33567

Государственное управление в РСФСР и СССР

Доклад

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Государственное управление в РСФСР и СССР Конституция РСФСР 1918 года формирование высших органов власти. Образование СССР распределение полномочий между СССР и союзными республиками. Становление государственного управления в первые годы советской власти образование СССР. Образование СССР.

Русский

2013-09-06

57 KB

63 чел.

15.   Государственное управление в РСФСР и СССР

Конституция РСФСР 1918 года, формирование высших органов власти. Образование СССР, распределение полномочий между СССР и союзными республиками. Конституция 1936 года: права граждан, Верховный совет. Реорганизация государственного управления в 1940-50-е гг. Конституция 1977 года – новые формы участия населения в управлении.

Становление государственного управления в первые годы советской власти, образование СССР.

Правительство большевиков направило усилия на решение актуальных проблем:

  1.  война (переговоры о перемирии, в итоге был заключен Брестский мир);
  2.  голод (контроль над снабжением продовольствием с помощью продотрядов);
  3.  экстремизм (политика расправы с политическими оппонентами и экстремистами, был объявлен красный террор – вынесение смертельных приговоров без суда);
  4.  национальная (правительство провозгласило равенство всех национальностей, все национальные движения были запрещены);
  5.  сословный подход к гос управлению (принудительные работы для лиц из непролетарского сословия).

Принципы нового государственного управления и структура.

Высшим законодательным органом РСФСР был съезд Советов. 1918 г. - принята Конституция РСФСР. Это была первая российская Конституция. По Конституции "Вся власть в центре и на местах принадлежит Советам". Земля, торговые, промышленные и транспортные предприятия объявлялись государственной собственностью. Областные Советы получали право автономии, было гарантировано широкое местное самоуправление. Все лица, занимавшие ранее государственные должности, имевшие частную собственность, а также духовенство и частные торговцы лишались всех гражданских прав. То есть они не имели права участвовать в государственном и местном управлении, работать, участвовать в выборах, получать карточки на продовольствие, получать социальную защиту. На смену сословному подходу к государственному управлению пришел классовый. 

В период между съездами Советов высшая власть в РСФСР принадлежала ВЦИК. Руководящим органом ВЦИК являлось расширенное заседание — пленум, который проводился раз в две недели. Президиум ВЦИК готовил материалы к заседаниям, реализовывал постановления, контролировал работу отделов. В экстренных случаях Президиум сам мог осуществлять законодательные функции.

ВЦИК образовывал правительство Российской Федерации — Совет народных комиссаров и центральный аппарат по отдельным отраслям управления — народные комиссариаты. Народные комиссариаты создавали по отраслевому принципу. Установлением Советской власти на местах занимался Народный комиссариат внутренних дел. НКВД занимался охраной революционного порядка, управлял милицией, ведал коммунальным хозяйством. Исполнительная власть в 1918-19 гг. в период военного коммунизма срасталась с военными учреждениями. Летом 1918 г. принят Закон о всеобщей воинской повинности.

Декреты о суде (1917-18 гг.) ликвидировали все старые судебные органы и институты; созданы местные суды (рассматривали мелкие гражданские и уголовные дела), областные и окружные суды, сформирована милиция.

Государственные структуры сращивались с партийным аппаратом ВКП(б), которая контролировала экономику, культуру, социальную сферу. Несогласие с их действиями расценивалось как контрреволюция, политическое преступление.

Причины успеха правительства большевиков:

  1.  Отсутствие колебаний при принятии решений, решения принимались быстро;
  2.  Хорошая организация, организованное выполнение этих решений;
  3.  Корректировка решений в зависимости от ситуации;
  4.  Широкое использование пропаганды.

Антибольшевистские правительства в России.

Причины неудачи белого движения:

  1.  Превосходство красной армии в численности (в 10-15 раз).
  2.  Отсутствие единой программы.
  3.  Отсутствие единого командования.
  4.  Отсутствие пропаганды.

