33554

Эволюция управленческой мысли. Важнейшие подходы, внесшие существенный вклад в развитие теории и практики управления

Доклад

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Важнейшие подходы внесшие существенный вклад в развитие теории и практики управления. Школа научного управления. Создатели школы научного управления Ф. Основой методологии научного управления стал анализ содержания работы выявление ее основных компонентов и рационализация ее выполнения.

Русский

2013-09-05

70.5 KB

25 чел.

  1.  Эволюция управленческой мысли.

Важнейшие подходы, внесшие существенный вклад в развитие теории и практики управления.

Школа научного управления.

Создатели школы научного управления – Ф. Тейлор, Ф. Гилбрет, Гантт,

Они полагали, что, используя наблюдение, измерение, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда и добиться их эффективного выполнения. Основой методологии научного управления стал анализ содержания работы, выявление ее основных компонентов и рационализация ее выполнения.
Основные принципы школы научного управления состоят в следующем:

  •  Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения работы;
  •  Отбор работников лучше всего подходящих физически интеллектуально для выполнения конкретных работ и их профессиональное обучение;
  •  Обеспечение работников ресурсами, необходимыми для эффективного выполнения их задач;
  •  Установление реалистичных норм производства и использование материального вознаграждения за их выполнение и перевыполнение;
  •  Сотрудничество между администрацией и работниками в деле практического внедрения научной системы организации труда;
  •  Отделение управленческих функций планирования работы от самой работы (руководители должны думать, а работники работать).

ВЫВОД: Благодаря разработке концепции научного управления оно было признано самостоятельной областью научных исследований и было доказано, что методы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике деятельности организаций для достижения намеченных целей.

Школа административного управления.

(А. Файоль, Л. Урвик, М. Вебер) Ее цель – разработка универсальных принципов управления организации в целом, которые обязательно приведут организацию к успеху. рассматривает подходы к управлению организацией в целом. Анри Файоль сформулировал 14 принципов:

  •  Разделение труда. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за счет специализации, т.е. за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимания и усилия.
  •  Полномочия и ответственность. Полномочия – право отдавать приказы. Ответственность – обязанность отвечать за из правильность.
  •  Дисциплина. Предполагает четкое и ясное взаимопонимание между работниками и руководителями, базирующееся на уважении правил и договоренностей, существующих в организации. Одной из главных задач руководителя должна быть фиксация соглашений, в которых написаны все дисциплинарные формальности.
  •  Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного начальника.
  •  Единство руководства. Каждая группа действующая в рамках одной цели должна иметь единый план действия и одного руководителя.
  •  Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников, не должны превалировать над интересами организации.
  •  Вознаграждение персонала. Оплата должна отражать содержание организации и стимулировать персонал на работу с максимальной отдачей.
  •  Централизация. Условие, при котором право принимать наиболее важные решения остается за высшими органами управления. Уровень централизации и децентрализации должен зависеть от конкретных условий и выбираться таким образом, чтобы давать наивысшие результаты.
  •  Иерархичность. Характеризуется многоуровневым управлением в виде ступенчатой скалярной структуре лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица занимающего самое высокое положение в этой цепочке и заканчивая руководителем низового звена.
  •  Порядок. Есть место для всего (для каждого) и все (каждый) находится на своем месте.
  •  Справедливость. Лояльность и преданность персонала должны обеспечиваться уважительным и справедливым отношением администрации к подчиненным.
  •  Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров является и причиной и следствием плохого управления.
  •  Инициативность. Руководители должны поощрять подчиненных за выдвижение новых идей и оказывать им организационную поддержку.
  •  Корпоративный дух. Руководителям следует мотивировать принцип «В единстве сила». Единство является результатом общих интересов персонала.

Линдалл Урвик сформулировал следующие организационные принципы, которым должны следовать руководители организации:

  •  Соответствие работников структуре. В начале следует детально разработать структуру организации, а затем подобрать специалистов, в наибольшей мере соответствующих требования структуры.
  •  Создание общего и специализированных штабных подразделений. Основной функцией специализированных штабных подразделений, должна быть разработка рекомендаций для руководителей организации. Основной задачей общей штабной структуры является подготовка приказов, контроль текущей работы и оказание помощи руководителю координации действий штабных специалистов.
  •  Сопоставимость прав и ответственности. Недостаточно возлагать на линейных руководителей только ответственность за их деятельность. Необходимо также делегировать и права соответствующие их ответственности.
  •  Соблюдение нормы управляемости (количество людей непосредственно подчиненных руководителем). Норма управления зависит от индивидуальных качеств руководителя.
  •  Определенность. Для каждой должности в организации должны быть письменно определены права, обязанности, ответственность, характер взаимосвязей с другими сотрудниками.

