33565

Государственное управление в России в период абсолютизма

Доклад

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Реформы государственного управления в начале XIX в. Реформы просвещения Реформы Петра I произвели коренные изменения во всей системе государственного управления в России затронули все уровни власти и все стороны государственной жизни. В первую очередь изменения затронули роль и место главы государства в системе управления. Систему государственного управления созданную при Петре I можно охарактеризовать как абсолютизм.

Русский

2013-09-06

41.5 KB

28 чел.

13. Государственное управление в России в период абсолютизма

Государственное управление в условиях абсолютной монархии (XVIII в.), губернии, сенат, формирование армии, налоговая система. Реформы государственного управления в начале XIX в.: министерства, Государственный совет, Собственная канцелярия. Реформы просвещения в начале XIX века.

Губернии, сенат, формирование армии, налоговая система. Реформы гос. Упр. В начале 19 в. : министерства, гос совет, собственная канцелярия. Реформы просвещения

Реформы Петра I произвели коренные изменения во всей системе государственного управления в России, затронули все уровни власти и все стороны государственной жизни.

В первую очередь, изменения затронули роль и место главы государства в системе управления. Будучи главой государства, Петр I подчинил своему непосредственному влиянию и контролю весь государственный аппарат и единолично определял государственную политику. Земские соборы в годы самостоятельного правления Петра I не созывались, и J таким образом представительные основы государственной системы были ликвидированы. Исполнительная власть оказалась под полным контролем со стороны государя.

В 1721 году Петр I принял титул императора, который был более понятен в Европе, поднял престиж Петра на международной арене и демонстрировал неограниченную власть над обширной территорией.

Систему государственного управления, созданную при Петре I можно охарактеризовать как абсолютизм. Глава государства имеет неограниченную власть и может определять все стороны жизни подданных. Государственное управление достигает высокой степени централизации, а деятельность представительных органов прекращается.

Государственная служба были регламентирована. В 1722 году была издана Табель о рангах, включавшая в себя армейские и гражданские чины. Всего в Табели было четырнадцать классов чиновников, каждому классу соответствовало специальное обращение.

Появилось новое понятие дворянского достоинства, которое стало общим для всех членов сословия, независимо от чина или служебного положения. Дворянское достоинство передается по наследству, является .'■ присущим с момента рождения. Поместья перестали быть государственными землями, закреплялись в наследственное владение. Большое число лично свободных крестьян, находившихся в государственном подчинении, оказались личными крепостными дворян или были приписаны Петром I к предприятиям, вначале в виде отработки за подушную подать, а иногда и в крепостную зависимость.

1708 год - Указ об учреждении губернии. Страна получила территориальное деление. Вначале Россия была поделена на губернии. Функции губернаторов: руководство войсками, набор рекрутов; сбор налогов, таможенные сборы, надзор за кабацкими средствами; розыск уголовных преступников и беглых крестьян, подавление мятежей; ликвидация чрезвычайных ситуаций (эпидемий, пожаров). В отсутствии губернаторов делами управляли вице-губернаторы, которые также постоянно ведали гражданской частью губернии. Губернаторы назначались на свои должности бессрочно.

1711 год - учреждение Сената. Сенат решал административные вопросы и по региональным, и по функциональным направлениям. Все сенаторы назначались Государем. В 1719 году были учреждены Коллегии, которые ведали решением функциональных вопросов во всем государстве. Коллегии подчинялись царю и сенату.

Воинская реформа: солдат рекрутировали из крестьян и посадских людей. В 1699 году был проведен первый рекрутский набор. Срок службы рекрутов составлял 25 лет, рекруты определялись по жребию или по решению крестьянской общины по одному человеку от 20 крестьянских или посадских дворов. Императрица Елизавета установила рекрутские наборы ежегодно с одной пятой части государства.

Петр I ограничил самостоятельность Православной церкви, подчинил ее государству, упразднив пост Патриарха. В 1721 году был принят Духовный регламент, деятельность церкви регулировалась Синодом, который входил в государственную администрацию.

