализации специфических целей. Подразделения, также как и организация в целом, представляют собой группу людей, деятельность которых должна координироваться для достижения общей цели.

ВРТ: отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления. Горизонтально разделенная управленческая работа также должна быть скоординирована. Поэтому одним руководителям приходится координировать работу других руководителей и так да тех пор, пока эта цепочка не дойдет до руководителя, координирующего работу неуправленческого персонала (т.е. людей физически производящих товары или услуги). Такое ВРТ образует уровни управления.

Вне зависимости от количества уровней управления в организации руководителей обычно делят на 3 категории:

  1.  Руководители, находящиеся на институциональном уровне. В основном заняты разработкой долгосрочных планов, формулированием целей, адаптацией организации к  изменениям во внешней, управлением отношениями между организацией и внешней средой;
  2.  Руководители, находящиеся на управленческом уровне. В основном заняты координацией деятельности отдельных подразделений организации;
  3.  Руководители, наводящиеся на техническом уровне. В основном выполняют действия, необходимые для координации деятельности исполнителей.

Особенности управленческого труда.

Управленческая работа по своей сути очень сильно  отличается от неуправленческой. Практически любая неуправленческая работа требует специализации и концентрации.

Что касается управленческой работы, то она характеризуется разнообразием, прерывистостью выполняемых действий и их фрагментарностью. Являясь субъектом управленческой деятельности, руководители выполняют различные роли.

Роль – набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретной должности.

Минцберг сгруппировал основные роли руководителей в 3 категории:

  1.  Межличностные (управление людьми);
  2.  Информационные (управление информацией);

3.   Роли, связанные с принятием решений (управление действиями).

Роль

Межличностные роли

Характер деятельности

Глава

Проведение  церемониальных и символических мероприятий (торжественные собрания, вручение наград, встреча гостей, подписание юридических документов).

Лидер

Мотивация подчиненных на достижение цели, координация их усилий, обучение и консультирование подчиненных.

Связующее звено

Обеспечение устойчивости информационных связей внутри организации, налаживание внешних связей, установление контактов.

Роль

Информационные роли

Характер деятельности

Наблюдатель

Поиск и получение специализированной информации (просмотр периодической печати, отчетов и научной литературы, ознакомительные поездки, беседы с подчиненными и вышестоящими руководителями).

Распространитель информации

Рассылка информации другим членам организации, устные беседы, телефонные звонки.

Представитель

Разъяснение политики и планов организации внешним субъектам, обращение в СМИ, выступления на совещаниях и конференциях.

Роль

Роли, связанные с принятием решений

Характер деятельности

Предприниматель

Инициирование новых проектов, поиск новых идей, определение направлений развития организации, ситуационный анализ.

Борец с нарушениями

Урегулирование конфликтов между подчиненными, ликвидация нарушений деятельности организации, адаптация к кризисным явлениям во внешней среде.

Распределители ресурсов

Принятие решений о распределении ресурсов (людей, денег, оборудования, времени) на различные проекты, планирование работы подчиненных.

Участник переговоров

Ведение переговоров от имени организации, участие в совещаниях.

Административные, экономические и социально-психологические методы управления.

Методы управления – совокупность способов и приемов воздействия субъекта управленческой деятельности на управляемый объект для достижения запланированного результата.

 Организационно-административные методы базируются на власти, дисциплине и ответственности и включают в себя все виды управленческих воздействий:

прямое административное указание, которое имеет обязательный характер и адресуется конкретным управляемым объектамуправления;

установление правил, регулирующих деятельность подчиненных,

разработка и внедрение рекомендаций по организации и совершенствованию тех или иных процессов,

контроль и надзор за деятельностью организаций и отдельных работников

Экономические методы управления – это способы воздействия на людей, в основе которых лежит экономическое стимулирование, направленное на усиление экономической заинтересованности персонала в реализации целей организации. Основные методы управления здесь: система заработной платы и премирования, система экономического стимулирования (совокупность мероприятий, направленных на  усиление заинтересованности персонала). 

Социально-психологичесие методы управления - совокупность способов воздействия на общественное и индивидуальное сознание, социальную активность в целях повышения эффективности деятельности управляемого объекта. Они включают:

1)методы социального регулирования (выявление и регулирование интересов различных подразделений).