Логическим завершением административной школы управления стала концепция «рациональной бюрократии» М. Вебера (немец. социолог и экономист). Он считал, что организации должны управляться на безличной, сугубо рациональной основе. Вебер назвал эту организационную форму управления бюрократией, и сформулировал следующие принципы построения бюрократической организации:

  •  Разделение труда на базе функциональной специализации;
  •  Наличие четко очерченной иерархической системы распределения власти;
  •  Наличие системы правил и норм, определяющих права и обязанности работников;
  •  Наличие системы правил, регламентирующих поведение работников в каждой конкретной ситуации;
  •  Отсутствие личностного начала в межличностных отношениях;
  •  Отбор сотрудников и их продвижение по службе осуществляются в соответствии с их квалификацией, уровень которой определяется либо на экзамене, либо по уровню образования и выслуге лет;
  •  Стратегическая направленность на пожизненный найм работника;
  •  Все административные решения оформляются в письменном виде, что обеспечивает их преемственность во времени.
  •  Управление административной деятельностью состоит в разработке доскональных письменных инструкций и контроля их неуклонного выполнения

ВЫВОД: вклад представителей административной школы состоит в том, что они:

  •  рассмотрели управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций;
  •  дали анализ функций управления;
  •  сформулировали систематизированную теорию управления организацией;
  •  выделили управление как особый вид деятельности.

Школа человеческих отношения и поведенческих наук.

Суть школы: признание чел фактора основным элементом эффективности организации. Представители считали, что по-настоящему эффективный контроль над процессами труда исходит от самого работника и что производительность труда в основном зависит от того, какие отношения существуют между руководителем и работниками и между самими работниками.

ПредставителиМэйо, Фолетт, Бернард.
Основные положения школы:

  •  производительность труда зависит от морального климата в коллективе
  •  удовлетворение соц потребностей работников способствует повышению эффективности организации
  •  адаптация работников к изменениям во внешней и внутренней среде облегчается, если они работают в сплоченном коллективе
  •  руководители должны информировать работников о планах и деятельности организации
  •  привлечение работников к управлению производством повышает их заинтересованность в эффективном труде.

Количественная школа. Саймон

Отличается от других школ управления широким применением математических и статистических методов в принятии управленческих решений.
Представители школы рассматривают
управление как логический процесс, который может быть представлен в математическом виде.
Основным методом количественной школы является моделирование. Как правило, модель упрощает реальность, что позволяет сократить число переменных, подлежащих рассмотрению. Кол-ые методы применяются в таких сферах упр деятельности как управление запасами, распределение ресурсов, оптимизация транспортных потоков и т.д.

Процессный подход к управлению.

М. Хаммер, Д. Чампи  Постулат о взаимосвязанности управленческих функций является основой процессного подхода к управлению. В соответствии с этим постулатом управленческие функции не могут рассматриваться в отрыве друг от друга, т.к. управленческое воздействие не бывает разовым, оно всегда является серией взаимосвязанных управленческих действий.

Процесс управления – совокупность управленческих действий, предпринимаемых при выполнении управленческих функций планирования, организации, мотивации и контроля.

Системный подход в управлении.

Акофф, Связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов (люди, структура, задачи, технологии), которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды. Каждое решение имеет последствие для всей системы.

Ситуационный подход.

Стогдилл, Фоллет, Сторонники этого подхода утверждают, что универсальных методов управления не существует, т.к. результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут существенно отличаться друг от друга. В этом подходе главным фактором является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, который оказывает наибольшее влияние на организацию в данное конкретное время. С точки зрения ситуационного подхода управление – искусство руководителя использовать собственный опыт и научные рекомендации в каждой конкретной ситуации.

Проблемы управления в условиях перехода к рыночным отношениям.
Источником большинства проблем, возникающих перед российской системой управления при переходе к рыночным отношениям, стал вопрос создания и распределения добавленной стоимости. Любая коммерческая структура должна создавать добавленную стоимость и распределять ее между собственниками, наемными работниками, гос-вом и обществом вцелом. Из добавленной стоимости акционеры получают прибыль, кредиторы % платежи, сотрудники з/п, Правит-во налоги, общество защиту экологии и прав чела. Основными препятствиями на этом пути являются:

  •  неадекватное отношение к нововведениям и творческой деятельности в реализации новых возможностей создания добавленной стоимости
  •  недостаточная проработанность принципов перераспределения добавленной стоимости
  •  запутанная и противоречивая система законов, регулирующих экономическую деятельность

Возрастание роли человеческого фактора в управлении.
Управление – непрерывный процесс воздействия на объект управления (личности, коллектив, технологический процесс, предприятие, государство) для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов. Каждый специалист в области управления должен владеть теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели своей деятельности, определять стратегию и тактику, принимать управленческие решения и нести персональную ответственность за них.

