33568

Новейшая история государственного управления в России

Доклад

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Конституция Российской Федерации принята 12 декабря 1993 г. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда обеспечивается государственная поддержка семьи материнства отцовства и детства инвалидов и пожилых граждан развивается система социальных служб устанавливаются государственные пенсии пособия и иные гарантии социальной защиты.

Русский

2013-09-06

65.5 KB

35 чел.

16.   Новейшая история государственного управления в России

Реформы государственного управления СССР в 1985-90 гг. Первые выборы на альтернативной основе, Съезд народных депутатов СССР. Учреждение поста Президента СССР. Учреждение поста Президента РСФСР. Проекты нового Союзного договора. Августовские события 1991 года. Объявление независимости союзными республиками. Создание СНГ. Реформы государственного управления в России в 1991-1993 гг. Принятие Конституции РФ. Реформирование государственного аппарата управления.

Реформы государственного управления СССР в 1985-90 гг.

В конце 1980-х гг. управление в СССР столкнулось со следующими проблемами:

  1.  Экономическая: кризис экономики, дефицит бюджета, скрытая инфляция. Правительство было вынуждено вводить талоны и карточки. Отсутствие необходимых товаров на полках магазинов привело к росту очередей, к социальной напряженности.
  2.  Административная. Контроль со стороны государства над всеми отраслями общественной жизни привел к разрастанию государственного аппарата и низкой эффективности его функционирования.
  3.  Кризис межнациональных отношений. В союзных республиках происходит рост национальных движений и межнациональных конфликтов.
  4.  Монополия Коммунистической партии на управление, закрепленная в ст. 6 Конституции, ограничивала доступ к власти для беспартийных. Для решения существовавших проблем были предложены следующие методы, которые вошли в программу преобразований, именуемую "перестройка".

В марте 1985 г. Ген.секретарем ЦК КПСС стал М.С.Горбачев. Он выступил с инициативой «обновления социализма». Суть «обновления общества» он видел в соединении социализма и демократии. В установлении «лучшего социализма».

Начало новому курсу было положено в апреле 1985 г. На Пленуме ЦК КПСС. Гл. рычагом преобразований должно было стать ускорение соц.-экономич. развития страны. Перемены в обществ.-политич. сфере начались с политики гласности. Была снята цензура и разрешено издание новых газет. Это вызвало широкий всплеск соц. Активности населения. Возникли многочисленные обществ. Объединения в поддержку «перестройки».

Идея ускорения встречала как одобрение так и протест в разных слоях населения. Противники нового курса имелись среди работников парт.-гос. аппарата. Для реализации задач перестройки была проведена смена части партийных и советских рук-лей.

В 1985-1986г. Была развернута борьба с нарушением произв. Дисциплины и коррупцией.

Демократизации обществ.-политич. жизни способствовало введение альтернативных выборов партийных секретарей.

Суть политич. реформ заключ. в четком разделении обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунист. Партии Советам.

Учреждался новый орган власти – Съезд народных депутатов СССР. Из числа его участников избирался Верховный Совет, кот. Превращался в пост. Действующий парламент.

Составной частью политич. реформы явл. введение в стране президентского поста. Первым президентом  СССР в марте 1990 на 3-м съезде народных депутатов был избран М.С.Горбачев.

В конце 1988 Верховный Совет принял закон об изменении системы выборов. Отныне избрание народных депутатов должно было быть на альтернативной основе. Выборы на новых избират. принципах состоялись весной 1989.

В 1989 сформирован Верховный Совет СССР. Его председателем был избран Горбачев.

В марте 1990 была отменена статья Конституции СССР о руководящей роли КПСС в обществе. К этому времени в стране уже действовали многочисл. политич. организации. Отмена статьи 6 явилась стимулом возникновения новых партий и движений.

С конца 80-х усилилось движение за выход из состава СССР в респ. Прибалтики. Предлагалось сосредоточить упр-е народным хозяйством в местных управл. структурах и признать приоритет республик. законов перед общесоюзными. В ноябре 1988 Декларацию о гос. суверенитете утвердил Верховный Совет Эстонской ССР. Идентичные док-ты были приняты Литвой, Латвией, Азербайджаном и Молдавской ССР(1990). Вслед за объявлениями о суверенитете состоялось избрание президентов бывших союзных республик.

