33565

Государственное управление в России в период абсолютизма

Доклад

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Реформы государственного управления в начале XIX в. Реформы просвещения Реформы Петра I произвели коренные изменения во всей системе государственного управления в России затронули все уровни власти и все стороны государственной жизни. В первую очередь изменения затронули роль и место главы государства в системе управления. Систему государственного управления созданную при Петре I можно охарактеризовать как абсолютизм.

Русский

2013-09-06

41.5 KB

28 чел.

13. Государственное управление в России в период абсолютизма

Государственное управление в условиях абсолютной монархии (XVIII в.), губернии, сенат, формирование армии, налоговая система. Реформы государственного управления в начале XIX в.: министерства, Государственный совет, Собственная канцелярия. Реформы просвещения в начале XIX века.

Губернии, сенат, формирование армии, налоговая система. Реформы гос. Упр. В начале 19 в. : министерства, гос совет, собственная канцелярия. Реформы просвещения

Реформы Петра I произвели коренные изменения во всей системе государственного управления в России, затронули все уровни власти и все стороны государственной жизни.

В первую очередь, изменения затронули роль и место главы государства в системе управления. Будучи главой государства, Петр I подчинил своему непосредственному влиянию и контролю весь государственный аппарат и единолично определял государственную политику. Земские соборы в годы самостоятельного правления Петра I не созывались, и J таким образом представительные основы государственной системы были ликвидированы. Исполнительная власть оказалась под полным контролем со стороны государя.

В 1721 году Петр I принял титул императора, который был более понятен в Европе, поднял престиж Петра на международной арене и демонстрировал неограниченную власть над обширной территорией.

Систему государственного управления, созданную при Петре I можно охарактеризовать как абсолютизм. Глава государства имеет неограниченную власть и может определять все стороны жизни подданных. Государственное управление достигает высокой степени централизации, а деятельность представительных органов прекращается.

Государственная служба были регламентирована. В 1722 году была издана Табель о рангах, включавшая в себя армейские и гражданские чины. Всего в Табели было четырнадцать классов чиновников, каждому классу соответствовало специальное обращение.

Появилось новое понятие дворянского достоинства, которое стало общим для всех членов сословия, независимо от чина или служебного положения. Дворянское достоинство передается по наследству, является .'■ присущим с момента рождения. Поместья перестали быть государственными землями, закреплялись в наследственное владение. Большое число лично свободных крестьян, находившихся в государственном подчинении, оказались личными крепостными дворян или были приписаны Петром I к предприятиям, вначале в виде отработки за подушную подать, а иногда и в крепостную зависимость.

1708 год - Указ об учреждении губернии. Страна получила территориальное деление. Вначале Россия была поделена на губернии. Функции губернаторов: руководство войсками, набор рекрутов; сбор налогов, таможенные сборы, надзор за кабацкими средствами; розыск уголовных преступников и беглых крестьян, подавление мятежей; ликвидация чрезвычайных ситуаций (эпидемий, пожаров). В отсутствии губернаторов делами управляли вице-губернаторы, которые также постоянно ведали гражданской частью губернии. Губернаторы назначались на свои должности бессрочно.

1711 год - учреждение Сената. Сенат решал административные вопросы и по региональным, и по функциональным направлениям. Все сенаторы назначались Государем. В 1719 году были учреждены Коллегии, которые ведали решением функциональных вопросов во всем государстве. Коллегии подчинялись царю и сенату.

Воинская реформа: солдат рекрутировали из крестьян и посадских людей. В 1699 году был проведен первый рекрутский набор. Срок службы рекрутов составлял 25 лет, рекруты определялись по жребию или по решению крестьянской общины по одному человеку от 20 крестьянских или посадских дворов. Императрица Елизавета установила рекрутские наборы ежегодно с одной пятой части государства.

Петр I ограничил самостоятельность Православной церкви, подчинил ее государству, упразднив пост Патриарха. В 1721 году был принят Духовный регламент, деятельность церкви регулировалась Синодом, который входил в государственную администрацию.

В 1724 году по указу императора все мужское крестьянское и посадское население облагалось подушной податью, не зависимой от возраста, физического состояния и доходов.

Петр I постарался изменить порядок передачи высшей власти. Император имел право сам назначить себе наследника и передать высшую государственную власть по завещанию. Это привело к дворцовым переворотам в середине XVIII века.

Региональное управление было реформировано Екатериной II в 1775 г., основной его чертой стало увеличение числа губерний, размер которых стал зависеть от числа жителей. Региональная власть получила большие полномочия по вопросам общественного призрения, благоустройства, охраны правопорядка. По губернской реформе были разделены полицейские органы, судебные и прокуратура. Финансовое управление губерниями ведала Казенная палата. Также в губерниях создаются приказы общественного призрения, в компетенцию которых входят дела народного просвещения, благотворительности, содержание приютов, пансионов, богаделен и больниц. В уездах основным исполнительным органом власти был нижний земской суд. Функции нижнего земского суда: обеспечение законности, исполнение распоряжений губернского правления, организация уплаты податей и исполнения повинностей, надзор за состоянием дорог.

