33556

Планирование как функция управления

Доклад

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Планирование как функция управления Планированием называется процесс определения целей организации и способов их достижения. Цель – это конкретное состояние отдельных характеристик организации достижение которых является для неё желательным и на достижение которых направлена её деятельность. Основная цель деятельности организации раскрывающая смысл её существования называется миссией организации. Формулировка миссии должна отражать 2 основных аспекта: Какие группы населения являются клиентами организации Какие потребности клиентов...

Русский

2013-09-06

50.5 KB

10 чел.

4.   Планирование как функция управления

Планированием называется процесс определения целей организации и способов их достижения.

Цель – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для неё желательным и на достижение которых направлена её деятельность.

Основная цель деятельности организации раскрывающая смысл её существования называется миссией организации.

Формулировка миссии должна отражать 2 основных аспекта:

  •  Какие группы населения являются клиентами организации
  •  Какие потребности клиентов организация может удовлетворить.

Цели более низких уровней формируемые на основе миссии организации должны обладать следующими характеристиками:

  •  Конкретность и измеримость целей (подразумевает их количественное выражение)
  •  Достижимость целей
  •  Гибкость целей
  •  Взаимосвязанность целей
  •  Фиксация сроков достижения целей
  •  Приемлемость целей (подразумевает учёт интересов собственников, руководителей, исполнителей, потребителей и общества, т.е. всех сторон, влияющих на организации.

Необходимость планирования обусловлена следующими причинами:

  1.  Наличие четко разработанных планов позволят более эффективно координировать деятельность работников организации и способствуют концентрации их усилий на выполнение стоящих перед ними задач.
  2.  Планирование позволяет подготовиться к возможным изменениям во внешней и внутренней среде организации и тем самым снизить степень неопределённости будущего.
  3.  Цели, установленные в ходе планирования играют роль стандартов при осуществлении функции контроля.

Функция планирования состоит из 2х этапов:

Стратегическое планирование в рамках которого формулируются миссия и цели организации, поводится анализ внутренней и внешней среды, изучаются стратегические альтернативы и принимается общая стратегия деятельности организации.

Планирование реализации выбранной стратегии, в рамках которого выбираются методы достижения целей, разрабатываются дополнительные планы, формулируются политика организации, фиксируются конкретные процедуры, правила.

При планировании необходимо ответить на следующие вопросы:

  •  Какова миссия организации?
  •  Какими должны быть цели?
  •  Какие изменения происходят во внешнем окружении и как они отражаются и могут отразиться в будущем на организации?
  •  Какие стратегии и тактику следовало бы выбрать для достижения поставленной цели?

Этапы планирования.

В общем, в процессе планирования можно выделить:

  •  процесс целеполагания (определение системы целей);
  •  процесс сочетания (координации) целей и средств их достижения;
  •  процесс развития или единство существующей системы работы организации с ее будущим развитием.

Планирование реализации стратегии.

Основные компоненты планирования:

  •  Тактика
  •  Политика
  •  Процедуры
  •  Правила

Тактический план – это детальное описание способов реализации одной или нескольких задач, стоящих перед организацией.

Тактические планы обычно разрабатываются на уровне руководства среднего звена, охватывают более короткий период времени и могут включать разные варианты решения одной и той же задачи.

Политика – это сформулированная руководством организации общее направление действий и принятие решений, которые облегчают реализацию стратегических и тактических планов.

Политика, как правило, включает в себя неоднозначные понятия и поэтому оставляет работникам свободу действий.

Процедура – это последовательность взаимосвязанных действий, которые следует предпринимать в конкретной ситуации. (Процедура приёма на работу, увольнение и тп)

Правило – это чёткое указание как должен поступить работник в конкретной хорошо структурированной ситуации.

Планирование и планы

Следует различать планирование и планы. План - это детализированная совокупность решений, которые подлежат реализации, перечень конкретных мероприятий и их исполнителей. План является результатом процесса планирования.

План как итог планирования для исполнителей является директивным документом и должен включать как обязательные, так и рекомендательные показатели, причем с увеличением сроков планирования число индикативных (рекомендательных) показателей растет. Это связано с тем, что при долгосрочном планировании результат не может быть определен абсолютно точно, так как он зависит от изменения условий хозяйствования и имеет вероятностный характер. Планироваться могут конкретные мероприятия, товары, услуги и работы, а также структуры, технологии и процедуры.

