33563

Возникновение российского государства и первые этапы его эволюции

Доклад

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Основные теории возникновения государства. теологическая древнейшие представления о происхождении государства связывались с Божественной волей. происхождение государства основывали на законах природы рассматривая государственную структуру как живой организм: Берк Спенсер и др.

Русский

2013-09-06

24.82 KB

21 чел.

  1.  Возникновение российского государства и первые этапы его эволюции.

Основные теории возникновения государства.

  1.  теологическая (древнейшие представления о происхождении государства связывались с Божественной волей. Христианский принцип «власть о Бога» основывался на несовершенстве человеческой природы, из-за которой возникает необходимость в организации, поддерживающей порядок. С точки зрения теологической теории, государство необходимо для поддержания порядка): Блаженный, Богослов и др.
  2.  патриархальная (рассматривает государство как семью, и, следовательно, государство является естественным продолжением родовых отношений): Платон, Аристотель, Конфуций и др.
  3.  органическая (в 18-19 вв. происхождение государства основывали на законах природы, рассматривая государственную структуру как живой организм): Берк, Спенсер и др.
  4.  теория насилия (основана на тезисе о необходимости использования государства как аппарата подчинения): Каутский.
  5.  марксистская (объясняет происхождение государства и права как необходимых инструментов для закрепления собственности. Согласно данной теории государство появилось в результате раскола общества на классы и является инструментом закрепления системы эксплуатации. Следовательно, государство необходимо для богатых, для защиты их прав).
  6.  договорная (заключается в том, что государство возникло в результате общественного договора между людьми и служит для удовлетворения интересов всего общества. Государство выполняет для общества некоторые функции, в первую очередь по охране прав и обеспечению безопасности, а общество обязуется подчиняться государству и обеспечивать его деятельность): Эпикур, Локк, Гоббс, Руссо и др.

Трудно выбрать обобщающую теорию, но в целом страны можно разделить на 2 категории:

  1. в одних регионах государственный механизм был занесен извне как результат завоеваний;
  2. в других регионах государства возникали как результат развития потребности общества.

Условия возникновения государства в 9м веке.

1-2 вв. н.э. – великое переселение народов (это было связано с ростом Римской империи; с востока нападали варвары, следовательно, приходилось искать безопасную территорию).

5-6 вв. н.э. – славяне расселились, появились первые города (Киев, Новгород).

9 в. – растет производительность труда за счет появления новых орудий труда, которая позволяет разделить людей на занятых в производстве материальных благ и занятых в других сферах, в т.ч. в сфере управления. Из-за роста городов происходит развитие общественной жизни, появление потребности в некой регулирующей организации.

Сер. 9 в. – в Древней Руси появились сильные внешние враги (викинги, Хазарское государство). Следовательно, появилась потребность в постоянной профессиональной обороне.

Таким образом, можно выделить следующие факторы, повлиявшие на возникновение государства:

  1. рост производительности труда, следовательно, возможность содержать управленческий аппарат;
  2. рост числа городов – потребность в постоянно действующей системе управления;
  3. появление сильных внешних врагов – необходимость в профессиональной обороне.

Датой возникновения государства в Древней Руси принято считать 862 год, когда на Руси возник профессиональный государственный аппарат. Князь Рюрик прибыл на Русь с дружиной (профессиональной армией) и послал в города наместников. Рюрик был приглашен союзом славянских и финно-угорских племен
: чудь, словене, кривичи и весь. Между племенами и пришлым князем был заключен «ряд» - устное соглашение, которое определило права и обязанности князей, и ставило их в зависимость от местного населения. Функции князя – решение внутренних  споров и защита от внешних врагов.

Возникшая в Новгороде новая государственная организация развивалась территориально и системно в 9-11вв. В 882 году князь Олег подчинил южные земли, освободил их от хазарской дани, объединил восточнославянские племена в единое Древнерусское государство, перенес столицу в Киев.

Становление государственных институтов в период Древней Руси.

  1.  Глава государства – Великий князь – издавал общегосударственные законы, имел право объявлять войну и мир, осуществлял международную политику. Функции:
    1. Внешние: оборонительная (защита территории); международное сотрудничество (заключение торговых соглашений).
    2. Внутренние: правоохранительная (разрешение конфликтов); идеологическая (поддержка государством религии).

За выполнение функций князь получал вознаграждение в виде дани (еда, меха).

