33563

Возникновение российского государства и первые этапы его эволюции

Доклад

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Основные теории возникновения государства. теологическая древнейшие представления о происхождении государства связывались с Божественной волей. происхождение государства основывали на законах природы рассматривая государственную структуру как живой организм: Берк Спенсер и др.

Русский

2013-09-06

24.82 KB

21 чел.

  1.  Возникновение российского государства и первые этапы его эволюции.

Основные теории возникновения государства.

  1.  теологическая (древнейшие представления о происхождении государства связывались с Божественной волей. Христианский принцип «власть о Бога» основывался на несовершенстве человеческой природы, из-за которой возникает необходимость в организации, поддерживающей порядок. С точки зрения теологической теории, государство необходимо для поддержания порядка): Блаженный, Богослов и др.
  2.  патриархальная (рассматривает государство как семью, и, следовательно, государство является естественным продолжением родовых отношений): Платон, Аристотель, Конфуций и др.
  3.  органическая (в 18-19 вв. происхождение государства основывали на законах природы, рассматривая государственную структуру как живой организм): Берк, Спенсер и др.
  4.  теория насилия (основана на тезисе о необходимости использования государства как аппарата подчинения): Каутский.
  5.  марксистская (объясняет происхождение государства и права как необходимых инструментов для закрепления собственности. Согласно данной теории государство появилось в результате раскола общества на классы и является инструментом закрепления системы эксплуатации. Следовательно, государство необходимо для богатых, для защиты их прав).
  6.  договорная (заключается в том, что государство возникло в результате общественного договора между людьми и служит для удовлетворения интересов всего общества. Государство выполняет для общества некоторые функции, в первую очередь по охране прав и обеспечению безопасности, а общество обязуется подчиняться государству и обеспечивать его деятельность): Эпикур, Локк, Гоббс, Руссо и др.

Трудно выбрать обобщающую теорию, но в целом страны можно разделить на 2 категории:

  1. в одних регионах государственный механизм был занесен извне как результат завоеваний;
  2. в других регионах государства возникали как результат развития потребности общества.

Условия возникновения государства в 9м веке.

1-2 вв. н.э. – великое переселение народов (это было связано с ростом Римской империи; с востока нападали варвары, следовательно, приходилось искать безопасную территорию).

5-6 вв. н.э. – славяне расселились, появились первые города (Киев, Новгород).

9 в. – растет производительность труда за счет появления новых орудий труда, которая позволяет разделить людей на занятых в производстве материальных благ и занятых в других сферах, в т.ч. в сфере управления. Из-за роста городов происходит развитие общественной жизни, появление потребности в некой регулирующей организации.

Сер. 9 в. – в Древней Руси появились сильные внешние враги (викинги, Хазарское государство). Следовательно, появилась потребность в постоянной профессиональной обороне.

Таким образом, можно выделить следующие факторы, повлиявшие на возникновение государства:

  1. рост производительности труда, следовательно, возможность содержать управленческий аппарат;
  2. рост числа городов – потребность в постоянно действующей системе управления;
  3. появление сильных внешних врагов – необходимость в профессиональной обороне.

Датой возникновения государства в Древней Руси принято считать 862 год, когда на Руси возник профессиональный государственный аппарат. Князь Рюрик прибыл на Русь с дружиной (профессиональной армией) и послал в города наместников. Рюрик был приглашен союзом славянских и финно-угорских племен
: чудь, словене, кривичи и весь. Между племенами и пришлым князем был заключен «ряд» - устное соглашение, которое определило права и обязанности князей, и ставило их в зависимость от местного населения. Функции князя – решение внутренних  споров и защита от внешних врагов.

Возникшая в Новгороде новая государственная организация развивалась территориально и системно в 9-11вв. В 882 году князь Олег подчинил южные земли, освободил их от хазарской дани, объединил восточнославянские племена в единое Древнерусское государство, перенес столицу в Киев.

Становление государственных институтов в период Древней Руси.

  1.  Глава государства – Великий князь – издавал общегосударственные законы, имел право объявлять войну и мир, осуществлял международную политику. Функции:
    1. Внешние: оборонительная (защита территории); международное сотрудничество (заключение торговых соглашений).
    2. Внутренние: правоохранительная (разрешение конфликтов); идеологическая (поддержка государством религии).