В 1724 году по указу императора все мужское крестьянское и посадское население облагалось подушной податью, не зависимой от возраста, физического состояния и доходов.

Петр I постарался изменить порядок передачи высшей власти. Император имел право сам назначить себе наследника и передать высшую государственную власть по завещанию. Это привело к дворцовым переворотам в середине XVIII века.

Региональное управление было реформировано Екатериной II в 1775 г., основной его чертой стало увеличение числа губерний, размер которых стал зависеть от числа жителей. Региональная власть получила большие полномочия по вопросам общественного призрения, благоустройства, охраны правопорядка. По губернской реформе были разделены полицейские органы, судебные и прокуратура. Финансовое управление губерниями ведала Казенная палата. Также в губерниях создаются приказы общественного призрения, в компетенцию которых входят дела народного просвещения, благотворительности, содержание приютов, пансионов, богаделен и больниц. В уездах основным исполнительным органом власти был нижний земской суд. Функции нижнего земского суда: обеспечение законности, исполнение распоряжений губернского правления, организация уплаты податей и исполнения повинностей, надзор за состоянием дорог.

Общие принципы городского общественного управления в России были заложены в годы правления Екатерины И. В 1785 г. "Грамота на права и выгоды городам Российской Империи" установила единый порядок самоуправления и стала основой русского городского законодательства. Городовое положение 1785 г. определяло "город как юридическое лицо, как особую местную общину, имеющую свои, особые интересы и нужды" и вводило определенную    систему    органов    городского самоуправления. Городское    самоуправление    должно   было    ведать городским хозяйством, благоустройством и отчитываться по всем доходам и расходам перед губернатором.

Политика    Павла    I    была    направлена    на укрепление государственного управления, централизацию власти, упорядочение аппарата. В 1797 был принят закон о престолонаследии, впервые в России установивший четкий порядок передачи верховной государственной власти. Централизации власти способствовало усиление надзора генерал-прокурора за деятельностью Сената и органов регионального управления. Дворянство было ограничено в правах. В армии были приняты меры, направленные на укрепление дисциплины.

При Александре I в 1802 г. учреждены новые органы отраслевого управления - министерства. Министр единолично решал все вопросы. Министерства входили в Комитет министров, особо важные дела обсуждались на Совете министров в присутствии государя. В 1801-10 гг. образован Государственный совет подобие совещательного органа власти, в который входили высшие государственные сановники. Участники Государственного совета назначались императором или входили в него по должности (министры). В Государственном совете обсуждалось законодательство и важнейшие государственные вопросы.

В XIX веке поддержка образования входит в задачи правительства. В 1804 г. был принят первый Устав российских университетов. В 1817 г. Министерство Просвещения преобразовано с целью распространения в образовании благочестия.

При Николае I в государственном управлении усилена централизация, уменьшена роль региональной администрации. 1820-е гг. - устройство императорской канцелярии, в которой созданы четыре отдела: делопроизводство, юридический, надзор за политической жизнью (политическая полиция), образования и благотворительности. В 1840-е гг. создано еще два отдела - управления Кавказом и надзор за самоуправлением государственными крестьянами -соответствующие наиболее трудными проблемами в государстве.

В 1833 г. опубликованы под руководством М.М. Сперанского Полное собрание законов Российской империи, включавшее в себя все законы с 1649 г., и Свод законов российской империи - гражданский и уголовный кодекс, регулировавший также и государственные отношения.   Финансовая   реформа,   осуществленная Министром финансов Е.Ф. Канкриным, была направлена на отмену ассигнаций и введение в обращение новых монет и бумажных денег. В 1836 введение самоуправления среди государственных крестьян под руководством графа П.Д. Киселева. Крестьяне были объединены в сельские общества. Из нескольких общин состояла волость. Общества и волости имели свои сходы, избирали волостных и сельских голов и старшин, судей волостной и сельской расправы.