Общие принципы городского общественного управления в России были заложены в годы правления Екатерины И. В 1785 г. "Грамота на права и выгоды городам Российской Империи" установила единый порядок самоуправления и стала основой русского городского законодательства. Городовое положение 1785 г. определяло "город как юридическое лицо, как особую местную общину, имеющую свои, особые интересы и нужды" и вводило определенную    систему    органов    городского самоуправления. Городское    самоуправление    должно   было    ведать городским хозяйством, благоустройством и отчитываться по всем доходам и расходам перед губернатором.

Политика    Павла    I    была    направлена    на укрепление государственного управления, централизацию власти, упорядочение аппарата. В 1797 был принят закон о престолонаследии, впервые в России установивший четкий порядок передачи верховной государственной власти. Централизации власти способствовало усиление надзора генерал-прокурора за деятельностью Сената и органов регионального управления. Дворянство было ограничено в правах. В армии были приняты меры, направленные на укрепление дисциплины.

При Александре I в 1802 г. учреждены новые органы отраслевого управления - министерства. Министр единолично решал все вопросы. Министерства входили в Комитет министров, особо важные дела обсуждались на Совете министров в присутствии государя. В 1801-10 гг. образован Государственный совет подобие совещательного органа власти, в который входили высшие государственные сановники. Участники Государственного совета назначались императором или входили в него по должности (министры). В Государственном совете обсуждалось законодательство и важнейшие государственные вопросы.

В XIX веке поддержка образования входит в задачи правительства. В 1804 г. был принят первый Устав российских университетов. В 1817 г. Министерство Просвещения преобразовано с целью распространения в образовании благочестия.

При Николае I в государственном управлении усилена централизация, уменьшена роль региональной администрации. 1820-е гг. - устройство императорской канцелярии, в которой созданы четыре отдела: делопроизводство, юридический, надзор за политической жизнью (политическая полиция), образования и благотворительности. В 1840-е гг. создано еще два отдела - управления Кавказом и надзор за самоуправлением государственными крестьянами -соответствующие наиболее трудными проблемами в государстве.

В 1833 г. опубликованы под руководством М.М. Сперанского Полное собрание законов Российской империи, включавшее в себя все законы с 1649 г., и Свод законов российской империи - гражданский и уголовный кодекс, регулировавший также и государственные отношения.   Финансовая   реформа,   осуществленная Министром финансов Е.Ф. Канкриным, была направлена на отмену ассигнаций и введение в обращение новых монет и бумажных денег. В 1836 введение самоуправления среди государственных крестьян под руководством графа П.Д. Киселева. Крестьяне были объединены в сельские общества. Из нескольких общин состояла волость. Общества и волости имели свои сходы, избирали волостных и сельских голов и старшин, судей волостной и сельской расправы.

Реформа просвещения была проведена по замыслу министра народного просвещения графа С.С. Уварова. В начале 1830-х гг. проходила реформа средних учебных заведений. Учреждены специальные учебные заведения, военные (кадетские корпуса, военная и морская академии) и технические (Технологический институт и другие), женские учебные заведения. В 1835 г. утвержден новый устав для университетов. Усилился государственный контроль над образованием на всех уровнях. Студенты получили право обучения за казенный счет. Работники просвещения становились государственными служащими.

В правление Николая I произошло формирование государственной идеологии: «Самодержавие, православие, народность


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53989. Types of questions 66 KB
  Загальні питання (general questions)Ставиться до всього речення і вимагає відповіді «так» або «ні» Does Peter read books? Спеціальні питання (special questions) Ставиться за допомогою спеціальних питальних слів для з’ясування чогось конкретного.
53990. Revision of the types of question 840 KB
  The Thames is a short river. It’s only 349 km long. The Amazon in Brazil is 6 437 km long! Many people think the Thames is not clean but this is not true. More than 97 types of fish live here, for example salmon and eels. Eels are a traditional food in East London. People make a pie and serve it with mashed potatoes.
53991. Подорож. Traveling 48.5 KB
  Our theme for today is “Traveling” and our aim is to revise our knowledge that we have got studding in this theme. We’ll revise all materials on the topic “Traveling” and we’ll speak, read, write translate and listen to the dialogue on the computer and make up your own dialogues.
53992. Визначні місця Великобританії 48.5 KB
  You are right. I’m sure that you’ve learned a lot about this country at your geography lessons, from TV programmes. At our lesson we’ll try to enlarge your knowledge about this country while doing different activities. But first of all I want you to answer my questions.
53993. British lifestyle 53 KB
  Мета: Учити учнів спілкуватися за темою вживаючи нову лексику. Розвивати та розширювати уявлення учнів про традиції англійців. 190 Для перевірки домашнього завдання учні обмінюються зошитами. Учні в парах читають вірші здогадуються про які свята йдеться та заповнюють пропуски назвами свят.
53994. Environmental problems 46.5 KB
  In my opinion, rubbish is the biggest problem. People put a lot of rubbish into rubbish dumps. This pollutes the ground and the water. My family tries to help the environment. At home we recycle most of our rubbish. We put paper, glass and plastic into special containers outside our house. In my view, this is a great system because it really helps the environment.