За выполнение функций князь получал вознаграждение в виде дани (еда, меха).

  1. Для выполнения функций глава государства нанимает служащих, которые образуют основной орган государственной администрации – дружину. Госслужащие делились на:
    1.  Старшую дружину – возглавляли военные операции, составляли совет при князе, собирали дань.
    2.  Младшую дружину – служили непосредственно князю, выполняли текущие поручения.
  2. Первоначально регионами управляли местные люди (вожди, иностранцы), которые охраняли границу и собирали дань. Это приводило к конфликтам между великим князем и князьями земель. В конце 10 в. великий князь для управления регионами стал направлять своих родственников. Следовательно, злоупотребление положением. Функции местных князей:
    1. Издание местных законов;
    2. Управление регионом;
    3. Суд.
  3. В городах представителями местных князей были наместники. Функции:
    1. Сбор налогов;
    2. Городское управление;
    3. Суд.
  4. В Древнерусском государстве появляются Вооруженные Силы, которые делятся на 2 категории:
    1. Профессиональные военные: княжеская дружина, которая постоянно находится в боевой готовности.
    2. Ополчение (набиралось во время крупных военных операций из всего свободного мужского населения).
  5.  МСУ различалось на городском и сельском уровне:
    1. Городской уровень: вече – высший орган МСУ. Оно заключало соглашение с князем, которое определяло права и обязанности. Оно решало внутригородские вопросы.
    2. Сельский уровень: земская община, которая участвовала в судебных разбирательствах и распределении земли.

Эволюция древнерусского государства от раздробленности к централизации 12-15 вв.

Причины раздробленности В Древней Руси:

  1. Отсутствие механизма о передаче власти (не определено, в каком объеме передается власть).
  2. Отсутствие сильных внешних врагов. В к. 11 в. Древняя Русь была наиболее сильным государством в Европе.
  3. Хозяйственно-экономическая. Отдельные территории имели большие экономические перспективы.
  4. 1097 г. съезд в г. Любеч: произошло закрепление земли в собственность за удельными князьями в собственность с правом передачи княжества по наследству.

Особенности государственного управления в период раздробленности:

  1. Развитие местного и городского самоуправления. Города делятся на старшие (столицы) и младшие (должны были выполнять решения старших городов).
  2. Оседлость князей и служилых людей (земля делится на удельные княжества, которые закрепляются за князьями).
  3. Функции государственной власти – это защита от внешних врагов и судебная.
  4. Нет единого государственного закона. Власть великого князя опиралась на обычаи и христианскую мораль. Каждый удельный князь может вносить свои поправки в «Русскую Правду».
  5. Каждый удельный князь имел право самостоятельно заключать международные договора и объявлять войну.
  6. Сплачивающим элементом была церковь.

Киевское княжество приходит в упадок, набирает силу Владимиро-Суздальское княжество.

В 13 в. Российское государство потеряло свой суверенитет.

Причины потери независимости:

  1. Раздробленность внутри государства, что привело к несогласованности в принятии решений отдельных князей, большой трате времени на принятие решения.
  2. Отсутствие общенациональной идеи

Последствия ига на систему государственного управления:

  1. Большие людские и материальные потери привели к ослаблению хозяйства и госвласти. В частности, уничтожены культурные ценности. В итоге затухание общенациональной идеи.
  2. Азиатская культура управления, основана на неограниченной государственной власти, жестком подчинении личных интересов государству. Место человека в обществе зависит от его места в государственной иерархии. Бюрократия.
  3. Авторитарный стиль управления. Как следствие, постоянные конфликты.
  4. Усиление личной власти правителей в мелких княжествах.  Каждый удельный князь сам выбирал политику своего княжества. Это привело к размежеванию между княжествами.
  5. Коррупция (за взятку добивались дополнительных прав).

Особенности государственного управления в Московском княжестве:

  1. Сильная власть великого князя
  2. Отсутствие конфликтов с татарами
  3. Активное развитие торговли и с/х
  4. Союз государства с православной церковью
  5. Эффективная государственная администрация
  6. Централизованное управление.

Муниципальное управление в 14 в.:

Псков: 3 уровня управления: город, пригород, волость.

Высшая судебная власть принадлежала: князю, посаднику (выборная должность), наместнику владыки (дух. Сословие).