12 июня 1990 Съезд народных депутатов РСФСР принял декларацию о гос. суверенитете России. В ней законодательно закреплялся приоритет республиканских законов над союзными. Первым президентом РФ стал Ельцин.

4-й съезд народных депутатов СССР(дек. 1990) высказался за сохранение СССР и его преобразование в демократич. Федератив. Гос-во.

В апреле-мае 1991 состоялись переговоры Горбачева с рук-лями девяти союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Все участники поддержали идею создания обновленного Союза и подписания такого договора (основой станут принципы, изложенные в республиканских декларациях: равноправие всех граждан и народов, право на самоопределение и территор. целостносость). Его проект предусматривал создание Союза Суверенных гос-в (СНГ) как демократич. Федерации. Подписание договора было назначено на 20 авг. 1991.

В ночь на 19 авг. Горбачев был отстранен от власти. В стране вводилось ЧП сроком на 6 мес. Было объявлено о создании ГКЧП (гос. комитета по чрезвыч. Положению). Центром авг. Событий стала Москва. В город были введены войска. 22 авг. Члены ГКЧП были арестованы. Одним из указов Ельцина прекращалась деят-сть КПСС.23 авг. Был положен конец её существованию как правящей гос. структуры.

В дек. 1991 в Беловежской пуще состоялось совещание рук-лей России, Украины, Белоруссии. 8 дек. Они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 и об окончании деят-сти гос. структур бывшего Союза. Тогда же и была достигнута договоренность о создании СНГ.

Реформы государственного управления в России в 1991-93 гг.

До 1993 г. в России частично сохранялась старая система управления: представительная власть — Советы депутатов; исполнительная власть — изменялась на местном уровне: появляются мэрии, управы, губернаторы. Между старой системой Советов и новой исполнительной властью назревал конфликт. Советы часто не одобряли экономическую политику Правительства, не принимали новых законов. Весной 1993 г. был проведен Общероссийский референдум, большинство граждан России высказались в поддержку политики Президента России Ельцина, одобрили также экономическую политику Правительства и высказались против переизбрания Президента и Верховного Совета.

21 сентября 1993 г. Ельцин подписал указ "О поэтапной конституционной реформе в РФ", который объявлял о роспуске Съезда депутатов России и выборах в новый орган представительной власти — Государственную Думу. На следующий день Верховный Совет РФ объявил импичмент Президенту и, в соответствии с Конституцией, провозгласил новым Президентом Руцкого, занимавшего пост вице-президента. 3 октября 1993 г. Съезд депутатов предпринял попытку силой захватить власть в стране. 4 октября в Москву вошли войска и после штурма Белого дома (Дворец Советов РСФСР), Съезд народных депутатов был распущен. Произошла реорганизация представительной власти, и Советы как форма государственного устройства были ликвидированы. 12 декабря 1993 г. состоялись первые выборы в Государственную Думу и думы субъектов Федерации. На референдуме была принята новая Конституция. Моссовет был распущен Указом Президента.

Принятие Конституции РФ.

Конституция Российской Федерации принята 12 декабря 1993 г., позволила создать стабильную систему государственного управления. Как записано в ст. 1 «РФ есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Согласно Конституции (ст. 4), суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию, Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории, при этом РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. РФ (ст. 5) состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов. При этом республика имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство. Федеративное устройство  основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Человек, его права и свободы являются по Конституции высшей ценностью (ст.2).

В Конституции признаются идеологическое и политическое многообразие, принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную, равноправие частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, частная собственность на землю, провозглашены избирательные и судебные права граждан.

По Конституции РФ (ст. 7), РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Реформирование государственного аппарата управления.

См. Конституцию РФ о функциях Президента ГД, ФС, Правительства и т.д.

Президент Российской Федерации является главой государства.

Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президент Российской Федерации:

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Статья 84

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Статья 87

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Статья 96

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Статья 103

1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

 

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Статья 104

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Статья 105

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 106

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81416. Социологические проблемы социального взаимодействия в социальной работе. Понятия: социальная структура, социальные изменения, конфликты интересов основных социальных групп 37.54 KB
  Понятия: социальная структура социальные изменения конфликты интересов основных социальных групп. Социальные изменения представляют собой смену состояний свойств и связей социальных систем. В соответствии со строением и главной характеристикой любой системы можно выделить следующие виды изменений вообще и социальных изменений в частности: Содержательные изменения Под содержанием в науке понимают совокупность элементов системы поэтому здесь речь идет об изменении элементов системы их возникновении исчезновении или изменении ими своих...
81417. Социология в теории социальной работы наука об обществе как целостной системе и об отдельных социаль 34.67 KB
  Социология в теории социальной работы наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах рассматриваемых в их связи с общественным целым. Влияние социологии на социальную работу: использование результатов изучения социологами социальной структуры общества и других фундаментальных проблем социологического знания и практической деятельности применение этих данных в подготовке и переподготовке социальных работников анализ самой социальной работы сточки зрения участия в ней разных групп социальных работников...
81418. Социологические парадигмы в анализе социальной работы 38.2 KB
  Парадигма социальных фактов связана с именем Э. Парадигма понимания или социологии действия связана с именами М. Парадигма социального поведения представлена социальным бихевиоризмом Б. Парадигма социальноисторического детерминизма связана с именами К.
81419. Структурно-функциональные социологические парадигмы в анализе социальной работы 35.85 KB
  Основное внимание социологов данного направления сосредотачивается на исследовании того какой вклад различные части общества структуры вносят в интеграцию целостного социальной системы. Конфликтная модель общества Р. В результате обострение противоречий внутри общества может быть обусловлено рядом причин: диспропорция в распределении власти и отсутствие свободных каналов перераспределения власти. Суть его концепции в следующем: ав каждый момент общество переживает социальный конфликт социальный конфликт вездесущ; б любое общество...
81420. Парадигмы социального поведения при анализе социальной работы 39.02 KB
  Для социального бихевиоризма Скиннера сформировавшегося под влиянием воззрений представителей ортодоксального неопозитивизма и отчасти утилитаризма характерно отождествление механизмов коллективного поведения животных и людей которое рассматривается...
81421. Основные социологические теории и возможность их применения для анализа социальной работы 37.06 KB
  Понимание познание социального действия через его субъективный смысл который вкладывает в данное действие сам субъект. Суть использования понимания состоит в том чтобы поставить себя в положение других людей для того чтобы увидеть какое именно значение они придают своим действиям или каким целям по своему убеждению служат. Исследование значений человеческих поступков это в какойто степени просто развитие наших повседневных попыток понять действия множества различных окружающих нас людей. Действие которое соотносится с действиями...
81422. Конформация пептидных цепей в белках (вторичная и третичная структуры). Слабые внутримолекулярные взаимодействия в пептидной цепи; дисульфидные связи 108.54 KB
  Слабые внутримолекулярные взаимодействия в пептидной цепи; дисульфидные связи. βлисты складчатые слои несколько зигзагообразных полипептидных цепей в которых водородные связи образуются между относительно удалёнными друг от друга 0347 нм на аминокислотный остаток в первичной структуре аминокислотами или разными цепями белка а не близко расположенными как имеет место в αспирали. Стабильность вторичной структуры обеспечивается в основном водородными связями определенный вклад вносят и главновалентные связи пептидные и...
81423. Основы функционирования белков. Активный центр белков и его специфическое взаимодействие с лигандом как основа биологической функции всех белков. Комплементарность взаимодействия молекул белка с лигандом. Обратимость связывания 102.95 KB
  Активный центр белков и его специфическое взаимодействие с лигандом как основа биологической функции всех белков. Каждый индивидуальный белок имеющий уникальную первичную структуру и конформацию обладает и уникальной функцией отличающей его от остальных белков. Набор индивидуальных белков выполняет в клетке множество разнообразных и сложных функций.
81424. Доменная структура и её роль в функционировании белков. Яды и лекарства как ингибиторы белков 106.19 KB
  Яды и лекарства как ингибиторы белков. Некоторые яды попадая в организм человека прочно связываются с определёнными белками ингибируют их и тем самым вызывают нарушения биологических функций. Так лекарства назначаемые в дозах больших чем терапевтические могут действовать как яды т. вызывать серьёзные нарушения обмена веществ и функций организма а яды в микродозах часто используют как лекарственные препараты.