33556

Планирование как функция управления

Доклад

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Планирование как функция управления Планированием называется процесс определения целей организации и способов их достижения. Цель – это конкретное состояние отдельных характеристик организации достижение которых является для неё желательным и на достижение которых направлена её деятельность. Основная цель деятельности организации раскрывающая смысл её существования называется миссией организации. Формулировка миссии должна отражать 2 основных аспекта: Какие группы населения являются клиентами организации Какие потребности клиентов...

Русский

2013-09-06

50.5 KB

10 чел.

4.   Планирование как функция управления

Планированием называется процесс определения целей организации и способов их достижения.

Цель – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для неё желательным и на достижение которых направлена её деятельность.

Основная цель деятельности организации раскрывающая смысл её существования называется миссией организации.

Формулировка миссии должна отражать 2 основных аспекта:

  •  Какие группы населения являются клиентами организации
  •  Какие потребности клиентов организация может удовлетворить.

Цели более низких уровней формируемые на основе миссии организации должны обладать следующими характеристиками:

  •  Конкретность и измеримость целей (подразумевает их количественное выражение)
  •  Достижимость целей
  •  Гибкость целей
  •  Взаимосвязанность целей
  •  Фиксация сроков достижения целей
  •  Приемлемость целей (подразумевает учёт интересов собственников, руководителей, исполнителей, потребителей и общества, т.е. всех сторон, влияющих на организации.

Необходимость планирования обусловлена следующими причинами:

  1.  Наличие четко разработанных планов позволят более эффективно координировать деятельность работников организации и способствуют концентрации их усилий на выполнение стоящих перед ними задач.
  2.  Планирование позволяет подготовиться к возможным изменениям во внешней и внутренней среде организации и тем самым снизить степень неопределённости будущего.
  3.  Цели, установленные в ходе планирования играют роль стандартов при осуществлении функции контроля.

Функция планирования состоит из 2х этапов:

Стратегическое планирование в рамках которого формулируются миссия и цели организации, поводится анализ внутренней и внешней среды, изучаются стратегические альтернативы и принимается общая стратегия деятельности организации.

Планирование реализации выбранной стратегии, в рамках которого выбираются методы достижения целей, разрабатываются дополнительные планы, формулируются политика организации, фиксируются конкретные процедуры, правила.

При планировании необходимо ответить на следующие вопросы:

  •  Какова миссия организации?
  •  Какими должны быть цели?
  •  Какие изменения происходят во внешнем окружении и как они отражаются и могут отразиться в будущем на организации?
  •  Какие стратегии и тактику следовало бы выбрать для достижения поставленной цели?

Этапы планирования.

В общем, в процессе планирования можно выделить:

  •  процесс целеполагания (определение системы целей);
  •  процесс сочетания (координации) целей и средств их достижения;
  •  процесс развития или единство существующей системы работы организации с ее будущим развитием.

Планирование реализации стратегии.

Основные компоненты планирования:

  •  Тактика
  •  Политика
  •  Процедуры
  •  Правила

Тактический план – это детальное описание способов реализации одной или нескольких задач, стоящих перед организацией.

Тактические планы обычно разрабатываются на уровне руководства среднего звена, охватывают более короткий период времени и могут включать разные варианты решения одной и той же задачи.

Политика – это сформулированная руководством организации общее направление действий и принятие решений, которые облегчают реализацию стратегических и тактических планов.

Политика, как правило, включает в себя неоднозначные понятия и поэтому оставляет работникам свободу действий.

Процедура – это последовательность взаимосвязанных действий, которые следует предпринимать в конкретной ситуации. (Процедура приёма на работу, увольнение и тп)

Правило – это чёткое указание как должен поступить работник в конкретной хорошо структурированной ситуации.

Планирование и планы

Следует различать планирование и планы. План - это детализированная совокупность решений, которые подлежат реализации, перечень конкретных мероприятий и их исполнителей. План является результатом процесса планирования.

План как итог планирования для исполнителей является директивным документом и должен включать как обязательные, так и рекомендательные показатели, причем с увеличением сроков планирования число индикативных (рекомендательных) показателей растет. Это связано с тем, что при долгосрочном планировании результат не может быть определен абсолютно точно, так как он зависит от изменения условий хозяйствования и имеет вероятностный характер. Планироваться могут конкретные мероприятия, товары, услуги и работы, а также структуры, технологии и процедуры.