Городские чиновники:

Наместник – управление пригородами, младшими городами. Подчинение городу.

Сотник - полицейские функции: дознание, розыск, арест. Подчинение городу и князю

Пристав – следили за порядком, розыск. Подчинение сотнику.

Староста – управление волостями. Выбирался.

Москва: князь и тысяцкий (выборная должность, но подчинен князю). В 1373 тясяцкий упразднен. Вече не было.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78663. Корпоративное управление как важнейший фактор экономического роста 39 KB
  Надлежащий режим корпоративного управления способствует эффективному использованию корпорацией своего капитала подотчетности органов ее управления как самой компании так и ее акционерам. В результате формирования такой структуры акционерного капитала утвердилась ориентация крупных акционеров не на повышение доходов по акциям компании не на рост ее капитализации а на сохранение существующих взаимоотношений с предприятием. В самом общем виде общепризнанные международные принципы корпоративного управления сводятся к следующему: структура...
78664. Анализ кадрового потенциала организации 29 KB
  Анализ кадрового потенциала организации. Для комплексной оценки кадрового потенциала используются три группы взаимодополняющих оценок: стоимостные; количественные; качественные. Стоимостные оценки базируются на возникшей в 60е годы нашего столетия теории кадрового капитала одним из ярких представителей которой является американский ученый Р. Для всесторонней оценки кадрового потенциала на кризисном предприятии проводится так называемый кадровый аудит.
78665. Оценка методов лечения коров с острым серозным маститом 649.5 KB
  В комплексе специальных противомаститных мероприятий особое значение приобретает ранняя диагностика и профилактика заболеваний молочной железы, своевременное и эффективное лечение коров, восстановление физиологической функции пораженных долей вымени и сохранение высокой продуктивности коров в последующую лактацию.
78666. Научно-технический и инновационный потенциал организации :сущность, структура и основные показатели оценки 41.5 KB
  Научнотехнический потенциалстрана регион организация общественная форма совокупности живого и общественного труда обеспечивающая производство новых знаний создание освоение нововведений в т. Межотраслевые технологические прогнозы кривые появления и развития новых технологий формирование компетенций поддерживающих прогрессивные технологии на уровне фирмы. Принципы финансирования незапланированных инициатив выявление новых идей сотрудников поощрение их нововведенческого поведения. Оценивать важность новых инициатив и их...
78667. Основные направления инновационной политики государства 53.5 KB
  Одним из важнейших показателей состояния и развития научной деятельности является численность исследователей техников и вспомогательного персонала занятых в инновационной сфере. Россия направляющая в научнотехническую сферу менее 1 ВВП все больше отстает от группы промышленно развитых и некоторых развивающихся стран. Недостаток капитала выступает сегодня в России в качестве одного из основных ограничителей научнотехнического развития. Устойчивой гарантией динамичного развития научнотехнической сферы в условиях рынка является только...
78668. Инновация: сущность, источники, жизненный цикл 31.5 KB
  Эти различия затрагивают прежде всего общую продолжительность цикла продолжительность каждой стадии внутри цикла особенности развития самого цикла разное количество стадий. Виды и количество стадий жизненного цикла определяются особенностями той или иной инновации. Однако у каждой инновации можно определить стержневую то есть базовую основу жизненного цикла с четко выделенными стадиями. Схемы жизненного цикла различны у инновационного продукта и у инновационной операции процедуры.
78669. Программно-целевой метод управления 28 KB
  Программноцелевой метод управления. Программноцелевой метод научнопрограммный и временной способ увязки планируемых целей с ресурсами. Программноцелевой метод в управлении ориентирован на достижение конечного результата в логике поэтапного действия: формирование дерева целей разработка адекватной исполняющей программы реализация управляющей программы. Ключевой идеей программноцелевого метода выступает матрица цель средство иерархическая структура строго сформулированных целей программных элементов каждый из которых служит...
78670. Инновационная стратегия фирмы 33.5 KB
  Инновационная стратегия фирмы. Обычно к таким стратегиям относят. Стратегия непрерывного совершенствования кайзен продукции. Инновационная стратегия целенаправленная деятельность по определению приоритетов перспективного развития организации и их достижению в результате которой обеспечивается новое качество производства и управления.