33566

Государственное управление в Российской империи в конце XIX века – начале XX века

Доклад

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Государственная Дума 1906-1917 гг. Гор Дума Гор управу которую возглавлял городской глава. Государственная Дума 1906-1917 гг. Государственная Дума созывалась по решению царя.

Русский

2013-09-06

53.5 KB

41 чел.

14.  Государственное управление в Российской империи  в конце XIX века – начале XX века

Реформы Александра II, развитие местного самоуправления, судебная и военная реформа, просвещение, государственное хозяйство, цензура. Консервативные реформы в конце XIX века. Революция 1905 г, переход к ограниченной монархии. Государственная Дума 1906-1917 гг.

Реформы Александра II (1855-1881): развитие МСУ, судебная и военная реформы, просвещение, государственное хозяйство, цензура.

Отмена крепостного права (1861 г.). Свободу получили 40% населения. Земля передавалась крестьянам, но они должны были вносить выкупные платежи. Гос-во выплачивало помещикам стоимость земли, выделенной крестьянам, а затем крестьяне в течение 50 лет должны были рассчитаться с гос-вом. Земля передавалась не отдельным крестьянам, а сельской общине, которая выделяла земельные участки.

Реформа МСУ. Сельская община – первичный уровень самоуправления. Она состояла из крестьян, проживающих на одной территории. Функции: распределение земли, разрешение вопросов с/х, распределение налогов и т.д.

Самоуправление организовывалось на 2 уровнях: территориальное (земское), городское.

Земское самоуправление.

Земское организовывается в уездах и губерниях. Новые органы МСУ – Уездные земские собрания, избирались на 3 года. Депутаты – гласные представители, избирались (1 раз в 3 года) от землевладельцев, владельцев недвижимости и сельских общин. Глава уездного собрания – уездный представитель (избирался). Функции Земского собрания: руководство хоз делами, т.е. МСУ и решение всех финансовых вопросов. Уездное собрание заседало 1 раз в год 10-15 дней. Для организации выполнения решений Земского собрания организовывалась Земская управа (коллегиальный орган, решения принимались голосованием).

В губерниях – Губернское земское собрание, состояло из представителей уездных земских собраний, которые избирались ежегодно. Губернское земское собрание выбирало Губернскую управу, которая действовала постоянно.

Основные направления деятельности Земства: образование, здравоохранение, строительство дорог, ветеринарное дело, благотворительность и т.д. Земства имели собственный бюджет, устанавливали местные налоги.

Городское самоуправление.

1870 г. –Городовое положение. Владельцы домов, квартир, коммерческих предприятий избирают Городскую думу.  Гор Дума - Гор управу, которую возглавлял городской глава. Функции: благоустройство (уборка территорий, снабжение водой, постройка школ, больниц). Имеет собственный бюджет, может устанавливать налоги.

Судебная реформа. Вместо сословных судов был гарантирован равный суд для всех жителей. Выборность судей (отделение суда от исполнительной власти), появление суда присяжных (решение суда присяжных можно опротестовать в Сенате), обязательное присутствие обвиняемого на суде и заинтересованных, право на адвоката, отмена телесных наказаний, гласность и открытость судебного следствия.

Военная реформа. Сокращен срок службы рекрутов до 15 лет. Введена всеобщая воинская повинность. Призывной возраст – 20 лет. Каждый год военное министерство определяло потребность в призывниках. Исходя из этой потребности, по жребию выбирались те, кто подлежат призыву. Остальные отправлялись в призыв второй очереди. Телесные наказания в армии отменены. Проводилось обучение солдат грамоте, политическое просвещение.

Реформа печати. Отменена цензура, надзор за печатью возлагался на издателя. Если издавалось что-либо запрещенное, выносилось предупреждение. После 3 предупреждений издательство закрывалось.

Реформа образования. Отделение университетов от государства, университетское самоуправление, платное обучение (но небольшая плата), появились новые учебные заведения для женщин (медицинские, педагогические).

Реформа гос хозяйства. Создан единый госбюджет, который контролируется Минфином. Госбюджет стал публиковаться в газетах.

Консервативные реформы в конце 19 в.

Контрреформа Александра III.

  1.  поддержка дворянства как основной социальной опоры правительства.
  2.  ограничение МСУ (усиление контроля).
  3.  реформа просвещения ограничила доступ детям низших сословий в гимназии.
  4.  ужесточение цензуры.
  5.  увеличение имущественного ценза избирателей.
  6.  русификация национальных окраин (все окраины были включены в состав губерний, людей других национальностей заставляли принимать русские имена).

Революция 1905 г, переход к ограниченной монархии.

С начала 1905 г. гос власть не контролировала ситуацию в Росси, происходили демонстрации, забастовки, погромы, политические убийства. Страну захватила волна террора. Фактически система гос.управления находилась в состоянии войны с собственным населением.