2)методы морального стимулирования (поощрение коллективов, отдельных работников, достигших определенных успехов в профессиональной деятельности).

3)методы гуманизации труда (использование психологического воздействия цвета, музыки, снижение монотонности труда, расширение его творческой составляющей).

4)методы комплектования малых групп (позволяют определить оптимальные отношения между работниками с учетом их психологической совместимости),

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25733. Распространение декаметровых волн 37.72 KB
  К диапазону KB декаметровые волны относят радиоволны с длиной волны от 100 до 10м. В отличие от более коротких волн которые распространяются земной волной декаметровые волны распространяются в основном путем отражении от ионосферы. Радиус действия земной волны в диапазоне коротких волн сравнительно невелик и при обычно используемых мощностях передатчиков не превышает нескольких десятков километров. Но короткие волны могут распространяться на многие тысячи километров путем многократных последовательных отражений от ионосферы и Земли и...
25734. Взаимодействие уровней модели OSI 23.42 KB
  Каждый уровень модели OSI выполняет определенную задачу в процессе передачи данных по сети. Уровень 7 Applicayion layer A Прикладной Ур. Каждый уровень компьютераотправителя взаимодействует с таким же уровнем компьютераполучателя как будто он связан напрямую. Каждый уровень модели выполняет свою функцию.
25735. Каналы связи. Классификация каналов связи. Параметры каналов связи. Условие передачи сигнала по каналу связи 287 KB
  Канал связи — система технических средств и среда распространения сигналов для передачи сообщений (не только данных) от источника к получателю (и наоборот). Канал связи, понимаемый в узком смысле (тракт связи), представляет только физическую среду распространения сигналов, например, физическую линию связи.
25737. Рынок современной прессы 34.17 KB
  газет порядка 18 тыс. Преобладающим товаром и основным информационным носителем на рынке российской периодики как и прежде остаются газеты общий тираж которых в 2005 году составил 8 млрд 312 млн экз. из которых 29 млрд приходится на долю общероссийских газет. В отличие от газет подавляющее большинство журналов 916 наименований и 98 совокупного годового тиража приходится на Москву и СанктПетербург.
25738. Законодательство в сфере журналистики. Закон о СМИ 25.88 KB
  Право на получение информации одновременно означает обязанность государственных органов и органов местного самоуправления всех властных и общественных структур дать ответ на обращение к ним гражданина. Право производить и распространять информацию представляет собой творческий процесс по созданию информации в любой форме от книги до сигналов в космические дали и свободному ее распространению в том числе с помощью различных технических средств. Недопустимость идеологической ангажированности средств массовой информации закреплена в статье...
25739. Журналистское произведение как текст – жанровые разновидности 29.76 KB
  В прессе предлагают разделять тексты на 5 групп: оперативноновостные заметка оперативноисследовательские интервью репортажи отчеты исследовательсконовостные комментарий рецензия корреспонденция исследовательские статья письмо обозрение исследовательскообразные очерк фельетон. Информационные новость заметка интервью репортаж отчет реплика Аналитические корреспонденция статья комментарии рецензия обозрение Художественнопублицистические очерк зарисовка эссе сатирические жанры памфлет...
25740. Явления демассификации и дигитализации СМИ 19.61 KB
  Явления демассификации и дигитализации СМИ Под воздействием новых информационных технологий происходят значительные изменения в области массовых коммуникаций. Рассмотрим основные процессы лежащие в основе модификации современной системы СМИ. Под этим подразумевается перевод содержания СМИ во всех его формах текстовой графической звуковой в цифровой формат понятный современным компьютерам. Дигитализация устраняя различия между отдельными СМИ и уравнивая их содержание прокладывает дорогу их конвергенции.
25741. Социально-политические предпосылки возникновения журналистики 21.3 KB
  Социальнополитические предпосылки возникновения журналистики Этапы возникновения журналистики: Изобретение письменности возможность передачи информации из поколения в поколение; Изобретение книгопечатания 1450г. Появилась потребность в директивной управленческой информации более массового свойства нежели информация межличностного или коллективного публичного общения а также в формировании общественного мнения. Носителем информации служили дощечки покрытые гипсом. К материальнотехническим предпосылкам возникновения журналистики...