33567

Государственное управление в РСФСР и СССР

Доклад

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Государственное управление в РСФСР и СССР Конституция РСФСР 1918 года формирование высших органов власти. Образование СССР распределение полномочий между СССР и союзными республиками. Становление государственного управления в первые годы советской власти образование СССР. Образование СССР.

Русский

2013-09-06

57 KB

60 чел.

15.   Государственное управление в РСФСР и СССР

Конституция РСФСР 1918 года, формирование высших органов власти. Образование СССР, распределение полномочий между СССР и союзными республиками. Конституция 1936 года: права граждан, Верховный совет. Реорганизация государственного управления в 1940-50-е гг. Конституция 1977 года – новые формы участия населения в управлении.

Становление государственного управления в первые годы советской власти, образование СССР.

Правительство большевиков направило усилия на решение актуальных проблем:

  1.  война (переговоры о перемирии, в итоге был заключен Брестский мир);
  2.  голод (контроль над снабжением продовольствием с помощью продотрядов);
  3.  экстремизм (политика расправы с политическими оппонентами и экстремистами, был объявлен красный террор – вынесение смертельных приговоров без суда);
  4.  национальная (правительство провозгласило равенство всех национальностей, все национальные движения были запрещены);
  5.  сословный подход к гос управлению (принудительные работы для лиц из непролетарского сословия).

Принципы нового государственного управления и структура.

Высшим законодательным органом РСФСР был съезд Советов. 1918 г. - принята Конституция РСФСР. Это была первая российская Конституция. По Конституции "Вся власть в центре и на местах принадлежит Советам". Земля, торговые, промышленные и транспортные предприятия объявлялись государственной собственностью. Областные Советы получали право автономии, было гарантировано широкое местное самоуправление. Все лица, занимавшие ранее государственные должности, имевшие частную собственность, а также духовенство и частные торговцы лишались всех гражданских прав. То есть они не имели права участвовать в государственном и местном управлении, работать, участвовать в выборах, получать карточки на продовольствие, получать социальную защиту. На смену сословному подходу к государственному управлению пришел классовый. 

В период между съездами Советов высшая власть в РСФСР принадлежала ВЦИК. Руководящим органом ВЦИК являлось расширенное заседание — пленум, который проводился раз в две недели. Президиум ВЦИК готовил материалы к заседаниям, реализовывал постановления, контролировал работу отделов. В экстренных случаях Президиум сам мог осуществлять законодательные функции.

ВЦИК образовывал правительство Российской Федерации — Совет народных комиссаров и центральный аппарат по отдельным отраслям управления — народные комиссариаты. Народные комиссариаты создавали по отраслевому принципу. Установлением Советской власти на местах занимался Народный комиссариат внутренних дел. НКВД занимался охраной революционного порядка, управлял милицией, ведал коммунальным хозяйством. Исполнительная власть в 1918-19 гг. в период военного коммунизма срасталась с военными учреждениями. Летом 1918 г. принят Закон о всеобщей воинской повинности.

Декреты о суде (1917-18 гг.) ликвидировали все старые судебные органы и институты; созданы местные суды (рассматривали мелкие гражданские и уголовные дела), областные и окружные суды, сформирована милиция.

Государственные структуры сращивались с партийным аппаратом ВКП(б), которая контролировала экономику, культуру, социальную сферу. Несогласие с их действиями расценивалось как контрреволюция, политическое преступление.

Причины успеха правительства большевиков:

  1.  Отсутствие колебаний при принятии решений, решения принимались быстро;
  2.  Хорошая организация, организованное выполнение этих решений;
  3.  Корректировка решений в зависимости от ситуации;
  4.  Широкое использование пропаганды.

Антибольшевистские правительства в России.

Причины неудачи белого движения:

  1.  Превосходство красной армии в численности (в 10-15 раз).
  2.  Отсутствие единой программы.
  3.  Отсутствие единого командования.
  4.  Отсутствие пропаганды.

Образование СССР. К 1922 году под контролем большевиков оказалась большая часть всероссийской империи, на этой территории создается новое государство, получившее название Союз Советских Социалистических Республик. Первоначально СССР состояло из 4 республик (Российская советская федеративная социалистическая республика-РСФСР, белорусская, украинская, закавказская). Союзный договор между ними был оформлен в виде Конституции СССР 1924 г.  В дальнейшем число республик увеличилось.