В мае 1905 г. съезд представителей МСУ обратился к императору с требованием Конституции. Чтобы удовлетворить политические требования общества, Николай 2 издал Манифест о созыве Гос думы.

Затем был выпущен Манифест «Об усовершенствовании гос порядка», в котором населению России предоставлялись гражданские свободы, неприкосновенность личности, законодательная власть передавалась Гос думе. На выборы в первую Гос думу было представлено много депутатов от левых партий и движений. В ходе революции были также достигнуты соглашения между рабочими и предприятиями об улучшении условий труда: 8 часовой рабочий день. В стране провозглашена свобода вероисповедания.

Государственная Дума 1906-1917 гг.

1 ГД.

Государственная Дума созывалась по решению царя. Открытие 1 Гос думы состоялось в 1906 г. Предметы ведения Государственной думы определялись «Учреждением Государственной думы» – документом, регламентировавшим ее деятельность.

Функции Государственной Думы:

  1.  Утверждение бюджета.
  2.  Принятие законов.
  3.  Утверждение отчета министров.

Ограничения власти Гос думы: Гос совет мог отвергнуть любой закон, принятый ГД. Император имел право издавать указы без одобрения ГД.

Расстановка политических сил в первой Думе была следующая: 176 депутатов представляли кадеты, 102 – трудовики (большинство из которых были крестьянскими), 100 – беспартийные. Остальные партии имели незначительное представительство.

Программой деятельности I Государственной думы стал «адрес», составленный депутатами в ответ на речь императора. Он содержал следующие требования:

  •   введение всеобщего избирательного права;
  •   ответственное перед Думой министерство;
  •   амнистия;
  •   отмена смертной казни и освобождение страны от военного положения;
  •   право Думы пересматривать законы;
  •   свобода слова, совести, собраний;
  •   решение аграрного и рабочего вопросов;
  •   ликвидация Государственного совета;
  •   введение всеобщего бесплатного обучения;
  •   реформа местного управления;
  •   равномерное распределение налогов.

Это был вызов власти, который не мог остаться без последствий. Вопрос роспуска Думы стал делом времени. 8 июля 1906 г. император подписал указ о роспуске Думы.

2 ГД.

II Государственная дума , начавшая свою работу 20 февраля   1907 г., оказалась еще более пестрой и более радикальной по своему составу. Выборы показали усиление, как левых, так и правых партий.

 II Государственная дума работала 103 дня. Во II Думе рассматривались:

  •   продовольственный вопрос;
  •   роспись бюджета на 1907 г.;
  •   исполнение государственной росписи;
  •   набор новобранцев;
  •   отмена чрезвычайного указа о военно-полевых судах;
  •   реформа местного суда.

П.А. Столыпин осуждал левые фракции Думы за поддержку революционного террора. Депутаты же при этом заметили, что Дума превращается в «департамент Министерства внутренних дел». Они указали на существующий государственный террор и потребовали отмены военно-полевых судов. Дума отказала в требовании П.А. Столыпина лишить неприкосновенности и выдать социал-демократическую фракцию как готовящую ниспровержение государственного строя. Правительство не стало дожидаться разоблачения явно сфабрикованного дела и, подгоняемое требованиями Николая II немедленно разогнать Думу, приступило к решительным действиям. В ответ на это 3 июня 1907 г. был обнародован Указ о роспуске II Государственной думы.

Власти решили положить конец созыву «непослушных» Дум и созвать «парламент» нового образца со старым названием – Государственная дума. С этой целью в новом избирательном законе открыто предусматривалось усиление позиций дворянства в Думе, были предоставлены новые значительные права крупной буржуазии при одновременном ограничении прав крестьян, рабочих и мелкобуржуазных городских слоев. В результате в выборах могли принимать участие только 13% взрослого населения страны.

3 ГД.

Бесспорным лидером в новой Думе была проправительственная партия октябристов, выражавшая интересы прогрессивных помещиков и крупной буржуазии. Октябристы требовали делового контроля над хозяйственной политикой и финансами. Представительство кадетов и социал-демократов в III Думе значительно сократилось. Правительство получило послушную, лояльную Думу.

 III Государственная дума видела среди своих основных задач  укрепление оборонной мощи страны, укрепление финансового положения государства, восстановление внутреннего порядка и законности во всех сферах жизни.

 III Дума, единственная из всех Дум периода думской монархии, исчерпала пятилетний срок своих полномочий – с 1907 г. по 1912 г. За это время ею было принято свыше 2000 законопроектов, в том числе аграрные законы Столыпина, существенно увеличены ассигнования средств на народное образование, поддержаны меры по реорганизации армии и флота.

4ГД.

Возникла в предкризисный для страны и всего мира период — канун мировой войны. С 1912 по 1917 года состоялось пять сессий. По составу четвертая Дума мало отличалась от третьей.

Обстановка не позволила четвертой Думе сосредоточиться на крупномасштабной работе. Шли бесконечные, личностные «разборки» между лидерами фракций, внутри самих фракций. К тому же в 1914 г. после крупных провалов русской армии на фронте Дума вступила в конфликт с исполнительной властью.