  1. Для выполнения функций глава государства нанимает служащих, которые образуют основной орган государственной администрации – дружину. Госслужащие делились на:
    1.  Старшую дружину – возглавляли военные операции, составляли совет при князе, собирали дань.
    2.  Младшую дружину – служили непосредственно князю, выполняли текущие поручения.
  2. Первоначально регионами управляли местные люди (вожди, иностранцы), которые охраняли границу и собирали дань. Это приводило к конфликтам между великим князем и князьями земель. В конце 10 в. великий князь для управления регионами стал направлять своих родственников. Следовательно, злоупотребление положением. Функции местных князей:
    1. Издание местных законов;
    2. Управление регионом;
    3. Суд.
  3. В городах представителями местных князей были наместники. Функции:
    1. Сбор налогов;
    2. Городское управление;
    3. Суд.
  4. В Древнерусском государстве появляются Вооруженные Силы, которые делятся на 2 категории:
    1. Профессиональные военные: княжеская дружина, которая постоянно находится в боевой готовности.
    2. Ополчение (набиралось во время крупных военных операций из всего свободного мужского населения).
  5.  МСУ различалось на городском и сельском уровне:
    1. Городской уровень: вече – высший орган МСУ. Оно заключало соглашение с князем, которое определяло права и обязанности. Оно решало внутригородские вопросы.
    2. Сельский уровень: земская община, которая участвовала в судебных разбирательствах и распределении земли.

Эволюция древнерусского государства от раздробленности к централизации 12-15 вв.

Причины раздробленности В Древней Руси:

  1. Отсутствие механизма о передаче власти (не определено, в каком объеме передается власть).
  2. Отсутствие сильных внешних врагов. В к. 11 в. Древняя Русь была наиболее сильным государством в Европе.
  3. Хозяйственно-экономическая. Отдельные территории имели большие экономические перспективы.
  4. 1097 г. съезд в г. Любеч: произошло закрепление земли в собственность за удельными князьями в собственность с правом передачи княжества по наследству.

Особенности государственного управления в период раздробленности:

  1. Развитие местного и городского самоуправления. Города делятся на старшие (столицы) и младшие (должны были выполнять решения старших городов).
  2. Оседлость князей и служилых людей (земля делится на удельные княжества, которые закрепляются за князьями).
  3. Функции государственной власти – это защита от внешних врагов и судебная.
  4. Нет единого государственного закона. Власть великого князя опиралась на обычаи и христианскую мораль. Каждый удельный князь может вносить свои поправки в «Русскую Правду».
  5. Каждый удельный князь имел право самостоятельно заключать международные договора и объявлять войну.
  6. Сплачивающим элементом была церковь.

Киевское княжество приходит в упадок, набирает силу Владимиро-Суздальское княжество.

В 13 в. Российское государство потеряло свой суверенитет.

Причины потери независимости:

  1. Раздробленность внутри государства, что привело к несогласованности в принятии решений отдельных князей, большой трате времени на принятие решения.
  2. Отсутствие общенациональной идеи

Последствия ига на систему государственного управления:

  1. Большие людские и материальные потери привели к ослаблению хозяйства и госвласти. В частности, уничтожены культурные ценности. В итоге затухание общенациональной идеи.
  2. Азиатская культура управления, основана на неограниченной государственной власти, жестком подчинении личных интересов государству. Место человека в обществе зависит от его места в государственной иерархии. Бюрократия.
  3. Авторитарный стиль управления. Как следствие, постоянные конфликты.
  4. Усиление личной власти правителей в мелких княжествах.  Каждый удельный князь сам выбирал политику своего княжества. Это привело к размежеванию между княжествами.
  5. Коррупция (за взятку добивались дополнительных прав).

Особенности государственного управления в Московском княжестве:

  1. Сильная власть великого князя
  2. Отсутствие конфликтов с татарами
  3. Активное развитие торговли и с/х
  4. Союз государства с православной церковью
  5. Эффективная государственная администрация
  6. Централизованное управление.

Муниципальное управление в 14 в.:

Псков: 3 уровня управления: город, пригород, волость.

Высшая судебная власть принадлежала: князю, посаднику (выборная должность), наместнику владыки (дух. Сословие).

Городские чиновники:

Наместник – управление пригородами, младшими городами. Подчинение городу.

Сотник - полицейские функции: дознание, розыск, арест. Подчинение городу и князю

Пристав – следили за порядком, розыск. Подчинение сотнику.