Принципиальные изменения в политической и экономической жизни страны, развитие демократических принципов управления требуют от руководителей предприятий и государственных служащих глубокого изучения современных методов и форм управления трудовыми коллективами. Перед руководителем стоят такие проблемные задачи, как внедрение новых технологий, организация выпуска новых конкурентоспособных товаров, фактическое внимание к качеству выпускаемой продукции.
Появилась и успешно развивается новая тенденция в управлении –получение высокой прибыли и высокая конкурентоспособность, которые зависят от культуры организации.

Новая управленческая парадигма.
В недавнее время основными ценностями, на которых формировалось мировоззрение руководителей были: стабильность, механистические технологии, централизация власти, индивидуальное выполнение рабочих заданий. Появление новых знаний привело к формированию новой управленческой парадигмы. На 1 место в управленческой культуре выходят такие ценности, как:

  •  решение проблем в условиях неопределенности
  •  интеллектуальность труда
  •  нововведения
  •  электронные технологии
  •  децентрализация власти
  •  карьера, ориентированная на творческий рост

Главным требованием, предъявляемым новой управленческой парадигмой и руководством является развитие организационных способностей к обучению и превращение руководимых ими организаций в непрерывно обучающиеся системы

PAGE  4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73938. М.С. Грушевський - видатний український діяч 298 KB
  Формування особистості М.С. Грушевського. Формування політичних поглядів і переконань на різних етапах життя М.С. Грушевського. Повернення в Україну. На чолі Центральної Ради. Ідея соціалістичного федералізму. Брестська трагедія. Зрілість. Останні роки життя...
73939. Имидж как средство повышения конкурентоспособности предприятия 3.55 MB
  Имидж предприятия (организации) и принципы его формирования в современных условиях. Формирование внутреннего имиджа предприятия и его взаимосвязь с мотивацией трудовой деятельности. Формирование имиджа ОАО «Автокомбинат 1». Основные направления повышения конкурентоспособности транспортных услуг
73940. УПРАВЛİННЯ АКТИВАМИ 98.5 KB
  Розглядаючи наведену формулу необхідно визначити період який потрібен для перетворення виробничих запасів дебіторської і кредиторської заборгованості в готівку.з середній період обороту дебіторської заборгованості...
73941. Фінансовий аналіз діяльності ПрАТ ЧШФ Елегант 1.2 MB
  Джерела інформації та форми документації. Капітал підприємства, показники його стану, динаміки та використання. Економічна сутність і класифікація капіталу підприємства. Показники стану капіталу підприємства. Капітал підприємства ПрАТ ЧШФ «Елегант». Фінансовий аналіз діяльності ПрАТ ЧШФ «Елегант». Аналіз структури балансу, складу майна та джерел його формування. Аналіз ліквідності ПрАТ ЧШФ «Елегант»
73942. УПРАВЛIННЯ IНВЕСТИЦIЯМИ 151.5 KB
  Економічна сутність інвестицій та їх класифікація Ефективне управління інвестиціями обумовлює необхідність: зясування сутності інвестицій та можливості їх реалізації в різних формах; розробки і реалізації інвестиційної стратегії як головної мети інвестиційної діяльності; урахування класифікації інвестицій; вибору та оцінки ефективності інвестиційних проектів підприємств; забезпечення оптимального співвідношення джерел фінансування в реальних капітальних інвестицій; оцінювання ефективності фінансових інвестицій та формування оптимального...
73943. Етапи формування команди 45.5 KB
  Люди, обєднані в робочу групу, мають різні мотиви і очікування. Важливо розуміти, в чому буде виграш кожного учасника у разі загального успіху проекту, і використовувати це знання для об'єднання співробітників.
73944. ТИПОЛОГИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО СУБЪЕКТА 77 KB
  В эпосе герой еще всецело находится в зависимости от божества: он не может действовать самостоятельно он по словам Б. Герой обладает теми же качествами что и боги но он жертва тех свойств носителем которых является. Тематическая близость обнаруживается между Бедными людьми и повестью Белые ночи герой которой дает себе уничижительную характеристику: Мечтатель не человек а знаете какоето существо среднего рода.
73945. ШКОЛЫ И МЕТОДЫ СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ 148.5 KB
  Гадамер утверждает что смысловые потенции текста далеко выходят за пределы того что имел в виду его создатель. Суть интерпретации для Хирша как и деконструктивистов состоит в том чтобы из знаковой системы текста создать нечто большее чем его физическое бытие создать его значение. В повседневной практике интерпретации Хирш видит подтверждение онтологического равенства всех возможных значений интерпретируемого текста.
73946. Финансы, конспект лекций 2.73 MB
  Исследование системы финансовых экономических отношений возникающих по поводу образования и использования фондов денежных средств сложный процесс. Finnci1 в переводе означают наличность доход ; в широком смысле денежные средства денежные обороты . Главное назначение финансов состоит в том чтобы путем создания денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах но и контроль за расходованием финансовых ресурсов. Национальный доход страны равен валовому общественному продукту...