Различают три основные формы организации планирования:

  •  "сверху вниз";
  •  "снизу вверх";
  •  "цели вниз - планы вверх".

Планирование "сверху вниз" основывается на том, что руководство создает планы, которые надлежит выполнять их подчиненным. Такая форма планирования может дать положительный результат только при наличии жесткой, авторитарной системы принуждения.

Планирование "снизу вверх" основано на том, что планы создаются подчиненными и утверждаются руководством. Это более прогрессивная форма планирования, но в условиях углубляющейся специализации и разделения труда сложно создать единую систему взаимосвязанных целей.

Планирование "цели вниз - планы вверх" соединяет достоинства и устраняет недостатки двух предыдущих вариантов. Руководящие органы разрабатывают и формулируют цели для своих подчиненных и стимулируют разработку планов в подразделениях. Такая форма дает возможность создать единую систему взаимосвязанных планов, так как общие целевые установки являются обязательными для всей организации.

Планирование базируется на данных прошлых периодов деятельности, но целью планирования является деятельность предприятия в перспективе и контроль за этим процессом. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности информации, которую получают менеджеры. Качество планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня компетенции менеджеров и точности прогнозов относительно дальнейшего развития ситуации.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13639. Гордиться своей нацией – патриотизм, хвалиться своей национальностью - национализм 14.12 KB
  Гордиться своей нацией – патриотизм хвалиться своей национальностью национализм И.Н. Шевелев Эссе Шевелев в своем высказывании безусловно прав. Какое прекрасное чувство – патриотизм Гордость за свой народ и богатейшую историю нации уважение и почитание традиций...
13640. Карл Краус. Мы были достаточно цивилизованны, чтобы построить машину, но слишком примитивны, чтобы ею пользоваться 14.71 KB
  Мы были достаточно цивилизованны чтобы построить машину но слишком примитивны чтобы ею пользоваться Карл Краус Высказывание Карла Крауса австрийского писателя о том что мы были достаточно цивилизованны чтобы построить машину но слишком примитивны чтобы ею по...
13641. Национализм – это не любовь к своей нации, а ненависть к чужой 14.16 KB
  Национализм – это не любовь к своей нации а ненависть к чужой И.Н. ШевелевПрежде всего хочется характеризовать нацию как исторически высшую форму организации этносоциальных общностей. Для членов нации характерно национальное самосознание т.е. отражение в индивидуальн...
13642. Наши взгляды как часы - все показывают разное время, но каждый верит только свои 14.18 KB
  Наши взгляды как часы все показывают разное время но каждый верит только свои. Я согласна с данным высказыванием. Действительно неотъемлемая черта каждого индивида приобретшего характерные черты и ставшего индивидуальностью – это свое собственное мировоззрение. Во
13643. Теплов. Не в том дело, что способности человека проявляются в деятельности, а в том, что они в ней создаются 13.87 KB
  Не в том дело что способности человека проявляются в деятельности а в том что они в ней создаются. Б. Теплов Данное высказывание связано с проблемой развития человеческих способностей. Эта проблема важна для обществознания в целом так как от развития человека зависит д
13644. Объявить себя гением легче всего по радио 14.01 KB
  Объявить себя гением легче всего по радио.Дон АминадоРадио в 19 веке стало первым шагом к появлению массовой культуры.Радио телевидение пресса Интернет – продукты информационной эпохи которые состоят на службе массовой культуры сегодня. Именно в постиндустриальном общ...
13645. Прогресс – это движение по кругу, но все более быстрое 15.12 KB
  Прогресс – это движение по кругу но все более быстрое. Л.Левинсон.Человечество находится в постоянном движении. Развивается наука техника человеческий разум и если сравнить первобытность и наши дни то видно что человеческое общество прогрессирует. От первобытного ста...
13646. Революции – варварский способ прогресса 14.02 KB
  Революции – варварский способ прогресса. Ж.Жорес Революция это коренной перелом в жизни общества ведущий к смене старых порядков на новые.Революции никогда не вписывались в канву истории. Они разрывали и перекраивали ход истории. Основанные на насилии все известные рев
13647. Революция – это переход от неправды к правде, от лжи к истине, от угнетения к справедливости, от обмана и страданий к прямолинейной честности и счастью 14.41 KB
  Революция – это переход от неправды к правде от лжи к истине от угнетения к справедливости от обмана и страданий к прямолинейной честности и счастью Роберт ОуэнРеволюцию часто называют общественным взрывом именно поэтому на мой взгляд революция не решает полностью ...