Образование СССР. К 1922 году под контролем большевиков оказалась большая часть всероссийской империи, на этой территории создается новое государство, получившее название Союз Советских Социалистических Республик. Первоначально СССР состояло из 4 республик (Российская советская федеративная социалистическая республика-РСФСР, белорусская, украинская, закавказская). Союзный договор между ними был оформлен в виде Конституции СССР 1924 г.  В дальнейшем число республик увеличилось.

Система государственного управления по Конституции 1936 г.

Высшая власть по Конституции 1936 г. принадлежит Верховному Совету, т.е. высшему законодательному органу власти. Он состоит из 2 палат: Совета Союза и Совета национальностей (избирается по союзным и автономным республикам), которые формируются по территориальному и национальному принципу и обеспечивают паритет интересов всех республик. Обе палаты равноправны.

Высшим исполнительным органом гос власти союзной республики является правительство (формировалось из представителей власти), которое подотчетно Верховному Совету.

Региональное управление. На уровне областей существовали областные советы, затем были районы – районные советы, города – гор советы, с/х местность – сельские советы. Исполнительными органами краев, областей, округов и т.д. являются исполнительные комитеты в составе председателя, заместителя, секретаря и члена. В Москве, например, Моссовет.

На основании Конституции в 37 г. в СССР были впервые проведены выборы Советов на основе всеобщего тайного голосования.

Высшие органы гос. власти и управления СССР( по Конституции 1936г.)

Верховный Совет СССР (высший орган гос. власти, состоял из 2-х равноправных палат)

Верховный Суд СССР                          Генеральный прокурор

                         Президиум Верховного

                          Совета СССР                (законодат. и исполнит.- распорядит. Орган между

                                                                   Сессиями Верховного Совета)

                         Совет народных комиссаров СССР (исполнит. Орган гос. власти, с 1946г.-

                                                                                        Совет Министров)

                          Народные комиссариаты СССР (с 1946г.- Министерства СССР)

5 дек. 1936г. 8-й Чрезвычайный Съезд Советов утвердил новую Конституцию СССР. Она зафиксировала характерные черты сформировавшейся в стране администр.-командной системы. В связи с ликвидацией ЗСФСР возникли самостоят. Республики: Армянская, Азербайджанская, Грузинская ССР, что и было отражено в Конституции.

Соц. Основа гос-ва декларировалась как союз рабочих и крестьян при сохранении диктатуры пролетариата.

Отменялись ограничения избират. права для сельского населения. Конституция законодательно зафиксировала всеобщие тайные, равные и прямые выборы в Советы всех уровней.

Реорганизация государственного управления в 1940-50-е гг.

С началом Великой Отечественной войны система управления страной кардинально перестроилась, были созданы чрезвычайные органы власти и управления. 23 июня 1941 г. была образована Ставка Главного командования Вооруженных Сил СССР (10 июля переименована в Ставку Верховного Главнокомандования). В нее входили члены Политбюро ЦК
ВКП(б) и Наркомата обороны. Ставка Верховного Главнокомандования имела своих представителей на фронтах, ей подчинялся Генеральный штаб РККА. Органами Ставки были управления наркоматов обороны и флота, командование фронтов.

    30 июня 1941 г. был создан Государственный комитет обороны (далее – ГКО) во главе с И. В. Сталиным. Этот высший чрезвычайный орган сосредоточил всю полноту власти в стране. Распоряжения ГКО обязаны были выполнять все организации и лица. В союзных и автономных республиках ГКО действовал через своих уполномоченных.

    Сохраняли свои функции СНК(Совет народных комиссаров) и Советы.Важную роль играли партийные органы всех уровней. Для проведения эвакуации промышленных предприятий и населения из прифронтовых районов на Восток при ГКО был создан Совет по делам эвакуации.

     Военная обстановка обусловила преобразование структуры отраслевых наркоматов: Наркомат танковой промышленности и Наркомат минометной промышленности, перестроена структура и работа Наркомата путей сообщения и Наркомата связи. В мае 1942 г. при Ставке Верховного Главнокомандования был образован Центральный штаб партизанского движения, а осенью этого года – особое Главное командование партизанского движения.

    В ноябре 1942 г. была образована Чрезвычайная государственная комиссия по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. В республиках, краях и областях, городах образовывались местные комиссии, которые использовали в своей работе деятельность военных трибуналов.

    Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти СССР в довоенное и послевоенное время был СНК СССР. В сентябре 1945 г. был упразднен Государственный комитет обороны, функции которого передали СНК СССР. В 1946 году произошли дальнейшие изменения в высших органах управления ССР, союзных и автономных республик. В марте этого года Верховный Совет Союза ССР принял закон о преобразовании СНК СССР, совнаркомов союзных и автономных республик в Советы министров, а Наркоматов – в министерства.

    В феврале 1947 г. были созданы Комиссии законодательных предложенийСовета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР. На эти комиссии возлагалась задача предварительного рассмотрения и подготовки законопроектов для сессий Верховного Совета.

    Для придания системе управления демократического вида при Советах создавались постоянные комиссии. В них входили депутаты и активисты местных Советов. Они подготавливали вопросы, выносившиеся на обсуждение сессий Советов, организовывали проверку исполнения принятых Советами решений.

    Определенную роль сыграли политические процессы, связанные со смертью И.В. Сталина (5 марта 1953 г.). В 1954-1955 гг. проведена крупная реорганизация государственного аппарата, улучшена его структура, произошло сокращение численности государственного аппарата, расширены права союзных республик в области планирования производства и капитального строительства, вопросам развития сельского хозяйства, составления государственного бюджета, в области труда и заработной платы, торговли и т.д.

Конституция 1977 г.

В новой Конституции подчеркивалось стирание границ между классами, декларировалась единая общность — советский народ. Конституция закрепляла новые формы демократии: референдумы, всенародное обсуждение, но в то же время в Конституции появилась шестая статья о руководящей и направляющей роли Коммунистической партии в советском обществе.

Структура высших органов государственного управления осталась без изменений. На практике высшие органы власти не контролировали обстановку в стране, важнейшие решения принимались без их ведома, например, ввод войск в Афганистан в 1979 г. и др.

Развитие местного самоуправления было обусловлено низким уровнем финансирования. На каждый проект исполнительные комитеты городов или районов должны были запрашивать деньги из государственного бюджета.

Первый раздел Конституции закреплял общие принципы социалистического строя и основные черты развитого социалистического общества.

Статья 1 обозначала, что СССР «есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны».

Статья 6 законодательно закрепляла руководящую и направляющую роль КПСС, являвшейся ядром политической системы СССР. Законодательно закреплялась важная роль в политической системе профсоюзов, комсомола и других массовых общественных организаций, что было значительным отличием от прежних Конституций: в Конституции 1936 года ВКП(б) была «руководящим ядром всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных» (ст. 126), а в Конституции 1924 года не упоминалась вовсе.

О возможности существования других партий в Конституции ничего не говорилось; Конституция признавала лишь право граждан «объединяться в общественные организации» (ст. 51).

В 1990 году были приняты значительные поправки в Конституцию 1977 года, в частности, вводится многопартийная политическая система.

Экономическая система

В главе 3, Статья 10 зафиксировала, что основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства, существующая в двух формах: государственная (общенародная) и колхозно-кооперативная

Статья 16 закрепляла принцип государственного планирования экономики, вместе с тем предполагала сочетание централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, использование хозяйственного расчета, прибыли, себестоимости и других экономических рычагов и стимулов

Органы власти

В новой Конституции был введен новый Раздел IV — «Советы народных депутатов и порядок их избрания», где была закреплена вся система Советов, увеличен срок полномочий Верховных Советов с 4 до 5 лет, местных Советов — с 2 до 2,5 лет.

Закреплялся также уже существовавший в прежней Конституции принцип всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом, согласно статье 96, был снижен возраст пассивного избирательного права в Советы до 18 лет, в Верховный Совет СССР — до 21 года (ранее — 23 года).

Раздел V закреплял положения о высших государственных органах власти — ВС и СМ СССР. В разделе VI были обозначены органы власти союзных и автономных республик, где высшими государственными органами власти являлись местные Верховные Советы и Советы Министров.