Различают три основные формы организации планирования:

  •  "сверху вниз";
  •  "снизу вверх";
  •  "цели вниз - планы вверх".

Планирование "сверху вниз" основывается на том, что руководство создает планы, которые надлежит выполнять их подчиненным. Такая форма планирования может дать положительный результат только при наличии жесткой, авторитарной системы принуждения.

Планирование "снизу вверх" основано на том, что планы создаются подчиненными и утверждаются руководством. Это более прогрессивная форма планирования, но в условиях углубляющейся специализации и разделения труда сложно создать единую систему взаимосвязанных целей.

Планирование "цели вниз - планы вверх" соединяет достоинства и устраняет недостатки двух предыдущих вариантов. Руководящие органы разрабатывают и формулируют цели для своих подчиненных и стимулируют разработку планов в подразделениях. Такая форма дает возможность создать единую систему взаимосвязанных планов, так как общие целевые установки являются обязательными для всей организации.

Планирование базируется на данных прошлых периодов деятельности, но целью планирования является деятельность предприятия в перспективе и контроль за этим процессом. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности информации, которую получают менеджеры. Качество планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня компетенции менеджеров и точности прогнозов относительно дальнейшего развития ситуации.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67920. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 174.5 KB
  Очевидно что право может быть реализовано только тогда когда ему соответствует обязанность государства или другого лица органа его обеспечить. Гарантии нужны не сами по себе а для наиболее полного претворения в жизнь прав и свобод; они призваны обеспечить такую благоприятную обстановку в атмосфере...
67921. ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 81.5 KB
  Обострение социально-политической ситуации в бывших республиках СССР межнациональные и религиозные конфликты экономический кризис сопровождающийся резким социальным расслоением населения и иные причины привели к росту потоков мигрантов увеличению количества правонарушений совершаемых данной категорией...
67922. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА УСЫНОВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 103.5 KB
  Усыновление играло весьма важную роль у всех древних народов – индийцев греков римлян и др. Римскому праву известны две формы усыновления: одна с передачей родительского права другая – без передачи когда под родительскую власть поступало лицо свободное от этой власти. Для усыновления нужно было соблюсти особые...
67923. ПЕРСПЕКТИВЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ И КОДИФИКАЦИИ ЛИЦЕНЗИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 123.5 KB
  За двенадцать лет прошедших с момента законодательного возрождения в России института лицензирования оно стало действенным административно-правовым средством упорядочения деятельности хозяйствующих субъектов и обеспечения единого экономического пространства.
67924. ПРЕЗУМПЦИЯ ВИНОВНОСТИ КАК ПРИНЦИП ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА 74 KB
  Это очевидно связано с тем что правовые презумпции в том числе в гражданском праве традиционно рассматриваются как некий юридико-технический феномен состоящий в предположении какого-либо факта существующим. Различия во взглядах состоят пожалуй лишь в оценке степени вероятности заключенного в правовой презумпции предположения.
67925. ПРАВОВОЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ И ЕЕ МЕСТО В ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ 94.5 KB
  Раскрывая основные элементы правового статуса Федеральной таможенной службы определяя ее место в системе исполнительной власти в России следует указать что исполнительная власть осуществляется той совокупностью органов которая закреплена в Конституции Российской Федерации а именно...
67926. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ 125.5 KB
  В развитии таможенных органов России можно выделить несколько этапов: дореволюционный период советский период и период деятельности таможенных органов в Российской Федерации с начала 90х годов до настоящего времени. Проблемы таможенной политики организации таможенных органов нашли освещение в трудах...
67927. НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ СДЕЛОК, СОВЕРШЕННЫХ БЕЗ СОГЛАСИЯ ТРЕТЬИХ ЛИЦ 60 KB
  Гражданский кодекс Российской Федерации указывает на сделки которые могут быть признаны недействительными из-за отсутствия согласия третьих лиц на их совершение. Юридически значимой для действительности таких сделок является воля не только сторон сделки но и третьих лиц не выступающих сторонами сделки.
67928. ВОЗВРАЩЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ПРОКУРОРУ: ОЦЕНКА ОСНОВАНИЙ 91.5 KB
  Статья 237 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации впервые предусматривает возвращение судом уголовного дела прокурору не выполняя при этом обвинительной функции. Причем закон в указанной норме позволяет суду наряду со сторонами проявлять инициативу и без заявленных участниками...