Система государственного управления по Конституции 1936 г.

Высшая власть по Конституции 1936 г. принадлежит Верховному Совету, т.е. высшему законодательному органу власти. Он состоит из 2 палат: Совета Союза и Совета национальностей (избирается по союзным и автономным республикам), которые формируются по территориальному и национальному принципу и обеспечивают паритет интересов всех республик. Обе палаты равноправны.

Высшим исполнительным органом гос власти союзной республики является правительство (формировалось из представителей власти), которое подотчетно Верховному Совету.

Региональное управление. На уровне областей существовали областные советы, затем были районы – районные советы, города – гор советы, с/х местность – сельские советы. Исполнительными органами краев, областей, округов и т.д. являются исполнительные комитеты в составе председателя, заместителя, секретаря и члена. В Москве, например, Моссовет.

На основании Конституции в 37 г. в СССР были впервые проведены выборы Советов на основе всеобщего тайного голосования.

Высшие органы гос. власти и управления СССР( по Конституции 1936г.)

Верховный Совет СССР (высший орган гос. власти, состоял из 2-х равноправных палат)

Верховный Суд СССР                          Генеральный прокурор

                         Президиум Верховного

                          Совета СССР                (законодат. и исполнит.- распорядит. Орган между

                                                                   Сессиями Верховного Совета)

                         Совет народных комиссаров СССР (исполнит. Орган гос. власти, с 1946г.-

                                                                                        Совет Министров)

                          Народные комиссариаты СССР (с 1946г.- Министерства СССР)

5 дек. 1936г. 8-й Чрезвычайный Съезд Советов утвердил новую Конституцию СССР. Она зафиксировала характерные черты сформировавшейся в стране администр.-командной системы. В связи с ликвидацией ЗСФСР возникли самостоят. Республики: Армянская, Азербайджанская, Грузинская ССР, что и было отражено в Конституции.

Соц. Основа гос-ва декларировалась как союз рабочих и крестьян при сохранении диктатуры пролетариата.

Отменялись ограничения избират. права для сельского населения. Конституция законодательно зафиксировала всеобщие тайные, равные и прямые выборы в Советы всех уровней.

Реорганизация государственного управления в 1940-50-е гг.

С началом Великой Отечественной войны система управления страной кардинально перестроилась, были созданы чрезвычайные органы власти и управления. 23 июня 1941 г. была образована Ставка Главного командования Вооруженных Сил СССР (10 июля переименована в Ставку Верховного Главнокомандования). В нее входили члены Политбюро ЦК
ВКП(б) и Наркомата обороны. Ставка Верховного Главнокомандования имела своих представителей на фронтах, ей подчинялся Генеральный штаб РККА. Органами Ставки были управления наркоматов обороны и флота, командование фронтов.

    30 июня 1941 г. был создан Государственный комитет обороны (далее – ГКО) во главе с И. В. Сталиным. Этот высший чрезвычайный орган сосредоточил всю полноту власти в стране. Распоряжения ГКО обязаны были выполнять все организации и лица. В союзных и автономных республиках ГКО действовал через своих уполномоченных.

    Сохраняли свои функции СНК(Совет народных комиссаров) и Советы.Важную роль играли партийные органы всех уровней. Для проведения эвакуации промышленных предприятий и населения из прифронтовых районов на Восток при ГКО был создан Совет по делам эвакуации.

     Военная обстановка обусловила преобразование структуры отраслевых наркоматов: Наркомат танковой промышленности и Наркомат минометной промышленности, перестроена структура и работа Наркомата путей сообщения и Наркомата связи. В мае 1942 г. при Ставке Верховного Главнокомандования был образован Центральный штаб партизанского движения, а осенью этого года – особое Главное командование партизанского движения.

    В ноябре 1942 г. была образована Чрезвычайная государственная комиссия по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. В республиках, краях и областях, городах образовывались местные комиссии, которые использовали в своей работе деятельность военных трибуналов.

    Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти СССР в довоенное и послевоенное время был СНК СССР. В сентябре 1945 г. был упразднен Государственный комитет обороны, функции которого передали СНК СССР. В 1946 году произошли дальнейшие изменения в высших органах управления ССР, союзных и автономных республик. В марте этого года Верховный Совет Союза ССР принял закон о преобразовании СНК СССР, совнаркомов союзных и автономных республик в Советы министров, а Наркоматов – в министерства.

    В феврале 1947 г. были созданы Комиссии законодательных предложенийСовета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР. На эти комиссии возлагалась задача предварительного рассмотрения и подготовки законопроектов для сессий Верховного Совета.

    Для придания системе управления демократического вида при Советах создавались постоянные комиссии. В них входили депутаты и активисты местных Советов. Они подготавливали вопросы, выносившиеся на обсуждение сессий Советов, организовывали проверку исполнения принятых Советами решений.

    Определенную роль сыграли политические процессы, связанные со смертью И.В. Сталина (5 марта 1953 г.). В 1954-1955 гг. проведена крупная реорганизация государственного аппарата, улучшена его структура, произошло сокращение численности государственного аппарата, расширены права союзных республик в области планирования производства и капитального строительства, вопросам развития сельского хозяйства, составления государственного бюджета, в области труда и заработной платы, торговли и т.д.

Конституция 1977 г.

В новой Конституции подчеркивалось стирание границ между классами, декларировалась единая общность — советский народ. Конституция закрепляла новые формы демократии: референдумы, всенародное обсуждение, но в то же время в Конституции появилась шестая статья о руководящей и направляющей роли Коммунистической партии в советском обществе.

Структура высших органов государственного управления осталась без изменений. На практике высшие органы власти не контролировали обстановку в стране, важнейшие решения принимались без их ведома, например, ввод войск в Афганистан в 1979 г. и др.

Развитие местного самоуправления было обусловлено низким уровнем финансирования. На каждый проект исполнительные комитеты городов или районов должны были запрашивать деньги из государственного бюджета.

Первый раздел Конституции закреплял общие принципы социалистического строя и основные черты развитого социалистического общества.

Статья 1 обозначала, что СССР «есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны».

Статья 6 законодательно закрепляла руководящую и направляющую роль КПСС, являвшейся ядром политической системы СССР. Законодательно закреплялась важная роль в политической системе профсоюзов, комсомола и других массовых общественных организаций, что было значительным отличием от прежних Конституций: в Конституции 1936 года ВКП(б) была «руководящим ядром всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных» (ст. 126), а в Конституции 1924 года не упоминалась вовсе.

О возможности существования других партий в Конституции ничего не говорилось; Конституция признавала лишь право граждан «объединяться в общественные организации» (ст. 51).

В 1990 году были приняты значительные поправки в Конституцию 1977 года, в частности, вводится многопартийная политическая система.

Экономическая система

В главе 3, Статья 10 зафиксировала, что основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства, существующая в двух формах: государственная (общенародная) и колхозно-кооперативная

Статья 16 закрепляла принцип государственного планирования экономики, вместе с тем предполагала сочетание централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, использование хозяйственного расчета, прибыли, себестоимости и других экономических рычагов и стимулов

Органы власти

В новой Конституции был введен новый Раздел IV — «Советы народных депутатов и порядок их избрания», где была закреплена вся система Советов, увеличен срок полномочий Верховных Советов с 4 до 5 лет, местных Советов — с 2 до 2,5 лет.

Закреплялся также уже существовавший в прежней Конституции принцип всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом, согласно статье 96, был снижен возраст пассивного избирательного права в Советы до 18 лет, в Верховный Совет СССР — до 21 года (ранее — 23 года).

Раздел V закреплял положения о высших государственных органах власти — ВС и СМ СССР. В разделе VI были обозначены органы власти союзных и автономных республик, где высшими государственными органами власти являлись местные Верховные Советы и Советы Министров.