Государственное устройство

Раздел Раздел III определял национальное и государственное устройство Союза, а также, как и все предыдущие Конституции СССР, закреплял право республик Союза на на свободный выход из состава СССР


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28280. Правоспособность граждан (физических лиц) 14.15 KB
  Под правоспособностью понимается способность иметь гражданские права и нести обязанности. Права и обязанности недееспособных лиц приобретаются и осуществляются через представителя который назначается им в обязательном порядке. Конкретным лицом они могут и не реализоваться например не каждый осуществляет возможность иметь права авторов произведений науки литературы и искусства изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности охраняемых законом. Граждане могут иметь любые гражданские права и обязанности не запрещенные законом...
28281. Понятие и виды дееспособности. Порядок ее ограничения 16.78 KB
  Гражданская дееспособность по общему правилу возникает в полном объеме по достижении 18летнего возраста. Однако закон определяет случаи когда гражданин становится полностью дееспособным до достижения указанного возраста. Вопервых в случае вступления в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления по просьбе лиц достигших возраста 16 лет; до достижения возраста 16 лет в виде исключения с учетом особых обстоятельств в случаях установленных законами субъектов Российской Федерации. Для эмансипации...
28282. Осуществление гражданских прав и обязанностей недееспособными и ограниченно дееспособными лицами 15.81 KB
  Существует два случая ограничения гражданина в дееспособности. гражданин который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение может быть ограничен судом в дееспособности. Злоупотреблением спиртными напитками или наркотическими средствами дающим основание для ограничения дееспособности гражданина является такое чрезмерное или систематическое их употребление которое находится в противоречии с интересами его семьи и влечет за собой непосильные расходы...
28283. Опека и попечительство: содержание, условия назначения и прекращения. Патронаж 16.61 KB
  Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними оставшимися по какимлибо причинам без попечения родителей вследствие отсутствия родителей лишения их судом родительских прав уклонения родителей от воспитания либо защиты прав и интересов детей преследует также цель обеспечения их воспитания и обучения. Опека форма устройства малолетних граждан не достигших возраста 14 лет и граждан признанных судом недееспособными при которой назначенный органом опеки и попечительства гражданин опекун является законным представителем...
28284. Место жительства, местопребывание и местонахождение: понятие, юридическое значение 14.38 KB
  Место жительства местопребывание и местонахождение: понятие юридическое значение. кто законно находится на территории РФ имеет право выбирать место пребывания и жительства. Закон рассматривает как место пребывания гражданина гостиницу санаторий дом отдыха пансионат кемпинг туристскую базу больницу другое подобное учреждение а также жилое помещение не являющееся местом жительства гражданина в котором он проживает временно. К месту жительства относится: жилой дом квартира служебное жилое помещение специализированные дома...
28285. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим: понятие, порядок, правовые последствия 15.43 KB
  Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим: понятие порядок правовые последствия. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца следующего за тем в котором были получены последние сведения об отсутствующем а при невозможности установить этот месяц первое января следующего года Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим. Имущество гражданина признанного безвестно...
28286. Гражданско-правовое положение индивидуального предпринимателя. Банкротство гражданина 16.3 KB
  Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Статус ИП гражданин приобретает в результате его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Глава крестьянского фермерского хозяйства осуществляющего деятельность без образования юридического лица признается предпринимателем автоматически с момента государственной регистрации его хозяйства. При этом особой регистрации владельца...
28287. Юридические лица: понятие, признаки, правосубъектность 14.94 KB
  Юридическое лицо это организация которая имеет в собственности хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права нести ответственность и быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету ст. в гражданскоправовых отношениях юридическое лицо действует как единое целое. их интересы совокупно представляет созданное ими юридическое...
28288. Возникновение и прекращение юридического лица 16.51 KB
  Предмет и цели деятельности указываются в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий. Реорганизация представляет собой прекращение деятельности одной организации с переходом прав и обязанностей к другой организации. Реорганизация ЮЛ осуществляется в таких формах как: слияние нескольких юридических лиц в одно; присоединение одного или нескольких юридических лиц к другому; разделение юридического лица на несколько самостоятельных организаций; выделение из состава юридического лица не прекращающего при...