Староста – управление волостями. Выбирался.

Москва: князь и тысяцкий (выборная должность, но подчинен князю). В 1373 тясяцкий упразднен. Вече не было.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21808. Концептуальные понятия теории систем и системного анализа 124.5 KB
  Основными задачами системного анализа являются: задача декомпозиции – представление систем из подсистем состоящих из элементов; задача анализа – определение свойств систем или окружающей среды определение закона преобразования информации описывающего поведение системы; задача синтеза – по описанию закона преобразования информации построить систему.1 – Понятие системы Множество элементов А системы S можно описать в виде: где i=ый элемент системы: число элементов в системе.2 Элемент системы Отсюда систему можно...
21809. Методы качественного оценивания систем 38 KB
  Качественные методы используются на начальных этапах системного анализа если реальная система не может быть описана в количественных характеристиках отсутствуют закономерности систем в виде аналитических зависимостей. Количественные методы используются на последующих этапах моделирования для количественного анализа вариантов системы. Во всех методах смысл задачи оценивания состоит в сопоставлении рассматриваемой системе альтернативе вектора из критериального пространства Km координаты точек которого рассматриваются как оценки по...
21810. Модели основных функций организационно-технического управления 337 KB
  2 Модель функции контроля Задача контроля объекта управления включает решение трех частных задач: задачи наблюдения классификации и идентификации распознавания образов. Определенные заранее такие агрегированные состояния играют роль своеобразных эталонов для распознавания реальных состояний объекта в процессе его контроля. Решение задачи идентификации заключается в отыскании такого отображения которое определяет оптимальную в некотором смысле оценку состояния ОУ по реализации входных и выходных сигналов объекта. Наблюдаемое реальное...
21811. Методы прогнозирования 186.5 KB
  Методы вероятностного прогнозирования 13.3 Методы долгосрочного прогнозирования Литература 1 Анфилатов В. Методы прогнозирования основываются на предположении о сохранении в будущем существующих закономерностей развития или на предстоящих качественных изменениях системы.
21812. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЕ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ 196.5 KB
  Функция полезности при наличии риска 1. Поскольку нам предстоит формировать функцию полезности определим еще раз что мы будем понимать под термином полезность функция полезности. Полезность или показатель полезности – это число приписываемое конкретному результату например рабочей характеристике или состоянию системы и представляющее собой оценку значимости этого результата по восприятию определенного человека или группы людей. При наличии единственного критерия и определенной связи между вариантами решения и значением этого...
21813. ТЕОРИЯ МАТРИЧНЫХ ИГР. Примеры решения задач при парной игре с нулевой суммой 91 KB
  В разных случаях числа aii могут иметь различный смысл €œвыигрыш€ €œпотери€ €œплатеж€. Игра это действительный или формальный конфликт в котором имеется по крайней мере два участника каждый из которых стремится к достижению собственных целей Правилами игры называют допустимые действия каждого из игроков направленные на достижение некоторой цели. Платежом называется количественная оценка результатов игры. если проигрыш одного игрока равен выигрышу другого.
21814. ТЕОРИЯ МАТРИЧНЫХ ИГР. ИГРА С ПРИРОДОЙ 91.5 KB
  Системный анализ источников техногенной опасности 1. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ТЕХНОГЕННОЙ ОПАСНОСТИ Системный анализ источников и факторов техногенной и экологической опасности может быть проведен на основе методологических принципов заимствованных из теории подготовки и обоснования решений по сложным проблемам. Системный анализ совокупности источников техногенной опасности целесообразно проводить с учетом определенного множества факторов в том числе факторов радиационной химической природы экономических...
21815. Козацтво в історії України (друга половина ХVІІ – ХVІІІ ст.) 115.5 KB
  Соціальні причини. До середини XVII ст. вкрай загострилася соціально-економічна ситуація, повязана з трансформацією поміщицьких господарств у фільварки. З одного боку, це сприяло зміцненню феодальної земельної власності
21816. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ, ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА 171 KB
  Структура и иерархия системы 1. Второе направление связано с разработкой принципов построения и использования моделей моделирования имитирующих протекание реальных процессов способов объединения таких моделей в системы и представление системы моделей в ЭВМ. Действительно что такое система обеспечения безопасности Это совокупность людей оборудования и процедур специально разработанная применительно к промышленной или любой другой трудовой системы для увеличения безопасности работников. Элементом системы называется некоторый объект...