Реформа просвещения была проведена по замыслу министра народного просвещения графа С.С. Уварова. В начале 1830-х гг. проходила реформа средних учебных заведений. Учреждены специальные учебные заведения, военные (кадетские корпуса, военная и морская академии) и технические (Технологический институт и другие), женские учебные заведения. В 1835 г. утвержден новый устав для университетов. Усилился государственный контроль над образованием на всех уровнях. Студенты получили право обучения за казенный счет. Работники просвещения становились государственными служащими.

В правление Николая I произошло формирование государственной идеологии: «Самодержавие, православие, народность


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25063. Мистецтво 42.5 KB
  Розвиток мистецтва як елемента духовної культури обумовлюється як загальними закономірностями буття людини й людства так і естетичнохудожніми закономірностями естетичнохудожніми поглядами ідеалами й традиціями. Таким чином критерієм мистецтва є здатність викликати відгук у інших людей. Твори мистецтва почали створювати ще в доісторичні часи проте деякі автори схильні вважати мистецтвом тільки професійну діяльність людей мистецтва в сучасних країнах Заходу. Література про власне концепції мистецтва надзвичайно обширна.
25064. Спілкування як комунікація. 37 KB
  Суб'єктами спілкування можуть бути як індивід так і група. Ціль спілкування це те ради чого у людини виникає даний вид активності. Цілі спілкування є засобом задоволення багатьох різноманітних потреб: соціальних культурних пізнавальних творчих естетичних потреб інтелектуального зростання етичного розвитку і ряду інших.
25065. Що таке моральність 39.5 KB
  Вони насамперед виражені в поняттях добра і зла. Відповідність людських дій і вчинків категоріям добра і зла становить основу моральних відносин у суспільстві. Систему усвідомлених норм традицій правил поведінки почуттів та уявлень що віддзеркалюютіп:я через розуміння добра і зла які є наслідком усього суспільноісторичного досвіду людства ми й називаємо моральною культурою суспільства. Вона витворюється непомітно але завжди реалізується самим людським життям мірою в ньому добра і зла.
25066. Наука як феноменом культури 39.5 KB
  Поняття наука і культура не тотожні. Поняття культура значно ширше адже наука не враховує всіх сфер матеріальної і духовної культури наприклад таких як мистецтво моральні теорії і погляди. Наука є феноменом культури.
25067. Различие между Востоком и Западом 36 KB
  О чертах отличающих культуры Запада и Востока друг от друга можно говорить лишь с большей или меньшей долей условности. Вовторых восточная культура неоднородна в гораздо большей степени чем западная; она охватывает три разных культурных мира китайский индобуддийский арабомусульманский в которых доминируют различные религии тогда как культура Запада объединяется одной религией христианством. Причины обусловившие особенности культур Запада и Востока связаны с разницей климатических исторических и социальноэкономических...
25068. Реформація в освіті 46.5 KB
  Одним з основних завдань реформування освіти незалежна держава визначила відродження і подальшу розбудову національної системи освіти її орієнтацію на задоволення потреб народу України національнокультурних та національноосвітніх прав і запитів усіх громадян незалежно від їх етнічної приналежності. Концептуальні засади реформи освіти в Україні були визначені державною національною програмою Освіта Україна ХХІ століття спрямованою на досягнення якісно нового стану навчання і виховання українських громадян що відповідатиме сучасному...
25069. Елітарна культура 33 KB
  Для масової культури характерним є загальнодоступність легкість сприйняття спрощеність розважальність.
25070. Основные культурологические школы 43.5 KB
  Малиновский; Ее главная черта стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры значительно преувеличивая ее.Парсонс; Она объединяет тех ученых которые ищут истоки и объяснение культуры не в истории и самопроизвольном божественном развитии человеческого духа не в психике и не в биологической предыстории человечества а в его общественной природе и организации. Веселовский объясняла сходство материальной и духовной культуры. Основные культурологические концепции: Философия Гегеля как теория культуры...