Государственное устройство

Раздел Раздел III определял национальное и государственное устройство Союза, а также, как и все предыдущие Конституции СССР, закреплял право республик Союза на на свободный выход из состава СССР


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31821. Понятие и классификация автоматизированных информационных систем в управлении 28.5 KB
  Автоматизированная информационная система АИС совокупность программноаппаратных средств предназначенных для автоматизации деятельности связанной с хранением передачей и обработкой информации. АИС являются с одной стороны разновидностью информационных систем ИС с другой автоматизированных систем АС вследствие чего их часто называют ИС или АС. В АИС за хранение информации отвечают: на физическом уровне встроенные устройства памяти RM внешние накопители дисковые массивы на программном уровне файловая система ОС СУБД...
31822. Реформа армии Петра I 595 KB
  Для приверженцев первой точки зрения в военной историографии характерна уверенность в том, что военное дело в допетровской России было безнадежно отсталым, устаревшим и к моменту воцарения Петра I находилось в состоянии полного развала и запустения, армия была дезорганизована и небоеспособна
31823. Создание плана озеленения с использованием древесно-кустарниковых и травянистых растений, исключительно имеющих лечебные свойства 150.18 KB
  Фитотерапия с лечебной и профилактической целью использует либо растения в целом либо их отдельные части: корни корневища клубни луковицы листья цветки стебли кору почки ягоды плоды и семена. Цветет в мае плоды созревают в июле августе. Плоды черемухи использовались человеком каменного века о чем свидетельствуют результаты археологических раскопок. Используя их в пищу люди не могли не отметить их специфического вяжущего действия поэтому плоды черемухи можно считать одним из древнейших лекарственных средств.
31824. СВИНЦОВО-КИСЛОТНИЙ АКАМУЛЯТОР 6-СТ-90 550.5 KB
  Приготовление пасты. Расчёт объема пасты осуществляется по формуле. Поэтому при формировании очередной партии пластин отрицательной и положительной пасты меняются местами и следовательно изменяется полярность подачи напряжения на шины.3 Приготовление пасты Активная масса свинцовых аккумуляторов образуется в результате электрохимических процессов окисления или восстановления протекающих в электродных пастах при формировании намазных этими пастами пластин.
31825. Разработка информационно-справочного ресурса культурно-развлекательного центра «Мистик» способного представлять текстовую и графическую информацию пользователю 8.37 MB
  3 Анализ достоинств и недостатков имеющихся технологий 3 Техническое задание на создание ресурса 22 4 Проектирование работы ресурса с помощью UML 32 5 Реализация информационного ресурса 5.1 Разработка информационного ресурса 5.2 Описание интерфейса 6 Тестирование работы ресурса и контрольный пример работы 6.1 Тестирование интернет ресурса 6.
31826. Создание электронного ресурса, который поможет сделать процесс управления образованием более оперативным и удобным 4.53 MB
  3 Описание языка [2] PHP англ. PHP: Hypertext Preprocessor PHP: препроцессор гипертекста англ. [4] В области программирования для Сети PHP один из популярных скриптовых языков наряду с JSP Perl и языками используемыми в SP.NET благодаря своей простоте скорости выполнения богатой функциональности кроссплатформенности и распространению исходных кодов на основе лицензии PHP.
31827. Поиск субоптимальных параметров в методе аддитивного расщепления 240.81 KB
  Субоптимальные параметры расщепления максимально с точностью до малого параметра расширяют по вещественной оси спектральную область сходимости. Также проблематично бывает проверить условие сходимости которое обычно не выполняется. В связи с этим в данной дипломной работе для схемы МАР находятся такие параметры при которых спектральная область сходимости содержала бы интервал на вещественной оси наибольшей длины. Для случая когда спектральный радиус применяется метод аддитивного расщепления [13]: произвольный набор начальных...
31828. Реалии Третьего рейха и проблема их перевода 1.1 MB
  Вот некоторые из подобных явлений: €œСлово о воздушной войне€ речь рейхсминистра Геббельса Ein Wort zum Luftkrieg von Reichsminister Doktor Goebbels†N № 210 €œВера и красота€ женская фашистская организация Glube und Schönheit N № 21 €œофицеры вермахта офицерыэсэсовцы Offiziere der Wehrmcht SSOffiziere†R № 59 €œГермания и песнь о Хорсте Весселе €œds Deutschlnd und ds HorstWesselLied€ R № 214 назначенный на 1 апреля 1933 года бойкот врачебной практики€...
31829. ИМЯ, ЧИСЛО, МИФ: ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 182.34 KB
  Триединство имени-числа-мифа, возможно, является инструментом для осознанной интерпретации потока реальности, которая необходима как связующий бытие и сознание элемент, но также как специфический «фильтр» воспринимающего субъекта.