Государственная Дума плохо вписывалась в систему самодержавной власти и, именно поэтому, Николай II постоянно стремился от нее избавиться. Он подписал, не поставив даты, два указа. Одним в столице империи вводилось осадное положение, а другим существовавшая тогда четвертая Дума досрочно распускалась с тем, чтобы вновь избранная стала уже не законодательным, а лишь законосовещательным органом. Государственная Дума должна была не принимать законопроекты, а лишь высказывать свое мнение о них, с которым царь мог не считаться.

25 февраля 1917 года Дума была распущена и больше официально не собиралась. Но формально и фактически Дума существовала.

Государственная Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства. При Временном правительстве Дума работала под видом «частных совещаний». Дума выступила против создания Советов. 6 октября 1917 года Временное правительство постановило Думу распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21288. Методологія IDEF 387 KB
  Методологія IDEF Сімейство стандарту IDEF На даний момент до сімейства IDEF [ІДЕФ] можна віднести такі стандарти: IDEF0 методологія функціонального моделювання. За допомогою наочного графічного мови IDEF0 що розробляється система постає перед проектувальниками у вигляді набору взаємозалежних функцій функціональних блоків у термінах IDEF0. Як правило моделювання засобами IDEF0 є першим етапом вивчення будьякої системи; IDEF1 методологія моделювання інформаційних потоків усередині системи що дозволяє відображати і аналізувати їх...
21289. Відношення між класами 407 KB
  Відношення між класами Вступ Крім внутрішнього пристрою або структури класів на відповідній діаграмі вказуються різні відносини між класами. Базовими відносинами або зв'язками в мові UML є: Відношення залежності dependency relationship Ставлення асоціації association relationship Відношення узагальнення generalization relationship Ставлення реалізації realization relationship Кожне з цих відносин має власне графічне подання на діаграмі яке відображає взаємозв'язки між об'єктами відповідних класів. На діаграмі класів дане...
21290. Діаграма станів 479.5 KB
  Діаграма станів Вступ Розглянута в попередній лекції діаграма класів є логічний модель статичного подання модельованої системи. Справа в тому що характеристика станів системи не залежить або слабко залежить від логічної структури зафіксованої в діаграмі класів. Тому при розгляді станів системи припадає на час відволіктися від особливостей її об'єктної структури і мислити зовсім іншими категоріями які утворюють динамічний контекст поведінки модельованої системи. Тому при побудові діаграм станів необхідно використовувати спеціальні...
21291. Діаграма діяльності 625.5 KB
  Діаграма діяльності Вступ При моделюванні поведінки проектованої або аналізованої системи виникає необхідність не тільки уявити процес зміни її станів але і деталізувати особливості алгоритмічної та логічної реалізації виконуваних системою операцій. Для моделювання процесу виконання операцій в мові UML використовуються так звані діаграми діяльності. Застосовувана в них графічного багато в чому схожа на нотацію діаграми станів оскільки на діаграмах діяльності також присутні позначення станів і переходів. Кожен стан на діаграмі діяльності...
21292. Діаграма послідовності 571.5 KB
  Іншими словами хоча повідомлення і має інформаційний зміст воно набуває додаткове властивість надавати направлений вплив на свого одержувача. Повідомлення зображуються у вигляді горизонтальних стрілок з ім'ям повідомлення і також утворюють порядок за часом свого виникнення. Іншими словами повідомлення розташовані на діаграмі послідовності вище ініціюються раніше тих що розташовані нижче. Графічне зображення актора рекурсії та рефлексивного повідомлення на діаграмі послідовності 2.
21293. Методологія обєктно-орієнтованого аналізу і проектування ПЗ. Мова UML 72.5 KB
  Мова UML Зіставлення і взаємозв'язок структурного та об'єктноорієнтованого підходів Граді Буч сформулював головне достоїнство об'єктноорієнтованого підходу ООП наступним чином: об'єктноорієнтовані системи більш відкриті і легше піддаються внесенню змін оскільки їх конструкція базується на стійких формах. Буч відзначив також ряд наступних переваг ООП: об'єктна декомпозиція дає можливість створювати програмні системи меншого розміру шляхом використання загальних механізмів що забезпечують необхідну економію виразних засобів. Системи...
21294. Структурний підхід до проектування інформаційних систем 477 KB
  Основними з цих принципів є наступні: принцип абстрагування полягає у виділенні істотних аспектів системи і відволікання від несуттєвих; принцип формалізації полягає в необхідності суворого методичного підходу до вирішення проблеми; принцип несуперечності полягає в обгрунтованості та узгодженості елементів; принцип структурування даних полягає в тому що дані повинні бути структуровані і ієрархічно організовані. Кожній групі засобів відповідають певні види моделей діаграм найбільш поширеними серед яких є наступні: SADT...